Конфликт причина конфликта конфликтная ситуация инцидент. Структура конфликта

Возникновение конфликтной ситуации и инцидент

Переход участников к конфликтному взаимодействию начина­ется с инициативы одной из сторон в борьбе за объект конфликта. На этом этапе инициатор конфликта, явно или неявно преследую­щий свои цели, проявляет определенную активность (в виде угроз или попыток выяснить отношения, прояснить позиции). Другая сторона при этом может также проявлять активность или оста­ваться пассивной.

Конфликтная ситуация - объективная ситуация, фиксирую­щая обострение реально существующих противоречий у участни­ков в определенной сфере, выявляющая отношение сторон к объек­ту конфликта и их позиции. Какое-то время конфликтная ситуа­ция может существовать как потенциальный конфликт для одной или для обеих сторон. Подлинное значение она обретает лишь после осознания значимости предмета разногласий для сторон. Именно это оказывает решающее влияние на процесс их включения в кон­фликт и на степень его жесткости. Конфликтная ситуация вклю­чает острую форму противоречия, являющуюся основой кон­фликта, при которой существующие противоположности не мо­гут больше существовать в рамках прежнего единства.

В любой конфликтной ситуации существуют границы разногла­сий - что, к сожалению, не всегда легко распознается. Иногда внеш- не все выглядит легко и просто, но в реальности за этой просто­той скрываются огромные сложности. Типичным примером неяс­ности этих границ является ссора, которая начинается с какого-либо пустяка, допустим из-за невымытой посуды, а заканчивает­ся вспоминанием всех близких и дальних родственников, на ко­торых вы, оказывается, похожи, т.е. когда к этому добавляется негативная оценка личности. В результате реальные расхождения, из-за которых возник спор, и сопутствующие моменты в форме обвинений и оскорблений переплетаются, создавая все новые и новые очаги спора.

Осознание ситуации как конфликтной всегда сопровождается эмоциональным напряжением, что активно влияет на течение конфликта и его исход. Структура конфликтной ситуации схема­тически изображена на рис. 9.

Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необхо­димо, чтобы хоть один из участников воспринял ее как значимую для себя, т. е. чтобы для одного из них она приобрела личностный смысл.

Инцидент - конфликтный эпизод, завязка конфликта, нача­ло конфликтной ситуации - ситуация взаимодействия, в кото­рой происходит столкновение интересов или целей участников будущего конфликта. Именно с этого момента конфликт стано­вится для участников психологической реальностью. Иными сло­вами, инцидент - именно тот момент в конфликте, который позволяет осознать собственную включенность в конфликт.

6.Влияние толерантности на образ конфликтной ситуации. Образы конфликтной ситуации - своеобразные идеальные карты, которые включают в себя представления участников конфликта:

ü о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях

ü о противоположной стороне (о потребностях, целях, ценнос­тях и т.п.);

ü о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Необходимо отметить следующее весьма существенное обстоя­тельство. Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Но для возникновения кон­фликта не имеет значения ни то, действительно ли ситуация та­кова, какой ее видят участники, ни то, верно ли судят вовлечен­ные в нее люди об образе мыслей друг друга.

Вполне понятно, что участники конфликта видят ситуацию по-разному, что определяется уже самой включенностью в кон­фликт, но их тезаурусы могут различаться иногда очень сильно. Замечательный пример приводится в книге «Конфликтология» , где описан эпизод из жизни А.П.Чехова. Писатель встре­тился однажды с преступником, который убил совершенно не­знакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресто­ране. «За что же ты его?» - спросил Чехов. «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», - ответил убийца. Видимо, у погиб­шего был иной образ конфликтной ситуации, его позиция (пред­ставление о собственной манере еды и восприятии ее другими) состояла, скорее всего, в том, что он не заслуживает столь сурового наказания. Вероятно, убитый не мог предполагать, что это настолько страшно или может так сильно повлиять на окружаю­щих. Но, к несчастью, у убийцы оказалось другое представление.

Вероятно, нечасто встретишь столь интолерантного человека (категоричного, нетерпимого к чужим недостаткам), как этот преступник. Установка преступника, выражающаяся в том, что другой человек должен соответствовать его требованиям, как бы запускает процесс, который убирает с пути все несоответствую­щее его эталонам. Точно так же фашистская идеология формиро­вала установки, по которым всех, кто не попадал в категорию «арийской расы», следовало уничтожать. Для того чтобы не ока­заться в ситуации, когда слишком категоричные суждения о других людях, их манерах, поведении могли бы все разрушить, сле­дует контролировать собственное поведение.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации оп­ределяется двумя важными обстоятельствами: во-первых, имен­но они определяют конфликтное поведение, а не сама по себе реальность, пусть даже и противоречивая; а во-вторых, воздей­ствие на участников конфликта и изменение их образов ситуа­ции можно рассматривать как средство предупреждения и разре­шения конфликта. Ведь если есть установка толерантности, то она влияет на отбор или фильтрацию поступающей информа­ции, создавая более благоприятные условия для отказа от агрес­сии, категоричности оценок, способствует проявлению гибко­сти.

Именно картины конфликта, а не сама реальность, опреде­ляют поведение сторон. Как отмечает Н. В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одновремен­но «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым создает, «кон­струирует» конфликтную ситуацию. Степень соот­ветствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов выделяют четыре ва­рианта:

адекватно воспринимаемый конфликт (конфликтная ситуация существует и адекватно воспринимается участниками);

неадекватно воспринимаемый конфликт (конфликтная ситуация существует, стороны воспринимают ее как конфликт, но в их представлении он в определенной мере отличается от реального);

ложный конфликт (конфликтной ситуации нет, но тем не ме­нее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как кон­фликтные);

конфликта как факта нет (конфликтная ситуация участника­ми не осознается, не воспринимается, хотя объективно существу­ет) .

Психологически конфликт начинается с восприятия и реак­ции друг на друга как на препятствие, мешающее достижению каких-то целей. Такой процесс в любом конфликте, по мнению многих авторов, сопряжен с искажениями и «неопределенно­стью» исхода, что провоцирует его участников. Это позволяет всту­пать в конфликт даже тем, кто с самого начала обречен на пора­жение. Наше восприятие вообще всегда сопряжено с определен­ными искажениями и потерей информации, но в конфликтной ситуации особенно изменяется - возрастает степень субъектив­ности восприятия.

В конфликте искажается восприятие не только отдельных эле­ментов конфликта, но и конфликтная ситуация в целом. Как от­мечают А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов, существует несколько ос­новных видов искажений: схематизация, категоричность оценок и суждений, явления каузальной атрибуции (приписывание несуще­ствующих причин поведения) .

Конфликтная ситуация упрощается и схематизируется, послед­ствия, как правило, не просчитываются, а оценки становятся без полутонов, «черно-белыми». Собственные суждения о партнере не подвергаются сомнению. Информация фильтруется и интер­претируется в соответствии со своими предубеждениями. Собствен­ные цели оцениваются как возвышенные и поэтому достойные реализации, а цели, намерения оппонента - как подлые и низ­менные. Себе приписываются, как правило, социально одобряе­мые качества (справедливость, честность, благородство и т.д.), а оппоненту - исключительно негативные (подхалимство, ябедни­чество, нахальство и т.д.). При этом, если даже ввиду несомнен­ной очевидности приходится признать положительные качества оппонента, то возникают ошибки, связанные с каузальной атри­буцией.

Каузальная атрибуция - приписывание причин поведения в процессе восприятия социальных объектов. Когда мы встречаем бегущего человека в спортивном костюме, мы предполагаем, что он спортсмен или старается похудеть. Если такого человека мы замечаем в неожиданном месте, предположим в театре, мы тоже пытаемся понять причины его появления здесь: может быть, это человек, работающий в театре, предположим, электрик или сле­сарь, а может быть, у него не было никакой иной одежды, но очень хотелось посмотреть спектакль и т.д.

Каузальная атрибуция предполагает приписывание как суще­ствующих, так и нереальных причин поведения. В конфликте это явление начинает играть особую роль. Часто приписываются оп­поненту несуществующие причины поведения. «Да, может быть, он и не дурак, - рассуждает участник конфликта, - но посмот­рите, как он поступает!» Акцентируя исключительно собствен­ные положительные качества, а в противоположной стороне под­мечая только негативные, постепенно образ оппонента у нас пре­вращается в образ врага. Признаки образа врага: недоверие, воз­ложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление его со злом, отказ ему в сочувствии. Этот образ начинает форми­роваться в самом начале конфликта. При этом нейтральные дей­ствия рассматриваются как агрессивные («он делает только то, что мне во вред»), непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные («это только мне назло»), поступкам оппонента приписывается аморальное, противоправное содержание («это подлые поступки, это удары ниже пояса»).

Итак, искажение образа партнера в конфликтной ситуации приводит к формированию искаженного образа конфликтной си­туации. Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной си­туации, могут быть представлены следующим образом Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сто­рон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.

Эмоциональное реагирование

Ограниченность кругозо­ра, низкий уровень развития характеризуются категоричностью оценок, что ведет к ошибкам прогнозирования развития кон­фликта.

Установки. Ориентация на себя, на власть, доминирование, жесткость установок и т.д. искажают объективное понимание си­туации.

Оценка - самооценка

Чем мень­ше информации о другом имеется у человека, тем больше он до­мысливает и «достраивает» недостающие фрагменты информации, формируя искаженный образ конфликтной ситуации.

Если в сознании участника конфликта сложилось представле­ние, что мир опасен, агрессивен, а людей следует остерегаться, «лучше, чтобы поменьше обо мне знали» и т.д., т.е. в случае «аг­рессивной концепции среды», ошибочное восприятие в конфликте неминуемо.-

Особенности восприятия

Имеет значение и фактор времени - не во всем можно быстро и притом досконально и объективно разобраться.

6.Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной ситуации, могут быть представлены следующим образом:

Наибольшему искажению подвергаются мотивы поведения сторон, их действия, высказывания и поступки, личностные качества оппонентов.

Эмоциональное реагирование и такие состояния, как стресс, аг­рессивность, высокий уровень негативных эмоций, состояние алкогольного или наркотического опьянения и т.д., влияют на возникающие искажения в конфликте. Человек, испытывая все эти и подобные им состояния, искажает образ конфликтной си­туации.

Уровень интеллектуального развития. Ограниченность кругозора, низкий уровень развития характеризуются категоричностью оценок, что ведет к ошибкам прогнозирования развития конфликта.

Установки. Ориентация на себя, на власть, доминирование, жесткость установок и т. д. искажают объективное понимание си­туации.

Оценка - самооценка (их неадекватность). Если человек невер­но оценивает себя или другого, занижая или завышая оценку, то неминуемо искажает и образ конфликтной ситуации.

Уровень информированности участников друг о друге. Чеммень­ше информации о другом имеется у человека, тем больше он домысливает и «достраивает» недостающие фрагменты информации, формируя искаженный образ конфликтной ситуации.

Если в сознании участника конфликта сложилось представление, что мир опасен, агрессивен, а людей следует остерегаться,
«лучше, чтобы поменьше обо мне знали» и т.д., т.е. в случае «агрессивной концепции среды», ошибочное восприятие в конфликте
неминуемо.

Негативное отношение к партнеру, сформировавшееся в до-конфликтный период, служит своеобразным фильтром для адек­ватного восприятия.

Особенности восприятия также влияют на полноту информа­ции в конфликте. Выявлено, что только в 15 % случаев люди точ­но или почти точно прогнозируют развитие событий. Неспособ­ность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта ведет к увеличению ошибок в восприятии самой конфликтной ситуации.

Имеет значение и фактор времени - не во всем можно быстро и притом досконально и объективно разобраться.

Подводя итог сказанному, предлагаем схему анализа структуры конфликта, удобную для межличностных и групповых кон­фликтов, с которыми чаще всего приходится иметь дело любому человеку в обыденной жизни. Способ ответов на простые вопро­сы, на наш взгляд, тоже полезен. Такое, слегка упрощенное по­нимание структуры конфликта делает ее при этом ясной и до­ступной каждому.

Подводя итог сказанному, предлагаем схему анализа структу­ры конфликта, удобную для межличностных и групповых кон­фликтов, с которыми чаще всего приходится иметь дело любому человеку в обыденной жизни. Способ ответов на простые вопро­сы, на наш взгляд, тоже полезен. Такое, слегка упрощенное по­нимание структуры конфликта делает ее при этом ясной и до­ступной каждому.

Анализ структуры конфликта

Кто конфликтует? Участники (стороны) конфликта: прямые - инициаторы, жертвы; косвенные - подстрекатели, случайные лица; отдельные индивиды; группы (большие, малые)
Из-за чего конфликтуют? Объект (предмет) конфликта: реальный (вещественный) мир идеальный мир (чувства)
Как стороны восприни­мают друг друга? Позиции в конфликте: внешняя, внутренняя. Образ конфликтной ситуации.
Что скрыто за участием сторон в конфликте? Внутренняя позиция (потребности и опа­сения сторон) Поведенческие схемы Р-В-Ре
Что влияет на искажение восприятия в конфликте и самого конфликта? Оценка и самооценка, категоричность оценок Каузальная атрибуция Схематизация, стереотипы Установки Эмоциональное реагирование Уровень интеллектуального развития Временной фактор
Чем все завершилось? Способ разрешения конфликта

Конфликт в целом может состоять из одной или несколь­ких конфликтных ситуаций. Можно дать следующее опреде­ление понятию ʼʼконфликтная ситуацияʼʼ.

Конфликтная ситуация- конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.

Конфликтная ситуация имеет систему содержательных ха­рактеристик (временные, пространственные и содержательные границы) и элементную структуру.

Элементами конфликтной ситуации являются:

1. Стороны (участники) конфликта. Типичными сторонами конфликта являются сами личности, социальные группы, организации. Актуальными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и пси­хологические характеристики участников конфликта.

2. Интересы и цели.

3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и суще­ственно значимыми для них.

4. Существенные противоречия между интересами и целями участников конфликта. Противоречия бывают как ре­альными, так и воображаемыми, надуманными, существу­ющими лишь в голове человека. Значимость интересов и целœей должна быть также субъективно преувеличенной.

5. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из сторон. Это конкретное мате­риальное или духовное благо.

6. Повод и инцидент конфликта. Повод конфликта - конк­ретное действие со стороны одного или нескольких насто­ящих или будущих участников конфликта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои ин­тересы. Повод обычно лежит на поверхности, поскольку представляет собой явное или скрытое конкретное дей­ствие, выражающее притязания на нечто, принадлежащее другому, попытку несанкционированного присвоения чего-либо другого либо нанесение ущерба чести и достоинству личности. Поводом конфликта служит явление, способ­ствующее его возникновению, но не определяет появление конфликта с крайне важно стью. В отличие от причины по­вод возникает случайно и может создаваться искусствен­но, как говорят, ʼʼна пустом местеʼʼ. Так, к примеру, пово­дом к семейному конфликту может послужить недосолен­ное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами. Инцидент конфликта - столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуа­ции в конфликт.

Конфликтная ситуация и инцидент вместе образуют конф­ликт, однако конфликтная ситуация возникает до инцидента. Она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъек­тивно, из-за мотивов поведения, преднамеренных устремле­ний оппонирующих сторон. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полнос­тью зависит от ситуации. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент бывают либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно воз­никшими.

Объективно возникшие конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, получить дальнейшее развитие только в результате изменения объективных обстоятельств. Субъектив­но возникшие ситуация и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе оппонирую-

щих сторон. К тому же случайный конфликт менее подвер­жен урегулированию, чем заранее предусмотренный.

Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и переходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работа­ющие люди не желают слушать и слышать друг друга, не всœегда владеют навыками выражать свою мысль, отношение к тому или иному факту ясно и четко.

7. Причины возникновения конфликта. Это реальное проти­воречие между субъектами конфликта͵ претендующими на какое-либо материальное или духовное благо одновремен­но. Причину конфликта нередко путают с его поводом. Причина всœегда находится глубже. Причина конфликта обычно одна, поводов же к конфликту она может порож­дать какое угодно количество.

8. Условия протекания конфликта. Конфликт существенно зависит от внешних условий, в которых он возникает и развивается. Важной составной частью этих условий вы­ступает социально-психологическая среда, представленная обычно личными социальными группами с их специфи­ческой структурой, нормами, ценностями и т. д.

9. Образы конфликтной ситуации. У каждого участника кон­фликта имеются определœенные представления о себе (мо­тивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), о проти­воположных сторонах и среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, оп­ределяют конфликтное поведение участников. Отношения образов и реальности весьма сложны и допускают случаи серьезного расхождения. Исходя из этого, выделяют сле­дующие четыре случая:

Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками; конфлик­та как социально-психологического явления пока нет;

Объективная конфликтная ситуация существует, и сто­роны воспринимают ситуацию как конфликтную, одна­ко с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринимаемо­го конфликта);

Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);

Конфликтная ситуация объективно существует и по клю­чевым характеристикам адекватно воспринимается участ­никами (случай адекватно воспринимаемого конфликта).

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значитель­ной степенью сложности и неопределœенности. Именно ʼʼнео­пределœенностьʼʼ исхода является необходимым условием воз­никновения конфликта.

Весьма полезно иметь представление о возможных иска­жениях образа конфликтной ситуации. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделили основные типы искажений образа конфликтной ситуации ее участниками.

Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конф­ликта͵ но и ситуации в целом. Конфликтная ситуация упро­щается, сложные или неясные моменты отбрасываются, про­исходит схематизация ситуации. Уменьшается перспектива вос­приятия ситуации, предпочтение отдается принципу ʼʼздесь и теперьʼʼ, последствия, как правило, не просчитываются. Вос­приятие ситуации происходит в категоричных, полярных оцен­ках по типу ʼʼчерное-белоеʼʼ, ʼʼвсœе или ничегоʼʼ.

Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписыва­ют социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, демократии, кон­ституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оценива­ются как благородные, цели - как возвышенные и достойные реализации, в связи с этим субъект уверен в своей правоте, а оппо­нент закономерно должен прийти к выводу, что первый прав.

Б. Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низмен­ные (стремление к карьеризму, обогащению, лесть и т. д.). В случае если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной оче­видности фиксировать и мотивы положительной направлен­ности, то возникают ошибки в оценке мотивов. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется норматив­ная обоснованность позиции, ее целœесообразность. Целœевая со­ставляющая рассматривается в русле ʼʼя прав, в связи с этим я дол­жен победитьʼʼ. Операциональная составляющая может вос­приниматься в следующих вариантах:

- ʼʼя всœе делаю правильноʼʼ (самоподдержка; я - истина в последней инстанции);

- ʼʼя вынужден так делатьʼʼ (возложение ответственности на обстоятельства);

- ʼʼпо-другому в этой ситуации невозможно поступитьʼʼ (это единственно верное решение);

- ʼʼон сам виноват, что мне приходится так действоватьʼʼ (возложение ответственности на другого);

- ʼʼвсœе так делаютʼʼ (размывание ответственности).

Б. Позиция оппонента воспринимается как ошибочная, без­доказательная, нормативно неподкрепленная. По этой причине цель противостоящей стороны состоит в том, чтобы заставить оп­понента уступить или проиграть. Операциональная составля­ющая воспринимается в следующих интерпретациях:

- ʼʼэто подлые поступки, удары ниже поясаʼʼ (действиям приписывается аморальное, противоправное содержание);

- ʼʼон делает только то, что мне во вредʼʼ (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);

-- ʼʼон намеренно так поступаетʼʼ (непреднамеренные дей­ствия воспринимаются как умышленные).

Исксокение восприятия личностных качеств.

А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положи­тельные и привлекательные черты, которые пропагандируют­ся среди окружающих, в т.ч. и в среде оппонента. Игно­рируются и не принимаются замечания, упоминания, указа­ния о любых сомнительных, нелœепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положи­тельного в самом себе позволяет выдвигать постулат ʼʼхоро­шие люди совершают хорошие поступкиʼʼ.

Б. Личность оппонента. Происходят усиление и гипербо­лизация негативных черт и свойств личности оппонента. Сра­батывает эффект поиска ʼʼсоринки в чужом глазуʼʼ. Усиливает-

ся поиск всœего негативного и непривлекательного. В оппонен­те игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдываются высмеивание недостатков (в том числе при­родного свойства), допущение оскорблений в его адрес. При­нимается и поддерживается точка зрения, что ʼʼплохие люди действуют плохими методамиʼʼ. В отношении оппонента фор­мируется ʼʼобраз врагаʼʼ.

Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации, в част­ности, состояние стресса, высокий уровень негативных эмо­ций, низкий уровень информированности участников друг о друге, неумение предвидеть последствия, доминирование в сознании оппонента ʼʼагрессивной концепции средыʼʼ, негатив­ная установка на оппонента͵ фактор времени и др.

Иллюзия ʼʼвыигрыша - проигрышаʼʼ: ʼʼНаши потребности абсолютно несовместимы, только один из нас может побе­дитьʼʼ. Иллюзия состоит по сути в том, что результат, при кото­ром один выигрывает, а другой проигрывает, воспринимается как неизбежный, хотя на самом делœе существует альтернатива взаимовыгодного решения.

Иллюзия ʼʼплохого человекаʼʼ: Индивид рассуждает следу­ющим образом: ʼʼМой конфликт - это прямой результат не­компетентности, грубости, глупости или других недостатков партнера; он должна быть разрешен только в том случае, в случае если тот их признает и исправитʼʼ. Поскольку мы считаем конф­ликт прямым следствием личных недостатков другого, мы снимаем с себя ответственность за собственный вклад в созда­ние проблемы. Мы успокаиваем себя, считая, что виноват другой человек, а мы - лишь невинная и несчастная жертва.

Иллюзия ʼʼкамня преткновенияʼʼ: ʼʼНаши разногласия не­примиримы, соглашение невозможноʼʼ.

Другими наиболее типичными случаями искажения явля­ются:

- иллюзия ʼʼсобственного благородстваʼʼ (каждый оцени­вает свою способность к сотрудничеству выше, чем у оппонента);

- ʼʼвсœе ясноʼʼ (предельное, благодаря чему упрощение ситуации утверждает истинность одной и ложность по­зиции противоположной стороны).

Структура конфликта

Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта;

2) субъекты (участники) конфликта;

3) социальная среда, условия конфликта;

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы - все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

1) основные психологические доминанты поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники - это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

объект - это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты;

конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;

инцидент - это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода.

Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство — убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на “своих” и “чужих”, друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным “кто есть кто”, ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее “ввязаться в драку” и победить, а с другой — трудно входить в воду “не зная броду”.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание).

По поводу самого понятия «инцидент» И его места, и роли в структуре и динамике социального (политического) конфликта у исследователей нет единого мнения. Многие считают, что инци­дент - это и есть начало открытого противоборства, что, на нашвзгляд, не в полной мере соответствует действительности. Длятого чтобы разобраться в сути проблемы и обосновать свою точ­ку зрения, приведем несколько вариантов определения понятия«инцидент» .

Инцидент - случай или происшествие, как правило, непри­ятное, затрагивающее интересы одной или обеих враждующихсторон и используемое ими для развязывания конфликтных дей­ствий (Бабосов Е. М.).

Инцидент - столкновение, которое служит «детонатором» конфликта, поводом для перехода его субъектов к открытым конфликтным действиям (Дмитриев А В.).

Инцидент - начальный этап в динамике открытого кон­фликта, характеризуюшийся прямым противоборством сторон(Ратников В. п.).

Инцидент - первый открытый этап в динамике конфликта,

выражающийся во внешнем противодействии, столкновении

сторон (Анцупов А Я.).

Инцидент - столкновение противодействующих сторон, оз­

начающее перевод конфликтной ситуации в конфликтное взаи­модействие сторон (Аклаев АР.).

Из приведенных вариантов определения исследуемого поня­

тия наглядно видны различия в понимании инцидента. В первыхдвух определениях инцидент трактуется как «случай», «происше­

ствие», «повод», «детонатор» конфликта. В последующих трех ­как «начальный этап в динамике конфликта».

Обосновывая свою точку зрения, В. П. Ратников пишет, что

инцидент конфликта следует отличать от его повода. Повод ­

это то конкретное событие, которое служит толчком, предметомк началу конфликтных действий. При этом оно может возник­нуть случайно, а может и специально придумываться, но во вся­КОМ, случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого ин­цидент - это уже конфликт, его начало.

Для ответа на возникшую проблему прежде всего необходи­

мо qбратиться к этимологии слова инцидент, так как, по нашему

мнению, именно в его первооснове кроется сущность данного

(и любого иного) явления. Итак, «инцидент [лат. iпcideпs

(incidentis) - случающийся} - случай, происшествие (обычно

неприяцюго характера), недоразумение, столкновение». Следо­вательно, инцидент случается, т. е. происходит случайно или не­

преднамеренно. Уже в силу своей случайности он не может быть

началом открытой стадии конфликта, так как конфликт предпо­

лагает осознанные и целенаправленные действия, а не случай­

кин И Н. М. Коряк на основе анализа различных видов кон­

фликтов приходят к выводу о том, что конфликтная ситуация и

инцидент, таким образом, «ведут себя» в определенном смысле

независимо. Например, конфликтная ситуация может опреде­

ляться объективными обстоятельствами, а инцидент - возник­

нуть случайно.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спрово­цирован субъектом (субъектами) конфликта. Он возможен и какрезультат естественного хода развития событий. Бывает, что ин­цидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследую­щая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Но

даже тогда, когда инцидент провоцируется кем-либо (противо­стоящей стороной (сторонами), «третьей силой» И т. д.), главнойцелью «провокации» является создание основания для повода. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное груп­пой боснийских террористов 28 августа 1914 Г., было хорошоспланированной акцией. Но для мировой общественности и длянаходившихся в состоянии конфронтации Австро- Германскогоблока и Антанты это событие было случайным инцидентом, кото­рый стал формальным поводом для начала Первой мировой вой­НЫ. Хотя объективные противоречия и напряженность в отно­шениях между Антантой и Германским военным блоком сущест­вовали уже много лет, именно эти противоречия стали истиннойпричиной мировой войны, а не инцидент.

Действительно, повод и инцидент - разные явления. Но по­вод, по нашему мнению, надо рассматривать не как «конкретноесобытие», а в качестве субъективно созданной ситуации, основа­нием для которой могут быть реальные или вымышленные со­бытия. В пони мании самого «инцидента» МЫ солидарны с мне­нием Е. М. Бабосова и А. В. Дмитриева о том, ЧТО он использу­

ется в качестве предлога для начала конфликта. Поэтомуинцидент - это еще не конфликт, а лишь случай, который мо­жет быль использован в качестве предлога для начала противо­борства сторон.

А. Р. Аклаев пишет, что инцидент неизбежно вызывает от­ветные действия". Данное утверждение, на наш взгляд, такжетребует определенных уточнений. Если конфликтная ситуация

полностью «созрела» И обе находящиеся в состоянии конфрон­тации стороны только и ждут этого самого повода (инцидента), то он непременно приведет к взаимному противоборству. Но возможны варианты, когда одна или обе стороны не готовы к конфликту или одна из сторон не желает вступать в открытую схватку в силу различных обстоятельств. Тогда инцидент не при­ведет к конфликту. Так, например, политический режим М. Саа­кашвили в Грузии, стремясь силовыми методами решить кон­фликты с Абхазией и Южной Осетией, систематически провоци­рует различные инциденты в зонах противостояния. При этом

I Аклаев А. Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менедж­мент. М., 2005. С. 449.

Грузия рассчитывает не столько на свою военную мощь, сколько на вовлечение в конфликт миротворческих сил НАТО. Такое развитие событий является неприемлемым для Абхазии, Южной Осетии и выполняющей миротворческую функцию в зоне кон­фликта России. Поэтому они не поддаются на провокации гру­зинской стороны и инциденты не приводят к открытой войне.

В целом же в условиях сложившейся конфликтной ситуации возможны три основных варианта поведения сторон при воз­никшем инциденте:

1) стороны (сторона) стремятся уладить возникшую в резуль­тате инцидента проблемную ситуацию и найти компромисс, невступая в открытую борьбу;

2) одна из сторон делает вид, что ничего особенного не про­

изошло (уход от конфликта);

3) инцидент становится поводом к началу открытого проти­

востояния.

Инцидент также может стать поводом для эскалации уже су­ществующего конфликта и его перехода в новую, более оструюформу противоборства. Например, случайная гибель или предна­меренное убийство одного из лидеров конфликтующей стороныможет явиться поводом для начала открытых боевых действий.

Выбор соответствующего варианта поведения во многом за­висит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональ­ных ориентаций) сторон и их потенциальной готовности к кон­фликту. При этом учитываются и внешние условия (среда разви­тия конфликтной ситуации). Порой именно окружающая среда«заставляет» стороны урегулировать возникшую проблемную си­туацию (инцидент) неконфликтными методами.

Итак, инцидент - это случай (происшествие), который в ус­ловиях сформировавшейся конфликтной ситуации может статьформальным поводом для начала непосредственного столкновения сторон.

Одним из главных условий успешного разрешения любого конфликта является разграничение инцидента и реальной причи­ны противоборства - объекта (предмета) конфликта. Существу­ют конфликты, в которых такое разграничение инцидента (пово­да) и причины является вполне очевидным. Но есть и конфликты, для анализа которых необходимо содействие специалистов. Так, например, в сентябре 2006 г. в Венгрии разразился политический конфликт, который вывел на улицы Будапешта и других городов страны десятки тысяч недовольных граждан. Поводом для массо­вых выступлений стала 25-минутная аудиозапись, появившаясянакануне на веб-сайте государственного радио. Сделанная еще в конце мая, она озвучивала признание премьера Дюрчаньа о том, что он вводил граждан в заблуждение относительно экономиче­ского положения в стране. Очевидно, что данный инцидент (утеч­ка информации) не привел бы к конфликту, если бы правительст­во проводило эффективную экономическую политику. Но, по мнению аналитиков, «Бунт зрел давно. С 1 сентября в Венгрии повышен НДС - с 15 до 20 %, на 100 % выросли отчисления на социальное страхование. Подорожали лекарства. Подскочили цены на газ, электроэнергию, бензин. Предвыборные обещания социалистов не выполнены. Застой наблюдается во всем» I .

При анализе конфликта также необходимо учитывать, что существуют конфликты, в которых инцидент как таковой (как повод) отсутствует. Это происходит в тех случаях, когда одна из сторон нападает «без объявления войны». Например, нападение фашистской Германии на Советский Союз (22 июня i941 г.). Назвать инцидентом (случаем) одновременное начало боевых действий на всей многотысячной советско-германской границе, на наш взгляд, некорректно. Нападение грабителя на прохоже­го - пример, аналогичный предыдущему.

Особенность таких «безынцидентных» конфликтов, на наш взгляд, состоит в следующем:

1) в этих конфликтах отсутствует конфликтная ситуация как таковая, нет, как правило, и напряженности в отношениях между потенциальными сторонами предполагаемого конфликта (вернее, потенциальной стороной ощущает себя лишь будущий агрессор);

2) агрессор прежде всего рассчитывает на фактор внезапно­сти, поэтому до нападения он тщательно скрывает свои наме­рения;

3) агрессор обычно полностью уверен в своей победе, поэто­му он рассматривает своего противника не как «дееспособного»субъекта (сторону) конфликта, а в качестве жертвы, объекта на­падения;

4) односторонняя агрессия может трансформироваться в ре­альный конфликт (противоборство) только в том случае, если

предполагаемая жертва сумеет дать агрессору достойный отпор истанет отстаивать свои интересы, т. е. если выбранный агрессо­ром объект нападения трансформируется в субъект (сторону) конфликта.

В «нереалистическом» конфликте (в котором нет реального объекта) инцидент может выполнять роль несуществующего объекта. В таком конфликте инцидент (повод) выдается за объ­ект (причину), и решить такой конфликт весьма непросто. Но влюбом случае для решения конфликта необходимо находить ре­альную причину, а не повод или инцидент.

Причины конфликтов

Тема 4.1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации

2. Структура конфликта

3. Причины конфликта

4. Этапы конфликта

Конфликт - от лат. Confliktus – столкновение.

Существуют различные определения конфликта, все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. В основе конфликта всегда лежит отсутствие согласия, поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами, как столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Конфликты между людьми, группами людей существуют столько, сколько существует человек. Проблема социального конфликта актуальна для любого общества. Конфликт - явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и угрожающее ей. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, бытовые и внутрисемейные конфликты - все это разновидности социальных конфликтов. Например, друзья претендуют на определенное благо в жизни, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и каков будет характер этих отношений впоследствии?

На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь о том, что такое конфликт.

Прежде всего необходимо дать определение понятия «конфликт» (от лат.- столкновение). В настоящее время в психологии не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта,

§ другой подход заключается в понимании конфликта как одного из видов социального взаимодействия индивидов или социальных групп, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации ее целей (интересов, потребностей). При данном подходе конфликты возможны только при социальном взаимодействии.



Кроме того, иногда конфликт понимается как:

§ специфический вид общения, ситуационная несовместимость, ситуация ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. При таком подходе сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречий, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия. Противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей. Всевозможные социальные противоречия возникают везде и всегда, но только незначительная часть из них разрешается путем конфликтов.

Давайте выберем приемлемое для нас определение конфликта.

Конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу.

Различие интересов и взглядов людей, несовпадение восприятия и оценок тех иди иных событий могут приводить к спорным ситуациям.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

Если же создавшаяся ситуация представляет угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой две (или более) стороны выражают интересы, желания, цели, противоречащие друг другу.

Для перерастания противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; «дефицит» социальных позиций (статусов, ролей) и источников (т.е. определенных материальных или духовных ресурсов); стремление участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Конфликтные ситуации бывают двух видов: со строгим соперничеством, когда интересы диаметрально противоположны и выигрыш одной стороны означает проигрыш другой, и с нестрогим соперничеством, когда скрещиваются не столь противоположные интересы.

Информация в конфликте характеризует основные информационные потоки, прежде всего связанные с формированием информационных моделей конфликта у его участников и их информационным взаимодействием в процессе развития конфликта.

Среди существенных черт конфликта выделяют:

§ наличие противоречия между субъектами;

§ их противодействие;

§ нежелание найти выход из создавшегося положения путем согласия;

§ негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.