Кого, по словам Мазепы, не стоит впрягать в одну телегу вместе с конём? Конь и трепетная лань.

Чехов А. П. Конь и трепетная лань // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982.

Т. 4. [Рассказы, юморески], 1885-1886. - М.: Наука, 1976 . - С. 97-100.

КОНЬ И ТРЕПЕТНАЯ ЛАНЬ

Третий час ночи. Супруги Фибровы не спят. Он ворочается с боку на бок и то и дело сплевывает, она, маленькая худощавая брюнеточка, лежит неподвижно и задумчиво смотрит на открытое окно, в которое нелюдимо и сурово глядится рассвет...

Не спится! - вздыхает она. - Тебя мутит?

Да, немножко.

Не понимаю, Вася, как тебе не надоест каждый день являться домой в таком виде! Не проходит ночи, чтоб ты не был болен. Стыдно!

Ну, извини... Я это нечаянно. Выпил в редакции бутылку пива, да в «Аркадии» немножко перепустил. Извини.

Да что извинять? Самому тебе должно быть противно и гадко. Плюет, икает... Бог знает на что похож. И ведь это каждую ночь, каждую ночь! Я не помню, когда ты являлся домой трезвым.

Я не хочу пить, да оно как-то само собой пьется. Должность такая анафемская. Целый день по городу рыскаешь. Там рюмку выпьешь, в другом месте пива, а там, глядь, приятель пьющий встретился... нельзя не выпить. А иной раз и сведения не получишь без того, чтоб с какой-нибудь свиньей бутылку водки не стрескать. Сегодня, например, на пожаре нельзя было с агентом не выпить.

Да, проклятая должность! - вздыхает брюнетка. - Бросил бы ты ее, Вася!

Бросить? Как можно!

Очень можно. Добро бы ты писатель настоящий был, писал бы хорошие стихи или повести, а то так, репортер какой-то, про кражи да пожары пишешь. Такие пустяки пишешь, что иной раз и читать совестно. Хорошо бы еще, пожалуй, если б зарабатывал много, этак рублей двести-триста в месяц, а то получаешь какие-то несчастные пятьдесят рублей, да и то неаккуратно. Живем мы бедно, грязно. Квартира прачечной пропахла, кругом всё мастеровые да развратные женщины живут. Целый день только и слышишь неприличные слова и песни. Ни мебели у нас, ни белья. Ты одет неприлично, бедно, так что хозяйка на тебя тыкает, я хуже модистки всякой. Едим мы хуже всяких поденщиков... Ты где-то на стороне в трактирах какую-то дрянь ешь, и то, вероятно, не на свой счет, я... одному только богу известно, что я ем. Ну, будь мы какие-нибудь плебеи, необразованные, тогда бы помирилась я с этим житьем, а то ведь ты дворянин, в университете кончил, по-французски говоришь. Я в институте кончила, избалована.

Погоди, Катюша, пригласят меня в «Куриную слепоту» отдел хроники вести, тогда иначе заживем. Я номер тогда возьму.

Это уж ты мне третий год обещаешь. Да что толку, если и пригласят? Сколько бы ты ни получал, всё равно пропьешь. Не перестанешь же водить компанию со своими писателями и актерами! А знаешь что, Вася? Написала бы я к дяде Дмитрию Федорычу в Тулу. Нашел бы он тебе прекрасное место где-нибудь в банке или казенном учреждении. Хорошо, Вася? Ходил бы ты, как люди, на службу, получал бы каждое 20-е число жалованье - и горя мало! Наняли бы мы себе дом-особнячок с двором, с сараями, с сенником. Там за двести рублей в год отличный дом можно нанять. Купили бы мебели, посуды, скатертей, наняли бы кухарку и обедали бы каждый день. Пришел бы ты со службы в три часа, взглянул на стол, а на нем чистенькие приборы, редиска, закуска разная. Завели бы мы себе кур, уток, голубей, купили бы корову. В провинции, если не роскошно жить и не пропивать, всё это можно иметь за тысячу рублей в год. И дети бы наши не умирали от сырости, как теперь, и мне бы не приходилось таскаться то и дело в больницу. Вася, богом молю тебя, поедем жить в провинцию!

Там с дикарями от скуки подохнешь.

А здесь разве весело? Ни общества у нас, ни знакомства... С чистенькими, мало-мальски порядочными людьми у тебя только деловое знакомство, а семейно ни с кем ты не знаком. Кто у нас бывает? Ну, кто? Эта Клеопатра Сергеевна. По-твоему, она знаменитость, фельетоны музыкальные пишет, а по-моему - она содержанка, распущенная женщина. Ну, можно ли женщине пить водку и при мужчинах корсет снимать? Пишет статьи, говорит постоянно о честности, а как взяла в прошлом году у меня рубль взаймы, так до сих пор не отдает. Потом, ходит к тебе этот твой любимый поэт. Ты гордишься, что знаком с такой знаменитостью, а рассуди ты по совести: стоит ли он этого?

Честнейший человек!

Но веселого в нем очень мало. Приходит к нам для того только, чтобы напиться... Пьет и рассказывает неприличные анекдоты. Третьего дня, например, нализался и проспал здесь на полу целую ночь. А актеры! Когда я была девушкой, то боготворила этих знаменитостей, с тех пор же, как вышла за тебя, я не могу на театр глядеть равнодушно. Вечно пьяны, грубы, не умеют держать себя в женском обществе, надменны, ходят в грязных ботфортах. Ужасно тяжелый народ! Не понимаю, что веселого ты находишь в их анекдотах, которые они рассказывают с громким, хриплым смехом! И глядишь ты на них как-то заискивающе, словно одолжение делают тебе эти знаменитости, что знакомы с тобой... Фи!

Оставь, пожалуйста!

А там, в провинции, ходили бы к нам чиновники, учителя гимназии, офицеры. Народ всё воспитанный, мягкий, без претензий. Напьются чаю, выпьют по рюмке, если подашь, и уйдут. Ни шуму, ни анекдотов, всё так степенно, деликатно. Сидят, знаешь, на креслах и на диване и рассуждают о разных разностях, а тут горничная разносит им чай с вареньем и с сухариками. После чаю играют на рояле, поют, пляшут. Хорошо, Вася! Часу в двенадцатом легонькая закуска: колбаса, сыр, жаркое, что от обеда осталось... После ужина ты идешь дам провожать, а я остаюсь дома и прибираю.

Скучно, Катюша!

Если дома скучно, то ступай в клуб или на гулянье... Здесь на гуляньях души знакомой не встретишь, поневоле запьешь, а там кого ни встретил, всякий тебе знаком. С кем хочешь, с тем и беседуй... Учителя, юристы, доктора - есть с кем умное слово сказать... Образованными там очень интересуются, Вася! Ты бы там одним из первых был...

И долго мечтает вслух Катюша... Серо-свинцовый свет за окном постепенно переходит в белый... Тишина ночи незаметно уступает свое место утреннему оживлению. Репортер не спит, слушает и то и дело приподнимает свою тяжелую голову, чтобы сплюнуть... Вдруг, неожиданно для Катюши, он делает резкое движение и вскакивает с постели... Лицо его бледно, на лбу пот...

Чертовски меня мутит, - перебивает он мечтания Катюши. - Постой, я сейчас...

Накинув на плечи одеяло, он быстро выбегает из комнаты. С ним происходит неприятный казус, так знакомый по своим утренним посещениям пьющим людям. Минуты через две он возвращается бледный, томный... Его пошатывает... На лице его выражение омерзения, отчаяния, почти ужаса, словно он сейчас только понял всю внешнюю неприглядность своего житья-бытья. Дневной свет освещает перед ним бедность и грязь его комнаты, и выражение безнадежности на его лице становится еще живее.

Катюша, напиши дяде! - бормочет он.

Да? Ты согласен? - торжествует брюнетка. - Завтра же напишу и даю тебе честное слово, что ты получишь прекрасное место! Вася, ты это... не нарочно?

Катюша, прошу... ради бога...

И Катюша опять начинает мечтать вслух. Под звук своего голоса и засыпает она. Снится ей дом-особнячок, двор, по которому солидно шагают ее собственные куры и утки. Она видит, как из слухового окна глядят на нее голуби, и слышит, как мычит корова. Кругом всё тихо: ни соседей-жильцов, ни хриплого смеха, не слышно даже этого ненавистного, спешащего скрипа перьев. Вася чинно и благородно шагает около палисадника к калитке. Это идет он на службу. И душу ее наполняет чувство покоя, когда ничего не желается, мало думается...

К полудню просыпается она в прекраснейшем настроении духа. Сон благотворно повлиял на нее. Но вот, протерев глаза, она глядит на то место, где так недавно ворочался Вася, и обхватывавшее ее чувство радости сваливается с нее, как тяжелая пуля. Вася ушел, чтобы возвратиться поздно ночью в нетрезвом виде, как возвращался он вчера, третьего дня... всегда... Опять она будет мечтать, опять на лице его мелькнет омерзение.

Незачем писать дяде! - вздыхает она.

Примечания

    КОНЬ И ТРЕПЕТНАЯ ЛАНЬ

    Впервые - «Петербургская газета», 1885, № 219, 12 августа, стр. 3, отдел «Летучие заметки», с подзаголовком: (Сценка). Подпись: А. Чехонте.

    Включено в первое издание сборника «Пестрые рассказы».

    Печатается по тексту сборника «Пестрые рассказы», СПб., 1886, стр. 1-6.

    В названии рассказа использованы стихи из «Полтавы» А. С. Пушкина (песнь вторая):«В одну телегу впрячь немножно / Коня и трепетную лань».

    Для сборника «Пестрые рассказы» Чехов снял подзаголовок и внес в текст несколько поправок.

    При жизни Чехова рассказ был переведен на сербскохорватский язык.

В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань

Цитата из поэмы А.С. Пушкина "Полтава" (1829).

  • - крыл. сл. Цитата из трагедии Шекспира «Король Ричард III», д. 5, карт. 4, в стихотворном переводе актера Я. Г. Брянского...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Цитата из поэмы А.С. Пушкина "Полтава" ...
  • - Из мультфильма «Дюймовочка» . Режиссер-постановщик Л. Амальрик, сценарий драматурга Николая Робертовича Эрдмана. ° В мультфильме: «Ну вот, поели, теперь можно и поспать. Ну вот, поспали...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - В полдень можно сеять одну только пшеницу; остальное пропадет...
  • - Твоим носом мою жопу. Не очень вежливая загадка, попытка разыграть собеседника...

    Словарь народной фразеологии

  • - B/B гл см. _Приложение II впряжённый A/B пр; 245, 254 см. _Приложение II впряжён впряжена́ впряжено́ впряжены́ Обряд творится погребальный. Звучит уныло песнь муллы. В арбу впряжённые волы Стоят пред саклею печальной...

    Словарь ударений русского языка

  • - Ср. Нет, - воскликнул: - я вижу, что В одну телегу впрячь не можно - Коня и трепетную лань... Тургенев. Два приятеля. Ср. Стой один перед грозою, Не призывай к себе жены.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Въ одну телѣгу впрячь не можно - Коня и трепетную лань. Ср. Нѣтъ, воскликнулъ: я вижу, что Въ одну телѣгу впрячь не можно - Коня и трепетную лань... Тургеневъ. Два пріятеля...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - С английского: A horse, a horse/ My kingdom for a horse! Из трагедии «Король Ричард III» Уильяма Шекспира, слова короля Ричарда III в стихотворном переводе актера Якова Григорьевича Брянского...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Цитата из трагедии Шекспира "Король Ричард III", д. 5, карт. 4, в стихотворном переводе актера Я.Г. Брянского...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - С английского: A horse, a horse! My kingdom for a horse! Из трагедии «Король Ричард III» Уильяма Шекспира, слова короля Ричарда в стихотворном переводе актера Якова Григорьевича Брянского...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. СВОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    Словарь синонимов

"В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань" в книгах

II. «Собака лает на телегу так же…»

Из книги автора

II. «Собака лает на телегу так же…» Собака лает на телегу так же, Как петухи па колесницу Феба, Катящуюся в небесах, - средь лая И звонкогорлых песен петушиных. На медленно всходящий красный шар Мы едем, я и мой хозяин рядом. Когда он огибает льдистым кровом Одетый грязным

Одну вещь купили - одну убрали

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Одну вещь купили - одну убрали Надеюсь, вы уже осознали пагубность импульсивных покупок. Но это еще не все. Каждый раз при появлении новинки мы должны спросить у себя: «Почему и для чего эта вещь вошла в мою жизнь?» Независимо от того, как эта вещь оказалась в вашем доме

СКОЛЬКО РАЗ МОЖНО ВОЙТИ В ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕКУ?

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

СКОЛЬКО РАЗ МОЖНО ВОЙТИ В ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕКУ? Гераклит Эфесский (540-480 гг. до н.э.) - один из самых загадочных и трудно понимаемых древнегреческих философов-досократиков. О жизни его известно, что он происходил из рода эфесских царей и должен был наследовать власть, но

Можно ли высаживать перец в одну теплицу с томатами и огурцами?

Из книги 1001 ответ на важные вопросы садовода и огородника автора Кизима Галина Александровна

Можно ли высаживать перец в одну теплицу с томатами и огурцами? Перец можно выращивать вдоль рядов томата, тогда он не будет подвергаться нападению тли, но можно сажать его и в одной теплице с огурцами, хотя он и предпочитает сухой воздух. Но лучше всего перец выращивать в

4.4. Можно ли на одну гряду сажать разные овощи?

Из книги Семейное овощеводство на узких грядах. Опыт использования метода Митлайдера в России автора Угарова Татьяна Юрьевна

4.4. Можно ли на одну гряду сажать разные овощи? Рассмотрим два варианта совместного выращивания разных культур на одной гряде;1. «Смешанные посадки», когда разные растения в рядках чередуются (т. е. каждое растение одного вида соседствует с растением другого вида) или

13.3. Взятие Трои «при помощи коня» и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году В образе Троянского коня слились как Царь-Градский акведук, так и осадная башня на колёсах

Из книги автора

13.3. Взятие Трои «при помощи коня» и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году В образе Троянского коня слились как Царь-Градский акведук, так и осадная башня на колёсах Обратимся теперь к истории Крестовых походов и посмотрим - нет ли в нём упоминания о Троянском коне или

13.3. Взятие Трои «при помощи коня» и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году В образе троянского коня слились как Царь-Градский акведук, так и осадная башня на колесах

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

13.3. Взятие Трои «при помощи коня» и взятие Царь-Града крестоносцами в 1204 году В образе троянского коня слились как Царь-Градский акведук, так и осадная башня на колесах Обратимся теперь к истории Крестовых Походов и посмотрим - нет ли в нем упоминания о Троянском коне или

Посадка на коня и слезание с коня

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Посадка на коня и слезание с коня Как садиться на коня, разбирать поводья и слезать – большая наука. Многие казаки умеют это делать, но немногие делают сие красиво.Поэтому, перед тем, как сесть на коня (лошадь), следует поставить ее и самому встать рядом.Садиться на лошадь

В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань

автора Серов Вадим Васильевич

В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань Из поэмы «Полтава» (1829) А. С. Пушкина (1799-1837). Слова Мазепы: Ах, вижу я: кому судьбою Волненья жизни суждены, Тот стой один перед грозою, Не призывай к себе жены. В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань. Забылся

Коня! Коня! Полцарства за коня!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Коня! Коня! Полцарства за коня! С английского: A horse, a horse/ My kingdom for a horse!Из трагедии «Король Ричард III» (действ. 5, картина 4) Уильяма Шекспира (1564-1616), слова короля Ричарда III в стихотворном переводе (1833) актера Якова Григорьевича Брянского (1790-1853).Этот перевод был сделан

9. Каким образом можно купить багаж только в одну сторону или докупить его после приобретения билетов?

Из книги RyanAir: что это такое и с чем его летят? автора

9. Каким образом можно купить багаж только в одну сторону или докупить его после приобретения билетов? Помниться, в Инструкции по покупке билетов RyanAir я обещала рассказать, как можно сэкономить на багаже, взяв его лишь на обратную дорогу. Теперь рассказываю! Делается это

10.7. Можно ли дважды войти в одну и ту же реку?

Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

10.7. Можно ли дважды войти в одну и ту же реку? Никто не разрушал общинную собственность целенаправленно. Эволюция человеческой цивилизации с ее переходами от одной формации к другой - не продукт чьих-то измышлении и выдумок. Это - объективный природный или, как говорят,

Одну и ту же историю можно использовать по-разному

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Одну и ту же историю можно использовать по-разному Умение рассказывать истории – это ваше главное достояние как оратора. Вы можете использовать одну и ту же историю на разных мероприятиях и перед разной аудиторией. Одна и та же история может приводить к разным выводам и

Акт Злуки як спроба поєднати «коня» й «трепетну лань»

Из книги Крах Симона Петлюри автора Яневський Данило Борисович

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. (Мк. 9:5, 6; Лк. 9:33, - с небольшими различиями в речи). У Марка добавлено: "ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе (9:6); у Лк. то же, но

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Кого, по словам Мазепы, не стоит впрягать в одну телегу вместе с конём?

А) трепетную лань

В) выносливого верблюда

С) упрямого осла

D) неуправляемого страуса

Правильный ответ А. Трепетную лань

В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань

Из поэмы «Полтава» (1829), А С. Пушкина (1799-1837). Слова Мазепы:

Ах, вижу я: кому судьбою

Волненья жизни суждены,

Тот стой один перед грозою,

Не призывай к себе жены.

В одну телегу впрячь не можно

Коня и трепетную лань.

Забылся я неосторожно:

Теперь плачу безумствам дань…

Иносказательно:

1. Нельзя решить взаимоисключающие задачи.

2. О двух не подходящих друг другу людях.

В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань
Из поэмы «Полтава» (1829) А. С. Пушкина (1799-1837). Слова Мазепы:
Ах, вижу я: кому судьбою
Волненья жизни суждены,
Тот стой один перед грозою,
Не призывай к себе жены.
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
Забылся я неосторожно:
Теперь плачу безумствам дань...

Иносказательно: об исторической закономерности, согласно которой авторитарность администрации всегда сочетается с непросвещенностью, слабым гражданским самосознанием народа.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань" в других словарях:

    Ср. Нет, воскликнул: я вижу, что В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань... Тургенев. Два приятеля. Ср. Стой один перед грозою, Не призывай к себе жены... В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань. А.С. Пушкин. Полтава. 2.… …

    Цитата из поэмы А.С. Пушкина Полтава (1829). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Въ одну телѣгу впрячь не можно Коня и трепетную лань. Ср. Нѣтъ, воскликнулъ: я вижу, что Въ одну телѣгу впрячь не можно Коня и трепетную лань... Тургеневъ. Два пріятеля. Ср. Стой одинъ передъ грозою, Не призывай къ себѣ жены... Въ одну телѣгу… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань - крыл. сл. Цитата из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (1829) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - [ре], впрягу, впряжёшь, впрягут, прош. вр. впряг [рёк], впрягла. совер. к впрягать. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ТЕЛЕГА, телеги, жен. Крестьянская четырехколесная повозка. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань.» Пушкин. «Проселочным путем люблю скакать в телеге.» Лермонтов. «Весело я лажу борону и соху, телегу готовлю, зерна насыпаю.»… … Толковый словарь Ушакова

    Мазепа ("Полтава") - Смотри также Гетман; вождь Украйны, малороссийский владыка. Он стар, он удручен годами, войной, заботой и трудами; труды и годы угасили в нем прежний деятельный жар, твердили юноши. По словам Марии, он прекрасен: в его глазах блестит любовь … Словарь литературных типов

    БРЕНД, ЗОНТИЧНЫЙ - бренд, под которым на рынок выпускается несколько разных по своим характеристикам товаров. Б. з. противоположность монобренду, характеризующему единственный вариант товара. В любом случае Б. з. возникает вследствие разрастания ассортимента и… … Маркетинг. Большой толковый словарь

    Ср. Я человек с большими недостатками и слабостями, а она девушка сильная и фанатичка... мы не можем ладить... оттого что лычко с ремешком не вяжется. Лесков. В Москве. 26. См. в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Счастливый на коне, бессчастный пеш (под конем). Ср. Иноходец в пути не товарищ, а большой в избе не сосед. Ср. Петр Иванов Ильинский. Собр. 4291 древн. росс. посл. (Рукопись Погодина.) Ср. Pauperior caveat sese sociare potenti (cum parili… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона