Когда жил синантроп. Архантропы – антропология и культура

Содержание статьи

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха , Геродота , Пиндара , Лукиана, Павсания , Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы , где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады ).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История ).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры : для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен , Демокрит , Платон , Аристотель , Сократ , Пифагор , Гиппократ . Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

Олимпийские игры - самое крупное спортивное мероприятие, любимое многими. За ними наблюдают миллионы людей по телевизору, тысячи съезжаются в города, где проводится состязание, чтобы увидеть самых сильных, ловких и быстрых спортсменов воочию. Каждый профессиональный спортсмен мечтает не то что победить, но хотя бы попасть на олимпийскую арену. Однако не многие знают о том, как создавались игры , когда впервые они прошли и что из себя представляла первоначальная концепция этого состязания.

Легенды о возникновении

До нас дошло множество легенд и мифов о происхождении этих состязаний, которые имеют разный сюжет и историю. Однако одно известно точно: их родина именно Древняя Греция.

Как проводились первые состязания

Начало первых из них датируется 776 годом до нашей эры. Дата эта очень древняя, и она могла не сохраниться до наших дней, если бы ни традиция греков: они выгравировали имена победителей соревнований на специально возведённых для этого колоннах. Благодаря этим сооружениям нам известно не только время, когда начались игры, но и имя первого победителя. Этого мужчину звали Корэб, а был он жителем Эллиды. Интересно, что концепция первых тринадцати игр сильно разнилась с последующими, потому как первоначально существовало лишь одно соревнование - бег на дистанцию в сто девяносто два метра.

Первое время право принимать участие было только у коренных жителей города Писы и Элиса. Однако вскоре популярность соревнований настолько возросла, что и другие крупные полисы начали вносить свой вклад в их развитие.

Существовали законы, по которым далеко не каждый человек мог принять участие в Олимпийских играх. Этого права не было у женщин , рабов и иностранных жителей, называемых варварами. А тот, кто хотел стать полноправным участником, должен был подать заявку в собрание судей ещё за целый год до начала состязаний. Более того, перед непосредственным началом соревнований потенциальным требовалось предоставить доказательство того, что всё время с момента регистрации они упорно работали над своей физической подготовкой, выполняя разного рода упражнения, тренируясь в беге на дальние дистанции и поддерживая атлетическую форму.

Концепция древних игр

Начиная с четырнадцатой, в программу игр активно начали внедряться различные виды спорта.

Победители олимпиад получали буквально всё, что хотели. Их имена увековечивались в истории на века, а при жизни их чествовали как полубогов до самой старости. Более того, после кончины каждый олимпиадник был причислен к малым богам.

Долгое время эти состязания, без которых раньше невозможно было представить жизни, были забыты. Всё дело в том, что после пришествия к власти императора Феодосия и укрепления христианской веры, игры начали считаться одним из проявлений язычества, за что и были упразднены в триста девяносто четвёртом году до нашей эры.

Возрождение

К счастью, игры не канули в лету. Их возрождению мы обязаны известному литератору и общественному деятелю, барону Пьеру де Кубертену, создателю современной концепции Олимпийских игр. Случилось это в 1894 году , когда по инициативе Кубертена был собран международный атлетический конгресс. В течение его было принято решение возродить игры по стандарту античности, а также учредить работу МОК, то есть Международного олимпийского комитета.

Своё существование МОК начал с двадцать третьего июня того же года, а первым его главой был назначен Деметриус Викелас, а его секретарём был уже знакомый нам Пьер же Кубертен. В это же время конгрессом были разработаны правила и положения, на которых будут существовать игры.

Первые Олимпийские игры современности

Неудивительно, что именно Афины были выбраны для проведения первых игр современности, ведь Греция является родоначальницей этих состязаний. Интересно отметить, что Греция является страной , в которой проводились в трёх веках.

Первые крупные состязания современности были открыты шестого апреля 1896 года. В них принимали участие более чем триста спортсменов, а число комплектов наград превышало четыре десятка. На первых играх проходили соревнования по следующим спортивным дисциплинам:

Закончились игры к пятнадцатому апрелю . Награды были распределены следующим образом:

  • Абсолютным победителем, собравшим наибольшее количество медалей, а именно сорок шесть, из которых десять были золотыми, стала Греция.
  • Второе место с приличным отрывом от победителя заняли США, собрав двадцать наград.
  • Германия набрала тринадцать медалей и заняла третье место.
  • А вот Болгария, Чили и Швеция покинули состязания ни с чем.

Успех состязаний был настолько огромен, что правительниц Афин тут же предложило проводить игры на их территории. Однако по правилам , учреждённым МОКом, место проведения должно меняться каждые четыре года.

Неожиданно два последующих срока были довольно тяжёлыми для олимпиад, потому как в местах их проведения проходили всемирные выставки, усложнявшие приём гостей. Из-за совмещения этих мероприятий организаторы боялись, что популярность игр быстро спадёт, однако, всё было совсем наоборот. Подобные крупные состязания полюбились людям, а после по инициативе того же Кубертена, начали формироваться традиции, был создан их флаг и эмблема.

Традиции Игр и их символы

Самый известный символ имеет вид пяти колец, имеющих одинаковый размер и переплетённый друг с другом. Они идут в следующей последовательности: голубое, жёлтое, чёрное, зелёное и красное. Такая незатейливая эмблема несёт в себе глубокий смысл, показывая союз пяти континентов и встречу людей со всего мира. Интересно, что каждый олимпийский комитет разработал свою эмблему, однако, пять колец непременно являются её основной частью.

Флаг игр появился в 1894 году и был утверждён МОКом. На белом флаге изображено пять традиционных колец . А девиз состязаний гласит: быстрее, выше, сильнее.

Ещё одним символом олимпиады является огонь. Зажжение олимпийского огня стало традиционным ритуалом перед началом всяких игр. Он зажигается в городе, в котором проводятся состязания, и горит там до их окончания. Так поступали ещё в античные времена, однако, обычай вернулся к нам не сразу, а лишь в 1928 году.

Неотъемлемой частью символики этих масштабных состязаний является талисман олимпиады. У каждой страны он свой. Вопрос о появлении талисманов встал на очередном собрании МОКа в 1972 году. По решению комитета им мог стать любой человек, зверь или какое-либо мифическое существо, которое бы не только в полной мере отражало самобытность страны, но и говорило о современных олимпиадных ценностях.

Появление зимних игр

В 1924 году было решено учредить зимние соревнования. Изначально они проводились в тот же год, что и летние, однако, позже было принято решение перенести их на два года относительно летних. Хозяйкой первых зимних игр стала Франция. Удивительно, но ими заинтересовалось в два раза меньше зрителей, чем ожидалось, и не всё билеты были распроданы. Несмотря на предшествующие неудачи, зимняя олимпиада всё больше приходилась по душе болельщикам, и вскоре они снискали такую же популярность, как и летние.

Интересные факты из истории

Многие из нас интересуются древней историей нашей планеты. Мы знаем, что, согласно научной точке зрения, у есть многочисленные предки из мира животных. Также мы знаем, что синантроп является представителем такого древнего человека. Поговорим об этом более подробно.

Определение феномена

Синантропами называют подвид которые жили приблизительно 600-400 тысяч лет назад на нашей земле в период ее сильного оледенения.

Синантропов называют «хомо эректусами» (людьми прямоходящими) или еще «пекинскими людьми», так как первый ископаемый синантроп был обнаружен в Китае, недалеко от нынешней столицы этого государства.

По внешним параметрам этот человек выглядел так: рост соответствовал росту современных китайцев, правая рука была развита лучше левой, объем мозга - около 1000 сантиметров кубических.

На что способен был такой человек?

Безусловно, что синантроп является представителем Это подтверждают и современные научные изыскания в области древнейшей анатомии и физиологии, и археологические раскопки.

Так, в жилищах данных людей обнаружены остатки золы, что свидетельствует о том, что синантропы могли использовать в своем быту огонь, остатки костей животных, их зубы, простейшие орудия труда.

Существует предположение о том, что данный вид людей мог охотиться и на животных, употреблять в пищу мясо своих сородичей. Однако эта версия родилась в западном мире, китайские же ученые ее отрицают, они трактуют археологические находки на местах обитания синантропа по-своему.

Так, китайские ученые полагают, что факт того, что в пещерах этих древних людей были найдены части человеческих черепов (преимущественно верхняя часть черепа), свидетельствует о древнейшем религиозном ритуале погребения останков умерших. Данный вид погребения, к слову сказать, сохранился у некоторых народов, находящихся на доцивилизационной ступени развития. При этом обряде уже истлевшие кости родных возвращаются в общий ритуальный костер и находятся там как символ единства всего племени.

История обнаружения костей синантропа

То, что синантроп является представителем древнейшего человека, стало научным фактом относительно недавно: только в начале прошлого века. Именно тогда, в 1927 году, в Китае проводились крупные в которых участвовали как китайские ученые, так и западные исследователи.

Тогда были обнаружены остатки скелета и кусочки черепов этого древнейшего человека. Всего было найдено около 20 фрагментов скелетов.

Однако в результате трагических событий середины прошлого века, обусловленных мировой войной, все эти находки были утрачены.

Представителем кого является синантроп: современные версии

В современном Китае неоднократно производились попытки вновь произвести археологические исследования в области находок столетней давности.

Были найдены некоторые части черепов и скелетов в местечке Чжоукоудянь. Поэтому в современном мире данного древнейшего человека принято называть именно этим именем «Чжоукоудянь». Это подтверждает тот факт, что синантроп - представитель древнейшей ветви людей.

Однако в современном научном знании нет единого мнения относительно этого древнейшего ископаемого вида человекообразных.

Часть ученых считает, что именно эволюция синантропов способствовала формированию поэтому данные люди являются предками современных китайцев. Но другие исследователи полагают, что данная ветвь человекообразных стала тупиковой, и в процессе эволюции полностью прекратила свое существование.

Кто из них сегодня прав, сказать очень трудно, так как в древнейшей истории нашей планеты до сих пор остается слишком много белых пятен.

Поэтому на вопрос о том, синантроп является представителем древних предков или нет, нельзя дать однозначного ответа. Пожалуй, в этом вопросе каждый сам волен искать те ответы, которые кажутся ему наиболее приемлемыми.

Однако о том, что такой подвид существовал, свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, с которыми трудно поспорить.

По всей видимости, именно следующим поколениям ученых придется разгадывать эту сложную загадку, которая приготовила нам всеобщая история. Будем надеяться, что у них все получится.

Синантропа , иначе — пекинского человека, одну из разновидностей человека прямоходящего , преимущественно принято считать тупиковой ветвью первобытных ископаемых людей. Но все ли в этом вопросе столь просто?

НЕ СТОЛЬ ДАЛЕК ОТ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ

Первый череп синантропа был обнаружен в гротах пещеры Чжоукоудянь, находящейся приблизительно в 50-60 км от Пекина, китайским антропологом Пай Вэнь Чжуном в 1927 году. Раскопки в пещере велись с 1927 по 1937 год, затем были прерваны Второй мировой войной и возобновились в 1949 году. Велись они по всем предписанным правилам, и в их ходе были описаны скелеты 40 индивидов.

С самого начала было ясно, что найдена новая разновидность ископаемых людей. Куда же поместили на историческом древе синантропа? Его, согласно сделанным датировкам, отнесли к среднему плейстоцену, приблизительно между 900 тыс. и 130 тыс. лет назад. Таким образом, верхняя граница его существования приближалась и, возможно, даже пересекалась с существованием людей современного типа.

При ближайшем рассмотрении, как пишет известный синолог и писатель Алексей Маслов, оказалось, что синантроп не так уж далек от современных людей по своему развитию. Внешне он был, конечно, на наш взгляд, не очень привлекателен: обладал очень тяжелыми надбровными дугами, сильно покатым лбом, то есть на лицо был страшно примитивен.

Но при этом был и поразительно современен. Объем его мозга приближался к объему мозга современного homo sapiens. Если в среднем объем мозга синантропа составлял 1 075 см3, то встречались отдельные особи, у которых этот показатель доходил до 1 300 см3, что близко к современному человеку, который в среднем обладает мозгом в 1 350 см3.

То есть синантроп сочетал вполне современный мозг и примитивную внешность. Рост этих гоминидов преимущественно варьировался в пределах 150-160 см, вес за счет плотного телосложения мог достигать 80-90 кг. Жили синантропы недолго и редко перешагивали 35-летний рубеж.

Их зубы также были вполне современными, хотя коренные и резцы — несколько шире, чем у нынешних людей, к тому же и кости конечностей практически не отличались от наших. Левая доля мозга пекинских людей, где расположены двигательные центры правой стороны тела, была несколько больше по сравнению с правой долей.

Следовательно, правая рука у синантропов была более развитой, чем левая. Кроме растительной пищи, они употребляли мясо животных. Синантропы обладали относительно развитой культурой общежития, изготавливали орудия труда и активно занимались собирательством.

В их большой пещере Чжоукоудянь горел огонь, который они поддерживали неугасимым, насколько можно судить по отложениям, в течение сотен, а то и тысяч лет.

ПРЯМОЙ ПРЕДОК КИТАЙЦЕВ

Любопытно, что наряду с советскими и европейскими реконструкциями облика синантропа, рисующими его если уж не полуобезьяной, то этаким дегенератом, существуют реконструкции, сделанные китайскими специалистами.

На них синантроп очень похож... на современного китайца. Разве что с сильно скошенным лбом, слегка выступающими челюстями и резко проступающими надбровными дугами. Большинство антропологов Поднебесной, в сущности, считают, что синантроп был «вполне китайцем».

Так, патриарх китайской антропологии, человек, наряду с Пэй Вэньчжуном непосредственно обнаруживший синантропа, Цзя Ланьпо вообще не сомневается, что под Пекином были найдены не останки какой-то разновидности первобытного человека homo erectus, что жил 500-400 тыс. лет назад, а готовый предок китайцев.

«Пекинский человек уже начинает воплощать собой все характеристики «желтой расы»: вогнутая внутренность резцов, характерное основание носа и широкие скулы. Таким образом, пекинский человек был предком современных китайцев».

Американский антрополог немецкого происхождения Франц Вейденрейх в свое время заострил внимание на том, что резцы синантропов имели характерную для монголоидов лопатообразную форму. Это позволило ему на международном конгрессе антропологов, проходившем в 1938 году в Копенгагене, заявить, что монголоиды и американские индейцы происходят непосредственно от синантропа.

У синантропа, как и у монголоидов, имеются лопатообразные резцы, а также ореховидные вздутия на язычной поверхности нижней челюсти. Таким образом, по мысли Вейденрейха, монголоиды ведут свой род независимо от других людей непосредственно от самого синантропа, жившего в Азии, то есть там, где и сегодня живут монголоиды.

Тогда к точке зрения Вейденрейха примкнули многие антропологи, в том числе советские. В их числе были К. Кун, А. Тома, Г. Ф. Дебец, Г. П. Григорьев и другие. Они значительно дополнили аргументацию так называемого полицентризма, ныне также известного как теория мультирегионального антропогенеза, или приняли его, пусть и со многими оговорками.

Со временем ученые обратили пристальное внимание на то, что у современных монголоидов длинные кости конечностей не отличаются от длинных костей у европеоидов, как известно, ведущих свой род от кроманьонцев. У синантропов же длинные кости конечностей были очень толстыми и имели узкий мозговой канал.

Таким образом, все люди имели единого предка — кроманьонца, и в давнем научном споре о происхождении человечества все-таки правы моноцентристы. Однако ныне все больше и больше исследователей склоняются к тому, что азиатские находки вообще разрушают привычное представление о расообразовании.

По сути, перед нами предстают не разные расы, имеющие единый исток (например, в Африке), но представители разных отрядов людей, которые развивались параллельно в разных местах и никогда не пересекались!

Синантроп отличался еще одной особенностью — вдоль его черепа ото лба к затылку шел мощный сагиттальный гребень, который можно было встретить у некоторых видов австралопитеков или у современных горилл. К этому гребню прикреплялись развитые жевательные мышцы. У обезьян они обычно прикрыты кожными складками, однако как только существо поднимается на задние ноги, гребень начинает явно выделяться на голове.

Как отмечает тот же Маслов, не поэтому ли многие древнекитайские изображения показывают великих мудрых предков и предшественников в виде странных созданий с рожками или гребнем на голове?

Синантропы, в силу своего развития, вполне могли восприниматься в качестве предков и мудрецов последующими китайцами. К тому же явного вымирания синантропов как-то не про-слеживается — они как будто растворяются в новом поколении человечества.

Возможно, это происходило на фоне ряда геологических катастроф на территории Китая, после чего старое поколение синантропов перешло в разряд предков — теперь о них помнили и им поклонялись.

КИТАЙ — РОДИНА ЕВРОПЕЙЦЕВ?

В Китае вообще делается немало интересных антропологических находок. Так, в провинции Хубэй, в уезде Юнсянь, в 1989-1990 годах были обнаружены два черепа. Эта находка еще больше запутала представления о расселении древних людей.

Специалисты из Института культурных реликвий и археологии из города Ухань — столицы провинции Хубэй — под руководством Ли Тяньюаня идентифицировали их как homo erectus и определили их возраст в 600 тыс. лет. В находке, казалось бы, не было ничего удивительного, но самое интересное, как это часто бывает, скрывалось в деталях.

Поразительным образом черепа из Юнсяня своими еще более развитыми надбровными дугами повторяют находки на Яве, то есть оказались ближе к питекантропу, а не к пекинскому человеку.

Но это стало не единственной неожиданностью: хотя по строению скул черепа эти близки к большинству китайских черепов, однако фасциальные измерения показали их поразительную близость к значительно более поздним черепам, обнаруженным в... Европе.

Была установлена их поразительная близость к homo heidelbergensis — человеку гейдельбергскому, который предположительно дал начало сразу двум разновидностям homo sapiens: людям современного вида и неандертальцам, вымершим порядка 30-40 тыс. лет назад.

В настоящее время антропологам известны и такие предшественники пекинского человека, как синантроп лан-тьянский из Центрального Китая (1,15-1,13 млн лет) и еще более древний синантроп из Данау (Юго-Западный Китай), живший 1,8-1,6 млн лет назад. Так что китайские специалисты порой делают предположения, что китайской нации уже около миллиона лет, а то и более.

А если учесть существование черепа человека гейдельбергского из Юнсяня, то может и вовсе получиться, что Китай является древнейшей родиной не только монголоидной, но и европеоидной расы. Не факт, конечно, но не исключено.

Виктор БУМАГИН

Между 1927 и 1937 годами в расположенном недалеко от Пекина местечке Чжоукоудянь были найдены останки существ, бывших одним из переходных звеньев между обезьяной и человеком. Многочисленные исследования показали, что данные антропоиды относились к виду Homo Erectus (Человек прямоходящий) и жили около 680-780 тыс. лет назад. По месту обнаружения останков антропоид из Чжоукоудянь получил название синантропа или Пекинского человека.

Обнаружение останков и их дальнейшая судьба

Обнаружение останков синантропа относится к 1920-м годам. Жители посёлков, расположенных в окрестностях Пекина, часто рассказывали о загадочной пещере, в которой лежат кости драконов. Наиболее предприимчивые даже изготавливали из найденных костей лекарства. В начале ХХ века китайское и мировое научное сообщество проявило интерес к рассказам о драконах. Первая экспедиция в Чжоукоудянь была организована в 1921 году шведскими, американскими и австрийскими палеонтологами. Предметом исследования стала большая 140-метровая пещера в горе Лунгушань. Здесь исследователи обнаружили зубы неизвестного животного и несколько каменных орудий.

Только в 1926 году после многочисленных анализов и исследований было установлено, что найденные зубы принадлежат древнему человеку. Эта новость стала настоящей сенсацией: ведь до этого в Азии ни разу не находили останков первобытного человека.

В 1927 году в Лунгушаньскую пещеру отправилась новая экспедиция, в состав которой входили местные и западные учёные. На этот раз был обнаружен ещё один хорошо сохранившийся зуб. Тогда же было решено назвать новый вид синантропом.

Следующая важная находка была совершена китайским археологом Пэй Веньчжуном, впервые обнаружившим череп синантропа. Наличие черепа позволило учёным сделать выводы о внешнем облике и биологическом строении антропоида. В ходе дальнейших изысканий было найдено ещё несколько черепов, много скелетных останков и огромное количество каменных орудий. Но, к сожалению, раскопки были прерваны начавшейся в 1937 году войной между Китаем и Японией.

Для того чтобы уберечь окаменелости, китайские археологи решили переправить находки в США. Однако в 1941 году останки Пекинских людей бесследно исчезли. На сегодняшний день в музее первобытной истории в Чжоукоудянь хранится всего один череп, найденный в ходе раскопок 1920-30-х годов.

Коммунистическое правительство Китая возобновило раскопки. В общей сложности за всё время археологических изысканий в Лунгушаньской пещере учёным удалось обнаружить останки сорока синантропов и свыше 100 тысяч разнообразных каменных орудий.

Биологические особенности синантропа

Биологическое строение Пекинского человека было достаточно близким к строению его древнего родственника — питекантропа. Однако в отличие от предшественника, синантроп обладал более развитым и крупным мозгом и более высоким ростом (около 140-160 см). Внешне синантропы больше походили на обезьян, чем на людей. У них были: низкий, покатый лоб; выраженные надбровные дуги; массивные челюсти без подбородочного выступа; утолщённые кости и мощные, крупные зубы. Впрочем, синантропы имели и целый ряд черт, роднивших их с современными людьми. В частности, Пекинский человек обладал достаточно развитыми кистями рук, благодаря чему, мог создавать разнообразные орудия труда, а также передвигался исключительно на двух ногах.

Примерно половина синантропов не доживала до 14 лет. Остальные представители группы редко достигали возраста 35 лет.

Учёные до сих пор спорят о влиянии синантропов на биологическое развитие современного человека. Некоторые полагают, что синантропы были тупиковой ветвью вида Человек прямоходящий. А некоторые антропологи считают, что синантропы сумели оставить после себя сильное, многочисленное потомство и поспособствовали формированию монголоидной расы.

Образ жизни синантропа

Основным занятием синантропов была охота. В пещерах близ Пекина были обнаружены останки более чем 100 видов млекопитающих. Среди них были не только мелкие животные, но и гигантские ископаемые верблюды и древние слоны. Охота на таких больших зверей была невозможна без предварительного обсуждения плана действий и распределения ролей среди охотников. Следовательно, синантропы имели некую систему звуков и жестов, позволявшую передавать друг другу информацию. Безусловно, 600-800 тыс. лет назад люди не имели полноценного языка и артикулированной речи. Но их система передачи информации была гораздо сложнее и развитее, чем общение между собой современных шимпанзе и горилл.

Период существования синантропов хронологически совпадает с очередной эпохой оледенения. Неблагоприятные климатические условия могли бы привести к гибели вида, не обладающего достаточным волосяным покровом. Но синантропы сумели уцелеть благодаря своему развитому интеллекту. Они научились изготавливать одежду из шкур животных, а также использовать огонь. Скорее всего, синантропы ещё не могли добывать огонь самостоятельно, но могли поджигать лучины от лесных и степных пожаров, а затем поддерживать горение костров. В пещерах возле Чжоукоудянь археологи обнаружили огромный (около 6 метров) слой древесной золы. Обилие золы говорит о том, что костры здесь горели без перерыва на протяжении многих лет. А когда синантропам приходилось надолго покидать свои тёплые, обжитые пещеры, они строили временные убежища и шалаши.

Для строительства, разделки туш и шитья синантропы использовали орудия, изготовленные из камня и кости. К таким орудиям относятся:

  • Чопперы — заострённая галька;
  • Рубила;
  • Нуклеусы — обтёсанные камни;
  • Заострённые палки.

Синантропы ещё не обладали каким-либо сложным мировоззрением. У них не было представлений о загробном мире или о каких-то сверхъествественных силах. Но при этом они хоронили своих покойников вне пещер. Скорее всего, эти действия были связаны с соображениями гигиены. По этой же причине синантропы выбрасывали объедки и мусор за пределы своих жилищ. В целом же, Пекинские люди не были слишком щепетильны, в их пещерах вместе с костями животных были найдены и черепа сородичей со следами ударов и последующей термической обработки. Подобные находки свидетельствуют о том, что синантропы периодически прибегали к каннибализму.

Синантропы жили в Азии достаточно долго. В ходе изучения пещеры возле Чжоукоудянь, учёные обнаружили 40-метровые наслоения. Изучение этих слоёв позволило определить, что в разное время здесь жили две группы синантропов. В какой-то момент из-за неблагоприятных погодных условий первая группа снялась с насиженного места и покинула свою пещеру. На долгие годы в горе Лунгушань поселились дикие животные. Но через какое-то время сюда снова пришли синантропы.

Примерно 200 тыс. лет назад Пекинский человек бесследно исчез с лица земли. Причины этого явления до сих пор остаются одной из интереснейших загадок истории.