Когда вымерли саксы. Миссионеры с юга

Дрезден. Сказка.

Необыкновенный и притягивающий. С самого начала: есть ощущение «дежа вю», чего-то родного, но исчезающего. Тихий город с небольшими отремонтированными домами, как Москва 70-х. Только чистые дворики. Он как чистое и романтическое детство из 70-х, разрушенное вместе со страной и старыми зданиями Москвы. Причем старыми-«советскими», а не древними: зданиями из тех районов, что стояли около современного Третьего кольца Москвы. Почему то после этого, ожидаешь - встретить здесь хороших и приветливых людей, хотя пропаганда наших СМИ вдалбывает, что ничего хорошего не жди от немцев, тем более - восточных, они якобы помнят только плохое о русских. Но…встречаешь спокойных, добрых, идущих на контакт людей, которым не внапряг - перейти на русский язык и помочь во всём, где могут помочь. Здесь не несутся, словно сумасшедшие, как в недалёкой от Дрездена Вене, велосипедисты. Ты может спокойно гулять по тротуару, не рискуя быть сбитым, хотя и, может, наступил не за ту черту. Ещё здесь есть небольшая художественная галерея, но с «Сикстинской Мадонной» - глаз не оторвать! Есть и музей фарфора - для любителей (в том числе и для тех, кто будет сравнивать его с гжельским) - и местная «Оружейная палата». Бывшая саксонская столица, как далеко ты от России, но любят тебя русские туристы и не только. Самобытная, древняя саксонская столица, которая была варварски уничтожена современными англо-саксами в 1945 году, хотя на тот момент в Дрездене не было по сути немецких войск, а только мирные немцы. В чем суть и смысл был такой невероятной жестокости: в том, что Дрезден оставался в Восточной Германии, или дело в вековой ненависти англо-саксов к немцам, поэтому вчистую уничтожали всех подряд жителей города и всю сохранившуюся древность германских саксонцев: историю и артефакты, содержащие вековые духовные корни прежней элиты саксонской Германии. Может дело в особой исторической неприязни современных англо-саксов именно к саксонцам, хотя история и утверждает, что они - почти родственники, и нынешние англо-саксы - это потомки саксов немецких. За что сыновья так ненавидят отцов? Кровавый спор на тему, кто древней и круче? Может современная официальная история не афиширует часть своих «чёрных» страниц? Во всём этом порой очень трудно разобраться, но тем не менее.

Ныне Дрезден - административный центр Саксонии в Германии, на реке Эльбе. Население: чуть более полумиллиона человек. Центр города, расположенный на левом берегу Эльбы, - район Альтштадт (Старый Город). Сейчас он почти полностью восстановлен после бомбардировок Второй мировой войны. Название «Дрезден», как и часть названий городских районов, как считается, имеет славянские корни (от древнесорбского: «Drežďany», или как вариант от верхнелу́жицкого: «Drježdźany» («жители пойменных лесов», иногда переводят, как «болотные жители»). Впервые Дрезден, как считается, документально упоминается в 1206 году (по скалигеровской хронологии) в связи с судебным разбирательством между Майсеновской церковью и графом фон Дона (обратим внимание на славянское слово «Дон» или просто «река»-«дно») из-за спорных территорий (Acta sunt hec dresdene). Как город, уже в другом документе, Дрезден упоминается в 1216 году (Acta sunt hec … in civitate nostra dresdene). Но вот вопрос: правильно ли и как были датированы эти документы? И ведь могло быть много разных жителей РАЗНЫХ пойменных лесов, не обязательно на месте современного Дрездена. Да и слово «Дон» могло обозначать любую реку Европы: Дон, Дунай, Днепр, Днестр (согласная основа слова – одна и та же у всех: «Д-Н», интересно также, что и вторая часть слова «Дрезден» имеет основу «Д-Н»: может и не из лесов саксы, а с реки-«Дона» (вопрос с какой: Эльбы или иной)? Языковедение, конечно, не может служить основой доказательств, но на кое-какие мысли навеивает. Много намёков на славянские корни саксов).
Вот и российская императрица Екатерина II, немка по происхождению, писала: «Имя саксы… - от сохи. Сохсонсы суть отросли от славян, также как вандалы и прочее» (РГДА. Ф.10. Оп.1.Д.17).
Считается, что англы, саксы и юты – германские племена. Но славянское происхождение англо-саксов видно в английской истории невооруженным глазом. Чего стоят одни их имена: например, Рада (англ. Rada), или Уста (англ. Hasta), от которых произошли распространенные в Англии фамилии Reading(s), т.е., по-русски, Радин, и Hasting(s), т.е., по русски, Устин. Их князя выбирал совет, называвшийся Witan, т.е., по-русски, вече. (Ярослав Кеслер «РУССКАЯ АНГЛИЯ»).

Вплоть до подчинения и обращения в христианство Карлом Великим континентальные саксы сохраняли свой древний племенной устав и не имели короля, а все важные вопросы решали на ежегодном собрании старейшин племени. Герцоги (военачальники) принимали предводительство над народом только на время военных конфликтов (как князья в великом Новгороде).
Ныне многие историки предполагают, что, самоназвание саксов было иное, а «античные» авторы произвели его от «сакса» - типичного оружия саксов, боевого ножа. Считается, что в период от III до V века н. э часть саксов, наряду с англами и ютами, переселилась в южную часть острова Британии, хотя никаких доказательств, кроме легенд этому нет. В результате слияния с англами они превратились в общность англо-саксов, которая стала политически и лингвистически доминирующей в Англии. Язык саксов стал основой англосаксонского языка, из которого развился современный английский язык. Отсюда в ирландском и других кельтских языках наименование племени саксов употребляется для обозначения современных англичан: в ирландском - «Sasana» (Англия) и «Sasanach» (англичане), в гэльском - «Sasunn» (Англия) и «Sasunnach» (английский); хотя в других языках эти названия ведутся от племени англов. Нынешнее название страны - Англия - происходит от наименования племени англов, а название таких территорий, как Уэссекс («West-Saxons»), Эссекс («East-Saxons»), Суссекс («South-Saxons») и Мидлсекс указывает на их происхождение от саксонских поселенцев. В эстонском и финском языках название саксов послужило основой для обозначения современных немцев и Германии: в эстонском «Saksamaa» (Германия) и «sakslased» (немцы); в финском «Saksa» (Германия) и «saksalaiset» (немцы). Наверное, жуткую путаницу должно было создавать это разночтение названий и имен для традиционных историков.

Далее цитируем книгу: Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО «НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ РУСИ. Русь. Англия. Византия. Рим»:
«По поводу САКСОВ историки пишут так. "Саксы - германские племена, обитавшие в северной Европе, главным образом на территориях, прилегающих к Северному морю. Чаще всего Гальфрид именует ГЕРМАНСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ (Англии) собирательно САКСАМИ, хотя в ряде случаев упоминает и АНГЛОВ". Н.М.Карамзин: "Геродот пишет, что СКИФЫ, известные персам под именем САКОВ, сами себя называли Сколотами (то есть СКОТАМИ или Шотландцами)". Карамзин: "Менандер называет ТУРКОВ САКАМИ, а Феофан МАССАГЕТАМИ". Таким образом, средневековые САКСЫ = Саки - это СКИФЫ или ТУРКИ. Между прочим, становится понятным, почему Феофан назвал Турок также МАССАГЕТАМИ, то есть МОСКОВСКИМИ ГОТАМИ. Потому что они были славянами и вышли из Руси-Орды. Получается, что старые английские хроники говорят не о каких-то якобы сравнительно небольших народах, первоначально населявших современный остров Британию, а об огромных средневековых государствах, царствах, игравших определяющую роль в истории Европы и Азии XI-XVI веков. И лишь потом, при переносе византийско-"монгольских" летописей в островную Англию, эта история больших государств была искусственно спрессована. В результате она сжалась, превратилась в местную, локальную историю, уместившуюся на сравнительно небольшой территории. Зато растянутую во времени».
Возникает первое предположение: так как саксы - славяне по происхождению (а особенно близки к славянам - «германские (немецкие) саксы») - отсюда и типичная ненависть к ним у забывших свою начальную историю (или не хотящих вспоминать свои корни) - «англо-саксов», известных своим славянофобством и соперничеством с ЛЮБОЙ Российской Империей).
Второе предположение по поводу ненависти англо-саксов к саксам, возможно, связано с религией и Реформацией в Средние века. Реформацию здесь необходимо рассматривать не столько, как религиозную войну между католиками и различными протестантами, а как попытку западно-европейских сепаратистов и князей, используя религиозную риторику, отделится от Ордынской Империи в 16-17 веках н.э. (Которую иногда называли Империей Карла V, …).
Сначала рассмотрим исторические события вокруг Дрездена.

С 1270 года, как считается, Дрезден стал столицей маркграфства Мейсен (нем. Meissen, которое примерно в 1450 – 1550 гг. стало крупнейшим центром добычи и передела серебра. Как говорится – почти «Гознак» Империи, тем более, что серебряные рудники были рядом в Германии, а в России ещё вроде как не были открыты к тому времени) и был ей вплоть до объединения маркрафства Мейсен и курфюршества Саксонии в 1422 году.
В 1485 году произошёл Лейпцигский раздел объединённого государства, в результате которого Дрезден снова стал столицей маркграфства Мейсен (причём маркграфы получили титул герцогов Саксонии) (Не связано ли это с разделом сфер влияния Турции и России – известное «стояние на Угре». И история Саксонии этих времен – просто дубль истории Большой Империи, в которую Саксония входила?).
В 1547 году курфюршество Саксония было вновь присоединено к Мейсену, и Дрезден оказался столицей курфюршества Саксонии. (Может и не было никакого отсоединения Мейсона и курфюршества Саксонии с 1485 г. по 1547 г. А в 1547году было первое и единственное объединение, и события 1422 г. дублируют события 1547г. только на бумаге? А события 1270 г. – легендарны или принадлежат всей Ордынской (Римской) Империи? Возможно, что в 1270 г. на месте современного Дрездена был построен не город, а церковь или монастырь, в котором хранились христианские святыни по аналогии с монастырями Москвы).
Только при Августе Сильном в начале XVIII века Саксония (и Дрезден, как её столица) достигла наибольшего расцвета. Тогда центр Дрездена приобрёл знакомый облик в стиле барокко. Тогда и было построено и большинство самых известных зданий Дрездена, впоследствии разрушенных в 1945 г. В XVIII веке Саксония претендовала на ведущую роль среди немецких княжеств и вела постоянные войны с Пруссией. Во время Семилетней войны Дрезден был захвачен и долгое время удерживался войсками прусского короля Фридриха II. Эта оккупация нанесла большой урон городу, в частности в 1760 году была разрушена Кройцкирхе (главная протестантская церковь Дрездена). В результате Наполеоновских войн Саксония понесла огромные территориальные потери, значение Дрездена в политических делах Европы снизилось, но он по-прежнему считался одним из крупнейших культурных центров.

I. Рассмотрим племена в составе саксов, как они описываются в официальной истории.
Вестфалы, которые жили преимущественно между Рейном и Везером, их имя означало просто: «западные люди», то есть западные саксы. Остфалы - «восточные люди», жили между Везером и Эльбой. Интересные названия для племен. И Энгры (или: венгры, угры?), которые занимали среди саксов центральное положение, как в географическом, так и в культурно-общественном отношении. Здесь нет по сути никакой интересной информации! Саксы состоят из восточных и западных, а видимо посередине между ними: пограничные, буферные саксы – «венгры-угры» (вспоминается здесь одно историческое событие: «стояние на реке Угре», где «угра», по сути, означает - «граница»). Также можно охарактеризовать и любой другой народ, растянувшийся в своем расселении с запада на восток.
II. Официальная история Саксонии.
Герцогство Саксония - название территориально-государственных образований, входивших в состав Священной Римской Империи:
До 1180 года - племенное герцогство между нижними течениями реки Рейн и Эльба. Возникновение саксонской государственности относят к VII веку. В ходе затяжных войн земли саксов были покорены Карлом Великим, став частью империи франков. Саксония считалась одним из наиболее значимых племенных герцогств Восточно-Франкского королевства (Германии). В 1180 году император Фридрих I Барбаросса за неповиновение императорской власти лишил могущественного саксонского герцога Генриха Льва титула и владений. Эта дата традиционно считается концом эпохи племенных герцогств. Большинство вассалов саксонского герцога перешли в непосредственное подчинение императору. Титул герцога Саксонии кардинальным образом поменял своё значение, утеряв большинство своих властных прав. Около 1272 года герцогство разделилось на два герцогства: Саксен-Виттенберг (после Золотой буллы Карла IV 1356 года было преобразовано в курфюршество Саксония) и Саксен-Лауэнбург. (Возможно, это событие связано с завоеванием Ордой Западной Европы и установления там ПОРЯДКА, или с объединением племен в месте, отличном от Западной Европы). Западная Саксония (Вестфалия) была присоединена к архиепископству Кёльнскому. Потомки Генриха Льва сохранили только области Брауншвейга и Люнебурга (будущее герцогство Брауншвейг-Люнебург).
Саксония в период Реформации и Тридцатилетней войны.
Курфюрст Фридрих III Мудрый (1486-1525) хотя и не был открытым сторонником Лютера, но беспрепятственно допускал распространение его учения в Саксонии, а после его осуждения на Вормсском сейме предоставил ему убежище в Вартбурге. Брат и соправитель Фридриха Иоганн Твёрдый (1525-1532), став курфюрстом, уже открыто занял протестантскую сторону, а Саксония в 1531 году стала (вместе с Гессеном) во главе оборонительного союза против религиозной политики императора Карла V. (Подготовка и начало сепаратистской войны против Империи-Орды). В 1546 году император Карл V(Иван Грозный) окончательно решился на войну (Ливонскую) с протестантизмом, и произошёл первый крупный вооружённый конфликт между католиками и протестантами (Шмалькальденская война). Во время Тридцатилетней войны, пока саксонский курфюрст Иоганн-Георг I стоял на стороне императора, военных действий на территории Саксонии не было. (Возможно, саксонские князья по ряду причин выступали на стороне Орды в начале войны, занимая двойственную позицию. Позиция Саксонии в течение ВСЕЙ этой войны была двойственной). В 1631 году Иоганн-Георг перешел на сторону шведского короля. Через четыре года, после поражения Густава-Адольфа, курфюрст вновь перешел на сторону императора, заключив с ним в Праге мирный договор.
За время Тридцатилетней войны население Саксонии уменьшилось в два раза. С 1697 до 1763 года Саксония была соединена личной унией с Польшей. В 1706 году шведский король Карл XII совершил разорительное нашествие на Саксонию. (Возможно, это пример - кары протестантов и победивших сепаратистов под руководством «шведа» Карла XII за периодическую дружбу саксов с Карлом V).

III. Старая официальная история Дрездена:
5500 - 4500 до н. э.: неолитическое поселение в городском районе Никерн (Kreisgrabenanlage Dresden-Nickern)
1206, 31 марта: первое упоминание Дрездена в рассказе о судебном разбирательстве по поводу спорных территорий между Майсеновской церковью и графом фон Дона (Burggrafen von Dohna)
1216, 21 января: упоминания города Дрездена (Acta sunt hec … in civitate nostra Dresdene лат.)
ЭТИ УПОМИНАНИЯ МЫ УЖЕ ОБСУЖДАЛИ.
1547: лютеранство вместо католичества становится основной религией Саксонии (возможно, это - начало реальной Истории, связанной с сепаратизмом и Реформацией).
Дополнительная интересная информация: кризис горной промышленности и снижение цен на серебро в XVI–XVII веках вынудили жителей Саксонии - шахтеров - искать дополнительные заработки. Поделки из дерева со временем стали народными промыслами (видимо: отрыв от Ордынской Империи вызвал потери восточных рынков и кризис производства).
Дрезден, как столица:
1270 – 1422 (дубль 1464 – 1485?), 1464 – 1485: столица маркграфства Мейсен (Markgrafschaft Meißen).
1485 - 1547: столица герцогства Саксония-Виттенберг (Herzogtums Sachsen-Wittenberg).
1547 - 1806: столица курфюршества Саксония (Kurfürstentum Sachsen или Kursachsen).
1806 - 1918: столица королевства Саксония (Königreich Sachsen), расцвет Дрездена - столицы курфюршества Саксония (Kurfürstentum Sachsen или Kursachsen). "Венеция на Эльбе" (Elbflorenz) - название, данное городу за богатство барочной архитектуры, с 1871 - в составе Германской империи.

В дополнение отметим: авторы «Новой хронологии» доказывают, что имеющиеся манускрипты англо-саксонской хроники в действительности написаны не ранее XV-XVI веков н.э. Похоже на то, что современная Англия унаследовала и присвоила себе (начиная с XV-XVI веков н.э.) не только значительную часть старой римско-греческой и ордынско-славянской истории, но и историю германских саксов (часто тоже дублирующую ордынско-славянскую, как общую для многих славянских народов), перенеся почти все древние события на свою территорию-остров. Новоиспеченные англо-саксы тщательно, долго и последовательно зачищали от правды и даже намеков на правду всевозможные источники этой правды: действительно старые книги, архитектурные артефакты и т.п. у своих соседей в Европе и в своих колониях в Азии, Африке и Америке.
Таким образом, легендарная и реальная история саксов тесно связана со славянством. Возможно, что саксы были последним оплотом (хотя и часто переменчивым во мнении) Русско-ордынской Империи в мятежной, сепаратистской, реформаторской Германии XVI-XVII веков н.э. История, как реальная, так и легендарная, а также и язык англо-саксов тоже теснейшим образом связаны с Империей (Византией: возможно самоназвание «англы» пошло от династии Ангелов в Византии. НА СТАРОМ ГЕРБЕ АНГЛИЙСКОГО ЦАРСТВА ВОСТОЧНЫХ САКСОВ И ЛОНДОНА БЫЛИ ИЗОБРАЖЕНЫ ОСМАНСКИЕ ЯТАГАНЫ ИЛИ ПОЛУМЕСЯЦЫ.(ФиН)) и славянством. История на периферии Империи зачищалась тщательно: украденную историю необходимо было закрепить за Англией на современной территории, а старые родственные связи с саксами Германии мешали национальной идентификации новой нации в Англии. И правдивую историю, и её носителей по привычке или по злому умыслу продолжали зачищать от правды до самого последнего времени.
Примечание по II Мировой войне.
«В конце Второй мировой войны центр города был полностью разрушен в результате серии ударов английской и американской авиации. В это время Дрезден был переполнен беженцами, спасавшимися от боевых действий Восточного фронта, среди которых было много женщин и детей. Город практически не был защищен зенитными орудиями, а авиация ПВО не смогла взлететь. Число жертв составляет от 25 до 30 тысяч человек (некоторые источники сообщают об их большем числе), большинство из которых погибло в результате возникшего огненного смерча. Серьёзно пострадал дрезденский замок-резиденция, Цвингер и Опера Земпера были практически разрушены, несколько позднее обрушился купол Фрауэнкирхе (евангелическо-лютеранская церковь). После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Остальные развалины были просто снесены. На месте города образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Восстановление центра заняло почти сорок лет - для этого, по возможности, использовались уцелевшие фрагменты, недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытёсывались заново - они заметно выделяются светлым оттенком камня. Чаще всего посетители попадают в Цвингер со стороны Театральной площади, проходя через трехарочный проход, объединяющий помещение картинной галереи «Старые мастера» и Оружейную палату. При входе внимательный турист увидит на стене портика справа от главной арки бронзовую табличку с надписью на немецком языке: «Музей проверен. Мин нет. Проверял Ханутин». Эту же надпись по-русски с большим трудом частично можно прочитать на постаменте, поддерживающем приарочную колонну. Этот постамент – реально сохранившийся артефакт XVIII в., уцелевший во время бомбежек Дрездена».

Карл Великий является правителем Средневековья, который фактически создал прообраз современного Европейского союза - «Империю Запада». За время его правления было совершено более 50 военных походов, половину из которых возглавил он сам. Можно утверждать, что именно в правление Карла начался процесс «Натиска на Восток» (нем. Drang nach Osten), враждебный натиск Запада и католичества (Рима) на славян и другие свободные народы Восточной Европы. То, что мы в настоящее время наблюдаем на Украине, есть продолжение геополитического процесса, который был начат в правление Карла. «Битва за Украину» - это продолжение противостояния хозяев западного проекта со славянским (русским) миром, которое идёт более тысячи лет.

В результате захватнических войн Карл Великий смог создать огромную империю, которая простиралась от славянских земель Центральной Европы до Испании. В её входили земли современной Франции, Бельгии, Голландии, Италии и Западной Германии. Правда, «Империя Запада» просуществовала недолго, и уже после смерти Карла его сыновья разделят её на три части. Дробление продолжилось и дальше. Однако вектор развития Европы был задан - это объединение, борьба со славянской цивилизацией и поглощение её земель, и уничтожение чужой культуры, веры (часто вместе с её носителями).


Практически одновременно с завоеванием Италии () Карл Великий вёл войну с саксонскими племенами. Это была самая продолжительная и ожесточенная война в его правление. С перерывами, прекращаясь и возобновляясь вновь, она продолжалась более тридцати лет - с 772 по 804 годы. Победить Карл смог, используя стратегию «разделяй и властвуй», используя внутренние конфликты саксов и привлекая их противников славян, которые наносили удары с востока, а также путём кровавого террора, истребляя и выжигая целые селения и области. Большую роль в покорении народа сыграла христианизация.

Саксы

Саксонские племена населяли обширную территорию между Рейном в его нижнем течении и Лабой (Эльбой). Покрытая лесами территория, обили рек и болот, отсутствие дорог делали их землю труднодоступной для врага. Часть саксов ещё в период от III до V века н. э., наряду с англами и ютами, переселилась в южную часть острова Британии. Где они вместе с англами стали политически и лингвистически доминирующей общностью в Англии (общность англосаксов).

Самоназвание саксов неизвестно, видимо, оно было иным. Античные авторы, впервые использовавшие это слово, обозначив племена населявшие район Рейна, произвели его от названия их основного боевого - ножа сакс. Сакс или скрамасакс (лат. sax, scramasax), по сути, был коротким мечом, с клинком от 30 см до полуметра. Скрамасаксы имели широкое распространение в Европе, включая и Русь.

Саксы ещё не имели государства, единого правительства. Все важные вопросы решали на ежегодном собрании старейшин племени (тинг). Текущие вопросы разрешались с помощью племенных уставов (законов). Родовой строй был на стадии разложения и чётко выделялись три социальные группы. Верхушку общества составляли «благородные» (эделинги) - родовая знать. Большую часть населения составляли свободные общинники (фрилинги). Кроме того, существовали зависимые люди (литы).

Саксы были разделены на четыре племенных союза. На западе, между Рейном и Везером (до его устья), жили «западные люди» (вестфалы). Западные саксы были ближайшими соседями франков. В центре страны, охватывая бассейн Везера и горы Гарц, жили энгры (анграрии или энгерны). В их землях на Везере находилось Маркло, место ежегодных собраний. К востоку от энгров, вплоть до Лабы, тянулись земли «восточных людей» (остфалов). Северную часть Саксонии, от устья Эльбы-Лабы до Эйдера, занимали нордальбинги, северные саксы.

Начало войны

Граница Франкии и Саксонии почти везде проходила по равнине, а не по рекам и была неопределённой. Это способствовало обоюдным набегам и территориальным спорам. Ежедневно здесь происходили нападения, грабежи и поджоги. Предшественника Карла не раз пытались захватить приграничные районы Саксонии. Но все их попытки не имели успеха. Успех ограничивался временным наложением дани и клятвой верности со стороны приграничных вождей. Однако вскоре саксы в подчиненных приграничных районах поднимали восстания и сбрасывали власть завоевателей.

Карл поставил войну с саксами на регулярную основу, методично и постепенно захватывая Саксонию. Поводом к войне стал обычный саксонский набег. Сейм в Вормсе решил начать против соседей войну. Первый раз войско Карла вступило в саксонские земли в 772 году. С этого момента и до 804 года, с кратковременными передышками, шла упорная и кровавая война. Почти ежегодно франкские войска прочёсывали саксонские леса и болота, уничтожали поселения и языческие святилища, брали многочисленных заложников. Строили крепости и форпосты, укрепляясь на захваченной земле. Саксонские воины (практически все население области) не могли противостоять франкской армии, поставленной на регулярную основу и лучше вооруженной, но вели довольно успешную иррегулярную («партизанскую») войну. Едва Карл или его полководцы покидали край с большей частью армии, все прошлые успехи сводились на нет, и нужно было начинать сначала. Саксы нападали на отдельные гарнизоны, разрушали вражеские форпосты, атаковали франкские отряды на лесных «дорогах» (скорее тропах), организовывали засады и ловушки. Уничтожали христианских миссионеров и жгли церкви, которые были важной составляющей оккупационного режима. В этой борьбе саксы показали большую непримиримость и силу духа.

Поначалу ничто не предвещало, что война будет длиться более трёх десятилетий. Первый поход Карла в Саксонию был обыкновенным для войн той эпохи и походил на вторжение Пипина Короткого в 758 г. Франкская армия довольно легко проникла в Саксонию. Саксы мужественно сопротивлялись и оборонялись в своих укреплениях, но были разгромлены. Франкское войско разрушило их крепость Эресбург, где было уничтожено святилище бога Ирмина (исследователи считают, что это одно из имён бога-громовержца Тора). В честь этого бога ставили деревянный столб (ирминсуль), изображавший Мировое древо - ясень Иггдрасиль.

И дальше, что было в духе традиционной приграничной войны, события развивались по старой схеме. Через год саксы, как и в предшествующий период, ответили на вторжение франков своим набегом. Карл, занятый войной в Италии с лангобардами, смог прислать только небольшой карательный отряд. Только в 775 году был организован новый большой поход в Саксонию. Во главе большой армии король Карл углубился на землю саксов больше обычного, дойдя до владений «восточных людей» и до реки Оккер (Окер). Как обычно, были взяты заложники. На обратном пути были разгромлены энгры, которые пытались атаковать оставленный у Везера отдельный франкский отряд. Однако на этот раз перед уходом армии из Саксонии, Карл оставил сильные гарнизоны в крепостях Эресбург и Сигибург.

Весной 776 г. саксы осадили обе крепости. Эресбург был отбит. После этого Карл решил изменить тактику. Видимо, оставляя вопрос полного завоевания Саксонии на более удаленный период - завоевание Италии ещё не было завершено, Карл решил создать укреплённую область - пограничную «марку». «Марки» создавались на наиболее опасных направлениях, они должны своеобразным буфером на пути противника. Так, в правление Карла Великого были созданы: Испанская марка - для защиты от арабов в северной Испании; Бретонская марка - округ на северо-западе королевства, созданный для защиты против бретонцев; Аварская марка - область на юго-востоке Франкского государства, созданная для защиты от набегов аваров; Тюрингская марка - на востоке, для защиты от сорбов (лужицких сербов) и т. д.

Эресбург франки отбили. Эресбург и Сигибург были ещё лучше укреплены. Была возведена новая крепость Карлсбург. Кроме того, Карл активизировал процесс христианизации Саксонии. Видимо, Карлу и его советникам стало ясно, что для победы над саксами и для усмирения Саксонии, необходимо обратить население области в христианство. Священники и церковь являлись важнейшей частью системы контроля над людьми. Карл оставил в приграничных районах священников для обращения язычников в христианскую религию. Первоначально дело шло успешно. В 777 саксы снова были разбиты, большинство саксонских «благородных» на собрании в Падерборне признало Карла своим повелителем. Местное население стало массами выражать покорность и принимать крещение.

Переход к стратегии полного покорения

Король Карл праздновал победу. Граница была укреплена. Непокорные саксы «смирились». Христианизация успешно началась. И тут впервые появилось имя человека, который возглавил сопротивление, сплотил непокорных саксов и вдохнул надежду в тех, кто уже смирился. Его звали Видукинд. Он не явился в Падерборн, чтобы принести клятву верности Карлу и уехал к датскому королю. Вокруг него объединились те, кто был готов продолжать сопротивление.

Уже в 778 году надежды Карла и его двора на быструю победу были разбиты. Возвращаясь из Испании, где Карл в 778 г. потерпел неудачу под Сарагосой и потерял арьергард под началом отважного Роланда в Ронсевале, франкский король получил удручающую весть. Западные саксы (вестфалы) снова восстали. Саксы перешли границу и у Рейна и двинулись вверх по правому берегу этой реки до Кобленца, всё выжигая на своём пути. А затем, груженные богатой добычей, почти спокойно вернулись в свои земли. Франкский отряд смог нагнать саксов у Лейсы, но сумел только потрепать арьергард. В 779 году Карл начал новый поход. Армия франков довольно спокойно прошла всю страну, нигде не встречая особого сопротивления. Саксы снова выражали покорность, давали заложников и клятвы верности.

Однако Карл уже не верил им. Видимо, с этого момента Карл решил, что Саксонией стоит заняться вплотную. Франки стали воплощать стратегический план, который вёл к полному подчинению Саксонии. К новым походам Карл теперь готовился очень тщательно и они стали напоминать «тотальную войну», а не прежние рыцарские «кинжальные удары». Поход 780 года вообще не был вызван саксонским набегом. Армия Карла прошла до самой границы со славянами - реки Лаба. Так далеко на северо-восток франки ещё не заходили. Карл привел собой целую армию христианских миссионеров, решив христианизировать всю Саксонию. Кроме того, король провел административную реформу - Саксония была разделена на графства (административные округа), во главе которых были поставлены графы. Среди графов были знатные саксы, которые показали себя послушными и верными.

В начале 782 года, считая покорение саксонской территории законченным, король Карл провёл в Липшпринге государственную ассамблею. На ней была произведена раздача саксонских земель местным саксонским и франкским феодалам, в Саксонии вводилась феодальная система. Также были приняты дополнительные меры по уничтожению язычества. После этого Карл с армией вернулся в королевство.

Религиозная и административная реформы, создание крупного феодального землевладения, искоренение язычества должны были сделать Саксонию частью империи Карла. Король настолько поверил в свою победу над саксами, что уже считал Саксонию «своей». Так, для отражения набега славян-сорбов (лужицких сербов), которые вторглись в пограничные земли Саксонии и Тюрингии, было отправлено франко-саксонское войско. Но Карл просчитался, саксы ещё не покорились. Смирение было показным. К тому же преследование язычников, введение крупного феодального землевладения резко ухудшали положение основной массы свободных общинников.

Восстание Видукинда

Видукинд прибыл в Саксонию и практически мгновенно вся страны вспыхнула. Восстание разрушило почти все достижения Карла. Саксонские «благородные», которые перешли на сторону Карла, были беспощадно вырезаны. Подверглись избиению и саксы, принявшие христианство. Церкви сжигали, священников убивали. Миссионер, доктор богословия Виллегад, который помогал Карлу в деле насаждения новой религии, еле успел сбежать. Языческое восстание вспыхнуло и в соседней Фризии.

Войско, посланное против сорбов, было почти полностью уничтожено в битве при Зюнтеле. Конный отряд под началом камерария Адальгиза, коннетабля Гейло и пфальцграфа Ворадо, получив известие о восстании, решил вернуться в Саксонию, где должен был соединиться с пешим войском графа Тьерри. Однако, ещё до соединения с пехотой Тьерри, рыцари узнали, что саксонское войско расположено в лагере у горы Зюнтель. Гордые рыцари, опасаясь, что в случае победы вся слава достанется графу Тьерри, родственнику короля, решили сами ударить по врагу. Конная атака саксонского войска не принесла успеха. Саксы выдержали удар и, окружив противника, истребили почти весь отряд. Среди убитых были Адальгиз и Гейло, а также ещё четыре графа и двенадцать других знатных рыцарей. Остатки отряда бежали. Граф Тьерри, решил не рисковать и вывел войска из Саксонии.

Подобного поражения Карл ещё не испытывал - плоды многолетних трудов и хитроумных замыслов были разрушены. Всё приходилось начинать практически заново. Однако Карл отличался большим упорством и тем, что не пасовал перед трудностями. Карл, как обычно в трудной ситуации, собрал всю свою волю в кулак. Ответ был быстрым и решительным. Он вошёл в как один из самых страшных примеров беспощадности.

Карл Великий быстро собрал армию и вторгся в Саксонию, несмотря на неподходящее время года. Обращая в пепел всё на своём пути, франкская армия дошла до Везера, в местечко Верден, где под угрозой полного истребления, потребовал от саксонской знати выдать всех наиболее активных зачинщиков восстания. Саксонские старейшины, не найдя в себе сил оказать открытое сопротивление (Видукинд снова сбежал в Данию), назвали несколько тысяч своих земляков. Их по приказу Карла свезли в Верден и обезглавили. Всего было убито до 4,5 тыс. человек. Получив клятвы верности от саксонской знати, саксонский король ушёл из Саксонии.

Этот акт массовой бойни имел политический, психологический характер. Карл показал саксам, что их ждёт в ответ на дальнейшие восстания. К тому же была подведена юридическая основа по политику террора. Всех, кто нарушал клятвы, данные властям и церкви, поднимал мятеж, ждала смерть. Но, несмотря на эту меру устрашения, саксы продолжали сопротивление. В ответ на продолжение сопротивления, в этом же году Карл издал Первый Саксонский капитулярий. Он предписывал карать смертью всякое отступление от верности королю, церкви и нарушение общественного порядка. Таким образом, любое прегрешение против оккупационной администрации и церкви каралось смертью.

Карл почти целиком отдал Саксонии ближайшие три года - 783-785 гг. Летом 783 года Кал с большой армией снова вторгся в Саксонию. Узнав, что саксы разбили лагерь около Детмольда, франкский король быстро двинулся туда и разгромил противника. Большая часть саксов была перебита. Карл отправился в Падерборн, где планировал получить подкрепления и продолжить войну. Но, когда через несколько дней он узнал, что большое войско саксов-вестфалов стоит на берегу реки Хазе, Карл снова двинулся войска в поход. В тяжелом встречном сражении саксы были разгромлены. Франкские источники сообщают о богатой добыче и большом числе пленников, захваченных после этого сражения. Нанеся саксам в течение нескольких дней два тяжёлых поражения, франки разорили Саксонию до Эльбы и вернулись во Франкию.

Следующие 784 и 785 годы повелитель франков провел в Саксонии. В ходе войны на истребление саксов уничтожали в открытых сражениях и карательных рейдах. Король Карл брал сотни заложников и вывозил их из Саксонии. Селения, которые становились центрами сопротивления, целиком уничтожались. Обычно зиму Карл проводил в Средней Франции, отдыхая от ратных трудов. Но зиму 784-785 гг. Карл провёл в Саксонии и встретил рождество, свой любимый праздник, в Везере. Весной, из-за бурного разлива рек, переселился в Эресбург. Там Карл приказал построить церковь, отремонтировал замок. Из Эресбурга Карл несколько раз выходил в карательные рейд, бросал конные отряды через всю Саксонию, уничтожал вражеские укрепления и селения, истреблял восставших.

Весной 785 года Карл созвал генеральный сейм в Падербоне, на котором присутствовали представители саксонской знати. Не было только Видукинда, который был неуловим и продолжал вдохновлять людей на сопротивление. Тогда Карл решила сам начать переговоры с предводителем саксов. Переговоры в Бернгау прошли успешно. Видукинд, который в это время перебрался в область северных саксов, решил, что дальнейшее сопротивление бессмысленно. Все битвы были проиграны, Саксонию залили кровью. Видукинд потребовал гарантий безопасности и знатных заложников. Карл на это пошёл. Тогда Видукинд со своим ближайшим соратником Аббионом прибыли к королю в Аттиньи, в Шампани. Там они приняли крещение. Причем Карл стал крёстным отцом Видукинда и наградил его щедрыми дарами. После этого имя Видукинда исчезло из хроник.

Сопротивление саксов практически прекратилось. В 785 году франкский хроникер объявил, что Кар «подчинил всю Саксонию». Так полагали многие. Римский папа Адриан прославлял Карла Великого, который «с помощью Спасителя и при поддержке апостолов Петра и Павла… распространил свою власть на земли саксов и привел их к святому источнику крещения». На несколько лет Саксония, залитая кровью и засыпанная пеплом сожженных селений, «успокоилась». Захватчикам показалось, что навсегда.

Продолжение следует…

). На острове Британия, совместно с англами и ютами , саксы участвовали в формировании английского этноса.

Этимология

Этимология слова «саксы» ещё не до конца изучена. Вероятно, самоназвание саксов было иное, а античные авторы, впервые использовавшие это слово, произвели его от названия боевого ножа сакс - типичного оружия саксов.

Ареал расселения

В римских источниках, начиная с III века н. э , встречаются жалобы на морской разбой и пиратство саксов.

Язык

Язык саксов стал основой англосаксонского языка , из которого развился современный английский язык . Отсюда в ирландском и других кельтских языках наименование племени саксов употребляется для обозначения современных англичан: в ирландском - «Sasana» (Англия) и «Sasanach» (англичане), в гэльском - «Sasunn» (Англия) и «Sasunnach» (английский); хотя в других языках эти названия ведутся от племени англов .

Нынешнее обобщённое название страны - Англия - происходит от наименования племени англов , а название таких территорий, как Уэссекс («West-Saxons»), Эссекс («East-Saxons»), Суссекс («South-Saxons») и Мидлсекс указывает на их происхождение от саксонских поселенцев.

В эстонском и финском языках название саксов послужило основой для обозначения современных немцев и Германии: в эстонском «Saksamaa» (Германия) и «sakslased» (немцы); в финском «Saksa» (Германия) и «saksalaiset» (немцы).

Политический строй

Энгры

Энгры занимали среди саксов центральное положение, как в географическом, так и в культурно-общественном отношении. В их землях на Везере находилось Маркло , место ежегодных собраний.

Напишите отзыв о статье "Саксы"

Литература

  • Тарле Е. В. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шор Т. У. Глава II. Саксы и их племена // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 18-33.
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Саксы

В числе всех мыслей и голосов в этом огромном, беспокойном, блестящем и гордом мире князь Андрей видел следующие, более резкие, подразделения направлений и партий.
Первая партия была: Пфуль и его последователи, теоретики войны, верящие в то, что есть наука войны и что в этой науке есть свои неизменные законы, законы облического движения, обхода и т. п. Пфуль и последователи его требовали отступления в глубь страны, отступления по точным законам, предписанным мнимой теорией войны, и во всяком отступлении от этой теории видели только варварство, необразованность или злонамеренность. К этой партии принадлежали немецкие принцы, Вольцоген, Винцингероде и другие, преимущественно немцы.
Вторая партия была противуположная первой. Как и всегда бывает, при одной крайности были представители другой крайности. Люди этой партии были те, которые еще с Вильны требовали наступления в Польшу и свободы от всяких вперед составленных планов. Кроме того, что представители этой партии были представители смелых действий, они вместе с тем и были представителями национальности, вследствие чего становились еще одностороннее в споре. Эти были русские: Багратион, начинавший возвышаться Ермолов и другие. В это время была распространена известная шутка Ермолова, будто бы просившего государя об одной милости – производства его в немцы. Люди этой партии говорили, вспоминая Суворова, что надо не думать, не накалывать иголками карту, а драться, бить неприятеля, не впускать его в Россию и не давать унывать войску.
К третьей партии, к которой более всего имел доверия государь, принадлежали придворные делатели сделок между обоими направлениями. Люди этой партии, большей частью не военные и к которой принадлежал Аракчеев, думали и говорили, что говорят обыкновенно люди, не имеющие убеждений, но желающие казаться за таковых. Они говорили, что, без сомнения, война, особенно с таким гением, как Бонапарте (его опять называли Бонапарте), требует глубокомысленнейших соображений, глубокого знания науки, и в этом деле Пфуль гениален; но вместе с тем нельзя не признать того, что теоретики часто односторонни, и потому не надо вполне доверять им, надо прислушиваться и к тому, что говорят противники Пфуля, и к тому, что говорят люди практические, опытные в военном деле, и изо всего взять среднее. Люди этой партии настояли на том, чтобы, удержав Дрисский лагерь по плану Пфуля, изменить движения других армий. Хотя этим образом действий не достигалась ни та, ни другая цель, но людям этой партии казалось так лучше.
Четвертое направление было направление, которого самым видным представителем был великий князь, наследник цесаревич, не могший забыть своего аустерлицкого разочарования, где он, как на смотр, выехал перед гвардиею в каске и колете, рассчитывая молодецки раздавить французов, и, попав неожиданно в первую линию, насилу ушел в общем смятении. Люди этой партии имели в своих суждениях и качество и недостаток искренности. Они боялись Наполеона, видели в нем силу, в себе слабость и прямо высказывали это. Они говорили: «Ничего, кроме горя, срама и погибели, из всего этого не выйдет! Вот мы оставили Вильну, оставили Витебск, оставим и Дриссу. Одно, что нам остается умного сделать, это заключить мир, и как можно скорее, пока не выгнали нас из Петербурга!»
Воззрение это, сильно распространенное в высших сферах армии, находило себе поддержку и в Петербурге, и в канцлере Румянцеве, по другим государственным причинам стоявшем тоже за мир.
Пятые были приверженцы Барклая де Толли, не столько как человека, сколько как военного министра и главнокомандующего. Они говорили: «Какой он ни есть (всегда так начинали), но он честный, дельный человек, и лучше его нет. Дайте ему настоящую власть, потому что война не может идти успешно без единства начальствования, и он покажет то, что он может сделать, как он показал себя в Финляндии. Ежели армия наша устроена и сильна и отступила до Дриссы, не понесши никаких поражений, то мы обязаны этим только Барклаю. Ежели теперь заменят Барклая Бенигсеном, то все погибнет, потому что Бенигсен уже показал свою неспособность в 1807 году», – говорили люди этой партии.
Шестые, бенигсенисты, говорили, напротив, что все таки не было никого дельнее и опытнее Бенигсена, и, как ни вертись, все таки придешь к нему. И люди этой партии доказывали, что все наше отступление до Дриссы было постыднейшее поражение и беспрерывный ряд ошибок. «Чем больше наделают ошибок, – говорили они, – тем лучше: по крайней мере, скорее поймут, что так не может идти. А нужен не какой нибудь Барклай, а человек, как Бенигсен, который показал уже себя в 1807 м году, которому отдал справедливость сам Наполеон, и такой человек, за которым бы охотно признавали власть, – и таковой есть только один Бенигсен».

Англосаксы являются господствующей нацией в мире,по край не мере так считают.

Если не говорить об англах,чья история несколько иная,то самые важный фактор--фактор народа саксов.

Но откуда они пришли?....считается что как и все древнегерманские племена из скандинавии и восточной европы.

Учёные-лингвисты придерживающиеся норманнской теории развития не нашли точной этимологии и обозначения слова—«Саксы»

Зато их оппоненты,которые не столь категоричны его нашли.Надо было лишь отвести взгляд от скандинавии и обратить взор на юг.

Ведь саксы произошли от саков,которые имели отношение к славянам и проживали на территории нынешней России

Подмечу что это не просто чьи-то домыслы,а основанные на фактах доводы,которые разделяли авторитетные английские историки—Томас Шор и Шэрон Тёрнер.

САКИ

Сак--в перевде с шумерского языка значит головая,са--значит красный...Саки--народ красноголовых

Этим они роднятся с египетской культурой и богом Сетом--покровителем пустынь,краснокожих и рыжих

В I тысячелетии до н.э. саки жили примерно на территории средней азии и это были отнюдь не представители "черной" расы

О саках упоминают Геродот,Ктессий,Страбон,Арриан,Птолемей и др.О них упонимают и воточные историки--Рамаяна и Махабхарата

Согласно Ктессию саки были и врагами и союзниками персов и помогали царю Киру,воевали против греков

Затем они воевали под началом А.Македонского и вторгались в Индию

КЕМ ОНИ БЫЛИ

С одной стороны, большинство ученых скифов и саков античных источников считают ираноязычными и помещают их на огромном пространстве — от Китая до Венгрии

Р. Г. Кузеев также отмечает, что в эпоху железа степные и лесостепные районы Южного Башкортостана занимали ираноязычные сарматские племена

В литературе зафиксированы этнические названия саков по месту их расположения: саки заморские, среднеазиатские «саки, которые за Согдом» и др.

Таким образом, группой исследователей сакские племена размещаются и там, где проживали только тюркоязычные племена.

Южный Тяныиань, Фергана, Памир, Сырдарья, Среднеазиатское междуречье, Хорезм, Мургаб и др.

С другой стороны,доказана несостоятельность мнения об исключительной ираноязычности скифских племен.

Не все скифы-сарматы были ираноязычными, среди них были и тюркизированные скифы.

АРЕАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ТОПОНИМЫ САКОВ В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ

Саки после этого разделились на несколько пемен,один из которых саки-масагетты мигрировали в район Каспия и распространились на территории юга России

Они занимались земледелием,высокого искуства достигло бронзолитейное производство.Их рисунки были "скифского" типа...что роднит саков и скифами

Среди топонимов саков на территории бывшего СССР стоит выделить:

1.Город Саклю на кавказе

2.Город Саки в степной части Крыма

3.Саха--очень похожий топоним,в востосчной части России

4.Река Сак-Елга возле Челябинска, правый приток реки Миасс.

5.Сакмарский бассейн, бассейн р. Днепр,

6.Река Сахмара,ныне река Самара

7. Сакъелга (Сак-Элгинский, Соймоновское), поселок, территория города Карабаша.

8. Дер. Сакмары в Кунгуровском уезде Пермской губернии

9. В Восточном Закавказье фиксируется топоним Сакыш и данное географическое название имеется и в древнетюркских надписях

И на западе:

10.Река Сак –в Ирландии,Лох О"Флинн, графство Роскоммон

ОТ САКОВ К САКСАМ

Саки судя по всему стали именноватся саксами и продолжили миграцию на запад.

Земля саксов - Sachsen, напомню, что область, завоёванная скифами-саками в Закавказье - Сакасена.

С тех пор многие придерживались предположения о преемственности саков и саксов.

Очень важна в этом аспекте проблема использования шаровидных амфор

Керамика культуры шаровидных амфор содержит в себе классический для индоевропейцев шнуровой орнамент.

Культура шаровидных амфор присутствовала на Кубани,орудия труда были клиновидные,полированные и сверленные,топоры из камня

Примерно 3 тыс.лет до н.э. племена,носитенли подобной культуры появились на территории Атлантики,Дании,западной и восточной европы

Но что позволяет говорить о миграции саксов в европу с территории России?....названия

ТОПОНИМЫ САКСОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И МИГРАЦИЯ

Саксы на самом деле оставили свои следы на территории современной России

Среди топонимов саксов можно выделить:

1.Город Саксен,расположенный на средневековых картах возле Волгограда

2.Река Саксагань,впадающая в Ингулец,правй приток Днепра

3.Верхняя и нижняя Саксония

4.Миграция на британский остров

В период раннего средневековья Саксы жили на территории современной Германии,к востоку от рейна и к западу от эльбы

НЕКОТОРЫЕ СЛАВЯНСКИЕ ТОПОНИМЫ

Однако славянское происхождение англов, саксов, да и ютов-готов видно в «английской» истории невооруженным глазом.

Стоит только обратить внимание на их имена: скажем, Рада (англ. Rada), или Уста (англ. Hasta), от которых произошли распространенные на британских островах фамилии Reading(s), т.е., по-русски, Радин, и Hasting(s), т.е., по русски, Устин.

Князя англов и саксов выбирал совет, который назывался Witan, то есть, по-русски, вече.

Войско, ополчение англов и саксов называлось fyrd, которому соответствует современное англ. horde, т.е. Орда-Рада.

Орда--и тогда и после не имела никакого отношения к монголо-татарам...это было русское образование

Вожди-князья ютов-готов Хенгиста (особенностью славянских имён является наличие двух составляющих, так вторая составляющая этого славянского имени «гость») и Хорза-Хорс (носил имя бога-солнца) принесли с собой на славянские острова славянских кумиров

БЕО-ВУЛЬФ

Несколько слов стоит сказать об относимом к английскому эпосу поэме Беовульф «Беовульф» - вот основание для гордости современных англичан

О чем там?

Какой-то витязь (или князь?) Беовульф народа гвотов, живший в южной Скандинавии, где правит король Хигелак идет спасать датского князя Хродгара от страшного дракона Гренделя (Крендель (?)).

Чем же приходится гордиться современным англичанам?

Во- первых, само эпическое произведение отношения ни к англам с саксами, ни к Британии в челом не имеет.

Во-вторых, написан этот эпос спустя как минимум 5 веков после описываемых событий (X в.) христианским монахом на латинском языке (текст подвергся литературной обработке христианского книжника).

В-третьих, кто такой народ геотов из Беовульфа — неизвестно. Некоторые ученые предполагают, что это геты.которые обитали на юге Скандинавии.

Но их сегодня, скорее, относят к протославянским племенам, но никак не к пресловутым «германцам».

В четвертых, имя Бео-вульф англичане переводят как «Пчела-волк», или «шершень». Хотя пчела по-английски — это bee а шершень — это hornet.

Натяжки просто удивительные.

В-пятых, если современному англичанину дать текст оригинала, написанный, якобы, на древнеанглийском, то этот текст покажется ему позаковористей даже китайской грамоты.

Ни одного знакомого слова. Вот такой юмор.

Получается, что «древнеанглийский язык» (7-12 века) это не английский вовсе

Вот. что на этот счет пишет лингвист Сокол-Кутыловскин:

«5 любом случае видно, что на Британских островах нет ни культурной, ни языковой преемственности. Даже язык, который британцы теперь называют «древнеанглийским», они приписан к германским языкам. Укроешь чужое украли, но не знают, что с этим краденым делать, - читать-то на нем они не могут!»

А вот Бео-вульф легко переводится как «белый волк». Так в сербском языке Белград звучит в оригинале как Бео-град.

На странице 71 имеется одно интересное замечание относительно редкого упоминания имени шведов, что указывает на слабость или даже неразвитость самого шведского государства.

Ибо государство геотов — это не государство шведов. А под именем скандинавы могли проходить и праславяне-русы, что скорее всего

РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ

У англов, саксов и славян были общие боги.

Вспомните знаменитый роман Вальтера Скотта "Айвенго".

В нём также отмечены славянские следы. Речь идёт об упоминающихся богах англов и саксов.

В одной из сцен - безумная старуха со стен горящего замка кричит:

"Ревет Зернебок!"

Интересно, что в английском тексте романа В. Скотт целых семь раз упоминает данного бога, под именем Zernebock.

Это один из вариантов написания имени Чернобога, славянского бога разрушения и мести, хотя В. Скотт называет его "Аполлионом англов". Это имя демона-губителя из Апокалипсиса (9:11).

В английской историографии, также упоминается имя этого божества.

Например, Шерон Тёрнер, в своей "Истории англосаксов" пишет следующее:

"Григорий, в восьмом веке, обращаясь к старым саксам, призывает их оставлять своих идолов, из золота ли, из серебра, меди, камня, или других материалов". Далее идут перечисления имён этих идолов:

"Хама (Hama), Флиннус (Flinnus), Зиба, или Сиба (Siba), и Зернобогус (Zernebogus)", о котором автор отдельно поясняет, что это "черное, злорадное, зловещее божество (the black, malevolent, ill-omened deity)".

Sharon Turner, The History of the Anglo-Saxons, vol. 1, p. 217.

У полабских и балтийских славян, это божество упоминают многие немецкие авторы - в разных вариантах написания.

В землях лужицких сербов, до сих пор известна гора, которая называется Чернобог, на неё, в своё время лужичане водили знаменитого слависта Срезневского, чтобы показать ад.

У лужицких сербов, кстати, есть и гора Белобог

Надо отметить, что помимо ещё одного варианта написания имени Чернобога, в перечне Григория присутствуют и другие известные у полабских славян боги.

Например, поклонение идолу худого и бледного божества, в красном плаще, которого звали Флинц, неоднократно упоминается у лужицких сербов. А Сиба, или Зиба, может быть ни чем иным, как славянской Живой.

Бога же Хаму можно сравнить с "Хаммоном, или Свентобуком" из "Страстей мучеников, погребённых в Эбсторфе".

Действительно, явные параллели

Исходя из подобного списка, кстати, вполне правомерно предположить, что связь англов, саксов и славян носила глубинный характер.

Ибо несколько общих божеств о чем-то, да свидетельствует

СОЮЗНИКИ

О тесных союзнических отношениях саксов с лужичанами и лютичами свидетельствуют и немецкие источники времен Каролингов - славяне и саксы часто воюют совместно, против общих врагов.

Саксы разбили одно из войск Карла Великого, посланное против лужицких сербов и т.д. Эти же добрые отношения, видимо, продолжились и на острове - среди переселенцев.

В любом случае, имена этих богов свидетельствуют о глубоком славянском влиянии на культуру англов и саксов.

Также интересны имена двух других "богов саксов", по версии Скотта: Миста и Скогула. Скогула, видимо является вариантом имени валькирии Скегуль, известной по Эддам.

А вот относительно Мисты -, можно попробовать построить славянские этимологические предположения. Например, от слова "месть".

В любом случае, однозначно можно сказать, что Вальтер Скотт не выдумал свои божества, ибо их имена известны в Англии

Что касается родового имени главного героя Айвенго (Ivanhoe) - то, по правилам английского произношения, существовавшим до Великого сдвига гласных (16 в.) оно должно было читаться как "Иванхое", или "Ивангое" что, в общем-то, близко к славянскому имени Иванко

Которое распространено, например, на Украине, или в Болгарии, где это имя носил один из Царей, а позже ещё и один из деспотов Добруджанского княжества.

Можно вспомнить еще Тацита.

У него перечисляются племена сакрального союза, сложившегося вокруг культа богини Нертус, те же племена Плиний Старший относил к плменной группе вандилиев - вандалов.

Помимо ряда малоизвестных племен туда входили англы и варины - предки вагров-варягов

"Правда англов и вэрингов или тюрингов" показывает, что связи эти не ослабевали и во времена Карла Великого

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Несмотря на то, что английский язык вроде бы не имеет отношения к славянским языкам, определенный пласт древнейшей славянской лексики там всё же присутствует.

Распространяя эти правила на другие случаи, получим: определенный артикль the — это русское местоимение ТЕ, а слово that по-русски и читается и соответствует местоимению ТОТ.

слова: food (ступня, нога, голландское pood) = русскому слову под, подошва. Fresh — свежий (англ., несоленое масло) = русскому пресный. (Мы уже писали о том, что

звук f во многих индоевропейских языках заимствованный, как считают, из греческого языка и соответствует исконному русскому звуку «П»),

Flame = русскому пламя

First = русскому перст

File = русскому пила, строй, список

Year = русскому яр, солнце, год

Yeles = Велес

Ivengow (Айвенго) = Иванко.

СЛЕД АЛТАЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ГРУППЫ

У англо-саксов есть следы лексики алтайских языков. Примеры сходства английских и монгольских слов:

- "рука" по-английски "arm", по-монгольски - "гар" (с "украинским" придыхательным "г");

- кишки по-английски "guts" (и мужество - тоже), по-монгольски - "гэдэс" (и кишки, и мужество);

- "пятка" по-английски "heel", по-монгольски "стопа" - "хёл";

- "быстрый" в англосаксонском, по Фасмеру, "earu", по-монгольски - "яаруу".

При этом этимологии, приведённые в Online Etymology Dictionary, выглядят для guts (geotan "лить") и heel (ПИЕ-реконструкция *kenk, от которой ничего не осталось ни в одной германоязычной пятке - "cf. O.N. haell, O.Fris. hel, Du. hiel"), сомнительно.

У слова "arm", правда, есть надёжные соответствия (когнаты) в европейских языках и точное совпадение с осетинским словом с тем же значением.

Зато у слова "top" за пределами языков германской группы есть только тюркские аналоги: кр.-тат. to"pe; карач.-балк. тёппе, с тем же значением "вершина", также тур. "tepe" и т.п. - со значениями "холм, бугор, вершина".

ИМЯ КОРОЛЯ

Утверждение английского учёного прекрасно подкрепляет само имя легендарного короля и… русский язык.

Имя Ар-Тур — это однозначно русское имя, которое было широко распространено в XI–XIV в. в России. Это чисто русское имя Яр-Тур.

В английском языке нет йотированных гласных, поэтому там произносится Ар-Тур.

В России так звали многих князей: Яр-Тур Всеволод, Буй-Тур Ярослав и т. д.

Таким образом, легендарный король Артур был русским князем.

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ В ИТОГЕ

Вкратцы итоги можно подвести так:

1.Первые переселенцы с востока,русскоязычные племена(вероятно кёльты) колонизировали остров,назвав его--"Землей рыболовов",т.е.Англию

2.Колонисты основали лодочный причал,то что стало назватся Лондинием,т.е.Лондоном

3.Племя саксов жившее на территори средней азии и современной России мигрировало на запад,в северную часть современной Германии

4.Саксы мигрировали в Англию

C аксы вероятно были славянскими племенами,говорившими на русском,исповедовавшем славянскую культуру

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я представляю какая ядовитая реакция будет на эту статью у клинических русофобов,ну чтож у всего своя цена.

Я отнюдь не претендую на истину в последней интстанции и могу ошибатся как любой другой человек.

Но ошибочно это изложение или нет,я излагаю то что считаю правильным и это самое важное

- (Saxons), герм, племена, возможно, названные так из за своего меча с одним лезвием seax. Под напором франков ушли с терр. Дании в Италию и на фризские земли. В 3 5 вв. занимались пиратством в Северном море и проливе Ла Манш. По видимому, вместе с … Всемирная история

Группа германских племен. Жили между нижним течением рек Рейн и Эльба. В 5 6 вв. часть саксов участвовала в англо саксонском завоевании Британии. Материковые саксы в 772 804 завоеваны франками … Большой Энциклопедический словарь

Группа германских племён. Жили между нижними течениями рек Рейн и Эльба. В 5 6 вв. часть саксов участвовала в англосаксонском завоевании Британии. Материковые саксы в 772 804 гг. завоёваны франками … Исторический словарь

саксы - ов, мн. saxe. См. Сакс. Саксонский фарфор. Что с нами будешь делать! нужны и саксы, и трюфели, и бутылка доброго старого лафита. И. Панаев. // П. Избр. 249. Многие из этих саксов еще при Екатерине были перенесены в Ораниенбаум. Бенуа Царское село … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ов; мн. Группа древних германских племён, населявших северо западную Европу и Британию. ◁ Сакс, а; м. * * * саксы группа германских племён. Жили между нижним течением рек Рейн и Эльба. В V VI вв. часть саксов участвовала в англосаксонском… … Энциклопедический словарь

Германское племя, первоначально обитавшее в области, известной теперь как Шлезвиг. В период поздней Римской империи они были известны как пираты, промышлявшие в Северном море. В 5 в. н.э., когда римляне вывели из Британии свои войска, часть… … Энциклопедия Кольера

- (Sachsen) группа герм. племен, сплотившихся затем в большой племенной союз, занимавший в период раннего средневековья области на С. Германии к В. от Рейна и к З. от Эльбы. Впервые упоминает о предках С. (о племени ревдигнов) Тацит (Germ., XL).… … Советская историческая энциклопедия

- (Sachsen) группа германских племён, объединившихся в 3 4 вв. в племенной союз. В период раннего средневековья занимали территории на С. Германии к В. от Рейна и к З. от Эльбы; в середине 5 1 й половине 6 вв. часть С. переселилась в… … Большая советская энциклопедия

саксы - группа германских племён. Жили между нижними течениями рек Рейн и Эльба. В V VI вв. часть саксов участвовала в англосаксонском завоевании Британии. Материковые саксы в 772 804 гг. завоёваны франками … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Мн. 1. Древнее германское племя, населявшее северо западную Европу и Британию. 2. Представители этого племени. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Пришествие Короля , Толстой Николай Николаевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Сорок лет прошло с тех пор, как в битве при Камланне погиб Артур. Больше нет в Британии великого…