Когда впервые в жизни вскрикнул акакий акакиевич. Почему умер Башмачкин

Угнетенный, беззащитный, одинокий - такова характеристика Акакия Акакиевича. Она позволяет его отнести к особому типу литературных персонажей. Башмачкин - «маленький человек». Этот тип был создан Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Таков чин Акакия Акакиевича. Характеристику своему герою Гоголь дает в самом начале произведения. Таких, как Башмачкин, называли вечными титулярными советниками. Дело в том, что подняться на следующую ступень в иерархии чинов и званий Акакию Акакиевичу не суждено. Робкий человек настолько угнетен своим положением, что уже, казалось бы, не обращает никакого внимания на издевательства молодых чиновников.

«Бессловесное существо» - такой эпитет использует автор для полноты характеристики Акакия Акакиевича. Титулярный советник безропотно сносит насмешки сослуживцев. В департаменте с ним не здоровается даже сторож. Главное качество в характеристике Акакия Акакиевича - незаметность.

Работа у Башмачкина самая что ни на есть ничтожная. Он каждый день переписывает различные документы, бумаги. Титулярный советник настолько свыкся со своей жалкой социальной ролью, он настолько одинок, что монотонное, неинтересное занятие для него стало главным в жизни. Башмачкина не интересует смысл, содержание бумаг. Однажды один из начальников предложил ему более сложное задание, но тот не справился. «Дайте я лучше перепишу что-нибудь.» - жалостливо попросил Башмачкин. С тех пор его оставили в покое. Он так давно переписывает бумаги в департаменте, что, кажется, так и родился - немолодым, в мундире и с лысиной.

Почему Акакий?

Гоголь рассказывает историю происхождения странного имени героя. Почему не Моккий, не Соссий и не Хоздазат? И такие варианты предлагали матери будущего титулярного советника. Женщина не смогла выбрать имя своему сыну и решила назвать его в честь отца. В этом обнаруживается бездумная привычка следовать традициям, излишняя консервативность. Образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель» дополняет его далеко не аристократическая фамилия. Гоголевский персонаж имеет низкое происхождение.

Детство, юность Акакия Акакиевича прошли незаметно. Он так бы и переписывал бумаги до глубокой старости. Но трагическая история с шинелью погубила Акакия Акакиевича. Цитат, остроумных и метких, из произведения Гоголя можно выудить немало. В начале повести автор отмечает: «бедствия, рассыпанные на жизненной дороге Башмачкина, встречаются на пути не только титулярных советников, но даже тайных, действительных, надворных и всяких советников, даже и тех, которые не дают никому советов, ни от кого не берут их сами».

Шинель Акакия Акакиевича

Наступили суровые петербургские морозы. Башмачкин вдруг обратил внимание на свою старую Шинель, которую в департаменте давно прозвали капотом. И у него появилась цель. Акакий Акакиевич возмечтал о новой шинели, которая ему, конечно, была не по карману. Титулярный советник получал в год жалование в размере четырехсот рублей.

Для приобретения новой шинели Акакию Акакиевичу пришлось несколько месяцев голодать, отказаться от чая, не зажигать свечей, ходить осторожно, дабы не испортить сапоги. Как ни странно, такие жертвы вдохновили Башмачкина. Ведь у него появилась цель, а вместе с тем некоторая уверенность, твердость во взгляде. Еще одна цитата из повести: «Огонь показывался порою в глаза его». Эта фраза очень важна в описании Акакия Акакиевича.

Обновка

В течение нескольких месяцев почти каждый день титулярный советник являлся к портному Петровичу, дабы узнать о судьбе шинели. Он так долго и часто думал о ней, что она стала для него не просто вещью, а «близкой подругой». И наконец-то счастливый день наступил. Петрович принес Башмачкину шинель. Акакий Акакиевич облачился в нее и отправился на работу. Это, пожалуй, был единственный счастливый день в его жизни.

Шинель Башмачкина произвела фурор в департаменте. С титулярным советником, человеком маленьким и незаметным, вдруг заговорили ласково, с уважением. Один из начальников даже пригласил его к себе на именины. Но насладиться счастливой жизнью титулярному советнику было не суждено. В этот же вечер шинель украли.

Сокрушительный удар

Постоянные невзгоды человек может переносить лишь в том случае, если он не знает о том, что такое счастье. Башмачкин привык за многие годы, а было ему около пятидесяти, к своему жалкому социальному положению в обществе. Шинель в произведении Гоголя - это не просто предмет гардероба. Это важный образ, символизирующий и счастье, и социальное положение, уважение окружающих. Башмачкин внезапно обрел все это (ведь ранее его никогда не приглашали ни на именины, ни на любое другое торжество), но тут же потерял. Это стало для него сокрушительным ударом.

Значительное лицо

На следующий день Башмачкин отправился в департамент в своей старой шинели, той самой, которую молодые чиновники прозвали капотом. Многие сослуживцы прониклись к Акакию Акакиевичу состраданием. Ему посоветовали обратиться за помощью к одному из начальников - человеку, который совсем недавно пошел на повышение. Башмачкин отправился к «значительному лицу». Но здесь произошел случай, который титулярного советника.

Начальник был человеком неплохим. Однако высокий чин не позволял ему продемонстрировать своих положительных качеств. Несчастный, забитый Башмачкин появился в его кабинете. Значительное лицо, даже не выслушав посетителя, принялось кричать и топать ногами. Маленький человек ненадолго потерял сознание, пришел домой и слег в горячке. Через несколько дней он умер.

Жизнь после смерти

Никто не заметил гибели маленького чиновника. О его смерти в департаменте узнали только через несколько дней после похорон. К слову сказать, «значительное лицо» чуть позже одумалась и послало в департамент узнать о судьбе маленького чиновника, потерявшего сознание в его кабинете. Но было слишком поздно - Башмачкин умер.

Гоголь решил восстановить справедливость, которой нет и никогда не было в нашем мире, хотя бы на страницах своей повести. Он подарил Башмачкину несколько дней после смерти. Еще некоторое время среди петербуржцев ходили слухи о призраке Башмачкина, который бродит по мосту в поисках шинели. Покойный чиновник пугал прохожих, срывал с них одежду. Мертвец исчез лишь после того, как повстречал своего обидчика, того самого страшного «значительного» начальника. Сорвав с него шинель, он исчез навсегда. Так Башмачкин отомстил за всех униженных и оскорбленных. А значительное лицо отныне на подчиненных не бранилось, голоса не повышало.

Образ Акакия Акакиевича в повести "Шинель" очень трагичен. Но самое печальное, что своего героя Гоголь создал на основе жизненного опыта. Башмачкин есть в каждом классе, в каждом коллективе. Башмачкины повсюду. Более того, в каждом из нас есть что-то от гоголевского персонажа.

За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? Ответа на этот вопрос я не встречала в литературе. Но попробую поразмышлять.

Гоголь рассматривает в «Шинели» процесс порабощения Акакия Акакиевича страстью, проходит с героем по пути, что ведёт к падению.

Создавая образ героя повести, Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете элементы житийного жанра. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый». Итак, имя героя напоминает святого Акакия, житие которого является одной из основных частей главы «О послушании».

Акакий Акакиевич «маленький человек» не только в смысле социально-иерархического статуса, но и в самом буквальном смысле. Даже в фамилии героя (Башмачкин) проявляется эта малость. Фамилия происходит не от башмака даже, а от «башмачка», совсем маленького башмака. На первый взгляд, «Шинель» вполне вписывается в традиционную схему повестей о «маленьком человеке», унижаемом и бедном чиновнике. Но такая трактовка повести не открывает ее действительной глубины.

Акакий Акакиевич переписчик до мозга костей, и его согбенная над листом бумаги фигура является формой его пребывания в жизни. Даже по вечерам, вернувшись из департамента, он продолжает переписывать бумаги, принесенные на дом.

Однако если для переписчика священных книг любовь к букве вытекает из любви к смыслу, то для переписчика казенных бумаг, каков Акакий Акакиевич, любовь к букве не поддерживается никаким величием смысла.

Но именно такая бессмысленная любовь к переписыванию обнаруживает главную черту Акакия Акакиевича кротость, смирение то, что роднит его со св. Акакием и говорит о полном отречении героя от собственной воли. А отречение от собственной воли обязательно для творящих послушание.

Акакия Акакиевича отличает не только любовь к переписыванию, но и пренебрежение к вещественным благам мира сего. В нем присутствует самоограничение, граничащее с аскетизмом, и совершенное равнодушие к физической и материальной сторонам существования. Так, Башмачкин «вовсе не замечал» вкуса пищи, «ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору».

Постоянно наращивается в повести мотив искушения и соблазнов. Большинство соблазнов Акакий Акакиевич выносит стоически. При этом никакого неудовольствия, жалоб или претензий, никакого вопроса о своем положении, а одно лишь невозмутимое терпение. «Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Смирение дается Акакию Акакиевичу легко, без надрыва и видимого усилия над собой, словно другого и не дано. Кажется, что он ничего не хотел бы изменить в своем состоянии.

Но такое ощущение оказывается ложным: в душе у Акакия Акакиевича далеко не все спокойно.

Искушением, оказавшимся для него роковым и непреодолимым, становится приобретение новой шинели. Акакий Акакиевич изменяет своему призванию и служению. «Условная» материя букв, которой он был предан, заменяется физически плотной материей новой шинелью, в которую герой облекает себя, как бы утверждаясь в вещественном мире. Башмачкин оказывается настолько поглощенным новой мирской привязанностью, что, потеряв шинель, лишается внутренней кротости и спокойствия, а затем и самой жизни. Метания же неупокоенной души Акакия Акакиевича после смерти, похождения «живого» мертвеца наводят на мысль о её (души) гибели.

Оживление мертвеца достаточно традиционный в литературе мотив. Нередко он встречается у самого Гоголя (в «Майской ночи, или Утопленнице», в «Вие», «Портрете») и, как правило, предполагает сделку с нечистой силой. В эпилоге становится ясно, что повесть, начатая в духе жития (благочестивые мать и кума «женщина редких добродетелей», выбор имени из святцев, композиционная последовательность, характерная для этого жанра), постепенно переходит в свою противоположность, в повествование о страшном падении. Герой, наделенный чертами подвижника, но применяющий их без смысла и цели, превращается в противоположность подвижника в мстителя и преследователя, который не приносит себя в жертву, а ищет жертву в других. Не просто человеческое подавляется в Акакии Акакиевиче, а искажается та благодать, которая была на нем.

Повесть Гоголя как бы делится на две значимые и противопоставленные части: период до приобретения шинели («период капота») и после («период новой шинели»). Эти периоды противопоставляются по целому ряду значимых признаков.

В результате развития сюжета образ шинели становится своеобразным центром, стягивающим к себе все сюжетные линии. Шинель претендует на роль героини повествования, определяя все перипетии сюжета. Все персонажи, далекие друг от друга (Акакий Акакиевич, Петрович, значительное лицо, грабители и др.) оказываются взаимосвязанными именно посредством их отношения к шинели. Центральное положение этого образа подчеркивается и заглавием повести. Известно, что первоначальное название «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» было автором отвергнуто. Гоголю было важно выделить общую мысль, заключающуюся не в факте кражи, а в самом предмете шинели.

В этой повести, как и в некоторых других повестях, например, в «Носе» или «Портрете», конфликтная ситуация выделяет с одной стороны, человека (чиновника), а с другой нос, шинель, картину, то есть предмет, укрупнившийся за счет насыщения его семантическим смыслом.

Но, несмотря на очевидные сходства, нос и шинель образы разного порядка. В отличие от «Носа», в «Шинели» конфликт человека и вещи усложняется, приобретает ступенчатый характер, рядом с социальным обличением в нем намечается намного более сложный конфликт конфликт внутреннего и внешнего, живого и мертвого.

Шинель становится для Акакия Акакиевича больше чем просто дорогой вещью, на которую ему, во всем себе отказывая, пришлось собирать деньги около семи месяцев. Шинель это не только средство защиты от холода, знак социальной значимости и даже не мечта о продвижении по службе. Шинель для Акакия Акакиевича становится «подругой жизни», срастается с ним в одно целое: «существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто… какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Я думаю, за это и наказан герой. Когда смысл жизни только в материальном, – его легко потерять.

Эта повесть была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. В данной статье мы рассмотрим ее краткое содержание. "Шинель" автор начинает следующим образом.

Начало истории

Произошедшая с Башмачкиным Акакием Акакиевичем история открывается рассказом о том, как он родился и был причудливо назван, а затем переходит к описанию его службы в качестве титулярного советника.

Подсмеиваясь над героем, многие молодые коллеги докучают Акакию Акакиевичу, толкают под руку, осыпают бумажками, и лишь когда совсем становится невмоготу, он просит оставить его в покое преклоняющим на жалость голосом.

Башмачкин, чья служба заключается в переписывании бумаг, выполняет свои служебные обязанности с любовью и даже, придя домой с работы и поев наскоро щей, достает баночку с чернилами и снова переписывает принесенные с собой листы, а если таковых не оказывается, снимает нарочно для себя копию документа с каким-нибудь замысловатым адресом. Приятельства, услады, развлечений для этого человека не существует. Он ложился спать, всласть написавшись, предвкушая с улыбкой завтрашнее переписывание.

Неожиданный случай

Продолжается история, по которой мы составили краткое содержание. "Шинель" Гоголя описывает нам следующие произошедшие в жизни главного героя события. Это размеренное существование однажды нарушает неожиданный случай. Как-то утром, после многочисленных внушений, которые сделал мороз в Петербурге, Акакий Акакиевич, осмотрев свою шинель (которая уже настолько потеряла свой вид, что ее давно именовали капотом в департаменте) замечает, что на спине и плечах она совсем сквозит. Тогда Башмачкин решает отнести ее к Петровичу, портному, чья биография и повадки вкратце излагаются автором.

Этот человек осматривает шинель и заявляет, что невозможно ничего поправить, придется шить новую. Потрясенный ценой, которая была названа портным, Акакий Акакиевич решает, что для визита выбрал неудачное время, и в следующий раз является тогда, когда, по его расчетам, этот портной должен быть пьян и, следовательно, более сговорчив. Но Петрович не уступает.

Заветная мечта

Увидев, что никак не обойтись без новой шинели, Башмачкин думает, где достать 80 рублей, за которые портной, по его мнению, возьмется за дело. Акакий Акакиевич решает сократить "обыкновенные издержки" свои: не зажигать свечи, не пить по вечерам чаю, ходить на цыпочках, чтобы преждевременно не истереть подметок, реже отдавать белье прачке, а для того, чтобы оно не изнашивалось, оставаться дома в одном халате.

Осуществление мечты

Краткое содержание рассказа "Шинель" (Гоголь Н. В.) продолжается. Совершенно меняется жизнь главного героя: ей сопутствует мечта о шинели, как верная подруга. Ежемесячно Акакий Акакиевич приходит к Петровичу для того, чтобы поговорить о будущей шинели. Награждение к празднику оказывается против ожидания большим на целых двадцать рублей, и вот уже Башмачкин с портным отправляются в лавки для того, чтобы купить материал. И коленкор на подкладку, и сукно, и кошка на воротник, а также работа Петровича - все это оказывается на высоте, и, поскольку начались уже сильные морозы, Акакий Акакиевич в один прекрасный день отправляется в своей новой шинели в департамент. Это событие не остается незамеченным, все обсуждают и хвалят шинель, просят Акакия Акакиевича задать вечер по этому случаю, и лишь вмешательство одного чиновника (именинника, как нарочно), который всех позвал на чай, спасает смущенного Башмачкина.

Потеря шинели

Продолжим краткое содержание. "Шинель" составляют следующие дальнейшие драматические события. После окончания рабочего дня, который был для него как торжественный праздник, чиновник идет домой, обедает и, посидев без дел, отправляется в другой конец города к чиновнику. Вновь его шинель все хвалят, но вскоре обращаются к шампанскому, ужину, висту. Акакий Акакиевич, принужденный к тому же, чувствует веселье, но потихоньку уходит, вспомнив о позднем часе. Возбужденный поначалу, он даже отправляется за одной дамой (у которой, как пишет Гоголь, все части тела были исполнены движения), но пустынные улицы, потянувшиеся вскоре, внушают чиновнику невольный страх.

Его останавливают посреди пустынной огромной площади какие-то люди и снимают шинель.

Злоключения героя

Так начинаются злоключения нашего героя, которые мы опишем, составив их краткое содержание. "Шинель" по главам продолжается следующим образом. У частного пристава наш герой не находит поддержки и помощи. В присутствии, куда он является в своем старом капоте на следующий день, все жалеют Акакия Акакиевича, и даже подумывают о том, чтобы сделать складчину, но, насобирав лишь сущую безделицу, советуют обратиться к одному значительному лицу, которое может помочь в этом деле.

Продолжается краткое содержание повести "Шинель". Далее описываются обычаи и приемы этого человека, лишь недавно ставшего значительным, а потому озабоченного тем, как бы придать себе побольше строгости, желая поразить своего товарища, с которым он не встречался уже много лет. Но тот жестко распекает Башмачкина, который, по мнению этого человека, обратился не по форме к нему. Тот добирается до дома, не чуя ног, и сваливается в постель с сильной горячкой.

Смерть Акакия Акакиевича

Продолжаем описывать краткое содержание. "Шинель" по главам раскрывает нам следующие события. Проходят несколько дней бреда и беспамятства - и в конце концов чиновник умирает. Об этом узнают в департаменте лишь на четвертый день после того, как Акакия Акакиевича похоронили. Становится известно вскоре, что мертвец показывается ночами возле Калинкина моста и сдирает шинели со всех, не разбирая звания и чина. Кто-то узнает в нем главного героя повести. Усилия, предпринимаемые полицией для поимки этого мертвеца, оказываются напрасными.

Месть Башмачкина

Продолжается составленное нами краткое содержание. "Шинель" Гоголь завершает следующими событиями. Вышеупомянутое значительный человек, способный к состраданию, узнав, что скоропостижно скончался Башмачкин, остается этим страшно потрясен и отправляется на вечеринку, чтобы хоть как-то развлечься. После этого он идет не домой, а к Каролине Ивановне, знакомой даме, и вдруг чувствует среди ужасной непогоды, что кто-то хватает его за воротник.

Краткое содержание рассказа "Шинель" на этом заканчивается. Значительное лицо узнает в ужасе Акакия Акакиевича, который стаскивает торжествующе шинель с него. Перепуганный и бледный, чиновник возвращается домой и больше не распекает своих подчиненных строгостью. С тех пор мертвец-чиновник больше не гуляет по улицам города, а привидение, встретившееся немного позже одному коломенскому будочнику, было уже намного выше ростом и имело огромные усы.

Мы рассмотрели краткое содержание. "Шинель" на этом завершается. Это небольшое по объему произведение, поэтому не составит большого труда прочитать текст Николая Васильевича, в котором все эти события описываются намного интереснее и подробнее. Мы же постарались по возможности лаконично и емко описать краткое содержание. "Шинель" (Гоголь Н. В.) - произведение, с которым непременно стоит ознакомиться в оригинале.

Так протекала мирная жизнь человека,

Который с четырьмястами жалованья

Умел быть довольным своим жребием.

Н. В. Гоголь

"Шинель" - последняя из "петербургских повестей" Гоголя. Написанная в 1839-1841 годах, в пору высшего расцвета творческого гения писателя, "Шинель" продолжает тему "маленького человека", звучащую в "Портрете", "Невском проспекте", "Записках сумасшедшего". Причем если Пушкин в "Станционном смотрителе" рассказал о судьбе Вырина с позиции барина, пусть доброго и сочувствующего, то Гоголь в своих повестях рассказывает о людях Петербурга, приблизившись к ним вплотную, как собрат по несчастью.

Герой "Шинели" Акакий Акакиевич Башмачкин - скромный чиновник в одном из столичных департаментов, "чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным..." Башмачкин - личность чрезвычайно безропотная и незначительная. Гоголь начинает повесть ироническим описанием "предопределенности" всей жизни своего героя. Незавидная участь выпала на его долю, еще когда выбирали ему имя. Календарь всякий раз открывался на чем-то труднопроизносимом (Трифилий, Варахасий и так далее). В конце концов решили назвать мальчика Акакием в честь отца. "Акакий" в переводе с греческого - "незлобивый".,

Таким образом, Башмачкин - незлобивый вдвойне, кротчайший. Он служит на маленькой должности, потому что ему, по его скудоумию, можно доверять лишь переписывание бумаг. Зато уж переписывает Башмачкин ревностно, любовно и не делает ошибок даже когда над ним издеваются молодые и бойкие коллеги. Он только изредка произносит: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" И эта тихая мольба иногда способна устыдить людей, напомнить им, что Башмачкин - бедный, убогий, но все равно представитель человечества.

Духовный мир Акакия Акакиевича бесконечно скуден и убог. В нем есть только служба, однообразием которой Башмачкин ничуть не тяготится, полуголодное нищенское существование с выгадыванием копеек. В жизни этого человека нет ни радости общения с родными и друзьями, ни книг, ни любви, ни природы. Нет даже мелких человеческих пороков и страстей. Поэтому приобретение новой шинели становится событием глобальным, сотрясающим основы бытия. В жизни Башмачкина появляется цель! Полгода совсем уже нищенской жизни - и портной Петрович, единственный человек, проявляющий к герою повести интерес и сочувствие, любовно одергивает на Акакие Акакиевиче полы обновки. Когда неизвестные грабителя срывают ее с плеч Башмачкина - мир рушится. И довершает жизненную катастрофу поход нашего чиновника к "значительному лицу", которое не только не стало хлопотать о разыскании грабителей, но и грубо, унизительно распекло его.

Башмачкин заболел и умер, проклиная в бреду своих обидчиков. Его смерть едва заметили в департаменте. Но появление Акакия Акакиевича в образе призрака-мстителя, срывающего с плеч прохожих шинели и лишившего "значительное лицо" его генеральского одеяния, напугало многих, как пугает обычно людей неожиданное и ужасное превращение чего-то привычного и неизменного. Тихая, незамутненная, призрачная жизнь Башмачкина ставила его в один ряд с блаженными и мучениками. Если бы не гоголевская ирония, не очень уместная при создании жития. Если бы не посмертный бунт "маленького человека", бросающий мрачный отблеск на равнодушный чиновный Петербург, в котором человек волен умирать от голода и холода. Ведь Башмачкин мог бы жить, если бы "значительное лицо" не так гордилось своей должностью и снизошло к его просьбе. Или если бы сослуживцы собрали ему деньги на новую шинель. Или если бы мир вообще не был так жесток. Хотя Гоголь показал нам судьбу не крепостного, находящегося в руках помещика, а человека, который мог во многом сам выстраивать свою жизнь и распоряжаться ею. Если бы у Башмачкина были друзья, близкие, если бы он думал и заботился о ком-то, кроме себя, ему было бы легче перенести обрушившуюся на него беду. Жаль несчастного косноязычного чиновника, ставшего страшным призраком - мир не заметил его и не пошел ему навстречу. Повесть Гоголя затрагивает нашу душу, как затронула она душу того молодого чиновника, который смог увидеть в мольбах гонимого и жалкого существа: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" другие слова: "Я брат твой".

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Кто виноват в смерти Акакия Акакиевича? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (Второй вариант) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В одном из департаментов служит ничем не примечательный чиновник, Акакий Акакиевич Башмачкин. В течение многих лет он делает одну и ту же рутинную работу - переписывает документы. Его должность называется "чиновник для письма". Несмотря на безобидность и неконфликтность Акакия Акакиевича, коллеги, особенно молодые, смеются над ним. Они находят много причин для своих издевок, но Акакий Акакиевич продолжает вести свой обычный образ жизни. Он служит весьма прилежно, любит буквы, всегда думает
    Здесь тему маленького человека Гоголь раскрывает как проблему общественную, социальную. Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Автор уже в начале подчеркивает предопределенность судьбы героя, когда выбирают имя родившемуся ребенку. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. Вечный титулярный советник, занимающий скромное, малозначительное место в обществе, поставлен в условия прозябания и нищеты. Духовная жизнь чиновника до крайности бедна и замыкается в
    1. Кто такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Он - чиновник какого-то департамента, «вечный титулярный советник», служака, никчемный человек, который получает мизерное жалованье, которого не хватает на жизнь. 2. Что означает его имя? Ребенка должны были окрестить Трифилием, Дулою, Вархасием, или Павсихахием. Поэтому его мамочка избрала для сына отцовское имя - Акакий, что означает «неплохой». 3. Где живет герой повести Гоголя «Шинель» и почему именно он ощущает себя «маленьким человеком»? Башмачкин живет
    В 30-е годы XIX века на смену архаическому, ограниченному в своих возможностях классицизму и пылкому, но далекому от жизни романтизму приходит новое литературное направление, получившее вначале название "натуральная школа", а затем "реализм". Внимание к реальной жизни и реальному человеку - основная его задача. Среди тех, кто первыми обратились к изображению жизни "маленького человека", были Пушкин и Гоголь. Самсон Вырин и Акакий Акакиевич Башмачкин принадлежат к низшему классу. Они примерно одного возраста,
    Николай Васильевич Гоголь - совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много поразительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным. Читая произведения Гоголя, с каждым разом убеждаешься в том, что основа его произведений - комическая. Это карнавальность, когда все надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, и все перемешивается. В повести "Шинель" Гоголь рассказывает историю нелегкой жизни "маленького человека" Акакия Акакиевича Башмачкина, жизнь которого
    Повесть "Шинель" - лучшее произведение петербургского цикла, "одно из глубочайших созданий Гоголя" (Белинский). Образ мелкого чиновника-неудачника появился в русской литературе задолго до Гоголя (например, образ станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина). В начале повести "Шинель" автор пишет, что над бедным человеком "натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться ". В отличие от литераторов, для которых забитый чиновник был часто предметом насмешек,

Начнем не со смерти, а c рождения, которое попало на 23 марта. Год значения не имел, так как не он, а именно число определяет выбор имени при крещении. С этого все и началось. Сколько не листали календарь - близ ни одного нормального имени не оказалось. Судьба обделила Башмачкина со дня появления на мир, не подарив ничего, что бы лично ему принадлежало. Имя - отца. Фамилия - отца. Никому не дано было знать, что Акакий Акакиевич окажется последней, тупиковой ветвью своего фамильного древа. Но это было уже запрограммировано: ведь не напрасно после крещения «он заплакал и сделал такую гримасу, будто предчувствовал, что будет титулярным советником».

Итак, известно прошлое, определено будущее. А пока Акакий Акакиевич живет настоящим. Но живет ли? Нет - он служит. Безмолвно, ревностно. В департаменте. Неважно, в каком. Важно - как. За страх и за совесть. Но только этим уважения не заслужишь, хоть век проходи в вицмундире. А какое место у Акакия Акакиевича, если он «вечный титулярный советник»? Он наслаждается работой, не получая за это никаких благодарностей - ни устных, ни письменных. Он образцовый работник, но не от самоотверженности, а «от делать ничего». Забрать у него работу - все равно что забрать жизнь. Никогда ничего творческого он в работу не вносил и панически боялся даже изменить падежи слов. Шаблон, стандарт, точное выполнение чьей-то воли формирует характер Башмачкина.

Жизнь его плыла размеренно до тех пор, пока не продырявилась единственная шинель. С Башмачкиним и в шинели никто не здоровался, а уж в дырявой шинели… Она окончательно убивала человеческое достоинство Башмачкина, уже убитого однообразной работой и жизнью, одинокостью и невозможностью пошить новую шинель. Петрович вселил в него надежду, возвратив Акакия Акакиевича к реальной жизни, которая уже выскальзывала из-под ног. Теперь он жил мечтой. У него появилась цель. Он будто бы воскрес для новой жизни в будущей новой шинели. В жертву ей он приносит отрезок жизни от старой до новой шинели. Он не пьет чая, не зажигает свечек. Он двигается к заветной цели на цыпочках, экономя монетки.

И вот - шинель готова! Новая шинель не просто одежда - она символ! Это итог всех его страданий и надежд. А может, и пропуск в другой, теперь доступный и ему мир…
Впервые за много лет он ощутил себя не частью работы, а частью города, в котором живет, частью другой, не бумажной реальности. Эта реальность и лишит его жизни. Реальные воры сняли с него реальную шинель.

Шинель дала Башмачкину чувство человеческого достоинства. Отняли ее - и возвратили в бывшее приниженное состояние. И он начинает неравную борьбу за возвращение этой своей шинели. Силы явным образом неравные. Государственная машина перемалывает Башмачкина. Не он первый, не он последний. Выдержать поединок с государственной машиной и одержать победу невозможно, нереально.

Акакий Акакиевич - жертва этой неравной борьбы. Но он еще и жертва собственного характера, точнее, бесхарактерности. Он разрешил себе быть жалким. Он работал над каллиграфией, но не работал над собой и этим убивал себя каждый день на протяжении многих лет.

Гоголь сочувствует своему герою, болеет за него. Но и сам человек, несмотря на свою маленькую должность, не должен быть маленьким. Он должен всегда оставаться человеком.