Когда вернут астрономию в школу. Министр образования пообещала, что астрономия точно вернется в школьную программу

Возврат астрономии будет точно. Так «Интерфакс» цитирует российского министра образования Ольгу Васильеву, которая заявила об этом 21 сентября. Предмета нет в школьном расписании с 2008, с тех пор ни один космический учебник не может попасть в утверждаемый федералами перечень. Не удивительно, что заявление Васильевой наделало много шума.

Татьяна Каргина, руководитель кружка астрономии "Многопрофильной языковой гимназии №4":

«В век космической техники, освоения космического пространства знание астрономии необходимо. Это вызывает интерес детей. Тот маленький объем астрономии, который у детей бывает в курсе физики средней школы, у детей вызывает неподдельный интерес и они сожалеют, что так мало времени уделяется этому предмету».

Татьяна Каргина влюблена в небесные светила более тридцати лет. Однако она не поддерживает идею ввести астрономию, ущемляя другие дисциплины.

Татьяна Каргина, руководитель кружка астрономии "Многопрофильной языковой гимназии №4:

«Может быть, за счет элективных курсов. Жаль, если это будет ущемление какого-то другого общеобразовательного предмета, потому что нет ненужных предметов и нет лишних часов».

Зато забайкальский астрофотограф знает, где прячутся дополнительные галактические часы.

Анатолий Мишаков, астрофотограф:

«Я думаю, это очень хорошая идея – вернуть астрономию в учебу. Лучше даже с трудами заменить. Для меня именно астрономия гораздо интереснее, чем сидеть выпиливать что-то на трудах».

На вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» не всегда могут точно ответить даже признанные ученые. Но ведь и с задачками попроще земляне справляются не всегда.

- Сколько планет в Солнечной системе? Вы мне такой вопрос задали, я даже не знаю, извините.

- Я не помню, честно. Я не изучал.

- Девять. Можете их перечислить? Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Земля…

- Учила плохо, честно говоря.

- А у вас в школе на каком уровне она изучалась? В моей школе она не изучалась и я очень об этом жалею.

- Какая звезда самая близкая? Созвездие Ориона. Только название не помню.

- Знаете, что такое Млечный путь? Да, конечно, это галактика наша. В школе астрономию любили? Конечно, до сих пор люблю. Чем вам нравится этот предмет? Он безграничный, можно изучать очень долго.

- Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца? Земля вокруг солнца.

- Любите астрономию?

- Да, у нас скоро ее должны ввести.

– Вы рады?

– Очень рады.

Что ж, забайкальцы не так уж плохо знают астрономию. Тем не менее, в головах наряду с обрывочными знаниями о солнечной системе остается образовательная бессистемность. Будем надеяться, пояса астероидов дождутся своего звездного часа в школьной программе, и тогда астрономия станет постоянным спутником современного ученика.

Наталья Аршинская, Максим Лобачев, Валерий Широков

Со следующего года в некоторых школах по всей России в качестве пилотного проекта будет введено изучение астрономии. Сегодня изучение звезд непопулярно среди школьников: интереса к науке не проявляют даже в тех учебных заведениях, где есть обсерватории и телескопы. Преподавателей, специализирующихся именно на астрономии, тоже нет: предмет готовы вести физики, но некоторым придется пройти повышение квалификации.

С инициативой вернуть астрономию в школы министр образования России Ольга Васильева выступила больше года назад, сразу после своего назначения. Сейчас министр уточнила: для начала будет проведен эксперимент. В 2017-2018 учебном году выберут школы в разных регионах, где астрономия будет преподаваться в рамках пилотного проекта. По словам министра, программа преподавания существует еще с советских времен, когда астрономию изучали повсеместно. «Программа по астрономии есть. Поэтому я думаю, что пилотно часть школ, как отдельным предметом, переходит в этом году, а в штатном режиме, для всех, это будет чуть позже», - пояснила Ольга Васильева в одном из последних интервью на страницах федеральных СМИ.

По данным Минобрнауки, астрономия из базисного плана школьной программы исчезла в 1991 году, но в школах остались астрономические кружки, также многие школы включают раздел астрономии в рамках уроков по физике, - говорят специалисты министерства. На деле это не совсем так. Как рассказывают преподаватели школ, сегодня астрономию преподают мало где. Детям наука неизвестна и неинтересна, поэтому и потребности самостоятельно вводить дополнительные занятия учителя не видят. В министерстве образования Свердловской области сходу смогли назвать лишь одну - школу №76 в городе Лесном.

«Министерство не собирает отдельно информацию об образовательных программах по школам отдельно. Поэтому трудно сказать в каких школах преподают астрономию, где есть факультативы. Но такие школы есть. Например, в Лесном есть школа с обсерваторией, где ребята занимаются. Еще в нескольких учреждениях есть факультативы», - рассказали в министерстве общего и профессионального образования Свердловской области.

Открытые источники также указывают на школу №76 в Лесном, которая изначально строилась и вводилась в эксплуатацию вместе с обсерваторией для изучения небесных тел. Обсерватория в школе действительно есть, как есть и телескопы для наблюдения за звездами. Но, по словам директора учебного учреждения Николая Вострякова, технические возможности не привлекают большого количества детей, желающих заниматься астрономией.

«У нас есть астрономический кружок, который ведет инженер «Комбината Электрохимприбор». Он интересуется астрономией на любительском уровне, но очень хорошо разбирается в предмете. Но, несмотря на то, что у нас есть база для изучения - обсерватория, телескопы - сегодня кружок посещает около 10 человек. Это примерно 1% от общего количества учащихся. То есть астрономия непопулярна. Хотя те, кто занимаются, пишут проекты, выходят с ними на региональный и федеральный уровни, получают какие-то призы», - отметил директор школы №76 в Лесном Николай Востряков.

«В принципе мы, да и другие школы, готовы будем исполнить указ министерства, если будет решено вернуть астрономию. Ведь это даже не новшество, это возвращение к тому, что было. Все учителя физики, которые работают в школе, могут преподавать астрономию. Но тут встает вопрос - за счет урезания какого предмета будет введена астрономия? Сегодня учебный план очень жесткий, добавить туда еще один час невозможно из-за санитарных норм. То есть если введут астрономию, урежут какой-то другой предмет».

Ссылаясь на опыт учителей физики, руководители школ в основном имеют в виду педагогов в возрасте - тех самых, которые учили детей астрономии до ее исключения из школьной программы в 1991 году. Новые учителя теоретически тоже могут преподавать, но практики у них нет и не исключено, что понадобится повышение квалификации. А если говорить о выпускниках последних лет, то у них с астрономией могут возникнуть проблемы, Например, в Уральском государственном педагогическом университете дисциплина «Астрономия» читается для будущих учителей физики, но в урезанном объеме: курс лекций составляет всего 108 часов, хотя ранее был более 200 часов. С нового учебного года откроют набор студентов на направление подготовки «Физика и естествознание», в рамках которого тоже предусмотрен курс астрономии, - сообщили NDNews.ru в вузе. И теоретически такие выпускники смогу преподавать урок. Но в дипломах у нынешних выпускников все равно значится: «преподаватель физики», в то время как ранее, когда курс астрономии был полноценным, значилось «преподаватель физики и астрономии».

«Мы готовы запустить курсы повышения квалификации для учителей астрономии, если увидим такую потребность», - подчеркнул директор ИФТиЭ УрГПУ Петр Зуев. Пройти такие курсы смогут выпускники бакалавриата по физике, желающие преподавать еще и астрономию.

Между тем, ученые-астрофизики не согласны, что преподавать астрономию должны физики. По их мнению, преподавать астрономию должны астрономы. Такое мнение ранее в интервью NDNews.ru высказал сотрудник кафедры астрономии и геодезии Института естественных наук УрФУ Павел Скрипниченко. «Если сейчас организовать кампанию по возвращению астрономии в школы, она не будет эффективной. Просто специалистов по астрономии нет. Астрономию должен преподавать астроном. Астрономов компетентных выпускается мало. И на все школы их просто не хватит. Мне кажется, в педагогических вузах астрономии нет вообще. Ни в одном. У нас в области их выпускает УрФУ. Еще астрономов выпускаюет Москва, Санкт-Петербург, Казань, Томск, Иркутск - и на этом все», - поделился ученый.

Во всероссийской олимпиаде школьников примут участие 6 млн учеников от 10 до 18 лет. Это почти 60 процентов всех учащихся. Олимпиада проводится по 24 предметам, включая испанский, итальянский, китайский языки, которые появились в расписании совсем недавно.

Дальнейшее языковое расширение перечня мы пока не планируем. В этом году есть еще одно новшество: в четвертых классах пройдет олимпиада по русскому языку и математике, - рассказала министр образования и науки Ольга Васильева. - Почему именно по этим предметам? Здесь более подготовлены задания, яснее методическая проработка.

Ольга Васильева напомнила, что олимпиадное движение началось в России в ХIХ веке с состязания по астрономии.

Олимпиада прошла удачно. В 1934 году состоялась олимпиада по математике, в 1938 году - олимпиада по химии, в 1965 году появились олимпиады по другим предметам, в том числе по истории и литературе, - пояснила министр.

Победители Всероссийской олимпиады школьников могут представлять страну на международных состязаниях, которые проводятся по семи предметам - математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, астрономии. Плюс к этому есть еще международная естественнонаучная олимпиада.

Российские команды всегда привозят с международных олимпиад призовые места и золотые медали. Самые успешные для нас физика и математика. В этом году наши школьники привезли четыре золотые медали с Международной олимпиады по физике в Цюрихе и столько же золотых медалей с Международной математической олимпиады в Гонконге. Всегда бывают золотые медали у российской команды на международных олимпиадах по астрономии. Например, в 2013 году их было даже три.

Инфографика "РГ". Фото:

К сожалению, сейчас астрономии как отдельного предмета в школе нет. Часы на ее изучение включены в курс физики, но учителя физики жалуются, что не успевают пройти программу даже по своему основному предмету. Что уж говорить об астрономии?

На вопрос журналистов не пора ли в России - космической державе вернуть уроки астрономии в школу, министр Ольга Васильева ответила так: "Астрономию надо преподавать в школе, сомнений нет. Возврат будет точно. Мы сейчас думаем о том, как это сделать".

Астрономию надо преподавать в школе, сомнений нет. Возврат будет точно

А вот начальной военной подготовки (НВП) в школьном расписании не появится. По словам министра, все те навыки, которые раньше давали школьникам на НВП, есть в курсе основ жизнедеятельности. Кроме разве что задания собрать или разобрать автомат Калашникова.

Что касается ЕГЭ, в том числе по базовой математике, которая вызывает у многих школьников сложности, Ольга Васильева высказала свое мнение:

Мое глубочайшее убеждение - любому школьнику нужна предметная база по каждой дисциплине. Базовую математику ученики сдают и будут сдавать все.

При этом школы, по словам министра, не оцениваются и не должны оцениваться по ЕГЭ. Между тем рейтинги многих школ сегодня составляются с опорой на два главных показатели - итоги олимпиад и ЕГЭ. Но есть и другой подход. Одно из крупных рейтинговых агентств в этом году составило список топовых школ России, опираясь на данные о том, в какие вузы поступила большая часть выпускников. Для анализа были взяты университеты из топ-20 одного из рейтингов вузов.

Не ясно, правда, учитывали или нет местные власти при распределении дополнительных средств на поддержку лучших школ именно этот рейтинг? Или просто сосчитали количество стобалльников?

Инфографика "РГ". Фото: Леонид Кулешов / Ирина Ивойлова