Когда ставится двоеточие: инструкция по выполнению заданий.

А именно

союз; союз + частица

1. Союз. Синтаксические конструкции с союзом «а именно» выделяются знаками препинания, обычно запятыми. Между частями союза (перед словом «именно»), а также после союза запятая не ставится.

...Это главные составные части современного человека, без которых он немыслим , а именно идея свободной личности и идея жизни как жертвы . Б. Пастернак, Доктор Живаго. С букетом только что сорванных цветов , а именно ромашек, он пришел к своей невесте .

Если слова «а именно» выступают перед рядом однородных членов предложения и указывают на исчерпывающий характер последующего перечисления, то после «а именно» ставится двоеточие.

В трех принципах. А именно: слепая вера в непогрешимость власти, беспрекословное оной повиновение, а также неусыпное наблюдение каждого за каждым . А. и Б. Стругацкие, Без оружия.

Союз «а именно» также отделяется от последующих слов двоеточием в тех случаях, когда на него падает логическое ударение.

Один умный, всеми уважаемый участковый пристав имел одну дурную привычку , а именно: сидя в компании, он любил кичиться своими дарованиями, которых, надо отдать ему полную справедливость, было у него очень много. А. Чехов, Самообольщение.

2. Союз + частица. Перед союзом «а» обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания. Между союзом и частицей знаки препинания не требуются.

Но так как ручку тормоза повернул не кто-нибудь , а именно Григорий Осипович, то выходило, что поезд продолжает стоять так необъяснимо долго по их милости. Б. Пастернак, Доктор Живаго. Он говорит не вообще о махорке, а о махорке-серебрянке, и не вообще о рыбачьих промыслах на Черном море , а именно о Дубининских промыслах. К. Паустовский, Иван Бунин.


Словарь-справочник по пунктуации. - М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ . В. В. Свинцов, В. М. Пахомов, И. В. Филатова . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "а именно" в других словарях:

    ИМЕННО - ИМЕННО, частица. 1. употр. в перечислении перед точным, иногда поименным указанием перечисляемых предметов (в этом знач. обычно соединяется с союзом а: а именно). Лиственные деревья, а именно: дуб, береза, осина, липа и т.д. 2. употр. для… … Толковый словарь Ушакова

    ИМЕННО - 1. частица. Выражает идентификацию: это и ничего другое (этот и никто другой). И. его жду. И. эту книгу ищу. 2. частица. Выражает уверенное подтверждение, истинность. Он верный друг. И. (и так). 3. союз. Открывает полное перечисление. Явились все … Толковый словарь Ожегова

    именно - См … Словарь синонимов

    Именно так зло и приходит (фильм) - Именно так зло и приходит Something Wicked This Way Comes Жанр фантастика Режиссёр Джек Клейтон В главных ролях Джейсон Робардс Джонатан Прайс … Википедия

    Именно так зло и приходит - Something Wicked This Way Comes … Википедия

    именно́й - именной … Русское словесное ударение

    именно - (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    именно - именно … Русский орфографический словарь

    именно столько - нареч, кол во синонимов: 2 ни много, ни мало (3) ровно столько (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    именно так - нареч, кол во синонимов: 9 абсолютно (69) воистину (30) гарантирую (21) … Словарь синонимов

    именно - именно, как раз Стр. 0440 Стр. 0441 Стр. 0442 Стр. 0443 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

Книги

  • Именно так Совершенный мастер , Ошо. Багван Шри Раджниш, известный также как Ошо - просветленный мастер нашего времени, автор 350 книг. Книга посвящена суфийским притчам. "В мире религии нет учителей, а есть лишь мастера.…

Когда в предложении ставится двоеточие? Его обычно используют в или там, где присутствуют выраженные любой частью речи. В данной статье мы расскажем о том, когда ставится двоеточие. Итак, ниже приведем список правил, которые регламентируют постановку данного и конкретные примеры. Когда ставится двоеточие?

Правила русского языка

1. В том случае, если после слов автора в предложении идет прямая речь. Примеры:
Подойдя к прилавку, Алексей сказал: «Дайте мне, пожалуйста, пакет молока».
Я подумал: «А стоит ли ему доверять?»
Если в предложении не используется прямая речь и присутствует косвенная (например "Я подумал, что неплохо было бы прийти вовремя" ), то двоеточие не употребляется. Вместо него используются союзы и запятые.
2. Двоеточие ставится в том случае, если два предложения объединены в одно без помощи союзов, а вторая часть раскрывает смысл слов первой. Пример:
Мы наконец-то спустились с горы и осмотрелись: перед нами было чистейшее озеро.
Двое охранников увидели: воры все-таки сбежали.

3. Двоеточие ставится также, если предложение состоит из нескольких частей (составное). При этом возможны две ситуации:
. Вторая часть предложения раскрывает смысл первой. Пример:

Елена оказалась права: единственным человеком, который мог его остановить, был его отец.

Иван ему не доверял: боялся, что Семен снова его обманет.

Во второй части описана причина. Пример:
Я не просто так тебе не доверяла: ты всегда молчал и был крайне холоден.

4. Когда ставится двоеточие? В предложении после и перед перечислением чего-либо, которым оно заканчивается. Пример:
В этом доме проживали все его родственники: мама, отец, тетя, бабушка и теща. У нее в квартире было так чисто, что, казалось, блестело все: и посуда, и зеркала, и даже пол. В этом лесу водятся хищники: волки, лисы и медведи.
5. Двоеточие ставится в предложении, если идет перечисление чего-либо, но нет обобщающего слова. Пример:
Из сумки торчали: кошелек, документы, расческа и паспорт.
Из квартиры вышли: женщина, мужчина и ребенок.

6. Двоеточие ставится в случае перечисления чего-либо, присутствия обобщающего слова или следующих слов: «как то», «например», «а именно». Примеры:

У него было много планов на ближайшее время, например: купить компьютер, съездить отдохнуть и жениться.

Евгения интересовали сведения о городе Астрахани, а именно: когда он был основан, сколько жителей в нем проживает и какие там есть достопримечательности.

Другие случаи

В каких случаях ставится двоеточие еще?
. В математике в качестве знака деления. Пример: 6:3=2.
. В информационных технологиях при обозначении компьютерных дисков. Пример: D: R: и так далее.
Теперь вы знаете, когда ставится двоеточие, и можете смело этим пользоваться. Часто по неграмотности или из-за невнимательности вместо данного знака препинания может был использован знак «тире». Это является недопустимым нарушением А в математике знак деления может обозначаться несколькими вариантами: 6/3=2 или 6:3=2.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Можно допустить ошибку при различении сложного бессоюзного предложения и простого предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Все кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зе­лёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над голо­вой. (Простое? Сложное?)

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения. Выясните, где стоит двоеточие (тире): между частями сложного предложения либо внутри простого. Это позволит вам исключить из рассмотрения некоторые варианты ответа.

Все кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зе­лёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над голо­вой. (Простое предложение с обобщающим словом и однородными подлежащими.)

Иногда кажется, что в тесте возможны два правильных ответа.

Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.

  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Действительно, в приведенном примере значение сложного бессоюзного предложения школьник может истолковать так:

вторая часть поясняет содержание первой, называя причину события, отраженного в первой части.

То есть оба варианта ответа покажутся верными. Проблема связана с тем, что в школьной программе не изучают точное содержание термина «поясняющие отношения» и школьники понимают слово «поясняет» в его обычном, нетерминологическом значении.

Если вам встретится подобный случай, выбирайте ответ «про причину» (вы не ошибетесь).

Тире между подлежащим и сказуемым

В русском языке в настоящем времени при составном именном сказуемом вместо связки есть в определенных случаях ставят тире.

Случаи, когда между подлежащим и сказуемым ставят тире.

В подобных случаях часто используются частицы это и значит; они не отменяют тире, тире ставится перед ними.

Изучать культуру народа - значит осваивать его образ мыслей.

Запомните случаи - исключения, в которых тире не ставится:

1) перед сказуемым стоит отрицательная частица НЕ, предмету речи дается характеристика через отрицание (Рогожин не бандит.);

2) перед сказуемым стоит сравнительный союз, предложение имеет значение сравнения (Облака словно паруса.);

3) перед сказуемым стоит вводное слово, характеристика предмета речи осложняется особой оценкой говорящего (Князь, возможно, романтик.);

4) между подлежащим и сказуемым стоит местоимение в косвенном падеже (Антон мне друг.).

Обратите внимание!

Когда подлежащее выражено существительным, а сказуемым являются устойчивые обороты один из ..., первый из ..., то тире между подлежащим и сказуемым ставится.

Запомните следующие случаи, когда тире обычно не ставится (оно может быть использовано здесь только в качестве авторского знака):

Тире не ставится также, когда связочный глагол в настоящем времени ЕСТЬ не опускается.

Способность заполнять собой без остатка любой объем есть существенное свойство газов.

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

За полчаса снегом покрылась вся улица : и тротуар, и крыши домов, и спины прохожих.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

Гайки, обломки деталей, ветошь - всё это представляло теперь огромную ценность.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения - тире.

Все они : и лейтенант, и Игорь Иванович, и даже Петька - Соколик - стояли молча, не глядя по сторонам.

Следует запомнить особый случай, когда в книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами стоят слова как-то, а именно, например , указывающие на перечисление. В таких случаях после этих слов ставится двоеточие, а перед ними - запятая.

Здесь водились разные звери, как-то : волки, лисы, бобры и т. д.

Для успешной сдачи экзамена необходимы три условия, а именно : знание материала, умение выстроить ответ и умение справиться с волнением.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

В бессоюзном сложном предложении смысловая связь частей в устной речи выражается интонацией, а на письме - знаками препинания (запятой, двоеточием, тире). Поэтому выбор знака препинания производится при опоре на смысл предложения.

В таблице даны основные условия выбора знака препинания между частями.

Когда ставится запятая либо точка с запятой

Когда между частями при интонации перечисления наблюдаются отношения однородности, между ними ставится запятая.

Солнце светило ярко, у леса сильно пахло свежей листвой, на реке играли блики.

Если в этом случае части более распространены, между ними можно поставить точку с запятой.

На припеке трава желтее; в тени деревьев, высоких, раскидистых, бежит ручеек.

Когда ставится двоеточие

1. Когда вторая часть поясняет, уточняет первую (после первой части можно поставить союз «а именно»).

Сделай проще: пусть костюм вычистят в прачечной.

2. Когда первая часть указывает, что во второй содержится описание или изложение какого-либо факта (после первой части можно поставить союз что).

Я знаю: все будет хорошо.

3. Когда первая часть предполагает продолжение типа «и увидел (услышал, почувствовал), что…».

Я поднял голову: над домом кружил ястреб.

4. Когда в первой части содержится следствие, а во второй - причина (после первой части можно поставить союзы: потому что, так как, поскольку).

Шли молча: говорить было не о чем.

(Допускаются случаи, когда при ярком пояснительном значении в подобных конструкциях вместо двоеточия ставят тире: Он не говорит уже целый год - обещал настоятелю молчать, пока часовню не достроят).

5. Когда во второй части содержится прямой вопрос.

Не понимаю: как она могла это сделать?

Когда ставится тире

1. Когда части противостоят друг другу по смыслу (после первой части можно поставить союзы а, но).

Я нажал на газ - грузовик не тронулся с места.

2. Когда в первой части содержится причина, а во второй - следствие, результат (после первой части можно поставить слова: следовательно, поэтому, тогда).

Говорить было не о чем - шли молча.

3. Когда первая часть указывает время действия, обозначенного во второй части, или условие, при котором оно происходит (перед первой частью можно поставить союзы: когда, если).

Будет дождик - будут и грибы.

4. Когда во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (после первой части можно поставить союзы словно, будто).

Улыбнется - солнце выглянет.

5. Когда предложение рисует быструю смену событий или неожиданный результат действия.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Глаголы, имена и наречия в предложении могут выступать в функции вводных слов, которые так или иначе – грамматически, лексически, интонационно – выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.

Сравните два предложения:

Этот вопрос , казалось, затруднил гостя.

Лицо его казалось спокойным .

И в том и в другом примере употребляется слово казалось , но только во втором случае это слово входит в состав членов предложения: там оно является частью составного именного сказуемого.

В первом же примере слово казалось служит лишь для выражения отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. Такие слова называются вводными; они не являются членами предложения и могут легко быть пропущены, например: Этот вопрос... затруднил гостя . Обратите внимание, что во втором предложении пропустить слово казалось невозможно.

Сравните еще несколько примеров в таблице:

Захватите с собой, кстати , наши книги.
Фраза эта, между прочим , напомнила мне одну старую шутку.

Эти слова сказаны кстати .

Эта фраза была сказана между прочим.

Слова, выделенные запятыми, можно удалить из предложения, не разрушив его смысла.

К слову КСТАТИ из первого предложения можно задать вопрос КАК?
К словосочетанию МЕЖДУ ПРОЧИМ можно поставить вопрос КОГДА?

Многие слова могут быть использованы в качестве вводных. Но есть группа слов, которые никогда вводными не бывают. Прочитайте два предложения:

В этом году, очевидно, будет хороший урожай;
В этом году непременно будет хороший урожай.

В первом предложении использовано слово очевидно , во втором – непременно . Хотя эти слова по значению очень близки, выделяется запятыми и является вводным только слово из первого предложения. Слова, представленные ниже, необходимо запомнить: они очень похожи на вводные, но ими не являются и запятыми не выделяются:

АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.

Вводные слова могут передавать пять различных типов значений:

    Чаще всего с помощью вводных слов говорящий передает различную степень уверенности в том, о чем он сообщает. Например: Вы, несомненно, хорошо сдадите экзамен или Вам, кажется, нужно больше заниматься. К этой группе относятся слова:

    КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ.

    Вводные слова могут также передавать чувства и отношение говорящего к тому, о чем он сообщает. Например: Вы, к сожалению, сдали экзамен не очень хорошо.

    К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ.

    Иногда вводные слова указывают на источник информации , которую сообщает говорящий. Вводные словосочетания в этом случае начинаются словами ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ. Например: Вам, по мнению врачей, нужно на время прервать тренировки.

    Источником сообщения может быть также сам говорящий (ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ) или источник может быть неопределенным (ГОВОРЯТ, СЛЫШНО). Например: Вам, говорят, придется прервать тренировки.

    ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО-ВАШЕМУ.

    Вводные слова используются также для упорядочения мыслей и указания их связи между собой. Например: Во-первых, это причастие образовалось от глагола совершенного вида; во-вторых, оно имеет зависимые слова. Следовательно, в нем должно быть две буквы Н.

    ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ.

    Встречаются также предложения, где вводные слова указывают на способ оформления мыслей . Например: Одним словом, все прошло хорошо.

    ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ.

К вводным также относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника:

ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) и другие.

Эти же значения могут быть выражены не только вводными словами, но и аналогичными предикативными конструкциями (вводными предложениями). Сравните: Снегопад, вероятно, скоро кончится и Снегопад, я думаю, скоро кончится. Кроме запятых, для выделения вводных предложений могут быть использованы скобки или тире. Так поступают в том случае, когда вводная конструкция сильно распространена и содержит дополнительные замечания или пояснения. Например:

Вот проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как бы вам сказать, не солгать – лет пятнадцать. (Тургенев)
Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. (Пушкин)

Правило обособления вводных слов и предложений имеет несколько очень важных примечаний.

    Если перед вводным словом стоит союз А или НО, то запятая между вводным словом и союзом ставится не всегда. Сравните пару предложений:
    Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит.
    Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

    Вводное слово можно переставить или убрать без союза только в первом случае, поэтому между вводным словом и союзом необходима запятая. Во втором предложении это сделать невозможно, а значит, запятая не cтавится.

    Очень часто трудности возникают в предложениях со словами ОДНАКО и НАКОНЕЦ. Слово ОДНАКО выделяется только в том случае, когда его нельзя заменить на союз НО. Сравните два предложения:
    Однако мы понимаем, что этот показатель все еще низок (ОДНАКО = НО). Пока, однако, у нас еще нет четкой картины происходящего (ОДНАКО – вводное слово).

    Слово НАКОНЕЦ является вводным только в том случае, когда не имеет пространственного или временного значения, а указывает порядок мыслей. Например:
    Надеюсь, что в ближайшее время этот проект наконец будет реализован. И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание.

    Вводные слова могут начинать собой обособленную конструкцию, например уточняющий оборот. При этом запятая после вводного слова не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).

    Я увидел, точнее почувствовал, что она ко мне неравнодушна.

    Кроме этого, запятая не ставится перед вводным словом, расположенным в конце обособленного оборота.

    На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Коломну например.

    Если же вводное слово стоит в середине обособленной конструкции, то оно выделяется запятыми на общем основании.

    Я решил объясниться в любви, почувствовав, кажется, сердцем, что и она ко мне неравнодушна.

    Если вводные слова расположены перед оборотом, начинающимся словами «как» или «чтобы», то они выделяются запятыми.

    Прожитый день показался ей бессмысленным, в сущности, как и вся жизнь.
    Он на мгновение задумался, вероятно, чтобы подобрать нужные слова.

Упражнение

  1. Портреты висели_ напротив зеркала.
  2. Напротив_ он даже не изменился в лице.
  3. С одной стороны_ я с вами полностью согласен.
  4. С одной стороны_ на монете был изображен двуглавый орел.
  5. Правда_ всегда лучше лжи.
  6. Я_ правда_ был несколько удивлен этой новостью.
  7. Весной_ возможно_ наводнение.
  8. Весной_ возможно_ будет наводнение.
  9. Уже все в нашем городе_ говорят_ об этом.
  10. В Греции_ говорят_ все есть.
  11. Может быть_ вы изволили выразиться так для красоты слога? (Гоголь).
  12. По сообщениям синоптиков_ на следующей неделе будет похолодание.
  13. Как говорят ученые_ нас ожидает глобальное потепление.
  14. Поезд отправляется через час_ следовательно_ нам нужно выходить из дома.
  15. К счастью_ Печорин был погружен в задумчивость (Лермонтов).
  16. Мы собрались здесь_ во-первых_ для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.
  17. Он застрелиться_ слава богу_ попробовать не захотел… (Пушкин) .
  18. Конечно_ вы не раз видали уездной барышни альбом (Пушкин).
  19. Вы_ одним словом_ легко отделались.
  20. Итак_ теперь можно сделать вывод.
  21. Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а_ впрочем_ как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам (Пушкин).
  22. Она очень долго страдала после разлуки, но_ как известно, время лечит любые раны.
  23. Ветер_ однако_ был сильный.
  24. Федя принес цветы_ однако_ Маше это не понравилось.
  25. Сильный, однако_ теплый ветер дул в окно.
  26. Хорошее воспитание_ как известно_ получается в пансионах (Гоголь).
  27. Впрочем_ бывают разные усовершенствования и изменения в методах… (Гоголь).
  28. Вы_ непременно_ должны к нам приехать.
  29. Я взял со стола_ как теперь помню_ червонного туза и бросил кверху (Лермонтов).
  30. Впрочем_ и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не любил говорить; на войне он_ кажется_ не бывал (Тургенев).
  31. Одичаешь_ знаете_ если будешь все время жить взаперти (Гоголь).
  32. Вероятно_ он был человек признательный и хотел заплатить этим за хорошее обращение.
  33. Вы_ якобы_ должны были явиться к нему в кабинет и доложить о поездке.
  34. Да_ признаюсь_ я сам так думал.
  35. Я_ все-таки_ решил поступить по-своему.
  36. Иван Петрович_ знаете ли_ был человеком необыкновенным.
  37. Никто к нему_ разумеется_ не ездил (Тургенев).
  38. Глеб_ насколько я знал_ хорошо учился в брянской гимназии (Паустовский).
  39. Но_ быть может_ читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсянникова, и потому я красноречиво умолкаю (Тургенев).
  40. Мой приход_ я это мог заметить_ сначала несколько смутил гостей.
  41. Однако_ политический процесс стал развиваться иным путем.
  42. В прошлом своем отчете я поторопился сообщить Вам, что эту проблему нам_ наконец-то_ удалось решить.
  43. Опыты превращений, вокруг нас бывших, имели_ без сомнения_ сильное влияние на мысли большей части людей, ими занимающихся (М. М. Сперанский).
  44. Группа пограничников во главе с офицером направилась к нарушителям с намерением, как это_ бывало_ ранее, заявить протест и потребовать, чтобы они покинули территорию.
  45. Доработка соглашения займет_ видимо_ еще несколько месяцев.
  46. Во-вторых_ в сфере международного туризма немало злоупотреблений.
  47. Впрочем_ если оставаться приверженным духу и букве этого документа, иного и быть не могло.
  48. Мы все хорошо знаем, и здесь все хорошо знают, что на западном, или_ как говорят_ втором фронте, было сосредоточено около 1,5 млн. войск союзников и где-то 560 тыс. немецких войск.
  49. Этот скромный, символический жест_ мне кажется_ исполнен глубокого смысла.
  50. К счастью_ упомянутые выше примеры - исключение, а не правило.
  51. Повышенная ценность багажа_ может быть_ заявлена на определенные виды предметов.
  52. Основание сему_ очевидно: когда разум начинает распознавать цену свободы, он отметает с небрежением все детские_ так сказать_ игрушки, коими забавлялся он в своем младенчестве (М. М. Сперанский).
  53. Правда_ говорил со мной вежливо, не принуждал ни к чему, и у меня, помню, было такое впечатление, что он на все эти обвинения смотрит несерьезно.
  54. Но в нашем деле_ правда_ быстро вышла наружу, и нас вскоре освободили.

Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.