Когда рождаются гении. Когда и где рождаются гении? Феномен электронных голосов

В 70-х годах XX века создавали банк семени Нобелевских лауреатов.

Когда человеку некому задать вопрос «Почему?», говорил французский учёный П. Грабарь, он вынужден задать его себе самому, и в этот момент он становится учёным. Но не все учёные, а лишь самые совершенные из них, являются Творцами, Гениями, способными к переосмыслению научных концепций прошлого и настоящего, к революционной переоценке стереотипов и созданию принципиально новых теорий, гипотез и методов.

Водолеи рулят!

Проблемой гениев давно интересовался отечественный учёный В. Эфроимсон, который полагал, что их интеллектуальная отдача связана со специфичным режимом функционирования мозга. В частности, нервные центры гениев загружены не на сотую долю возможностей (что свойственно обычному человеку), а на 70% и более. Именно поэтому Эфроимсон рассматривал гениальность не как божий дар, а как естественный природный феномен, активизированный целенаправленным самосовершенствованием человека. Учёный считал талантливость закономерным проявлением характеристик предшествующих поколений, то есть генетически заложенным качеством. С Эфроимсоном солидаризуются специалисты по кармической астрологии, которые утверждают: гениальность не может быть случайным явлением, прожитые до появления на свет гения жизни его предшественников и их мудрость, воплощённая в интуицию, обусловливают сущность синтез-кармы их потомка.

А вот современная научная астрология также утверждает, что вероятность рождения гениальных личностей возрастает в эру Водолея, что гении и творцы преобладают в зодиакальном знаке Водолея.

Гены так сошлись?

У этой точки зрения есть и противники, утверждающие, что сверхталантливые люди – это результат случая, случайного сочетания набора генов. Для подтверждения подобных гипотез нередко приводился пример М. Ломоносова – гения без соответствующей родословной. Однако недавно опубликованные факты свидетельствуют, что академик Ломоносов, похоже, был внебрачным сыном Петра I. Для проверки этой идеи в 70-х годах нашего века была предпринята попытка создания банка семени лауреатов Нобелевской премии, результаты которой, правда, могут быть проверены лишь через десятилетия.

В соответствии со своими воззрениями Эфроимсон выявил пять специфичных «стигм» гениальности, характеризующих анатомо-физиологические, биохимические и другие параметры человека: увеличение лобных долей мозга, повышение в крови содержания мочевой кислоты, усиленный выброс в кровь адреналина, повышение содержания в организме половых гормонов андрогенов, наличие своеобразных поведенческих реакций с резким чередованием фаз настроения. Характерно, что большинство «стигм» присуще мужчинам, хотя выявлен и синдром гениальности женщин.

Всё равно – редкость!

Феномен гениальности, как человеческая разновидность, большая редкость. Профессор Эфроимсон подсчитал, что весь период человеческой цивилизации подарил миру не более 400 гениев. Он также вычислил, что из 100 тысяч человек рождается гениальным лишь один, а из рождённых с зачатками гения, творцами способно стать лишь астрономически малое число людей.

Несмотря на то что к восьми годам ребёнок может активизировать до 90% свойственных ему возможностей и задатков, а к десяти годам он способен раскрыть и свои дарования, плохое воспитание и скверное обучение могут подавить динамику феноменальности, поэтому человек, рождённый гениальным, далеко не всегда может состояться как творец.

Гениальность может проявляться и в более позднем возрасте вследствие самостоятельного, личностного самоусовершенствования.

Разверните способности!

Н. Пэрн в книге «Ритм, жизнь и творчество» (1923) утверждал, что большинство людей функционируют во взаимосвязи с особыми узловыми точками, приходящимися на определённые годы их жизни. Периоды между этими точками характеризуются тремя главными признаками: 1) прояснением и усилением душевной жизненной активности; 2) качественными изменениями по сравнению с другими периодами и точками; 3) особой внутренней чувствительностью организма к внешним и внутренним факторам. Так, если первый цикл жизни (до 45-50 лет) пульсирует в ритме двух желёз внутренней секреции – щитовидной и половой, то после угасания их силы организму даётся возможность проявить и активизировать другие, заторможенные и неразвернувшиеся возможности. И человек вступает в новый цикл – фазу созерцания и мудрости. В это время в нём начинает проявляться то, что раньше было подавленным или скрытым, или же он приобретает дар видения и понимания непостигаемого ранее. Таким образом, второй период жизни оказывается для человека этапом духовного становления.

Мнение Пэрна подтверждает Н. Моисеева (1990), которая на примере деятельности крупнейших учёных показала, что в 25-30 лет открытия делаются преимущественно в области точных наук. В естественных же дисциплинах, требующих накопления большого массива наблюдений и фактов, открытия формируются к 40-50 годам, в редких случаях – к 60-70 годам. Поэтому возрастной ценз для гения – не препятствие для его творческой активности. Просто в первом цикле жизни человека, в периоде его наибольшей жизненной мощи ему приходится часть сил тратить на личностное и ситуационное становление, что угнетает проявление его творческой активности. В преклонные годы эти силы высвобождаются, и возвышенно-духовно-интеллектуальный второй цикл может быть озарён яркими и ёмкими эмоциями.

«Саван-эффект» и… родственники

Гениальность – не только редкостное, но и настолько сложное состояние, что не всякий мозг может совместить этот дар природы с нормальным функционированием. У некоторых людей талантливость в узкой области угнетает функции мозга в других направлениях деятельности, порождая так называемый «саван-эффект». Д. Трефферт (1993) отмечает, что у савантов в мозгу есть островки необычайно высокой активности клеток, которые, на мой взгляд, энергетически обедняют другие участки мозга, вызывая специфично-однобокое развитие личности.

Савантов иногда называют умственными атлетами, развивающими одни способности за счёт других, но элементы савантизма присущи всем гениям, что в обиходе называют чудаковатостью, то есть снижением памяти и функциональности в тех областях, которые не необходимы творцу.

К примеру, гениальный человек может не знать имён и фамилий своих родственников, знакомых, не запоминать названия и расположения улиц, путать правую и левую руки, быть беспомощным в житейских делах и т. д. Но в критических, стрессовых ситуациях они способны мгновенно преображаться и молниеносно извлекать из банка памяти знания, своевременно не востребованные, неординарные или синтезные, выводя человечество на новый и более совершенный виток эволюции. Вот почему, по моему глубокому убеждению, стресс – это не только патогенезирующая система, но и фактор, совершенствующий организм!

Во время эмоционального стресса мозг человека способен работать как бы по двум программам, прямо пропорционально зависящим от его интеллекта. При умеренном интеллекте действует цепь «интуиция – теория – эксперимент», при высоком интеллекте цепь – «фундаментальные знания – научная логика – интуиция – теория – эксперимент». Человек с мощным интеллектом никогда не станет полагаться на интуицию, не проанализировав ее на уровне логики и фундаментально-синтезных знаний. Чем больше сопредельных знаний относительно той или иной проблемы известно человеку, тем ближе он к типу творца и тем вероятнее активизация сверхнормативных возможностей, генетически заложенных в его банке памяти.

Специалисты по-разному расценивают состояние гениальности. Одни считают, что гениальность – это высшее проявление здоровья, свойственное, однако, лишь человеку совершенной биологической организации. Другие связывают гениальность с психическими или нервными расстройствами. Есть и компромиссная точка зрения, согласно которой гениальность может лишь сопровождаться временными психосиндромами, не укладывающимися в рамки классической психопатологии.

Как бы ни расценивалась гениальность, человек должен иметь свободу творческого самовыражения, несмотря на некоторые отклонения в его поведении. В сложной экологической и психологической ситуации нашего времени человечество не имеет права игнорировать гениальность – эту движущую силу развития научного знания.

Людмила Серебрянникова

Умственные задатки зависят от солнечных вспышек

Благодаря исследованиям московских ученых мы сможем запланировать рождение гениального ребенка. Правда, для этого нужно будет постараться - ведь пока что назвать конкретный день появления малыша на свет могут только тем мамам, которым запланировано кесарево сечение. Эксперт выявил закономерность, согласно которой теперь можно с очень высокой степенью вероятности сказать, в какие дни недели чаще рождаются талантливые люди. Счастливых дней три - вторник, среда и суббота. Правда наличие умственных задатков определяется еще и временем: во вторник это вторая половина дня, а в среду и в субботу - первая. Ведущий инженер Центрального аэрогидрологического института Евгений ВИНОГРАДОВ эксклюзивно рассказал «МК» о своем исследовании.

Для того, чтобы вывести формулу зависимости таланта от дня недели, в который его обладатель появился на свет, Евгений Виноградов подробно исследовал даты рождения 727 знаменитых людей разных эпох, народов и профессий. Ученый отобрал только тех гениальных личностей, о которых известен не только год, месяц и день, но и час рождения.

На основе своих подсчетов я могу сделать вывод, что наиболее часто одаренные люди рождаются в конце вторника-начале среды и в первой половине субботы. - рассказывает Евгений Сергеевич.

Из этого утверждения можно выделить еще более конкретную закономерность: люди, которые будут наделены особо заметными талантами, чаще всего приходят в наш мир в конце вторника-начале среды. Что касается обратной стороны медали, наиболее редко гении появляются на свет во второй половине среды и воскресенья. Как можно увидеть, грань между гениальностью ребенка, запланировавшего встретиться с родителями в среду, очень тонка. Родишься в первой половине дня - считай, талант в кармане, во второй - как повезет.

Во второй половине вторника родились Айвазовский, Байрон, Гагарин, Моцарт, Рахманинов, Лев Толстой, Чарли Чаплин и пр. В первой половине среды - Бальзак, Куприн, Екатерина II, Петр I, Маяковский, Ницше, Голсуорси...

Чем же объясняется наличие талантов у малыша, появившегося на свет в определенный день недели? Ученый нашел ответ и на этот вопрос. Судя по всему, причина кроется в колебании активности вспышек на солнце. Солнечные вспышки являются самым мощным проявлением активности, оказывающих воздействие на нашу планету. Если говорить более строгим языком, они возникают из-за перезамыкания магнитных линий при сближении пятен разных полярностей. Получается что-то вроде мощнейшего короткого замыкания на солнце. На Землю такая вспышка действует в два захода: примерно через 30-60 минут после ее начала и через сутки-двое. В первом случае радиационный фон планеты повышается на 100-1000 процентов, что очень сильно влияет на умственные задатки младенцев. Правда, с другой стороны, это дает вал всякого рода катастроф: инфарктов, инсультов, психозов, гипертонических кризов и несчастных случаев. Виноградов вычислил изменения частоты сильных солнечных вспышек в течение недели. И они почти полностью совпали с частотой рождений наиболее одаренных личностей. Это совпадение подтвердило, что количество и мощность вспышек прямо пропорциональны количеству талантливых детей, появившихся на свет в этот период.

Кстати, некоторое время назад Евгений Виноградов проводил исследование, где выяснил, что самым продуктивным временем года для задатков таланта является зима, а именно месяц февраль. Это объясняется несколькими причинами. Самые главные из них - опять-таки солнечные вспышки, которые обрушивают на нашу планеты поток космических лучей, что повышает действие радиации на рождающихся малышей. Так что теперь ученые с уверенностью могут сказать, что наиболее часто одаренные люди появляются на свет в конце вторника - начале среды и в первой половине субботы - и все это феврале.

Я вообще не понимаю возмущения мамочек по поводу того, что им не дают кормить детей грудью в общественном месте. На минуточку, не кормить не дают, а не дают оголять грудь. Безусловно, голодный ребёнок имеет право утолить свой голод в любое удобное для него время, и его мама имеет право кормить своего ребёнка там и тогда, где и когда посчитает нужным. Но почему нужно демонстративно оголять свою грудь? Если ты кормящая мама, ты, наверное, предполагаешь, что неминуемо наступит время покормить своего ребёнка, ну так захвати с собой накидку, шарф, снуд, да хоть веер, ну что-нибудь, чтобы прикрыться при необходимости. В конце концов, если уж так случилось, что ничего при себе нет, отойди в сторонку, отвернись, выбери не такое людное место, чтобы и самой не смущаться и людей не смущать. А что касается конкретной ситуации в музее, то тут вопрос, на мой взгляд, спорный. Здесь, как ни странно, я на стороне мамы. Просто потому, что возразить ей абсолютно нечего. Действительно, о каком неприличии в связи с оголением груди может идти речь, если в Третьяковскую галерею приходят семьями с детьми и от полотен Рембрандта, Давида Микеланджело без фигового листа в смущении не отворачиваются, не закрывают детям глаза и тд. Но это так, в качестве троллинга, позлить администрацию музея и общественность. А вообще я бы не потащила грудного ребёнка в сезон орви в общественное место, а потом, если инцидент имел место именно в Третьяковской галерее, то там порой бывают такие очереди в кассу, иной раз и час можно на улице простоять. Зачем мучить ребёнка. А потом ведь можно было бы и отойти опять же в сторонку, зачем кормить малыша демонстративно в толпе народа? Кормление грудничкв - это такой интимный момент, не терпящий посторонних лишних взглядов, чужих, не всегда позитивных мыслей и тд. Но это, конечно, личное дело каждого. Я не знаю всех деталей, но на месте сотрудников музея, скандалить с кормящей мамой ни за что не стала бы, а, если её поведение, по их мнению, как-то нарушало порядок, установленный в музее, я бы (будь я сотрудником) предложила свой палантин, шарф или же проводила бы в более укромное место. Ну а если бы кормящая мама стала бы скандалить в ответ на мои (как сотрудника музея) предложения, отстаивая свои права, да оставила бы её в покое. Зачем брать грех на душу, вступать с ней в перепалку, нервировать, в конечном счёте, все отразится на малыше, получается, своими действиями наносишь вред младенцу, к чему это?

МОСКВА, 24 июн — РИА Новости, Альфия Еникеева. Ученые категорически против астрологии и веры в то, что дата рождения влияет на судьбу человека. Тем не менее родившиеся зимой живут дольше, осенние дети лучше учатся в школе, а те, кто появился на свет на исходе лета, чаще добиваются успеха в спорте. Только всему этому есть рациональное объяснение.

У рожденных в августе хорошие шансы стать игроком сборной Франции, Бельгии или Нидерландов по футболу. Появились на свет с сентября по ноябрь? Нацеливайтесь на английскую Премьер-лигу. Если хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным хоккеистом, запланируйте рождение на первую половину года.

Российские футболисты рождаются в январе

Например, в Бельгии, Франции и Нидерландах пик футболистов-именинников приходится на август, потом их число постепенно снижается, достигая минимума в июле. В английской Премьер-лиге игроков поздравляют с днем рождения чаще осенью, а среди нынешних звезд английского футбола нет ни одного, родившегося с мая по август. Канадские хоккеисты, наоборот, обычно появляются на свет в первой половине года — с января по май.

"Корреляция не означает причинно-следственной связи. Это как уменьшение числа пиратов на фоне глобального потепления. Подобные закономерности могут оказаться ложными или ничего не значащими, но попробую предложить теоретическое объяснение предполагаемому эффекту. Например, в зависимости от того, когда человек родился, он будет либо младшим, либо старшим в спортивной школе или секции. Это способно повлиять на его успехи относительно других учеников и на последующую карьеру. В детском возрасте разница в несколько месяцев бывает критической", — объясняет Александр Панчин, кандидат биологических наук, лауреат премии "Просветитель", член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

В науке такое асимметричное распределение дней рождения атлетов получило название "Эффект относительного возраста" (Relative age effect, RAE). Согласно исследованиям , RAE характерен для спортивных федераций практически всех стран мира. В России среди футболистов преобладают родившиеся в первой половине года, особенно в январе.

© Иллюстрация РИА Новости

© Иллюстрация РИА Новости

Объясняются RAE просто: при наборе учеников футбольные школы ориентируются только на год рождения ребенка. Поэтому январские спортсмены получают значительное преимущество по сравнению с остальными.

Осенние долгожители

Ученые, возможно, раскрыли секрет самых долгоживущих людей на планете Итальянские биологи обнаружили, что люди, дожившие до ста и более лет, обладают необычной сетью капилляров и других мелких сосудов, стареющей заметно медленнее, чем у остальных жителей Земли.

Дата рождения также может влиять на продолжительность жизни. Появившиеся на свет осенью и зимой живут дольше. Хуже всего мартовским новорожденным — только четыре процента из них доживают до ста лет. Было бы ошибкой так интерпретировать результаты исследования ученых из Чикагского университета, проанализировавших данные 1500 человек, родившихся между 1880-м и 1895 годом в Чикаго.

"И снова неясно, насколько эти результаты воспроизводимы и указывают ли они на причинно-следственные связи. Но давайте пофантазируем. Здесь были использованы данные людей, родившихся в конце XIX века. В то время поздней осенью и зимой могла наблюдаться повышенная детская смертность из-за сезонных инфекций и холода. Выживали младенцы покрепче из социально благополучных семей, то есть те, у кого были хорошие стартовые условия. И у них шансов на долголетие больше", — поясняет Александр Панчин.

Согласно выводам профессора Бременского университета Якобса (Германия) Александра Лерчла, немцы, появившиеся на свет с октября по декабрь, тоже живут в среднем дольше, чем родившиеся с мая по июнь. Похожие данные получили и исследователи из Калифорнийского университета в Беркли (США), сравнив продолжительность жизни в разных полушариях Земли. Оказалось, что австрийские и датские долгожители чаще рождаются с сентября по декабрь, а австралийские — с марта по июнь.

Одно из наиболее вероятных объяснений — питание матери во время беременности. Женщины, рожающие осенью и зимой, вынашивают ребенка в теплое время года, когда много овощей и фруктов, что впоследствии формирует здоровые вкусовые привычки у детей. Экспериментально проверить это нельзя, но с определенной долей допущения можно привести в пример исследование на крысах, показавшее , что если самка во время беременности питалась калорийной пищей с высоким содержанием жиров, то ее детеныши впоследствии имели склонность к вредной пище и страдали от ожирения.

Рожать с умом

Согласно данным Национального бюро экономических исследований (США), самые умные и усидчивые дети рождаются в сентябре. Исследователи проанализировали успеваемость более миллиона школьников в возрасте от шести до пятнадцати лет. Оказалось, что самые низкие показатели — у августовских детей, а родившиеся в сентябре не только получают хорошие оценки в школе, но и поступают в более престижные колледжи и университеты.

Ученые объясняют это так. Американские дети идут в школу в полные шесть лет, поэтому рожденные с сентября по декабрь обладают небольшим преимуществом: они на несколько месяцев старше своих весенних и летних одноклассников, что в младших классах способно вызвать существенный разрыв в успеваемости.

Кроме того, исследователи выяснили, что среди рожденных в сентябре было больше детей из семей с высоким достатком. Родители, планируя беременность, рассчитывали на роды осенью, чтобы дети в будущем могли участвовать в как можно большем числе стипендиальных программ.

Гении и звезды

Связь гениальности и даты рождения изучали не раз, но определенных выводов ученым сделать так и не удалось. Одни находят корреляцию между годом рождения ученых и присуждением им Нобелевской премии. Другие категорически высказываются против любых попыток поставить уровень интеллекта в зависимость от сезона зачатия или родов.

"Данные о связи даты рождения и тем, что человек стал выдающимся ученым, чаще всего похожи на ложные корреляции. Если пытаться соотнести огромные массивы данных, то у вас обязательно что-нибудь с чем-нибудь скоррелируется просто по чистой случайности. Любые подобные исследования, во-первых, должны воспроизводиться на независимых выборках. Во-вторых, всегда надо пытаться проверить альтернативные объяснения указанной корреляции", — резюмирует Панчин.

© U.S. Office of Management and Budget and Centers for Disease Control&Prevention


© U.S. Office of Management and Budget and Centers for Disease Control&Prevention

«Наш маленький гений», - часто с гордостью говорят родители, поглаживая по головке свое сокровище. И говорят они это совсем не от избытка родительских чувств, а вполне обосновано! Как может быть иначе?! Ведь прапрабабка этого чуда - признанная поэтесса, дед - почетный член Академии наук. Да с таким наборов генов ребенок просто не может быть серостью, только гением!

Ах, если бы все действительно было так просто! Тогда гениев выращивали бы, как цыплят в инкубаторе. Представьте себе: целая армия гениев, которые как только подрастут за несколько месяцев или максимум год поднимут экономику страны, создадут вакцину против болезни или вообще сделают людей бессмертными, решат проблему мирового голода, и изобретут формулу вечной молодости, а дальше - по списку.

Пару десятков лет назад один американский генетик, по имени - Роберт Грэхем, стал создателем банка спермы нобелевских лауреатов. Посредством искусственного оплодотворения за 20 лет на свет родилось 200 детей. Увы и ах! Исследования показали: мозг предполагаемых вундеркиндов и их способности совершенно ничем не отличались от показателей ровесников. Только один ребенок показал «ожидаемые» результаты - Дорон Блейк, его IQ равнялся 180. В 2 года мальчик уверенно пользовался компьютером, в 5 лет - читал «Гамлета». Однако парадокс заключается в том, что никаких достижений за свою жизнь этот уникум не совершил. А после 25 лет вообще стал наркоманом. Вследствие всего выше описанного идея создания невероятной «Фабрики гениев» потерпела неудачу.

Колода карт

Ученые до сих пор спорят на тему «Был ли мальчик?». Увы, но основная часть ученых уверена: ген гениальности ничто иное как миф, ведь его существование не доказано. А вот «склонность наследовать отдельные признаки» доказана (в данном случае мы говорим о способности творить). Такой вывод ученые сделали, изучив родословные карты выдающихся деятелей (Гете, Моцарта, Чайковского, Пушкина, Дюма и многих других). Следует отметить что Френсис Гальтон, один из основоположников генетики, исследовав генеалогию больше 400 выдающихся деятелей в истории человечества, выяснил вот что: большинство из гениальных людей находятся друг с другом в некоторой степени родства. Самого Гальтона его современники тоже считали гением (с этим даже не станут спорить нынешние его коллеги). Так вот, Френсис Гальтон близкий родственник Чарльза Дарвина и дальний - Ярослава Мудрого.

Но даже если предки вашего мужа поголовно были выдающимися личностями (а может, у вас самой в роду гениев пруд пруди), это еще не дает вам 100% гарнтии в том, что ваш ребенок продолжит династию умников. Все дело, как говаривал Коровьев из всем известного «Мастера и Маргариты», во в чем – в «причудливо тасуемой колоде карт». Так, чтобы сочинять музыкальные шедевры, следует унаследовать минимум четыре пары «композиторских» генов. Если хотите родить поэта, то при его зачатии должны объединиться десять пар рецессивных (неактивных у родителей) генов. Если верить ученым то Александр Сергеевич Пушкин являлся обладателем 20 пар таких генов!

В действительности же «гены гениальности» (точнее - склонность к постижению знаний и повышенной способности обучения) скрываются в каждом из нас. Даже у самых глупых родителей может родиться гениальный отпрыск. И наоборот - у высокоинтеллектуальных родителей иногда рождается совершенно бестолковый ребенок (в народе говорят, что «на детях гениев природа отдохнула»). Творческий дар проявляется только на стыке двух генетических линий. Первая линия обязательно должна содержать зачатки одаренности и незначительные патологические отклонения. Вторая линия должна быть аналогичной первой. Носители подобной наследственности объединяют в маленьком человечке две генетические программы, видоизменяя их позитивные, и негативные факторы. Некое конкретное сочетание генов и способствует рождению того самого «1% вдохновения». Увы, но вероятность данной комбинации ничтожно мала. Другими словами, «запрограммировать» рождение ребенка-гения нереально. К тому же кроме «нужной» наследственности и конкретного сочетания генов (а этим «распоряжается» только матушка-природа), взятых от родителей, потребуется уйма дополнительных факторов. К ним относятся: идеальное течение беременности, идеальные условия для развития таланта, и многое другое. А самое главное - ребенок должен унаследовать еще и «ген» трудолюбия. Как утверждают ученые: гениальных людей рождается очень много, лишь немногие реализуются в жизни. Только благодаря трудолюбию посредственные личности часто достигают больших высот, нежели «поцелованные Богом».

Условия

Допустим, в клетках вашего ребенка все соединилось так, что он унаследовал гениальность предков, но это не значит, что из него вырастет великий ученый, поэт, композитор или кто-то еще. Как говорил Томас Эдисон: «Гений - это на 99% труд до изнеможения и только на 1% игра воображения». Далеко не последнюю роль также играют среда, воспитание, и хорошие учителя. Если лебедя будут воспитывать курицы, то он вряд ли поплывет, хотя способности к плаванию имеет.

Здоровье и доступность образования, возможность пробовать и применять разносторонние наклонности - основополагающие вещи в реализации гена гениальности - все должно быть сбалансировано. Есть некие методики, которые позволяют очень точно сказать о возможности успешности ребенка в той или иной сфере деятельности, а также в каком направлении лучше работать с крохой, чтобы добиться максимально положительного результата. Среди таких исследований есть исследования по ритму сердца, которые проводят сначала до занятия танцами, пением, музыкой и т. д., а потом сразу же после них. Если у ребенка наблюдается полное нарушение приспособительных механизмов, наступает резкое утомление, значит, он занимается не своим делом. Такие тесты дают возможность защитить ребенка от необдуманных желаний родителей «заставить» свое чадо заниматься нелюбимым делом.

Поэтому, если вы пришли к выводу, что ваш ребенок - вундеркинд, вам придется попотеть. И дело здесь не только в создании вышеперечисленных условий, которые помогут реализовать гениальность. Согласитесь, имея деньги можно нанять хороших преподавателей, обеспечить идеальное сбалансированное питание и прочее, это легко. Но при всем этом мама и папа будущего Лермонтова или Эйнштейна должны постоянно контактировать со своим чудо-ребенком. И не просто контактировать, а всесторонне и ежедневно развивать качества, которые необходимые, по мнению ученых, чтобы реализовать сверхспособности: волю, любознательность, способность удивляться (видеть проблему там, где другие не замечают), память, оригинальность мышления, способность к оценке и трудолюбие. А различные методики могут подсказать хорошие учителя.

Болезненный дар

Родителям следует знать еще об одном важном моменте, который их вряд ли обрадует. Вследствие своей гениальности ребенок нуждается в постоянном контроле здоровья, так как очень часто гениальность проявляется в людях в качестве «компенсации» за некие нарушения в функционировании мозга, или психические и физические недуги. Так, больные аутизмом рисуют потрясающие картины, больные синдромом Туретта (расстройством центральной нервной системы) - совершают некоторые действия почти со скоростью света, а шизофреники пишут глубокие психологические романы и т. п. Есть болезни, которые объединяются в группу «маниакально-депрессивные психозы». Эти болезни характеризуются периодическим повышением активности до максимально критической отметки (гипоманиакальности). В подобном состоянии человека как будто накрывает ураганом творческой активности, хотя до этого он находился в депрессивной меланхолии. Джонатан Свифт, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Шуман, Ван Гог, Зигмунд Фрейд, Уинстон Черчилль - это далеко не полный список знаменитых и значительных личностей, которые были подвержены циклотимии (резким перепадам настроения, апатия и тоска резко меняются радужным настроением, сопровождаемым творческим подъемом). Многие из знаменитых гениев страдали еще и алкоголизмом.

Здоровье прежде всего

Следует обратить внимание еще и на телесные недуги. Даже древние врачи заметили конкретную связь между одаренностью и такой болезнью, как подагра. В XIX веке английским ученым Гарродом был сделан вывод, что в крови больного подагрой все время содержится мочевая кислота в виде урата натрия. Английским исследователем Э. Орваном в статье под названием «Происхождение человека», которая была опубликована в журнале «Nature» от 1955 года, было отмечено, что структура мочевой кислоты очень похожа на структуру кофеина и теобромина - веществ, которые способны стимулировать умственную активность. У тех, кто болен подагрой стимулирующее влияние мочевой кислоты намного увеличено, что является «движущим фактором» проявления необыкновенной работоспособности и даже гениальности. Подагрой болел каждый второй гениальный и знаменитый человек: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Иоанн Грозный, Петр I, Борис Годунов, адмирал Нельсон, Оливер Кромвель, Микеланджело, Данте Алигьери, Мопассан, Бетховен, Чарльз Диккенс, Тургенев и многие другие.

Еще одной часто сопутствующей гениям болезнью является синдромом Марфана. Это заболевание проявляется в непропорциональном гигантизме (обычно, у таких людей чрезмерно длинные руки и ноги относительно короткого туловища), худобе, смещенном хрусталике глаза, деформированной грудной клетке. Компенсацией этим людям становится повышенное содержание адреналина в крови. Именно адреналин делает их невероятными трудоголиками. Среди жертв синдрома Марфана были: Авраам Линкольн, Шарль де Голль, Ганс Христиан Андерсен, Корней Чуковский…

Как можно определить, не болен ли ребенок муковисцидозом, а также как его предотвратить?

Муковисцидоз является генетическим заболеванием, передающимся по наследству. Почти каждый двадцатый житель планеты является носителем патологической мутации в гене муковисцидоза. Такой человек также является носителем заболевания, хотя сам не болеет. Ребенок может болеть муковисцидозом, если его родители оба имеют такой ген. Таким парам можно воспользоваться процедурой ЭКО, которая позволяет отбирать лишь здоровые эмбрионы, блокируя наследование заболеваний. Вылечить муковисцидоз во время беременности, и после рождения ребенка нельзя. Но с 2006 года муковисцидоз включили в программу неонатального скрининг, всех новорожденных в обязательном порядке проверяют на наличие врожденных и наследственных заболеваний. Это позволяет выявить муковисцидоза на ранних стадиях начать его лечение.

В заключение хочется добавить следующее: при всех «минусах» гениальность является величайшим даром природы. И именно гениям человечество обязано всеми величайшими достижениями и открытиями, как в области искусства, так и в области науки. Однако не надо пытаться сделать из ребенка гения насильно. Самое главное - ваш отпрыск должен быть здоровым и не отставать в развитии от своих сверстников. Мечтаете о будущих высотах ребенка? Используйте принципы развивающего обучения. Это поможет малышу прекрасно реализоваться в будущем.

Вы можете или написать свой.