Когда родился михаил лазарев. Михаил петрович лазарев - владимир - история - каталог статей - любовь безусловная

Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), генерал-адъютант (1833). Первооткрыватель Антарктиды (1820).

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (14) ноября 1788 года во в семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева (1743-1800), правителя Владимирского наместничества в 1788-1796 годах.

В 1800-1803 годах М. П. Лазарев учился в Морском кадетском корпусе в . В 1803 году был произведен в гардемарины и командирован на английский флот, где в течение 5 лет находился в непрерывном плавании. В 1807 году был произведен в мичманы. В 1808-1813 годах служил на Балтийском флоте, в 1811 году был произведен в лейтенанты. Участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 годов и в Отечественной войне 1812 года.

В 1813 году М. П. Лазарев был приглашен на службу в Российско-американскую компанию. В 1813-1816 годах на шлюпе « » он совершил свое первое кругосветное плавание из к берегам Аляски и обратно, открыл атолл .

Как командир шлюпа «Мирный» и помощник начальника кругосветной экспедиции в 1819-1821 годах М. П. Лазарев участвовал в открытии Антарктиды и многочисленных островов. По возвращении был произведен в капитаны 2-го ранга.

В 1822 году, командуя фрегатом «Крейсер», М. П. Лазарев осуществил свое третье кругосветное плавание (1822-1825), в котором были проведены широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др. По возвращении был произведен в чин капитана 1-го ранга и награжден орденом Святого Владимира 3-й степени.

В феврале 1826 года М. П.Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Под его непосредственным руководством в был закончен и снаряжен линейный корабль «Азов». В мае-августе 1827 года М. П. Лазарев был на «Азове» в составе эскадры адмирала. Д. Н. Сенявина в Средиземном море, а затем поступил под команду вице-адмирала графа Л. Ф. Гейдена и был назначен начальником его штаба, оставаясь вместе с тем командиром «Азова». 8 (20) октября 1827 года «Азов» М. П. Лазарева занимал центральное место в сражении с турецким флотом при Наварине. За успешные действия в бою М. П. Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден орденами Англии, Франции и Греции. Линейный корабль «Азов» впервые в истории русского флота получил Георгиевский флаг. В 1828-1929 годах М. П. Лазарев руководил блокадой Дарданелл. В 1830 году он вернулся в и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году М. П. Лазарев был назначен начальником штаба Черноморского флота. В феврале-июне 1833 года, командуя эскадрой, возглавил Экспедицию русского флота в Босфор, в результате которой был заключен Ункяр-Искелесийский договор 1833 года. Во время пребывания под Константинополем М. П. Лазарев был произведен в вице-адмиралы и назначен генерал-адъютантом, турецкий султан Махмуд II пожаловал ему золотую медаль, выбитую в память пребывания русского флота на Босфоре, и свой портрет, осыпанный бриллиантами, для ношения в петлице.

В 1833-1851 годах М. П. Лазарев занимал должности главного командира Черноморского флота и портов Черного моря, а также военного губернатора Севастополя и Николаева. Его управление флотом ознаменовалось множеством улучшений, устройством адмиралтейства в Николаеве и др. Черноморский флот в значительной степени обязан ему теми высокими боевыми качествами, которые он проявил во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Император высоко ценил заслуги М. П. Лазарева. В 1834 году флотоводец был награжден орденом Святого Владимира 2-й степени, в 1837 году - орденом Святого , в 1842 - бриллиантовыми знаками к нему. В октябре 1843 года М. П. Лазарев был произведен в адмиралы. В 1845 году он получил орден Святого Владимира 1-й степени, в 1850 - Святого Андрея Первозванного.

М. П. Лазарев скончался в Вене (Австрия), где находился на лечении, 11 (23) апреля 1851 года. Он был похоронен в адмиральской усыпальнице Морского собора Святого Владимира в Севастополе.

М. П. Лазарев вошел в историю русского флота как наставник плеяды талантливых флотоводцев и командиров ( , Г. И. Бутаков и др.).

Биография

Ранние годы

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в году сенатор определил троих сыновей – Андрея, Михаила, Алексея – в Морской кадетский корпус .

Кругосветное путешествие

Плавание М.П.Лазарева на шлюпе "Суворов" в 1813 - 1815 годах.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые тума­ны, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Ска­геррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Су­ворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра - португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр , взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, - ответил умирающий Лазарев, - и теперь не стану просить перед смертью».

  • В 1867 в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву,
  • На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
  • В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».

Названия

В настоящее время в честь Лазарева названы:

  • район города Сочи - Лазаревское
  • атолл в группе островов Россиян в Тихом океане
  • остров в Аральском море
  • мысы:
    • в северной части о. Унимак
  • бухта и порт в Японском море
  • Площадь Лазарева в Севастополе
  • Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Лазарев Михаил Петрович" в других словарях:

      Михаил Петрович Лазарев … Википедия

      Адмирал, генерал адъютант; род. 3 ноября 1788 г., ум. 11 апреля 1851 г. Сын правителя Владимирского наместничества, П. Гавр. Лазарева (ум. в 1800 г.), брат вице адмирала А. П. Лазарева. Образование получил в Морском кадетском корпусе; 23 мая 1803 … Большая биографическая энциклопедия

      Лазарев, Михаил Петрович - Михаил Петрович Лазарев. ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович (1788 1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813 25 совершил 3 кругосветных плавания, в том числе в 1819 21 командовал шлюпом “Мирный” в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). Родился в дворянской семье. В 1800 поступил в Морской кадетский корпус, в 1803 командирован на английский флот, где… … Большая советская энциклопедия

    Лазарев Михаил Петрович (1788-1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843 г.).

    Родился 14 ноября 1788 г. во Владимире в дворянской семье. С детских лет мечтал стать моряком, поэтому отец определил его в Морской кадетский корпус в Петербурге.

    В 1803 г. 30 лучших выпускников - гардемаринов - были отправлены в заграничное плавание; в их число попал и Лазарев.

    В 1808-1813 гг. он служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808-1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.

    В 1813 г. Лазарев, которому к этому времени исполнилось только 25 лет, был назначен командиром корабля «Суворов» и вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Вскоре после возвращения его назначили командиром на шлюп «Мирный» и помощником начальника кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена. Корабли «Мирный» и «Восток» отправились в Южный океан. Мореходы должны были исследовать остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой земле и спуститься к югу. Плавание проходило в тяжёлых полярных условиях, корабли находились в походе 751 день, из них 527 дней под парусами, и прошли свыше 50 тыс. миль. 16 января 1820 г., открыв по пути множество островов, шлюпы «Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде. Русские моряки обнаружили новую часть света и таким образом опровергли мнение английского путешественника Дж. Кука, который утверждал, что в южных широтах нет никакого материка.

    За Россией был закреплён приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

    В 1822 г. Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье кругосветное плавание. Вахтенным офицером при нём состоял его любимый ученик П. С. Нахимов.

    20 октября 1827 г. Лазарев участвовал в Наваринском сражении (в нём корабли российско-англо-французского флота разгромили в Наваринской бухте, у берегов Южной Греции, турецко-египетский флот). Линейный корабль «Азов», которым командовал Лазарев, был удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага, а командир произведён в контрадмиралы и награждён орденом.

    В 1833 г. Лазарева назначили главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева.

    Кандидат военно-морских наук капитан 1 ранга Р.Н. МОРДВИНОВ


    Знаменитый русский флотоводец Михаил Петрович Лазарев родился во Владимирской губернии 14 ноября 1788 г. Стать моряком с юных лет было заветной мечтой Лазарева, поэтому родители и определили его в Морской корпус.

    В 1803 г. в числе тридцати лучших гардемаринов Лазарев был отправлен в заграничное плавание. Пять лет непрерывного плавания в Северном и Средиземном морях, в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах были для Лазарева отличной морской школой. Капитаны кораблей, на которых плавал Михаил Петрович, аттестовали его как "юношу ума острого и поведения благонравного".

    По прибытии в Россию, уже будучи офицером, Лазарев вскоре принял участие в боевых действиях. Особенно отличился он в бою 14 августа 1808 г. вблизи Балтийского порта, находясь на корабле "Всеволод", которому пришлось тогда вести бой с двумя английскими линейными кораблями.

    Михаил Петрович участвовал в Отечественной войне 1812 г., служа на бриге "Феникс".

    В августе 1812 г., когда Риге угрожали полчища Наполеона, стремившиеся поработить народы России, корабли Балтийского флота должны были отвлечь от города часть французских сил. Лазарев на бриге "Феникс" участвовал в демонстративной высадке десанта и бомбардировке Данцига. Цель была достигнута - французы оттянули к Данцигу часть своих сил, и натиск на Ригу был ослаблен.

    В следующем году двадцатипятилетний Лазарев был назначен командиром только что построенного корабля "Суворов" и вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Молодой командир с честью провел небольшой парусный корабль, несмотря на тяжелые условия плавания.

    Из плавания Михаил Петрович вернулся зрелым, опытным командиром и вскоре был назначен на шлюп "Мирный", отправлявшийся в кругосветную экспедицию в Южный Ледовитый океан. Вместе со шлюпом "Восток" (под общим командованием его командира капитан-лейтенанта Беллинсгаузена) шлюп "Мирный" отбыл в 1819 г. из Кронштадта.

    Перед отплытием на эскадре была получена инструкция морского министерства, согласно которой суда должны были обозреть остров Ю. Георгия, находящийся под 55° ю. ш., а оттуда отправиться к Сандвичевой земле и, обойдя ее с восточной стороны, спуститься к югу, причем Беллинсгаузену надлежало "продолжать свои изыскания до отдаленнейшей широты, какой только он может достигнуть; употребить всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколько можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли",

    По научной части инструкция предписывала производить астрономические определения, наблюдения над приливами и отливами, над длиной секундного маятника, над склонением магнитной стрелки, над состоянием атмосферы, морскими течениями, температурой и соленостью моря на разных глубинах, над льдами, над полярным сиянием и т.д. В случае открытия новых земель следовало наносить их на карту.

    Плавание проходило в тяжелых полярных условиях: среди ледяных гор, при частых штормах. Благодаря превосходному знанию морского дела Лазаревым и Беллинсгаузеном "Восток" и "Мирный" ни разу не теряли друг друга из виду и прошли через все опасности невредимыми.

    Корабли находились в походе 751 день, из них 527 под парусами, и прошли свыше 50 000 миль. Экспедицией был открыт ряд островов, в том числе группа коралловых, названных в честь героев 1812 г. именами Кутузова, Слонимского, Барклая-де-Толли, Витгенштейна, Ермолова, Раевского, Милорадовича, Волконского.

    Недалеко от острова Ю. Георгия экспедиция обнаружила остров, названный в честь лейтенанта шлюпа "Мирный" о. Анненкова. На карту были нанесены три мыса этого острова: мыс Парядина, мыс Куприянова и мыс Демидова, названные также в честь офицеров, участвовавших в экспедиции. Кроме того, в честь - мичмана Новосильского был назван и нанесен на карту залив.

    16 января 1820 г. шлюпы "Восток" и "Мирный", несмотря на тяжелую ледовую обстановку, подошли к Антарктиде. Через несколько дней - 21 января 1820 г. русские моряки подошли вплотную к берегу Антарктического материка на 69° 25" ю. ш. После этого корабли пошли в Тихий океан, отложив исследование открытого материка на следующий год. В октябре 1820 г., отремонтировав корабли и пополнив запасы продовольствия, Беллинсгаузен и Лазарев, пробиваясь сквозь льды и туманы, снова направились к Антарктиде. 9 января 1821 г. они открыли остров Петра I, а через неделю на 68°43" южной широты и 73°10" западной долготы подошли к гористому берегу, который был назван берегом Александра I.

    Так русские моряки первыми в мире открыли новую часть света Антарктиду, опровергнув мнение английского путешественника Джеймса Кука, утверждавшего, что в южных широтах нет никакого материка, а если он и существует, то только близ полюса, в недоступном для плавания районе.

    Через неделю экспедиция достигла Южно-Шетландских островов. Русские мореплаватели, пройдя вдоль всего южного побережья Южной Шетландии, доказали, что она состоит из гряды высоких каменистых островов, покрытых вечным снегом.

    Плавание "Востока" и "Мирного" является замечательным вкладом в историю географических открытий. За Россией был закреплен приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

    По возвращении в Россию Михаил Петрович был произведен через чин в капитаны 2 ранга и получил в командование фрегат "Крейсер".

    На "Крейсере" Лазарев совершил третье кругосветное плавание (1822-1824 гг.). Вахтенными офицерами на фрегате были любимый ученик Лазарева Павел Степанович Нахимов и будущий декабрист Завалишин.

    В 1826 г. Михаила Петровича назначили командиром нового линейного корабля "Азов", строившегося в Архангельске. Лазарев привел его в Кронштадт, где "Азов" вступил в строй Балтийской эскадры. Здесь Михаилу Петровичу довелось некоторое время служить под начальством знаменитого русского адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, который очень уважал и ценил его.

    В 1827 г. командир "Азова" Лазарев был назначен по совместительству начальником штаба эскадры, снаряжавшейся для похода в Средиземное море.

    20 октября 1827 г. произошел знаменитый Наваринский бой, в котором участвовали русская, английская и французская эскадры. Но русские вынесли на себе всю тяжесть боя и сыграли главную роль в разгроме турецко-египетского флота. Противник потерял линейный корабль, 13 фрегатов, 17 корветов, 4 брига, 5 брандеров и другие суда.

    Капитан 1 ранга Михаил Петрович Лазарев был душой русской эскадры. От него шли все нити боевого управления на корабли эскадры. "Азов", которым командовал Лазарев, находился в центре изогнутой боевой линии из четырех линейных кораблей. И именно сюда турки направили свой главный удар. Линейному кораблю "Азов" пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями, все они были уничтожены метким огнем артиллерии "Азова". Вместе с Лазаревым сражались будущие герои севастопольской обороны - лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.М. Истомин. За Наваринский бой линейный корабль "Азов" удостоился высшей награды - кормового георгиевского флага. Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом. Позже Нахимов писал о Лазареве: "...Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостанет слов описать все его похвальные дела и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана".

    После Наваринского боя Лазарев, будучи начальником штаба эскадры, крейсировал в Архипелаге и участвовал в блокаде Дарданелл, после чего, командуя эскадрой из 10 кораблей, привел ее из Архипелага в Кронштадт.

    Кругосветные плавания и архипелагские экспедиции первой четверти XIX века послужили прекрасной школой морского мастерства для многих будущих черноморцев. Морские походы показали, что, несмотря на временный упадок и застой, который переживал русский флот после войны 1812 года, в нем сохранились хорошие кадры моряков.

    С 1830 г. Лазарев командовал бригадой кораблей Балтийского флота. В 1832 г. он стал начальником штаба Черноморского флота, а в следующем году - его командующим. В этой должности Михаил Петрович находился в течение 18 лет.

    В феврале 1833 г. М.П. Лазарев мастерски провел переброску 10-тысячного десанта русских войск в Босфор, что было связано с демонстрацией "дружественных чувств" к Турции в период турецко-египетского конфликта. Десант 1833 г., отличавшийся очень высокой по тому времени организацией перехода морем, явился хорошей школой для черноморских моряков.

    Большого искусства взаимодействия с армией достиг русский Черноморский флот в период войны на Кавказе. Закрепление России на Кавказе особенно враждебно воспринималось капиталистической Англией, которая стремилась превратить Кавказ с его богатыми естественными ресурсами в свою колонию. На протяжении многих лет Англия поддерживала Турцию и Персию в их борьбе против России. Английские и турецкие агенты организовали на Кавказе движение групп религиозных фанатиков, одним из основных лозунгов которого было присоединение Кавказа к Турции. Движение это, известное под названием мюридизма и возглавлявшееся английским и турецким агентом Шамилем, являлось антинародным, реакционным движением.

    Чтобы разрушить коварные планы англичан и турок и пресечь их попытки помочь Шамилю с моря, Черноморский флот под руководством М.П. Лазарева блокировал Кавказские берега. Для действий у побережья Кавказа Лазарев выделил отряд, а позднее эскадру судов Черноморского флота, в числе которых было 6 вооруженных пароходов. В 1838 г. Лазаревым было выбрано место для базирования эскадры у устья реки Цемес, чем было положено начало основанию здесь Новороссийского порта.

    Корабли Черноморского флота под командой Лазарева содействовали сухопутным войскам в занятии многих пунктов Черноморского побережья. В 1838 г. Лазарев высадил десант в районе Туапсе. В период 1838-1840 гг. с кораблей Черноморского флота под непосредственным руководством Лазарева было высажено несколько десантов войск генерала Раевского, которые очистили от противника побережье и устья рек Туапсе, Субаши и Пазуапе, причем на берегу последней русские построили форт, названный именем Лазарева. У Кавказских берегов в сложных условиях малоизвестного тогда побережья черноморские моряки лазаревской школы проявили большое искусство взаимодействия с сухопутными войсками, наглядным примером чего являются действия кораблей отряда контр-адмирала Станюковича, посланных Лазаревым для содействия продвижению русских войск генерала Анрепа (преемник Раевского) в район Сочи-Адлер в 1841 г.

    В 1840 г. на побережье между Анапой и Сухум-Кале русские имели 12 укреплений, построенных на территориях, занятых при содействии кораблей Черноморского флота. Укрепления эти подвергались частым нападениям банд Шамиля, подстрекаемых английскими и турецкими агентами. В целях борьбы с этими бандами на мысе Адлер у укрепления св. Духа к октябрю 1841 г. был сосредоточен 11-тысячный отряд под командой генерала Анрепа, большая часть которого была доставлена сюда на кораблях Черноморского флота. В отряд также входила милиция, состоявшая из кавказских народов и племен, поддерживавших в этой борьбе русских. Там были такие милицейские части, как Абхазская, Самуразаканская, Цибельдинская, Мингрельская, Гурийская, Имеретинская. Войска должны были повести наступление от мыса Адлер вдоль побережья до форта Навагинского (Сочи).

    В первых числах октября 1841 г. генерал Анреп вместе с контр-адмиралом Станюковичем произвел рекогносцировку района побережья, В котором предстояло действовать. Были засечены на берегу наиболее крупные завалы, сделанные бандами Шамиля из огромных вековых деревьев или из двойного ряда плетеных изгородей, заполненных землей. Эти завалы должна была уничтожить корабельная артиллерия. 8 октября ночью русский сухопутный отряд двинулся вдоль побережья. На следующий день вдоль берега двинулись корабли Черноморского флота. На - буксире пароходов шли линейный корабль "Три Иерарха" (84 пушки) и фрегат "Агатопль" (60 пушек). Корабли эти двигались впереди сухопутных войск на расстоянии около километра от них. Когда на берегу показывался крупный завал, адмирал давал сигнал сухопутным частям остановиться. После этого пароходы подводили близко к берегу корабль и фрегат, которые артиллерийским огнем легко разрушали завалы и выбивали оттуда противника. Затем корабли продолжали движение вперед, а для того чтобы неприятель не вернулся вновь к местам прежних завалов, между сухопутным отрядом и группой артиллерийских кораблей все время крейсировали шхуна и тендер. Кроме того, вдоль побережья ходили 18-пушечные бриги, обстреливавшие скопления врага на берегу. У самого берега непосредственно впереди и сзади войск шли вооруженные казачьи лодки и баркасы, причем на последних были установлены каронады. Временами лодки и баркасы приставали носом к берегу и картечью поражали противника. Для перевозки раненых имелись специальные невооруженные катера. Они же перевозили с кораблей воду для войска, которое испытывало в ней большую нужду.

    В результате тесного взаимодействия между сухопутными частями н кораблями в эти дни был разбит крупный отряд одного из сподвижников Шамиля - Хаджи Берзекс (отряд потерял до 1700 человек убитыми и ранеными) и занят ряд важных опорных пунктов Шамиля на побережье Кавказа. Таким образом, успешная деятельность возглавляемого М.П. Лазаревым Черноморского флота мешала осуществлению планов англичан и турок на Кавказе.

    Лазарев первый организовал двухлетнюю экспедицию фрегата "Скорый" и тендера "Поспешный" с целью описи Черного моря, следствием которой было издание первой лоции Черного моря.

    Под его руководством парусный Черноморский флот стал лучшим в России. Были достигнуты серьезные успехи в кораблестроении. Лазарев лично следил за постройкой каждого нового большого корабля.

    При Лазареве число кораблей Черноморского флота было доведено до полного штатного комплекта. Была значительно усовершенствована артиллерия. В Николаеве с учетом всех достижений техники того времени было построено адмиралтейство; началась постройка адмиралтейства под Новороссийском.

    Под личным наблюдением Лазарева были составлены планы и подготовлена местность для строительства адмиралтейства в Севастополе и построены доки. В заново реорганизованном по его указаниям Гидрографическом депо было напечатано много карт, лоций, положений, руководств и издан подробный атлас Черного моря. В депо печатались также книги по военно-морским вопросам.

    Сам много плававший, Лазарев прекрасно понимал, что только в море можно по-настоящему воспитать моряка. Поэтому черноморские корабли в годы его командования редко оставались в гаванях.

    Характерной особенностью воспитания Лазаревым молодых офицеров и привития им командирских навыков было широко практиковавшееся им в тот период назначение молодых лейтенантов на самостоятельные должности командиров шлюпов, бригов, транспортов, фрегатов и даже пароходов. Лазарев эти корабли посылал в отдельные плавания, приучая молодых офицеров к сознанию своей ответственности при самостоятельном командовании кораблем.

    При Лазареве редким явлением были телесные наказания и муштра. Сам Лазарев был прекрасно образован, обладал богатым практическим и боевым опытом, был требователен к себе и к подчиненным, для которых являлся всегда живым примером. Под его руководством выросла целая плеяда замечательных моряков и флотоводцев, из которых многие покрыли свои имена неувядаемой славой.

    Лазарев обладал удивительной способностью распознавать молодые дарования, а затем выращивать и развивать их. Когда он еще командовал фрегатом "Крейсер", на фрегат был назначен в 1822 г. лейтенант Нахимов, и с тех пор на протяжении почти тридцати лет Лазарев не выпускал его из поля зрения. Когда Лазарева назначили командиром "Азова", туда же был переведен и Нахимов.

    На "Азове" внимание Лазарева привлекли мичман Корнилов и гардемарин Истомин. Они также сделались последователями и ближайшими соратниками Лазарева и сопутствовали ему в течение почти всей его служебной деятельности. Все вместе они участвовали в Архипелагской экспедиции и в Наваринском сражении. В декабре 1829 г. Нахимов, Корнилов и Истомин вместе с Лазаревым перешли с группой кораблей из Архипелага в Балтийское море и там продолжали служить под его наблюдением. Переведенный обратно в Черноморский флот, Лазарев добился перевода туда и своих любимых учеников и помощников.

    Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век, что на смену парусному кораблю должен прийти паровой. Отсталость царской России не давала возможности совершить быстрыми темпами переход русского флота к паровым кораблям, тем не менее Лазарев напрягал все усилия к тому, чтобы в состав Черноморского флота начинали поступать пароходы.

    При этом Лазарев добивается заказов на железные паровые суда со всеми новейшими усовершенствованиями, которые позволяла техника того времени. При Лазареве, например, была проведена подготовка к строительству в Николаеве винтового 131-пушечного линейного корабля "Босфор" (заложен был после смерти Лазарева в 1852 г. и спущен на воду в 1858 г.). В 1842 г. Лазарев добился заказа на постройку судостроительными верфями для Черноморского флота пяти пароходо-фрегатов - "Херсонес", "Бессарабия", "Крым", "Громоносец", "Одесса". В 1846 г. Лазарев командировал на английские верфи для непосредственного руководства постройкой четырех пароходов для Черноморского флота ("Владимир", "Эльбрус", "Еникале", "Тамань") своего ближайшего помощника капитана 1 ранга Корнилова.

    Все пароходы и пароходофрегаты в Англии строились по русским проектам и эскизным чертежам. Часть этих чертежей утверждал лично Лазарев, а часть - Корнилов. Английские инженеры очень много заимствовали для себя из русских проектов.

    Много внимания уделял Лазарев культурному росту моряков. По его указаниям и под его руководством была реорганизована Севастопольская морская библиотека и выстроен Дом собраний, а также много других общественный зданий.

    Воспитанные Лазаревым черноморские моряки, возглавляемые Нахимовым, Корниловым и Истоминым, в дни севастопольской обороны своей беспримерной храбростью вписали много славных страниц в героическую историю нашей Родины. Большая заслуга Лазарева перед русским флотом состоит также и в том, что он подготовил кадры моряков, обеспечивших переход от парусного флота к паровому. Лазарев был подлинным новатором военно-морского дела. "Лазаревскую школу" прошли десятки новаторов будущего русского парового флота, среди которых особенно выделялся выдающийся адмирал Григорий Бутаков .

    * * *
    Совершенные Лазаревым географические открытия имеют всемирно-историческое значение. Они входят в золотой фонд русской науки. Лазарев был избран почетным членом Географического общества. Заслуги Лазарева перед Родиной, его достижения в деле укрепления Черноморского флота, в деле воспитания русских моряков безмерно велики.

    Наш народ с любовью хранит память о выдающемся русском адмирале, заслуженно ставя его в ряд лучших флотоводцев нашей Родины.

    Михаил Петрович Лазарев

    Адмирал Михаил Петрович Лазарев

    Михаил Петрович Лазарев родился 3 (14) ноября 1788 г. в дворянской семье сенатора , представителя боковой ветви армянского аристократического рода Абамелек-Лазаревых, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 г. сенатор определил троих сыновей - Андрея, Михаила, Алексея - в Морской кадетский корпус.


    ул. Манежный тупик, д. 2а


    ул. Манежный тупик, д. 2в
    На месте дома № 2а на высоком земляном валу (ныне Манежный тупик) стоял деревянный дом где жила семья гражданского губернатора Лазарева.

    В том месте, где улица Гагарина пересекается с Манежным тупиком, располагался дом гражданского губернатора, где в 1788 г. родился будущий адмирал Михаил Лазарев.
    В 1793 г. семья Лазаревых перебралась на Георгиевскую улицу (ныне , а ветхий дом на Царицынской в 1794 г. сломали.


    Город Владимир, Георгиевская, д. 3. В этом доме до 1797 г. жил будущий адмирал Лазарев Михаил Петрович.




    Но мемориальная табличка установлена на доме №26 по улице Б. Московская.

    В 1803 г. выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 г. произведён в первый офицерский чин - мичмана.
    В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 г. для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
    В 1808-1813 гг. служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.

    Кругосветное путешествие

    В 1813 г. лейтенант Лазарев получил новое назначение - командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание.
    Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.
    В начале октября 1813 г. подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.


    Плавание М.П. Лазарева на шлюпе «Суворов» в 1813-1815 гг.

    В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша.
    В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 г. «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра - португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан, направляясь на восток. Далее он обошёл с юга Африку и, проследовав через Индийский океан, обогнул с юга Австралию.
    14 августа 1814 г. «Суворов» вошёл в залив Порт-Джэксон и направился в Сидней. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта. Так губернатор принадлежавшей в то время англичанам колонии Новый Южный Уэльс приветствовал русских моряков по случаю окончательной победы над Наполеоном.
    Отойдя от Австралии, «Суворов» пошёл по Тихому океану на восток, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (Атолл Суворова).
    Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь с отклонением на север. 10 октября был пересечён экватор.
    В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.
    На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А.А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск.
    В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.
    После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.
    Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль направился к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

    Путешествие к южному полюсу

    В марте 1819 г. Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.
    4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.
    «Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым.
    За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

    Командование фрегатом «Крейсер»

    В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» - единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» - на его младшего брата Андрея.
    17 августа 1822 г. корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии. Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.
    На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» - к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.
    Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 г. «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.
    Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 г. «Крейсер» подошёл к Кронштадтскому рейду.
    За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

    Служба на Черноморском флоте

    27 февраля 1826 г. М.П. Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, 5 августа - 19 сентября 1826 года, М. П. Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.
    10 июня - 6 октября 1827 г., командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября1827 г., являясь командиром «Азова», М.П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.
    За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий - «Командорский крест Спасителя», английский - Бани и французский - Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.
    В 1828-1829 гг. руководил блокадой Дарданелл; в 1830 г. вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.
    В 1832 г. Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале - июне 1833 г., командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833 г. С 1833 г. - главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 г. - командующий Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.
    Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой.
    Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.
    Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.
    Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.
    Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
    Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

    В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, - ответил умирающий Лазарев, - и теперь не стану просить перед смертью».
    Скончался 23 (11 по старому стилю) апреля 1851 г. Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.
    У Михаила Петровича был сын - Пётр.

    Увековечивание памяти М.П. Лазарева

    В 1867 г. в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву.


    Памятник Михаилу Лазареву в Севастополе

    12 сентября 1996 г. в Новороссийске был открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.


    Памятник Михаилу Петровичу Лазареву в Новороссийске

    В Новороссийске сооружен памятник основателям города М.П. Лазареву, Н.Н. Раевскому и Л.М. Серебрякову.
    - На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.


    Бюст Михаила Петровича Лазарева в Лазаревском

    В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 г.) есть фигура М.П. Лазарева.


    М.П. Лазарев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

    В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в 1871 г. спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев». Кроме того, имя «Адмирал Лазарев» в разное время было присвоено еще трем крупным кораблям отечественного ВМФ: легкому крейсеру модифицированного проекта «Светлана», впоследствии «Красный Кавказ»; легкому крейсеру проекта 68-бис; тяжелому атомному ракетному крейсеру проекта 1144, первоначально названному «Фрунзе».


    Броненосец береговой обороны "Адмирал Лазарев" на Большом Кронштадтском рейде, конец 1890-х гг.

    В 1994 г. Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».


    Монета ЦБ РФ

    В 2004 г. во Владимире установлена мемориальная доска работы скульптора Черноглазова.




    Мемориальная доска во Владимире на доме № 26 по Большой Московской улице

    Площадь Адмирала Лазарева находится в северной части города Владимира, на пересечении улиц Чайковского, Красноармейской, проспекта Строителей. Название получила в 2000 году в честь адмирала Михаила Петровича Лазарева. Пример неудачного мемориального наименования: место никак не связано с именем выдающегося человека. С точки зрения градостроительства, площадь Лазарева площадью не является, это всего-навсего дорожная развязка.

    В 2008 г. авиакомпания «Аэрофлот» в честь Михаила Лазарева назвала один из своих самолетов Airbus A320 «М. Лазарев».

    Дом правителя Владимирского наместничества (дом адмирала Лазарева)

    Во Владимире известно место, где когда-то стоял дом, в котором родился выдающийся русский флотоводец, один из первооткрывателей Антарктиды, адмирал М.П. Лазарев.
    Это дом правителя Владимирского наместничества. Когда-то он стоял на Царицынской улице (ныне Манежный тупик), между домами 1-3. Здесь в 1788 г. у него родился сын Михаил, будущий знаменитый русский флотоводец. На плане города 1778 г., хранящемся в архиве Владимирской области, строящийся дом губернатора указан именно здесь, недалеко от речки Лыбедь. Дом был деревянным, с тесовой крышей, с Г-образной пристройкой вдоль Проезжего оврага (ныне Ерофеевский спуск). После пожара в 1789 г. дом сильно обветшал, и губернатор с семьей в 1790 г. переехал в другой дом, более подходящий для жилья.