Когда ребенку лучше начинать изучать английский. Мнение педагогов и психологов

Анна Почепаева, заведующая кафедрой английского языка крупнейшей частной школы делится советами когда стоит начинать обучение ребенка английскому языку.

Для современной жизни английский нужен всем и обязательно. Значит, обучение ребенка английскому необходимо заранее? С пеленок? Или существует какой-то особый возраст для начала изучения иностранных языков? Попробуем разобраться.

Ребенка часто сравнивают с губкой, впитывающей все новое. Безусловно, дети более восприимчивы к любой новой информации, и потому бытует мнение, что обучение иностранному языку надо начинать с младых ногтей. С другой стороны, ряд специалистов считает, что начинать надо тогда, когда человек поймет и осознанно сделает выбор языка. Помимо этого существует теория, что иностранный язык можно начать учить когда угодно, была бы сфера применения и серьезная мотивация. Кто же прав?

Раннее обучение ребенка английскому. За и против.

Для начала подчеркну, что абсолютным противопоказанием к обучению ребенка английскому языку можно назвать проблемы с родной речью. Если у ребенка бедный словарный запас на родном языке, он путает значения слов, присутствуют грубые нарушения звукопроизношения, наблюдается западание отдельных звуков или присутствуют другие логопедические проблемы, то изучение иностранного языка будет лишь помехой для речевого развития на родном языке. Надо решить проблемы с родным языком!

В остальных случаях противопоказаний к обучению ребенка английскому с раннего возраста нет и лучше начинать, как бы банально это ни звучало, с того возраста, когда ребенок готов. А готов он тогда, когда хорошо говорит на своем родном языке, в основном это происходит к 5 годам .

Этому есть научное объяснение. Физиологи доказали, что ребенок до девяти лет — это специалист в овладении речью, так устроен наш мозг. Позже мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и примерно с 10-летнего возраста ученику приходится преодолевать множество препятствий. Специалисты знают, что именно маленьким детям проще научиться произносить звуки, отличные от их родной речи. Более того, зачастую они демонстрируют такую феноменальную способность к запоминанию слов или выражений, о которой взрослым и не мечталось.

Однако обучение трех-четырехлетних детей иностранному языку – задача не из легких. Избыточные занятия, которыми пичкают детей курсы раннего развития (которые стараются оправдать мечту родителей о вундеркиндах) чреваты серьезными последствиями для психики ребенка.

В лучшем случае ему просто перестанет нравиться изучать язык. В худшем, не сумев удовлетворить «заявку» родителей, малыш замкнется в себе. Неуспешный ребенок несчастлив, и такая самооценка замедляет эмоциональное и социальное развитие ребенка. Поэтому особое внимание стоит обратить на педагога, который будет начинать обучение ребенка английскому языку.

Педагоги, обучающие дошколят, должны быть специально подготовлены, иметь опыт работы именно с детской аудиторией. Кроме того, обучение может проходить лишь в игровой, интерактивной форме, в постоянной динамике, с варьированием различных видов деятельности на протяжении всего занятия.

Так почему же большинство родителей, тем не менее, так стремиться практически с пеленок начать обучение ребенка английскому языку? На мой взгляд, столь модное сегодня раннее приобщение детей к иностранным языкам может быть оправдано лишь в тех случаях, когда родители в состоянии создать вокруг ребенка соответствующую языковую среду: приглашая на дом гувернера-иностранца или постоянно общаясь с ним на иностранном языке, как это происходит в двуязычных семьях.

Исторический пример

Родной язык Владимира Набокова

В аристократической семье Набоковых английская культура, традиции, язык органично вплетались в жизнь Набоковых. Помимо гувернанток и английских бонн весь уклад семьи был анлийским. Мать писателя, Елена Ивановна, в совершенстве владела пятью иностранными языками и, занимаясь с детьми, частенько переходила на английский, родной дядя изъяснялся на причудливой смеси французского, английского и итальянского языков, принципиально игнорируя русский. Шестилетний Владимир и его младший брат Сергей отлично писали и читали на английском, но русской азбуки не знали совершенно. Перед школой родители заметили и принялись исправлять свою педагогическую ошибку. Но историкам литературы известно, что Владимир Набоков, живя в эмиграции, писал книги на английском языке, а потом сам переводил их на русский.

Языковая среда

Безусловным преимуществом в создании плодотворной атмосферы для изучения ребенком английского или другого иностранного языка является обучение одновременно детей самых разных национальностей. Для них обучение ребенка английскому зыку становиться не скучной дисциплиной, а средством общения.

Играя вместе, дети через три-четыре месяца начинают понимать, что им говорят, через шесть — отвечать, через год — говорить. Упор в такой форме обучения делается не на изучении иностранных языков, а скорее на общем развивающем эффекте, который дают подобные занятия. Речевая среда, в которую погружены дети, является решающим фактором особенно в обучении ребенка английскому языку. Со своим четырехлетним сыном моя подруга (лингвист-преподаватель по образованию) занимается английским ненавязчиво, просто время от времени вплетая в свою речь английские фразы. Он уже различать знакомые английские слова на слух в песнях, может прочесть их в журналах или на экране компьютера.

Мой знакомый преподаватель начинал обучение ребенка английскому языку с самого детства, примерно с полутора лет. Сейчас ему около 20 и он понимает носителей языка, фильмы на английском лучше, чем он! Разумеется, знаний у него больше, но у детей есть большое преимущество — чувство языка, привитое с детства. Если вы хотите заниматься с раннего возраста, нужно уделять особое внимание развитию восприятия, слушать кассеты на английском языке, смотреть сказки и мультики. Кстати, впоследствии дети начинают любить и второй иностранный язык и охотно им занимаются. У них нет той проблемы, которой мучится большинство – «учить язык – это трудно и скучно».

Как учить английский / иностранный язык ребенку

Как практикующий преподаватель, добавлю, что разумное обучение ребенка английскому в раннем детстве облегчает восприятие иностранных языков в будущем, повышают детскую самооценку и расцвечивают жизнь ребенка дополнительными красками. Только давайте уточним, что в раннем возрасте необходимо знакомство с языком, а не изучение. До школы язык нужен для того, чтобы детей развить, чтобы они понимали, что в мире есть разные языки, и каждый из них чем-то отличается от другого.Привить чувство языка, подготовить мозг к будущему обучению. Именно на это и направлены грамотные методики обучения иностранному языку. Все занятия должны быть игровыми – это обусловлено особенностями детской психики. Поэтому советую родителям при выборе курсом, сада или школы, поинтересоваться у преподавателя, по какой методике будет происходить обучение.

Сейчас очень популярна игровая методика Мещеряковой . Все рассказывается на игрушках. Преподаватель не говорит детям, что медведь — это «bear», а показываю мишку и называет английское слово. На занятиях дети поют песенки, играют в разные игры, например в «магазин». Дети запоминают фразы, например, «Сколько это стоит?», потому что они понимают по смыслу, о чем их спрашивают. Для детей это своего рода метод погружения. Уже спустя два месяца занятия проходят вообще без русского языка, пятилетки начинают разговаривать. Они составляют, пусть и неправильно, фразы, которых раньше не знали. Если ребенок говорит фразу неправильно, его не ругают и не поправляют. Преподаватель говорит: «Yes, you are right», и произносит уже правильный вариант. И это постоянное поощрение: ты правильно все говоришь, молодец, а потом произнесение учителем правильного варианта — дает гораздо больший эффект, чем критика ребенка. Если же заставлять детей зубрить, результат будет отрицательным.

И еще один немаловажный момент. Вне зависимости от того, какой путь выберут родители, стоит помнить, что любые знания задерживаются в голове лишь до тех пор, пока они нужны, пока память к ним обращается. Так что бесполезно рано начать, если потом их не использовать. Иначе к моменту поступления в вуз от словарного запаса могут остаться только самые тривиальные фразы.

Интенсив

В советском прошлом бытовал популярный мифом о том, что иностранный язык нельзя выучить быстро. Родители не знают, что есть современные, более интенсивные методики обучения, которые позволяют освоить иностранный язык всего за 10-11 месяцев. Если перестать верить в то, что «иностранный язык меньше чем за 6 лет не выучишь», «а лучше учить все десять», то сам собой напрашивается вывод, что в принципе несущественно, когда именно начать учить язык. Ведь всегда, придя на курсы, можно за год научиться разговаривать и понимать речь на английском языке. Часто приходится видеть людей, которые начинали обучение ребенка английскому языку в школе, однако, придя на курсы, узнают больше нового, чем за все десять лет в школе. Но самое главное, если в школе им казалось, что обучение ребенка английскому невозможно, то здесь уже после первого занятия становится понятно – ничего сложного нет, нужно лишь посещать занятия и выполнять домашние занятия. И если в качестве конечной цели рассматривать умение общаться на иностранном языке, то четкое представление о результате и желание его добиться может сделать обучение более эффективным.

Задавшись вопросом о том, когда ребенку лучше начать изучать иностранный язык , подумайте, а зачем ему будет нужен английский? И в каком возрасте он испытает потребность в том, чтобы разговаривать по-английски?

Если этим возрастом окажутся не 6 и не 10 лет, может быть, ему самому будет лучше определиться с тем, когда начать изучать язык? У взрослых, конечно, обучение иностранному языку идет не так легко и самопроизвольно, но зато взрослые берут мотивацией и могут добиваться успехов, даже если у них толком нет практики общения. Сегодня английский можно выучить за год и не «из-под палки», а с удовольствием, и могут существенно поменять представления о будущей профессии.

Мнения форумчан по теме «Со скольки лет учить с ребенком английский»

lvovaNV
Хочу чтобы моя дочка хорошо знала английский. Со скольки лет лучше начинать обучение и как? То есть отдать в специализированный садик или нанять учителя?

Мирослава
Чтобы ребенок лучше знал английский, необязательно нанимать ему учителя. Достаточно что вы будете заниматься с ним в день минут по двадцать, начиная с двух лет, если есть возможность, то можно и раньше, купите книжку для малышей, где каждое слово обозначено рисунком. Очень хорошо если ребенок наравне с родным, будет изучать и иностранный язык, так он быстрее освоит оба.

LenaMas
Полагаю, что начать учить язык лучше еще до школы. Но перегружать ребенка занятиями нельзя. Можно отдать малыша в какой-нибудь кружок английского для дошкольников. Но если не хотите, то начините изучать язык с ребенком сами в игровой форме. Для того, чтоб ребёнок владел языком, необходимо погрузить его в языковую среду. И желательно с возраста 2-3 лет, то есть с садика. И конечно репетитор тут не поможет, нужен коллектив.

Diana
Точного ответа на ваш вопрос, lvovaNV, не существует. Во-первых, здесь все зависит от того, насколько вы сами владеете иностранным языком. Во-вторых, для чего вы хотите обучить ребенка владению иностранным языком. Если, например, вы планируете с ребенком поехать за границу и неплохо владеете иностранным языком, то начать обучать ребенка можно уже с грудного возраста постоянно разговаривая с ним на иностранном языке.

yra0203
На мой взгляд не нужно из самого раннего детства погружать ребенка на изучение другого языка, это нужно делать примерно с лет 5.

Melena
Если подходить к делу серьезно, то с самого раннего детства. Но разговаривать должны постоянно, вы или гувернантка. Если для понтов — никогда не поздно.

Руслан
Как можно начинать обучение ребенка английскому языку в два года мне сложно понять — ребенок и на родном еще толком не разговаривает. А вот где-то с четырех или пяти можно начинать и, причем в игровой форме желательно.

Красавка
Я в школе в свое время учила немецкий, поэтому когда ребенку стукнуло два годика, начала задумываться о том, как же я смогу помочь ему в овладении английским. Уже в три года мы пошли в школу раннего развития, где одним из предметов был английский. В группе было от 10 до 12 человек. Занимались там в игровой форме. Первые три года, вообще только учили слова на слух. Теперь моему ребенку 8 лет, пишем слуховые диктанты. Для себя сделала вывод, что обучение ребенка английскому языку с репетитором это мало, т.к. ребенок в этом случае слышит только речь учителя и свою. Очень важно заниматься в группе с детками, чтобы слышать не только правильную речь педагога, но и ошибочную речь своих сверстников затем, чтобы учиться находить и мысленно пытаться исправлять их ошибки. Все это помогает быстрее выучить английский, который сейчас используется практически везде.

aleex72
Со скольки лет учить с ребенком английский — Как мне кажется, то в слишком раннем возрасте тоже не стоит начинать учить английский язык.Думаю лет с семи самый подходящий возраст! Хотя это лично мое мнение!

fenist
Говорить на английском - мечта многих из нас! Но изучать язык годами? У нас не находится времени. Вот если бы научиться этому быстрее!.. Решение есть! У вас появилась возможность совершить настоящий прорыв в изучении английского языка, а именно заговорить на английском!

YUliya_1989
Я согласна,что начинать нужно как можно раньше.Ведь они так лучше запоминают.Я когда шла в школу,то знала основные фразы,умела считать и знала алфавит.А уже в самой школе было тяжело что-то понять.И с своим малышом я начала заниматься еще с года.Купила книжечку с картинками,и ему интересно,и сама вспоминаю.Иногда даже кажется,что для него на английском слова легче запоминаются.

ursiks
Со скольки лет учить с ребенком английский? Мне кажется это индивидуально. При принятии решения когда начинать изучать языки нужно смотреть на развитие ребенка и его способности. Дело в том что все мы разные ребята.

Otiniya
Согласна с ursiks . Все индивидуально, один ребенок в 3 года знает на английском названия всех животных и все отлично с речью. А другой ребенок в 6 лет, занимается с логопедом — борется с приобретенными дефектами речи (благодаря изучению английского в 5 лет).

Здравствуйте.
Уже год занимаюсь вопросом о том, как обучать малышей английскому языку. Даже написала книгу по этой теме. Если интересно пишите мне личное сообщение, поделюсь книжкой.

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок вырос билингвом и с одинаковой легкостью говорил и на русском, и на английском. Желание понятное и разумное — уже сегодня знание английского считается весомым плюсом, а лет через 10-15 это станет обязательным требованием для образованного человека. Международные связи развиваются, а интернет позволяет учиться в зарубежных вузах и работать в иностранных компаниях, не покидая родного города.

Чем раньше человек начинает изучать иностранный язык, тем лучше он им владеет. Но когда нужно начинать учить английский?

Педагоги и психологи утверждают, что активнее всего дети впитывают знания с 1,5 до 9 лет. Это именно тот возраст, когда у ребенка формируются основные речевые навыки и его мозг лучше всего воспринимает и запоминает звук иностранной речи. Позже структуры мозга, отвечающие за развитие речи, становятся менее гибкими. Именно поэтому взрослым изучение иностранного языка дается намного тяжелее.

Дети способны очень быстро усваивать английский, но при одном условии — этот процесс должен приносить удовольствие. Поэтому обучение в разных возрастных категориях имеет свои особенности.

С рождения до 1,5 лет

В этот момент закладывается фундамент — дети слышат и запоминают звуки, которые совсем скоро обретут для них смысл и станут словами. Хороший вариант для знакомства малышей с английским — это колыбельные, стишки, активные игры на английском языке.

От 1,5 до 2 лет

Некоторые лингвистические школы начинают обучать детей с двухлетнего возраста. Это довольно благоприятный период развития ребенка, когда вся мозговая деятельность направляется на изучение языка. Обучение проводится в игровой форме, так как игра — основной способ познания мира для любого ребенка. В этот период можно использовать любые игры, которые нравятся малышу, главное — не принуждать его, иначе английский начнет ассоциироваться с чем-то неприятным.

От 3 до 5 лет

Многие специалисты уверены, что это самый подходящий возраст: речевые навыки уже сложились, а мозг еще достаточно гибок и активен, чтобы с легкостью усваивать все новое. В этот период изучение английского работает и на общее развитие: улучшается память, мышление, восприятие, воображение. Но еще важнее то, что у детей в этом возрасте нет страха перед использованием языка, и если они начнут учить его до 5 лет, то никогда не столкнутся с языковым барьером.

Белла Девяткина в 4 года говорила уже на 7 языках. Посмотрите ее выступление на шоу «Удивительные люди».

От 5 до 10 лет

В этом возрасте не поздно начинать заниматься английским — быстрое и эффективное изучение иностранного языка еще возможно. Но будьте готовы к трудностям. У ребенка в это время уже появляются социальные ожидания и страх ошибки, а это существенно затрудняет обучение. Поэтому самое важное в этот период — организовать обучение так, чтобы у ребенка не было шанса ошибиться, и показать, что язык нужен в первую очередь для общения.

От 10 и старше

С каждым годом тяга к познанию мира у детей снижается, а мнение окружающих становится все более важным. Подростки и взрослые, даже зная иностранный язык, боятся говорить на нем. Они пытаются соблюдать правила грамматики и думают, что говорить нужно на уровне носителя —- или не говорить вовсе. Прежде чем сказать что-то, они мысленно проговаривают слово или фразу. Это мешает быстро преодолеть языковой барьер.

Маленькие дети активно познают пространство вокруг себя, мир, пробуют все на вкус в прямом и переносном смысле. Младенец не умеет разговаривать, но уже к году способен произнести первые несколько слов, причем он будет понимать, что они означают. Мы не задумываемся, как научить ребенка родному языку, но беспокоимся, как учить ребенка английскому. Хотя принципы тут очень похожи.

Ребенку не нужна мотивация, чтобы начать говорить, просить что-то у родителей или общаться с друзьями в песочнице. Главная мотивация детей - развитие. Языковое развитие происходит независимо от того, занимаются родители этим целенаправленно, или ребенок просто общается внутри семьи. Обычно этого достаточно, чтобы заговорить и понимать речь других без переводчика.

Когда ребенок уже разговаривает, может отвечать на вопросы и формулировать свою речь в предложения, самое время начать учить второй язык. По мнению отечественных и зарубежных экспертов, лучший возраст для этого - пять лет. Если изучения языка будет активным и успешным, у родителей есть все шансы воспитать билингва.

Сегодня есть много программ для обучения английскому и для самых маленьких. Буквально - с трех месяцев. Пока нет точных данных, насколько это полезно и эффективнее ли начала обучения в пятилетнем возрасте. И, конечно, речь не идет о детях, которые живут не в русскоязычной стране или родственники которых общаются на еще одном языке.

Многие преподаватели, специалисты по детскому развитию и логопеды считают, что лучше начинать изучение второго языка, когда ребенок уже хорошо говорит на русском, выговаривает большинство звуков, а также у него достаточно развит фонематический слух.

Как учить ребенка английскому

От того, как будет организована учеба пятилетнего ребенка, зависит очень многое. В этом возрасте дети неусидчивы, главное - удержать их внимание. Это вряд ли получится, если занятия будут неинтересными. К тому же, ребенок быстро устает. Поэтому уроки должны быть короткими.

Программа не может быть похожа на программу, по которой учились бы взрослые. К примеру, пятилетнему ребенку бесполезно объяснять принципы построения предложений, так как в этом возрасте он не знает таких тонкостей и о родном языке, что не мешает на нем говорить.

Поэтому до школы самое лучшее - это просто расширять словарный запас. Для этого можно слушать песни, смотреть на английскому мультики, читать простые книжки. Используйте правило «минус двух»: для семилетнего ребенка используйте английские книги, рассчитанные на пять лет, для пятилетнего - на три года.

Чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее должна становиться программа.

Коммуникативный

Его суть в общении. Чем больше ребенок будет слышать английскую речь, тем лучше. Постарайтесь дать такую возможность ребенку. Причем важно не только слушать, но и говорить.

Принцип дифференцирования

Можно показывать ребенку разницу между устной и письменной речью, между восприятием речи на слух и произнесением английских слов.

Интеграционный принцип

Этот принцип гласит, что надо объединить все главные составляющие языка - грамматику, фонетику и лексику.

Билингвальный принцип

Его главная идея - обеспечить ребенку постоянное общение сразу на двух языках. Английский в этом случае станет таким же привычным и простым для восприятия, как и родной русский.

Какой бы принцип вы не выбрали основным, важно, чтобы занятия проходили в игровой форме. Не стоит заставлять учиться. А вот искать мотивацию, чтобы ребенок учился с удовольствием, наоборот, стоит.

Хорошо если ребенок будет понимать, зачем ему учить язык. Если для одного из родителей английский родной язык, то мотивацию искать не придется. Но учиться английскому можно, чтобы читать любимые книжки или смотреть мультфильмы, которых нет в русском переводе.

Как учить ребенка английскому в разном возрасте

5-6 лет

Главный упор делайте на игровые способы обучения. Ребенку будет легко учить английский, если на уроках получится изучать окружающий мир. Занятия должны быть интересными и полезными не только для изучения языка. Если ребенок будет получать от них удовольствие, то в дальнейшем уроки английского будут ассоциироваться с удовольствием.

7-11 лет

В начальной школе занятия могут усложниться, но они должны оставаться, прежде всего, интересными. И в этом возрасте ребенок может выполнять в основном творческие занятия.

В этом возрасте дети идут в школу, но очень редко у учителя получается адаптировать школьную программу для этого возраста, совмещать игру и обучение. Так как ученик начальной школы привыкает учиться, не так быстро устает, можно устроить ребенка на хорошие языковые курсы. Также отличный вариант для этого возраста - онлайн-школы. Это очень удобно, так как не надо тратить время на дорогу после уроков, а родители смогут контролировать ход занятий. Во многих онлайн-школах, например, в Genius English, есть программы для детей.

Старше 12 лет

Начало подросткового возраста меняет интересы ребенка. У подростка появляются любимые артисты, музыка, фильмы. Если использовать это для обучения, то мотивация точно никуда не денется.

Блокбастеры на английском интереснее документальных фильмов, а тексты любимых песен интереснее переводить, чем тексты про историю Лондона. Хорошо, если родители, учитель или преподаватели в языковой школе это понимают и думают, как привнести удовольствие в учебу подростка.

Дети с легкостью осваивают все новое. Если учить английский язык с детства, результаты могут превзойти все ожидания. Используйте принцип погружения в языковую среду и сами говорите на английском. Возможно, вы захотите подтянуть свои знания. Это будет не только примером для ребенка, вы сможете заниматься вместе.

Обязательно составьте программу занятий, найдите качественные ресурсы и способы изучения языка. Если выбираете курсы, убедитесь, что на них используют правильную систему повторения пройденного. По статистике, через месяц забывается 80% нового материала, а в долгосрочной памяти остается лишь 20%.

Вряд ли вы найдете бесплатные курсы, на которых действительно хорошо научат говорить на английском. Хорошие языковые курсы и онлайн-школы дадут намного больше, чем просто знание языка. Изучение английского это по-прежнему - лучшая инвестиция в будущее.

Когда в семье рождается ребенок, родители сразу начинают строить планы на его будущее. В их мечтах малыш вырастет незаурядным человеком, но для этого ему надо дать лучшее образование..

Многие готовы начинать немедленно: учить плавать, рисовать, танцевать, читать, писать и говорить на иностранном языке. Конечно, в наше время без английского, немецкого или французского - никуда. Однако готов ли ребенок воспринимать чужую речь, еще не зная родной? Возможно, лучше подождать?

Не так давно английский язык начинали изучать с пятого класса, то есть с 11 лет. Теперь же - с первого класса. А родители с радостью дополнительно оплачивают занятия по английскому или французскому еще когда ребенок посещает садик.

С какого возраста нужно учить английский язык ребенку?

- Современные исследователи пришли к выводу, что изучать английский язык в раннем и дошкольном возрасте не только возможно, но и нужно. Дети, которые с детства начали познавать незнакомую им язык, в дальнейшем лучше развиваются и воспринимают информацию, быстрее усваивают материал. А позже, в школьные годы, им легче учиться, и они показывают лучшие результаты. И не только в изучении языков, но и в общении. Такие дети лучше социализируются, легче оперируют математическими понятиями, даже лучше рисуют и тому подобное. По мнению педагогов-классиков, два года обучения ребенка иностранному языку в дошкольном возрасте дают лучший результат, чем семь лет ее изучения в школьные годы. Следовательно, можно утверждать, что овладение основами иностранного языка в дошкольный период является полезным.

Наибольшие споры идут по поводу того, с какого возраста начинать учить ребенка другому языку или языков?

В этом существует несколько мнений, однако основными являются две полярные теории. Согласно первой, приступать к изучению английского языка можно только тогда, когда ребенок более-менее освоила родной. То есть она не просто разговаривает, но полностью понимает и мыслит на родном языке, у нее практически нет ошибок в произношении. Если говорить о возрасте, то это около 5 лет.

Согласно другой теории, чем раньше начать занятия по английскому языку, тем лучше будут результаты. Раннее обучение иностранному языку позволит даже предотвратить возникновение акцента в произношении. Я принадлежу к специалистам, которые разделяют именно эту мысль, поскольку практика это подтверждает.

Не означает ли это, что ребенка уже с раннего возраста слишком нагружают?

Ни в коем случае. Если к занятиям подходить правильно (через игру, давать малышу интересные задания), то перегрузки не будет. Напротив, ребенок вырастет с большей жаждой познания. Она будет хотеть знать, видеть и познавать. Поэтому чем раньше есть возможность приступить к ознакомлению с иностранным языком, тем лучше. Можно и с полугодовалого возраста.

Как могут выглядеть такие занятия?

Желательно просто вводить в жизнь ребенка иностранный язык и делать это интересно. Например, включайте детские песенки на иностранном языке, специальные учебные детские программы, мультфильмы и тому подобное. Вы увидите, что дети заинтересуется, так услышит что-то новое. И не важно, что сначала она ничего не поймет. Главное - ребенок будет слышать и воспринимать иностранный язык. Кроме того мама может говорить ребенку иностранном языке название игрушек и окружающих предметов, давать на английском или другом языке команды: «подойди», «принеси...», «нарисуй...», «подай мне вещь определенного цвета». Если ребенок с раннего возраста будет слышать иностранный язык, то подсознательно привыкнет к мысли, что это часть жизни, а не что-то, что нужно изучить и запомнить.

У родителей, возможно, и хотели бы попробовать, возникает страх, что в детской головке будет каша из родных и иностранных слов.

Да только кажется. На самом деле дети очень умные и хитрые. Они в детстве прежде всего используют слова, которые являются более легкими (короче, с которыми нет проблем при произношении) или теми, что сразу пришли в голову. Это самый простой путь. Бывает, что ребенку просто понравилась определенная команда или слова. Это создает иллюзию, что у ребенка только они засели в голове. На самом деле, на физиологическом уровне в голове малышей каждый язык укладывается будто в отдельную «ящик». А когда происходит накопление слов и опыта, когда ребенок более сознательно относится к коммуникации, то она уже сознательно может открыть ту или иную «ящик».

Таким образом, в действительности слова из разных языков не смешиваются. Однако родителям важно подкреплять навыки их использования. Это может быть, например, человек в семье, общается с ребенком на определенном языке. Тогда ребенок для себя различает: с папой или бабушкой я говорю, скажем, на английском языке, а с мамой - на украинском. Это поможет поставить ограничения между языками. Ребенок быстрее перестанет смешивать слова из разных языков.

Сколько языков одновременно можно предлагать ребенку для ознакомления?

- Если кто-то из родителей обладает, скажем, на английском языке (то есть у них есть возможность регулярно общаться на этом языке с ребенком), а дедушка на достаточном уровне владеет немецким (и желает заниматься с ребенком так, чтобы ей это было интересно), тогда может быть и два иностранных языка, кроме родного. Если есть бабушка, которая говорит на русском и регулярно приходит к малышам, то пусть будет еще и четвертая. Это будет для ребенка естественной ситуацией общения. Однако если родители хотят, чтобы их сын или дочь изучили три языка и нанимают для этого трех учителей, то толку не будет. Собственно этот вариант грозит ребенку перегрузкой и потерей интереса к новому языку вообще, потому что не может быть несколько искусственных языковых сред. Кроме того, с преподавателями нужно заниматься определенное время и выполнять задания.

Что бы Вы посоветовали родителям, которые хотят, чтобы ребенок изучал один или несколько иностранных языков?

Главное - дать ребенку почувствовать себя победителем. Ставьте такие задачи, которые позволяют ему несколько пересилить себя, сделать немного более сложную работу, чем она делает обычно. Тогда ребенок будет иметь много положительных эмоций и, соответственно, с радостью воспримет любое следующее задание. Не забывайте, что все задачи должны иметь форму игры, игра - ключ к успеху.

Надо больше окружать ребенка английскими словами. Например предложить пищу, положить медвежонка спать, показать цветок, посчитать облака и тому подобное. Важно, чтобы ребенок постоянно слышала иноязычные слова, тогда позже для нее иностранный язык не будет предметом обучения, а станет средством общения.

При изучении иностранного языка ребенку предстоит осваивать чужую речь. А в возрасте 1-2х лет еще и родная-то не сформирована в той степени, как это должно быть. Да, вы можете записать ребенка в кружок иностранного языка. Ему весело будет потанцевать там под новую песенку, похлопать ручками под чтение алфавита и познакомиться с забавным мишкой Teddy. Но эти занятия сами по себе не принесут абсолютно никакого эффекта. С тем же успехом ребенка можно с малых лет водить на танцы или гимнастику – главное, чтобы там было весело.

В школьном возрасте (6-8 лет) момент, когда лучше начинать изучать английский язык ребенку, уже упущен. На ваше чадо взваливается учеба. Выполнение домашних заданий, получение хороших отметок, усвоение материала по разным предметам, игры и общение с одноклассниками – мозг ребенка загружен новой информацией настолько, что иностранному языку там уже не отводится должное место.

И если малыш не испытывает интереса, любви к изучению английского и, тем более, не имеет способностей к освоению чужой речи, все ваши доводы о том, что английский сейчас нужен везде не найдут отклика в душе школьника. В лучшем случае он походит на дополнительные занятия в языковую школу и немного подтянет уровень.

С какого же возраста детям лучше учить английский?

По заверениям специалистов, лучший возраст для того, чтобы начинать учить английский – 3-5 лет.

В этом возрасте уже практически у всех малышей развита речь. Любую новую информацию они впитывают как губка. В этом возрасте их мозговые механизмы развивают свою гибкость настолько, что освоение иностранного дается малышу легче, чем это происходило бы, к примеру, в 10-11 лет. К тому же, 3-6-летний малыш демонстрирует уникальную способность к запоминанию иностранных слов, хотя их воспроизведение является скорее автоматическим и неосознанным.

Однако существует одно противопоказание для изучения английского языка в столь раннем возрасте – дефекты речи. Малыша нельзя обучать иностранному, если в его родной речи присутствуют грубые нарушения звукопроизношения, имеют место бедный словарный запас и путница значений слов. Иными словами, любые логопедические проблемы – строгое противопоказание. Сначала решите их и лишь затем начинайте прививать чаду азы иностранной речи.

Идеальный возраст, с какого можно учить английский ребенку без речевых дефектов и отставания в развитии речи – от 4 до 6 лет.

Гибкая память, особая работа мозговых механизмов – все это будет помогать маленькому полиглоту.

3 главных правила при изучении английского ребенком в возрасте 3-6 лет

Если физиологических противопоказаний для изучения зыка нет, смело отправляйте малыша в языковую школу или занимайтесь с ним дома самостоятельно. В обоих случаях, однако, следует учесть 3 момента.

  1. Погружение в языковую среду . Приобщение малыша к чужому языку и культуре в домашних условиях допустимо, только в случае если вы сумеете создать в доме языковую среду, владеете английским на достойном уровне, имеете хорошее произношение и умеете использовать игровую методику при обучении. В двуязычных семьях главным помощником в этом деле становится гувернантка-носитель языка. Если таких условий для малыша дома создать невозможно, лучше начинать с ним учить английский в языковой школе или кружке. Ведь проще сразу обучить хорошо, чем потом переучивать. Как показывает практика, ошибки, допущенные в самом начале обучения в будущем исправить очень сложно, а иногда даже невозможно.
  2. Опытные педагоги . Обучение ребенка английскому в раннем возрасте – задача не из легких. Справиться с ней может лишь педагог с опытом дошкольной подготовки детей и знанием игровых методик. Именно поэтому важно правильно выбрать языковую школу, познакомиться с учителем, опытом его работы и даже посидеть на уроках. В противном случае, малый опыт, избыточная нагрузка, неверно подобранная методика и другие педагогические ошибки чреваты в лучшем случае потерей у ребенка интереса к занятиям, в худшем – серьезными психологическими проблемами. Ребенок, не оправдав мечты родителей о вундеркинде-полиглоте, может замкнуться в себе, и низкая самооценка замедлит его социальное развитие.
  3. Динамичность . Учить ребенка в возрасте 3-6 лет английскому языку нужно в динамичной, интерактивной, игровой форме. Во время занятия должны чередоваться разные виды деятельности. В этом случае интерес к занятиям не будет ослабевать, и вскоре вы заметите успехи крохи в освоении иностранного. Обратите внимание при этом, что в раннем возрасте обучение ребенка английскому – это скорее знакомство с языком, нежели зубрежка грамматики и лексики. Акцент делается на общее развитие.

Конечно же, никто не запрещает ребенку более старшего возраста изучать английский язык углубленно в дополнение к школьной программе. Если есть желание и способности, действуйте. Ведь главное все же - личная мотивация ребенка.

Итак, мы выяснили в каком возрасте наиболее эффективно обучение английскому языку ребенка, а , мы рассмотрим в следующей статье.

А вы уже задумывались о том, что малышу пора познакомиться с иностранной речью? В каком возрасте вы планируете обучать ребенка иностранному языку?