Когда был создан календарь. Календарь

Точно определить продолжительность тропического года было очень важно, и задача эта оказалась непростой. Ее решали многие выдающиеся ученые мира. Было определено, что продолжительность тропического года - величина не постоянная. Очень медленно, но она изменяется. В нашу эпоху, например, уменьшается за столетие на 0,54 секунды. И сейчас составляет 365 дней, 5 ч 48 мин 45,9747 сек.

Нелегко было определить, сколько времени продолжается год. Но когда все точно подсчитали, то столкнулись с еще большими, можно сказать, с неразрешимыми трудностями.

Если бы в году оказалось целое число суток, все равно сколько, то составить простой и удобный календарь легко. Пусть даже были бы половинки, четвертинки, восьмушки суток. Их тоже можно сложить в целые сутки. А тут 5 ч 48 мин 46,9747 сек. Из таких “добавок” никак не составишь целые сутки. Получается, что год и сутки несоизмеримы. Остаток при делении - бесконечная дробь. Поэтому разработать простые и удобные системы счета дней в месяце и в году оказалось совсем не простым делом. И хотя от древних времен до наших дней было составлено множество различных календарей (древнеегипетский, китайский, вавилонский, вьетнамский, мусульманский, еврейский, римский, греческий), ни один из них нельзя назвать достаточно точным, удобным, надежным.

Високосного, то есть состоящего из 366 суток, года в природе не бывает. Его придумали, исходя из того, что “остаток” от 365 дней тропического года - 5 ч 48 мин и секунды - очень близок к 1/4 суток. За четыре года набираются целые сутки - добавочный день в високосном году.

Судя по многим источникам, первым до этого додумался египетский грек Созиген. В календарь високосный год впервые был введен римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Р. Х.

Этот календарь стали называть юлианским. Он прочно вошел в жизнь в начале нашей эры и действовал на протяжении многих веков. По этому календарю жили не только Римская империя и Византия (откуда он в Х веке с принятием христианства пришел на Русь), но и все страны Европы, Америка, многие государства Африки и Азии.

В IV веке понадобилось внести ряд изменений в юлианский календарь. Укреплялось христианство, и церковь считала необходимым отрегулировать даты религиозных праздников. Было установлено твердое соответствие (для IV века) солнечного юлианского календаря лунному иудейскому. Так, чтобы христианская пасха в IV веке никогда не могла совпасть с иудейской.

В VI веке римский монах Дионисий Малый задумал ввести новую христианскую эру, начало которой идет от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как в иудейской эре, или от каких-либо других событий, как в разных языческих эрах. Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.

Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. На Руси, как и в Византии, еще долго, несколько веков, продолжали считать годы от сотворения мира.

А между тем в результате неточного определения продолжительности юлианского года - 365 суток и 6 часов, тогда как в действительности год на 11 мин и 14 сек короче - к концу XVI века (после поправок, внесенных в календарь в IV веке) набежала разница в 10 суток. Поэтому весеннее равноденствие, которое в 325 году приходилось на 21 марта, наступало уже 11 марта. Кроме того, праздник христианской Пасхи стал приближаться к еврейской Пасхе. Они могли сойтись, что по церковным канонам совершенно недопустимо.

Католическая церковь пригласила астрономов, и те более точно измерили продолжительность тропического года, разработали изменения, которые необходимо внести в календарь. По указу папы Григория XIII с 1582 года в католических странах стали вводить календарь, который получил название - григорианский. Счет дней передвинули на 10 суток вперед. День после четверга 4 октября 1582 года предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Весеннее равноденствие снова возвратилось на 21 марта. Чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок, было решено каждые 400 лет выбрасывать из числа високосных 3 дня. Чтобы за 400 лет было не 100 високосных, а 97. Для этого надо не считать високосными те столетние годы (годы с двумя нулями на конце), в которых число сотен (две первые цифры) не делится без остатка на 4. Таким образом, годы 1700, 1800, 1900 не были високосными. Год 2000 - будет високосным, а 2100 - нет. Длина года по григорианскому календарю хоть немного, на 26 сек, но все же длиннее истинного. Это приведет к ошибке в одни сутки лишь за 3280 лет.

Новое летосчисление уже в 80-х годах XVI века было введено в Италии, Испании, Португалии, Польше, во Франции, в Люксембурге, в католических кантонах Швейцарии. Гораздо труднее его принимали протестанты и православные.

Пользование разными календарями, особенно в странах, тесно общающихся, вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Так, например, Англия приняла григорианский календарь только в 1752 году. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир, можно подумать, что два величайших писателя мира скончались в один и тот же день. На самом же деле разница была в 10 дней. Шекспир умер в протестантской Англии, которая в эти годы еще жила по юлианскому календарю (по старому стилю), а Сервантес - в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Календарные реформы в России шли своим чередом, и нередко с большим опозданием по сравнению со странами Западной Европы. В Х веке с принятием христианства в Древнюю Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя. Счет годов велся от сотворения мира, которое, по церковным понятиям, произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта. В конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября. Указом от 15 декабря 7208 года Петр I ввел в России христианское летосчисление. День, следующий после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, предписывалось считать началом нового года - 1 января 1700 года от Рождества Христова. Издавая этот указ, Петр не побоялся круглой даты - 1700, которую в то время многие в Европе ожидали со страхом. С ней в очередной раз после 1000 и 1100 годов от Р. Х., после 7000 года от сотворения мира и других “круглых” дат, с трепетом ожидали конца света и Суда Божия над всеми живыми и умершими. Но эти смертельно пугавшие людей годы приходили и уходили, а человеческий мир оставался таким же, каким был.

Петр приказал россиянам торжественно, весело встречать 1 января 1700 года, “поздравлять с новым годом и новым веком”. Вот тут он допустил ошибку и ввел народ в заблуждение, что новый век будто бы начинается с двух новых цифр и двух нулей. Эта ошибка, видно, крепко вошла в сознание многих русских.

Итак, Россия перешла на христианское летосчисление, но оставался юлианский календарь, старый стиль. А между тем большинство стран Европы уже более ста лет жили по григорианскому календарю. Разница между старым и новым стилями составляет: для XVIII века - 11 суток, для XIX - 12, для ХХ и XXI (в XXI веке - из-за того, что 2000 год считается високосным) - 13, в XXII веке она увеличится до 14 суток.

В России григорианский календарь принят в 1918 году первым советским правительством, не связанным с церковью. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. С середины ХХ века григорианским календарем пользуются практически все страны мира.

С самого начала своего появления человечество пыталось постичь действительность и изучить природные явления, и использовало для этого различные способы. Одним из них, который прекрасно действует и функционирует и по сей день является создание календаря.

Испокон веков с календарем связывали различные представления о хаосе и космосе, об устройстве мира, о земле, небе, звездах и человеческой жизни.

Сознанием древнего человека время воспринималось как вполне разумная субстанция, обладающая необратимостью, божественной мощью и невещественностью, и таинственной силой созидания и разрушения. Именно поэтому календарь везде почитался как нечто священное, а ответственность наблюдения за ним была возложена на жрецов.

Любое преобразование календаря имело очень важное значение, однако наиболее существенной была реформа Нумы Помпилия в Риме, а неизменность календаря в свою очередь была гарантом спокойствия - при вступлении на престол фараон давал клятву не вставлять добавочных дней и не делать в календаре никаких поправок, в противном случае боги могли разгневаться и наслать болезни или неурожай.

История календаря

История развития календаря берет свое начало в далеком прошлом, а сам календарь условно разделяется на два типа - лунный и солнечный.

Шумерская цивилизация, а именно южная Месопотамия стала родиной лунного календаря, который насчитывал 12 месяцев по 29 с половиной суток каждый, а год в результате состоял из 354 дней. В результате периодически получалось так, что время не совпадало с циклом весенних разливов рек, и тогда древние шумеры вводили один дополнительный месяц.

Создателями солнечного календаря являются жители Древнего Египта, названия почти всех месяцев сегодняшнего календаря пришли из Древнего Рима. Однако римский календарь представлял собой довольно странную систему - он состоял всего из 10 лунных месяцев, а дата наступления нового года была известна только жрецам-понтификам. Жрецы следили за движением луны, и когда она появлялась на небе, сообщали о наступлении календ (начало месяца) - для граждан Рима это был особый день, в который полагалось платить долги и налоги. Началом Нового года считалось первое мартовское новолуние.

В 700 г. до н.э. правящий римский царь Нума Помпилий провел реформу календаря и добавил одиннадцатый и двенадцатый месяцы. Один из них получил название "януариус" в честь бога Януса, бога входов и выходов, дверей и всякого начала, поэтому он позже и стал первым месяцем. Второй, короткий, содержащий в себе лишь 28 дней, стал называться "фебруариус" - Фебрус в римской мифологии бог подземного царства мертвых.

Однако со временем возникла масса неудобств и путаница с месяцами. Для решения этой проблемы император Гай Юлий Цезарь пригласил в Рим египетского астронома Созигена. Воспользовавшись египетской календарной системой имеператор в 46 г. до н.э. перенес начало года на 1 януариуса. Оказалось так, что тот год оказался самым длинным в истории человечества, "годом замешательства", Созиген сделал все нечетные месяцы длиной 31 день, а все четные - 30 дней. Месяц "квинтилиус" стали называть "Юлиус" в честь реформатора, а позже император Октавиан Август переименует месяц "секстилиус" в свою честь - август и продлит его на один день, поменяв при этом продолжительность последующих месяцев местами.

Все проведенные реформы привели к тому, что появился високосный год. Однако эта мера тоже не смогла привести время в полный порядок, и каждые 128 лет все равно накапливался один лишний день, и в XVI веке христианские священники заметили, что эта ошибка влияет на дату Пасхи и других христианских праздников. Поэтому в 1582 году понтифик Григорий XIII создал специальную комиссию, которой Луиджи Лилио, итальянский математик и врач, предложил свой проект, который был впоследствии одобрен. По этому проекту из каждых четырехсот лет начали изымать 3 дня. Однако григорианский календарь тоже небезупречен - каждые 3300 лет накапливается ошибка, равная одному дню.

Календарь - это отличный подарок. Если вы ищите корпоративные подарки на 8 марта, то можете заказать календари с фирменным логотипом или изображением милых дам. Такой подарок будет по душе всем работницам вашего коллектива.

Есть несколько мнений, когда и где появился первый календарь. В Древней Руси существовала легенда, что календарь подарил людям Коляда. От этого и название календарь: Коляды дар. Другое название – круголет Числобога. Он представляет собой круг с вписанными в него месяцами и временами года. Правда, их количество и названия отличаются от нынешних. Древним римлянам тоже причисляют создание календаря. Им календарь понадобился для работы в поле, чтобы предсказывать разливы рек, дабы не погубить урожай. Другая же версия говорит о том, что календарем звалась долговая книжка, и должники платили проценты в день календ, то есть первые дни месяца. Римляне пошли дальше, чем просто создание календаря — они вписали в него праздники и другие полезные сведения.

Календарь древних египтян тоже отличается от современного: за его основу взято не движение Солнца или Луны, а положение на небосводе ярчайшей звезды Сириуса. Промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса — год. Гелиакический восход звезды – это появление ее на небесном своде перед восходом Солнца. Буквально, в первых лучах утренней зари. Благодаря этой звезде год разделили на 365 дней. Появление Сириуса довольно точно совпадало с разливом Нила, что являлось важной информацией для земледельцев.

Отличия между календарями народов мира

Календари разных народов отличаются друг от друга. В древнеегипетском календаре двенадцать месяцев, а в календаре майя их 18. Отдельно хочется отметить древнегреческий календарь. Наиболее известны три его версии: от Солона, Метона и Калипоса. Первый принимал за цикл 8 лет и високосными годами были третий, пятый и восьмой. Второй считал циклом 19 лет и високосными годами считал 3, 5, 8, 11, 13, 16 и 19 годы цикла. Третий же мудрец увеличил цикл до 76 лет, и в его цикле было всего четыре високосных года.

Предшественник современного календаря был придуман римским императором Юлием Цезарем вместе с александрийскими астрономами, и введен с первого января 45 года до нашей эры.

Принятым в большинстве стран сейчас является Григорианский календарь. Его ввел папа римский Григорий XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: и следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Таким образом юлианский календарь отстает от григорианского на несколько дней.

До открытия Америки и начала её завоевания европейцами, территории нынешней Мексики, Гватемалы и некоторых других стран занимала империя Ацтеков, создавшая весьма оригинальный календарь. Год состоял из 18 месяцев, по 20 суток в каждом, а «оставшиеся» 5 дней считались «несчастливыми». Этот календарь был вырезан на громадном камне. Он имел форму круга, диаметром около 4-х метров. Каждый день на нем был обозначен собственным символом.

Создание современного общепринятого календаря
Сейчас известно много разнообразных календарных систем, созданных разными народами и жрецами различных религий. Некоторые из них ограниченно используются до сих пор. Большинство календарей рассчитывалось на основе выявленных астрономических закономерностей, прежде всего, движения небесных светил. Эти системы могли значительно различаться между собой. Дополнительную неразбериху вносила разница между циклами Луны и Солнца, а также то, что продолжительность периода обращения Земли вокруг Солнца (года) не кратна периоду обращения Земли вокруг собственной оси (суткам). В результате, при достаточно продолжительном использовании каждого определенного календаря обязательно накапливались погрешности, постепенно становившиеся всё более заметными. Это вызывало необходимость проведения календарных реформ.
Такие реформы проводились неоднократно. Например, календарь реформировали римские императоры: Цезарь, Октавиан (Август) и другие. Наиболее известна реформа, осуществленная римским папой Григорием XIII, когда и был создан «Григорианский» календарь, принятый сейчас, как основной в большинстве стран и ООН.

Григорианский календарь
В нашей стране этот, действующий сейчас, календарь ещё называют «новым стилем». Дело в том, что до октября 1917 года в России продолжал действовать устаревший «Юлианский» календарь. Переход на «новый стиль» состоялся только после прихода к власти РКП(б).

В католических странах «Григорианский» календарь вступил в действие 15. 10. 1582 г. Его введение было обусловлено накопившимися со времен предыдущей календарной реформы (I Вселенский собор в 325 г. Н. Э.) погрешностями. Реформа состояла из двух основных частей:
- Была устранена погрешность, достигшая с 325 г. 10-и суток. Таким образом, дата «пасхальной пятницы» была возвращена и строго привязана ко дню весеннего равноденствия (21.03). Правила пасхалии, установленные ещё Никейским собором, снова стали выполняться.
- Для предотвращения накопления погрешностей в будущем было принято нововведение, обеспечивающее более точную привязку календаря к астрономическим закономерностям. Она состоит в том, что на протяжении каждых 4-х веков три високосных года преобразованы в обычные. Для этого было установлено правило, согласно которому год с номером, заканчивающимся двумя нулями, считается високосным только, если число, составляемое его первыми двумя цифрами, также кратно 4-м. Например, 2000-й год был високосным. А вот в 2100-м году 29 февраля не будет. В отношении лет, порядковые номера которых не завершаются двумя нулями, правило високосности сохранилось. Если номер года кратен 4-м, год считается високосным.

Введение этой поправки значительно замедлило накопление погрешности расхождения календарного года с астрономическим эталоном. Теперь ошибка в одни сутки будет накапливаться в течение 3333 лет. Описанная поправка и составила главное отличие «Григорианского» календаря от принятого до его введения Юлианского стиля.

Разница между Юлианским и Григорианским стилями постепенно, но неуклонно увеличивается: в XVI-XVII вв. она составляла 10 дней, в XVIII в. – 11, в XIX в. - 12, а в XX-XXI вв. достигла 13 дней. С 15. 03. 2100 г. разница между стилями составит уже 14 дней. Хотя, григорианский календарь предусматривает продолжительность февраля в 28, либо 29 (в високосный год) дней, случалось, что в отдельные годы в некоторых странах (например, Швеция, 1712 г.) февраль продолжался 30 дней.

Летоисчисление в России
В России так же происходили реформы летоисчисления. Одна из самых известных - реформа календаря, осуществленная Петром I, но были и другие.
Довольно долго датой нового «светского» года было 1 марта, тогда как религиозный год начинался 1-го сентября. А начальной точкой летоисчисления считалась дата «сотворения мира». Позже, и «светский» новый год перенесли на 1-е сентября. Примерно через 200 лет Петр I провел свою знаменитую реформу. Основной её целью была гармонизация Российского календаря и летоисчисления с принятыми в Европе. Дата наступления нового года была установлена 1 января, а отправной точкой летоисчисления стало Рождество Христово. В результате 01. 01. 7208 г. было преобразовано в 01. 01. 1700 г., а календарный год, предшествовавший реформе (1699) был сокращен до 4-х месяцев: с сентября по декабрь. Это был самый короткий календарный год в истории нашей страны.

Созданием первого печатного календаря в России руководил знаменитый алхимик и ученый Я. Брюс. Этот календарь, представлял собой научную работу, состоящую из набора сложнейших астрономических чертежей и графиков. Разобраться в календаре (получившем название по имени создателя, «Брюсового») не могут даже специалисты.

Переход на современный Григорианский календарь состоялся 14.02.1918, вскоре после прихода к власти РКП(б). Однако, с 1930 по 1940 гг. в СССР действовал собственный «революционный» календарь. Но с 1940 гг., страна снова стала придерживаться «Григорианского» стиля.

Несостоявшаяся глобальная реформа
В начале ХХ в. возникла инициатива проведения глобальной календарной реформы. Разработанный тогда проект нового календаря, предусматривал деление года на 13 месяцев одинаковой продолжительности, по 28 суток. «Лишний» день, как и «добавочный» в високосные годы планировалось обособить и объявить праздничными. Среди достоинств данной системы называли строгую привязку календарных чисел к определенным дням недели (все месяцы состояли точно из 4-х недель) и возможность точного сравнения по месяцам многочисленных экономических и статистических показателей. Однако строгая привязка числа ко дню недели многими (особенно, суеверными) людьми воспринималась как недостаток, поскольку пятница всегда совпадала бы с 13-м числом месяцы. Правда, эту проблему можно было решить, если за начало недели принять не воскресенье (как, например, в США), а понедельник (привычно для нас).

Этот проект рассматривался Лигой Наций, но был отклонен ей в 1937 г. Интересно, что один из его горячих сторонников, основатель и руководитель фирмы Kodak, Д. Истмен, ввел данную систему для внутреннего употребления в своей компании ещё в 1928 г, где она применялась вплоть до 1989 г.

Итак, я донес до вас о том, как возник календарь, какие интересные моменты были при создании того или иного календаря, ну и, наверное, каждый из вас понял, что эта статья посвящена тому, что через какие-то уже 14 дней наступит новый 2017 год - год огненного петуха и конечно же не могу не рассказать о ньюансах нового календаря на 2017 год, вообще лучше всего это сделает сервис "Календарь555" (https://calendar555.ru/) и вот лишь малая часть того, что вы можете узнать на данном сайте: Календарь 2017 года на данном сервисе расскажет Вам о праздничных и выходных днях, о всех официальных праздниках, так и о разнообразии иных праздников, отмечаемых как у нас так и за границей. В 2017 году в РФ четырнадцать официальных праздничных дней. 3 дня перенесены на будние дни, что даст нам возможность отдохнуть дома подольше. И еще огромное количество профессиональных, народных и религиозных праздников.

Вот, озадачили моего малого, покапалась и нашла. теперь думаю как это объяснить 8-летнему мальчишке, что бы он смог связно пересказать

ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

Календарь - привычная всем нам таблица дней, чисел, месяцев, сезонов, лет - древнейшее изобретение человечества. Он фиксирует периодичность природных явлений, основанную на закономерности движения небесных светил: Солнца, Луны, звезд. Земля несется по своей солнечной орбите, отсчитывая годы и века. За сутки она совершает один оборот вокруг своей оси, а за год - вокруг Солнца. Астрономический, или солнечный, год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поэтому и нет целого числа суток, вот откуда возникает сложность в составлении календаря, который должен вести правильный отсчет времени. Со времен Адама и Евы люди использовали «круговорот» Солнца и Луны для отсчета времени. Лунный календарь, которым пользовались римляне и греки, был простым и удобным. От одного возрождения Луны до следующего проходит около 30 суток, а точнее - 29 дней 12 часов 44 минуты. Поэтому по изменениям Луны можно было вести счет дням, а потом и месяцам.

В лунном календаре сначала было 10 месяцев, первые из которых были посвящены римским богам и верховным правителям. Например, месяц март был назван в честь бога Марса (мартиус), месяц май посвящен богине Майе, июль назван в честь римского императора Юлия Цезаря, а август - по имени императора Октавиана Августа. В древнем мире с III века до Рождества Христова по плоти применялся календарь, в основе которого был четырехгодичный лунно-солнечный цикл, который давал расхождение с величиной солнечного года на 4 дня за 4 года. В Египте по наблюдениям за Сириусом и Солнцем был составлен солнечный календарь. Год в этом календаре продолжался 365 суток, в нем было 12 месяцев по 30 дней, а в конце года добавлялось еще 5 дней в честь «рождения богов».

В 46 году до Рождества Христова римский диктатор Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь - юлианский. За величину календарного года принимался солнечный год, который был чуть больше астрономического - 365 суток 6 часов. 1 января было узаконено как начало года.

В 26 году до н. э. римский император Август ввел александрийский календарь, в котором раз в 4 года добавлялся еще 1 день: вместо 365 дней - 366 дней в году, то есть 6 лишних часов ежегодно. За 4 года это составляло целые сутки, которые и добавлялись раз в 4 года, а год, в котором добавлялся один день в феврале, назывался високосным. По существу это было уточнением того же юлианского календаря.

Для Православной Церкви календарь был основой годичного круга богослужения, и поэтому очень важно было установить единовременность праздников по всей Церкви. Вопрос о времени празднования Пасхи разбирался на I Вселенском. Соборе*, как один из главных. Установленная на Соборе Пасхалия (правила расчета дня Пасхи) вместе с ее основой - юлианским календарем - не может быть изменена под страхом анафемы - отлучения и отвержения от Церкви.

В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря - григорианский. Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Собор Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григорианский календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов. Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи - случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда «исчезает» Петров пост. В то же время такой великий ученый астроном как Коперник (будучи католическим монахом) не посчитал григорианский календарь более точным, чем юлианский, и не признал его. Новый стиль вводился властью Римского Папы вместо юлианского календаря, или старо¬го стиля, и был постепенно принят в католических странах. Кстати, и современные астрономы пользуются юлианским календарем в своих расчетах.

На Руси, начиная с X века, Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому преданию Бог сотворил мир. 5 веков спустя, в 1492 году, в соответствии с церков¬ной традицией начало года в России перенесли на 1 сентября, и отмечали так более200 лет. Месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было связано с явлениями природы. Годы считали от сотворения мира.

19 декабря 7208 года Петр I подписал указ о реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы, принятым Русью из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало года - 1 января и христианское летоисчисление «от Рождества Христова». В указе царя предписывалось: «День после 31 декабря 7208 года от сотворения мира (православная церковь считает датой сотворения мира - 1 сентября 5508 лет до Р. X.) считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. Указ также предписывал отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весе¬лии друг друга поздравлять с Новым годом… По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать раке¬ты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Счет лет от Рождества Христова принят большинством государств мира. С распространением безбожия среди интеллигенции и историков они стали избегать упоминания имени Христа и заменять отсчет веков от Его Рождества на так называемую «нашу эру».

После октябрьского переворота и в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский).

Григорианский календарь исключал в пределах каждого 400-летия три високосных года. С течением времени разница григорианского с юлианским календарем увеличивается. Исходная в XVI веке величина в 10 дней в последующем нарастает: в XVIII веке - 11 дней, в XIX веке - 12 дней, в XX и XXI веках - 13 дней, в XXII - 14 дней.
Русская Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, пользуется юлианским календарем - в отличие от католиков, которые пользуются григорианским.

В то же время введение григорианского календаря гражданской властью привело к некоторым трудностям для православных христиан. Новый год, который отмечает все гражданское общество, оказался перемещен в Рождественский пост, когда веселиться не подобает. Кроме того, по церковному календарю 1 января (19 декабря по старому стилю) отмечается память святого мученика Вонифатия, который покровительствует людям, желающим избавиться от злоупотребления спиртными напитками - а вся наша огромная страна встречает этот день с бокалами в руках. Православные люди празднуют Новый год «по-старому», 14 января.(«Православная энциклопедия»)

А это- «куп дэ грасс»

В лингвистическом отношении сочетание високосный год и слово високосный представляют интерес и теперь.
Известны этимологии, далекие от научных. В соответствии с народной этимологией утверждали, что високосный было образовано от висок и кость. Наука такое толкование исключает. Великий русский лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ в свое время справедливо критиковал подобные этимологии – мифы.
Слово високосный только по образованию древнее (от високост – високос при помощи суффикса -ьн- = -н-), но восходит к греческому bisextox (от латинского сложения bissextus -bis «дважды» и sextus «шестой»).
Високосный год был назван по дополнительному 366 дню. У римлян таким днем было 24 февраля, которое «по их счету (с первого дня следующего месяца в обратном порядке) было шестым».
Отражены слова високост – високос в значении високосный год в памятниках 13 века. Так, в Ипатьевской летописи сказано: «На четвертое лето (год) приходит день именуем високост».
Слово високос и более древнее вискост в современном русском языке не употребляют. В словарях 19 века встречаем устаревшее для современной русской орфографии високосный.
Високосный, в отличие от большинства имен прилагательных, сочетается только со словом год. Слово високосный вошло в лексикон украинского, белорусского, болгарского и других языков.
Часто допускают погрешности, ложно ассоциируя високосный по словам высокий и кость – пишут или произносят высокосный или высокостный.

Если кто-то знает другое объяснение названию года «високосный», то я жду, реально, очень жду вариантов. Сама не знала.