Князь Зураб Михайлович Чавчавадзе: «Христианин обязан быть оптимистом! Писатель, общественный деятель и святой?….

Князь Зураб Михайлович Чавчавадзе родился 22 января 1943 года в Париже. Отец — Михаил Николаевич Чавчавадзе, офицер лейб-гвардейского Конно-гренадерского полка, мать — Мария Львовна Чавчавадзе. В 1920-е годы эмигрировали во Францию. В 1948 году вернулись в СССР, после чего глава семьи был арестован и заключен в ГУЛАГ, а Марию Львовну вместе с детьми сослали в Казахстан. Реабилитированы в 1956 году. Впоследствии Зураб Михайлович окончил факультет западноевропейской филологии Тбилисского государственного университета. Работал в НИИ научной информации в Тбилиси, преподавал в Грузинском государственном университете. В 1990 году стал одним из организаторов Российского дворянского собрания, позже приостановил свое членство в нем. Сегодня — генеральный директор Благотворительного фонда Святителя Василия Великого. Директор православной гимназии Святителя Василия Великого в деревне Зайцево. Жена — Елена Николаевна Чавчавадзе, дочь Анастасия.

Те, кто читал книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова), наверняка вспомнят историю «О нарушении церковного устава, или О том, как мы с князем Зурабом Чавчавадзе нарушали Великий пост». Ни в этой истории, ни при встрече с корреспондентом журнала «Фома» князь Чавчавадзе совсем не производит впечатление неприступной «сиятельной особы», во всяком случае, разбивает стереотипы насчет представителей старинных знатных родов. Его семья разделила непростую судьбу тех эмигрантов, кто решил после войны вернуться на родину. Сегодня он вкладывает силы в воспитание нового поколения, будучи директором православной гимназии. Мы говорим с Зурабом Михайловичем о прежних гонениях на Церковь и нынешней отчужденности между верующими и неверующими, о том, можно ли воспитать национальную элиту и не утопия ли — дворянские идеалы.

Святой Илия

— Зураб Михайлович, если не ошибаюсь, среди Ваших предков есть человек, прославленный в лике святых. Это действительно так?

— Да. По материнской линии — , а по отцовской — , известный общественный деятель, член Государственного Совета, грузинский писатель. Он был прославлен в Грузинской Православной Церкви сравнительно недавно, около 30 лет назад.

Писатель, общественный деятель и святой?...

— Да, он был довольно влиятельный человек и при этом вел праведную жизнь. Кстати, Илия — прекрасный пример для наших политиков в контексте нынешних отношений Грузии с Россией. Он отстаивал самобытность Грузии, защищал ее культуру, язык, выступал за автокефалию Грузинской Церкви. Грузия управлялась тогда аппаратом наместника на Кавказе, и случалось, что аппарат грешил неумной русификаторской политикой: скажем, закроют какую-нибудь грузинскую школу, сделают ее русской. Илия Чавчавадзе подобные факты фиксировал и поднимал вопрос на высочайшем уровне. И порядок наводился! Поэтому грузины очень чтут его.

Его авторитет в народе был настолько высок, что шансы какой-либо общественной группе преуспеть без одобрения Илии были ничтожны. И поэтому в 1907 году он был убит. В советское время стали говорить, что это дело рук царской «охранки». Но на самом деле его убили большевики за отказ сотрудничать с ними — это известный факт.

Кстати сказать, те самые большевики на протяжении 70 с лишним лет вдалбливали в общественное сознание мысль о «дореволюционной России — тюрьме народов». Месяц назад, выступая на открытии памятника князю Петру Багратиону в Санкт-Петербурге, я упомянул об огромной роли в Отечественной войне 1812 года не только грузин, но и всех народов российской Империи, и обратился с риторическим вопросом к нынешним клеветникам России, повторяющим большевистскую ложь о «России — тюрьме народов»: «Где вы видели, господа, чтобы «заключенные» ненавистной «тюрьмы» с такой самоотверженностью, яростью и героизмом отстаивали ее незыблемость и неприступность?!»

— Сегодня Вы директор гимназии. Сильно ли то поколение детей, которые учатся сейчас, отличается от поколения Ваших сверстников?

— Конечно, это небо и земля! Сегодня дети раскрепощенные.

В каком смысле — в хорошем или плохом?

— И в хорошем, и в плохом. В мое время дети были зациклены на определенных взглядах, зажаты в этих унифицированных рамках. А сейчас они говорят и думают что угодно. Но я бы не сказал, что в целом дети стали более образованными. Коммуникативная составляющая у них лучше развита, они лучше формулируют мысли, более непринужденно разговаривают, но это не значит, что они стремятся овладеть глубокими знаниями. Над этим надо серьезно работать, что мы и стараемся делать в нашей гимназии. Если правильно выстраивать учебно-воспитательный процесс (даже, скорее, я бы сказал, воспитательно-учебный процесс), многого можно добиться.

— Сегодня, например, в школах Москвы учатся до 30% мигрантов, соответственно, понижается уровень обучения в школах. Отдать ребенка в частную гимназию не все в состоянии. Что делать, на Ваш взгляд?

— Отнестись к проблеме с государственных позиций. Необходимо этих мигрантов обучать, цивилизовывать и воспитывать в них уважение к принявшей их стране, к ее бытовым и нравственным традициям. Надо усматривать в этих мигрантах потенциальных граждан Российской Федерации, что существенно для страны, переживающей текущий демографический кризис. Отказаться от обучения и воспитания этих детей означало бы покорно смириться с опасной угрозой формирования внутри страны сплоченных и враждебно настроенных националистических анклавов.

На сайте гимназии указана цена за обучение — 450 тысяч рублей в год. Почему так много?

— Это не много. Есть немало православных гимназий с годовой оплатой, превышающей миллион рублей. 450 тысяч — это реальные годовые затраты на каждого гимназиста, что означает, что наш проект православной гимназии — не коммерческий, то есть не предусматривающий получение прибыли. Даже если упразднить все скидки и льготы на оплату и предположить, что все без исключения гимназисты будут вносить эту сумму, учредителю придется, тем не менее, раскошелиться на дотации.

Однако в гимназии принята гибкая системы оплаты, предусматривающая возможность предоставления льгот малообеспеченным и многодетным семьям, скидки для семей, отдающих на обучение в гимназию двух или более детей, а также полное освобождение от оплаты образовательных услуг при хорошей и отличной успеваемости.

— Скажите, у детей, воспитанных в православных семьях и учащихся в православной гимназии, не возникает в конце концов отторжения всего, что связано с верой?

— Я не берусь говорить за все православные гимназии — только за нашу: бывало, что кто-то из учеников отходил от Церкви, но таких случаев, чтобы человек порывал с Православием раз и навсегда, у нас не было, и, я надеюсь, не будет никогда.

Если ребенок охладевает к Церкви, мы стараемся предоставить ему свободу, не давить: сами предметы гуманитарного цикла, которые у нас преподаются, таят в себе христианские ценности — вся русская литература сплошь христианская! Лучше таким образом действовать — через освоение традиций, постижение исторических фактов. И не переусердствовать в этом. Кстати говоря, мы наблюдали, что потом ребенок сам преодолевает этот критический для него момент и обретает Бога.

Как же не переусердствовать, если школа православная и ребенок в ней проводит целый день?!

— Мы стараемся дать детям веру как понимание того, что Промысл Божий присутствует с ними, а не как свод формальных правил (например, косынка на голове). Опасность — как раз во внешних вещах, в акцентировании на них. Поэтому я всегда говорю с нашими законоучителями: «Старайтесь избегать разговора о Православии как о наборе догм. Лучше ссылаться на жизненные примеры или истории из житий святых — это дает детям гораздо больше пищи для сердца и ума». Так они и поступают. Замечательно, виртуозно общается с детьми протоиерей Владимир Вигилянский, духовник нашей гимназии, — он прививает им подлинный интерес к духовности.

Невоцерковленные дети приходят в гимназию?

— Бывает. Зачастую родители приводят своих детей к нам именно для того, чтобы те получили православное, нравственное воспитание . Единственное, о чем мы просим родителей, это не быть врагами веры, не ставить ребенка в двусмысленное положение, говоря ему дома противоположные вещи о Православии. Да этого и не происходит. Мы уверены, что семя, которое сеется на наших занятиях, прорастет, поэтому берем всех. И очень часто дети приводят к вере своих родителей, я знаю массу таких случаев. Архимандрит Тихон (Шевкунов) — яркий тому пример. Это мой друг, и я знал его мать, Елену Анатольевну. Она — профессор, биолог — пришла в ужас, когда сын, выпускник ВГИКа, собрался в монастырь! За ним же буквально бегали преподаватели, пророча ему судьбу гениального сценариста, приезжали забирать его из монастыря, крича: «Не смейте гноить здесь талант!!!», а он задыхался в миру, как рыба без воды. Мама долгие годы не давала отцу Тихону благословения на монашество, но в конце концов дала. А после пострига сына совершенно изменила свою жизнь, последние годы она жила, как монахиня, и умерла глубоко верующим человеком. Удивительно!

О комфорте, активности и «чистке рядов»

— Зураб Михайлович, сегодня присутствие Церкви в обществе расширяется, но кредит доверия к Ней почти исчерпан в среде интеллигенции. На Ваш взгляд, это похоже на те процессы, которые происходили в начале ХХ века?

— Я думаю, да. Однако в этом я не вижу никакой трагедии, потому что критикуют Церковь, в основном, те, кто в Ней никогда не был, а не те люди, которые уверовали, а сейчас отошли. Хотя, наверное, и такие есть, но их мало. Если бы было много — вот что стало бы действительно катастрофой, но такого нет! А в основном, люди просто не понимают, что такое Церковь Христова, находятся вне Ее...

Те силы, которые ополчаются на Православие сегодня, никогда не были в Церкви, наплевательски или даже враждебно относились к судьбе Отечества. Потому что они не могут не понимать, что Православие — это фундамент русской культуры, и, ополчаясь на него, они покушаются на саму нашу основу. Во всем этом больше политики...

Это Вас удручает, пугает?

— Видите ли, это палка о двух концах. Я думаю, нам помогают атаки на Церковь, подобные той, что устроили . Они ведь тоже не понимают, что делают. Да, это кощунство, безобразие, мерзость, но у многих православных и задумывающихся о вере такие акции вызывают желание быть в Церкви, защитить, укрепить Ее. Большое количество людей, переступая порог храма, и не думали, что Церковь может стать чем-то родным, и это осознание приходит в том числе благодаря внешним нападкам.

Однако это не значит, что я призываю относиться к скандальным случаям наплевательски! Надо быть внимательными, не пассивными.

В каком смысле?

— Церковь не должна быть пассивной, она обязана чистить свои ряды от тех людей, которые недостойно служат, недостойно себя ведут. История с пьяным священником за рулем спортивного автомобиля — это нам предупреждение: нельзя не обращать внимания на какие-то недостойные явления внутри Церкви. Сегодня — в особенности.

А разве свойственна православным активность?...

— Православная позиция совсем не пассивная. Нам ведь вменено в обязанность исповедовать Христа, правильно? Защищать свою веру мы готовы, правда, инициативу нам сложнее проявлять.

— Верующих зачастую обвиняют в том, что открывшиеся за 20 лет свободы возможности они не использовали в полной мере. Лично Вы чувствуете, что чего-то не успеваете, упускаете что-то?

— Я бы так не сказал. Наоборот, я могу привести в пример учредителя нашего фонда, который с такой увлеченностью взялся за дело искоренения социальных болячек, что у нас просто не хватает людей и времени на все программы и проекты!

Мы начинали с того, что помогали храмам, помогали детям оплатить дорогостоящие операции. Недавно запустили большую антиабортную программу — установили мониторы в женских консультациях в 28 регионах России, там постоянно крутят ролики против абортов. Девочки, которые приходят на аборт, даже не представляют, что они носят в себе, понимаете? А там такие мягкие, эмоциональные клипы крутятся, и пока они сидят в очереди — смотрят. Ведь окончательное решение об аборте зачастую принимается как раз в больничных коридорах.

Мы очень многое стараемся делать, чтобы улучшить преподавание и воспитание детей. Например, в нашей гимназии каждый учебник выпускается в электронном виде, делается интерактивным. Это не самоцель, но инструмент, который помогает, мотивирует ребенка к учебному процессу, поддерживает его интерес, а значит — усвоение материала идет легче.

Еще один совершенно новый проект — «Область добра». Мы взяли один из самых отсталых регионов, Костромскую область, — она дотационная, поскольку не имеет ни крупных предприятий, ни полезных ископаемых, она бедствует. Соответственно, социальные болячки там зашкаливают. Мы выделили довольно серьезные средства для того, чтобы, опираясь на Церковь, на действующие общественные организации, ослабить эти проблемы: наркоманию, аборты, алкоголизм, социальное сиротство. Программа рассчитана на три года, мы начали ее с мониторинга, чтобы зафиксировать нынешнюю ситуацию. Мониторим каждый год, смотрим, какие сдвиги происходят. Через три года завершим этот цикл и посмотрим на результат. Если мы в этой области преуспеем — а в этом я не сомневаюсь — то будет создан прецедент, федеральная власть получит образец, который можно распространить, растиражировать! Хотя, конечно, если власть будет только давать деньги и не захочет участвовать в процессе, ничего не получится.

В Костромской области есть свое ноу-хау — семейные детские поселения, где детей распределяют по 7-8 человек в дом, и нянька становится им матерью. Мы будем строить новые коттеджи в таких деревнях. Ведь обычные детские дома плодят в основном криминалитет, многие дети выходят оттуда асоциальными. А здесь они — братья и сестры, как в обычной семье, и воспитание соответствующее.

И подобных проектов множество.

Об оптимизме

— Процент людей, постоянно приступающих к Таинствам Церкви, не такой большой, может быть, поэтому их инициативы и проекты не у всех на устах...

— Да, воцерковленных людей сейчас около 10-15%, и даже эта небольшая цифра — чудо, после 70 лет атеизма! Но когда нас будет больше, мы неизбежно станем активнее. Вот почему я оптимист! Вообще говоря, погоду в обществе всегда делает меньшинство.

Я думаю, что, когда воцерковленных в России будет 30%, жизнь станет совершенно другой: это будут глубокие и образованные люди, потому что учиться и работать они будут честнее, принципиальнее, активнее — у них моральная планка выше. Кроме того, эти люди не делают абортов, они будут хорошо воспитывать детей. Вот эти 30 % и создадут новый образ России.

Почему именно тридцать?

— Просто я наблюдаю подобное соотношение в меньших масштабах: если треть людей в твоем коллективе — здоровые, активные и говорят правильные вещи, остальные к ним прислушиваются. Из десяти — три человека. Понимаете, это общий закон.

Когда моя дочь ходила в воскресную школу в Донском монастыре, я забирал ее и увидел ее сверстников. И очень обрадовался — они все светлые, воспитанные, толковые люди. Но пока их мало. Это одно поколение, оно еще удвоит число верующих, вот увидите. И, надеюсь, поколение детей, которые выросли в лоне Церкви и действительно живут этим, будет в скором будущем у руля. Это и одна из задач нашей гимназии — воспитать национальную элиту.


— Вы не боитесь, что эти дети вырастут в закрытую элитарную группу?

— Они же не в вакууме будут жить, а среди народа. И к тому же мы формируем не заносчивую элиту: на первом плане у них будет идея служения. Без этого ни о какой элите не может быть и речи.

— И все-таки. Почему Вы — оптимист, когда даже верующие склонны видеть в нынешних условиях проблемы, недоработки и упущения?

— Я думаю, православным вменяется в обязанность быть оптимистами! И потом, понимаете, я прожил долгую жизнь. Было время, когда я был уверен, что все кончено: наш народ вот-вот выродится, и стране придет конец. Кстати, такие настроения у меня были как раз во времена затишья, когда Церковь не гнали так сурово… Я видел, что общество раскололось: на тех, кто проповедовал коммунизм, причем, уже в него не веря, а это самое страшное; и на тех, кто устремился на Запад, кому дела не было до нашей страны.

Но вдруг я встретил молодежь, которая меня поразила своей чистотой, верой, идеалами, убежденностью. И то, что они выросли такими и выбрали этот путь — это чудо: ну не мог будущий архимандрит Тихон (Шевкунов), с его талантами, с его профессиональными успехами, вдруг на 4-м курсе узнать Евангелие и ради него бросить все и уйти в монастырь! Ну это ведь чудо! И я знаю минимум 30 таких же человек.

Это подлинные чудеса. Просто мы их не замечаем...

Сегодня все чаще можно прочесть и услышать – и в материалах СМИ, и в бытовых разговорах, – что всё при советской власти было просто прекрасно, а репрессии… так что вы хотите: лес рубят – щепки летят, это, мол, издержки исторического прогресса, да и вообще сажали и расстреливали за дело.

Идеализация прошлого, забвение уроков истории – опасно, прежде всего потому, что чревато повторением самых страшных ошибок.

О «справедливой» и «заботливой» советской власти, о том, как не впасть в другую крайность – ненависти к «мрачному прошлому» – и не поддаться духу вражды, мы беседуем с общественным деятелем, членом Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директором православной гимназии имени святителя Василия Великого Зурабом Михайловичем Чавчавадзе.

– Зураб Михайлович, многие искренне считают, что в СССР никого за веру не притесняли, никаких гонений не было. Если кого и расстреливали, то исключительно за дело: дескать, это были враги советской власти. Откуда такая убежденность?

– Тем, кто искренне так считает, я посоветовал бы объявить тотальную войну собственной безграмотности. Современному человеку позорно не знать своей истории. И вдвойне позорно не знать той ее части, которая отдалена всего-то на какие-нибудь два-три поколения.

Поговорим по поводу «расстреливали исключительно за дело».

В момент расстрела мать держала ребенка за руку. За какое же такое «дело» убили мать и дитя?!

Приведу только несколько примеров. В конце нулевых годов мне довелось совершить паломничество в Алатырский Свято-Троицкий монастырь в Чувашии, который в то время восстанавливался буквально из руин. Местные археологи рассказали мне жуткие подробности о раскопках, которые они проводили на монастырской территории, ставшей вскоре после закрытия обители расстрельным полигоном (отдаленность монастыря от жилых поселений и высокие его стены обеспечивали надежное прикрытие палачам). Среди многих человеческих останков с пулевыми отверстиями археологи с ужасом обнаружили два скелета, один из которых принадлежал молодой женщине, а второй – пятилетнему ребенку. Скелеты лежали в земле вплотную друг к другу с переплетенными кистями рук – в момент убийства мать держала ребенка за руку. За какое же такое «дело» те изверги убили мать и дитя?!

Еще пример. Я помню, как мы хоронили моего деда. Лев Александрович Казем-Бек, корнет лейб-гвардии Уланского полка. После исхода из России в 1920 году он жил во Франции. В 1941-м попал в концлагерь Компьень и пробыл там до 1944 года: нацисты не любили русских патриотов.

Это было в Казахстане, в ссылке, куда отправили нашу семью, возвратившуюся в советскую Россию в 1947-м: мы поверили обещаниям советского правительства, будто «все разногласия – дела давно минувших дней, ни о каких преследованиях не может быть и речи: Родина ждет своих сыновей», – такие лозунги после Победы в Великой Отечественной войне воспринимались с верой и надеждой. И мы вернулись. Все слова о братской любви моментально обернулись страшной действительностью – нас выслали в Казахстан, в степи. Описывать все лишения, переживания, весь ужас займет слишком много времени. Но ярким и, наверное, одним из самых страшных воспоминаний моего детства останется вот это: мой дед умирает от голода, а мы, его семья, вынуждены хоронить его в огромном ящике из-под помидоров, найденном где-то на свалке. Жара, пекло, степь. Мы, изнывающие от голода, спешно хороним нашего деда, русского патриота, совсем еще недавно бывшего заключенного нацистского концлагеря, поверившего лживым заверениям советского правительства, в ящике из-под помидоров.

И еще пример. Долгое время после ссылки наша семья жила в Вологде, городе, который раньше описывали как «город-монастырь»: до страшных событий 1917 года здесь, в маленьком провинциальном северном городке, было 60 храмов, несколько обителей – та самая Северная Фиваида. Так вот, только в этом городе храмы были превращены в расстрельные тюрьмы: в храме бывшего Свято-Духова монастыря, сейчас стертого с лица земли, проводились казни. Стена Прилуцкого монастыря испещрена пулями, а пруд около этой стены закопан: там хоронили казненных. Согласно свидетельствам местных жителей, колодцы нескольких сел вокруг города были забиты телами раскулаченных, не вынесших истязаний. Из города-монастыря Вологда превратилась в город-эшафот.

А теперь давайте просто пройдемся по любой улице любого русского города и исследуем судьбы людей, живших здесь в то страшное время: какой русский город, скажите, нельзя назвать вслед за Вологдой «городом-эшафотом»?

Достаточно взять в руки любую из книг многотомного труда игумена Дамаскина (Орловского) о новомучениках, открыть ее на любой странице и прочитать любой абзац, чтобы раз и навсегда понять: не верующие русские люди были врагами советской власти, а советская власть была их жестоким и лютым врагом, открыто полагавшим своей целью полное их изживание. Тут, кстати, уместно вспомнить Хрущева, обещавшего в 1980-х годах показать по ТВ «последнего попа»! Как и во всех прочих его завиральных идеях, печальной памяти неотроцкист был посрамлен и в этих своих планах: именно в указанное им время случилось так называемое «Второе крещение Руси»!

– Если советская власть по своей природе антихристианская, то как совместить лояльность к власти с верой во Христа?

– С большим трудом просматриваю какое-либо «природное» происхождение советской власти, которая представляется мне скорее искусственно сконструированной на основе утопичной идеи о всеобщем равенстве. Суть самой этой идеи – антихристианская, следовательно, советскую власть надлежит определять антихристианской по сути, для христианина она – всего лишь чуждое по духу явление.

Лучший способ сопротивления безбожной власти – молиться о ее вразумлении

– Простите: «всего лишь» немного смущает. Если определенное явление мне, христианину, чуждо по духу, то, следовательно, оно мне враждебно.

– Не совсем так: врагом христианину власть становится только тогда, когда потребует от него отречения от Христа – публичного или частного. Если вспомнить все без исключения советские конституции, то в них всякий раз неизменно провозглашалась полная свобода вероисповедания. Таким образом, уж христиане-то стремились жить по закону, а вот советская власть лицемерно нарушала свои же собственные. И совместить лояльность к такой власти с верой во Христа очень просто на основе христианского учения о покорности установленной или попущенной власти. Оно изложено в Послании апостола Павла к Римлянам (13: 1–7). Лучший же способ «враждовать» (я имею в виду христианское сопротивление) против безбожной власти – это молиться о ее вразумлении и, как говорится, жить не по лжи.

– Как ваша семья, не будучи заклятым врагом советской власти, восприняла жестокое отношение к себе в годы гонений и репрессий? Есть ли обида, жажда мщения? Почему никто из вас не проклинает страну, людей, которые обрушили на вас столько страданий?

– Заклятым врагом советская власть нам, действительно, не представлялась. Но чуждой была всегда, поскольку все мы глубоко чтили замученную Царскую Семью и хранили верность монархическим убеждениям. Не утрачивая живой связи с Церковью, мы фактически сосуществовали с действующей властью, не поддавались ее идеологическому давлению и жили на основе добровольно принятого на себя статуса «внутренних эмигрантов».

За долгие годы бесчеловечного отношения к нам как к «врагам народа» обид, конечно, накопилось немало, но идея мщения в семье отвергалась изначально и принципиально. И уж тем более никому никогда не приходило в голову проклинать страну и людей за обрушенные на нас страдания. Ведь мы всегда считали и страну, и людей такими же жертвами официальной власти, какими видели и себя. И при этом свято верили, что и страна, и народ рано или поздно изживут навязанную им чужеродную идеологию, некогда сформулированную в умах внешних и внутренних врагов России.

– Эта вера оправдалась со временем?

– К сожалению, не полностью. Просчитались мы в том, что, расставшись наконец с коммунистической догмой, страна и народ не нашли в себе сил дать отпор новым внешним и внутренним врагам, ввергнувшим Россию в хаос и разруху 1990-х годов. Однако наступление нового тысячелетия ознаменовало постепенный разворот страны в сторону защиты державных интересов и возрождения национальной жизни на традиционных основах хозяйствования и справедливости. Только бы оказаться нам, всем православным русским людям, достойными этой великой милости Божией!

– Какие, на ваш взгляд, уроки прошлого – столетнего, тысячелетнего – мы, православные, усвоили и не усвоили? Какие ошибки можем повторить?

– Об уроках тысячелетнего прошлого, конечно же, следовало бы говорить в рамках не интервью, а какого-нибудь масштабного монографического исследования. Но в обоих случаях красной нитью должна прослеживаться мысль о самобытности исторического пути народа. Наши недруги насмехаются, когда речь заходит о своеобразии русского пути, но почему-то не перечат, когда, например, феномен «японского чуда» ХХ века трактуется как результат особости развития производительных сил этого народа.

Дерзну утверждать, что самобытность тысячелетнего поступательного развития России заключается в том, что оно неизменно сопровождалось здоровым чувством православного и национального самосознания разносословного русского общества.

Уроки прошлого наглядно показывают, что любые утраты этого чувства всегда отрицательно сказывались на ходе государственного строительства. История многострадального ХХ столетия – это сплошь череда катастрофических ослаблений как православного, так и национального элементов в самосознании нашего народа. Именно это обстоятельство побудило хитроумного Сталина в минуту крайней опасности для страны в 1941 году обратиться к народу с воззванием, укрепляющим державный народный инстинкт: ведь тогда прозвучали забытые было имена великих православных святых и русских национальных героев.

В нынешний судьбоносный момент, когда на Россию ополчился весь западный мир вкупе с активизировавшейся пятой колонной предателей и новых богоборцев, все мы, православные русские люди, уже не имеем никакого права на повторение ошибок. Наша святая обязанность – хранить веру православную, крепить державный дух, видеть в каждом православном соотечественнике, вопреки всем разводящим нас обстоятельствам, своего брата и соратника и великодушно подчинять личные интересы интересам Отечества.

Не отдадим в разор Россию, как это сделали наши предшественники в печальной памяти 1917 году. Господи, прости их и укрепи нас грешных! Пожалуйста, учите историю: она написана кровью мучеников.

Последние статьи на РНЛ изобилуют различного рода выпадами в адрес Кургиняна и той части «Народного Собора», которая образует реальный фронт борьбы с ювенальной юстицией. Но речь я хотел повести не об этих второсортных статьях, а вот о чем: их все объединяет постоянная апелляция к «особо оскорбленному» Кургиняном некоему князю Зурабу Чавчавадзе. Мол не агент он ЦРУ и Ротшильдов, а благороднейший человек! Ну, вроде бы князь и князь: жил в эмиграции, вращается в кругах РПЦЗ, возглавляет благотворительный фонд Святителя Василия Великого, часто публикуется на сайтах православной направленности. Но почему он так рьяно упоминается чуть ли не в каждой статье? Любопытство взяло верх и решено было потратить вечер на изучение вопроса (пусть и довольно поверхностное), дабы узнать, чего это так очерняют благородного князя и потомка белоэмигрантов.

По нехитрому запросу в гугле «князь Чавчавадзе» решил я поискать картинки (потому что они часто интереснее текста). И в ворохе различных портретов набрел на следующее фото:
http://reibert.info/attachments/Чавчавадзе-jpg.1026182/


«Ага, офицер значит Вермахта, - подумал я, - Но мало ли однофамильцев! Не может же род нашего благородного князя иметь отношение к фашистским приспешникам». В википедии в статье о роде Чавчавадзе никаких упоминаний про данного офицера (Г. Н. Чавчавадзе) нет. Так может действительно это совсем сторонний человек и нечего бросать тень на плетень?

Но я решил таки проверить, не имеет ли этот немецкий офицер хотя бы каких-то косвенных отношений к роду Зураба Чавчавадзе. Всё таки древний княжеский род, да ещё и с такой фамилией... много ли найдётся посторонних однофамильцев?

Перебрал много материалов и запросов. Офицер на фото — это Чавчавадзе Георгий Николаевич . Небольшая биография имеется здесь: http://reibert.info/threads/Чины-германских-вооруженных-сил---выходцы-из-Российской-Империи-не-добровольцы.196300/ Родился в 1921 г. в Харькове. В 1938 г. вместе с матерью выехал в Германию (в числе обмененных на австрийских коммунистов). В 1940 г. окончил военное училище. Служил во фронтовой разведке. Во время Второй мировой войны - командир разведэскадрона 56-го танкового корпуса. В феврале 1945 г. был причислен к 1-й пехотной дивизии ВС КОНР (600. Infanteriedivision Fremd, russische). Служил в 1600-м отдельном разведывательном дивизионе (russische Einzel-Aufklarungsabteilung 1600.), которым командовал майор Б. А. Костенко, в должности командира 3-го эскадрона (звание - ротмистр). Потом выпускал антисоветскую литературу в Европе, эмигрировал в Канаду. В общем, как следует из биографии, вполне себе респектабельный офицер Вермахта и идейный борец с «треклятым» большевизмом. Однако никаких упоминании о связи с родом того самого Зураба Чавчавадзе, о котором печется РНЛ, найдено не было.

Так что же, зря я потратил почти 1,5 часа на поиски? Конечно нет, и самое любопытное началось далее.

Как выяснилось, супруга нашего офицера Вермахта с фото Г. Н. Чавчавадзе - Ирина Георгиевна Бен-Чавчавадзе (урожд. Климова). Про неё удалось найти следующее: «Молоденькая девчушка из Риги, была личной переводчицей генерала Власова». Значит тоже из «этих», как и муж.

Но что за приставка «Бен» в фамилии? Поиск по этой фамилии привел к материалу на сайте pravoslavie.ru. В статье «Возвращение на Родину» ( http://www.pravoslavie.ru/guest/050926145432.htm ) приведено интервью с некоей Е.Н.Чавчавадзе. А это же супруга благородного князя Зураба Чавчавадзе! «Вот это интересно», - подумалось мне. В статье идёт речь об инициативе перенесения останков скончавшихся в эмиграции генерала А. Деникина и философа И. Ильина в Россию.

И здесь Елена Николаевна сама говорит следующее:

«На церемонию перезахоронения приедет Марина Антоновна Деникина, ее сын Михаил и внучка, французский генерал Альбер, который знал Деникина. Прилетит А.Е. Климов , потомок русских эмигрантов Ирина Бен-Чавчавадзе , которая является нашей родственницей : ее семья после революции была вынуждена присоединить эту приставку, чтобы избегнуть репрессий за княжеское происхождение.»

Бинго! Т.е. сама супруга Зураба Чавчавадзе прямо утверждает, что жена офицера Вермахта Г. Н. Чавчавадзе является их родственницей! Я потратил на то, чтобы это доказательство найти больше 2-х часов, был уверен, что все следы давно заметены, а концы спрятаны в воду мировой элитой и теневым правительством, а тут получаю подтверждение со слов самого, так сказать, фигуранта дела. И вот так открыто говорится про ту самую Ирину Бен-Чавчавадзе - работавшей на Власова жене офицера Вермахта Г. Н. Чавчавадзе.

Вот такие они получаются «благородные» князья. И, если вы по запросу фамилии одного из них увидите фото офицера в форме СС или Вермахта, то не удивляйтесь: это те самые фото из утерянного семейного архива, которые просто не вешают в рамочку для публичных показов под хруст французских булок и о которых ничего не упоминается во всё знающей Википедии. Дабы пока не травмировать русский народ. Только вот непонятно, почему это вдруг типы с такими родственниками прописались на якобы патриотических сайтах и почему их главреды так пекутся о их достоинстве?

7 ноября больше не общенациональный праздник, но 49 процентов россиян не согласны с тем, что годовщину октябрьской революции надо забыть. Какими глазами мы смотрим на нее сегодня? "РГ" предлагает увидеть порожденные ею последствия через опыт тех, кто Россию после революции и Гражданской войны покинул, эмигрировав за границу, но не выдержал разлуки с родиной и вернулся. Князь Зураб Чавчавадзе, чьи родители - отец, офицер лейб-гвардейского Конно-гренадерского полка Михаил Чавчавадзе и мать Мария Чавчавадзе эмигрировали во Францию в 1920-е годы, а в 1948 году вернулись в СССР, рассказывает о своем опыте возвращения на Родину.

- Почему ваши родители приняли решение вернуться?

Зураб Чавчавадзе: Мне было тогда 5 лет, и в памяти остались только отдельные моменты: поезд из Парижа в Марсель, пароход, на котором мы плыли в Батуми. Правда, когда спустя десятилетия я снова попал в Париж, то узнал дом, в котором мы жили. Чтобы понять, почему, нужно знать историю русской эмиграции. Когда началась Вторая мировая война, в эмигрантских кругах произошел раскол. Некоторые надели немецкие мундиры, выбрав немецкую сторону. Таких, правда, было немного. Другие сопереживали гитлеровцам, рассчитывая, что они уничтожат коммунизм. Но значительная часть эмиграции была настроена иначе и желала победы Красной армии. Даже Деникин, лютейший враг большевиков, сделал заявление, что если бы советское командование его пригласило, он готов возглавить дивизию. Мои родители были из этого числа. Мой дед, полковник, улан гвардейского полка, участник белого движения, когда узнал, что Сталинградская битва кончилась разгромом немцев, на радостях покрасил простыню в красный цвет и вывесил на балкон. Чем чуть нас всех не погубил. Друг семьи случайно заметил и бросился снимать этот красный флаг. Это случилось в 5 утра, а в 6 мимо уже шли гестаповцы в центральный штаб гестапо, находившийся рядом с нашим домом.

Когда война победоносно завершилась, многие эмигранты кинулись в российские посольства с просьбой о репатриации. Мы возвращались на теплоходе "Россия" (до этого он назывался "Адольф Гитлер"), на котором с нами плыли тысячи людей. Таких кораблей было несколько, и каждый сделал несколько рейсов. Но на родине с нами обошлись не очень хорошо. Спустя 2 года отца арестовали, обвинив в том, что он агент пяти разведок по количеству стран, которые он пересекал на пути во Францию. Он получил "титул" врага народа, а мы стали семьей врага народа, нас сослали в Южный Казахстан. В этой ссылке мы (мама, дед, мои братья, сестры) оттрубили шесть с половиной лет с большими трудностями и риском для жизни. Мой дед умер там от истощения.

- Ваши родители жалели о принятом решении?

Зураб Чавчавадзе: Когда отца освободили, мне было 13 лет, но условия жизни рано сделали меня взрослым. Я хорошо помню, что отвечал отец на этот вопрос. Он говорил, что очень переживает за детей, которым там дорого обошлось его решение, но сам лично ни в чем не раскаивается. Живя за границей, он не мог избавиться от гнетущего ощущения, что не разделяет судьбу своего народа. А после того как, возвратившись, хлебнул по полной программе, уже мог сказать, что теперь он вместе со своим народом и заслужил право ходить по родной земле. Наша семья прошла тяжелые испытания, но мы сохранили свои корни. Кстати, семьи эмигрантов, которые сохранили родной язык и патриотический дух, постепенно возвращаются на родину, хотя идут уже третье и четвертое поколения "первой волны" эмиграции.

- Ваша фамилия вам помогала или, наоборот, мешала?

Зураб Чавчавадзе: Я сразу понял, что государственная служба и военная карьера не для меня (хотя до дрожи обожал все, что связано с воинской службой). Я оказался первым по отцовской линии, кто не служил. Все мои предки были офицерами, получали военное образование, а потом развивали таланты и становились дипломатами, писателями, общественными деятелями. Я не мог стать комсомольцем, членом партии и пошел по научно-педагогической стезе. Закончил Тбилисский госуниверситет, преподавал французскую филологию. В 1990 году мы с князем Голицыным организовали Российское дворянское собрание. Мы мечтали возродить дух дворянства, традицию воспитания. Но не все получилось, как задумывалось. В наши ряды влились "советские дворяне", которые, боясь преследований, в 30-е годы меняли фамилии, сжигали документы, фотографии. Вместе с этим они во многом утратили и сам дворянский дух.

Надежда Геннадьевна (бабушка) на балу в Зимнем дворце, 1903 год. Князь Зураб Михайлович Чавчавадзе. Фото: Из личного архива князя Зураба Чавчавадзе

Пока был жив наследник престола великий князь Владимир Кириллович, я был его личным представителем в России. Но самое важное, мы никогда не теряли связи с церковью. Мы воспитывались в православном духе, всегда хранили веру и ходили в храм. Хотя в хрущевские годы это категорически не приветствовалось. Сейчас я возглавляю православную гимназию святителя Василия Великого.

- Как вы думаете, мы готовы к примирению с собой и историей?

Зураб Чавчавадзе: От идеала примирения мы еще далеки. События 90-х годов поляризовали общество и водораздел прошел даже по семьям: два брата могут скандалить, защищая абсолютно противоположные ценности. Тогда же появилось поколение, выбирающее Pepsi и копирующее западные псевдоценности. Но мы этим переболели, и сейчас чувство здорового патриотизма берет верх. Нас всю жизнь натравливали друг на друга по национальным, классовым, конфессиональным признакам, а в России всегда разноэтнический, разноконфессиональный народ жил в мире и созидал свой дом крепким, мощным, растущим и процветающим. Мы еще далеки от конечной цели, но происходящие изменения внушают оптимизм.

С родителями вернулся в Рос­сию. Окончил Тбилисский университет. Издатель, активно участво­вал в возрождении дворянского движения в России, был личным представителем в России Главы Российского Императорского Дома Великого князя Владимира Кирил­ловича (до 1992), награждён золо­тыми Знаками 1-й ст. с вензелевыми изображениями имён Великого Князя Владимира Кирилловича (20.05.1991) и Великой княгини Ма­рии Владимировны (10.02.1996). Председатель правления Высшего монархического совета (1995). Его жена, княгиня Елена Николаевна (род. 12.08.1947), в прошлом журна­листка, работала на телевидении, в настоящее время сотрудница Рос­сийского международного фонда культуры; пожалована золотым вензелем Е.И.В. Великой княгини Леониды Георгиевны (1997). У них дочь княжна Анастасия (род. 16.01.1985). Генеалогия князей Чавчавадзе .

Дворянские роды Росс. Империи том 4

Андроникашвили Теймураз Георгиевич

Теймураз Георгиевич (род. в Тбилиси, 23.07.1928). Окончил Гру­зинский политехнический институт (1953), в 1956-1957 гг. учился в аспи­рантуре Института нефти АН СССР. Кандидат (1957), затем доктор (1972) химических наук. Химик-хроматограф, действительный член АН Гру­ зии (1988). Главный редактор жур­нала "Известия Академии

Туркестанишвили Эрасти Фёдорович

Эрасти (в России Герасим Фёдорович) Туркестанишвили (Туркестанов) - В списке свиты 1724 г. кравчий (мегвинетухуцес), в других документах назван флигель-адъютантом Вахтанга VI. Выехал в Россию (вместе с отцом) в 1724 г., находился в царской свите в Астрахани и в Москве, где перевел на грузинский язык "Апофегмату" (сборник религиозных ...

Чавчавадзе Спиридон Михайлович

Спиридон Михайлович (3.03.1878-1952), служил в Нижего­родском драгунском полку; полковник русской армии. Генерал при меньшевистском правительстве. Командовал повстанческими силами в Грузии в 1924 г. В эмиграции жил в Париже. После II мировой войны в 1947 г. по примеру многих других эмигрантов вернулся в СССР. В 1951 г. был ...