Князь рюрик биография правление и политика. Приглашенный варяг

Своего рода биографом Рюрика в этот период выступил митрополит Спиридон, получивший назначение в 1476 г. в Киевскую митрополию. Написанное им в 90-летнем возрасте «Послание о Мономаховом венце» излагает генеалогию русских и московских князей в общемировом контексте и представляет самого Рюрика потомком римского императора Августа. Вот как Спиридон описывает призвание Рюрика на Русь:

«Август же начят ряд покладати на вселеную. Постави брата своего Патрикиа царя Египту; и Агусталиа, брата своего, Александрии властодержьца постави; и Киринея Сирии властодержъца положи; и Ирода Антипатрова от Аманит за многия дары и почтениа постави царя еврейска в Ерусалиме; а Асию всю поручи Евлагерду, сроднику своему; и Илирика, брата же своего, постави в повершиа Истра; и Пиона постави в Затоцех Златых, иже ныне наричютца Угрове; и Пруса в березех Вислы реки в град, глаголемый Морборок, и Торун, И Хвоиница, и пресловы Гданеск, и иных многих градов по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И вселися ту Прус многими временны лет, пожит же до четвертаго рода по колену племена своего; и до сего часа по имени его зовашеся Пруская земля. И сиа о сих.

И в то время некий воевода новогородскы имянем Гостомысль скончявает житье и съзва владалца сущая с ним Новагорода, и рече: "Совет даю вам, да послете в Прусскую землю мудра мужа и призовите князя от тамо сущих родов римска царя Августа рода". Они же шедшее в Прусскую землю и обретошя тамо некое го князя имянем Рюрика, суща от рода римска царя Августа, и молишя его с посланми всех новгородцев. Князь же Рюрик прииде к ним в Новгород и име с собою два брата; имя единому Трувор, другому Синеус, а третий племенник имянем Олег. И оттоле наречен бысть Новъгород Великий; и княжай в нем князь великы Рюрик.

И от великого князя Рюрика четвертое колено князь великий Володимер, просетивый землю Русскую святым крещением, нареченный в святом крещении Василие. И от него четвертое колено князь велики Владимир Всеволодичь».

В этом рассказе опального киевского митрополита фантастично все - Август у него назван братом Юлия Цезаря , наследование (раздача земель) идет по горизонтальной традиции (от старшего брата к младшему), сами наследники целиком вымышленные персонажи, кроме Ирода , современника Августа. По словам Спиридона, Рюрик происходит из рода Пруса, а Прус был одним из родственников Августа, получивший из его рук землю. Прус здесь, конечно же, немец, образованный от Пруссии. Выше мы уже говорили, что варяги имели разное происхождения и могли быть и прусами, и англами, и свеями.

Современными историками выдвигалась гипотеза о том, что средневековые книжники и, в частности, Спиридон «польстились» на созвучие названий «Русь» и «Прусссия» и сделали заключение, что Русь произошла от Пруса. Кроме этого, Пруссия идеально расположена на севере Европейской равнины, а варяги - норманны - викинги пришли именно с севера.

Историки полагают, что труд Спиридона послужил источником для «Сказания о князьях Владимирских», написанном в первой трети XVI в. Легенда о призвании Рюрика на царство и его генеалогия в «Сказании...» идентичны «Посланию...» митрополита Спиридона. В эпоху Ивана Грозного эта версия о происхождении Рюриковичей становится канонической и единственно верной. Примеру Великих князей последовали и аристократы, которые начали выводить свои рода от заграничных предков, приехавших на Русь, как однажды варяги. Интереснейшие генеалогические истории записаны в «Бархатной книге» русского дворянства. Отделить правду от вымысла в них, конечно, не представляется возможным за отсутствием каких бы то ни было письменных свидетельств.

В дальнейшем летописании, в частности в Воскресенской летописи, Прус становится не просто родственником, но братом Августа, а Рюрик его прямым потомком в 14 колене.

Рюрик (ум. 879) — летописный основатель государственности Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Некоторые норманисты отождествляют Рюрика с конунгом Рёриком (Hrørek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По антинорманской версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом.

Призвание варягов
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Рюриковичи (IX—XI вв.)
Рюрик
Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег
Святослав
Ярополк
Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир
Вышеслав
Изяслав Полоцкий
полоцкая ветвь
Ярослав Мудрый
Всеволод
Мстислав Храбрый
Евстафий
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.
Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская версия

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.
В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.
В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.
Около 857—862 годов Рорик, по версии некоторых писателей, покоряет славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, который отождествляется этими писателями с Рориком Ютландским, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.
В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.
В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд. А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.
Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Западно-славянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
]Варяги из вагров или пруссов
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей.
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.

Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)
Герб Рюриковичей некоторые исследователи трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины. В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941). Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так Рюрик, согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век

Монета Банка России 50 рублей, золото, реверс. (2011 г.)


Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киев.

Наследники

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун.

Под таким названием в начале 1988 года в "Литературной России" была опубликована статья профессора, доктора философских наук Бронислава Лисина. Тогда на публикацию почти не обратили внимания. Тем не менее, статья представляется очень интересной и достойной Вашего внимания.

Бронислав Лисин - Откуда родом Рюрик?

Тысячелетие крещения Руси как-то оставило в тени другую важную дату нашей истории. В прошлом году исполнилось 1125 лет основания первого русского государства.
Конечно, за давностью лет такие даты часто несколько условны. Сейчас уже не вызывает сомнения, что государственные образования славян и соседних с ними племён как на севере, в районе Новгорода, Пскова, так и на юге, в бассейне Днепра, существовали ранее летописной даты.
Но 862 год, год призвания варягов, на который указывает «Повесть временных лет», нам всё-таки дорог пусть не как исходный, но всё-таки принципиально важный исторический рубеж для всех восточных славян.
С этой датой, а точнее сказать, с тем, что происходило на новгородской земле в ту пору, связана одна из бурных и долголетних научных дискуссий. Эта дискуссия вышла за рамки научных споров и приобрела чётко выраженный идеологический и политический характер. Пытаясь поставить под сомнение возможность осуществления в нашей стране планов коренной перестройки общества, наиболее «солидные» западные оппоненты начинают именно с древних времён. Дескать, славяне не в состоянии были даже сами создать своё государство. Потребовались норманны (германцы), чтобы навести на землях восточных славян порядок.
Действительно, согласно русским летописям, варяг Рюрик вместе со своими братьями Синеусом и Трувором был приглашён на княжение в новгородскую землю.
В XVIII веке историки Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер, А.Л. Шлёцер, работавшие в Петербургской академии наук, выдвинули версию, согласно которой Рюрик и его дружина были шведского (норманнского) происхождения. Так возникла норманнская теория в различных вариантах, сохранившаяся и до наших дней. Причём её влияние оказалось настолько сильным, что даже многие известные историки - антинорманнисты (Х. Ловмяньский, В.Т. Пашуто и др.) согласны были с тем, что на русском троне находилась скандинавская династия. Различие между приверженцами и противниками норманнской теории состоит главным образом в определении роли пришлых элементов в создании Русского государства. Первые считают приход варягов-норманнов решающим фактором в объединении восточных славянских и угро-финских племён, другие это место отводят внутренним процессам экономического и социально-политического развития.
Но есть и принципиально иная точка зрения. Выдающаяся заслуга в её возрождении принадлежит покойному В.А. Чивилихину. Среди бесценной россыпи оригинальных идей и интереснейших фактов в его романе «Память» есть страницы, посвящённые призванию варягов. Владимир Чивилихин считает и убедительно доказывает, что Рюрик и его братья были славяне.
Обратимся к «Повести временных лет». Там говорится: «И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - Русь, как другие зовутся - шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же - так».
Скажите, пожалуйста, где же здесь хоть малейший намёк на то, что приглашённые варяги - это шведы или норманны? Наоборот, здесь подчёркивается их различие. Речь идёт о руси, но ни один источник X-XIV веков не смешивает русь ни со шведами, ни с иным германским племенем. В летописях нет и намёка на иноязычие варягов. Более того, прямо говорится: «А славянский язык и русский один и тот же».
Не подтверждается норманнская теория и скандинавскими сагами. В них ничего не сообщается о событиях ранее княжения Владимира (978-1015 годы). Другим распространённым доводом норманнистов является якобы скандинавское происхождение имён многих послов и купцов, подписавших вместе с Игорем, сыном Рюрика, договор в Константинополе в 945 году. Между тем эти имена имеют кельтическое, фризское или собственно-славянское происхождение.
Кстати, и клянутся эти послы и купцы чисто славянскими, а не скандинавскими богами.
Эти и другие аргументы приводит профессор А. Кузьмин в своих примечаниях и комментариях к многочисленным первоисточникам о происхождении нашего государства, опубликованным в двухтомнике «Молодой гвардии» под названием «Откуда есть пошла Русская земля» (1986).

…За окном машины пелена дождя. Где-то мы проскочили нужный поворот и сейчас пытаемся сориентироваться по карте. Луч фонарика выхватывает названия сёл и маленьких городков:
Белов, Бобин, Буров, Вицин, Волков, Глазов, Грибов, Гуров, Карпов, Лисов, Луков, Руссов, Северин, Шдепков…
Барков, Брунов, Брюсов, Валов, Густов, Древелов, Клинков, Лицов, Малин. Маньков, Медов, Панков, Тарцов…
Нам нужен Старгород…Новгород… Старый центр варягов и новый город варяжский, как его называли летописи.
Любопытнейшая вещь топонимика. Прошли тысячи лет, сменились многие поколения и народы, а память людская хранит названия мест давно минувших времён. Не надо быть специалистом-лингвистом, чтобы с первого взгляда признать приведённые выше названия не просто славянскими, а чисто русскими. Не польские, чешские или даже белорусские или украинские. Один к одному - русские.
Где же эти места? В Швеции, куда фантазия норманнистов водворила родину варягов? Или на новгородско-псковской земле? Да, там подобных названий тоже не мало. Но мы находимся сейчас на севере Германской Демократической Республики, на территории бывшего когда-то герцогства Мекленбург. Здесь на рубеже Х века жили многочисленные славянские племена ободритов, вендов, ругов и другие. Одно из этих племён называлось Варины или вэринги, в русском языке это звучало как варяги. Близкое им славянское племя по языку и культуре было руги, руяне или русы, проживавшие на острове Рюген. Причём этот остров занимал совершенно особое положение в мире славян. Многие авторы, в частности Саксон Грамматик, подчёркивали, что находящийся на острове храм почитала «вся Славянская земля».
Интересно, что в письме к рюгенским князьям в 1304 году папа Бенедикт IX обращается как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских». Даже город Любек по документам 1373 и 1388 годов помещается в Руссии. А разве случайно, что последняя жительница острова Рюген, говорившая по-славянски и умершая в 1402 году, носила фамилию Голицына?
С другой стороны, как сообщает В.А. Чивилихин, многие знатные роды России - Воронцовы, Вельяминовы, Морозовы, Левашовы, Кутузовы, Толстые, Пушкины и другие - числили своих предков из бывших славянских земель южной Прибалтики.

Кем же был Рюрик?
Договариваясь предварительно по телефону о встрече в государственном архиве города Шверина, я предупредил, что интересуюсь историей России. Доктор Раков, заведующий отделом, приготовил несколько интереснейших документов, включая подлинники писем Петра I. Кстати, фамилии типа Раков, Кленов, Дубов, и другие очень распространены на севере ГДР. Для меня особенно важной была книга о генеалогии мекленбургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога Мекленбургского, князя вендов, графа Шверина и дочери русского царя Ивана Алексеевича - Екатерины.
Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей вендов и ободритов. Согласно ей, Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба (Годлава, Годослава), погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешёл к братьям Годлава Трасику и Славомиру, а затем к преемникам Славомира - Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Годлава Билингуса I - Мечиславу III.
Рюрик, Синеус и Трувор вынуждены были искать счастье за морем. Такой поворот дел не был чем-то необычным для жителей королевства вэрингов, ободритов, вендов, ругов. Тесные связи соединяли их с жителями Восточной Прибалтики. С полной уверенностью можно говорить о существовании там обширных колоний полабских славян. Бесспорно, что варяги-русь попадали практически в родную языковую и культурную среду. Были обширные династические связи. Например дядя Рюрика Витислав, князь Мечислав I и король Мечислав II были женаты на дочерях русских князей. В.А. Чивилихин высказывает даже предположение, что и сам Годлав имел жену - дочь новгородского князя Гостомысла Умилу.
А. Кузьмин собрал много и других убедительных доказательств. Скажем, по всему северу Руси распространена специфическая фельдбергерская керамика, характерная для балтийских славян VIII-X веков. В Пскове, например, она в соответствующих слоях составляет более 80 процентов. Много её и в Новгороде и других городах, где, по летописи, жили варяги. Обнаружено, что ранние средневековые новгородцы, ярославцы, костромичи имели антропологические характеристики, аналогичные черепам из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Уже в наше время на западном побережье Псковского озера зафиксирована группа населения, принадлежащая к западнобалтийскому типу «Южного побережья Балтийского моря». Изборские постройки VIII-X веков аналогичны городищам балтийского Поморья и славянского Мекленбурга.
Дом советской науки и культуры в Берлине провёл коллоквиум с участием ведущих учёных ГДР, занимающихся историей, языком, культурой славянских народов. Обсуждался доклад об образовании первого Русского государства. После оживлённой дискуссии участники согласились со следующим. Связи полабских славян с восточными славянами в VII-XI веках были значительно теснее и интенсивнее, нежели связь последних со Скандинавией. Однако в исторической науке до последнего времени это направление фактически не разрабатывалось.
Данных в поддержку норманнской теории практически нет. Более того, те аргументы, которые выдвигали её основоположники в свете современных методов исследования, выглядят совсем по-другому.
Справедливости ради нужно сказать, что норманнистам был дан жестокий бой нашими русскими учёными ещё в XVIII веке. 24 сентября 1752 года на защите диссертации Миллера «О начале русского народа» с резкой критикой её положений выступили Ломоносов, Крашенинников, Попов. В итоге было признано необходимым диссертацию уничтожить. Ломоносов был, в частности, убеждён, что Рюрик происходил из полабских славян. С этим тезисом не спорили и участники коллоквиума. Однако высказывались сомнения в достоверности мекленбургского генеалогического источника. Действительно, в истории немало случаев, когда родовое древо создавалось в угоду политическим или династическим амбициям.
Предвзятость мекленбургских авторов могла объясняться браком между представителями двух правящих династий, существенной в тот период зависимостью Мекленбурга от России. Доводы, заслуживающие внимания.
Однако есть факты и подтверждающие сведения генеалогии. В Чивилихиным было установлено, что в 30-е годы прошлого века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в Северной Германии была записана древняя легенда о Рюрике и его братьях. В ней говорится, что дети короля ободритов Годлава - Рюрик, Сивар, Трувар отправились на восток, где совершили много подвигов. Благодарный народ упросил их не уходить. Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар - Псковское, Трувар - Белозерское. Младшие братья скоро умерли, не оставив детей. Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Маловероятно, чтобы сведения из русской летописи фигурировали за две тысячи вёрст в другой стране в виде народной легенды.
Трудно заподозрить в предвзятости и австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, который, будучи посланником императора в Московском княжестве в ХVI веке, оставил подробное описание его истории, быта, нравов и так далее. Рюрика и его братьев он тоже считал славянами.
Интересную книгу выпустил в 1858 году в Петербурге Александр Васильев. Она называлась «О древнейшей истории северных славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его варяги». Автор также доказывает, что варяги были славяне. Однако он считает, что они пришли не из-за моря (Балтийского), а из-за озера Ильмень, куда переселились с Южной Прибалтики задолго до этого.
Ряд источников позволяет предполагать, что язык, культура, обычаи полабских славян были ближе к восточным славянам (или даже почти идентичны), чем к западным (полякам, чехам). К сожалению, язык полабских славян нам известен плохо.
Они не выдержали германкой экспансии. Ослабленные междоусобицами, они частично были истреблены, частично ушли в другие земли, преимущественно славянские. Большая же часть подверглась онемечиванию. Причём славянский язык сохранялся в отдельных местах ещё до ХVII века.
В обычаях, национальной одежде, языке жителей бывшего Мекленбурга, нынешних округов ГДР Шверин, Росток и Нойбранденбург имеются особенности, вызванные славянским происхождением значительной части коренных жителей…
И всё-таки история подарила нам прекрасную возможность вернуться к первоистокам связей наших предков с полабскими славянами. На территории ГДР в округах Коттбус и Дрезден проживают лужицкие сербы, прямые потомки полабских славян, родные братья и сёстры ободритов, руссов и других племён. Древняя и самобытная культура лужичан, их язык имеют много общих элементов с русскими. Наших исследователей здесь ждут интереснейшие открытия, проливающие свет на историю русского и других славянских народов.
Итак, на вопрос, откуда родом Рюрик, есть достаточно оснований для определённого ответа. Но поиск нельзя считать завершённым. Мы вправе рассчитывать на выявление новых фактов, новых источников в исторических архивах, археологических раскопках, этнографических и лингвистических исследованиях. Они позволят более полно и ощутимо представить нам одну из важнейших страниц истории нашей Родины.

Бронислав Лисин, доктор философских наук, профессор.
Литературная Россия. 5 февраля 1988 года, № 5 (1305) С.22

Рюрик Варяжский
Основатель Государства Русского. Новгородский князь.
Годы жизни: около 817-879
Годы правления: 862-879

Предполагается от древне-исландского Hroerikr (Hroðrekr), буквально «славный могуществом». По другой версии — Рюрик — родовое славянское имя, означающее «сокол», который у славян также назывался рарогом.

О происхождении князя Рюрика существует много версий, основными из которых являются норманнская и западно-славянская.

Рожден предположительно в 817 (по другим сведениям в 806-807) году, в семье представителя датского королевского рода Скьольдунгов Хальвдана (князя славян-рарогов) и средней дочери новгородского старейшины Гостомысла Умилы.

До рождения Рюрика Хальвдан был изгнан из Ютландии и нашел приют у императора Карла Великого. Наследник Карла император Людовик I Благочестивый в 826 стал крестным отцом Рюрику и подарил ему провинцию в Нидерландах (земля в Фрисландии).
Повзрослевший Рюрик отомстил за отца. Покорил почти всю Данию и завоевал Ютландию, но после смерти Людовика I потерял права на Фрисландию. С этого момента он со своей дружиной и другими норманнскими племенами стали совершать набеги на многие европейские государства. Его полководческий талант сделал его некоронованным королем норманнов.

До сих пор образ князя Рюрика служит источником вдохновения для писателей и художников

Во времена начала Российской Государственности на Руси среди славянских племен особо выделялось два племенных союза: во главе с Новгородом – Северный, и под главенством Киева – Южный. Жили славяне в племенах и общинах по законам народного правления. Правителя у них не было и управлялись старейшинами, что приводило к разногласиям и частым войнам. Двум союзам, которых разделяли торговые интересы, приходилось между собой соперничать. Это ослабило славян и у них не оставалось сил бороться с внешними врагами. Враги этим пользовались. В 859 году «какие-то храбрые завоеватели, пришедшие из-за Балтийского моря» наложили дань на славян. Через два года славяне изгнали варягов, но между собой не смогли жить в мире. Опять начались разногласия, раздоры и войны.

Призвание Рюрика

Славяне долго думали, как спасти Отечество от гибели и по совету новгородского старейшины Гостомысла решили отказаться от народного правления и назначить над собой единого князя, надежный страж своих границ, вершивший по всей строгости суд и расправу. А чтобы была дисциплина, и не было обид стали искать князя в чужих краях. И пошли славяне за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами».

В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве согласились стать братья Рюрик, Синеус и Трувор. Страна, в которой они поселились, стала зваться Русь и с этого времени берет начало Российская Государственность. Братья со своей дружиной расселились: Синеус — между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске; Рюрик у славян ильменских. Хотя относительно конкретного города поселения Рюрика у историков нет согласия. Одни утверждают в Ладоге, другие в Новгороде. Так начиналось правление Рюриков на Руси.

Вскоре славяне пожалели о «вхождении» варягов в славянский мир и некий Вадим «Храбрый» поднял против чужеродных правителей своих соплеменников. Существует версия что в этой схватке погибли братья Рюрика, но ему удалось казнить Вадима и подавить мятеж. Земли принадлежавшие братьям он присоединил к своим и установил единовластие. К славянскому народу присоединились и некоторые финские племена, приняв их язык, веру и обычаи.

Были у Рюрика недовольные и в своем окружении Аскольд и Дир . Недовольные князем, в поисках счастьях отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси. Аскольд и Дир на юге, Рюрик на севере.

Собрав многочисленную дружину Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев ужас охватил всех, такого не видел еще никто. Пощады не было никому – ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев. Русские язычники напуганные Небесным гневом обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.

Согласно обычаям язычников, кем был Рюрик, он мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен Эфанда родила сына Игоря , но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.

Правление Рюриков

Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему родственнику Олегу.

Более 600 лет продолжалась на Руси эпоха правления потомков новгородского князя Рюрика. Последним представителем династии первым русским царем стал .

К нашему времени мало что известно о жизни Рюрика, но память о правителе-основоположнике великой династии Рюриковичей, поднявшей достоинство и авторитет державной России, осталась бессмертной.
И не даром Галерею барельефов великих Россиян, на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде открывает фигура князя Рюрика, «от которого есть пошла Русь Великая»

  • Пред.
  • 1 of 4
  • След.

Пожалуй, это самая загадочная личность в истории Древней Руси.

Никто не знает, откуда он взялся, как жил и где умер. Зато, если верить «Повести временных лет», именно этот варяг стал основателем Русского государства, и именно от него пошла династия, правившая нашей землей вплоть до конца XVI века. Так давайте разберемся, кем же был Рюрик и чем прославился помимо того, что стал родоначальником великих князей.

Первые русские

Кстати, до прихода Рюрика русские на Руси не жили. Каково вам такое заявление? А ведь это действительно так.

Понятие «русский», как и название самой земли – Русь, появилось именно благодаря призванию в IX веке варягов. Вот как это описывает «Повесть временных лет»: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля...» Так что до того момента славянские и финно-угорские народы хоть и были объединены в единое государство, каждый назывался по-своему: словене, древляне, кривичи, вятичи, чудь, мерея, мурома, пермь, весь и другие. Потом же все эти племена стали обозначать единым словом – русские.

Ну а о том, кто такие русы, среди историков до сих пор не умолкают споры.

Скандинавский конунг...

Как мы уже писали, одна из легенд рассказывает о том, что Рюрик, Синеус и Трувор – внуки князя Гостомысла от дочери Умилы, который пригласил их принять его власть. Но даже это не объясняет, откуда прибыли братья. Ведь Умила могла быть женой как славянского князя, так и скандинавского конунга. В Иоакимовской летописи указано, что Рюрик – сын варяжского князя из Финляндии, женой которого и была дочь Гостомысла. Но, как мы уже говорили в предыдущей статье, историки оспаривают подлинность этого текста.

Единственное, что мы узнаем от Нестора – автора «Повести временных лет», что русы пришли из-за моря. Это послужило поводом предположить, что они – викинги, явившиеся из Скандинавии.

Подобную версию одними из первых в XVIII веке развили немецкие ученые при Российской академии наук Готлиб Зигфрид Байер, Герард Фридрих Миллер и Фридрих Генрих Штрубе де Пирмонт. Свои доводы сторонники норманнской теории подкрепляют тем, что большинство имен у призванных на княжение русов имеет явное древнегерманское происхождение: Рюрик, Трувор, Аскольд, Дир. Даже Олег, Ольга и Игорь образованы от скандинавских Хельг, Хельга и Ингвар. Версию немцев подтвердили и археологи.

При раскопках в Старой Ладоге, а также на месте основанного русами Рюрикова Городища обнаружено множество предметов, принадлежавших викингам: элементы военной амуниции, железные гривны (нашейные украшения) с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии. Все это датировано IX-X веками. К тому же многие знатные воины того времени оказались погребены в курганах, а подобные похоронные обряды также были свойственны именно викингам. Среди возможных прототипов легендарного князя Рюрика историки называют датского викинга Рорика Ютландского из династии Скьельдунгов и шведского конунга Эйрика Эмундарсона.

...или славянский князь?

В том же XVIII веке норманистам возразил Михаил Ломоносов, утверждая, что русы пришли из славянских земель.

Он считал их пруссами, жившими на восточно-южных берегах Варяжского (Балтийского) моря. В этом случае русы тоже могли явиться «из-за моря». Есть также версия, что призванные варяги прибыли от полабских славян – ободритов. Кстати, крупнейший город у них назывался Рерик и располагался на побережье Балтийского моря.

Славянскую версию происхождения варягов-русов еще за пару столетий до Ломоносова высказал австрийский историк, советник посла в Московской Руси барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он писал: «Русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». В принципе, это довольно логично, ведь, как описывает все та же «Повесть временных лет», накануне призвания Рюрика словене, кривичи, весь и чудь изгнали чужеземцев из своих земель «и не дали им дани».

Разве после этого племена стали бы вновь приглашать к себе только что выдворенных захватчиков?

Что же до скандинавских имен у воинов Рюрика, то из-за соседства с германцами у проживающих на побережье Балтики славян запросто могло войти в моду называть своих детей иноземными именами. То же касается найденных археологами скандинавских предметов. Во-первых, в Балтийском море уже в то время шла активная торговля, во-вторых, различные элементы быта и культуры часто заимствуются соседствующими народами, а в-третьих, викинги нередко нанимались к различным правителям в качестве дружинников.

Они вполне могли состоять на службе и у Рюрика.

Вадим против Рюрика

В «Повести временных лет» сказано, что Рюрик с братьями пришел княжить в 862 году, после чего сам сел в Новгороде, а Синеус и Трувор обосновались в Белоозере и Изборске. Но спустя два года оба брата умерли, и вся власть досталась одному Рюрику. О том, чем он после этого занимался, в «Повести» практически ничего не говорится, но говорится в приведенной дворянином Василием Татищевым Иоакимовской летописи. Там сказано, что «Рюрик по смерти братьев обладал всею землею, не имея ни с кем войны. В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю». Где князь жил до этого, летопись не уточняет. Зато есть на то указание в Ипатьевской летописи: «...И срубиша город Ладогу». Как было упомянуто выше, археологические раскопки в Старой Ладоге подтвердили присутствие там варягов в IX веке. Выходит, что Рюрик с дружиной сначала обосновался в Старой Ладоге, и лишь несколько лет спустя переселился в Новогород – на Ильмень. Там князь устроился в словенской крепости, ныне известной как Рюриково городище. Есть версия, что именно в том месте раньше располагался Великий Новгород. Ведь современный город был основан позже, и его центр находится двумя километрами севернее Рюрикова городища.

В Никоновской летописи есть упоминания о том, что не все новгородцы оказались довольны правлением варягов. Рюрик требовал с горожан все больше дани, и это привело к конфликту с местной знатью. Во главе бунтовщиков стал Вадим Храбрый. Но варяги одержали верх и перебили повстанцев. Однако Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, утверждал, что Вадим, как и Рюрик, был одним из внуков Гостомысла и заявил законные права на престол, за что и пострадал. Есть и еще одна версия: российский историк Игорь Фроянов предположил, что Вадим Храбрый мог быть местным князем, которого сверг Рюрик, попросту захватив власть. А некоторые историки вообще считают, что никакого конфликта у варягов в Новгороде не было, а история с Вадимом заимствована из более позднего периода – жития Ярослава Мудрого.

На дне или в кургане?

О личной жизни князя Рюрика древние тексты мало что рассказывают. Известно лишь, что у него была любимая жена Ефанда – дочь князя урманского, которая родила Рюрику наследника – сына Игоря. Есть также версия, что у князя имелись другие жены и дети, но о них сведений практически не сохранилось. Разве что в русско-византийском договоре 944 года значатся племянники Игоря Рюриковича – Игорь и Акун.

Не сказано в древних текстах ничего и о том, как окончилась жизнь великого варяга. В «Повести временных лет» названа лишь дата его смерти – 879 год, а также упоминается, что Рюрик передал престол своему родичу Олегу, так как Игорь был еще слишком мал. В Иоакимовской летописи говорится, что перед смертью «великий Рюрик был очень болен и начал изнемогать». Неизвестно нам и место захоронения князя. В устных преданиях сохранилась легенда о том, что Рюрика в обложенном золотыми пластинами саркофаге опустили на дно озера Ладога, предположительно возле Тайничной башни Ладожского форта. Но исследования дна озера результатов не дали. Есть также версия, что князь покоится в крепости Корела, которая находится на территории Приозерска. Еще по одной легенде, Рюрик сложил голову в бою у реки Луга в местечке, известном как Передольский погост (Новгородская область).

Это похоже на правду, так как именно там возвышается самый большой курган средневековой Европы – Шум-гора. Подобный могли создать лишь над останками очень знатного человека. Раскопки этого захоронения пока не проводились.

Так, быть может, именно в недрах Шумгоры скрываются ответы, способные пролить свет на личность легендарного князя, от которого пошла Русская земля?