Классификация гласных и их позиционные чередования. Позиционные чередования гласных звуков

Чередования звуков речи

    Фонетические и исторические чередования.

    Чередования гласных звуков:

    позиционные чередования гласных (редукция);

    комбинаторные чередования гласных (аккомодация).

    Чередования согласных звуков:

    оглушение согласных;

    комбинаторные изменения согласных (ассимиляция).

    Исторические чередования гласных и согласных звуков.

    Фонетические и исторические чередования

Чередование – это регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы: трава – травка, ухо – уши.

Чередования в русском языке могут быть фонетическими и историческими. Фонетические чередования обусловлены действующими в современном языке фонетическими законами, например, законом оглушения звонких согласных на конце слова: сады – сад. В зависимости от причин, вызвавших мену звуков, фонетические чередования делятся на позиционные и комбинаторные. Позиционные чередования объясняются фонетической позицией – местоположением звука в слове (для гласных – ударная или безударная позиция, для согласных – позиция конца слова). Комбинаторные чередования объясняются влиянием одного звука на другой (снес, сшил, сбил ).

Исторические чередования возникали как фонетические, но фонетические законы, которые их обусловили, перестали действовать в языке, а мена звуков сохранилась: друг –дружный – друзья.

    Чередования гласных звуков

Чередования гласных звуков в СРЛЯ могут зависеть от позиции звука по отношению к ударению и от соседства ударного гласного звука с твердым / мягким согласным.

Гласные звуки, находящиеся под ударением, в сильной позиции, т.е. в позиции наибольшего различения дифференциальных признаков, называются гласными полного образования. Они произносятся четко, отчетливо: сад, дом, час, мел. В безударной позиции, которую принято называть слабой, гласные звуки подвергаются изменениям – редуцируются. Редукция (лат. reducire сокращать) – это ослабление гласного звука в безударной позиции, качественное или количественное изменение гласного. Редуцированные (безударные) гласные отличаются от ударных меньшей силой произношения, большей краткостью, менее энергичной артикуляцией.

Качественной редукциии в СРЛЯ подвергаются гласные неверхнего подъема [е, о, а]. Они изменяют свое качество, свои дифференциальные признаки, совпадают в своем звучании с другими звуками в этой же позиции. По отношению к ударению выделяют 2 типа слабых позиций гласных: I позиция – это первый предударный слог или абсолютное начало слова; II позиция – все остальные предударное и заударные слоги. Во II позиции, по сравнению с I, происходит более сильное изменение звука. В результате качественной редукции происходит позиционная мена звуков, образуются пересекающиеся ряды звуков:

[а] [о] (после твердых согласных)

[а] [е] (после мягких согласных)

Сад – сады – садовод

Дом – дома – домовой

Пять – пятак – пятачок

Зелень- зеленый - зеленеть

Количественной редукции в СРЛЯ подвергаются гласные верхнего подъема [и, ы, у]. Они не меняют своих дифференциальных качеств, а становятся более краткими по силе и длительности, менее напряженными. Например, дым – дымок – дымовой, риск – рискнуть – рисковать, пуст – пустой – пустота.

Комбинаторные изменения гласных звуков под воздействием соседних согласных в СРЯ называются аккомодацией (от лат. accommodatio - приспособление). Аккомодация объясняется тем, что органы речи не успевают завершить произнесение одного звука, не успевают возвратиться в исходное положение, как начинают артикуляцию следующего звука. Гласные ударные звуки, оказываясь в соседстве с мягкими согласными, изменяют свою артикуляцию, причем по-разному себя ведут звуки переднего и непереднего ряда.

Гласные непереднего ряда [а,о,у,ы,э] в соседстве с мягкими согласными становятся более передними (продвигаются вперед) в начале, конце или на всем протяжении своего звучания: мат – смят – мать – мять, лук – люк – луки – люки.

Гласные переднего ряда [е,и] подвергаются аккомодации в позиции между двумя мягкими согласными и становятся более узкими, напряженными, закрытыми: спит – пить, пел – пели.

    Чередования согласных звуков

Чередования согласных звуков в СРЛЯ могут зависеть от позиции звука в слове и от соседства согласного звука с твердым / мягким согласным или звонким / глухим согласным.

В позиции конца слова в русском языке возможно произнесение только глухих согласных. Если в конце слова оказывается парный звонкий согласный, происходит его оглушение: дуб, сад, плов, воз.

Чередование согласных звуков под влиянием соседних согласных принято называть ассимиляцией (лат. assimilatio - уподобление). В СРЛЯ действует только регрессивная ассимиляция, когда последующий согласный влияет на предшествующий: лодка, гости. Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука): сшить, разжать, счет. Чаще всего в русском языке наблюдается неполная ассимиляция по одному признаку: глухости / звонкости или (реже, в некоторых случаях) тверрдости / мягкости: лавка, сдать, стихи, здесь. Причем ассимиляция может наблюдаться как внутри одной морфемы, так и на стыке морфем и даже на стыке слов: резчик, к дому, с жаром.

    Исторические чередования гласных и согласных звуков

Исторические чередования в СРЛЯ не зависят от фонетических условий (позиции в слове, соседдства с другими звуками), чем и отличаются от фонетических чередований. Например: сброс – сбрасывать, пек – печь.

К историческим чередованиям гласных относятся:

е//о: везу – воз, несу – ноша;

е//ё: крест – перекрёсток;

о//а: поздно – опаздывать;

о,а//нуль звука (беглые гласные): сон – сна, день – дня;

а, я//им, ин, ем, ен, м, н: снять – сниму, сжать – сжимать, сожму;

у,ю//ов,ев: плевать – плюю.

К историческим чередованиям согласных относятся:

к//ч//ц: лик- личико- лицо;

г//ж//з: друг- дружный – друзья;

х//ш: ухо – уши;

ц//ч: отец – отечество;

з//ш, с//ш: возить – вожу, носить – ношу;

т//ч///щ: свет – свеча – освещение;

д//ж//жд: водить – вожу – вождение;

ск//щ: плеск – плещет;

ст//щ: свист – свищет;

д,т//с: веду – вести, мету – мести;

б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл,м//мл: любить – люблю, лепить – леплю, ловить – ловлю, ломить – ломлю.

Исторические чередования возникали в разные периоды развития языка, по разным причинам. Знание этих чередований помогает нам установить историческое родство многих слов, котрые в СРЛЯ не являются однокоренными: коса - чесать, плоский – площадь, течет – ток.

Позиционно чередуются только звуки О, А, Э , т.е. те, которые подвергаются качественной редукции. Позиционные чередования гласных вызваны сменой позиций звуков – с сильной на слабую или наоборот (сильная позиция для гласных – положение под ударением):

Дом – дома – домовой

[дом] [дΛма] [дъмΛвой]

[о] II [Λ] II [ъ]

Подпись подписывал подписал

[о] II [Λ] II [ъ]

Дубовый липовый

Ряд ряды рядовой

[а] II [и э ] II [ь]

Бег бегом беговой

[а] II [и э ] II [ь]

Приведенные примеры позиционных чередований отражают результаты качественной редукции.

Аккомодация тоже может быть причиной позиционных чередований (для звука и): игла – с иглой

[игла] [сыглой]

Позиционные чередования отражаются в транскрипции, на письме нет!!! Мена звуков, мены букв нет!

Позиционные чередования согласных звуков

Позиционно чередуются только те согласные звуки, которые имеют пары по твердости/мягкости, звонкости/глухости. Мена звуков вызвана сменой позиции с сильной на слабую или на оборот (в рамках данных оппозиций).

Позиционные чередования согласных по зв./глух.:

Робкий – робок пирогом - пирог

[ропк, ий] II [робък] [п, ирΛ гом] II [п, ирок]

[п] II [б] [г] II [к]

Сказал – сказка сломал - сбил

[сказъл] II [скаскъ] [слΛмал] II [зб, ил]

[з] II [с] [з] II [с]

Позиционные чередования согласных по тв./мякг.:

Роза – розе конь - конский

[розъ] II [роз, ь] [кон, ] II [конск, ий]

[з] II [з, ] [н] II [н, ]

Можно одновременно наблюдать чередования по зв./глух., тв./мягк.:

Рубка – рубит – лесорубы- прорубь

[рупкъ] [руб, ит] [л, ьсΛрубы] [проруп, ]

[п] II [б, ] II [б] II [п, ]

Сломать – сшить – понятие позиционных чередований неприменимо, т.к. звуки не яв-ся парными.

Исторические чередования звуков

Историческим чередованием называется закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, не обусловленная действием живого фонетического закона (изменением фонетической позиции):

Носит – вынашивать – в корне отчетливо различаются разные звуки о и а, оба находятся в сильной позиции, под ударением; с и ш не яв-ся парой зв/глух, находятся в сильной позиции. Это исторические чередования. Они наблюдаются без транскрипции, есть мена звуков и мена букв.

Исторические чередования гласных звуков и гласных с сочетанием звуков

е//ё//о//а – несу-нёс-носит-вынашивать

е,о // Ø – д5нь –дня, сон-сна

а, я // Øн // ин – начать – начну- начинать

а, я // Øм // им – сжать – сожму- сжимать

а, я // йм // им – занять – займу- занимать

е//и//о//а// Ø – умер- умирать-мор-вымаривать- умрет

е/\а – лезть –лазать

ы//у//о – дышать-дух-вздох

ы// Ø – порываться – порваться

и// Øй//ей – пить-пью-пей

ы// ой – выть – вой

ы// ы(в) // о(в)//а(в)– плыть- плыву -пловец-плавать

ю,у //ов // ев кую-ковать клюв-клевать

Исторические чередования согласных звуков

к // ч// ц (ц //ч) – лик – лицо-личина

г //ж // з - друг – друзья – дружно

х // ш - ухо – уши

з //ж; с//ш – вожу-воз, носит – ношу

х // с – тряхнуть – тряска

т //ч //щ – свет – свеча – освещение

д // ж// жд – ход – хожу- хождение

ск//щ – плекс плещет

ст // щ – свист – свищет

д,т // с – веду – вести, мету – мести

б//бл – любит – люблю

п//пл – лепит – леплю

в//вл – ловит – ловля

ф//фл – графить – графлю

м//мл – корм- кормление

Лекция № 3. СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ. УДАРЕНИЕ

СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ

Минимальной звуковой единицей речевого потока является слог, он создается одним дыхательным толчком.

Слог – это минимальная звуковая единица, которую можно вычленить дикционно при произнесении слова. Он яв-ся структурным компонентом фонетического слова.

Слог, как и любую фонетическую единицу, можно рассматривать с разных точек зрения. Слог можно рассматривать с точки зрения работы органов речи - артикуляции. Слог можно рассматривать с акустической точки зрения. Слог –это такая фонет.единица, которая не связана со значением, не имеет значения (как и звук). Отсюда трудности в слогоделении. Вопрос о слоге – один из сложнейших в фонетике. Он носит дискуссионный характер.

Традиционно считается, что мельчайшей единицей фонетического членения речи является звук. С артикуляционной точки зрения минимальные единицы речевого потока – слоги, а не звуки. Мы не произносим отдельные звуки, а произносим слоги.Звуки выделяются не при непосредственном произношении а в ходе лингвистического анализа. Наше бытовое представление о делении слов на слоги не совпадает с научным: о-кно.

Существует большое количество теорий слога. Эти многочисленные теории можно объединить в три группы:

1 группа теорий связывает слогоделение с работой речевого аппарата – с артикуляцией. Эти теории называют артикуляционными. Разновидности внутри этой группы:

А) выдыхательная теория связывает деление слов на слоги с работой органов дыхания. Согласно этой теории, слог – это отрезок речи, произносимый одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько делается выдыхов при произнесении слова. Опыты показывают, что выдыхательная теория охватывает отнюдь не все случаи слогоделения. Иногда количество выдыхов не соответствует количеству слогов.

Б) теория мускульного напряжения связывает деление слов на слоги с учетом того, как изменяется напряженность речевого аппарата при произнесении отрезков речи, называемых слогами. При произнесении одних звуков мускульное напряжение ослабляется, при произнесении других – усиливается. Когда произносится гласный звук, особенно ударный, все части речевого аппарата напряжены равномерно. Поэтому говорят о разлитом напряжении. Когда произносится согласный звук, напряжение концентрируется в той его части, где имеется препятствие для воздушной струи. По теории мускульного напряжения, слог – это такой отрезок, в котором идет нарастание, а затем падение мускульного напряжения. Это приводит к тому, что слово делится на слоги. Лев Влад.Щерба, кроме мускульного напряжения, уделял большое внимание ударению как средству выделения ударного слога. Ударный слог характеризуется большей напряженностью речевого аппарата.

2-я группа теорий – акустические. Эти теории связывают слогоделение с восприятием речевого потока. Иначе они называются теориями сонорности.

Сонорность – это звучность звуков. Исследователи давно установили, что разные звуки обладают разной степенью звучности. Одним из первых теорию сонорности развивал датский ученый Отто Есперсен. Он построил шкалу относительной звучности звуков. Его шкала 10-ти ступенчатая (10 групп звуков по степени звучности).

В совр. русской лингвистике теорию сонорности развивал Рубен Иванович Аванесов. Он установил 3-х ступенчатую шкалу звучности (интерпретаторы берут 4-хступенчатую). Теория сонорности учитывает не абсолютную звучность звуков, а только относительную. Самыми звучными яв-ся гласные звуки. Их оценили 4-мя единицами звучность. Следующие по звучности сонорные согласные звуки – 3 единицы. Звучность шумных согласных – 1 единица (интерпретаторы этой теории делят шумные на звонкие – 2 ед. и глухие -1 ед). Но удобнее пользоваться 3-хступенчатой шкалой (4-3-1).

Теория сонорности исходит из закона открытости слога. Действие этого закона обеспечивается принципом восходящей звучности, сформулированным Р.И.Аванесовым.

Аванесов утверждал, что начало непервого слога строится по принципу восходящей звучности, т.е. в начале непервого слга звучность нарастает, слог начинается с менее звучного звука и продолжается более звучным.

По теории сонорности слогораздел в слове происходит перед звуком наименьшей звучности.

Если в слове мы имеем сочетание звуков С +Г+С+Г, то не возникает трудностей при слогоделении, т.к. согласный звук менее звучный, чем гласный, поэтому граница слога проходит перед согласным:

Бо – ти – нок бе - ре – за

14 14 341 14 34 14

Падение звучности

Труднее, если в слове есть сочетание нескольких согласных между гласными (интервокальные сочетания). Необходим анализ звуков по степени звучности.

ГССГ ГСССГ ГССССГ

Рассмотрим примеры:

А) … глас. + шумн.согл. + шумн.сгл. + глас…

по-кра- ска се – стра

б) …глас. + сонор.согл. + сонор.согл. + глас. …

ко – рма ва – нна

в) …глас. + шум.согл. + сонорн. согл. + глас. …

о- кно ко- шмар

г) …глас. + сонорн.согл. + шумн.согл. + глас. ….

шкур – ка ком- пас

Если в слове несколько падений звучности, то граница проходит там, где падение звучности больше.

Особого внимания требует согласный звук j, он самый звучный из согласных – 3,5 ед. При сочетании с другими согласными, он будет относиться к предыдущему слогу, т.е. слогораздел будет проходить после него перед любым другим согласным звуком:

…глас. + j + шумн.согл. + глас. …

….глас. + j + сонор.согл. + глас. …

По теории сонорности в 2-х случаях внутри слова могут быть закрытые слоги:

1. после j перед любым другим согласным: вой-ско, мой-ва, лей-ка, лай-ка

2. после сонорного согласного перед следующим шумным согласным: пол-ка, борь-ба, бом-ба

Если рядом два сонорных согласных, то они отходят оба к след.слогу: ко-рма, па-льма, га-мма

Т.О., внутри интервокальных сочетаний сгласных граница слога проходит в том случае, если первый согласный звучнее последующего: кор-ка

Внутри интервокальных сочетаний согласных не проходит граница слога, если согласные равны по звучности, или второй звучнее первого: ма-ска, бу-ква, те-мно, бу-гры.

З группа теорий – экспериментальные

Это теории, которые опираются на эксперименты, проведенные с помощью точных приборов. Достоинство этих теорий в том, что они объединяют два подхода к слогу – артикуляционный и акустический. Исследуется работа органов речи, акустические характеристики звуков.

Сторонники эксп.теорий доказали, что слог – минимальная произносимая единица, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Один из авторов – Лия Васильевна Бондарко.

Эксп.теории изучают степень слитности звуков в слогах. Установлено, что сочетание согл. + глас. более тесное, чем гл. + согл. Если внутри слова есть интервокальные сочетания согл., то слогораздел происходит иначе, чем по теории сонорности. По экс.теории все слоги в слове открытые, за исключением тех, которые закрыты j (в этом теория сонорности и эксп.теория сходятся) .

По теории сонорности по экспер.теории

чай-ка чай-ка

пол-ка по-лка

по-шла по-шла

се-стра се-стра

ва-нна ва-нна

есть мнения, что вообще все слоги в слове открытые, т.е. ни один согласный не может закрывать слог.

ТИПЫ СЛОГОВ

Слоги могут быть: открытые и закрытые (по наличию согласного звука справа) – ка-ран-даш; бе-се-дка; со-ло-ма; пор-вал; Бай-кал

Логии могут быть прикрытые и неприкрытые (по наличию согласного слева) – ар-буз, о-кно, вой-на, ёл-ка (первый слог прикрыт j).

§1. Понятие позиционного чередования

Удивительно, но в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с разными языковыми процессами. В этом уроке поговорим об одном из них. Рассмотрим такое явление, как позиционное чередование звуков (гласных и согласных). Отметим сразу, что речь пойдет о фонетическом процессе, а не о правописании.

В потоке речи звуки, которые мы произносим, претерпевают различные изменения. Почему это происходит?

Дело в том, что звуки одной и той же морфемы (части слова) попадают в разные позиции: сильную или слабую.

Позиционное чередование – замена одного звука другим при изменении его позиции в слове.

Сильная позиция – это такая позиция, при которой звук отчетливо произносится в слове, а на письме передается соответствующим знаком (буквой).

Слабой позицией считают ту, в которой звук слышен нечетко, не произносится совсем или произносится с изменениями. В этом случае написание слова отличается от его произношения.

Давайте посмотрим на транскрипцию таких слов:

а ро́ с ] и [зной]

Теперь запишем эти слова с соблюдением правил орфографии:

м о ро з , зной

Обратите внимание, написание первого слова значительно отличается от его звучания, а второе слово пишется так же, как слышится. Это значит, что в слове «мороз» первый гласный и последний согласный звуки оказались в слабой позиции.

§2. Позиционные чередования согласных звуков

Выясним, какие позиции являются сильными и слабыми для гласных и согласных звуков.

Не изменяется, находится всегда в сильной позиции согласный [й].

Сильной позицией для твердых и мягких согласных является их положение:

на конце слова: ты[л] и тю [ л "];

перед гласными: [ д]уб и [ д "] ело ;

перед твёрдыми согласными: ба[н ] ка и ба[н"]ка.

Слабой для твердых и мягких согласных является позиция :

перед мягкими согласными: например, в слове пи[с"м "] енный;

перед [ш"], [ч"]: например, в слове бараба[н"ш"]ик.

Глухие и звонкие согласные тоже имеют свои слабые и сильные позиции .

Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й] не имеют глухой пары, поэтому для них нет слабых позиций.

Сильными позициями для остальных согласных по глухости/звонкости являются положения:

перед гласными: воло [ с]ы или [ з ] убы;

перед согласными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"] : например, в словах[з]лой и [ с ] лой, [з]венеть .

Слабые позиции :

в конце слова: парово[с];

перед глухими и звонкими согласными (кроме [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"]): пово[с ] ка.

§3. Позиционные чередования гласных звуков

Теперь рассмотрим позиционные чередования гласных звуков.

Сильной позицией для гласного всегда является ударное положение, а слабой, соответственно, безударное:

в[а]р[ о́ ]та

Зачастую подобное чередование характерно только для гласных о и е .

Сравним:

м[о́]крый – м[а]кро́та и м[у́]дрый – м[у]дре́ц

Существуют особенности и в произнесений звуков, которые на письме обозначаются буквами Е, Ё, Ю, Я.

Для чего нужно знать случаи позиционного (фонетического) чередования звуков? Необходимо это знать для развития орфографической зоркости.

Если не знать этих процессов и не узнавать их в словах, то можно допустить ошибку в применении той или иной орфограммы или при морфологическом разборе слова.

Одним из самых наглядных доказательств этого утверждения является правило :

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно подобрать родственное или изменить данное слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.

Например, ду[п] – ду[б]ы.

§4. Краткие итоги урока

Теперь повторим еще раз то, что мы узнали о таком фонетическом процессе, как позиционное чередование звуков.

Чередование – замена одного звука другим.

Позиционное, т.е. зависящее от позиции звука в слове.

Важно запомнить:

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабые позиции.

В сильной позиции звук произносится отчетливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твердых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твердым согласным.

Для глухих и звонких согласных сильными выступают позиции также перед гласной и перед согласными сонорными [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [л], [л’], [в], [в"] и [й].

В остальных случаях в потоке речи звуки изменяются, чередуются – это слабые позиции.

Тема. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ

Артикуляционно-акустические предпосылки изменений звуков в речи

Гласные и согласные звуки в процессе речи группируются в сло ги, слова, синтагмы, фразы, реже – функционируют изолированно. Внутри слова, а часто и на стыке слов артикуляция соседних звуков определенным образом видоизменяется: рекурсия (последняя фаза артикуляции) предыдущего звука и экскурсия (начальная фаза артикуляции) следующего звука взаимодействуют, переходя друг в друга, и происходит так называемое явление коартикуляции. Коартикуляция приводит к тому, что основные артикуляционные типы взаимно меняют свое качество – таким образом возникают разные варианты звуков (аллофоны фонем). Коартикуляция обусловлена определенными инерционно-механическими и нейрофизиологическими ограничениями в работе органов речи, экономией артикуляционных усилий говорящего, а также темпом речи. На произношение звука влияет, кроме близкого звукового окружения, также его место в слове и расположение относительно ударения.

Чередование – это регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы: [во ды] // [в˄ды], [трав а] // [траф къ], ве зти // во зить, ух о // уш и и т.п.

Чередования бывают фонетические и исторические .

Фонетические чередования обусловлены действующими в современном языке фонетическими законами, например оглушением звонких согласных в конце слов: , но [сады]. В зависимости от причин, вызвавших мену звуков, фонетические чередования делятся на позиционные и комбинаторные .

Типология изменений звуков

Изменения звуков в речи принято различать по:

1) типам: комбинаторные и позиционные изменения, которые в свою очередь делятся по видам на аккомодации, ассимиляции, упрощения, редукцию;

2) по характеру: качественные и количественные;

3) расстоянию: контактные (смежные) – взаимодействуют соседние звуки, и дистантные (дистанционные) – взаимодействуют звуки на расстоянии;

4) направлению: регрессивные (следующий звук влияет на предыдущий) и прогрессивные (предыдущий звук влияет на последующий);

5) степени проявления (глубине проявления): полные и неполные (частичные);

6) обязательности: обязательные и необязательные (факультативные).

Позиционные чередования объясняются положением звука в слове (гласные в ударном и безударном слоге, согласные в конце слова): [л’э с]// [л’и э са ], [падруг ъ]//[падрук ].

Комбинаторные чередования объясняются влиянием одного звука на другой (звонкого согласного на глухой или глухого на звонкий, гласного на согласный или согласного на гласный и др.): [ло д ък] // [ло тк ъ], [мълат’ и т’]//[мъл˄д’б а ]. Поскольку во всех случаях позиция звука в слове определяет его изменение в современном языке, постольку термин «позиционные чередования» употребляется и в более широком значении – как тождественный термину «фонетические чередования».

Исторические чередования возникали как фонетические, но фонетические законы, которые их обусловливали, перестали действовать в языке, а мена звуков сохранилась, утратив фонетическую обусловленность. Некоторые из исторических чередований стали выполнять определенные грамматические функции. Такие чередования называют еще грамматическими, или морфологическими , например при образовании форм 1-го лица ед. числа от глаголов с неопределенной формой на -ить: носить ношу, водить вожу, ловить ловлю и др.

Позиционные чередования гласных звуков в зависимости от положения по отношению к ударному слогу

Гласные звуки в безударных слогах редуцируются. Редукция безударных гласных может быть количественной и качественной . Количественную редукцию испытывают безударные гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] : [рыба к], [кра сныј], [игра ], [с’и н’иј], [уха ], [св’э рху]. Эти гласные в ударных и безударных слогах качественно одинаковы. Безударные гласные неверхнего подъема испытывают качественную редукцию, которая является причиной чередования разных по качеству звуков в ударных и безударных слогах: [п’ат’] – [п’и э та к] – [п’ьт˄ч’о к].

Позиционные чередования ударных и безударных звуков (фонем) в современном литературном произношении зависят от позиции гласных и качества предшествующего согласного.

Ударный [о] после твердых согласных чередуется с гласным [а] в первой позиции и с редуцированным гласным среднего ряда во второй позиции: [го лъвы] – [г˄ло ф] – [гъл˄во ј], где в первом слоге чередуются гласные [о] // [˄] // [ъ].

После мягких согласных ударный гласный [о] чередуется с гласным [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда во второй позиции [ь]: [л’ок] – [л’и э жат’] – [л’ьжы э бо къ], где в первом слоге представлено чередование гласных [о] // [и э ] // [ь].

Ударный гласный [а] после твердых согласных в первой позиции чередуется с более кратким звуком [а], который в некоторых транскрипциях передается знаком [˄], а во второй позиции – с редуцированным гласным среднего ряда [ъ]: [сам] – [с˄ма ] – [съм˄во ].

После мягких согласных ударный [а] чередуется с [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда [ь] во второй: [гp’аc’] – [гр’и э з’н’э ј] – [гр’ьзн˄ва тыј].

Ударный гласный [э] после твердых согласных чередуется с гласным [ы э ] в первой позиции и с редуцированным гласным среднего ряда [ъ] во второй: [жэс’т’] – [жы э с’т’а нкъ] – [жъгс’т’и э но ј].

Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:

1) мена согласных по звонкости – глухости.

Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:

а) в абсолютном конце слова:

Друга – друг, дубы – дуб

[г] // [к], [б] // [п]

б) перед глухим согласным:

весь – всё, низок – низкий

[в’] // [ф], [з] // [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:

просить – просьба, с окна – с горы

[с’] // [з’] [с] // [з]

2) мена согласных по твёрдости – мягкости.

Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик .

[ст] - [с’т’], [зд] - [з’д’], [нт] - [н’т’] .

3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].

Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.

Например: сшить - [шыт’] : [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий ,

сжать - [жат’] : [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий .

4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств .

Например: [г’и / га / нск’ иj] .

Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – .

РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

Понятие о графике. Развитие письма

Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.

Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.

Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).



В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).

На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит

За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.

До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».

В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.

Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.

С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.

К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.

За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.

Состав русского алфавита. Буква и фонема

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.

Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.

Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.

Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.

Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.

Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Воды - вода – водяной гриб - грибы

[во/ды] - [в a / да] - [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] - [г р’ и / б ы]

<о>: [о] - [ a ] - [ъ] <б>: [п] - [ б]