Клайв Стейплз Льюис — цитаты. Клайв стейплз льюис - цитаты

Клайв Стейплз ЛЬЮИС (1898 - 1963)- выдающийся писатель, учёный и богослов. Известен своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике, а также художественными произведениями в жанре фантастики: | | | | | .

Бог обращается к человеку шёпотом любви, а если он не услышан то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести, то Бог обращается через рупор страданий.

Все события на свете - ответы на молитвы, в том смысле, что Господь учитывает все наши истинные нужды. Все молитвы услышаны, хотя и не все исполнены.

Любовь переносит и прощает все, но ничего не пропускает. Она радуется малости, но требует всего.

* * *
Только плохой человек нуждается в покаянии; только хороший человек может покаяться по-настоящему. Только совершенный человек может прийти к совершенному покаянию. Но такой человек в покаянии не нуждается.

* * *
Чудо и мученичество идут по одним дорогам; а мы по ним не ходим.

* * *
«Нам заповедано любить ближнего, как себя. Как же мы любим себя? Я, например, люблю себя не за то, что я, скажем, милейший человек. Я люблю себя не за то, что я хорош, а за то, что я - это я, при всех моих недостатках. Часто я искренне ненавижу какое-нибудь свое свойство. И все же разлюбить себя я не могу. Другими словами, та резкая черта, которую проводит христианство между любовью к грешнику и ненавистью к его греху, существует в нас, сколько мы себя помним. Вы не любите того, что сделали, а себя любите. Вы, быть может, считаете, что вас мало повесить. Быть может, вы даже пойдете в полицию и добровольно примете наказание. Любовь - не пылкое чувство, а упорное желание, чтобы тот, кого мы любим, обрел высшее благо».

* * *
«Вы, наверное, знаете, что я не всегда был христианином и обратился я не для того, чтобы обрести счастье. Я понимал, что бутылка вина даст мне его скорее. Если вы ищете религию, от которой ваша жизнь станет удобнее и легче, я бы вам не советовал избирать христианство. Вероятно, есть какие-нибудь американские таблетки, они вам больше помогут».

* * *
«Возьмем такой пример: старая дева искренне верит в Бога, но часто ворчит, а добрейший человек в Бога не верит. Откуда мы знаем, насколько больше бы ворчала дева, если бы она не верила, и насколько лучше был бы добряк, если бы он верил? Чтобы судить, надо знать, с каким сырьем возится Господь в каждом данном случае».

***
Но при этом я прекрасно понимаю, что нельзя использовать Бога как путь для достижения своей цели. Он должен быть целью, а не средством, Он - конец пути, а не сам путь, иначе вы никогда не приблизитесь к Нему.

***
Может ли смертный задавать Богу вопросы, на которые Он не считает нужным отвечать? И очень даже просто, думаю я. Бессмысленные вопросы не требуют ответа. Сколько часов в одной миле? Желтый цвет круглый или квадратный? Боюсь, что добрая половина наших великих теологических и метафизических проблем подобна этим вопросам.

Пойди со мной. Поначалу будет больно. Истина причиняет боль всему, что призрачно. Но потом у тебя окрепнут ноги. Идем?

Если ваше личное “я” — это все, что вас волнует, значит, ваш путь к Нему еще не начинался. Самый первый шаг на этом пути — постараться вовсе забыть о себе. Ваше подлинное новое “я” (личное “я” Христа, а также ваше, и оно ваше только потому, что оно — Его) не придет к вам до тех пор, пока вы будете стараться найти его. Оно придет, когда вы станете искать Христа… Ни один человек, более всего заботящийся об оригинальности, никогда оригинальным не станет; и наоборот, если вы просто стараетесь выразить истину (нимало не заботясь о том, как часто до вас говорили о ней другие), — девять против одного, что вы действительно окажетесь оригинальным, даже не замечая этого.

Бог шепчет нам в наших удовольствиях, вслух говорит с нашей совестью, но
Он кричит в нашей боли — это Его мегафон, чтобы слышал оглохший мир.

Нам заповедано любить ближнего, как себя. Как же мы любим
себя? Я, например, люблю себя не за то, что я, скажем, милейший
человек. Я люблю себя не за то, что я хорош, а за то, что я - это я, при
всех моих недостатках. Часто я искренне ненавижу какое-нибудь свое
свойство. И все же разлюбить себя я не могу. Другими словами, та резкая
черта, которую проводит христианство между любовью к грешнику и
ненавистью к его греху, существует в нас, сколько мы себя помним. Вы не
любите того, что сделали, а себя любите. Вы, быть может, считаете, что
вас мало повесить. Быть может, вы даже пойдете в полицию и добровольно
примете наказание. Любовь не пылкое чувство, а упорное желание, чтобы
тот, кого мы любим, обрел высшее благо.

Их тюрьма внутри них, и потому они в тюрьме.

От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь!

Я не раз замечал, что особенно часто и много хвалят самые смиренные, здоровые и умные люди, а ущербные и глупые хвалят редко и мало.

Мы не должны думать, будто Бог запрещает гордость, ибо она оскорбляет Его; что Он требует от нас смирения, чтобы подчеркнуть Свое величие, как если бы Он Сам был болен гордостью. Думаю, Бога меньше всего занимает Его достоинство. Все дело в том, что Он хочет, чтобы мы познали Его. Он хочет дать Себя нам. И если мы действительно, по-настоящему соприкоснемся с Ним, то невольно и с радостью покоримся и почувствуем при этом бесконечное облегчение, отделавшись наконец от надуманной чепухи о нашем достоинстве, которая всю жизнь не дает нам покоя, лишает радости. Он пытается освободить нас от фантастического, уродливого наряда, в который мы рядимся и чванливо расхаживаем как маленькие глупцы.

Чем больше у нас гордость, тем больше гордость других людей раздражает нас.

Гнев недолго помогал мне защищаться от правды; гнев устает быстро.

В Боге - три лица, как у куба - шесть квадратов, хотя он - одно тело. Нам не понять такой структуры, как не понять куба плоским.

Если я обнаруживаю в себе желание, которое ничто и никто в этом мире
удовлетворить не может, то самое вероятное объяснение этому - то,
что я создан для иного мира.

Клайв Стейплз Льюис, (1898–1963), ирландский писатель и ученый, известный работами по средневековой литературе и христианской апологетике, а также фантастическим циклом книг «Хроники Нарнии»

Умирают все сто процентов из нас, и увеличить этот показатель невозможно.

Трудно сохранять терпение с людьми, утверждающими, что смерти нет или что смерть никакого значения не имеет. Смерть есть. И значение имеет все. И все происходящее имеет последствия, и оно (происходящее) и они (последствия) неотвратимы и необратимы. С таким же правом можно утверждать, что не имеет значения и рождение.

Есть две равносильные и противоположные ошибки, в которые род человеческий может впасть относительно чертей. Одна заключается в том, чтобы не верить в их существование. Другая – верить в них и испытывать к ним излишний и нездоровый интерес. Сами же черти равно довольны обеими этими ошибками и приветствуют материалиста и колдуна с одинаковым восторгом.

Были люди… которые настолько увлеклись доказательством существования Бога, что сам Бог их уже совершенно не интересовал… как если бы у Господа нет иных дел, кроме как существовать. Некоторые были так озабочены распространением христианства, что о самом Христе никогда и не думали.

Мы – нерешительные создания, попусту теряющие время на пьянство и удовлетворение похоти и честолюбивых амбиций, в то время как жизнь предлагает нам множество радостей. Нас можно уподобить невежественному ребенку, который увлеченно лепит пирожки из грязи в трущобах, не подозревая, какие радости ожидают его на морском берегу. Мы так охотно довольствуемся слишком малым!

Мы все на театральных подмостках. Хорошо сыграть те сцены, в которых мы сами участвуем, нам значительно важнее, чем догадываться о тех сценах, которые последуют далее.

Если тот, кто по самой своей сущности не может ни в чем нуждаться, предпочитает нуждаться в нас, то это потому, что нам необходимо, чтобы в нас нуждались.

То, что мы называем властью Человека над Природой, в действительности является властью одних людей над другими с помощью Природы как орудия этой власти.

Так будем же молиться, чтобы человечество никогда не вырвалось за пределы Земли и не распространило свои грехи повсюду.

Человек есть амфибия – наполовину дух и наполовину животное… Как дух он принадлежит миру вечному а как животное обитает во времени.

У вас нет души. Вы сами – Душа. У вас имеется тело.

Существует два рода людей: те, кто говорят Богу: «Да исполнится воля Твоя»; и те, кому Бог говорит: «Хорошо, тогда пусть будет по твоему».

Проблема с попытками сделать себя глупее, чем вы есть в действительности, состоит в том, что вы слишком часто добиваетесь в этом успеха.

Неудачи – это указательные столбы по дороге к успеху.

Самые глупые дети – те, в которых больше всего детского, а самые глупые взрослые – те, в которых больше всего взрослого.

Задача современного просветителя – не прорубать дорогу в джунглях, а орошать пустыни.

Мужество – это не просто одно из достоинств, а состояние каждого достоинства в час испытания.

Что спасает человека – это один шаг. Затем второй шаг.

Вы никогда не бываете слишком старыми, чтобы поставить себе новую цель или загореться новой мечтой

Лишь мастер может судить о чьем то навыке, но такое суждение – еще не оценка конечного результата.

Люди подобны амфибиям – они наполовину духовны, наполовину телесны. Духовная их часть принадлежит вечности, а бренные тела обитают во времени.

Достаточно было продумано, сказано, прочувствовано, воображено. Пора начинать что то делать.

Добродетель – это великое спасение или великая опасность, в зависимости от того, как вы на нее реагируете.

Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад.

Знания, принципы, привычки могут сохраняться; но чувства приходят и уходят.

Самая верная дорога в ад – постепенная. Медленное скатывание по мягкой почве, без резких поворотов, вех, опознавательных знаков.

Будущее – это то, навстречу чему каждый из нас приближается со скоростью 60 минут в час.

Любовь переносит и прощает все, но ничего не пропускает. Она радуется малости, но требует всего.

Все события на свете – ответы на молитвы, в том смысле, что Господь учитывает все наши истинные нужды. Все молитвы услышаны, хотя и не все исполнены.

Только плохой человек нуждается в покаянии; только хороший человек может покаяться по настоящему. Только совершенный человек может прийти к совершенному покаянию. Но такой человек в покаянии не нуждается.

Чудо и мученичество идут по одним дорогам; а мы по ним не ходим.

Дело не в том, что Бог не допустит нас в Свой вечный мир, если мы не обладаем определёнными свойствами характера, а в том, что если люди не обретут по крайней мере зачатков этих качеств, то никакие внешние условия не смогут создать для них «рая».

Цельтесь в небо - попадёте и в землю, цельтесь в землю - не попадёте никуда.

Клайв Стейплз Льюис - цитаты

(29 ноября 1898 - 22 ноября 1963) - выдающийся английский и ирландский писатель, учёный и богослов. Известен своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике, а также художественными произведениями в жанре фантастики.

Библиография
Фэнтези

Цикл «Хроники Нарнии»:
1. «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» (The Lion, the Witch and the Wardrobe, 1950)
2. «Принц Каспиан» (Prince Caspian, 1951)
3. «„Покоритель зари“, или Плавание на край света» (The Voyage of the Dawn Treader, 1952)
4. «Серебряное кресло» (The Silver Chair, 1953)
5. «Конь и его мальчик» (The Horse and His Boy, 1954)
6. «Племянник чародея» (The Magician’s Nephew, 1955)
7. «Последняя битва» (The Last Battle, 1956)

Научная фантастика

Нам заповедано любить ближнего, как себя. Как же мы любим себя? Я, например, люблю себя не за то, что я, скажем, милейший человек. Я люблю себя не за то, что я хорош, а за то, что я - это я, при всех моих недостатках. Часто я искренне ненавижу какое-нибудь свое свойство. И все же разлюбить себя я не могу. Другими словами, та резкая черта, которую проводит христианство между любовью к грешнику и ненавистью к его греху, существует в нас, сколько мы себя помним. Вы не любите того, что сделали, а себя любите. Вы, быть может, считаете, что вас мало повесить. Быть может, вы даже пойдете в полицию и добровольно примете наказание. Любовь не пылкое чувство, а упорное желание, чтобы тот, кого мы любим, обрел высшее благо.

Льюис Клайв Стейплз

Космическая трилогия:
1. «За пределы безмолвной планеты» (Out of the Silent Planet, 1938)
2. «Переландра» (Perelandra, 1943)
3. «Мерзейшая мощь» (That Hideous Strength, 1946)

Религиозные произведения
1. «Письма Баламута» (The Screwtape Letters, 1942)
2. «Расторжение брака» (Great Divorce, 1945)
3. «Баламут предлагает тост» (Screwtape Proposes a Toast, 1961)
4. «Просто христианство» (Mere Christianity, 1952, на базе радиопередач 1941–1944 годов)
5. «Размышления о псалмах» (Reflections on the Psalms, 1958)
6. «Четыре любви» (The Four Loves, 1960, о видах любви и христианском её понимании)

Работы в области истории литературы
1. «Предисловие к „Потерянному раю“» (A Preface to Paradise Lost, 1942)
2. «Английская литература шестнадцатого века» (English Literature in the Sixteenth Century, 1955)

Работы в области филологии
1. «Аллегория любви: исследование средневековой традиции» (The Allegory of Love: A Study in Medieval Tradition, 1936)

Прочие работы
1. «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces, 1956)
2. «Исследуя скорбь» (A Grief Observed, 1961)
3. «Чудо»
4. «Страдание» (The Problem of Pain, 1940)

Если детская книга - просто верная форма для того, что автору нужно сказать, тогда те, кто хочет услышать его, читают и перечитывают ее в любом возрасте. И я готов утверждать, что книга для детей, которая нравится только детям, - плохая книга. Хорошие - хороши для всех. Вальс, который приносит радость лишь танцорам, - плохой вальс.

Льюис Клайв Стейплз

Сборники стихов, которые были изданны под псевдонимом Клайв Гамильтон (Clive Hamilton)
1. «Угнетенный дух» (Spirits in Bondage, 1919)
2. «Даймер» (Dymer, 1926)

Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан - то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести - то Бог обращается через рупор страданий.

Я верю в Бога, как верю в солнце. Верю не потому что вижу Его, а потому что в Его свете вижу все остальное.

У тебя нет души. Ты - душа. У тебя есть тело.

Каждый человек получает в жизни то, чего хочет. Но не каждый после этого рад.

Когда русский космонавт вернулся из космоса и сообщил, что не видел там Бога, К. С. Льюис сказал, что «с таким же успехом Гамлет мог бы искать Шекспира на чердаке собственного замка».

Бог говорит с нами лицом к лицу только тогда, когда у нас у самих есть лицо.

Яйцу, вероятно, трудно превратиться в птицу; однако ему несравненно труднее научиться летать, оставаясь яйцом. Мы с вами подобны яйцу. Но мы не можем бесконечно оставаться обыкновенным, порядочным яйцом. Либо мы вылупимся из него, либо оно испортится.

Дружба не является необходимостью, как философия, как искусство. Она не имеет ценности для выживания, это одна из тех вещей, которые придают ценность самому выживанию.

Ад – это дверь, которая запирается изнутри.

Зло даже злом не может быть в той полноте, в какой добро есть добро.

В Боге - три Лица, как у куба - шесть квадратов, хотя он - одно тело. Нам не понять такой структуры, как не понять куба плоским.

Когда-нибудь мы станем достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки.

"Нам нужно стадо, которое
станет нам пищей. Он хочет служителей, которые станут Ему сыновьями. Мы хотим
проглотить. Он - отдавать. Мы пусты и хотим насытиться. Он - полнота,
неистощимый источник. Цель наша - мир, состоящий из людей, захваченных
отцом преисподней: Враг/Бог, жаждет, чтобы все люди соединились с Ним и при этом
каждый остался неповторимой частицей."
"Письма баламута"

Мы не должны ни творить из любви кумира, ни «разоблачать» любовь.
Бог есть Любовь, а человеческая любовь - это всего лишь крошечное отражение Его Любви.

Прекрасные чувства, большая проницательность, возросший интерес к религии не значат ничего, если поведение наше не меняется в лучшую сторону, как ничего не значит то, что больной чувствует себя лучше, если температура по-прежнему повышается.

Иногда полезно все потерять, чтобы понять, чего тебе действительно не хватает.

Когда двое людей обретают прочное счастье, они обязаны им не дикой влюбленности, а тому, что они - хорошие люди, терпеливые, верные, милостивые, умеющие обуздывать себя и считаться друг с другом.

Природа сделала для нас, что могла, и тот, кто не найдет удовольствия дома, не найдет его на чужбине.

Дружба рождается в тот момент, когда один человек говорит другому: «Что, и ты тоже? А я думал, что такой только я один».

Главный враг любви - равнодушие, а не ненависть.

Влюбленность - самый непрочный вид любви.

Будущее - это то, навстречу чему каждый из нас мчится со скоростью 60 минут в час.

Неудачи – это указательные столбы по дороге к успеху.

Самые глупые дети – те, в которых больше всего детского, а самые глупые взрослые – те, в которых больше всего взрослого.

Задача современного просветителя – не прорубать дорогу в джунглях, а орошать пустыни.

Мужество – это не просто одно из достоинств, а состояние каждого достоинства в час испытания.

Что спасает человека? – Это один шаг. Затем второй шаг.

Достаточно было продумано, сказано, прочувствовано, воображено. Пора начинать что то делать.

Добродетель – это великое спасение или великая опасность, в зависимости от того, как вы на нее реагируете.

Самая верная дорога в ад – постепенная. Медленное скатывание по мягкой почве, без резких поворотов, вех, опознавательных знаков.

"Чего бы людям ни хотелось, им всегда кажется, что у них на это есть право"

Когда затухает и дружба, и влюбленность, привязанность дает нам свободу, известную лишь ей и одиночеству.