Кладовые земли окружающий мир. Заглянем в кладовые земли

Цель:

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Предметные

Научатся различать объекты живой и неживой природы.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

Классифицировать объекты природы по существенным признакам;

Различать объекты неживой и живой природы;

Устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

неживой и живой природы, сезонных явлений;

приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

Основные понятия

Горные породы. Минералы. Гранит. Полевой шпат. Кварц. Слюда. Полезные ископаемые Каменный уголь. Торф.

Задание для самостоятельной работы

1.Заполните схему.

Состав гранита

2.Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольни-ки с названиями минералов — жёлтым карандашом.

По-лез-ные ис-ко-па-е-мые - это бо-гат-ства, ко-то-рые до-бы-ва-ют-ся из недр Земли или ее по-верх-но-сти. Жизнь в со-вре-мен-ном мире невоз-мож-на без по-лез-ных ис-ко-па-е-мых. Неко-то-рые по-лез-ные ис-ко-па-е-мые ис-поль-зу-ют-ся в стро-и-тель-стве:

Гео-ло-ги - изу-ча-ют по-лез-ные ис-ко-па-е-мые и разыс-ки-ва-ют их ме-сто-рож-де-ния.

Ме-сто-рож-де-ния - это места, где в глу-би-нах Земли и на ее по-верх-но-сти за-ле-га-ют по-лез-ные ис-ко-па-е-мые.
Добыча полезных ископаемых

По-лез-ные ис-ко-па-е-мые до-бы-ва-ют по-раз-но-му: одни в от-кры-тых кот-ло-ва-нах - ка-рье-рах, дру-гие - в шах-тах, глу-бо-ких ко-лод-цах, а для того чтобы из-влечь из Земли нефть или газ, люди стро-ят бу-ро-вые уста-нов-ки и бурят глу-бо-кие сква-жи-ны.

Чтобы из-го-то-вить стек-ло и сде-лать ста-кан, нужен спе-ци-аль-ный песок. Песок - по-лез-ное ис-ко-па-е-мое. Чтобы суп был со-ле-ным, нужна соль, соль - тоже по-лез-ное ис-ко-па-е-мое. Чтобы сде-лать та-рел-ку для супа, нужна осо-бая белая глина - ка-о-лин, и она тоже по-лез-ное ис-ко-па-е-мое.

Очень ин-те-рес-ные, хотя и ма-ло-за-мет-ные для нас объ-ек-ты при-ро-ды - камни. Когда мы го-во-рим «камни», мы имеем в виду гор-ные по-ро-ды и ми-не-ра-лы. Ми-не-ра-лы - это при-род-ные ве-ще-ства, а гор-ные по-ро-ды - это при-род-ные со-еди-не-ния ми-не-ра-лов. Одни из них ис-поль-зу-ют в стро-и-тель-стве, из дру-гих де-ла-ют укра-ше-ния.

Гра-нит - очень креп-кий и кра-си-вый ка-мень. За-ле-га-ет гра-нит глу-бо-ко в земле и на по-верх-но-сти, где он встре-ча-ет-ся в виде целых гор. Он бы-ва-ет се-ро-го, ро-зо-во-го и крас-но-го цвета. Гра-нит - это гор-ная по-ро-да, со-сто-я-щая из зерен несколь-ких ми-не-ра-лов, в ос-нов-ном это по-ле-вой шпат, кварц и слюда. Цвет-ные зерна - это по-ле-вой шпат, по-лу-про-зрач-ные свер-ка-ю-щие - кварц, чер-ные - слюда. Зерно по ла-ты-ни - грано, от-сю-да и на-зва-ние - гра-нит.

Рис. 2. Гра-нит

Слюда - ми-не-рал, со-сто-я-щий из пла-стин, ко-то-рые легко от-де-ля-ют-ся друг от друга, они тем-ные, но про-зрач-ные и бле-стят. Слюда вхо-дит в со-став гра-ни-та и неко-то-рых дру-гих гор-ных пород.

Рис.3. Слюда

Гра-нит - очень проч-ный ка-мень, по-это-му его ис-поль-зу-ют в стро-и-тель-стве. Из него стро-ят фун-да-мен-ты домов, на-бе-реж-ные, по-ста-мен-ты па-мят-ни-ков. Гра-нит хо-ро-шо шли-фу-ет-ся и по-ли-ру-ет-ся. Его ис-поль-зу-ют для об-ли-цов-ки стен зда-ний и стан-ций метро.

Если вни-ма-тель-но рас-смот-реть най-ден-ный у моря или в горах ка-му-шек, мы можем за-ме-тить, что часто он бы-ва-ет раз-но-цвет-ным, в по-ло-соч-ку, пят-ни-стым или с раз-во-да-ми. Это про-ис-хо-дит по-то-му, что най-ден-ный ка-му-шек со-сто-ит из ми-не-ра-лов, на ко-то-рых оста-ви-ли следы есте-ствен-ные при-род-ные про-цес-сы.

Тема «Кладовая Земли» (подготовительная к школе группа)

Программные задачи: дать представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать о почвенной фауне. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности.

Материал: разные виды баночки с почвой (плотной и рыхлой), таз с водой, спиртовка, стекла для опытов, схема «Почва в разрезе», иллюстрации дождевого червя, крота, фабрики и заводы сливают грязную воду в реки; баночки с чистой и грязной водой, коробочки с почвой: плодородной, песчаной, глинистой, семена овса, лейки.

Ход занятия.

Воспитатель показывает баночку с почвой.

Ребята, что это у меня в баночке? (земля, почва)

Сначала я вам расскажу о различии слов «земля» и «почва». Земля-земной шар, родина, название нашей планеты. Почва-то, из чего состоит земля, верхний слой земной коры. Вот сегодня мы с вами заглянем в кладовую Земли.

Вот банки с почвой. Что такое почва? (верхний слой нашей планеты Земля).

А кто живет в подземном царстве? (показывает иллюстрации дождевых червей, крота и др.)

Как вы думаете, чем они дышат? (воздухом)

А в почве есть воздух? Давайте проверим: бросаем в тазик с водой комок почвы. Что увидели? (пузырьки воздуха).

Воспитатель показывает две баночки с плотной и рыхлой почвой. Дети рассматривают содержимое, сравнивают.

Ребята, как вы думаете, в какой почве лучше растениям? (в рыхлой)

В плотной почве не хватает воздуха и воды, чтобы в ней хорошо росли растения. А есть ли вода в почве? (предположения детей)

Давайте проведем еще один опыт: нагреваем рыхлую почву на огне, образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что значит? (в почве есть вода)

Если будем и дальше нагревать почву, почувствуем неприятный запах-это в почве будут гореть остатки отмерших растений и животных. Их называют перегноем. Именно благодаря перегною в почве и могут расти растения, и именно перегной придает почве черный цвет.

Итак, мы с вами выяснили, что в почве есть…(воздух, вода, перегной).

А что еще есть почве, давайте с вами посмотрим схему «Почва в разрезе». В почве есть немного песка и глины, а под плодородным ее слоем находится слой песка, а потом глина, потом-камни. В почве еще есть и соли.

Чтобы доказать, что в почве имеются соли, проведем опыт. Насыплем в стакан с водой почву и дадим ей постоять. Возьмем несколько капелек воды из этого стакана и поместим на стекло. Стекло с капельками воды нагреем. При нагревании вода испаряется, а на стекле остается белый налет. Это слои, которые были в почве. Какой вывод мы можем сделать? (в почве есть соли, растворяющиеся в воде).

Значит, почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, растворимых солей, и эти все вещества делают ее плодородной.

Физкультминутка.

Дождя давно не было, и растения давно завяли. Сначала опустили головки-раз-(опустить голову), потом листики-два-(быстро опускают руки вдоль туловища), а потом и весь стебелек согнулся до самой земли-три-(садятся на корточки).

Вдруг пошел дождь, и растения начали оживать (встают, поднимают руки, голову).

А после дождя подул ветер, стебельки закачались (поднимают руки над головой), зашумели (покачивая руками, надо делать спокойный вдох без поднятия плеч и длительный выдох с произнесением звука «ш»).

Итак, подул ветер, зашумели. Ветер, затих, стебельки успокоились. (не торопясь, опускают руки).

Воспитатель приглашает детей рассмотреть воду в двух баночках-чистую и грязную.

Ребята, как вы думаете, что будет с почвой, если ее полить чистой водой? (рассуждения детей)

А если-грязной? (рассуждения детей)

Правильно, в природе, как в сказке, есть «живая» и «мертвая» вода. И человек, который ест овощи, выращенные на грязной почве, может заболеть.

А откуда берется «мертвая» вода? (предположения детей)

Правильно, ее сливают заводы и фабрики… (воспитатель показывает иллюстрации) Во многих местах нашей планеты почва «болеет»: в ней не могут жить растения и животные. А почва образуется очень медленно: сантиметр за 100 лет, а разрушается очень быстро: из-за сильных ветров, ливней, неправильной обработки.

Как нужно относиться к почве? (люди должны заботиться о почве, вспахивать ее, удобрять, поливать, можно было выращивать овощи, фрукты.)

Правильно. Сейчас мы с вами посадим овес в разные почвы: плодородную, песчаную, глинистую. И будем наблюдать, как станут расти растения.

Дети делятся на три подгруппы и сажают овес в разную почву, проводят наблюдения за их ростом.

Наталья Зинец

1. Организационный момент :

Цель : Расширять знания о природе. Развивать любознательность , интерес к разнообразным природным ресурсам.

Методы и приёмы : чтение отрывка сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы» ,

сюрпризный момент (шкатулка из камня,

музыкальное сопровождение (, М. Мусоргский,

вопросы воспитателя (почему называют полезными , какую пользу принося людям, рассматривание иллюстраций (фотографии с изображением пещер, сталагмитов, сталактитов, подземных ископаемых ).

Оборудование : каски, фонарики, в контейнерах песок, глина, торф, уголь, нефть, декоративные камни.

Воспитатель читает отрывок из сказки П. Бажова «Хозяйка Медной горы» . Во время чтения звучит спокойная мелодия и появляется шкатулка.

Воспитатель обращает внимание на шкатулку, это подарок Хозяйки медной горы. Воспитатель задаёт вопросы о содержании шкатулки. Выслушивает предположения детей .

Пытается открыть шкатулку, а она не открывается. Для того, чтобы открыть шкатулку воспитатель предлагает совершить научную экспедицию к недрам Земли .

Предлагает стать учёными - исследователи, отправится в научную экспедицию. Воспитатель уточняет меры безопасности : громко не разговаривать, идти друг за другом.

Предлагает надеть каски и взять фонарики.

Рассматривают картинки с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов, полезных ископаемых , декоративных камней.

Рассказ воспитателя о подземном мире.

Воспитатель предлагает выйти из пещеры снять оборудование.

Воспитатель предлагает рассмотреть образцы, принесённые из пещеры – глину, песок, нефть, торф, уголь.

Задаёт детям вопрос : Почему ископаемые назвали полезными ? (приносят пользу людям) .

Воспитатель напоминает детям, что они учёные и предлагает детям опытническую деятельность, чтобы понять какую пользу приносят людям – проходят в лабораторию.

2. Основная часть занятия.

Цель : Познакомить детей с полезными ископаемыми . Дать первоначальные сведения об использовании полезных ископаемых человеком .

Методы и приёмы :

опытно – экспериментальная деятельность (нефть добавили в воду, торф и уголь опускать в воду, сжать в руке, полить водой, рассматривание под лупой, песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду)

загадки о глине, песке, угле.

Игра : «Мы – песчинки»

Материалы – стаканы с водой, кусочки угля и торфа, лупы, нефть в бутылочке, листы бумаги, простые карандаши, влажные салфетки, две бутылки с отрезанным горлышком, в горлышко положена вата, в одну добавлена глина, в другую песок, миски с песком и мелом,

влажные салфетки.

Иллюстрации с изображением добычи нефти, угля, шахтеров, танкера, глины, песка.

Воспитатель просит загадать ребёнка загадку. Ребёнок загадывает загадку о нефти.

Опыт № 1 воспитатель капает немного нефти в миску с водой и предлагает детям понаблюдать, что получилось. Нефть растеклась по поверхности воды. Нефть не перемешивается с водой. Это несёт вред для живых организмов живущих в воде.

Показ опыта сопровождается рассказом воспитателя о нефти.

Вывод : нефть полезна людям , но требует осторожности в обращении.

Опыт № 2 Воспитатель сидит вместе с детьми за столами.

Воспитатель просит ребёнка загадать загадку

Воспитатель задаёт детям вопрос : зачем человеку нужен уголь?

Рассказывает про уголь.

Воспитатель предлагает взять кусочек угля и рассмотреть его. Порисовать на листе бумаги. Воспитатель обращает внимание детей , какой уголь красивый – чёрный, блестит, сверкает на солнце.

Ребёнок загадывает загадку про торф.

Возьмите кусочек торфа, рассмотрите и сравните их. Дети рассматривают торф и уголь под лупой.

В торфе видны растения – мхи, разные веточки, листья. Он образуется на болотах.

Польют водой : торф впитывает воду, а уголь нет, вода стекает.

Предлагает сравнить уголь с простым карандашом. Что общего. Стержень карандаша – графит – тоже родственник угля, очень мягкий камешек. Настолько мягкий, что оставляет след на бумаге.

Вывод : торф и каменный уголь полезны , и важны для человека.

Воспитатель предлагает ребёнку загадать загадку о глине, о песке.

Педагог рассказывает о песке и глине.

Проведём опыт № 3 «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо пропускает воду»

воронки. В каждую воронку положили вату. В одной - песок, в другой – глина. Наливаем в обе воронки воду доверху. Дети наблюдают, за действиями воспитателя. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок – сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Она обладает связующим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

Вывод : песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Воспитатель предлагает детям поиграть. Объясняет ход игры.

Игра : дети превращаются в песчинки. Каждый стоит отдельно, не прикасаясь к друг другу. Подул ветер, песчинки разлетелись. (участники игры разбегаются) .

Дошкольники изображают частички глины. Они стоят группами, взявшись за руки. Подул ветер – глина на месте. Подул сильный ветер, комочки глины медленно перемещаются. (дети передвигаются группами, руки не разжимают) .

Воспитатель задаёт вопрос детям : Где применяется глина?

Воспитатель подводит итог, что песок и глина тоже важны для человека.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что делали в лаборатории, с чем познакомились ? Выслушивает ответы детей . (познакомились с природными ископаемыми , нефтью, углём, торфом, песком и глиной, выяснили, что все они полезны для человека .)

Воспитатель предлагает пройти к столам.

Воспитатель предлагает провести творческую работу с песком и мелом.

Цветной мел смешиваем с песком, песок стал розовым. На столах у детей уже готовый цветной песок разного цвета. Воспитатель предлагает насыпать песок, в бутылочку чередуя цвета. Объясняет и показывает.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Вывод : бутылочка с цветным песком похожа на камни.

На столе две одинаковые бутылки с отрезанными горлышками, в них вставлены

3. Заключительная часть занятия :

Цель : Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.

Методы и приёмы : беседа о декоративных камнях

Показ коллекции камней

Чтение отрывка из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

Музыкальное сопровождение «Рассвет над Москвой – рекой» М. Мусоргского

Сюрпризный момент подарок от Хозяйки Медной горы.

Воспитатель рассказывает о том, что есть ещё волшебные камни.

Воспитатель напоминает детям о камнях, принесённых из пещеры. Предлагает их рассмотреть и потрогать, обратить внимание на цвет и форму камней. Какие они – гладкие или шершавые? Предлагает рассмотреть разные камешки. В древности люди делали из таких камней амулеты : считалось, что это защитит их от бед и болезней. Люди давно научились делать из этих камней ювелирные изделия.

Дети трогают камни, определяют какие они на ощупь – гладкие или шершавые? Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию камней и украшений.

Камни очень красивы, долговечны, необычно блестят.

Наши предки наделяли камни сверхъестественной силой. Первобытные люди изображали на них магические знаки. Они считали, что такой камень защищал человека, лечил его, помогал в трудных ситуациях.

Позже появились люди - ювелиры. Они из камней делали украшения – серьги, бусы, кольца, браслеты. Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье.

Воспитатель напоминает детям о том, что в Алтайском крае есть завод по обработке декоративного камня, изделия этого завода выставлены в музеях страны.

Воспитатель читает отрывок из сказки, звучит музыка :

«Есть, у нас дорогая тятина памятка – малохитова шкатулка. Вот где каменья! Век бы на них глядела. … Танюшка побегала много-мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги навесила….А камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят разными огоньками, и светло от них, как при солнышке».

Обращает внимание детей на то , что шкатулка открылась.

Воспитатель и дети рассматривают, что лежит в шкатулке.

Воспитатель раздаёт детям подарок от Хозяйки Медной горы – по цветному камешку.

Публикации по теме:

Изготовили: педагог дополнительного образования Укачкова Надежда Васильевна методист Терёхина Алена Александровна Дидактическая игра по.

Итоговое интегрированное занятие, «Загадки весны» Цель: выявить знания детей в образовательных областях Задачи -Способствовать умению детей связывать сезонные изменения в природе с регионом проживания -Побуждать детей высказывать свои предположения.

Конспект НОД «Кладовая Прикамья» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель второй квалификационной категории:.

Предварительная работа. Ходили в библиотеку, к памятнику павшим в Великой Отечественной войне. Сделали Георгиевскую ленту. Оборудование.

Головина Ксения Николаевна
Учебное заведение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат № 3»
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-09 Конспект открытого занятия на тему “Кладовая Земли” Головина Ксения Николаевна Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат № 3» Занятие направлено на расширение знаний учащихся в области экологии и природоведения,на развитие навыков логического мышления и внимания, на воспитания бережного отношения и уважения к природе и окружающей среде.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект открытого занятия на тему “Кладовая Земли”

Экологическая викторина

«Кладовая Земли»

Открытое занятие 7 «А» класса

Цели: способствовать расширению знаний учащихся в области экологии и природоведения; развивать навыки логического мышления и внимания; воспитывать бережное отношение и уважение к природе и окружающей среде.

Задачи:

Развивать творческую активность, организаторские качества обучающихся, посредством участия в массовых мероприятиях;

Обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

Закрепить знания детей о растениях;

Развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;

Закрепить знания и навыки поведения в природе.

Оборудование и материалы для викторины:

Проектор; музыкальная аппаратура; презентация;

Беседа

Вступительное слово.

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. (Показ презентации). Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы – всё это Кладовая Земли, это наша с вами природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.

– Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений… Но сегодня мы с вами поговорим о растениях.

Давайте просмотрим видеоролик. (Включается видеофильм)

Что вы увидели? (Пробуждение природы…а какое время года? Весна. Особый период времени, когда нужно быть предельно аккуратным, внимательным по отношению к природе. Не сломать ветку, не сорвать только что распустившийся цветок…нужно охранять природу.

– Как вы понимаете выражение «охранять природу»? (ответы детей)

– Каждый из нас должен бережно относиться к природе. А для этого нужно усвоить некоторые простые правила поведения на природе. Какие правила? (Слайд) (Дети отвечают).

Педагог:

– Начинать доброе дело никогда не рано и никогда не поздно. Не забывайте, что вы отвечаете за прекрасное и богатое будущее природы нашей страны.

– Давайте проверим, хорошо ли вы знаете названия растений. Я загадаю вам загадки:

1. Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчелкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся… – Ромашки

2. Я шариком пушистым белею в поле чистом,

А дунул ветерок – остался стебелек. – Одуванчик

3. Белые горошки на пушистой ножке. – Ландыш

4. Не на шутку, а в серьез

Куст колючками оброс
темных ягодок сорви-ка

Что за кустик? Ежевика

5. Эти ягоды все знают,

Нам лекарство заменяют

Если вы больны ангиной

Пейте на ночь чай с … Малиной

Викторина

– Теперь мы проведем ряд конкурсов, чтобы проверить ваши знания о растениях. (Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают названия и капитанов).

Природа не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары.

И требует взамен лишь одного,

Чтоб люди были к ней добры.

1 конкурс. «Зеленая аптека»

Ведущий. В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, от расстройства желудка, от головной боли. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зелёной аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей. Ведь заменить лекарства природы мы не сможем ничем.

I Задание : Угадать и назвать по картинке лекарственные растения (Слайды)

(ромашка, подорожник, крапива, одуванчик, чистотел, клевер.)

Конкурс №2 «Третий лишний»

Теперь мы вспомнили, какие есть лекарственные растения и их полезные свойства. А теперь мы посмотрим, насколько вы хорошо знаете ядовитые растения.

На картинке изображены растения, вам нужно определить и выбрать то растение, которое относится к ядовитым растениям (Слайд) (Какая команда правильно ответит, та и победила.)

3 конкурс. Отгадайте кроссворд .

Раздаются каждой команде по кроссворду. Ключевые слова, которые у них должны получится будут выписаны на доске, это ключевое выражение «Экология и природа».

4конкурс. Заключительный. Блиц-опрос

1.Какой из лекарственных кустарников дал название конфетам? Барбарис

2.Это растение называют «зелёным бинтом» Подорожник.

3.Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)

4.Опиумный цветок. (Мак)

5.Какие растения дали названия оттенкам цветов? (Роза - розовый, сирень - сиреневый, вишня - вишневый, малина - малиновый, фисташка - фисташковый, апельсин (франц. «оранж») - оранжевый, лимон - лимонный, персик - персиковый, оливка - оливковый, горчица - горчичный, кофе - кофейный, василек - васильковый, салат - салатовый, морковь - морковный)

6.У какого дерева белый ствол?(у березы)

7.С этимрастением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.Мята.

8.Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё ?

(Корни, листья, цветы , побеги, плоды, кора, почки.)

9.В какое время суток собирают лекарственные растения ?

(Утром, когда обсохнет роса.)

10. Где можно хранить лекарственное сырьё ?

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

5. Заключение

Педагог: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М. М. Пришвину.

И в заключении, давайте посмотрим о самых необычных и удивительных растений.

(включается ведеоролик)

– Спасибо большое за активное участие, вы все молодцы, проявили себя как знатоки природы. Победила дружба!!!

Кроссворд №2

  1. Вдоль дорожек он растёт.
    Только вовсе не цветёт.
    Кровь остановить им можно.
    Что за травка? – …
  2. Стоят в поле сестрички:
    Желтый глазок, белые реснички.
  3. Эффективное народное средство от бородавок.
  4. Ягода самой темной окраски. Ее используют как витамины для улучшения зрения.
  5. Метелка с зернышками
  6. Растительный освежитель. Пряность в зубной пасте.

Кроссворд №1

Заглянем в кладовые Земли

Горные породы образуют толщу Земли, а сами состоят из минералов.

Рассмотрите образцы полевого шпата, кварца и слюды. Это минералы , соединяясь вместе, образуют горную породу гранит

Рассмотрите кусочек гранита. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найди полупрозрачные зёрна. Это минерал слюда.

Заполните схему. Состав гранита.
Закрасьте в схеме прямоугольник с названием горной породы зелёным карандашом, прямоугольники с названиями минералов - жёлтым карандашом.


Выпишите из текста учебника примеры горных пород.

Гранит, песок, глина, известняк, мел, мрамор, кремень

Найди в атласе-определителе "От земли до неба" дополнительные сведения о граните, полевом шпате, кварце, слюде. Приготовь сообщение об 1 - 2 из этих камней (по своему выбору). Запиши краткие сведения о них.

Гранит
Гранит бывает серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: гранитом облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Гранит - горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц, слюда. Цветные зерна - это полевой шпат, полупрозрачные, сверкающие - кварц, чёрные слюда. "Зерно" по-латыни "гранум". От этого слова и появилось название "гранит".

Полевой шпат
Полевой шпат - самый распространенный минерал земной поверхности. Известно много разновидностей полевых шпатов. Среди них есть белые, серые, желтоватые, розоватые, красные, зелёные камни. Чаще всего они непрозрачны. Некоторые из них используют для изготовления украшений.

Кварц
Кварц - минерал, который входит в состав гранита, но часто встречается и сам по себе. Попадаются кристаллы кварца размером от нескольких миллиметров до нескольких метров! Прозрачный бесцветный кварц называют горным хрусталём, непрозрачный белый - молочным кварцем. Многим известен прозрачный фиолетовый кварц - аметист. Есть кварц розовый, кварц голубой и другие разновидности. Все эти камни с давних пор используются для изготовления различных украшений.

Слюда
Слюда - минерал, состоящий из пластин, тонких листочков. Эти листочки легко отделяются друг от друга. Они тёмные, но прозрачные и блестят. Слюда входит в состав гранита и некоторых других горных пород.

Если у тебя есть своя коллекция камней (например, разноцветная морская галька или другие камни), выбери самые красивые и интересные. Сделай фотографии и помести их здесь. В подписи постарайся передать своё отношение к миру камней.


Рассматривать камни очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где живёшь. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Рассматривая камни, думаешь о том, что в каждом из них есть какая-то тайна и множество загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Хочется узнать, какие же секреты они таят в себе, чем отличаются друг от друга, какова история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям .