Кл час вступая во взрослую жизнь.

Худшее, что мы можем сделать - слишком много думать о предстоящих проблемах. Создание сценариев в голове, когда нет никакой идеи – далеко не лучший вариант. Тогда остается только лечь в постель и накрыть себя одеялом по самые уши, надеясь, что там будет менее страшно. Однако, таким образом мы не решим проблему. Лучший выход - прекратить размышлять и действовать. Одно действие повлечет за собой следующее, и мы найдем работу, без проблем войдя во взрослую жизнь.

Поверь в себя

Знаете, в чем причина этого страха? Из-за отсутствия веры в то, что справитесь. А ведь есть и другой вариант. Поверьте в свои возможности, и вы добьетесь всего, чего пожелаете. Конечно, это вполне естественно бояться неопределенности. Одни боятся меньше, другие больше. Если этот страх парализует, стоит воспользоваться помощью психотерапевта. Города, конечно, повышают уровень стресса, а вхождение в жизнь этого города - это, безусловно, прыжок в глубокую воду.

Что такое зрелость?

Если мы боимся неизвестности, для начала стоит выяснить, что скрывается под словом «зрелость»? Зрелость с точки психологии и биологии - это часть цикла человеческой жизни, который наступает после периода достижения физической зрелости, завершения периода биологического роста организма и важных жизненных функций. Согласно психологии развития, невозможно однозначно определить, когда человек становится взрослым. Некоторые считают, что взрослый человек - это человек независимый экономически. Безусловно, в этом есть часть истины, но, конечно, это не единственный показатель.

Измените точку зрения

Подумайте, чего вы боитесь на самом деле? Идти на работу? Ведь всю жизнь изо дня в день мы ходили в школу, после чего возвращались домой, делали уроки. Теперь поймите, что работа ни чем не отличается от школы. Работая, вы просто выполняете возложенные задачи и обязанности за соответствующее денежное вознаграждение. Если ты работаешь и зарабатываешь, то автоматически есть деньги на то, чтобы удержаться.

Зрелость учит смирению

Практически в любом случае теоретические знания - это одно, а реальность - абсолютно иное. Можно многое рассказывать о взрослой жизни, но вы будете чувствовать ее только тогда, когда сами в нее вступите. Несмотря на страхи, не стоит медлить. Не прячься больше под одеялом. Возможно, там тепло и безопасно, но жизнь подготовила для Вас достаточно приятных сюрпризов, воспользоваться которыми можно, просто начав действовать. Каждый день вы будете совершать выбор, за который понесете последствия, но это научит покорности. Зрелость - это школа, которая учит жизни. От вас зависит, как быстро вы научитесь и усвоите все необходимое.

Тема: «Вступая во взрослую жизнь....

Цель: формирование гражданской позиции, нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.
Эпиграф классного часа
Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной.
Р. Эмерсон

Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах истины, добра и красоты.

В.Бехтерев

Вступительное слово учителя.

17 лет – это возраст знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь. Это возраст, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Это возраст, когда молодой человек ищет себя во всем. Этот прекрасный возраст называется – юношеским. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Работая с вами не один год, я знаю как вы пытаетесь обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными средствами. Многие из вас уже задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все ваши переживания.

Обсуждение притчи. Ведущий рассказывает притчу.
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И
окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».
Вопросы для обсуждения:
Прав ли был мудрец?
Нужны ли людям законы?
Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
Почему человек преступает закон?
Что значит слово «заповедь»?
Какие заповеди вы знаете?
Чем заповеди отличаются от законов?

Учитель: У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него снято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
Конечно, ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь свою с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев)

Ведущий. Какие жизненные заповеди, ценности считаются незыблемыми вашей семье?

III. Работа в группах.
Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Вы должны найти им правильное объяснение, проиллюстрировать примерами. А затем сформулируем понятие нравственная культура
Слова для работы в группах:
Группа 1.
Доброта

Вежливость
Гордость
Любовь

Группа 2

Скромность
Милосердие
Выдержанность
Грубость
Группа 3.
доверие
Совесть
Сострадание
Честь
Группа 4.
Трудолюбие
Тактичность
Патриотизм
Правдивость

Группа 5.
Искренность
Заносчивость
Верность
Способность к прощению


Возможные определения каждого понятия:

1.Доброта – это, когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливеее, увереннее.
2.
Вежливость - качество, харакгеризующее поведение человека. Оно пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.Выде
ржанность - умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия
4.Верность
- качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. повседневном поведении.
5.
Г ордость - это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.
Грубость - качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.Дов
ерие - это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.Занос
чивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.

9.Искренность - качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.
Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.
Милосердие - принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.
Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.
Правдивость - это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.
Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.
Скромность - это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.
Совесть - способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.
Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.
Трудолюбие - это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.
Тактичность - это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20.
Честь - качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Нравственная культура - показатель того, насколько требования нравственных законов жизни оплотились в поступках человека.
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Самооценка нравственных качеств. Учащимся раздаются листочки с зааисанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

Учитель . В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше Это правило дающее нашему существованию разумный смысл и текающее из него счастье, разрешает все затруднения».

Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, повашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?
*в озлоблении людей;
*в эгоизме (каждый сам по себе);
* в росте преступности;
*в исчезновении элементарной культуры поведения;
* в утрате идеологической и ценностной ориентации;
в том, что порвалась связь поколений;
в чем еще?

Альберт ЛИХАНОВ: Все контрастнее становятся отношения между старшими и младшими поколениями в семье. К сожалению, опыт старщих не убеждает подрастающих своими трудностями, преодолениями, своей явной или скрытой героикой, противостоянием трудностям в жизни. Молодые же считают главными ценностями деньги, так называемые тусовки. На меня лично производят удручающее впечатление тысячи танцующих и кривляющихся на дискотеках, Не хочу казаться консерватором, но мне кажется, что орущая музыка и жизнь в толпе действует на подсознание новых поколений, а это позволяет заимствовать иные ценности, чем ценность человеческой жизни, опыт близких своих, родителей, бабушек, дедушек, которые и войну прошли, и голод, и всяческие испытания. Толпа, грохот, и порождают жажду выпивки, наркотиков - сейчас же, мгновенно. И задумываешься: так ли все это безобидно, не формируется ли таким образом малоуправляемая толпа, какое-то быдло, которому ничто не в ценность, ничто не в радость, кроме сиюминутного, мгновенного удовольствия? Быдло, которому не обязательно думать, взвешивать свои поступки, отвечать за них.

Вы согласны с таким мнением Альберта Лиханова?
Нужно ли через 65 - писать и говорить о войне. Очень даже нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи. Потому что тот подвиг, который совершили наши старшие поколения, - поколения, победившие в Великой Отечественной войне, поколения, которые выстояли, показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем. Мы не будем иванами, не помняшими своего родства. Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков.

Рефлексия классного часа.

На доске солнышко.

Поместите внутрь его самое главное,о вашему мнению, нравственное качество (добро), а лучи – сострадание, терпимость. Искренность, способность к прощению, патриотизм, любовь.

Учитель. Милосердие делает общество чище и добрее, потому что проявляется на основе уважения к человеку, чувства сострадания и сопричасности с ним. Оно направлено на сохранение самоуважения личности..Подумайте, не соединяет ли понятие добродетель и милосердие высказывание Бальзака: «Быть может, добродетель есть не что иное, как душевная деликатность. В чем же тонкая нить такого соединения?

В непристанной работе души, и главное в милосердии, и в добродетели. Прав был Л.Толстой, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие?.

Не хотите ли осмыслить свои способности к усилию? Замените следующие многоточия соответствующими вашим возможностям на нравственное усилие действиями:

Простить....

Уступить...

Пожертвовать...

Помочь...

Заменить...

Утешить...

Нравится ли вам результат ваших усилий?

Пусть напутствием вам послужат слова фран цузского философа-мыслителя ХУI века. Монтеня: «Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью».

Похожие работы:

Программа

... вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни . Включение учащихся в различные социальные общности (класс ... реализации себя во взрослой жизни и будущей... (композицию, сценарий ) проводимого... , проведение классных часов . 11 класс Ступенька седьмая...

Сценарий

Школа №1» Сценарий выпускного вечера для 11 класса «Расстаемся, ... дорожке 11 класс со своим классным руководителем... сей же час , Позвольте познакомить... выпускники школы отправляемся во взрослую жизнь . Выпускник Сегодня... дорогу мы возьмем, Вступая в мир широкий. ...

Урок

... Сценарий на Последний звонок - Прощай, 11 класс! 160 Сценарий ... мы возьмем, Вступая в мир... класс! Постой! 9-й класс! (песня «9 класс» ) - Настал, друзья, заветный час ... взрослая жизнь . ... во всем, И от школьного порога Всяк свою найдет дорогу! Вперед выходит классный ...

Основная образовательная программа

... взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ... жизни ; формирование у учащихся знаний о правилах дорожного движения. Уровень класса : уроки здоровья (классные часы ) – 1 – 11 классы ...

Документ

До 11 % взрослого населения... которой невесты вступают во взрослую жизнь , требует... . Главная классная комната дочерей... Прожить жизнь во исполнение семейного сценария ... занятия – 2-3 часа . В стационарных условиях... начат рано, в 3-4-м классе , а подавала бабушка...

КЛАССНЫЙ ЧАС:
«ВСТУПАЯ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ....»
Цель: формирование гражданской позиции, нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
- Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
- Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.
Эпиграф классного часа Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной. Р. Эмерсон

Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах истины, добра и красоты.
В.Бехтерев
Вступительное слово учителя.
17 лет – это возраст знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь. Это возраст, определяющий становление личности, поиск своего места в жизни. Это возраст, когда молодой человек ищет себя во всем. Этот прекрасный возраст называется – юношеским. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Работая с вами не один год, я знаю как вы пытаетесь обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными средствами. Многие из вас уже задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все ваши переживания.
Обсуждение притчи. Ведущий рассказывает притчу.
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».
Вопросы для обсуждения:
Прав ли был мудрец? Нужны ли людям законы? Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит? Почему человек преступает закон? Что значит слово «заповедь»? Какие заповеди вы знаете? Чем заповеди отличаются от законов?

Учитель: У каждого человека есть свои нравственные ценности это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него снято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
Конечно, ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование.
Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь свою с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев)

Ведущий. Какие жизненные заповеди, ценности считаются незыблемыми вашей семье?
III. Работа в группах. Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Вы должны найти им правильное объяснение, проиллюстрировать примерами. А затем сформулируем понятие нравственная культураСлова для работы в группах: Группа 1. Доброта
Вежливость Гордость Любовь
Группа 2
Скромность Милосердие Выдержанность Грубость Группа 3. доверие Совесть Сострадание Честь Группа 4. Трудолюбие Тактичность Патриотизм Правдивость
Группа 5. Искренность Заносчивость Верность Способность к прощению

Возможные определения каждого понятия:
1.Доброта – это, когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливеее, увереннее.
2.Вежливость качество, харакгеризующее поведение человека. Оно пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.Выдержанность умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.
4.Верность качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. повседневном поведении.
5.Гордость это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.Грубость качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.Доверие это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.Заносчивость негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.
9.Искренность качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.Любовь чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.Милосердие принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.Патриотизм нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.Правдивость это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.Способность к прощению это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.Скромность это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.Совесть способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.Трудолюбие это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.Тактичность это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20. Честь качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
Нравственная культура показатель того, насколько требования нравственных законов жизни оплотились в поступках человека. Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?
Самооценка нравственных качеств. Учащимся раздаются листочки с зааисанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя. Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

Учитель. В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше Это правило дающее нашему существованию разумный смысл и текающее из него счастье, разрешает все затруднения».
- Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, повашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять? *в озлоблении людей; *в эгоизме (каждый сам по себе); * в росте преступности; *в исчезновении элементарной культуры поведения; * в утрате идеологической и ценностной ориентации; в том, что порвалась связь поколений; в чем еще?

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическая разработка

Классного часа

«Вступая во взрослую жизнь»

Подготовил преподаватель

Арзамас 2017г.

Цели: формирование активного и деятельного отношения к собственной жизни; формирование потребности в успешной самореализации; содействие личностному и профессиональному самоопределению.

Подготовительная работа: Создание презентации. Классный руководитель предлагает студентам написать мини-сочинение «Автобиография будущего». Студентам предлагается заглянуть немного вперед подумать и помечтать, при этом не ограничивать свою фантазию. Можно попытаться ответить на следующие вопросы:

1. Как вы видите свою жизнь от настоящего момента до 2020года?

2. Какими будут ваше образование, профессия?

3. Есть ли семья дети?

4. Материальное положение?

5. Что составляет основную гордость за прожитые годы?

Данные вопросы помещаются на первый слайд презентации.

Форма проведения : беседа

Ход классного часа: Классный руководитель рассказывает об обобщенных результатах мини-сочинений:

1. Какие жизненные достижения наиболее ценятся подростками?

2. Что больше ценят мальчики, что девочки?

3. Насколько мечтания учащихся духовны или бездуховны, эгоистичны или альтруистичны?

По результатам мини –сочинений выявляются цели (второй слайд презентации), к которым студенты могут стремится в жизни:

· Хорошая карьера и работа

· Деньги, богатство

· Хорошее образование

· Счастливая семья

· Хорошее здоровье

Многие студенты при достижении данных целей, видят себя в роли бизнесменов, мечтают о личном деле и лишь единицы связывают свою жизнь с техническими профессиями. Вступая во взрослую жизнь, вы должны понимать, эти эфорийные надежды не у каждого могут осуществиться. Там за порогом колледжа кризис, безработица и возможно первая проблема с которыми вы столкнетесь - это трудоустройство.

Поэтому сегодня для, того чтобы вы реально взглянули на возможности достижения своих целей, определили мотивы выбора профессии мы пригласили бывших выпускников нашего техникума.

Прежде чем дать слово гостям мне бы хотелось показать видео - фрагмент (третий слайд) и зачитать информацию: «Люди способные к работе с техникой, к техническому творчеству до революции были богатыми, обеспеченными людьми, имели прислугу, отдыхали за границей или в Крыму. Лет сто назад девушки мечтали выйти замуж за инженера. Это была престижная востребованная профессия». А как сейчас девушки относятся к этой профессии? Хотели бы они выйти замуж за человека технической професии? (девушки высказываются)

А у нас в гостях девушка, которая сама прекрасно справляется с этой работой. . Выпускница техникума 2004года. В настоящий момент является начальником инструментального отдела Арзамасского приборостроительного завода.

План рассказа:

· Рассказать о начальном этапе своей профессиональной деятельности ;

· О мотивах выбора профессии;

Видео-фрагмент (четвертый слайд) .Почти треть молодых людей нашей группы после окончания техникума идут служить в армию. Поэтому следующий гость выпускник техникума 2015 года Трофимов Александр. В настоящее время электрик.

План рассказа:

· О мотивах выбора профессии;

· О положительных и отрицательных сторонах своей трудовой деятельности.

Студентам предлагается задавать вопросы в конце рассказа гостя.

Видео-фрагмент(пятый, шестой слайды) .Реальную картину о возможностях трудоустройства нам опишет третий гость Выпускник 1995года. В настоящие время главный энергетик машиностроительного завода.

План рассказа:

· Рассказать о начальном этапе своей профессиональной деятельности;

· О требованиях к индивидуальным особенностям;

· Требования к профессиональной подготовке.

Студентам предлагается задавать вопросы в конце рассказа гостя.

Сейчас с помощью теста «Мой запас прочности»( слайд с восьмого по двенадцатый) каждый из вас сможет проверить, насколько реально высоки его готовность к внезапным изменениям в жизни, способность понимать, чувствовать новую обстановку и приспосабливаться к ней.

Перед вами двадцать пять предложений. Читайте их не спеша. Если прочитанное предложение, на ваш взгляд, относится к вам, помечайте его крестиком, если нет –ноликом.

1. Когда я выполняю какое-либо дело, я быстро устаю.

2. Я с огромным трудом сосредотачиваюсь на чем-нибудь одном.

3. Я имею склонность беспокоиться по всякому поводу.

4. Часто я чувствую себя так погано, что тошнота подступает к горлу.

5. Не редко, когда я делаю что-то ответственное, мои руки прямо-таки трясутся.

6. Вообще я часто волнуюсь.

7. Мне частенько снятся кошмары.

8. Я, честно говоря, потею даже в холодную погоду.

9. Мне все время хочется тянуть в рот что-нибудь съестное. Я ужасно люблю семечки, леденцы, ириски.

10. Часто бывает, что я чувствую боль в животе.

11. Случается что я просыпаюсь среди ночи и долго не могу заснуть.

12. Я знаю про себя, что я человек крайне раздражительный.

13. Наверняка я обладаю большей чувствительностью, чем другие люди.

14. В моей жизни постоянно случается что-нибудь волнующее, поэтому я все время о чем-нибудь беспокоюсь.

15. Жаль, конечно, что мне достается не так много счастья, как другим.

16. По правде говоря, я довольно легко могу заплакать.

17. Я терпеть не могу ждать кого-то или чего-то. Тут я всегда начинаю нервничать.

18. Периодами я чувствую, что через чур суетливо веду себя, просто на месте усидеть не могу.

19. Я терпеть не могу преодолевать трудности.

20. Временами я чувствую полную свою беспомощность и ненужность никому.

21. Я знаю, что отличаюсь довольно большой застенчивостью.

22. Мне все дается с трудом.

23. Большую часть времени я нахожусь в напряжении.

24. Временами у меня бывает состояние полнейшей апатии.

25. Трудности следует не преодолевать, а по возможности избегать их. Это мое глубокое убеждение.

Интерпретация полученных результатов .(слайд с тринадцатого по шестнадцатый)

Первая группа 0-5 крестиков.

Если в итоге тобой набрано не больше 5 крестиков, значит, твоя готовность к внезапным неприятностям и резким изменениям в жизни порой на столько высока, что нередко ты недооцениваешь всю серьезность новой для тебя ситуации.

Вторая группа 6-10 крестиков

Если крестиков набралось от 6 до 10,твоя

готовность к внезапным переменам и

приспособляемость к ним нормальная.

Третья группа 11-20 крестиков

Если получилось от 11 до 20, готовность к переменам и умение быстро ориентироваться в новых условиях жизни у тебя немного низковаты.

Четвертая группа 21-25 крестиков

Если крестиков больше 20, ты имеешь склонность слишком уж сильно переживать, чрезмерно беспокоиться не только из-за чего-то серьезного, но и по пустякам.

Заключение классного часа.

На самом деле вступая во взрослую жизнь каждому из вас нужен свой жизненный план.

Для попавших в первую группу - для того чтобы не «наломать дров» из-за поспешных действий. Необдуманные поступки приводят, как правило, к потерям времени, денег, к разочарованиям.

Тем, кто попал во вторую группу, нужно помнить, что продуманные действия приводят к лучшему результату.

Для попавших в третью или четвертую группу план действий нужен для того, чтобы не испугаться сложившейся ситуации не отказаться вообще от каких - либо действий.

Постепенно вы наберетесь опыта, придет уверенность в себе, возникнет меньше волнений при столкновении с трудностями.

Поэтому вступая во взрослую жизнь я вам желаю идти по намеченному вами плану и добиваться своих высоких вершин.

Цели мероприятия:

Способствовать формированию коллектива в группе;

Способствовать воспитанию саморазвития, самоопределения личности студентов.

Задачи мероприятия:

Развивать коммуникативные способности через умение слушать собеседника, соглашаться с его мнением;

Расширить знания студентов о подростковом возрасте, его проблемах;

Закрепить у студентов навыки устного выступления и умения выражать свою точку зрения.

Развивать способность к самоанализу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Вступительное слово преподавателя.

Воспоминания из детства « Дорогие моему сердцу фотографии».
В.А. Сухомлинский о подростке.
Краткая характеристика подросткового возраста.
Обсуждение проблем подростка.
Презентация « Сферы реализации личности».
Познавательная деятельность как определяющая процесс обучения.

А) Научно- исследовательская работа

B) Социальная молодежная организация

Поведение итогов. Заключительное слово преподавателя.

Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа. Сегодняшний час общения я хотела бы начать с вопроса. Мне интересно было бы знать, кем вы себя считаете? Взрослыми или детьми?

Тема классного часа сегодня « Уже не ребенок, но еще и не взрослый». Всем вам уже 15 лет, все вы студенты колледжа, но часто, по вашему поведению, бывает трудно определить для какого возраста оно характерно. То вы просыпаете на пары, как беспомощные деты, то вы забываете студенческий, как дедушка или бабушка могут забыть что- то в силу своего возраста.

А как вы думаете, какое значение ваш возраст играет в жизни человека?

(важен ли он вообще и почему?)

Следует подчеркнуть, что исключительно важную роль в формировании человеческой личности играют годы детства, дошкольный и младший возраст. Глубоко прав был великий писатель и педагог Л. Толстой, утверждая, что

От рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни.

Недаром существует и такое высказывание как «Все мы родом из детства» Детству надо так мало и так много

– материнская улыбка и крепкие руки отца,

Веселые игры и спокойный сон,

Уютный дом и верные друзья,

Яблоки в саду у дедушки и светлые бабушкины сказки,

Шумные семейные праздники и сладкая колыбель.

В психологии жизнь человека подразделяется на следующие этапы:

Новорожденный

От рождения до 28 дней

Грудной возраст

28 дней - 11 мес.29 дней

Раннее детство

1 - 3 года

Первое детство (дошкольный)

3 - 6 лет

Второе детство (ранний школьный)

7-12 лет (мальчики); 8-11 лет (девочки)

Подростковый возраст (старший школьный)

13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девушки)

Юношеский возраст

16-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)

Зрелый возраст (1 период)

22-35 лет (мужчины); 21-35 лет (женщины)

Зрелый возраст (2 период)

36-60 лет (мужчины); 36-55 лет (женщины)

Пожилой возраст

61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины)

Старческий возраст

75-90 лет

Долгожители

90 лет и старше

На каком этапе жизни вы сейчас находитесь?

Мы находимся сейчас в подростковом возрасте.

Ваш возраст - это переходное состояние между детством и взрослостью. Вы - еще не взрослые, но уже и не дети. Вы подростки. А кто такой подросток? Василий Александрович Сухомлинский дал следующее определение этому понятию:

« Подросток- это цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он начнет цвести. Растерянность, удивление перед « фатальными», « неотвратимыми» явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в землю семя, не зная твердо, какое это семя – розы или чертополоха, а потом через несколько лет пришел любоваться цветком».

В.А. Сухомлинский

Ребята, понимаете ли вы значение слов « фатальными», « неотвратимыми»?

Судьбоносное, то, что неотвратимо свершится

1. Ребята, как вы думаете, какой цветок вырастет на том месте?

2. От кого или от чего на ваш взгляд зависит, вырастет подросток плохим или хорошим?

3. А как это высказывание можно применить по отношению к вашей будущей профессии?

В рамках подготовки к классному часу я просила вас нарисовать цветок, с которым вы себя ассоциируете. (выбираю 2-3 студенты должны сказать почему они выбрали именно этот цветок, что он символизирует, попытаться сравнить себя с цветком.)

Существует мнение, что

« Подростковый возраст – самые трудные годы в жизни человека»

Краткая характеристика подросткового возраста

Физические изменения

Психологические

Изменения

Социальные

Изменения

Получает паспорт

Несет ответственность за свои поступки

Такие изменения порождают много трудностей, проблем, конфликтов с собой, с окружающими.

Проблемы подростков в Пензе?

(показать диаграмму)

По результатам исследований социологической службы г. Пензы были выявлены основные проблемы подростков:

Получение образования

Возможность дополнительного заработка

Здоровье

Распространение алкоголизма и наркомании среди подростков

Взаимоотношения со сверстниками

Проведение свободного времени

Получение дополнительного образования

Взаимоотношения с родителями

Правовая некомпетентность

Отсутствие (недостаток) молодежных учреждений доступного досуга

А Какие у вас проблемы существуют на данном этапе? Вспомните мы проводили опрос, в ходе которого выяснили наиболее значимые для вас проблемы. Давайте назовем их еще раз.

Взаимоотношения со сверстниками

Адаптация в учебном учреждении

Определение своего собственного « Я»

Конфликт поколений

Формирование и реализация личности

У подростка действительно много проблем. И вы, Ребята, вы не одиноки в этих проблемах. Прослушайте внимательно отрывок из письма, и постарайтесь определить о какой проблеме подростка идет речь?

Мне 16. Как многие в этом возрасте, думаю, куда приложить свои силы, свою энергию. Пугает пустая, никому не нужная жизнь. Не люблю « общие» разговоры о высокой нравственности, о поисках своего призвания. Во имя своих идеалов надо действовать, а не рассуждать о них. Действовать целенаправленно, чтобы построить свою жизнь насыщенной и интересной, а не просто работать, просто учиться, просто проводить время.

Дима С. Московская область

Как вы думаете все эти проблемы (взаимоотношения со сверстниками, адаптация в учебном учреждении, определение собственного я, конфликт поколений, формирование и реализация личности) они решаемы?

А можно ли решив проблему формирования и реализации личности, попробовать решить все остальные проблемы.

Проблема самореализации в этом возрасте является одной из самых главных для формирования активной, всесторонне- развитой личности. Назовите, пожалуйста, сферы, где вы можете реализовать себя и делаете это.

Художественная деятельность – деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Это есть способ приобщения к творчеству, возможность самораскрытия и самоутверждения.
Творческие дела – любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны. Они расширяют кругозор, развивается фантазия, приучаются искать нужную информацию, совершенствуют организаторские и творческие навыки.
Трудовая деятельность – это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

Познавательная деятельность – направлена на овладение, расширение и углубление уже сложившейся системой знаний, умений и навыков.

5.Спортивная деятельность – характеризуется стремлением человека удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества.

Каждый из вас имеет определенные склонности и развивает в той или иной деятельности. Не только вы, но и все студенты нашего колледжа активно участвуют в общественной жизни колледжа, посещают кружки. Какие кружки есть у нас в колледже?

Шейпинг зал «Юла»
Восточные танцы
Танцевальные группы
Зал лечебной гимнастики
Тренажерный зал « Лидер»

Поднимите пожалуйста руки те, кто посещают кружки колледжа?

Вспоминая все те сферы деятельности, которые мы перечислили раньше, назовите ту, которая является общей для вас всех?

Познавательная.

Следует подчеркнуть, что все сферы деятельности безусловно важны, но на данном этапе большое внимание вы должны уделять познавательной деятельности. Вы можете активизировать ее не только на парах, но и занимаясь научно-исследовательской работой. Ежегодно студенты архитектурно-строительного колледжа принимают активное участие в научно-практической конференции. И часто занимают призовые места, повышая тем самым статус учебного заведения.

Сейчас я хотела бы вас познакомить со студенткой группы ЛД-21 Шкурко Марианной, которая в прошлом году принимала участие в конференции.

Марианна, что такое научно-исследовательская работа?

Научно –исследовательская работа – это самостоятельное научное исследование, основанное на изучении автором широкого круга публикаций и различного рода источников по заявленной проблеме.

Другим направлением общественно –значимой деятельности является участие в молодежных организациях, которые способствуют формированию активной, всесторонне-развитой, социально-значимой личности. В Пензе очень много таких организации. О действии одной из них вы узнаете от Короткого Дмитрия, студента группы ПД-22. Дмитрий, о какой организации вы сегодня расскажите?

Наш классный час подходит к завершению. Я думаю, что он не прошел даром. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас задумался сегодня, что он представляет из себя в жизни, подумал в какой области он мог бы себя проявить. Вы только начали учиться в колледже, перед вами открыт огромный мир возможностей. Действуйте целенаправленно, цените это время. Подростковый возраст с одной стороны – это трудный период в жизни человека. Но с другой стороны – это самый прекрасный возраст, весна жизни. И какой будет эта весна зависит только от вас. А чтобы этот период остался незабываемым, с сегодняшнего дня мы начинаем фотоальбом, где вы можете оставить

Мне бы очень хотелось, чтобы к концу обучения в колледже в этом альбоме была фотография каждого из вас.

Гражданин России (будь то подросток или взрослый) должен быть:

1.Ответственным

2. Свободный

3. Культурный

4. Всесторонне-развитый

5. Активный

От того, как человек относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик. К. Ушинский писал, что

Ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Надо только научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, что такое умственный труд, что значит хорошо трудится. . .

Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Это связано с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, проблема выбора профессии и определение дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов подростков.

Взрослые вы люди или нет?

Если немного подумать, то становится очевидным, что однозначного ответа и нет. Почему? Потому что взрослость не есть нечто однозначное. Взрослость бывает физиологическая, психологическая, социальная. И даже один и тот же человек, достигнув первой, нередко далек от второй и третьей, а порой заканчивается свою жизнь, психологически, личностно оставаясь на уровне юноши. Физиологически и в большей мере физически-да. У большинства закончился или заканчивается период созревания.

А психологически? Да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя как взрослые. Нет, если говорить о возможности и умении управлять собой и своим поведением.

А с точки зрения социальной?Да, ведь в ранней юности человек получает паспорт, несет правовую ответственность за свои поступки.

Нет, ибо он еще не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не образует, как правило, собственной семьей

Физические изменения у подростка.

Подростковый возраст –период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков.

Одним из первых и наиболее заметных телесных изменений является резкое ускорение роста. Девочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет.

Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и прекращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше ростом, чем ее мать.

В целом, физические изменения подростков обусловлены рядом факторов, таких, как наследственность, питание, среда обитания и т.д.

Психологические изменения подростка.

Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок.

Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом.

Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные и длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Подростку свойственна повышенная критичность. Он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям.

Ребята, как вы думаете, какой цветок вырастет на том месте?

Вырастет ли роза или чертополох, все будет зависеть от того, насколько хорошо садовник будет ухаживать за этим цветком. Если он будет ухаживать за цветком регулярно, поливать, подкармливать, делать это с любовью, то, конечно же, вырастет роза. А если он посадит цветок, да еще и забудет про него, то, безусловно, вырастет только чертополох.

От каких условий на ваш взгляд зависит, вырастет подросток плохим или хорошим?

Во первых, все зависит от родителей. Недаром В.А. Сухомлинский сравнивая подростка с цветком сказал, что заботится о красоте цветка нужно задолго до того, как он начнет цвести. Родители должны воспитывать ребенка не только в детстве, но и когда он уже вырастет. Второстепенными факторами, оказывающими влияние на воспитание подростка будут являться окружающая среда, в каком коллективе он находится, какие у него друзья.

А можно ли сравнить данное высказывание с вашей специальностью?

Я считаю, что можно. Мы – студенты специальности « садово- парковое и ландшафтное строительство». В будущем кто то из нас станет садовником, а кто то строителем. В том или в другом случае каждый будет что то создавать. И вот какой цветок вырастет, или какой дом построиться будет зависеть от нас. От того, насколько мы вкладываем душу в любимое дело, как мы умеем это делать, от нашего профессионализма.