Кирилл медведев директор новой школы. Где и чему московские миллиардеры учат своих детей

О живых организмах известно, что они дышат, питаются, размножаются и погибают, в этом состоит их биологическая функция. Но за счет чего это все происходит? За счет кирпичиков - клеток, которые тоже дышат, питаются, погибают и размножаются. Но как это происходит?

О строении клеток

Дом состоит из кирпичей, блоков или бревен. Так и организм можно разделить на элементарные единицы - клетки. Все разнообразие живых существ состоит именно из них, отличие лежит лишь в их количестве и видах. Из них состоят мышцы, костная ткань, кожа, все внутренние органы - настолько сильно они различаются в своем назначении. Но вне зависимости от того, какие функции выполняет та или иная клетка, все они устроены примерно одинаково. Прежде всего, у любого "кирпичика" есть оболочка и цитоплазма с расположенными в ней органоидами. Некоторые клетки не имеют ядра, их называют прокариотическими, однако все более или менее развитые организмы состоят из эукариотических, имеющих ядро, в котором хранится генетическая информация.

Органоиды, расположенные в цитоплазме, разнообразны и интересны, они выполняют важные функции. В клетках животного происхождения выделяют эндоплазматическую сеть, рибосомы, митохондрии, комплекс Гольджи, центриоли, лизосомы и двигательные элементы. С помощью них и происходят все процессы, которые обеспечивают функционирование организма.

Жизнедеятельность клеток

Как уже было сказано, все живое питается, дышит, размножается и умирает. Это утверждение справедливо как для цельных организмов, то есть людей, животных, растений и т. д., так и для клеток. Это удивительно, но каждый "кирпичик" обладает своей собственной жизнью. За счет своих органоидов он получает и перерабатывает питательные вещества, кислород, выводит все лишнее наружу. Сама цитоплазма и эндоплазматическая сеть выполняют транспортную функцию, митохондрии отвечают в том числе за дыхание, а также обеспечение энергией. Комплекс Гольджи занимается накоплением и выводом продуктов жизнедеятельности клетки. Остальные органоиды также участвуют в сложных процессах. И на определенном этапе своего начинает делиться, то есть происходит процесс размножения. Его стоит рассмотреть более подробно.

Процесс деления клеток

Размножение - одна из стадий развития живого организма. То же относится и к клеткам. На определенном этапе жизненного цикла они входят в состояние, когда становятся готовы к размножению. просто делятся надвое, удлиняясь, а потом образовывая перегородку. Этот процесс прост и практически полностью изучен на примере палочковидных бактерий.

С все обстоит несколько сложнее. Они размножаются тремя разными способами, которые называются амитоз, митоз и мейоз. Каждый из этих путей имеет свои особенности, он присущ определенному виду клеток. Амитоз

считается самым простым, его также называют прямым бинарным делением. При нем происходит удвоение молекулы ДНК. Однако веретено деления не образуется, так что этот способ является наиболее энергетически экономичным. Амитоз наблюдается у одноклеточных организмов, в то время как ткани многоклеточных размножаются с помощью других механизмов. Однако он иногда наблюдается и там, где снижена митотическая активность, например, в зрелых тканях.

Иногда прямое деление выделяют как разновидность митоза, однако некоторые ученые считают это отдельным механизмом. Протекание этого процесса даже в старых клетках происходит довольно редко. Далее будут рассмотрены мейоз и его фазы, процесс митоза, а также сходства и различия этих способов. По сравнению с простым делением они более сложны и совершенны. Особенно это касается редукционного деления, так что характеристика фаз мейоза будет наиболее подробной.

Важную роль в делении клетки имеют центриоли - специальные органоиды, как правило, располагающиеся рядом с комплексом Гольджи. Каждая такая структура состоит из 27 микротрубочек, сгруппированных по три. Вся конструкция имеет цилиндрическую форму. Центриоли непосредственно участвуют в формировании веретена деления клетки в процессе непрямого деления, о котором речь пойдет дальше.

Митоз

Продолжительность существования клеток различается. Некоторые живут пару дней, а какие-то можно отнести к долгожителям, поскольку их полная смена происходит очень редко. И практически все эти клетки размножаются с помощью митоза. У большинства из них между периодами деления проходит в среднем 10-24 часа. Сам митоз занимает небольшой период времени - у животных примерно 0,5-1

час, а у растений около 2-3. Этот механизм обеспечивает рост клеточной популяции и воспроизводство идентичных по своему генетическому наполнению единиц. Так соблюдается преемственность поколений на элементарном уровне. При этом число хромосом остается неизменным. Именно этот механизм является наиболее распространенным вариантом репродукции эукариотических клеток.

Значение этого вида деления велико - этот процесс помогает расти и регенерировать тканям, за счет чего происходит развитие всего организма. Кроме того, именно митоз лежит в основе бесполого размножения. И еще одна функция - перемещение клеток и замена уже отживших. Поэтому считать, что из-за того, что стадии мейоза сложнее, то и его роль гораздо выше, неправильно. Оба эти процесса выполняют разные функции и по-своему важны и незаменимы.

Митоз состоит из нескольких фаз, различающихся по своим морфологическим особенностям. Состояние, в котором клетка находится, будучи готовой к непрямому делению, называют интерфазой, а непосредственно процесс разделяется еще на 5 стадий, которые необходимо рассмотреть подробнее.

Фазы митоза

Находясь в интерфазе, клетка готовится к делению: происходит синтез ДНК и белков. Эта стадия подразделяется на еще несколько, в ходе которых происходит рост всей структуры и удвоение хромосом. В этом состоянии клетка пребывает до 90% всего жизненного цикла.

Остальные 10% занимает непосредственно деление, разделяющееся на 5 стадий. При митозе клеток растений также выделяется препрофаза, которая отсутствует во всех других случаях. Происходит образование новых структур, ядро перемещается к центру. Формируется препрофазная лента, размечающая предполагаемое место будущего деления.

Во все же остальных клетках процесс митоза проходит следующим образом:

Таблица 1

Наименование стадии Характеристика
Профаза Ядро увеличивается в размерах, хромосомы в нем спирализуются, становятся видимыми в микроскоп. В цитоплазме образуется веретено деления. Зачастую происходит распад ядрышка, однако это происходит не всегда. Содержание генетического материала в клетке остается неизменным.
Прометафаза Происходит распад ядерной мембраны. Хромосомы начинают активное, но беспорядочное движение. В конечном счете, все они приходят в плоскость метафазной пластинки. Этот этап длится до 20 минут.
Метафаза Хромосомы выстраиваются вдоль экваториальной плоскости веретена деления примерно на равном расстоянии от обоих полюсов. Численность микротрубочек, удерживающих всю конструкцию в стабильном состоянии, достигает максимума. Сестринские хроматиды отталкиваются друг от друга, сохраняя соединение лишь в центромере.
Анафаза Наиболее короткая стадия. Хроматиды разделяются и отталкиваются друг от друга в направлении ближайших полюсов. Этот процесс иногда выделяют отдельно и называют анафазой А. В дальнейшем происходит расхождение самих полюсов деления. В клетках некоторых простейших веретено деления при этом увеличивается в длину до 15 раз. И этот подэтап носит название анафаза В. Длительность и последовательность процессов на данной стадии вариабельна.
Телофаза После окончания расхождения к противоположным полюсам хроматиды останавливаются. Происходит деконденсация хромосом, то есть их увеличение в размерах. Начинается реконструкция ядерных оболочек будущих дочерних клеток. Микротрубочки веретена деления исчезают. Формируются ядра, возобновляется синтез РНК.

После завершения деления генетической информации происходит цитокинез или цитотомия. Под этим термином подразумевается образование тел дочерних клеток из тела материнской. При этом органоиды, как правило, делятся пополам, хотя возможны исключения, образуется перегородка. Цитокинез не выделяют в отдельную фазу, как правило, рассматривая его в рамках телофазы.

Итак, в самых интересных процессах задействованы хромосомы, которые несут генетическую информацию. Что же это такое и почему они так важны?

О хромосомах

Еще не имея ни малейшего понятия о генетике, люди знали, что многие качества потомства зависят от родителей. С развитием биологии стало очевидно, что информация о том или ином организме хранится в каждой клетке, и часть ее передается будущим поколениям.

В конце 19 века были открыты хромосомы - структуры, состоящие из длинной

молекулы ДНК. Это стало возможно с совершенствованием микроскопов, и даже сейчас рассмотреть их можно лишь в период деления. Чаще всего открытие приписывают немецкому ученому В. Флемингу, который не только упорядочил все то, что было изучено до него, но и внес свой вклад: он одним из первых исследовал клеточную структуру, мейоз и его фазы, а также ввел термин "митоз". Само понятие "хромосома" было предложено чуть позже другим ученым - немецким гистологом Г. Вальдейером.

Структура хромосом в момент, когда они четко видны, довольно проста - они представляют собой две хроматиды, соединенные посередине центромерой. Она является специфической последовательностью нуклеотидов и играет важную роль в процессе размножения клеток. В конечном итоге хромосома внешне в профазе и метафазе, когда ее можно лучше всего разглядеть, напоминается букву Х.

В 1900 году были открыты описывающие принципы передачи наследственных признаков. Тогда стало окончательно ясно, что хромосомы - это именно то, с помощью чего передается генетическая информация. В дальнейшем учеными был проведен ряд экспериментов, доказывающих это. И тогда предметом изучения стало и то влияние, котрое на них оказывает деление клетки.

Мейоз

В отличие от митоза этот механизм в итоге приводит к образованию двух клеток с набором хромосом в 2 раза меньше исходного. Таким образом процесс мейоза служит переходом от диплоидной фазы к гаплоидной, причем в первую очередь

речь идет о делении ядра, а уже во вторую - всей клетки. Восстановление же полного набора хромосом происходит в результате дальнейшего слияния гамет. В связи с уменьшением количества хромосом этот метод еще определяют как редукционное деление клетки.

Мейоз и его фазы изучали такие известные ученые, как В. Флеминг, Э. Страсбургрер, В. И. Беляев и другие. Исследование этого процесса в клетках как растений, так и животных, продолжается до сих пор - настолько он сложен. Изначально этот процесс считался вариантом митоза, однако практически сразу после открытия он все-таки был выделен как отдельный механизм. Характеристика мейоза и его теоретическое значение были впервые в достаточной степени описаны Августом Вайсманом еще в 1887 году. С тех пор изучение процесса редукционного деления сильно продвинулось, но сделанные выводы пока не были опровергнуты.

Мейоз не следует путать с гаметогенезом, хотя оба эти процесса тесно связаны. В образовании половых клеток участвуют оба механизма, однако между ними есть ряд серьезных отличий. Мейоз происходит в две стадии деления, каждая из которых состоит из 4 основных фаз, между ними есть короткий перерыв. Длительность всего процесса зависит от количества ДНК в ядре и структуры хромосомной организации. В целом он гораздо более продолжителен в сравнении с митозом.

Кстати, одна из основных причин значительного видового разнообразия - именно мейоз. Набор хромосом в результате редукционного деления разбивается надвое, так что появляются новые комбинации генов, в первую очередь потенциально повышающие приспособляемость и адаптивность организмов, в итоге получающих те или иные наборы признаков и качеств.

Фазы мейоза

Как уже было упомянуто, редукционное клеточное деление условно делят на две стадии. Каждая из этих стадий разделена еще на 4. И первая фаза мейоза - профаза I в свою очередь подразделяется еще на 5 отдельных этапов. Поскольку изучение этого процесса продолжается, в дальнейшем могут быть выделены и другие. Сейчас же различают следующие фазы мейоза:

Таблица 2

Наименование стадии Характеристика
Первое деление (редукционное)

Профаза I

лептотена По-другому этот этап называют стадией тонких нитей. Хромосомы выглядят в микроскопе как спутанный клубок. Иногда выделяют пролептотену, когда отдельные ниточки еще сложно разглядеть.
зиготена Стадия сливающихся нитей. Гомологичные, то есть сходные между собой по морфологии и в генетическом отношении, пары хромосом сливаются. В процессе слияния, то есть конъюгации, образуются биваленты, или тетрады. Так называют довольно устойчивые комплексы из пар хромосом.
пахитена Стадия толстых нитей. На этом этапе хромосомы спирализуются и завершается репликация ДНК, образуются хиазмы - точки контакта отдельных частей хромосом - хроматид. Происходит процесс кроссинговера. Хромосомы перекрещиваются и обмениваются некоторыми участками генетической информации.
диплотена Также называется стадией двойных нитей. Гомологичные хромосомы в бивалентах отталкиваются друг от друга и остаются связанными только в хиазмах.
диакинез На этой стадии биваленты расходятся на периферии ядра.
Метафаза I Оболочка ядра разрушается, формируется веретено деления. Биваленты перемещаются к центру клетки и выстраиваются вдоль экваториальной плоскости.
Анафаза I Биваленты распадаются, после чего каждая хромосома из пары перемещается к ближайшему полюсу клетки. Разделения на хроматиды не происходит.
Телофаза I Завершается процесс расхождения хромосом. Происходит формирование отдельных ядер дочерних клеток, каждое - с гаплоидным набором. Хромосомы деспирализуются, образуется ядерная оболочка. Иногда наблюдается цитокинез, то есть деление самого тела клетки.
Второе деление (эквационное)
Профаза II Происходит конденсация хромосом, клеточный центр делится. Разрушается ядерная оболочка. Образуется веретено деления, перпендикулярное первому.
Метафаза II В каждой из дочерних клеток хромосомы выстраиваются вдоль экватора. Каждая из них состоит из двух хроматид.
Анафаза II Каждая хромосома делится на хроматиды. Эти части расходятся к противоположным полюсам.
Телофаза II Полученные однохроматидные хромосомы деспирализуются. Образуется ядерная оболочка.

Итак, очевидно, что фазы деления мейоза гораздо сложнее, чем процесс митоза. Но, как уже было упомянуто, это не умаляет биологической роли непрямого деления, поскольку они выполняют разные функции.

Кстати, мейоз и его фазы наблюдаются и у некоторых простейших. Однако, как правило, он включает в себя лишь одно деление. Предполагается, что такая одноступенчатая форма позднее развилась в современную, двухступенчатую.

Отличия и сходства митоза и мейоза

На первый взгляд кажется, что различия двух этих процессов очевидны, ведь это совершенно разные механизмы. Однако при более глубоком анализе оказывается, что различия митоза и мейоза не так уж глобальны, в конце концов они приводят к образованию новых клеток.

Прежде всего стоит поговорить о том, что есть общего у этих механизмов. По сути совпадения всего два: в одинаковой последовательности фаз, а также в том, что

перед обоими видами деления происходит репликация ДНК. Хотя, что касается мейоза, до начала профазы I этот процесс не завершается полностью, заканчиваясь на одной из первых подстадий. А последовательность фаз хоть и аналогична, но, по сути, происходящие в них события совпадают не полностью. Так что сходства митоза и мейоза не так уж и многочисленны.

Различий же гораздо больше. Прежде всего, митоз происходит в в то время как мейоз тесно связан с образованием половых клеток и спорогенезом. В самих фазах процессы не полностью совпадают. Например, кроссинговер в митозе происходит во время интерфазы, и то не всегда. Во втором же случае на этот процесс приходится анафаза мейоза. Рекомбинация генов в непрямом делении обычно не осуществляется, а значит, он не играет никакой роли в эволюционном развитии организма и поддержании внутривидового разнообразия. Количество получившихся в результате митоза клеток - две, и они в генетическом смысле идентичны материнской и обладают диплоидным набором хромосом. Во время редукционного деления все иначе. Результат мейоза - 4 отличающихся от материнской. Кроме того, оба механизма значительно различаются по длительности, и это связано не только с различием в количестве ступеней деления, но и длительностью каждого из этапов. Например, первая профаза мейоза длится намного дольше, ведь в это время происходит конъюгация хромосом и кроссинговер. Именно поэтому ее дополнительно делят на несколько стадий.

В общем и целом сходства митоза и мейоза достаточно незначительны по сравнению с их отличиями друг от друга. Перепутать эти процессы практически невозможно. Поэтому сейчас даже несколько удивляет то, что редукционное деление раньше считалось разновидностью митоза.

Последствия мейоза

Как уже было упомянуто, после окончания процесса редукционного деления, вместо материнской клетки с диплоидным набором хромосом образуются четыре гаплоидных. И если говорить про различия митоза и мейоза - это самое значительное. Восстановление необходимого количества, если речь идет о половых клетках, происходит после оплодотворения. Таким образом, с каждым новым поколением не происходит удвоения количества хромосом.

Кроме того, во время мейоза происходит В процессе размножения это приводит к поддержанию внутривидового разнообразия. Так что тот факт, что даже родные братья и сестры порой сильно отличаются друг от друга - именно результат мейоза.

Кстати, стерильность некоторых гибридов в животном мире - тоже проблема редукционного деления. Дело в том, что хромосомы родителей, принадлежащих к разным видам, не могут вступить в конъюгацию, а значит, процесс образования полноценных жизнеспособных половых клеток невозможен. Таким образом, именно мейоз лежит в основе эволюционного развития животных, растений и других организмов.

Продолжает свои изыскания в сфере педагогического новаторства. Объектом внимания зимней сессии стала школа, которая так и называется — «Новая», экскурсия в нее позволила участникам лично оценить степень новизны.

Московская Новая школа в своем идейном воплощении существует с 2005 года, но стены обрела совсем недавно. Фонд «Дар» под управлением Юлии Вешниковой потратил на поиск здания, формирование команды единомышленников и осмысление концепции подхода к образованию долгие 12 лет.

1 сентября 2017 года в Новой школе начался процесс обучения и обживания, так как присутствие на уроках и получение необходимых знаний для жизни не должно идти в разрез с самой жизнью, полноценной и насыщенной. Преподаватели Новой школы считают: детство не заканчивается на пороге школы, а академические результаты — это плоды живого интереса к познанию, а не эффективной зубрежки. Все чаще и чаще в педагогических кругах звучит неглупая мысль, что дети — это, прежде всего, люди, а не ученики. В основе этого, «человеческого» подхода в образовании, лежит идея свободного выбора и принятия во внимание особенностей и интересов детей. Вот и в Новой школе во главу угла ставится реализация навыков и способностей ребенка и обучение гармоничному взаимодействию с миром. Впрочем, обо всем по порядку...

Кофе и круассаны с приветливым директором Новой школы, Кириллом Медведевым

«Должно быть в школе какое-то «безопасное» место для учителей,» — считает ее директор Кирилл Медведев. В Новой школе такое место — кафе для взрослых. Именно там, в полной «безопасности», прошла первая часть встречи Школы педагогов и директоров. Команда Новой школы, от директора до кураторов, очень молода (если не по возрасту, так душой). Удивительным образом удалось собрать профессионалов, которые совершенно не умеют этим кичиться и горят идеей воспитать мыслящих людей, готовых принимать решения и нести за них ответственность.

Детей и родителей отбирают себе под стать: дело-то общее. Поэтому собеседование с родителями — обязательный этап поступления в школу — рассказывает Сергей Плахотников, руководитель начальной школы (прим.: на его ярко-красной толстовке красуется надпись «Открыли тетради, закрыли рты» — одна из наиболее употребительных фраз общеобразовательной школы, уходящей ныне в историю ).


демонстрирует участникам Зимней сессии устройство «столярки»

Математику, русский и английский языки, конечно, тоже никто не отменял, но важнее проверить, подходят ли друг другу все три партнера: ученик-учитель-родители, — играть в «перетягивание удава» здесь никто не собирается. Даже за короткую историю школы был прецедент, когда родители, пораженные отсутствием дневников, оценок и замечаний красной ручкой, настолько растерялись, что забрали совершенно счастливую девочку в более понятную им структуру (о дальнейшей ее судьбе ничего не известно, но, думаем, все более-менее хорошо). Да и школа оставляет за собой право отказать в приеме без объяснения причин, что, если честно, лишь удваивает спрос.

К слову, об экономике: один месяц обучения ребенка в Новой школе обойдется родителям в 40 тысяч рублей. Правда в эту сумму включено питание в школьном ресторане (на этом названии создатели настаивают, нужно признать, не без оснований), а также пакет курсов дополнительного образования. Однако Новая школа - это все равно не история зарабатывания денег, ведь условия, созданные в ней для учащихся, оборудование, обслуживание здания обходятся намного дороже. Для примера: один зал для так назывемой «3D-физкультуры», в котором есть все — от скалодрома до горки — стоил, по самым приблизительным подсчетам, 1 млн. 800 тысяч. рублей. К услугам детей в школе — гончарное искусство и кулинария, столярное дело и 3D-принтер, и даже огромный аквариум с парочкой приветливых зеленых гекконов, имя которым выбирали путем открытого конкурса. А театральному залу Новой школы могли бы позавидовать некоторые московские камерные театры.


В театральном зале Новой школы можно ставить настоящие спектакли и проводить школьные собрания

Большое внимание в школе уделяется спорту и технологиям. С детьми работают семь преподавателей спортивных дисциплин (включая художественную гимнастику и борьбу) и четверо — по технологиям. Системы отметок нет: мотивацию к обучению в Новой школе стараются стимулировать другими средствами. Отсутствуют и звонки с урока и на урок. Их заменяют философские ремарки а-ля «Девять-тридцать девять, а все ли ты успел сделать?»...

Домашнего задания также стараются избегать — в классе и без того много работы. У детей принято так называемое «гостевание» (прогулки по классам и знакомство с другими параллелями), часть занятий и вовсе проходит в смешанных группах. В начале декабря состоялась первая школьная ассамблея. Для старшекласников «пропуском» на ассамблею служил ученик младшей школы, с которым обязательно нужно было познакомиться и подружиться. Процесс выбора на встрече поколений исходил из личных симпатий, похожести. Но «никто не ушел обиженным».

Один раз в месяц дети посещают музей, предварительно его выбирая. Еженедельно проводятся школьные собрания. Родителей привлекают к занятиям физкультурой («зарядки с родителями»), а также совместным вечерам, зачастую, с гитарой, играми, творческой импровизацией.


Спортивный зал Новой школы

В основной школе с учащимися работают тьюторы и медиаторы (специальные люди, призванные разрешать зарождающиеся конфликты). Тьюторы служат неким «структурирующим зеркалом» для подростка: они фиксируют его цели, стремления, перемены в интересах, но не давят, не призывают к ответственности и не корят. За три месяца для преподавателей и тьюторов было проведено более ста тридцати обучающих семинаров.

Широко развита и система дополнительного образования. В настоящий момент на программе обучаются около четырехсот восьмидесяти детей. Основные направления — спорт, музыка, искусство и технологии. Есть занятия по робототехнике, пользующиеся огромной популярностью, несомненно — компьютерные классы. Урокам фортепьяно предпочитают этнические барабаны, электрогитару. И мальчики, и девочки посещают занятия по кулинарии.


Директор по развитию дополнительного образования Новой школы, Яна Кудрявцева, рассказывает о специфике своего направления

Новая школа в некотором смысле «троллит» запреты, принятые в школе старого образца: в коридорах и читальном зале можно найти электронное пианино и барабанную установку с призывными надписями «Играть можно!» (благо, в современном мире широко используются наушники).


В Новой школе писать на стенах разрешается!

Если повсеместно детям запрещается рисовать на стенах, то здесь даже создаются специальные стены для письма и рисования. Ну а что?! Ведь это самовыражение!

К тому же, по мнению педагогического состава и администрации Новой школы: «Школа — это не только стены!» И даже, вернее будет сказать, прежде всего, не они.

Фото Николая Середина

Интересна тема профессионального развития педагога и руководителя?

Зачем современным детям идти в школу? Что могут дать им учителя, чего не дадут родители, книги и Интернет? Эту важную тему Анна Немзер обсудила с экспертами в области образования:

Ирина Боганцева , директор частной школы «Европейская гимназия»;

Кирилл Медведев , учитель математики, руководитель Творческой лаборатории лицея «Вторая школа»;

Константин Левушкин , преподаватель школы «Летово», методист академии «Арзамас» и программы «Учитель для России»;

Дима Зицер , педагог, директор Института Неформального образования INO.

Фото: Павел Лисицын/РИА Новости

Немзер: Во-первых, я поздравляю вас всех с сегодняшним днем, кроме, может быть, Игоря Моисеевича, но вас я тоже на всякий случай поздравляю. Я хочу сказать, что тему, конечно, я взяла совершенно необъятную. Вообще-то это повод для нескольких круглых столов или диссертации. Я выберу три или четыре пункта обсуждения, а кроме этого, я бы хотела попробовать нас сфокусировать на таком тоннеле разговора ― чтобы сегодня мы говорили об интересах ученика. Понятно, что у учителя и директора есть свои интересы, но я думаю, что каждый из присутствующих в своей работе исходит в первую очередь из интересов ученика. Через это я хотела бы построить наш разговор.

Первую часть я для себя условно обозначила как «Родитель и ребенок». Первый вопрос я хотела бы задать Игорю Моисеевичу. Идеологи домашнего обучения против отделения родителя от ребенка. Они говорят, что школа ― институт, который предусматривает это отделение, а оно в принципе не очень естественно и органично. Где же найти такого родителя, который будет готов отказаться от собственных интересов и, возможно, работы и посвятить все время обучению ребенка?

Чапковский: Таких родителей довольно значительное количество, и оно растет. Когда мы начинали (а мы начинали в 1986 году, в другой стране и других условиях), это были единицы. Люди тогда держались очень замкнуто, старались не обозначаться, что они такие умники, по советскому законодательству их могли лишить родительских прав.

В 1992 году закон разрешил семейное образование. Так назвали, образование в семье, а не экстернат или что-то такое. Довольно долго люди на это фактически не реагировали. Только в последние два года можно сказать, что семейное образование стало социальным явлением. «Коммерсантъ» опубликовал сведения, что 15% людей поддерживают это дело (это не значит, что они выбрали эту форму). Эти проценты являются следствием другой статистики, признанной Министерством образования. Уровень образования в среднешкольной системе падает, а школа угрожает здоровью ребенка ― это тоже известно.

Родители, которые занимаются исправлением системы, говорят: «Мне своего ребенка надо образовывать». Где эти родители, я вам могу сказать. Есть простой родительский вопрос: «Мы хотим, чтобы наш ребенок имел счастливое детство, был здоров и чтобы образование не посягало ни на его счастье, ни на его здоровье».

Поскольку многие люди уже прошли этим путем, получили удачные результаты, то количество людей растет, плюс сама система к этому подталкивает теми обстоятельствами, о которых я вам сказал.

Немзер: Понятно.

Я задам еще один вопрос. До какого момента, как вам кажется, должен держаться совместный родительско-детский проект? До университета в идеале так должно продолжаться? Как вы видите эту картину?

Чапковский: Нет. Дело в том, что человек становится взрослым. По мере его взросления права, которые формально юридически представляли его родители, физически переходят к этому ребенку. Есть возрастная психология, которая фиксирует разные моменты. В какой-то момент обычные мальчики начинают ценить свою самостоятельность. Если с ней не считаться, то ничего не получится.

Я вам скажу по практике, немножко забегая вперед, что у семейного образования есть определенная цель. Она называется просто ― научить ребенка самостоятельно добывать знания. Это обычно происходит, пройдя предварительные этапы, на которых я не буду останавливаться, к седьмому-восьмому классу. Иногда не происходит никогда, так и приходится нянькаться с этим ребенком до университета. Но есть такие цифры. Как их достичь, научить ребенка самостоятельно учиться ― это во многих семьях происходит.

Немзер: Средняя температура по больнице ― к седьмому классу…

Чапковский: К седьмому чаще девочки, к восьмому ― мальчики. Они научаются учиться сами.

Немзер: Хорошо, мы вернемся к этому разговору. Тогда я задаю вопрос представителям разных школ. Действительно, школа предполагает разделение родителя и ребенка. Когда мы говорим: «Я делаю с ребенком уроки до самого позднего вечера», как правило, это воспринимается как отклонение от нормы. Когда мы говорим: «Мой ребенок сам все делает, я вообще в этом не принимаю никакого участия, он абсолютно самостоятелен», это вроде бы норма, это хорошо.

Предполагает ли школа какое-то участие родителя, нужно ли это и до каких границ? Ирина Владимировна, может быть, вы начнете?

Боганцева: Сам наш разговор и люди, которые здесь собрались, свидетельствуют о том, что школа как институт переживает кризис. Люди видят разные пути выхода из этого кризиса. Ровно вашими словами, Игорь Моисеевич, я думала 24 года назад, когда уже имела десятилетний опыт работы учителем в школе, потом работала в Академии педагогических наук.

У меня родился третий ребенок, это была девочка (первые два ― мальчики). Как-то особенно жалко ее было. Маленькая такая девочка. Тем более, с каждым разом ты научаешься быть матерью все больше и больше. Я увидела не тот выход из кризисной ситуации, который вы предлагаете. Я подумала, что я сделаю для этой замечательной девочки детский садик, очень маленький, просто чтобы у девочки были еще подружки. Очень камерное место.

Эта ниточка потянулась дальше. Выяснилось, что очень хороший детский садик не получится сделать очень маленьким. Все самое лучшее, чем я должна была ее окружить: лучшие специалисты, условия ― требуют финансовых вложений. Я не олигарх даже близко, никаких особенных денег у меня не было, значит, эти вложения я должна была заработать не отходя от станка.

Это другой выход из этого кризиса. Конечно, когда мы говорим, что уровень образования падает, это, товарищи, средняя температура по больнице. Нет никакого уровня образования. Есть вторая школа, будет еще, наверно, прекрасная школа, есть «Европейская гимназия», есть какие-то не названные здесь школы совсем другого уровня. Мы все это сложим и поделим, это будет уровень образования. Такого не существует в природе.

Немзер: Про среднюю температуру по больнице мы можем сейчас не говорить. У меня очень конкретный вопрос.

Боганцева: Что касается родителей, то, конечно, родители имеют очень мало опыта участия. Участие родителя не должно, на мой взгляд, заключаться в том, что он должен делать уроки с ребенком. Например, в первом классе не должно быть никакого домашнего задания. А потом ребенок более-менее должен уметь делать это сам.

При этом родитель не исключается. Например, однажды папа ученика пришел на выпускной вечер. Я его увидела в первый раз. Выпускной вечер был интересно, красиво организован. Он сказал: «Какая, оказывается, это хорошая школа!». Он выяснил это на выпускном вечере. А кто ему не давал пойти с нами в поход, поехать в Башкирию, в Великобританию, в Италию на искусствоведческую экскурсию? Кто ему не давал прийти, как сделала мама-китаянка, и сделать нам чайную церемонию? Тот папа, наверно, тоже что-то свое умел. Он, кстати, был довольно известным кинорежиссером. Тут было непаханое поле для деятельности, никто бы его не остановил, но как-то ему в голову это не пришло. Хотя мы призываем родителем именно к такому участию, к вкладу в нашу общую жизнь.

Немзер: То есть все-таки скорее родители инкорпорируются не в сам образовательный процесс.

Боганцева: Почему? Это может быть и образовательный процесс. Например, у нас есть родительница-нотариус. Я преподавала в прошлом году обществознание и пригласила ее на тему «Нотариат».

Немзер: Прекрасно.

Кирилл, может быть, вы скажете, как с вашей точки зрения родитель должен вписываться в учебный процесс?

Медведев: Пару слов о государственных школах. Я бы сказал, есть два момента во взаимоотношениях школы и родителей, которые можно назвать плохими. Первый момент ― если школа полностью закроется и будет защищаться от родителей. Полно примеров, это очень плохо. Другой вариант ― если родители самоустранятся от какого-то взаимодействия со школой и осмысления.

Если мы говорим про семейное обучение, очевидно, они должны быть намного больше погружены в судьбу ребенка. Когда ребенка отдают в государственную школу, это не значит, что его сдали туда. У нас в сообществе есть жаргон «школа-сейф»: я сдал ребенка, теперь я свободен, могу пойти поработать.

Боганцева: В отношении частной школы это еще более распространенная позиция у родителей. Я сдал, заплатил деньги, что вы теперь от меня хотите? Конечно, печально, когда родитель занимает такую позицию, но это не потому, что школа его вытесняет, а потому, что он так устроен, бедняга. Он от жизни что-то недополучает сам таким образом.

Немзер: Костя, вы все-таки строите школу будущего, если называть вещи своими именами. Школы нет, она должна в 2018 году запуститься. Как вы себе представляете этот процесс, как у вас это прописано?

Левушкин: Я же не директор, нужно было позвать в этом отношении Михаила Геннадьевича. Я могу только с позиции учителя интерната обсуждать этот вопрос.

Немзер: Прекрасно!

Левушкин: Если говорить с позиции учителя, мой личный опыт по взаимодействию с родителями был довольно отрицателен.

Немзер: Вам родители мешают.

Левушкин: Не мне. Мне сложно мешать. У меня есть ощущение, что они немного мешали ребенку. В старшей школе начинается катастрофа, потому что родители свои интересы и желания воплощают через ребенка, через кружки.

Немзер: Можете привести пример, в чем это выражалось?

Левушкин: Этих примеров полно, от выбора факультета и вуза до выбора кружков и набора экзаменов. Приведу один пример. Девочка приехала в Англию изучать язык. Первое занятие ― еще более-менее бодро, потом она расплакалась. Ее спрашивают, что случилось, а она говорит: «Вы знаете, мама настояла, чтобы я учила шесть языков в этом лагере». На шестом или даже на третьем она сломалась.

Когда родители довольно часто пытались вмешаться в мою работу, вроде «Дайте им побольше», «Пройдите с ними еще вот это», мне приходилось очень жестко это отсекать. У меня лично не было ресурса, чтобы работать с родителями, хотя он должен быть.

Чапковский: Хочу сказать, что в 1990 году, когда у меня уже накопился какой-то опыт, в газете «Куранты» я опубликовал статью под названием «Систему не исправить, она враждебна ребенку». Даже эти рассуждения учителей в отношении родителей ― свысока. Не хочу никого из вас обидеть, но эти выступления даже противозаконны. Закон предусмотрел то, что мы по-житейски называем «родители ― главные люди для ребенка». Закон это сформулировал очень четко: родители ― законные представители, имеют преимущественное право перед всеми другими лицами, в том числе учителями, в области воспитания и образования.

Я думал сам: был бы я директором, ко мне приходит человек с преимущественным правом в отношении своего ребенка, а я ему начинаю объяснять: «Ты делаешь не так, ты мне мешаешь заниматься». Сама школьная система мной рассматривалась как система, где родители лишены своих родительских прав. Они как-то смещены. От хороших учителей можно услышать: «Родитель мешал учить ребенка».

Я считаю, что это огромное искажение, которое, конечно, идет от того, как родилась классно-урочная система. Я в двух словах могу сказать: она родилась как запрос индустриального общества. Неграмотные родители не могли обучить детей, общество взялось за их обучение. Понятно, что для неграмотных родителей вы были жрецами науки. Сказать что-то плохое об учителе было просто невозможно до 50 годов. Потом уже начали как-то разбираться, когда система исправилась. Вкратце я могу так об этом сказать.

Боганцева: Про преимущественное право. Совершенно реальный маленький пример. Папаша отдал мальчика к нам в школу и потом захотел переговорить со мной по этому поводу. Он говорит: «Вот я Сашку отдал, вы его держите построже. Если надо, то и порите. Я вам даю такое право». У него же преимущественное право, он мне его делегирует.

Я ему говорю: «Вы знаете, мы с вами по поводу вашего ребенка заключили договор на шести страницах мелким шрифтом. Там нет ни одного пункта, что я буду его пороть». Он говорит: «Посмотрите, меня пороли, а я теперь бизнесмен, который может вам заплатить, я крутой». Я сижу и думаю: «Если бы тебя не пороли, может, ты бы не средней руки бизнесменом был, а стал бы президентом страны при твоих способностях, которые тебе туда гвоздем забили, блокировали?».

Я не говорю ему это, просто отвечаю: «Вы знаете, наверно, у нас с вами не получится сотрудничать. Наша педагогическая концепция не предусматривает ваших педагогических мер». Он пошел в какое-то другое место реализовывать свое преимущественное право, а мы к этому праву не присоединились.

Чапковский: Это нормально.

Боганцева: Так что права бывают разные, понимаете? Многие родители располагают ребенком так, как будто это их собственность. А это не так. Они не для того родили ребенка на свет, чтобы делать с ним и из него все, что вздумается.

Чапковский: Если мы будем критиковать школу, я вам многое назову. Вы начинаете критиковать родителей. Родители бывают разные.

Боганцева: И школы бывают разные. Мы к этому придем и остановимся.

Немзер: Мы действительно не ставим задачи договориться, более того, я не верю, что мы придем к какому-то общему ответу. Я думаю, что мы все согласимся, что пороть нельзя.

Боганцева: А зачем нам договариваться? Смотрите, мы представляем четыре разных варианта образования. Каждый из них имеет право на существование. Не нужно доказывать: «Я такой прекрасный, у меня все самое правильно, а остальные пусть не существуют».

Чапковский: Речь не об этом. Если говорить об интересах ребенка, как был поставлен вопрос, для них лучше родителей пока никого не придумали, вот и все.

Боганцева: Разные бывают родители.

Чапковский: Нет. Что значит разные? Как только посягают на права родителей, начинается развал семьи и государства. У родителей есть ограничение, его регулирует уголовное право. До той поры лучше родителей, какие бы они ни были, никого для ребенка нет.

Боганцева: Это ваша точка зрения, вы можете ее иметь.

Немзер: Дорогие друзья, мы все высказались по этому вопросу. Я думаю, что мы перейдем к следующей теме, гораздо более тяжелой и сложной. Я бы хотела миновать ее, но, к сожалению, не удастся. Так или иначе в современной школе ребенок от родителей действительно отделен. Так или иначе современная школа ― институт иерархии и власти. При самых демократически настроенных директорах, учителях все равно это некая пирамида, во главе которой стоит директор. Дальше идут учителя, внизу пирамиды оказываются дети.

В школе есть проблема насилия. Мне категорически не хочется обсуждать сейчас конкретные кейсы, говорить про буллинг, про горизонтальную травлю учеников учениками или случаи нарушения педагогической этики. Этих случаев миллион, мы в них утонем.

Мы бы хотелось понять одно. Школа, к сожалению, структура действительно иерархическая и не демократическая в своем устройстве. Ученик так или иначе оказывается беззащитен. Если не давать ученикам полных гарантий безопасности, то как создавать у них ощущение защиты, ощущение, что они могут прийти и рассказать о своих проблемах?

Кирилл, давайте вы начнете.

Медведев: Поскольку я представитель государственной школы, которая и видится прообразом страшной иерархической пирамиды, пожирающей детей на нижнем уровне. В хороших школах конструкция многоаспектна и многослойна, на разных слоях которой происходит разное. В некоторых ситуациях нет никакой иерархии.

Я думаю, коллеги по школьному сектору согласятся, что, когда говорят про хорошую школу, обязательно говорят про хорошую атмосферу, принятие, взаимовыручку и так далее. Формируется она очень тонко: например, как учитель обращается к школьникам. Он может назвать их друзьями, коллегами, он может реально так считать, а не делать это для показухи.

У нас в школе, например, принято общаться с ребятами неформально, ходить в походы, организовывать лагеря. У нас из школы не уходят и разговаривают, и это на самом деле система безопасности всей этой сложной системы. Есть в каком-то виде самоуправление, детский запрос, с которым работают педагоги. Там, где школа устроена чувствительно, она старается выстроить защитные барьеры и работать с родителем, чтобы не пропустить проблему. Бывает, что родители не видят чего-то, что видят в школьных стенах, и наоборот. В этом смысле у школы есть возможность не создавать фабрику с уровнями цветовой иерархии штанов.

Немзер: Я даже не имела в виду того, о чем вы говорите. Все равно так или иначе есть уроки, расписание, оценки. Понятно, что в хороших школах тратится много усилий, чтобы создавалась дружественная атмосфера, неформальные отношения, походы и так далее. Но от этой структуры все равно довольно сложно уйти.

Школа-пансионат. Родитель отделен от ребенка довольно основательно. Как там обеспечивать защиту ребенка, как создавать для него ощущение безопасности, Костя?

Левушкин: Мы именно про защиту и безопасность или про свободу ребенка? Я про второе понимаю чуть больше, чем про первое.

Немзер: Мне кажется, это довольно тесно связанные вещи. Свободный ребенок ощущает себя свободным в том числе, чтобы обратить внимание на свои проблемы, не зажиматься.

Левушкин: Я еще раз соскочу с темы интерната, потому что он еще не создан, что об этом говорить? Дима Зицер об этом замечательно расскажет, если присоединится.

Если говорить о границах класса, то эти границы существуют, само собой. Разрушить их в школе сейчас не представляется возможным. Но максимально размыть их можно. Для меня идеальный ученик ― тот, который через год или полгода начнет задавать неудобные вопросы и делать примерно следующее: в начале урока объявляется тема, вопрос и способ его решения. Ребенок говорит: «Мне кажется, этот способ не очень удачен. У меня настроение так себе, после математики ― особенно, поэтому давайте-ка мы переструктурируем ваш урок». Учитель должен быть готов к этому.

Я не лукавлю, это идеал, в этом году я буду реализовывать эту модель, отказываясь от урочной системы и проводя проектные циклы хотя бы на три-пять уроков, где дети свободны, работают в своем темпе и решают, к сожалению, в заданных коридорах, но те задачи, которые им кажутся важными.

Боганцева: Вы говорили об иерархии и школе как о зле с точки зрения иерархии. На самом деле, когда ребенок приходит в первый класс сегодня, он уже все знает про иерархию и власть, потому что такой властью, которую имеют родители, никто не обладает и никогда не будет обладать. Что такое власть, он знает, чувствует и будет чувствовать и дальше. А мы пристроились только где-то сбоку, хотя пристроились, да. Можно сказать, добавились.

Действительно, я с вами согласна, что ребенок должен чувствовать себя защищенно. Если это начальная школа, то мы полагаемся на то, что учитель должен быть таким, который и есть эта защита, в том числе прокладка между детьми, которая немножко защищает их друг от друга, хорошо видит их и знает, любит и понимает. Здесь попроще, потому что дети маленькие, это еще не подростковый возраст, когда в них более развита естественная агрессия.

Когда же это средняя школа, с пятого класса (как раз в четвертом они уже вступают в подростковый возраст)… У нас в школе есть очень важный инструмент защиты детей ― школьные правила, которые существуют у нас примерно 15 лет. Они разрабатывались детьми, почти каждый год немного меняются, потому что меняется реальная ситуация, через обсуждение на школьном парламенте. У нас есть такой орган, который избирается каждый год.

Был такой случай, когда одна девочка серьезно нарушила дисциплину в школе. Девочка недавно пришла в школу, наверно, еще не очень хорошо знала наши правила. Она училась в девятом классе. Передо мной буквально стоял вопрос, что я должна исключить эту девочку из школы. Многие требовали этого.

Немзер: Учителя, ваши коллеги?

Боганцева: И ученики. Они гораздо строже на все смотрят, чем учителя.

А мне не хотелось это делать. Я думала: «Она только пришла, еще не освоилась, мало ли». Я прихожу в библиотеку и говорю: «Дайте мне школьные правила, я посмотрю, что я должна делать именно в таком случае, как я должна поступить». А библиотекарь говорит: «Нет экземпляра, его взяла эта девочка». Она решила изучить, что с ней будет за то, что она сделала.

Понимаете, мы обе пришли в одну точку. В этой точке у нас есть не произвол директора: мне нравится или не нравится этот ученик, я поступлю с ним так. Есть какое-то законодательство, я хочу поступить согласно ему. А она знает, что с ней поступят так. Вот это, на мой взгляд, и есть защита. Это называется демократия, которая есть наихудшая форма правления, если не считать всех остальных, как сказал Черчилль.

Немзер: Дима, мы обсудили некоторое количество вопросов. Скажите, как вам кажется правильным обеспечивать в школе защиту, как вне школы обеспечивать какой-то иммунитет и что вы вообще думаете по поводу всего вышесказанного?

Зицер: Давайте разберемся, защиту кому и от кого мы хотим обеспечивать.

Немзер: Есть проблема, о которой я упомянула раньше. Есть разные варианты насилия в школе, проблемы могут возникать самые разные: горизонтальные, вертикальные и так далее. Как сделать так, чтобы ребенок в школе себя ощущал в безопасности, знал, к кому пойти со своей бедой, и чтобы школьная иерархия не давила на него в этот момент, чтобы он был свободен?

Зицер: Я предлагаю вам, чтобы ответить на этот вопрос, вернуться к теме сегодняшней передачи. Если я помню верно, она звучит как «Зачем нужна школа?». Мне кажется, что разговор все время идет о том, зачем нужна школа взрослым. А зачем школа нужна детям? Для меня ответ вполне очевиден: человек будет защищен в тот момент, когда он будет оказываться в том месте, про которое он очень хорошо понимает, что он там делает, зачем туда пришел, почему выбрал его, что его туда привело и так далее.

Если мы будем оставаться в парадигме того, что взрослые дяденьки и тетеньки будут решать за не очень хорошо понимающих существ, зачем им нужна школа, как нужно организовывать их жизнь, быт и так далее, мне кажется, человек никогда не может быть защищен. Эта структура не позволит человеку быть защищенным. Он всегда будет в опасности. Я полагаю, вы понимаете, почему.

Взрослые бывают разные. Про родителей был уже разговор. И родители, и учителя, и случайные взрослые, которых мы встречаем. Если мы как педагоги готовы сказать, что мы будем решать за него, о какой защите может идти речь? Разве так бывает?

Немзер: Дима, я в высшей степени приветствую передачу всей инициативы ребенку.

Зицер: А кто сказал, что всей инициативы?

Немзер: Глядя в глаза реальности: первый класс, человеку семь лет. Я вполне допускаю, что бывают ситуации, когда ребенок идет 1 сентября в школу в первый раз, возвращается домой, говорит: «Я больше не хочу», а родитель говорит: «Окей, как скажешь, так и будет». Но случаев таких мало. Все-таки вычеркнуть родительскую патерналистскую модель довольно сложно. Как быть в этой ситуации?

Зицер: Что значит «родительская патерналистская модель»? Кто-то из собеседников сказал, что родитель ― самый главный человек для ребенка. Конечно, это до определенного возраста правда, уж до семи-то лет точно. Родитель попадает в многовекторное влияние. На него влияет школа, наша передача, статьи, радио и так далее. Родитель в определенном смысле оказывается в поле истерики или, во всяком случае, серьезного давления. В этот момент надо бы родителю помочь.

Я не разделяю идею о патерналистском родительском подходе. Мне кажется, все намного сложнее и проще. Родитель ― человек, который его любит, часто безраздельно. Ребенок точно любит его безраздельно. Родитель должен оказываться на его стороне. Я приведу вам простой пример. Каким образом устроено родительское собрание в первом классе? Собираются взрослые дяденьки и тетеньки и, морща лоб, обсуждают, каким образом организовать жизнь семилетнего существа. Я не нахожу другого существительного, потому что его нет.

Что изменится, например, дорогие друзья, если родительское собрание будет организовано следующим образом: у нас будет человек семи лет, о котором вы упомянули, мама или папа, учитель и они все обсудят то, как организована его жизнь? Разве мы не больше сможем сказать? Разве в этот момент человек не почувствует себя защищенным? Разве в этот момент учитель не поймет, что он делает действительно благое и очень важное дело, потому что это и есть та самая помощь и поддержка личности? Разве родителю в этот момент не станет спокойнее, когда он скажет: «Вот он, мой любимый человек, вот учитель, важный в его жизни, вот я. Мы говорим вместе. Это называется диалог». Вот так, например.

Вы скажете мне: «Существует инерция, определенная модель, в ней мы тащим себя и собственных детей». Давайте поменяем ее. Ни один человек не запретит эту форму родительского собрания, о которой я говорю. Появляются школы, где эта модель реализовывается.

Чапковский: Во-первых, постановка вопроса с вашей стороны не учитывает одной очевидной вещи. Иерархическая модель семьи прошла испытание историей человечества и привела к тому, что общество развивалось. Вы опускаете одну очень важную вещь, когда обсуждаете иерархическую модель школы. На том самом низу существует сообщество, которого нигде в жизни нет. Оно называется одновозрастное. С точки зрения любого психолога оно объективно порождает агрессию.

Зицер: Если взрослые решили, что одновозрастные будут замкнуты в одном кругу, измените это.

Чапковский: Одновозрастное общение ― объективная среда для возникновения агрессии, потому что каждый человек хочет быть личностью. Вы не ответили на вопрос о том, почему существует буллинг. Это же явление, которое имеет свою основу. Один из его корней ― одновозрастное общение, не существующее больше нигде в жизни, кроме призывной армии.

Вы начинаете говорить об особенных школах, но как построены школы? По территориальному принципу. Соседи не выбирают друг друга, учитель не выбирает свой класс. Это некая механическая система. Буллинг и хейтинг ― это не свойство только нашей системы. Это мировое явление. Одновозрастная группа, не существующая в жизни, оказывается, готовит к жизни. Нет таких групп, не готовит она.

Немзер: Дима вы ответите нам что-нибудь по этому поводу?

Зицер: Я не вполне понимаю, в чем вопрос. То описание, которое я только что услышал, подходит тюрьме, армии. Если это очевидно, давайте изменим эту систему. Я категорически не согласен с коллегой, что существуют только такие школы. Мировая система образования меняется очень сильно. Это совсем другая тема, но то, что произошло за последние 12 лет, например, в образовании в Великобритании, ― это революция. Возможно, она до нас не докатилась или мы не хотим этого видеть.

Я не говорю, что надо делать только так, как в Великобритании…

Чапковский: Что, там пороть перестали?

Зицер: Представлять эту систему как данность… Сначала получается, что мы, взрослый мир, организовали это таким образом и спровоцировали буллинг, ― согласен, что он бывает именно поэтому или это одна из причин, ― а потом разводить руками и говорить: «Друзья, смотрите, у них буллинг, давайте снова вмешаемся», мне кажется, просто непорядочно со стороны взрослого мира по отношению к миру детскому.

Если мы понимаем, в чем причина, тогда сила на нашей стороне. Это не шутка, не ошибка, так устроен мир. В этом смысле мы можем помочь им и себе, между прочим.

Кирилл Медведев

Кандидат физико­-математических наук, один из методистов программы «Учитель для России», директор «Новой школы»

Сергей Волков

учитель русского языка и литературы в школе № 57 (1992–2015), доцент факультета филологии ВШЭ (2011–2015), руководитель кафедры словесности «Новой школы»

Юлия Вешникова

Выпускница филологического факультета МГУ, директор фонда «Дар», учредитель «Новой школы»

- Какими принципами вы руководствовались, создавая «Новую школу»?

Медведев : Любая школа ищет ответ на вопрос, каким должно быть современное образование. В частных школах распространенная тема - закрытость: мы как раз хотим работать в парадигме открытости, стараемся привлекать профессионалов, которые нам интересны. В этом смысле «Новая школа» - социокультурный проект, включающий как саму школу, так и образовательный центр.

Вешникова : В школе мы практически все стремимся обратить в образовательный процесс. То, что называется «Образование-360», когда ребенок постоянно находится в процессе учебы. К сожалению, начальная школа часто делает так, чтобы ребенок задавал как можно меньше вопросов. И только вырастая, люди понимают, что правильно заданный вопрос - это на 80 процентов решение проблемы. Поэтому мы подталкиваем детей к тому, чтобы учиться задавать вопросы.

Ваша школа с порога встречает будущих учеников необычным пространством. На какое взаимодействие с ним вы рассчитываете?

-Медведев : Мы выстраиваем школу - среду для развития всего сообщества - детей, родителей, учителей. Коридор, например, не только выполняет транспортную функцию, но и является местом, где ребенок мог бы взаимодействовать со школой, заниматься, общаться. Мы специально не добавляли много цвета, так как считаем, что он должен прийти вместе с детьми, которые будут его переосмыслять и дорабатывать. Аналогично и с кабинетами: они устроены так, что в них можно достаточно свободно поступать с мебелью. Как видите, тема выбора и осознанности для нас очень важна: дети должны присвоить пространство и сами решить, что там будет. У нас есть симпатичная фантазия - поставить рядом с кабинетом музыки электронные музыкальные инструменты с наушниками, чтобы дети могли поиграть, никому не мешая.

То же самое и с центром дополнительного образования, работающим во второй половине дня. В это время сюда придут совершенно другие, в том числе взрослые, люди, и для них это пространство тоже должно быть необычным, располагающим к занятиям.

Список летнего чтения для учеников «Новой школы» довольно обширно и отличается от программ ведущих гуманитарных школ Москвы. Это будет сугубо авторский курс с определенной траекторией и нацеленный на определенный результат?

Лаборатория химии

© Новая школа

- По какому принципу набирался корпус педагогов?

Волков : Я набирал словесников. Мне были нужны люди, которые знают предмет, адекватны, которым интересно жить, которые готовы слушать и слышать другого, вступать в диалог с учеником и которые сами хотят учиться. Таких и взяли.

Медведев : Нам важны интересные и самобытные люди, но самое главное, чтобы они были профессионалами. Существенный фактор - ценностная система: человеку должно быть не все равно, потому что работа в школе это, конечно, дело жизни. Важно умение договариваться и сверять ожидания с коллегами и ребятами. У нас есть упор на традицию сильных школ, но в то же время мы ждем от преподавателей гибкости, умения познавать мир и адекватно на него реагировать.

Вешникова : В школе предполагается командная работа, но команда состоит из педагогических звезд. Люди должны уметь слушать друг друга и - несмотря на то что они мэтры своего дела - менять мнение, если чьи-то доводы их убедили. Но не надо путать это с изменой принципам. Скорее речь идет о готовности пересматривать профессиональные подходы. К сожалению, для звездных педагогов характерна некоторая косность, но мы попытались собрать тех, кто дает себе труд задуматься и попробовать что-то новое. И наш директор дает возможность работы в команде без авторитарного режима. На мой взгляд, это выгодно отличает нас от большинства очень хороших школ, в которых выстраивается вертикаль власти и все решения зависят от одного человека. А если этот человек - звезда - покидает проект, то через пару лет школа накрывается. Нам было важно выстроить системную вещь, которая будет жить века, как Кембридж: там важно не имя директора, а набор принципов, которые работают на общий бренд. Надеюсь, что у Кирилла Владимировича хватит мужества с этим справиться, ведь искушение все взять в свои руки есть у каждого.

Медведев : Я давно нахожусь в школьной и университетской среде и знаю, насколько сложно выстроить горизонтальную структуру, когда учителя или заведующие кафедрами собираются и что-то реально решают. Но в то же время включение горизонтальных элементов имеет большую отдачу для всех. Поэтому мы стараемся держаться этого режима как можно дольше. Безусловно, есть моменты, когда ситуация не приходит к общему решению, и тут уже приходится включать классические вертикальные механизмы.

Вешникова : Да, разумеется, в процессе ежедневной (но не скажу, что рутинной!) работы «Новой школы» администрация, учителя, дети будут искать, разрабатывать, разумно заимствовать и реализовывать самые разные педагогические и организационные подходы и решения. Но главные принципы, на которых основана «Новая школа», будут сохранены именно как система ценностей, как база, как фундамент. Поэтому фонд, подготовив, организовав, полностью профинансировав и запустив наш проект, не оставит его после начала учебного года. И речь не только о материальной поддержке, о финансировании, которое будет требоваться школе еще долгое время, - мы создаем попечительский и наблюдательный советы «Новой школы», которые, не вмешиваясь каждодневно в работу собственно образовательного учреждения, будут внимательно наблюдать за жизнью и тенденциями и охранять те самые ценности, о которых я говорила выше.


Лаборатория кухни

© Новая школа

Не боитесь ли вы, что, выпустившись из «Новой школы», человек потеряется в мире заниженных образовательных требований?

Вешникова : Вовсе нет. Если человек набрал некоторое количество нужных познавательных инструментов, он найдет себе ресурс. Он будет в состоянии понять, там ли он оказался и достаточно ли ему возможностей - а если недостаточно, то как их можно добыть. Мы хотим создать в школе атмосферу хорошей неуспокоенности, чтобы человек не останавливался, а имел привычку к постоянному саморазвитию.

Медведев : Так и к неопределенности готовиться проще. Ведь никому толком непонятно, чего ожидать, что будет в нашей жизни через пять лет и как к этому двигаться. Все понимают, что происходят изменения, и важно научиться с этим как-то справляться - как ребенку, так и взрослому. Причем не через десять лет, а прямо сейчас. Это история про выбор, и в школе мы будем стремиться развивать, тренировать умение выбирать. Взрослым очень тяжело предоставить ребенку много выбора, но нам все-таки кажется важным эту тему актуализировать.


© Новая школа

Сегодня помимо профильного гуманитарного (и не обязательно гуманитарного) образования в школах существует множество открытых лекций, семинаров, многие из которых успешно институционализированы. Отличается ли подход «Новой школы» от привычных форматов, в которых фигурах носителя знания все еще находится в приоритете перед теми, кому это знание предназначено?

Медведев : Хороший вопрос. У нас не было изначальной задачи отличаться. Мы не думали над вопросом «От чего в массовой школе вы хотели бы отказаться?». Скорее нам важно что-то оттуда взять. Но в то же время мы сделали выбор в пользу индивидуальных траекторий обучения, подразумевающих разные возможности для того, чтобы ребенок мог управлять своим временем. В старших классах, которые мы пока не запустили, возможны даже индивидуальные расписания и индивидуальные учебные планы. В общем, это вектор, куда можно двигаться, свою программу относительно него выстраивать. Это не гуманитарный или математический профиль - это личный профиль ученика, который подразумевает личные интересы, возможности и стремления.
Ну и позиция «говорящей головы» априорно должна понижаться. «Говорящая голова» подразумевает простую передачу знаний. Нам же кажется, так быть не должно - даже в тех случаях, когда экспертное мнение чрезвычайно важно. Есть опыт коллег из Еревана, где для речи учителя выделяется не более 15 минут за урок. Мы таких специальных правил не вводили, но мы все равно стремились задействовать субъект-субъектную форму взаимодействия. Это, конечно, сложно, но мы прокладываем маршрут в эту сторону. Здесь важную роль играет и дополнительное образование, куда приходят совсем другие, незнакомые детям люди, с которыми надо как-то взаимодействовать. Это история про эмоциональный интеллект, о котором сейчас часто говорят.

Волков : Будут ли у нас на уроках элементы лекций? Да, будут. Значит ли это, что мы узурпировали право на знание и вещаем сверху? Ничуть. Лекция может и должна идти в постоянном диалоге. На нормальном уроке всегда много разговоров, споров, обсуждений. У нас не та ситуация, когда я знаю истину и веду к ней детей: мы все не знаем и истину ищем. Просто я чуть взрослее и больше в этом деле тренировался, вот и все мое отличие. А так мы идем вместе - и каждый при этом в свою сторону. Тем литература и прекрасна, что на один и тот же вопрос каждый человек может дать свой ответ. Если в математической задаче ответ в классе должен совпасть (что не отменяет при этом разных путей решения), то у нас совпадение ответов скорее минус, чем плюс.


Столовая

© Новая школа

- Будет ли налажена коммуникация с высшими учебными заведениями (приглашение преподавателей, курсы, использование методик) и если да, то с какими?

Медведев : Взаимодействие должно рождаться естественным путем, и это, как правило, путь снизу. Мы сначала налаживаем коммуникацию, а потом ее институционализируем. Вопрос лишь в конкретных задачах. Конечно, с МГУ мы находимся по соседству и у нас много контактов на уровне преподавателей: например, наш руководитель биолого-химического направления плотно взаимодействует с биологическим факультетом и Ботаническим садом. На математическом направлении также есть связка с механико-математическим факультетом. В том же МГУ есть лаборатории, которым может быть важно выйти на конкретных детей и что-то им предложить.

Волков : Я сам работаю еще в НИУ ВШЭ и Школе-студии МХАТ, так что вот уже два вуза есть. А если серьезно - мы строим открытое образование, которое будет связано множеством нитей с миром вообще и с высшим образованием в частности. Ну и стоит сказать, что и основатель , и его директор, и директор школы, и, например, я - выпускники МГУ: некоторые из нас учились вместе, ходили по одним и тем же этажам, впитывали один и тот же университетский воздух. Сама школа отчасти выросла из него.

- Каков профиль ученика, поступающего в «Новую школу»? Какие ожидания к ним предъявляют?

Медведев : Если кратко, то нам было важно, чтобы у детей уже была какая-то предметно-культурная база. Когда ребенок приходит в 5–8-й классы, у него уже есть определенный уровень. Наша задача - определить этот уровень и отношение к учебе, поэтому у нас были предметные вступительные испытания (русский язык, математика, элементы английского языка). А дальше уже зависит от возраста: в младшеклассниках мы искали любопытство и интерес к учебе. На финальном этапе проходило собеседование с ребенком и родителями: мы хотели выявить, близки ли мы с родителями в наших ожиданиях и насколько в эти ожидания входит позиция самого ребенка.

Медведев : Мы не хотим брать модель, где вместе с отметкой приходит эмоциональная оценка и, как это часто бывает, элемент психологического давления. В системе оценивания мы стремимся сместить акцент с выставления баллов на выдачу обратной связи, с которой необходимо научиться работать ребенку, родителю, преподавателю. Можно сказать, что для нас это суперзадача.