Киевская Русь в IX - XII веках.

СЛАВЯНЕ В VI-VIII вв. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ПРАРОДИНЫ СЛАВЯН Склавины- между Днестром и Вислой Анты – между Днестром Венеды – бассейн Вислы

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Предпосылки образования Древнерусского государства: Развитие производительных сил Развитие торговли Рост имущественного неравенства Появление систем управления Наличие союзов славянских племён Выделение племенной знати

Этапы формирования государства 1. Союзы племён 2. Образование двух протогосударственных центров (Новгород, Киев) 3. Объединение в одногосударство (поход Олега на Киев 882 год) 4. Расширение государства (походыкиевских князей против соседних восточнославянских племён, против хазар, болгар, Византии)

Причины образования древнерусского государства: Рост производства (внутренняя) Военные походы (внешняя) Частная собственность, имущественное и социальное неравенство

Первые князья 907 г. – поход на Византию 911 г. – Мирный договор с Византией 913 г. – поход на Каспий

Первые князья 915 г. – мир с печенегами 943 г. – поход на Сев. Кавказ

Ольга и Святослав Полюдье – дань племён князю за исполнение им судебных функций и функций защиты от внешних врагов Хазары (4 -9 века), печенеги (9 -10 века), половцы (1113 века) – тюркоязычные народы, совершали набеги на Русь

Причины принятия христианства Язычество не выражало государственного единства, господства княжеской власти и феодальной верхушки, идеи примирения с существующим порядком; Пантеон языческих богов (980) не приводил к единству культа, разъединял части страны

Раннефеодальное государство – государство, в котором господствовала государственная собственность, феодальная собственность лишь формировалась ещё не сложились классы феодального общества и крестьяне ещё не были закрепощены; власть принадлежала князю, опиравшемуся на дружину «Русская правда – свод письменных законов, начало русскому письменному законодательству положено при Ярославе Мудром

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ Вотчина – земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежавший владельцу на правах полной наследственной собственности Поместье – ненаследственное земельное владение, которое давалось князем феодалу за службу и на время службы Русская земля – единое государство, состоявшее из волостей Земли – крупные самостоятельные княжества Волости – княжества, входившие в состав земель

УПРАВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИМ ГОСУДАРСТВОМ Десятина – десятая часть доходов в пользу церкви натуральный характер хозяйства лежит в основе специфики средневекового хозяйства, когда отдельные области не испытывают нужды в связях друг с другом

Кириллица, глаголица - две славянские азбуки; на Руси прижилась кириллица (XII - нач. XVIII в.). Глаголица использовалась только для тайнописи Вервь - община, построенная не по родовому, а по территориальному признаку; вервью - веревкой мерили пространство, принадлежавшее одной общине Огнищанин - владелец какого-либо очага, дома, «огнища» . Ключник - по «Русской Правде» - полный холоп, но вместе с тем первый человек в хозяйстве своего господина, исполнявший обязанности управляющего и судьи, т. е. фактически был домоправителем. Княжий муж - член старшей дружины князя, а также боярин, по собственному желанию вступивший в состав княжеской дружины. Они были советниками князя и занимали высшие военные и административные должности. Тиун - то же, что ключник. Отроки - младшие члены дружины в Древней Руси, по преимуществу дворовые слуги князя.

Холопы - зависимые люди, бесправные, по положению близкие к рабам. Закупы- Зависимые люди. Закупом мог стать свободный крестьянин, получивший на заранее оговоренных условиях ссуду - "купу". При её погашении должник снова становился свободным, а при невозвращении в срок оставался в зависимом положении и должен был выполнять определённую работу в хозяйстве человека предоставившего кредит. В отличие от холопа закуп сохранял некоторые личные и имущественные права, однако мог подвергаться телесным наказаниям по усмотрению господина, а при попытке бегства превратиться в холопа. ""Люди" - свободные крестьяне-общинники. Смерды - крестьяне - общинники, свободные и лично зависимые. Термин "смерд" долгое время считался синонимом слова простолюдин. Рядовичи - лица, служившие феодалам по договору (ряду), близки к закупам. .

Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9 -11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно православие разделилось на несколько автокефальных церквей. Митрополит - в православной церкви глава крупнейшей епархии, подчиняется непосредственно патриарху. Русь первоначально митрополия, находившаяся в непосредственном подчинении Константинопольской патриархии. В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в России было введено патриаршество. Епископ - высшее духовное лицо, глава епархии (основной церковно-административной территориальной единицы). Монастырь - община монахов и монахинь, принимающие единые уставы жизни. Монашество зародилось в III веке в Египте, когда христиане удалялись в пустыню, в безлюдные места, становились отшельниками, монахами. Василий Кесарийский (330 -379) объединяет их в общины. На Западе монашеству положил начало Бенедикт Нурсийский (480 -543). Он основал монастырь в Монте. Кассино (около 529) и орден монахов-бенедиктинцев. Монахи жили, работали и молились вместе, следуя принятому ими своду правил. К VIII в. монастыри возникли повсюду, где было принято христианство.

Государство – организация политической власти общества, опирающаяся на механизмы управления и подавления.

Признаки:

1. Территория и границы

2. Аппарат управления

3. Государственный суверенитет

4. Законодательство

5. Сборы и налоги со стороны власти

Формирование древнерусского государства:

1. Началось в VI века и шло до XII века

2. Окончательно сформировалось в IX века, благодаря норманам

Предпосылки:

1. Переход от качевого образа жизни к оседлому

2. Рости численности населения

3. Разделение труда

4. Появление частной собственности и социального неравенства

5. Одинаковый уровень культурного развития племен

6. Возникновение городов

Город – любое поселение огороженое крепостной стеной

IX-X века – 25 городов

XI век – 90 городов

XII век – 134 города

Полюдье – ранняя форма сбора дани

Территория сбора полюдья обозначала границы

За счет полюдья пополнялась казна государства

Полюдье имело коммуникативную функцию (помогло выстроить вассальные отношения)

Полюдье было отменено в середине X века

Причины возникновения Древнерусского государства:

1. Создание единой военной силы, для борьбы с внешними врагами (печенеги, норманы)

2. Создание закона, для урегулирования социальных отношений

3. Необходимость единой экономической системы для дальнейшего развития

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжскии князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Последствия:

1. Гуманная идеология

2. Консолидация общества

3. Создание церковной организации

4. Рост грамотности

5. Возникновение литературы и церковного искусства

6. Развитие отношений с христианскими странами

Особенности Древнерусского государства:

1. Многоэтничный состав

2. Значительная территория

3. Официальная религия – восточное христианство

4. Княжеско-вечевая система власти

Билет №5

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 в. с началом раздробленности она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Участвовали взрослые мужчины (с 12 лет)

Проходило на главной площади

С XI века стало собранием знати («300» поясов)

Князь из династии Рюриковичей

Был главой Вече

Мог захватывать новые территории

Мог получить титул князя по наследству (или от родственника)

Князь на Руси:

1. Военачальник

2. Главный судья

3. Главный сборщик подати

4. Главный дипломатический представитель

5. Основатель новых городов

6. Глава церкви

7. Главный законодатель

Формы передачи власти:

1. Лествичная

2. Отчинная

Княжеская власть – основа монархии

3. Дружина

Дружина – отряд профессиональных воинов

Возникла в V-VII веках

Структура:

1. Старшая дружина («Бояре» – изначально старшие дружинники)

2. Младшая дружина («Пасынки»)

Особенности:

1. Вассальные отношения

2. Дружинники не получали наделы (землю)

Социальная структура населения Руси:

1. Свободные люди: Знать и Смерды

2. «Полузависимое» население: закупы, изгои, «прощенники», «рядовичи»

3. Рабы: холопы(земледельцы), челядь(слуги), тиуны(управляющие)

Первые русские князья:

РЮРИК (862 - 879 г.г.)

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.

Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.

Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.

Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)

В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.

Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.

Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)

Отразил набеги кочевников-печенегов.

Организовал военные походы против Византии:

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.

Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)

Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.

Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:

1) уроков определения точных размеров дани;

2) погостов - установления мест сбора дани.

Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.

В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)

Сын князя Игоря и княгини Ольги.

Инициатор и руководитель многих военных походов:

Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)

Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)

Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)

Договор между Русью и Византией (971 г.)

Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ (978 (980)) - 1015 г.г.)

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.

980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.

988 г. - принятие христианства на Руси.

(Причины принятия христианства:

Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;

Оправдание социального неравенства;

Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Значение принятия христианства:

Укрепило государство и власть князя;

Способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)

При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Исследователи выделяют следующие факты, которые повлияли на образ Древнерусского государства:

1)Природно-климатические;
2)Геополитические;
3)Религиозные;
4)Фактор социальной организации общества.
Природа и климат России более суровый, по сравнению с Западной Европой, поэтому урожая меньше. Территория очень большая, и население, на протяжении всего времени, переходило из одних земель на другие в поисках более плодородных. Это передвижение ставило государству задачу прикрепления работников к земле с целью извлечения налога.
Начиная с 9 века на Руси начала формироваться жесткая централизованная власть.
Территория нашей страны находится между Европой и Азией. Любые военные действия этих сторон проходили через наши земли и порождали постоянные экстремальные ситуации, поэтому постоянно постояла задача быть в боевой готовности. Исходя из этого мы понимаем, что наше государство испокон веков военизировано. Европа и Азия несомненно повлияли на формирование политических институтов, культурных, и многих других, именно поэтому многие ученые, включая Флоренского, называли нашу страну Евразией.

Христианство пришло на Русь в 988 году, а в 1054 году оно распалось на два направления: православие(Русь) и католицизм(Запад). С этого момента началось противостояние, которому в конце 17 начала 18 вв. оно заканчивается благодаря Петру1 (окно в Европу).
В силу трех вышеуказанных факторов в нашей стране сложилась особая форма социальной организации общества.
Если в западных странах ячейкой общества является семья, то на Руси ей была община, коллектив, корпорация. В следствии всех этих причин в нашей стране всегда определяющую роль играло государство, централизованная власть.
Первое упоминание о Древнерусском государстве мы находим в «повести временных лет, которая была написана монахом Нестером в 12 веке и рассказывает о событиях в середине 9 века.
Славянские племена, которые жили к тому времени в сельской общине, стремились к объединению, перессорились между собой из-за приоритета власти. Их спор продолжался долго, и были вынуждены обратиться к своим северо-западным соседям норманнам (варягам) с предложением прийти княжить и управлять славянами.
В 862 году варяжский князь Рюрик начал свое правление в Новгороде и Киеве.
В 882 году князь Олег объединил северные и южные территории.
Древнерусское государство было обширным и очень не стабильным объединением из-за того, что было объединено лишь по военным соображениям.
В то время во главе государства стоял князь. Его престол находился в Киеве. Князь периодически выезжал «в люди», это называлось полюдье.
Полю́дье - это способ сбора дани с населения восточнославянских племён, существовавший в IX-XII веках на Руси. Племеные. союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину. Размер рассчитывался пропорционально дворам, и не зависил от достатка владельцев.

Древнерусское государство сочетало в себе элементы рабовладельческого, феодального строя.
В 10 веке определяется феодальный уклад.
Признаки феодального уклада:
- вся земля является собственностью Великого князя.
Во́тчина - это земельное владение, которое принадлежало феодалу - потомственно и с правом перепродажи, залога или дарения.
- постепенно прикрепление к земле крестьян.
Правда Ярослава - это правовой кодекс,который был выдан в 1016 году городу Новгороду и затем вошёл в «Русскую Правду».
«Древнейшая Пра́вда» в то время содержала 18 статей. Ими предусматривалось наказание за побои, убийство, порчу имущества, езду на чужом коне и др. Сохранялось, однако, право родственников на кровную месть за убийство, которая могла быть заменена денежным штрафом.
9-10 века – в обществе все больше неравенства.
Смерд - это свободный общинник-земледелец с мерной долей земли,он же воин, он же пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.
Зависимая категория населения – это рядовичи – батраки, закупы, холопы, челядь – обслуга, изгой.

Значение принятия христианства.
Принятие христианства подняло статус государства, поставило наряду с Западно – Европейскими странами, укрепились связи с Византией, государство крепчало, укрепилась роль князя, также способствовало развитию культуры и письменности.
С 11 века началась феодальная раздробленность.
В 1097 году состоялся съезд удельных князей в городе Любече. Принято решение – каждый князь держит свою землю – вотчину и передает ее по наследству.

У восточных славян был обычай: при заключении мирных договоров противники совместно варили кашу (овсяную, просяную или пшеничную) и тут же съедали ее в знак примирения. Отсюда и пошла поговорка: «С ними каши не сваришь», а с XIIIвека кашей стали называть свадебные пиры.

В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – копищах, богам приносились жертвоприношения - требы.

Славяне чтили духов – перегинь и русалок, домовых, леших.

Лекция 3: Древнерусское государство в 9-12 веках.

1. Предпосылки образования государства.

2. Норманнская теория.

3. Общественное и экономическое развитие

4. Христианизация Руси.

Древнерусское государство в исторической науке принято называть термином «Киевская Русь». В научный оборот этот термин ввели историки XIXв. Киевская Русь просуществовала сIXдо первой половиныXIIIв.

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Процесс формирования Российской государственности имел свои специфические черты:

А) Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией, не имела ярко выраженных естественной для географических границ в пределах большого равнинного пространства.

Б) В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

В) Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуре, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Начальную форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен.

Согласно повести временных лет русская княжеская династия, начавшая процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, берет свое начало в Новгороде. В 862 году варяжский князь Рюрик (862-879 – годы правления) и его братья Синеус и Трувор были призваны на Русь новгородцами для прекращения междоусобной борьбы. Они положили начало русской княжеской династии Рюриковичей.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег, прозванный Вещим (годы правления: 879-912 года), захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход Киев. Убив киевский князей Аскольда и Гира, Олег впервые объединил северные и южные славянские земли в составе единого государства.

Норманнская теория.

В XVIIIвеке немецкие ученые на русской службе Г. Байгер и Г. Миллер разработали Норманнскую теорию, согласно которой государство на Руси было создано норманнами (варягами). Против этой концепции выступил М. Ломоносов, положив начало полемики между норманнистами и антинорманнистами. По взглядам историка Ключевского приглашение варягов не означает, что они явились создателями Русского государства. Речь, вероятно, идет о приглашении варягов прежде всего в качестве наемников. Поэтому роль варягов в процессе образования государства является достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.

Сложилась своеобразная федерация племенных княжеств во главе с великим киевским князем. Он собирал дань со всех входящих в это объединение племен. Олег опирался на славяно-норманнских дружинников. Князь Игорь (912-945 г.п.) продолжал деятельность Олега, присоединив к Киеву земли восточнославянских племен уличей, тиверцев, древлян (отсоединились после смерти Олега). Погиб князь Игорь во время восстания древлян, недовольных повторным сбором полюдья (дани).

Княгиня Ольга (945-962 г.п.), вдова Игоря, начала свое правление с того, что жестоко подавила восстание древлян. Ольга провела первую на русских землях реформу налогообложения. Подвластные Киеву земли были поделены на административные единицы, во главе которых были поставлены княжеские администраторы - тиуны. Ольга установила систему погостов – центров торговли и отмены в которых более упорядоченно происходил сбор податей, положила начало каменному градостроительству на Руси. Во внешней политике Ольга отдавала предпочтения дипломатии. В 957 году она посетила Константинополь и приняла христианство, крестившись под именем Елена.

Сын Игоря и Ольги, князь Святослав (962-972 г.п.), был выдающимся полководцем, присоединил к Киеву земли вятичей, воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский Каганат. В 967 году воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970-971 года. Был убит печенегами у днепровских ворот.

После смерти Святослава киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-978 г.п.). Древлянским – сын Олег (умер в 977 году), Новгородским – Владимир (970-978г.г.; 978-1015 – Киевский). Однако между братьями началась междоусобная война за право княжить в Киеве. Владимир Святославович вышел из нее победителем, уничтожив всех своих братьев, как возможных претендентов на киевский престол.

Владимир Святославович в 992 году отвоевал у Польши червонную Русь - Галицию, присоединил земли вятичей, родимичей, Таманский полуостров, создав на его территории Тмутараканское княжество. Во главе всех территорий князь поставил своих сыновей или лично преданных ему людей. Это подорвало сепаратизм родоплеменной верхушки и укрепило государство.

После смерти Владимира киевский князем стал его старший сын Святополк (1015-1019 года), который начал войну со своими братьями с целью обезопасить себя от их посягательств. В ходе этой войны были убиты младшие сыновья Владимира Великого – Борис и Глеб. В борьбу за власть включился второй сын Ярослав, правивший в Новгороде, он и вышел из нее победителем. Правление Ярослава, прозванного Мудрым, (1019-1054 г.п.) - время великой Киевской Руси. Ярослав обезопасил южные границы державы, нанеся в 1036 году сокрушительный удар печенегам. Князь основал города Юрьев, Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри. 1051 году впервые без участия константинопольского патриарха Ярослав сам назначил первого русского митрополита – Иллариона.

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

1. Возникновение Древнерусского государства

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э. на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии. И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

2. Социально-экономический строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась от военной демократии и выполняла административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная система управления, т.е. такая система управления, при которой княжеские слуги со временем превратились в государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.