Кел тузад история. Разрыв со старой жизнью и путешествие в Нортренд

Которого когда-то знали советники Кирин Тора. Внушительная скелетообразная фигура лича словно окутана морозом и злобой, синие отблески наполняют имеющий странную форму череп, а пустые глазницы сверкают холодным бледным огнём. Вытянутое тело бывшего мага больше двух метров в высоту зловеще парит над землёй, оставляя за собой след в виде леденящего облака мороза. Лич облачён в испещрённую рунами мантию, которая не прикрывает покрытой льдом грудной клетки. Церемониальный головной убор на его черепе напоминает короны древних владык Неруба. Несколько заиндевевших цепей небрежно обмотаны вокруг разных частей его нового тела, а их концы свободно плавают в воздухе.

История

Кел"Тузад всегда считался другими членами Кирин-Тора индивидуалистом из-за его настойчивости в изучении темных искусств и, прежде всего, некромантии . Однако другие архимаги запрещали кому бы то ни было практиковаться в темной магии. Услышав мощный вызов Короля-Лича из Нордскола, расстроенный своими недальновидными коллегами архимаг начал общаться с таинственным голосом и понял, что тот сулит огромную силу и знания. Оставив свое состояние и очень высокое положение, Кел"Тузад покинул Кирин-Тор, продал свои обширные владения и, подталкиваемый голосом Нер"Зула в своем разуме, отправился в Нордскол , к Ледяной Короне.

Долгие месяцы Кел"Тузад в одиночку скитался по ледяной пустыне. Он прошел через разрушенное королевство Азжол-Неруб и одним из первых понял мощь этой все возрастающей силы. Наконец маг добрался до своей конечной цели, Цитадели Короля-Лича. Смело приблизившись к входу, он был потрясен тем, что охранявшая ее нежить позволила ему беспрепятственно войти внутрь - как будто его уже ждали. Маг спустился глубоко вниз, к основанию ледника, и, обнаружив среди льда и тьмы Короля-Лича , предложил ему свою душу. Темный повелитель пообещал Кел"Тузаду бессмертие и великую силу в обмен на лояльность и послушание.

Культ Проклятых

Нер"Зул был доволен своим новым слугой и дал ему важнейшее задание. Спустя три года скитаний Кел"Тузад по приказу своего хозяина вернулся назад, в Лордерон , чтобы создать чуму, которая уничтожит королевство людей. Однако, в отличие от большинства слуг Темного повелителя, человеческая внешность Кел"Тузада была сохранена. Харизматичный волшебник мог использовать обман и убеждение, чтобы осуществить замыслы его хозяина.

В течение трех лет Кел"Тузад использовал свое благосостояние и выдающийся интеллект, чтобы создать тайное братство своих единомышленников, названное им Культом Проклятых . Своим помощникам он обещал вечную жизнь в Азероте и всеобщее равенство в обмен на служение Королю-Личу. Удивительно легко все новые и новые мужчины и женщины забывали про свою веру в Святой Свет, становясь послушниками Культа Кел"Тузада.

Добившись успеха в создании Культа Проклятых, Кел"Тузад поместил чуму Нер"Зула в особые артефакты, названные чумными котлами. Эти котлы были расставлены во многих северных деревнях Лордерона, принадлежащих Культу, и из-за них огромное количество зерна было заражено чумой. Любой человек, попробовавший это зерно, практически мгновенно умирал и превращался в слугу Короля-Лича. Его план сработал. Все больше и больше диких зомби появлялось в северных землях, и эта армия, названная некромантом Плетью , готовилась к войне с человечеством.

Перерождение

Однако и люди не сидели сложа руки. Орден паладинов , Серебряная Длань, заинтересовался странными сообщениями о появлении мертвецов на севере Лордерона. Молодой паладин и принц Лордерона Артас , его наставник Утер Светоносный и юная волшебница Кирин-Тора Джайна Праудмур , дочь адмирала Даэлина Праудмура , взяв небольшой отряд верных людей, отправились изучать чуму Кел"Тузада. Их опасения подтвердились - таинственная чума не просто убивала людей, а превращала их в нежить. Кроме того, они обнаружили, что за этим стоят некроманты.

Целью Артаса и его друзей был Андорал, торговая столица северных земель. Добравшись до города, они обнаружили, что он охвачен огнем, а жителей нигде нет. Там же Артас впервые встретился с Кел"Тузадом и узнал, что эта чума - его рук дело. Однако некромант исчез, прежде чем паладин размозжил его голову своим молотом.

Артас отправился на север, и в маленьком городке под названием Брилл вновь встретился с Кел"Тузадом. На этот раз принц использовал свой шанс и в ярости убил некроманта. Кел"Тузад лишь успел сказать перед смертью, что смерть его теперь ничего не значит.

"Наивный глупец... моя смерть ничего не изменит... в целом. Теперь... когда покорение этих земель... началось..."

Однако Артас впоследствии сам стал слугой Короля-Лича, Рыцарем Смерти и, по иронии судьбы, именно он должен был воскресить некогда убитого им некроманта. Разгромив остатки паладинов, охранявших останки Кел"Тузада, и захватив магическую урну, в которой прах некроманта был надежно защищен от разложения, Артас отправился к Солнечному Колодцу Кель"Таласа, единственному месту, в котором достаточно магической мощи для воскрешения существа. В дороге его сопровождал призрак Кел"Тузада, рассказывающий правду о Повелителях Ужаса и об истинных хозяевах Нер"Зула, демонах.

Уничтожив всех эльфов, что сопротивлялись армии Короля-Лича, и попутно убив и оживив в качестве баньши предводительницу эльфов Сильвану Ветрокрылую , Артас добрался до Солнечного Колодца. Рыцарь Смерти опустил в его воды урну с прахом некроманта и наблюдал, как из воды появился перерожденный Кел"Тузад.

Разрушение Даларана и зов Короля-Лича

Дальнейшей целью Короля-Лича был захват Книги заклинаний Медива , с помощью которой Кел"Тузад мог призвать в Азерот эредар Архимонда . Ни магия архимага Антонидаса , ни оборона Даларана не смогли противостоять мощи армии Плети, Кел"Тузад убил Антонидаса и забрал великий артефакт. Пока Артас защищал некроманта от атак остатков армии Даларана, Кел"Тузад совершал ритуал призыва демона. Ритуал удался, но первым же указом Архимонд повысил демона Тикондруса до властелина нежити в Азероте, отстранив от управления и Кел"Тузада, и Артаса. Однако некромант знал о тайных замыслах Нер"Зула, а потому спокойно удалился, не встревая в спор.

Артас отправился в Калимдор на поиски охотника на демонов по имени Иллидан . В разрушеном Лордероне под надзором Повелителей Ужаса остались Кел"Тузад и Сильвана. Вернувшись, Артас выгнал демонов из столицы и освободил некроманта и Темную Охотницу. Рыцарь Смерти и Кел"Тузад отправились в горы Альтерака , но Артас почувствовал невыносимую боль. В скором времени ему явился Нер"Зул - Король-Лич терял силы и приказал своему слуге немедленно возвращаться в Нордскол . Плеть начала быстро отступать. Кел"Тузад приготовил все к отправке Артаса и проводил его до побережья. Артас попросил верного слугу и "друга" - нечасто такие слова услышишь от Рыцаря Смерти - остаться в Лордероне и контролировать ситуацию. Собрав оставшиеся силы Плети, бывший архимаг направился в Чумные Земли.

Наместничество

Оставшись один, Кел"Тузад занял удобную позицию – подконтрольные ему войска Плети позволили Отрёкшимся Сильваны и нежити Повелителей Ужаса бороться за власть и влияние в отравленном чумой Лордероне. И теперь, когда Повелители Ужаса исчезли, он уступил Сильване лишь Тирисфальские Равнины, оставив большую часть Чумных Земель под своим контролем. Его практически неприступная цитадель, некрополис Наксрамас, парит над восточной частью бывшего королевства людей.

Логово Ледяного змея (ex-Frostwyrm Lair)
Последнее крыло инстанса, открывающее свои двери только после того, как будут полностью пройдены четыре предыдущих. Здесь рейд встретят ледяной дракон Сапфирон, и сам чемпион армии Короля Лича, могущественный Кел"Тузад. Достижения

  • Кел"Тузад повержен : Убейте Кел"Тузада в Наксрамасе в обычном режиме.
  • Смерть Кел"Тузада (героич.) : Убейте Кел"Тузада в Наксрамаcе в героическом режиме.
  • И целого мира мало : Убейте Кел"Тузада в Наксрамасе в обычном режиме, убив как минимум 18 поганищ в его комнате.
  • И целого мира мало (героич.) : Убейте Кел"Тузада в Наксрамасе в героическом режиме, убив как минимум 18 поганищ в его комнате.
  • Гибель Сапфирона : Убейте Сапфирона в Наксрамасе в обычном режиме.
  • Гибель Сапфирона (героич.) : Убейте Сапфириона в Наксрамаcе в героическом режиме.
  • Клуб ста : Убейте Сапфирона в Наксрамасе в обычном режиме. Ни один из членов рейда не должен иметь значение защиты от холода выше 100.
  • Клуб ста (героич.) : Убейте Сапфирона в Наксрамасе в героическом режиме. Ни один из членов рейда не должен иметь значение защиты от холода выше 100.
Способности Сапфирона Накс/10 Способности Сапфирона Накс/25
  • 4,250,000 хп
  • Ледяная аура (Frost Aura): дракон наносит 1200 фрост дамаги каждую секунду по всем участникам рейда. Через 15 минут боя дамаг увеличиватеся до 7200 в секунду (энрейж).
  • Фаза 1
  • Похищение жизни (Life Drain): курс, который наносит 2-3к шадоу дамаги и лечит Сапфирона на 4-5к хп раз в три секунды. Вешается на двух случайных человек в рейде раз в 24 секунды.
  • Стужа (Chill): говоря по-русски, близзард. Медленно ездит по залу с Сапфироном, замедляет на 50% тех, кто в него попал, и наносит им 3.5-4.5к фрост дамаги раз в две секунды.
  • 11,870,000 хп
  • Ледяная аура (Frost Aura): дракон наносит 1600 фрост дамаги каждую секунду по всем участникам рейда. Через 15 минут боя дамаг увеличиватеся до 9600 в секунду (энрейж).
  • Фаза 1
  • Похищение жизни (Life Drain): курс, который наносит 3-4к шадоу дамаги и лечит Сапфирона на 6-8к хп раз в три секунды. Вешается на пятерых случайных человек в рейде раз в 24 секунды.
  • Стужа (Chill): говоря по-русски, близзард. Медленно ездит по залу с Сапфироном, замедляет на 50% тех, кто в него попал, и наносит им 5-6к фрост дамаги раз в две секунды.
Общие способности
  • Фаза 2
  • Морозная стрела (Icebolt): заключает двух игроков в ледяную глыбу, подобную айс блоку. В момент наложения наносит игроку и всем в радиусе 10 ярдов 2.5-3.5к фрост дамаги. Глыба ломает LOS, то есть за ней можно спрятаться.
  • Ледяное дыхание (Frost Breath): после каста двух Морозных стрел Сапфирон начинает семисекундный каст Ледяного дыхания. Игрок, не успевший за это время спрятаться за глыбу (см. выше), получает более ста тысяч фрост дамаги (безусловная смерть).
Пулл

В момент, когда рейд в первый раз входит в зал к Сапфирону, игрокам предлагается посмотреть небольшую анимационную сцену, во время которой дракон собирается в единое целое из костей, лежащих на земле. В этот первый раз рейд может спокойно войти в комнату и стать по своим местам.
Во второй и последующие пуллы дракон уже будет на месте, поэтому пулить танк будет самостоятельно. В принципе все равно, мордой в какую сторону его держать, но традиционно его разворачивают хвостом к двери, чтобы вбегающий рейд не попал под клив.

Тактика

Сапфирон - обычный дракон, с обычными абилками - клив и удар хвостом. Необычные здесь размеры модели - хитбокс просто огромный, и клив в связи с этим имеет просто гигантский размах. Помимо этого, как мы знаем, клив происходит из центра модели, и поэтому можно очень просто умереть совершенно в неожиданном месте. Будьте осторожны!

В бою две фазы. Во время первой дракон стоит в центре зала и бьет танка. Вокруг летает близард и вешается курс. Каждые 45 секунд боя Сапфирон поднимается в воздух и начинается вторая фаза: несколько человек насильно сажаются в айс блоки, и весь рейд за этими блоками прячется. Сдается мощное АЕ, кто не успел спрятаться, тот умер. Начинается фаза 1, и так по кругу.

Весь рейд располагается с одного бока дракона, чтобы за 7 секунд успевать добегать до ледяных глыб. Мили аккуратно подходит сбоку (спереди нельзя - клив, сзади неприятный удар хвостом с отбрасыванием), целится в заднюю ногу и сдает там. Стоять можно довольно далеко из-за огромных размеров хитбокса.

Вообще бой чисто хилерский. Хила потребуется много, рейд проседает очень сильно и весь сразу. Ни в коем случае никому (кроме танка) нельзя стоять в близзарде - обязательно выбегайте. Забудьте о мысли "а что там, отлечат". Не отлечат.

После того как дракон поднялся в воздух, рейд распределяется и ждет, пока положенное количество людей не попадет в ледяные глыбы. Не нужно бежать со всех ног к первой появившейся! Велика вероятность того, что следующая глыба упадет прямо в скопление людей, уже спрятавшихся за первой, и всем этим людям очень поплохеет. Ждите второй.

Итак, весь рейд, включая танка, прячется за куском льда и пережидает там каст Ледяного дыхания. После этого танк выходит, разворачивает дракона на прежнюю позицию, и уже после этого рейд к Сапфирону бегут все остальные - таким образом вы не попадете под клив.

Вот и все, тактика несложная. Молитесь на ваших хилеров.

Фаза 3 . На 40% здоровья босса появляются 4 (Накс/25) или 2 (Накс/10) жука. Танки подхватывают их и начинается гонка дпс - жуки настакивают на себя буфф, увеличивающий силу их атаки, и через некоторое (не очень большое) время отлечить танков под жуками будет невозможно. К третьей фазе у вас должны "отлипнуть" все кулдауны, и дпс рейда по боссу требуется максимальный.

Все абилки босса из второй фазы переходят в третью. Возможен случай, что танк жуков попадет в майнд контроль, на этот случай два танка должны держаться поближе друг к другу, чтобы успеть подхватить чужих аддов.

Резюме: залог успеха в этом бою - внимательно следить за тем, что происходит вокруг, и успевать соответственно реагировать. Здоровья у босса не так много, и вам скорее всего хватит дпс на третью фазу, если никто не умрет.


Я был отвергнут своими товарищами. Изгнанник. Послан к ледяным пустошам... Но я был не одинок. Не совсем. Голос, мой единственный спутник вел меня к цели. Ужасные создания ждали меня у входа. Моя кровь остывала, когда я входил в Ледяную Корону. Внутри я стал свидетелем огромной силы, которая могла легко стать моей. Напуганный, я бежал... но не далеко. Слишком поздно, мой выбор был уже сделан. Слишком поздно я понял, что такая сила не отдается...без платы. Сейчас я пришел чтобы забрать то, что мир мне должен.

Я — Кел"Тузед...

Архимаг из Даларана


Много могущественных людей по всему миру услышали зов Короля-Лича. Одним из наиболее известных был архимаг Кел’Тузед из Даларана. Несмотря на то, что он входил в Кирин Тор — совет Даларана, он оставался отшельником среди своих коллег изза его страсти к изучению темных искусств и некромантии. Услышав зов из Нортренда, Кел’Тузед напряг весь свой разум чтобы вступить в диалог с Голосом. Уверенный в том, что Даларан слишком мелочный чтобы практиковать некромантию, он поклялся изучить все возможное у несомненно могущественного Короля Лича.

Кел’Тузед: Тише, Хелкулар . Там незнакомцы...
Хелкулар кивает.
Хелкулар: Так значит ты можешь обучить меня этому...этому...
КТ: Некромантия. Оно зовется некромантией. И да, у меня есть сила наделить тебя таким даром.
Х: А Кирин Тор? Что они говорят о Некромантии?
К: Не заботься о этом, Хелкулар, так как ты ни Кирин Тор, ни некромант.
Пауза
К: Хотя если быть полностью откровенным, мне плевать, что думает Кирин Тор! Они глупцы, изучающие свои устарелые науки.
Х: Тогда научи меня, Кел’Тузед. Научи меня всему, чем обладаешь!
Кел’Тузед кивает.
К: В свое время Хелкулар, все в свое время...


Разрыв со старой жизнью и путешествие в Нортренд


Отрекшись от занимаемого высокого положения, богатства, Кел’Тузед покинул Даларан навсегда. Веденный голосом Короля-Лича он продал все свое имущество и направился на север. В одиночке он прошел многие лиги по суше и воде, наконец достигнув берегов Нортренда. Желая предоставить себя и свои силы НерЗулу, он прошел через разрушенное королевство Азжол-Неруб и одним из первых понял всю мощь этой все возростающей силы. Кел’Тузед понял, что заключить "союз" с таинственным Королем-Личом было бы не только мудрым, но и потенциально выгодным решением. После долгих месяцев скитаний по снежным пустыням, Кел’Тузед наконецто достиг ледника Ледяной Короны. Подойдя ко входу, он был шокирован когда нежить-стражник сразу же пропустил его, ничего не спрашивая, как будто знал о его прибытии заранее. Спускаясь в низ под лед и землю в тьме он предстал перед Ледяным Троном и предложил свою душу темному властелину мертвых. Король-Лич был доволен. Он пообещал Кел’Тузеду бессмертие и огромную силу в обмен на его лояльность и послушание. Кел’Тузед, искушенный знаниями и предоставленой силой, принял свое первое задание: вернуться в мир живых и создать новую религию, которая будет представлять Короля-Лича, как бога.

Создание Культа Проклятых


Вернувшись после 3-х лет скитаний в Лордерон, пожилой но все еще харизматичный маг создал группу единомышленников — братство. Братство, так называемый Культ Проклятых провозглашал социальное равенство и вечную жизнь в Азероте в обмен на их службу и послушание НерЗулу. По прошествии несокльких месяцев, Кел’Тузед приобрел множество послушников для своего нового культа среди утомленных, сломленых жизнью крестьян Лордерона. Все новые члены культа появлялись в стране. Некромант удивился, узнав что многие жители городов также стремятся вступить в братство, отрекаясь от Истинного Света, но все же продолжал держать план в секрете от толпы. С превосходными действиями Кел’Тузеда в Лордероне, НерЗул начал свою финальную подготовку к нападению на человеческую цивилизацию. Поместив энергию чумы в переносные артефакты, названые Чумными Котлами, НерЗул приказал Кел’Тузеду переправить котры в Лордерон, где они должы были быть спрятаны местными членами культа. План сработал отлично. Котлы, охраняемые верными приспешниками ночью выпускали чуму на спящих жителей деревень. Просыпались они уже слугами Короля-Лича... В скором времени весь север страны был опустошен. Все больше и больше живих мертвецов встачали в ряды армии. Кел’Тузед, наблюдая за ней, назвал ее Плетью (Scourge) — совсем скоро она пройдет через ворота Лордорона и сметет человечество с лица земли.

Перерождение


Кел’Тузед, ведомый приказам Короля-Лича прибыл в маленький городок Брилл, где был замечен Джайной Праудмур и Принцем Артасом. Оттуда он быстро отступил и им пришлось идти следом в Андорал, где Кел’Тузед рассказал Артасу о МалГанисе (демон-посланник Легиона, наблюдающий за продвижением работы НерЗула) в Стратхольме. В ярости, Артас настиг Кел’Тузеда и убил некроманта. Умирая, бывший архимаг сказал, что его гибель ничего не меняет.


Артас направился в Нортренд, где убил МалГаниса и заполучил Фростморн, после чего вернулся в Лордерон и начал сеять разрушение и хаос в своем королевстве. Он стал прислужником Короля-Лича. Разгромив охраняющих остатки Кел’Тузеда паладинов он собрал его прах на специальные повозки и начал свой путь к Солнечному колодцу. По пути Артаса сопровождал призрак Кел’Тузеда, рассказывая ему о Повелителях Ужаса, открывая ему истину о том, что НерЗул пленник, а демоны — его хозяева. По пути к Солнечному колодцу, Артас предает огню родину высших эльфов, убивает предводительницу лучников Сильвану Ветрокрылую и оживляет ее, как баньши. Пройдя через врата, Плеть открыла себе путь к магическому источнику. Артас опустил остатки некроманта в воду и оттуда появилось существо — перерожденный Кел’Тузед.


Архимонд и разрушение Даларана


По пути в Альтерак, Кел’Тузед рассказал, что Плеть всего лишь инструмент, авангард перед пришстием Пылающего Легиона и сейчас они идут, чтобы призвать колдуна-эредара по имени Архимонд в мир смертных. Уничтожив охраняющих портал орков, Кел’Тузед связался с темным властелином. Тот послал его в Даларан за Книгой Медива. После атаки на Даларан, убийства Антонидаса и воровства священной книги, Кел’Тузед начал ритуал призыва демона. В то же время Артас защищал его от постоянных рейдов магов Кирин Тора. Завершив заклинание, Архимонд вышел из портала. Его первым указом было повышение демона Тихондриуса до властелина нежити Азерота, отстранив Кел’Тузеда и Артаса от управления. Но, зная планы своего хозяина, некромант бесшумно удалился, не встревая.


После войны


Артас отправился в Калимдор на поиски охотника за демонами по имени Иллидан. В разрушеном Лордероне остались КелТузед и Сильвана, находящиеся под надзором дредлордов. Вернувшись, Артас выгнал генералов-демонов из столицы. Некромант и темная охотница снова были свободны. Рыцарь смерти и Кел’Тузед отправились в горы Альтерака за прятавшимися там крестьянами, желая принести их души, как дар Королю-Личу, но внезапно Артас почувствовал сильный боль, но решил продолжать атаку на силы Альянса. В скором времени Артасу явился НерЗул с приказов немедленно возвращаться в Нортренд. Плеть начала быстро отступать. Кел’Тузед приготовил все к отправке Артаса, как напали демоны и пришлось снова возвращаться. Во второй раз освободившаяся от воли Короля-Лича Сильвана напала на Артаса, сильно ранив его, но Кел’Тузед вовремя подошел и спас своего хозяина. Он проводил Принца до побережья. Артас попросил его, как верного слугу и друга остаться в Азероте и контролировать ситуацию. Собрав оставшиеся силы, бывший архимаг направился в Чумноземье.

Хозяин Наксрамаса


В классик ВоВ. КелТудаз был завершающим боссом игры. Накксрамас, введенный в патче 1.11 давал возможность его повергнуть, что и было сделано. Но вот что интиресно. Его то повергли, но не убили. Заточив частицу своей души в одном талисмане, он будет возрождаться каждый раз, пока артефакт не будет расколот. Был квест на 60ом уровне, задание которого было отнести этот талисман

Кел’Тузад — архилич, один из главных пособников Короля Лича, последний босс в рейдовом инстансе Наксрамас.

В период незадолго до Второй войны, когда Кел’Тузад был еще человеком, он входил в верховный совет магов Даларана. Уже тогда он был известен своим интересом к запрещенным силам некромантии, и, когда Король Лич послал свой ментальный призыв, Кел’Тузад отринул все прошлое и отправился в Нордскол, чтобы предстать перед своим новым хозяином.

Позже, во время выполнения задания по заражению городка Брилль, Кел’Тузад был разоблачен и убит принцем Артасом. Когда же Артас сам стал служить Королю Личу, Кел’Тузад явился к принцу в виде духа и убедил воскресить себя с помощью Солнечного Колодца в городе Луносвет. Так и было сделано, и Кел’Тузад был возвращен к жизни в форме ужасающего лича.

Способности босса:
На заметку: способности босса в рейдовом подземелье на 10 и 25 человек идентичны, однако наносимый урон и количество жизни у босса значительно больше для рейда из двадцати пяти.

Фаза 1.
Кел’Тузад неуязвим, и рейд сражается с аддами, выходящими из семи загонов по периметру комнаты.

  • Солдат Ледяных Пустошей (Soldier of the Frozen Wastes): скелеты, идущие в рейд. Если доходят до своей цели, взрываются (3-4к урона темной магией). Подвержены Shackle Undead (Сковывание нежити). Всего приходит 71 скелет, но случайно можно запулить больше.
  • Неудержимое поганище (Unstoppable Abomination): абоминации, накладывающие на танка дебафф на -10% хила. Всего приходит восемь абоминаций, но можно случайно или специально (для выполнения достижения) запулить больше.
  • Прядильщица душ (Soul Weaver): банши, бьет на 6-8к темной магией и отбрасывает назад на 30 ярдов. Делает это только если дойдет до рейда. 55 тысяч хит пойнтов, идет медленно, всего восемь банши.

Фаза 2.
Через 3 минуты 48 секунд после начала боя в дело вступает сам Кел’Тузад.

  • Ледяная стрела (Frostbolt): двухсекундный каст, бьющий по танку на 10к-13к фрост дамаги. Кастуется очень часто, и по возможности должен сбиваться мили группой. Не может быть отражен.
  • Ледяная стрела (АоЕ) (Frostbolt): мгновенный каст АоЕ фростболтов, бьющих по всем в зале с боссом на 4-5к фрост дамаги. Резистится. Повторяет каст каждые 15 секунд.
  • Цепи Кел’Тузада (Chains of Kel’Thuzad):

На заметку: в версии инстанса на 10 человек босс не использует это заклинание

Босс берет в контроль трех человек из рейда, увеличивая их физический размер на 200%, дамаг на 200% и хил на 500%. В этом состоянии игроки баффают и хилят Кел’Тузада, их требуется контролить любыми способами, которым подвержены гуманоиды. Длится 20 секунд. Не берет в контроль танка. Обнуляет аггро лист босса.

  • Взорвать ману (Detonate Mana): дебафф, вешающийся боссом на случайного игрока, ипользующего ману. Через 5 секунд после наложения игрок взрывается, нанося всем окружающим в радиусе 10 ярдов (но не себе) 10к аркан дамаги. Сжигает у самого игрока 2000 маны.
  • Расщелина тьмы (Shadow Fissure): красный круг, действующий как своего рода войд зона. Появляется вокруг случайного игрока в рейде, и через 5 секунд после появления наносит всем, стоящим в кругу, 60-140к урона темной магией. Кто не выбежал из круга, тот умер.
  • Ледяной взрыв (Frost Blast): ставит случайного игрока в рейде, а также всех, находящихся от него в радиусе 10 ярдов, в ледяную глыбу. В глыбе игрок не может делать ничего, и за 4 секунды ему будет нанесен урон, равный 104% максимального здоровья. Если за 4 секунды игрока не полечить, он умрет.

Эффект будет «перескакивать» по людям, стоящим ближе 10 ярдов друг от друга, наподобие чейн лайтинга.

Фаза 3.
На 40% здоровья босса появляются 2 адда — нерубианских жука. У каждого из них столько же хп, сколько и у Кел’Тузада. Каждые 15 секунд жуки кладут на себя бафф, увеличивающий дамаг на 15%. Бафф стакается до 99 раз.

Рейд забегает в круг, начертанный на полу зала. После этого запускается энкаунтер.

Тактика:

Бой довольно сложный, и отличается от остальных боев в инстансе большим количеством безусловно смертельных абилок босса: сколько бы у вас ни было здоровья, если вы или ваши хилеры сработали неверно, вы умрете.

Обращаем внимание, что ни одна из таких абилок не снимается PvP тринкетами, айс блоком, КоШ или паладинским щитом.

В бою три фазы: во время первой рейду противостоят идущие со всех сторон адды, во время второй выходит непосредственно Кел’Тузад, и во время третьей на помощь боссу приходят жуки.

Вам потребуются три (Накс/25) или два (Накс/10) танка — один будет МТ и займется Кел’Тузадом, а остальные — приходящими во время третьей фазы жуками.

Фаза 1. Рейд стоит в центре комнаты, а со всех сторон к рейду идут различные мобы — слабенькие скелеты, абоминации и банши. Мили дпс занимается абоминациями, а ranged расстреливает остальных.

За 15 секунд до того как Кел’Тузад станет активным, нужно быстро добить оставшихся аддов и распределиться, чтобы потенциально смертельные абилки босса поражали лишь одиночные цели, а не игроков целыми пачками.

Фаза 2. МТ берет босса и танкует его там, где тот стоит. Мили дпс в зависимости от количества стоит поодиночке (10 ярдов), или распределяется на несколько групп, чтобы не попадать в айс томбы всем вместе. Ranged DPS и хилеры рассредотачиваются по всей комнате.

В этой фазе приходится следить сразу за всем:

Фрост болты: Мили сбивают все касты босса.
Взрыв маны: Каждый мана юзер следит за тем, не появился ли у него дебафф, похожий на значок Аркан аое. Если появился, то нужно очень быстро убежать в такое место, где взрыв в радиусе 10 ярдов никого не заденет.
Войд зоны: Очень яркая, вращающаяся красная анимация войд зоны предрекает всем не вышедшим из нее быструю смерть. Особенно опасно в мили, где люди стоят кучей. Выбегаем.
Айс томбы: Если за 4 секунды не полечить человека, попавшего в глыбу льда, этот человек умрет. Хилерам рекомендуется настроить свой интерфейс так, чтобы видеть на плашках игроков дебафф «Ледяной взрыв» — это очень сильно поможет делу.

В Накс/25 помимо вышеобозначенных абилок босс делает еще и майнд контроль. В этот момент происходит обнуление агро, поэтому требуется остановить дпс и позволить танку заново подхватить босса.

Законтроленных людей нужно полиморфить/циклонить/делать все, что угодно, чтобы не позволить им хилить босса или убить с двух ударов кого-нибудь в рейде.

Фаза 3. На 40% здоровья босса появляются 4 (Накс/25) или 2 (Накс/10) жука. Танки подхватывают их и начинается гонка дпс — жуки настакивают на себя бафф, увеличивающий силу их атаки, и через некоторое (не очень большое) время отлечить танков под жуками будет невозможно. К третьей фазе у вас должны пройти все кулдауны, и дпс рейда по боссу требуется максимальный.

Все абилки босса из второй фазы переходят в третью. Возможен случай, что танк жуков попадет в майнд контроль, на этот случай два танка должны держаться поближе друг к другу, чтобы успеть подхватить чужих аддов.

Залог успеха в этом бою — внимательно следить за тем, что происходит вокруг, и успевать соответственно реагировать. Здоровья у босса не так много, и вам скорее всего хватит дпс на третью фазу, если никто не умрет.



Кел"Тузад – один из главных служителей Короля-Лича, ответственный за распространение чумы Плети по Лордерону. После того, как был убит Артасом в эпоху Третьей Войны, переродился в образе лича. С помощью Артаса он призвал Архимонда Осквернителя, предводителя Пылающего Легиона. Тем не менее, Кел"Тузад был воистину предан Королю-Личу, а никак не Пылающему Легиону. Когда Артас отправился в Нордскол в период событий, связанных с Ледяным Троном, он оставил Кел"Тузада в качестве своего наместника для командования Плетью в Лордероне. Ранее он правил Чумными Землями из некрополя Наксрамас, парящим над Стратхольмом, но теперь Наксрамас и, соответственно, Кел"Тузад располагаются в восточной части Драконьего погоста, где он вновь служит Королю-Личу.

Кел"Тузад был одним из героев в кампании Нежити в игре Warcraft III. В World of Warcraft, он является последним боссом в Наксрамасе, рейдовом подземелье, которое было введено в патче 1.11. В World of Warcraft: The Burning Crusade Кел"Тузад может быть найден в Старых предгорьях Хилсбрада, что в Пещерах Времени.

Биография

Появления
Местоположение Уровень Здоровье
Старые Предгорья Хилсбрада 55 5,228
Борейская тундра ?? 6,693,600
Драконий погост ?? 13,945

Кирин Тор

романов или коротких историй о Wacraft.

Кел"Тузад из Кирин Тора.

Кел"Тузад всегда считался другим членом Кирин-Тора, индивидуалистом из-за его настойчивости в изучении темных искусств и, прежде всего, некромантии . Однако другие архимаги запрещали кому бы то ни было практиковаться в темной магии. Услышав мощный вызов Короля-Лича из Нордскола, расстроенный своими недальновидными коллегами архимаг начал общаться с таинственным голосом и понял, что тот сулит огромную силу и знания. Оставив свое состояние и очень высокое положение, Кел"Тузад покинул Кирин-Тор, продал свои обширные владения и, подталкиваемый голосом Нер"зула в своем разуме, отправился в Нордскол , к Ледяной Короне.

Зов Короля Лича

Эта секция содержит эксклюзивную информацию для романов или коротких историй о Wacraft.

Долгие месяцы Кел"Тузад в одиночку скитался по ледяной пустыне. Он прошел через разрушенное королевство Азжол-Неруб и одним из первых понял мощь этой все возрастающей силы. Наконец маг добрался до своей конечной цели, Цитадели Короля-Лича. Смело приблизившись к входу, он был потрясен тем, что охранявшая ее нежить позволила ему беспрепятственно войти внутрь - как будто его уже ждали. Маг спустился глубоко вниз, к основанию ледника, и, обнаружив среди льда и тьмы Короля-Лича , предложил ему свою душу. Темный повелитель пообещал Кел"Тузаду бессмертие и великую силу в обмен на лояльность и послушание.

Культ Проклятых

Эта секция содержит эксклюзивную информацию для романов или коротких историй о Wacraft.

Некромант Кел"Тузад, лидер Культа Проклятых.

Нер"зул был доволен своим новым слугой и дал ему важнейшее задание. Спустя три года скитаний Кел"Тузад по приказу своего хозяина вернулся назад, в Лордерон , чтобы создать чуму, которая уничтожит королевство людей. Однако, в отличие от большинства слуг Темного повелителя, человеческая внешность Кел"Тузада была сохранена. Харизматичный волшебник мог использовать обман и убеждение, чтобы осуществить замыслы его хозяина.

В течение трех лет Кел"Тузад использовал свое благосостояние и выдающийся интеллект, чтобы создать тайное братство своих единомышленников, названное им Культом Проклятых . Своим помощникам он обещал вечную жизнь в Азероте и всеобщее равенство в обмен на служение Королю-Личу. Удивительно легко все новые и новые мужчины и женщины забывали про свою веру в Святой Свет, становясь послушниками Культа Кел"Тузада.

Добившись успеха в создании Культа Проклятых, Кел"Тузад поместил чуму Нер"зула в особые артефакты, названные чумными котлами. Эти котлы были расставлены во многих северных деревнях Лордерона, принадлежащих Культу, и из-за них огромное количество зерна было заражено чумой. Любой человек, попробовавший это зерно, практически мгновенно умирал и превращался в слугу Короля-Лича. Его план сработал. Все больше и больше диких зомби появлялось в северных землях, и эта армия, названная некромантом Плетью , готовилась к войне с человечеством.

Перерождение

Эта секция содержит эксклюзивную информацию для романов или коротких историй о Wacraft.

Однако и люди не сидели сложа руки. Орден паладинов , Серебряная Длань, заинтересовался странными сообщениями о появлении мертвецов на севере Лордерона. Молодой паладин и принц Лордерона Артас , его наставник Утер Светоносный и юная волшебница Кирин-Тора Джайна Праудмур , дочь адмирала Даэлина Праудмура , взяв небольшой отряд верных людей, отправились изучать чуму Кел"Тузада. Их опасения подтвердились - таинственная чума не просто убивала людей, а превращала их в нежить. Кроме того, они обнаружили, что за этим стоят некроманты.

Целью Артаса и его друзей был Андорал, торговая столица северных земель. Добравшись до города, они обнаружили, что он охвачен огнем, а жителей нигде нет. Там же Артас впервые встретился с Кел"Тузадом и узнал, что эта чума - его рук дело. Однако некромант исчез, прежде чем паладин размозжил его голову своим молотом.

Артас отправился на север, и в маленьком городке под названием Брилл вновь встретился с Кел"Тузадом. На этот раз принц использовал свой шанс и в ярости убил некроманта. Кел"Тузад лишь успел сказать перед смертью, что смерть его теперь ничего не значит.

"Наивный глупец... моя смерть ничего не изменит... в целом. Теперь... когда покорение этих земель... началось..."

Однако Артас впоследствии сам стал слугой Короля-Лича, Рыцарем Смерти и, по иронии судьбы, именно он должен был воскресить некогда убитого им некроманта. Разгромив остатки паладинов, охранявших останки Кел"Тузада, и захватив магическую урну, в которой прах некроманта был надежно защищен от разложения, Артас отправился к Солнечному Колодцу Кель"Таласа, единственному месту, в котором достаточно магической мощи для воскрешения существа. В дороге его сопровождал призрак Кел"Тузада, рассказывающий правду о Повелителях Ужаса и об истинных хозяевах Нер"зула, демонах.

Уничтожив всех эльфов, что сопротивлялись армии Короля-Лича, и попутно убив и оживив в качестве банши предводительницу эльфов Сильвану Ветрокрылую , Артас добрался до Солнечного Колодца. Рыцарь Смерти опустил в его воды урну с прахом некроманта и наблюдал, как из воды появился перерожденный Кел"Тузад.

Разрушение Даларана и зов Короля-Лича

Kel"Thuzad uses the Demon Gate to contact Archimonde.

Дальнейшей целью Короля-Лича был захват Книги заклинаний Медива , с помощью которой Кел"Тузад мог призвать в Азерот эредар Архимонда . Ни магия архимага Антонидаса , ни оборона Даларана не смогли противостоять мощи армии Плети, Кел"Тузад убил Антонидаса и забрал великий артефакт. Пока Артас защищал некроманта от атак остатков армии Даларана, Кел"Тузад совершал ритуал призыва демона. Ритуал удался, но первым же указом Архимонд повысил демона Тикондруса до властелина нежити в Азероте, отстранив от управления и Кел"Тузада, и Артаса. Однако некромант знал о тайных замыслах Нер"зула, а потому спокойно удалился, не встревая в спор.

Артас отправился в Калимдор на поиски охотника на демонов по имени Иллидан . В разрушеном Лордероне под надзором Повелителей Ужаса остались Кел"Тузад и Сильвана. Вернувшись, Артас выгнал демонов из столицы и освободил некроманта и Темную Охотницу. Рыцарь Смерти и Кел"Тузад отправились в горы Альтерака , но Артас почувствовал невыносимую боль. В скором времени ему явился Нер"зул - Король-Лич терял силы и приказал своему слуге немедленно возвращаться в Нордскол . Плеть начала быстро отступать. Кел"Тузад приготовил все к отправке Артаса и проводил его до побережья. Артас попросил верного слугу и "друга" - нечасто такие слова услышишь от Рыцаря Смерти - остаться в Лордероне и контролировать ситуацию. Собрав оставшиеся силы Плети, бывший архимаг направился в Чумные Земли.

После войны

Оставшись один, Кел"Тузад занял удобную позицию – подконтрольные ему войска Плети позволили Отрёкшимся Сильваны и нежити Повелителей Ужаса бороться за власть и влияние в отравленном чумой Лордероне. И теперь, когда Повелители Ужаса исчезли, он уступил Сильване лишь Тирисфальские Равнины, оставив большую часть Чумных Земель под своим контролем. Его практически неприступная цитадель, некрополис Наксрамас, парит над восточной частью бывшего королевства людей.

Ashbringer

Четыре Всадника и Кел"Тузад.

Кел"Тузад в World of Warcraft .

In the Lich King"s haste to spread the plague of undeath over Azeroth, he gifted Kel"Thuzad, with the flying citadel of Naxxramas , a horrific base of operations for the Scourge. Consistent attacks from the Scarlet Crusade and Argent Dawn factions weakened the defenses of the floating fortress, enabling an incursion that led to Kel"Thuzad"s defeat.

Пещеры Времени

В старых Предгорьях Хилсбрада недалеко от Южнобережья в Пещерах Времени можно встретить Кел"Тузада, еще в облике чародея.

Wrath of the Lich King

Inside, I bore witness to horrific acts, demonstrations of power, power that could be mine for the asking. Terrified, I ran...but did not get far. All too soon, my choice was made. Too late did I realize that such power does not come...without a price.

Now, the world shall pay a far greater toll, for I have returned.

I am Kel"Thuzad...

Your curiosity will be the death of you.

Разговор с Гелькуларом

Кел"Тузад встречается с Гелькуларом в Старых Предгорьях Хилсбрада, подземелье в Пещерах Времени. Он патрулирует главную дорогу между Хилсбрадом и Южнобережьем. В некоторых местах он останавливается, чтобы поговорить с Гелькуларом:

Кел"Тузад говорит: Тише Гелькулар.Здесь множество незнакомцев... Helcular nods. Гелькулар говорит: Так что вы можете научить меня этой... этой... Кел"Тузад говорит: Некромантии? Это называется черная магия. И да, это в моих силах,передать вам этот дар Гелькулар говорит: А Кирин Тор? Что они говорили про эту черную магию? Кел"Тузад говорит: Это не ваше дело Гелькулар, ты ни член Кирин-Тора, ни некромант. Кел"Тузад говорит: Но если быть откровенным, мне наплевать, что Кирин Тор думает! Они дураки,и установить это можно многими способами. Гелькулар говорит: Научите меня, Кел"Тузад. Научите меня, всему что вы знаете... Кел"Тузад кивает. Кел"Тузад говорит: В свое время, Гелькулар... Все в свое время... Если рядом с ними окажется пойманный зверек и будет убит Салли Вайтмен и Рено Моргрейном, то диалог продолжится: Кел"Тузад говорит: Ну, Гелькулар, позвольте мне показать вам кое-что чтобы вы почувствовали вкус к некромантии... Kel"Thuzad произносит непонятные слова. Мертвый зверек возвращается к жизни. Кел"Тузад говорит: Вы видите, Гелькулар? Вы все еще сомневаетесь в ее силе? Я управляю жизнью! Кел"Тузад говорит: А смерть... Зверек умирает вновь. Кел"Тузад говорит: Я все еще работаю над некоторыми незначительными деталями...

He is still seen wearing the robes of the Kirin Tor , but due to the nature of the conversation, it is presumed that he has already joined the Lich King, or was in the process of doing so.

Warcraft III цитаты

Основная статья: Цитаты из Warcraft III/Нежить Плеть#Кел"Тузад

World of Warcraft цитаты

Основная статья: Кел"Тузад_(тактики)#Цитаты

Мелочи

  • In the alternative timeline where Thrall died as an infant, Kel"Thuzad did not take up necromancy but instead became chief adviser to King Aedelas Blackmoore of Lordaeron. Without Kel"Thuzad leading the Cult of the Damned, the Scourge never grew in large enough numbers to be a threat and history turned out completely different.
  • Kel"Thuzad was voiced by Michael McConnohie in Warcraft III: Reign of Chaos , Warcraft III: The Frozen Throne and his original appearance in World of Warcraft .
  • Kel"Thuzad is voiced by a different (unknown) actor in World of Warcraft: Wrath of the Lich King , as Mr. McConnohie also portrays The Lich King and the producers thought this might "confuse the players".
  • Despite having a new voice actor in Wrath of the Lich King , Kel"Thuzad still uses his original laugh. This can be sometimes heard when he kills a player during his encounter. Those wishing to avoid a repair bill can fly to his location at the Plains of Nasam in southwest Borean Tundra , where Kel"Thuzad will laugh every 30 seconds or so.
  • Kel"Thuzad"s Gold Coin is an in-game item. The description says, "Sometimes... I wish someone would come along and just give me a big, long hug."
  • Kel"Thuzad was a wizard in the Warcraft RPG and a necromancer in the World of Warcraft RPG .
  • The Alliance warlock Tier 9 set is named after Kel"Thuzad. Though is he not normally classified as a warlock, Kel"Thuzad did learn a great deal about demons by studying the Book of Medivh (which allowed him to summon Archimonde).
  • He has a pet based on him, Lil" K.T. . Kel"Thuzad himself will mail the player the pet and congratulate them on joining his fanclub.
  • The Lich King drops Bloodsurge, Kel"Thuzad"s Blade of Agony . The blade had no prior in-game appearances.
  • Nyorloth (creator of the WoW Story Forum and the Ask CDev project) seemingly confirmed Kel"Thuzad"s continued existence by mentioning that he has "survived two separate Lich Kings".

Медиа

    Некромант в Warcraft III .

    Некромант в Warcraft III .

    Лич в Warcraft III .

    Лич в Warcraft III .