Казнь красный тюльпан в афгане. «Красный тюльпан» (5 фото)

Советские солдаты - мученики Афганистана

Наверное, писать о таких страшных вещах в канун предстоящих новогодних праздников - дело не совсем правильное. Однако с другой стороны, эту дату никак не изменишь и не поменяешь. Ведь именно в канун нового 1980 года начался ввод советских войск в Афганистан, что стало отправной точкой многолетней афганской войны, стоившей нашей стране многих тысяч жизней...

Сегодня об этой войне написаны сотни книг и воспоминаний, прочих всевозможных исторических материалов. Но вот что бросается в глаза. Авторы как-то старательно обходят тему гибели советских военнопленных на афганской земле. Да, некоторые эпизоды этой трагедии в отдельных мемуарах участников войны упоминаются. Но вот системная, обобщающая работа о погибших пленных автору этих строк что-то ни разу не попадалась - хотя я очень внимательно слежу за афганской исторической тематикой. Между тем о такой же проблеме с другой стороны - гибели афганцев от рук советских войск - уже написаны целые книги (главным образом, западных авторов). Даже есть интернет-сайты (в том числе и в России), которые без устали разоблачают «преступления советских войск, зверски уничтожавших мирное население и бойцов афганского сопротивления». А вот о зачастую жуткой участи советских пленных солдат практически не говорится ничего.

Я не оговорился - именно жуткой участи. Дело всё в том, что обречённых на смерть советских военнопленных афганские душманы редко когда убивали сразу. Везло тем, кого афганцы хотели обратить в ислам, обменять на своих или подарить в качестве «жеста доброй воли» западным правозащитным организациям, чтобы те, в свою очередь, на весь мир прославляли «великодушных моджахедов». Но тех, кого обрекали на смерть... Обычно гибели пленного предшествовали настолько страшные пытки и истязания, от одного описания которых сразу становится не по себе.

Почему афганцы делали это? По всей видимости, всё дело в отсталом афганском обществе, где традиции самого радикального ислама, требовавшего мучительной смерти неверного в качестве гаранта попадания в рай, соседствовали с дикими языческими пережитками отдельных племён, где в практике были человеческие жертвоприношения, сопровождавшиеся самым настоящим изуверством. Нередко всё это служило средством психологической войны, дабы устрашить советского противника - изуродованные останки пленных душманы частенько подбрасывали к нашим воинским гарнизонам...

Как говорят специалисты, в плен наши солдаты попадали по-разному - кто-то находился в самовольной отлучке из воинской части, кто-то дезертировал по причине неуставных отношений, кого-то душманы захватили на посту или в настоящем бою. Да, сегодня мы можем осуждать этих пленных за их необдуманные поступки, приведшие к трагедии (либо наоборот, восхищаться, кого пленили в условиях боевой обстановки). Но те, кто из них принял мученическую смерть, уже своей гибелью искупили все свои явные и мнимые грехи. И потому они - хотя бы с чисто христианской точки зрения - в наших сердцах заслуживают не менее светлой памяти, чем те солдаты афганской войны (живые и мёртвые), которые совершили героические, признанные подвиги.

Вот только некоторые эпизоды трагедии афганского плена, которые автору удалось собрать по открытым источникам.

Легенда о «красном тюльпане»

Из книги американского журналиста Джорджа Крайла «Война Чарли Уилсона» (неизвестные подробности тайной войны ЦРУ в Афганистане):

«Говорят, это правдивая история, и, хотя подробности менялись с годами, в целом она звучит примерно следующим образом. Утром на второй день после вторжения в Афганистан советский часовой заметил пять джутовых мешков на краю взлётно-посадочной полосы аваибазы Баграм в окрестностях Кабула. Сначала он не придал этому большого значения, но потом ткнул стволом автомата в ближайший мешок и увидел выступившую кровь. Были вызваны эксперты по взрывотехнике, проверившие мешки на наличие мин-ловушек. Но они обнаружили нечто гораздо более ужасное. В каждом мешке находился молодой советский солдат, завёрнутый в собственную кожу. Насколько смогла определить медицинская экспертиза, эти люди умерли особенно мучительной смертью: их кожа была надрезана на животе, а потом натянута вверх и завязана над головой».

Такой вид зверской казни называется «красный тюльпан», и о нём слышали практически все солдаты, служившие на афганской земле - обречённого человека, введя в беспамятство большой дозой наркотика, подвешивали за руки. Затем кожа подрезалась вокруг всего тела и заворачивалась вверх. Когда действие дурмана заканчивалось, приговоренный, испытав сильный болевой шок, сначала сходил с ума, а потом медленно умирал…

Сегодня сложно сказать, сколько наших солдат нашли свой конец именно таким вот способом. Обычно разговоров среди ветеранов Афганистана о «красном тюльпане» ходило и ходит много - одну из легенд как раз привёл американец Крайл. Но мало кто из ветеранов может назвать конкретную фамилию того или иного мученика. Тем не менее, это вовсе не значит, что эта казнь является только афганской легендой. Так, достоверно зафиксирован факт применения «красного тюльпана» к рядовому Виктору Грязнову, водителю армейского грузовика, пропавшего без вести в январе 1981 года.

Только спустя 28 лет земляки Виктора, журналисты из Казахстана, смогли узнать подробности его гибели.

В начале января 1981 года Виктор Грязнов и прапорщик Валентин Ярош получили задание поехать в город Пули-Хумри на военный склад для получения груза. Спустя несколько дней они отправились в обратный путь. Но по дороге колонна подверглась нападению душманов. Грузовик, за рулём которого находился Грязнов, вышел из строя, и тогда он с Валентином Ярошем взялись за оружие. Бой длился с полчаса... Тело прапорщика потом нашли недалеко от места сражения, с разбитой головой и вырезанными глазами. А вот Виктора душманы утащили с собой. Что с ним стало потом, свидетельствует справка, присланная казахстанским журналистам на их официальный запрос из Афганистана:

«В начале 1981 года моджахедами отряда Абдул Разада Асхакзая во время боя с неверными был взят в плен шурави (советский), назвался Грязновым Виктором Ивановичем. Ему было предложено стать правоверным мусульманином, моджахедом, защитником ислама, участвовать в газават - священной войне - с неверными кафирами. Грязнов отказался стать истинным правоверным и уничтожать шурави. Приговором шариатского суда Грязнов был приговорен к к смертной казни - красный тюльпан, приговор приведён в исполнение".

Конечно, каждый волен думать над этим эпизодом, как ему вздумается, но лично мне кажется, что рядовой Грязнов совершил настоящий подвиг, отказавшись пойти на предательство и приняв за это лютую смерть. Остаётся только догадываться, сколько ещё наших ребят в Афганистане совершили такие же героические поступки, которые, к сожалению, и доныне остаются неизвестными.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Оставила в нашей памяти много незаживающих ран. Рассказы «афганцев» раскрывают нам массу шокирующих подробностей того страшного десятилетия, о чем не все хотят вспоминать.

Без контроля

Личный состав 40-й армии, выполнявшей свой интернациональный долг в Афганистане, постоянно испытывал недостаток спиртного. То малое количество алкоголя, которое направлялось в части, редко доходило до адресатов. Тем не менее, на праздники солдаты были всегда в подпитии. Этому есть объяснение. При тотальном дефиците спиртного наши военные приспособились гнать самогон. Легально это делать запрещало начальство, поэтому в некоторых частях существовали свои особо охраняемые пункты самогоноварения. Головной болью для доморощенных самогонщиков стала добыча сахаросодержащего сырья. Чаще всего использовали трофейный сахар, изъятый у моджахедов. [С-BLOCK]

Отсутствие сахара компенсировали местным медом, по словам наших военных, представлявшим из себя «куски грязно-желтого цвета». Этот продукт отличался от привычного нам меда, обладая «отвратительным привкусом». Еще более неприятным на его основе получался самогон. Впрочем, обходилось без последствий. Ветераны признавали, что на Афганской войне были проблемы с контролем личного состава, часто фиксировались случаи систематического пьянства. [С-BLOCK]

Говорят, что в первые годы войны спиртным злоупотребляли многие офицеры, часть из них превратилась в хронических алкоголиков. Некоторые солдаты, имевшие доступ к медицинским препаратам, пристрастились к приему обезболивающих - так им удавалось подавлять неконтролируемое чувство страха. Другие, сумевшие наладить контакты с пуштунами, подсели на наркотики. По словам бывшего офицера спецназа Алексея Чикишева, в отдельных частях до 90% рядовых курили чарас (аналог гашиша).

Обреченные на смерть

Попавших в плен советских солдат моджахеды редко убивали сразу. Обычно следовало предложение принять ислам, в случае отказа военнослужащий был фактически приговорен к смерти. Правда, в качестве «жеста доброй воли» боевики могли выдать пленного правозащитной организации или обменять на своего, но это скорее исключение из правил. [С-BLOCK] Практически все советские военнопленные содержались в пакистанских лагерях, вызволить откуда их было невозможно. Ведь для всех СССР в Афганистане не воевал. Условия содержания наших солдат были невыносимые, многие говорили, что лучше погибнуть от охранника, чем терпеть эти мучения. Еще страшнее были пытки, от одного описания которых становится не по себе. Американский журналист Джордж Крайл писал, что вскоре после ввода в Афганистан советского контингента рядом со взлетно-посадочной полосой появились пять джутовых мешков. Толкнув один из них, солдат увидел проступившую кровь. После вскрытия мешков перед нашими военными предстала жуткая картина: в каждом из них был молодой интернационалист, обернутый в собственную кожу. Медики установили, что сначала кожа надрезалась на животе, а затем завязывалась узлом над головой. В народе казнь прозвали «красный тюльпан». Перед экзекуцией пленного накачивали наркотой, доводя до беспамятства, но героин переставал действовать задолго до смерти. Сначала обреченный испытывал сильнейший болевой шок, затем начинал сходить с ума и в конце концов умирал в нечеловеческих мучениях.

Творили, что хотели

Местные жители зачастую были крайне жестокими к советским воинам-интернационалистам. Ветераны с содроганием вспоминали, как крестьяне добивали советских раненых лопатами и мотыгами. Иногда это порождало безжалостный ответ со стороны сослуживцев погибших, были случаи и совершенно неоправданной жестокости. Ефрейтор ВДВ Сергей Бояркин в книге «Солдатах Афганской войны» описывал эпизод патрулирования его батальоном окрестностей Кандагара. Десантники развлекались, расстреливая из пулеметов скот, пока на их пути не попался афганец, погонявший осла. Недолго думая, по мужчине пустили очередь, а один из военных решил отрезать себе на память уши жертвы. [С-BLOCK] Бояркин также описал излюбленную привычку некоторых военных подбрасывать афганцам компромат. Во время обыска патрульный незаметно вытаскивал из своего кармана патрон, делая вид, что он был обнаружен в вещах афганца. После предъявления такого доказательства вины, местного жителя могли расстрелять прямо на месте. Виктор Марочкин, служивший механиком-водителем в 70-й бригаде, дислоцированной под Кандагаром, вспоминал инцидент, произошедший в поселке Таринкот. Предварительно населенный пункт был обстрелян из «Града» и артиллерии, в панике выбежавших из кишлака местных жителей, в том числе женщин и детей, советские военные добивали из «Шилки». Всего здесь погибло около 3000 пуштунов.

«Афганский синдром»

15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул Афганистан, но отзвуки той беспощадной войны остались - их принято называть «афганским синдромом». Многие солдаты-афганцы, вернувшись к мирной жизни, так и не смогли найти в ней место. Статистика, появившаяся через год после вывода советских войск, показала страшные цифры: Около 3700 ветеранов войны находились в тюрьмах, 75% семей «афганцев» столкнулись либо с разводами, либо с обострением конфликтов, почти 70% воинов-интернационалистов не были удовлетворены работой, 60% злоупотребляли алкоголем или наркотиками, среди «афганцев» оказался высоким уровень самоубийств. В начале 90-х было проведено исследование, показавшее, что как минимум 35% ветеранов войны нуждаются в психологическом лечении. К сожалению, со временем старые психические травмы без квалифицированной помощи имеют обыкновение обостряться. Похожая проблема существовала в Соединенных Штатах . Но если в США в 80-х годах была разработана государственная программа помощи ветеранам Вьетнамской войны, бюджет которой составил 4 млрд долларов, то в России и странах СНГ системной реабилитации «афганцев» не ведется. И вряд ли в ближайшем будущем что-либо изменится.

1.Красный тюльпан. Эта пытка относится к современным, её применяли душманы в отношении пленных русских солдат вАфганистане . Сначала пленного накачивали наркотиками, затем подвешивали за руки. Далее начиналась пытка, военнопленному подрезали кожу в особых местах, при этом не задевая крупных сосудов и стягивали её с тела до пояса, в итоге кожа лоскутами свисала вниз обнажая плоть. Часто люди умирали во время самой процедуры, но если вдруг жертва оставалась живой, то как правило смерть приходила после снятия воздействия наркотика: от болевого шока или кровопотери.

Пытка красный тюльпан.

2.Пытка крысами. Эта пытка была очень распространена в Древнем Китае, однако впервые применена она была в 16 векеДидриком Соноем , лидером Нидерландской революции. Сначала пленника полностью раздевали и клали на стол крепко связав, затем ему на живот клали клеткус голодными крысами. Благодаря особому устройству клетки, у неё открывали дно, а сверху на саму клетку клали раскаленные угли, которые тормошили крыс. В итоге крысы в панике начинали искать себе выход, а единственным выходом являлся живот человека.

Пытка крысами.

3.Китайская пытка бамбуком. Об этой пытке слышали многие, её даже проверяли в известной передаче«разрушители мифом» , где миф оказался«подтвержденным» . Заключается она в следующем:бамбук - это одно из самых быстрорастущих растений на Земле, при этом некоторые его сорта могут вырасти на метр в день. Жертву связывали и помещали животом над ростками бамбука, в итоге бамбук прорастал сквозь тело доставляя дикие мучения человеку.

Пытка бамбуком.

4.Медный бык. Это орудие пыток было сделано медн икомПериллом , который в итоге продал его сицилийскому тирануФаларису .Фаларис славился своей любовью к пыткам, поэтому первым делом он решил проверить работу этого быка. Первой жертвой стал создатель этого быкаПерилл , за его жадность. Бык представлял из себя полую статую из меди, куда через специальную дверцу помещался человек. Далее под быком разводили огонь и жертва там заживо варилась, причем бык был сделан таким образом, что все крики жертвы выходили через пасть быка. Кстати самФаларис был так же поджарен в этом быке.

Медный бык.

5.Вживление металла. В средневековье применялся метод вживления металла под кожу жертвы. Сначала плоть разрезали, а потом туда клали какой либо кусочек металла и все это зашивали. Через какое то время металл начинал окисляться и причинял сильные боли беднягам. От этой боли люди сами часто раздирали свою плоть и вытаскивали злополучный осколок железа, умирая в итоге от кровопотери.

6.Пектораль. Пектораль это женское украшение, которое представляло из себя современный лифчик, сделанный из драгоценных металлов и украшенный драгоценными камнями и узорами. Нетрудно догадаться, что пытка получила это название не зря. Применяли её во времена инквизиции.Палач взявщипцами пектораль, раскалял её до красна и надевал на грудь женщине. Как только пектораль остывал от тела, он снова нагревал его и прикладывал и так до тех пор, пока жертва не сознавалась в чем либо. Часто после таких пытокот груди женщиныоставались лишь обугленные дыры.

Пектораль.

7.Шири. Эта пытка применялась кочевыми народамижуаньжуанами , которые таким образом посвящали рабов. В чем заключалась пытка? Сначала рабу брили голову, затем обматывали её кусками кожи свежеубитого верблюда(что и означает слово «шири» ) , далее заковывали его шею в деревянную колоду, которая не позволяла рабу прикасаться к голове, а так же не позволяла дотронутсья головой до земли. В итоге раба отвозили подальше в пустыню и оставляли там на самом солнцепеке на пять дней,без еды и воды. От палящего солнца лоскуты кожи верблюда начинали стягиваться с огромной силой, что причиняло человеку адскую боль. Кроме того прорастающие волосы на голове так же не находили выхода и росли прямо вшири . Через 5 дней как правило все рабы умирали, однако если кто-то оставался в живых, то считалось, что цель достигнута.

8.Надувание. Основными объектами этой пытки становились рабы, причем по одной из версий эту практиковал самПётр 1 . Сначала человека крепко связывали, затем затыкали его рот, нос, уши хлопком. Потом в зад ему вставляли мехи и надували его, в итоге человек становился как надутый шар. Финалом был надрез над бровями, откуда в следствии высокого давления быстро выходила кровь, что и убивало жертву.

9.Смерть слоном. Этот метод практиковался в Индии. Как полагается, жертву связывали по рукам и ногам и оставляли лежать на земле. Затем в комнату заводили дрессированного слона. Дрессировщик давал команды слону и тот давил части тела жертвы на радость публике, финалом этой пытки была раздавленная голова.

Пытка слоном.

10.Скафизм. Эта пытка была популярна в древней Персии. Сначала жертву насильно поили молоком с медом, затем помещали в неглубокое корыто и крепко связывали. Таким образом жертва оставалась в корыте несколько дней, в результате чего от обилия молока и меда в желудке происходило опорожнение кишечника. Далее это корыто помещали в болото и оно там плавало привлекая внимание голодных тварей. Естественно едоки находились быстро и в итоге они заживо сжирали пленника.

11.Колыбель Иуды

Колыбель Иуды была одной из самых мучительных машин для истязаний в арсенале Супремы - испанской инквизиции. Жертвы обычно умирали от инфекции, в следствие того, что островерхое сидение пыточной машины никогда не дезинфицировалось. Колыбель Иуды, как орудие пытки, считалась «лояльной», ибо костей не ломала и связки не рвала.

Как это работает?

1) Жертву, у которой связаны руки и ноги, усаживают на верхушку остроконечной пирамиды;

2) Вершина пирамиды вонзается в анус или влагалище;

3) С помощью веревок жертву постепенно опускают все ниже и ниже;

    Пытка продолжается несколько часов или даже дней, пока жертва не умирает от бессилия и боли, либо от кровопотери в следствии разрыва мягких тканей.

12.Железная дева

Как и пытку бамбуком, «железную деву » многие исследователи считают страшной легендой. Возможно, этими металлическими саркофагами с острыми шипами внутри только пугали подследственных, после чего те признавались в чем угодно. «Железная дева » была изобретена в конце 18-го века, т.е. уже на закате католической инквизиции. Как это работает?

1) Жертву запихивают в саркофаг и закрывают дверцу;

2) Шипы, вбитые во внутренние стенки «железной девы » довольно короткие и не пронзают жертву на сквозь, а лишь причиняют боль. Следователь, как правило, за считанные минуты получает признательные показания, которые арестованному остается только подписать;

3) Если арестант проявляет стойкость духа и продолжает молчать, через специальные дырочки в саркофаге пропихиваются длинные гвозди, ножи и рапиры. Боль становится просто невыносимой;

4) Жертва так и не признается в содеянном, то ее запирали в саркофаге на длительное время, где она и погибала от потери крови;

5) В некоторых моделях «железной девы» были предусмотрены шипы на уровне глаз, чтобы их оперативненько выкалывать.

13.Ужасная груша

«Лежит груша - нельзя скушать», - сказано о средневековом европейском орудии «воспитания» богохульников, лжецов, женщин, родивших вне брака, и мужчин нетрадиционной ориентации. В зависимости от преступления, мучитель засовывал грушу грешнику(це) в рот, анальное отверстие или влагалище.

Как это работает?

1) Инструмент, состоящий из заостренных листовидных сегментов грушевидной формы засовывается клиенту в нужное отверстие тела;

2) Палач помаленьку крутит винт на верхушке груши, при этом «листья»-сегменты распускаются внутри мученика, причиняя адскую боль;

3) После того, как груша раскрывается полностью провинившийся получает внутренние повреждения, несовместимые с жизнью и умирает в ужасных муках, если до этого уже не впал в беспамятство.

14.Дыба

Наверное самая знаменитая, и непревзойденная в своем роде машина смерти под названием «дыба ». Ее впервые испытали примерно в 300 году н.э. на христианском мученике Винсенте из Сарагосы.

Любой, выживший после дыбы, больше не мог пользоваться своими мышцами и превращался в беспомощный овощ.

Как это работает?

1. Это орудие пыток представляет собой специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались веревки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков веревки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело;

2. Связки на руках и ногах жертвы растягиваются и рвутся, кости выскакивают из суставов.

3. Применялся и другой вариант дыбы, под названием strappado: она состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам веревку. Иногда к его связанным ногам прикреплялось бревно или иные грузы. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осужденному приходилось висеть на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. Такой вид дыбы применялся чаще всего в применялся и в Западной Европе

4. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками.

  1. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами.

15.Кровавый орел

Одна из самых древних пыток, во время которой жертву привязывали лицом вниз и вскрывали спину, ребра обламывали у позвоночника и раздвигали наподобие крыльев. В скандинавских легендах утверждается, что во время такой экзекуции раны жертвы посыпали солью.

Многие историки утверждают, что данная пытка применялась язычниками по отношению к христианам, другие уверены, что таким способом наказывались супруги, уличенные в измене, а третьи утверждают, что кровавый орел - это просто страшная легенда.

WRITTEN BY Sadisto;

Ending by Tortura

Эта история полностью вымышлена… Такого никогда не было…

Всякий, кто допускает хотя бы малейшую мысль претворить подобное в жизнь, должен немедленно уйти отсюда и не возвращаться. Этот рассказ не подходит для несовершеннолетних. Это всего лишь эротическая фантазия и она написана для людей старше 18 лет, которых забавляют подобные рассказы.

******************************************

Пролог

27 марта 1982 года. Президент Наджибулла обратился за помощью к правительству Советского Союза. В его дворец в Кабуле прибыли важные гости - афганского президента посетила советская военная делегация. Она прибыла с двумя целями: обсудить совместную стратегию против отрядов Движения "Талибан" и договориться о переброске секретного груза оружия и боеприпасов для контингента советских войск, находящегося в Афганистане. В составе делегации были 12 мужчин и одна женщина: лейтенант Наталья Ерофеева. Главари "Талибана" отлично знали, как много надежд возлагает на эти переговоры президент Наджибулла. От своих шпионов в рядах правительственных войск они знали, что советское командование готовит мощный одновременный удар по главным базам мятежников. Но знать бы где и когда! Талибы понимали, что любой член делегации располагает огромной ценнейшей информацией. Ног только один человек в ней знал все - советник Брежнева по Афганистану, дочь советского министра обороны, лучшая курсантка Ленинградской военной академии, 28-летняя Наталья Ерофеева. Только она одна знала все планы. Поэтому главари талибов тщательно разработали операцию по ее захвату и она им блестяще удалась.

Похищение

Наталья стояла в душе в своем одноместном номере люкс в гостевом корпусе президентского дворца. Она была настоящая красавица! Стройная блондинка с голубыми глазами, длинными точеными ногами, упругой, чудесно вылепленной грудью, округлыми бедрами… Мечта любого мужчины. Она еще была не замужем. У нее был любовник, 35-летний офицер КГБ. Больше всего ей нравилось в нем, то как он умеет заниматься любовью. Ее так возбуждало, когда он целовал все ее прекрасное тело… Он был ее первым и, пока что, единственным мужчиной. Они познакомились 8 лет назад в военном училище и с того дня были вместе. Но сейчас он был далеко от нее и девушка попыталась сосредоточиться на предстоящей беседе с президентом Афганистана. Они должны были обсудить подробности советского ракетного удара по основным базам мятежников через две недели. Ее мысли прервал неожиданный стук в дверь, она с удивлением обернулась.

"Кто там?"

"Экстренный звонок для мисс Ерофеевой из Москвы… Вы должны немедленно прийти в Центр связи…", отвечал кто-то в коридоре.

"Сейчас иду… Только накину что-нибудь…", они быстро натянула элегантную юбку, чуть выше колен, блузку из молочно-белого шелка, туфельки на высоком каблуке (она отлично знала, что женщина должна использовать все оружие, данное ей природой, чтобы добиться успеха среди мужчин, так что для поездки в Кабул она выбрала одежду наиболее выгодно подчеркивающую ее прелестную фигуру). Распахнув дверь, она выглянула наружу. В коридоре никого не было. Его тишина показалась ей слишком необычной. Она отошла на несколько метров от своего номера и внезапно замерла, словно окаменев. Перед ней на полу лежал офицер охраны с перерезанным горлом, плавая в луже крови. Прежде чем она успела крикнуть, чья-то сильная рука прижала к ее лицу тряпку с хлороформом и спустя пару секунд она потеряла сознание. Четверо диверсантов "Талибана" подхватили ее на руки, вынесли на улицу, погрузили в спрятанный на заднем дворе дворца джип и беззвучно растворились в ночной мгле.

Допрос

Наталья пришла в себя не понимая, что произошло и где она. Она лежала в темной тюремной камере. Это она понимала. Но как она попала сюда из роскошного, окруженного охраной дворца??? Тяжелая стальная дверь распахнулась и двое здоровенных талибов заломили ей руки за спину и не говоря ни слова потащили ее по темным коридорам. Там не было окон, только электрически лампы на потолке. Они где-то под землей, подумала она. Вскоре они подошли к деревянной двери в конце туннеля. Один из солдат открыл ее, но к удивлению пленницы, за первой дверью оказалась вторая! И она была еще толще и обита каким-то звуконепроницаемым материалом. Почему? Они вошли в большую белую комнату, похожую на операционную. Да, это и была операционная! Большой стол, похожий на гинекологическое кресло, только с множеством каких-то стальных причиндалов стоял в центре помещения. Наталья содрогнулась, внезапно поняв все! Это камера пыток! Да! Ее будут пытать!!! На нескольких маленьких столиках было разложено множество пыточных инструментов, сверкавших под яркими лучами неоновых ламп.

Дверь на другом конце камеры раскрылась и пятеро мужчин вошли внутрь. Это были лидер "Талибана" Абдул Рахди и четверо его помощников. На секунду вошедшие замялись, смущенные присутствием этой молодой женщины редкостной красоты. Они уже видели несколько ее фотографий, но в жизни… Они еще никогда не видели подобной красавицы! Девушка стояла посреди комнаты, гордо откинув голову, пытаясь казаться совершенно спокойной. Ее светлые волосы казалось горели в ярком свете, делая ее еще желанней.

Преодолев первую робость, Абдул Рахди начал, "Итак, мисс Ерофеева! Вы знаете почему нам пришлось доставить Вас сюда".

"Протестую! Я представитель Правительства СССР. Вы не имеете права держать меня здесь. Я гостью законного президента Афганистана!", попыталась возмутиться пленница.

"Остановитесь, пожалуйста… Вот что, Наталья. У нас мало времени. Мы…, как бы это назвать…, люди действия…", он улыбнулся и узница почувствовала слабость в коленях.

"Мы знаем, что Ваша армия замышляет мощную атаку против нас. Нам также известно, что Вы единственная, кто знает все об этой операции. И мы хотим, чтобы Вы объяснили нам, когда начнется атака и где".

"Я ничего не знаю… Я только переводчица…", смутилась девушка.

"Ради Бога, мисс Ерофеева! Это не пройдет. Мы хорошо знаем, кто Вы. Мы заем, что Вам известно все. Пожалуйста, расскажите нам это".

"Говорю же Вам, я ничего не знаю… Вы ошибаетесь…"

"Ну что же, Наташа… Ты видишь все эти приспособления? Можешь не гадать, это все орудия пытки. Я ни перед не остановлюсь, чтобы заставить тебя говорить. Кроме того… к нашему счастью, один прекрасный человек решил нам помочь. Он китаец и ненавидит коммунистов. Ой, я забыл представить его, он из почтенной семьи, которая столетиями занималась пытками. Не правда ли, любопытное ремесло? Позвольте мне представить Вас нашей гостье, господин Дзяо!"

Дверь отворилась и невысокий, но очень крепкий человек вошел в застенок. Ему было около 60. Его вид внушал ужас, особенно лицо - толстогубое, заплывшее жиром, с маленькими глазками, ртом, в котором не хватало половины зубов. Он был не выше метра шестидесяти пяти.

"Привет, Наташа!", сказал он на чистейшем русском. "Не удивляйся, я говорю по-русски. В школе на Родине меня заставили учить русский. Но это очень помогло мне здесь, в Афганистане. Ты седьмая русская женщина, которую я допрашиваю здесь. По секрету скажу тебе, я очень люблю ваших девушек, они так кричат под пытками! Ха-ха-ха!", раздался, словно карканье, его смех.

Наталья побледнела. Она не могла поверить происходившему. Ей казалось, что все это ужасный сон. Они действительно собираются пытать ее.

"Ну, девочка, ты будешь говорить?", в последний раз спросил ее Абдул Рахди, прежде чем приказать начать истязание.

"Нет, я ничего не знаю", с нажимом произнесла молодая женщина.

"Господин Дзяо", рассмеялся Рахди, "Эта дама Ваша. Господа генералы, присаживайтесь и приготовьтесь полюбоваться занятным представлением".

Пытка

"Сорвать с нее платье!", приказал солдатам Дзяо и те подскочили к девушке. Раздался треск рвущейся материи и несколько секунд спустя, она, совершенно обнаженная, стояла перед собравшимися в камере 8 безжалостными садистами, зная, что вот-вот начнется пытка и что она должна молчать. Палач кивнул на стол, ее бросили туда. Ее точеные длинные ноги широко развели в стороны и привязали к железным кольцам, руки приковали к верхнему краю стола. Дзяо расчесал ее волосы и заплел их в "конский хвост". С выставленными на всеобщее обозрение половыми органами, она была готова к пытке. Ее лоно притягивало к себе взгляды. Толстые светлые колечки волос на ее остром треугольнике и на половых губах. Ее внутренние губы, пухлые, словно две котлетки, окаймляли чудесно очерченный клитор. Солдаты охватили ее тело цепью, обвившейся под грудями, та что она не могла шевельнуться. Китаец прошептал ей на ухо, что сейчас она насладиться такой болью, которую даже не может себе представить и все расскажет о русских планах.

Девушка повторила, что ничего не знает и попросила отпустить ее. По ее телу начали стекать тонкие струйки пота. В голове проносились тысячи мыслей, пока палач занимал свое место между ее раздвинутыми ногами. Дзяо осмотрел ее и крикнул охранникам, чтобы те потуже затянули ремни. Те охватили веревками колени жертвы и крепко привязали их еще к двум кольцам на столе. Они подтягивали веревки, пока колени не прижались к ее грудям. Теперь несчастная не могла даже шевельнуться и ее зад был прямо перед палачом. Усевшиеся вдоль стен зрители старались не пропустить ни единой подробности этого великолепного спектакля. Китаец знал, что даже если женщина и признается во всем, пытку все равно будут продолжать, пока она не умрет. Он не хотел дать не малейшей возможности международным организациям поднять вопрос о нарушении талибами прав человека.

Под ее ягодицы подложили скошенный деревянный брус, чтобы чуть приподнять зад. "Самое время начать", промурлыкал Дзяо. С этими словами, он начал массировать внутренние половые губы пленницы. Палец другой руки он засунул в ее влагалище.

"Какая восхитительная дырка, тебя уже трахали много мужиков, а красотка?" Наталья с ужасом смотрела на мужчин, которые глотая слюнки, глазели на нее. Она не проронила ни звука, только капли пота сильнее покатились по ее лбу. Отойдя к столику с инструментами, истязатель принес что-то, похожее на большое гинекологическое зеркало. Закрытое, оно было около 8 сантиметров в диаметре, с чуть закругленными выступами на обеих половинках. Глаза узницы были прикованы к этому блестящему металлическому предмету, приближавшемуся к ее лону. Дзяо раздвинул ее половые губы и прижал конец зеркала ко входу во влагалище. Очень медленно он начал засовывать его внутрь. Сантиметр за сантиметром, потом принялся вращать винт, раскрывая его. Один, два, три,…, восемь сантиметров и так дальше. Ее влагалище было растянуто до предела, в двух местах на его стенках появились кровоточащие трещины. Зеркало было настолько широко раскрыто, что палач без труда мог достать до ее матки во время пытки. Зрители с горящими глазами смотрели на распластанную девушку, неподвижно привязанную к столу, ее тело била легкая дрожь.

Сейчас Дзяо показывал своей жертве странный инструмент, состоящий из двух щипчиков с загнутыми внутрь заостренными, словно крючья, концами, соединенными винтом, вращая который их можно было то сближать, а то раздвигать.

Война в Афганистане оставила в нашей памяти много незаживающих ран. Рассказы «афганцев» раскрывают нам массу шокирующих подробностей того страшного десятилетия, о чем не все хотят вспоминать.

Без контроля

Личный состав 40-й армии, выполнявшей свой интернациональный долг в Афганистане, постоянно испытывал недостаток спиртного. То малое количество алкоголя, которое направлялось в части, редко доходило до адресатов. Тем не менее, на праздники солдаты были всегда в подпитии.
Этому есть объяснение. При тотальном дефиците спиртного наши военные приспособились гнать самогон. Легально это делать запрещало начальство, поэтому в некоторых частях существовали свои особо охраняемые пункты самогоноварения. Головной болью для доморощенных самогонщиков стала добыча сахаросодержащего сырья.
Чаще всего использовали трофейный сахар, изъятый у моджахедов.

Отсутствие сахара компенсировали местным медом, по словам наших военных, представлявшим из себя «куски грязно-желтого цвета». Этот продукт отличался от привычного нам меда, обладая «отвратительным привкусом». Еще более неприятным на его основе получался самогон. Впрочем, обходилось без последствий.
Ветераны признавали, что на Афганской войне были проблемы с контролем личного состава, часто фиксировались случаи систематического пьянства.

Говорят, что в первые годы войны спиртным злоупотребляли многие офицеры, часть из них превратилась в хронических алкоголиков.
Некоторые солдаты, имевшие доступ к медицинским препаратам, пристрастились к приему обезболивающих – так им удавалось подавлять неконтролируемое чувство страха. Другие, сумевшие наладить контакты с пуштунами, подсели на наркотики. По словам бывшего офицера спецназа Алексея Чикишева, в отдельных частях до 90% рядовых курили чарас (аналог гашиша).

Обреченные на смерть

Попавших в плен советских солдат моджахеды редко убивали сразу. Обычно следовало предложение принять ислам, в случае отказа военнослужащий был фактически приговорен к смерти. Правда, в качестве «жеста доброй воли» боевики могли выдать пленного правозащитной организации или обменять на своего, но это скорее исключение из правил.

Практически все советские военнопленные содержались в пакистанских лагерях, вызволить откуда их было невозможно. Ведь для всех СССР в Афганистане не воевал. Условия содержания наших солдат были невыносимые, многие говорили, что лучше погибнуть от охранника, чем терпеть эти мучения. Еще страшнее были пытки, от одного описания которых становится не по себе.
Американский журналист Джордж Крайл писал, что вскоре после ввода в Афганистан советского контингента рядом со взлетно-посадочной полосой появились пять джутовых мешков. Толкнув один из них, солдат увидел проступившую кровь. После вскрытия мешков перед нашими военными предстала жуткая картина: в каждом из них был молодой интернационалист, обернутый в собственную кожу. Медики установили, что сначала кожа надрезалась на животе, а затем завязывалась узлом над головой.
В народе казнь прозвали «красный тюльпан». Перед экзекуцией пленного накачивали наркотой, доводя до беспамятства, но героин переставал действовать задолго до смерти. Сначала обреченный испытывал сильнейший болевой шок, затем начинал сходить с ума и в конце концов умирал в нечеловеческих мучениях.

Творили, что хотели

Местные жители зачастую были крайне жестокими к советским воинам-интернационалистам. Ветераны с содроганием вспоминали, как крестьяне добивали советских раненых лопатами и мотыгами. Иногда это порождало безжалостный ответ со стороны сослуживцев погибших, были случаи и совершенно неоправданной жестокости.
Ефрейтор ВДВ Сергей Бояркин в книге «Солдатах Афганской войны» описывал эпизод патрулирования его батальоном окрестностей Кандагара. Десантники развлекались, расстреливая из пулеметов скот, пока на их пути не попался афганец, погонявший осла. Недолго думая, по мужчине пустили очередь, а один из военных решил отрезать себе на память уши жертвы.

Бояркин также описал излюбленную привычку некоторых военных подбрасывать афганцам компромат. Во время обыска патрульный незаметно вытаскивал из своего кармана патрон, делая вид, что он был обнаружен в вещах афганца. После предъявления такого доказательства вины, местного жителя могли расстрелять прямо на месте.
Виктор Марочкин, служивший механиком-водителем в 70-й бригаде, дислоцированной под Кандагаром, вспоминал инцидент, произошедший в поселке Таринкот. Предварительно населенный пункт был обстрелян из «Града» и артиллерии, в панике выбежавших из кишлака местных жителей, в том числе женщин и детей, советские военные добивали из «Шилки». Всего здесь погибло около 3000 пуштунов.

«Афганский синдром»

15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул Афганистан, но отзвуки той беспощадной войны остались – их принято называть «афганским синдромом». Многие солдаты-афганцы, вернувшись к мирной жизни, так и не смогли найти в ней место. Статистика, появившаяся через год после вывода советских войск, показала страшные цифры:
Около 3700 ветеранов войны находились в тюрьмах, 75% семей «афганцев» столкнулись либо с разводами, либо с обострением конфликтов, почти 70% воинов-интернационалистов не были удовлетворены работой, 60% злоупотребляли алкоголем или наркотиками, среди «афганцев» оказался высоким уровень самоубийств.
В начале 90-х было проведено исследование, показавшее, что как минимум 35% ветеранов войны нуждаются в психологическом лечении. К сожалению, со временем старые психические травмы без квалифицированной помощи имеют обыкновение обостряться. Похожая проблема существовала в Соединенных Штатах.
Но если в США в 80-х годах была разработана государственная программа помощи ветеранам Вьетнамской войны, бюджет которой составил 4 млрд. долларов, то в России и странах СНГ системной реабилитации «афганцев» не ведется. И вряд ли в ближайшем будущем что-либо изменится.