«Каждый живет минутой»: лучшие цитаты из романа «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка

Как прекрасны эти женщины, которые не дают нам стать полубогами, превращая нас в отцов семейств, в добропорядочных бюргеров, в кормильцев; женщины, которые ловят нас в свои сети, обещая превратить в богов...

Пути назад в любви нет. Никогда нельзя начать сначала: то, что происходит, остаётся в крови... Любовь, так же как и время, необратима. И ни жертвы, ни готовность ко всему, ни добрая воля - ничто не может помочь, таков мрачный и безжалостный закон любви.

Кто хочет удержать - тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить - того стараются удержать.

Кто знает, может, жизнь дана нам в наказание за те преступления, которые мы совершили где-нибудь в ином мире? Быть может, наша жизнь и есть ад и церковники ошибаются, суля нам после смерти адские муки.
- Они сулят нам также и райское блаженство.
- Тогда, может, все мы падшие ангелы, и каждый из нас обречен провести определенное количество лет в каторжной тюрьме на этом свете.

В моменты тяжелых душевных переживаний платья могут стать либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами; без их помощи женщина чувствует себя совершенно потерянной, зато, когда они помогают ей, как помогают дружеские руки, женщине намного легче в трудный момент. Во всем этом нет ни грана пошлости, просто не надо забывать, какое большое значение имеют в жизни мелочи.

В тончайшем вечернем платье, если оно хорошо сидит, нельзя простудиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя, или же в том, двойник которого ты на этом же вечере видишь на другой женщине.

Женщина может бросить возлюбленного, но ни за что не бросит свои платья.

В таких случаях люди всегда говорят фальшивые слова, всегда лгут, ибо, правда тогда - бессмысленная жестокость, а потом они испытывают горечь и отчаяние, потому что не сумели расстаться иначе и потому что последние воспоминания, которые им остались, - это воспоминания о ссорах, недоразумениях и ненависти.

В трудные времена наивность - это самое драгоценное сокровище, это волшебный плащ, скрывающий те опасности, на которые умник прямо наскакивает, как загипнотизированный.

Я понял, что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет. До самых простых истин доходишь иногда окольными путями.

Так почему же я люблю тебя?
- Потому что я с тобой. И потому, что ты любишь жизнь. А я для тебя безымянная частица жизни. Это опасно.
- Для кого?
- Для того, у кого нет имени. Его в любое время можно заменить...

Все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга...

У вас такой счастливый вид! Вы влюблены?
- Да. В платье.
- Очень разумно! Любовь без страха и без трудностей.
- Такой не бывает.
- Нет, бывает. Это составная часть той единственной любви, которая вообще имеет смысл, - любви к самому себе.

Они не понимают жизни, - думала она. Торчат в своих конторах и гнут спину за письменными столами. Можно подумать, что каждый из них - Мафусаил вдвойне. Вот и весь их невеселый секрет. Они живут так, словно смерти не существует. И при этом ведут себя не как герои, а как торгаши! Они гонят мысль о быстротечности жизни, они прячут головы, как страусы, делая вид, будто обладают секретом бессмертия. Даже самые дряхлые старики пытаются обмануть друг друга, приумножая то, что уже давно превратило их в рабов, - деньги и власть.

Человек всегда становится пленником своей собственной мечты, а не чужой.

Почти ни один человек не думает о смерти, пока она не подошла к нему вплотную. Трагизм и вместе с тем ирония заключается в том, что все люди на земле, начиная от диктатора и кончая последним нищим, ведут себя так, будто они будут жить вечно. Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными.
- И более нетерпеливыми, отчаявшимися и боязливыми, - сказала Лилиан, смеясь.
- И более понятливыми и великодушными...
- И более эгоистичными...
- И более бескорыстными, потому что, на тот свет ничего не возьмешь с собой.

Ты счастлива?
- А что такое счастье?
- Ты права. Кто знает, что это такое? Может быть, держаться над пропастью.

Как прошла ваша первая встреча со здешним миром?
- У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни.

От судьбы никому не уйти. И никто не знает, когда она тебя настигнет. Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живет минутой. Все, что ждет нас после этой минуты, - только надежды и иллюзии.

Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.

Видимо, жизнь любит парадоксы: когда тебе кажется, будто всё в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти. Зато, когда ты знаешь, что всё пропало, жизнь буквально задаривает тебя - ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой, как пудель.

  • - Ты думаешь, что женитьба привязывает женщину больше, чем наряды, и что она скорее вернется? - Я хочу жениться не для того, чтобы ты возвращалась, а чтобы ты была всегда со мной.
  • Всегда найдутся люди, которым хуже, чем тебе.
  • Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.
  • На самом деле человек понастоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимания на время и когда его не подгоняет страх. И все-таки, даже если тебя подгоняет страх, можно смеяться. А что же еще остается делать?
  • У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни.
  • - Ты счастлива? - А что такое счастье? - Ты права. Кто знает, что это такое? Может быть, держаться над пропастью.
  • Мужество вовсе не равнозначно отсутствию страха; первое включает в себя сознание опасности, второе - результат неведения.
  • -Я сейчас счастлив, - сказал он. - И мне нет дела до того, знаем ли мы, что такое счастье или нет.
  • "Если ты хочешь где-нибудь жить, значит ты хочешь там умереть."
  • - У вас такой счастливый вид! Вы влюблены? - Да. В платье.
  • Кто хочет удержать – тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить – того стараются удержать.
  • Неужели, чтобы что-то понять, человеку надо пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти?
  • Я вообще хочу жить не рассуждая, не слушая советов, без всяких предупреждений. Жить, как живется.
  • "Свобода - это не безответственность и не жизнь без цели. Легче понять, какой она не бывает, чем какая она есть."
  • Каждый мужчина, если он не лжет женщине, говорит глупости.
  • Жизнь - это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться.
  • Когда видишь, какие замечательные здания люди строили в старину, невольно думаешь, что они были счастливее нас
  • Всё на свете содержит в себе противоположность; ничто не может существовать без противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга...
  • - Некоторые люди уходят слишком поздно,а некоторые - слишком рано, - заявил он, - надо уходить вовремя...Так сказал Заратустра.
  • Я не ухожу, просто иногда меня нет
  • В любви нечего прощать.
  • Люди потеряли уважение к смерти. И это произошло из-за двух мировых войн.
  • ...Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хваленый опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.

Роман «Жизнь взаймы» Э. М. Ремарка, преднамеренно лишённый исторического фона и политической подоплёки, по праву считается одним из самых пронзительных и драматичных произведений о смысле жизни. Именно с такими книгами приходит понимание ценности каждого прожитого дня. Настолько прочно вошедшие в нашу речь афоризмы и цитаты из «Жизнь взаймы» – на самом деле результат глубоких философских размышлений писателя о смысле бытия, смерти, времени, любви, внутренней свободе. Мы собрали самые красивые и яркие изречения из этого произведения, которые привлекают не только красотой слога, но и поражают своей мудростью, точностью и актуальностью.

Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего. Это - любовь на грани обречённости. Это - роскошь на грани разорения. Это - веселье на грани горя и риск на грани гибели. Будущего - нет. Смерть - не слово, а реальность. Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..

Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь.

И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живёт минутой. Все, что ждет нас после этой минуты, — только надежды и иллюзии.

Не всегда поступаешь правильно, сын мой. Даже если сам сознаёшь. Но именно в этом иногда заключается прелесть жизни.

О смерти и лишениях

«Некоторые люди уходят слишком поздно, а некоторые - слишком рано, – заявил он, – надо уходить вовремя…»

Неужели, чтобы что-то понять, человеку надо пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти?

Трагизм и вместе с тем ирония заключаются в том, что все люди на земле начиная от диктатора и кончая последним нищим ведут себя так, будто они будут жить вечно. Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными.

О разуме, чувствах и желаниях

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

Человек всегда становится пленником своей собственной мечты, а не чужой.

Всегда найдутся люди, которым хуже, чем тебе.

Фейерверк погас, зачем рыться в золе?

Я хочу владеть всем, а это значит не владеть ничем.

О счастье и любви

На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх.

– У вас такой счастливый вид! Вы влюблены?
– Да. В платье.
– Очень разумно! – сказал Пестр. – Любовь без страха и без трудностей.
– Такой не бывает.
– Нет, бывает. Это составная часть той единственной любви, которая вообще имеет смысл, – любви к самому себе.

…Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хвалёный опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.

Кто хочет удержать - тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить - того стараются удержать.

Великим писатель становится тогда, когда его произведения расходятся на цитаты. Даже если какие-то из них вы видите в первый раз, они уже способны удивить вас силой, глубиной и тонкостью мысли. Ведь мудрые изречения являются ещё и прекрасным проводником в наш собственный мир чувств и переживаний.

Я решила открыть новый раздел, где будут публиковаться цитаты о стиле, разумеется, с указанием автора и произведения.

Сегодня - Эрих Мария Ремарк "Жизнь взаймы".

1. "Лилиан выбрала четыре костюма. Когда она примеряла их, продавщица была к ней особенно внимательна.

— Вы удачно выбрали, — сказала она. — Кажется, будто эти вещи шились специально для вас. Это бывает редко. Большинство женщин покупают наряды, которые им нравятся; вы же покупаете то, что вам идет. В этом широком труакаре вы выглядите чудесно.

Лилиан посмотрела на себя в зеркало. Лицо ее казалось в Париже более загорелым, чем в горах; плечи тоже загорели. Новые платья подчеркивали линии ее фигуры и своеобразие лица. Она стала вдруг очень красивой, более того, ее прозрачные глаза, которые никого не узнавали и смотрели как бы сквозь окружающие предметы, придавали ей особое грустное очарование и какую-то отрешенность от всего, трогающую сердце. Она слышала разговоры женщин в соседних кабинках, видела, как, выходя, они рассматривали ее, эти неутомимые воительницы за права своего пола, но Лилиан знала, что у нее с ними мало общего. Платья не были для нее оружием в борьбе за мужчину. Ее целью была жизнь и она сама.

На четвертый день на примерку пришла старшая продавщица. Через неделю явился сам Баленсиага. Они поняли, что эта покупательница сможет носить их модели с особым шиком. Лилиан мало говорила, зато терпеливо стояла перед зеркалом; едва уловимый испанский колорит вещей, которые она выбрала, придавал ее юному облику что-то трагичное, что, впрочем, было не слишком нарочитым. Когда она надевала черные или ярко-красные, как мексиканские шали, платья, или же короткие, как у матадоров, курточки, или необъятно широкие пальто, в которых тело казалось невесомым, так что все внимание концентрировалось только на лице, в ней особенно отчетливо проступала та меланхолия, которая была ей свойственна.

— Вы прекрасно выбрали, — сказала старшая продавщица. — Эти вещи никогда не выйдут из моды; вы сможете носить их много лет".

2. "Платье -- это нечто большее, нежели маскарадный костюм. В новой одежде человек становится иным, хотя сразу это не заметно. Тот, кто по-настоящему умеет носить платья, воспринимает что-то от них; как ни странно, платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде. Можно приспособиться к одежде и вместе с тем не потерять своей индивидуальности. Того, кто понимает это, платья не убивают, как большинство женщин, покупающих себе наряды. Как раз наоборот, такого человека платья любят и оберегают. Они помогают ему больше, чем любой духовник, чем неверные друзья и даже чем возлюбленный.

Лилиан все это знала. Она знала, что шляпка, которая идет тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов. Она знала, что в тончайшем вечернем платье, если оно хорошо сидит, нельзя простудиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя, или же в том, двойник которого ты на этом же вечере видишь на другой женщине; такие вещи казались Лилиан неопровержимыми, как химические формулы. Но она знала. также, что в моменты тяжелых душевных переживаний платья могут стать либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами; без их помощи женщина чувствует себя совершенно потерянной, зато, когда они помогают ей, как помогают дружеские руки, женщине намного легче в трудный момент. Во всем этом нет ни грамма пошлости, просто не надо забывать, какое большое значение имеют в жизни мелочи".

Начало 50-х годов прошлого столетия. Автогонщик Клэрфе, приезжает навестить своего давнего друга в санаторий «Монтана» в Швейцарии. Там же он знакомится со смертельно больной девушкой Лилиан. Устав от строгих правил санатория, от рутины и однообразия она принимает решение бежать вместе с Клэрфе туда, где есть другая жизнь, жизнь - которая говорит языком книг, картин и музыки… У обоих беглецов, несмотря на всю несхожесть, есть одна общая черта - отсутствие уверенности в будущем. Клэрфе живет от гонки до гонки, а Лилиан знает, что ее болезнь прогрессирует, и жить ей осталось совсем недолго. Их роман развивается очень стремительно, они любят друг друга, как только могут любить люди, которые знают, что скоро все закончится… Но не сейчас! И пока жизнь продолжается, она прекрасна!

Я люблю цитаты из него… однажды я выписала их с аккуратной точностью в отдельную тетрадь…


... От судьбы никому не уйти…И никто не знает, когда она тебя настигнет. Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живет минутой. Все, что ждет нас после этой минуты, - только надежды и иллюзии.


...Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хваленый опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.


... - Место, где ты живешь, не имеет ничего общего с самой жизнью, - сказал он медленно. - Я понял, что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет. До самых простых истин доходишь иногда окольными путями.
- Но когда тебе об этом говорят, все равно не помогает. Правда?
- Да, не помогает. Надо это пережить самому. А то все время будет казаться, что ты упустил самое важное.


...пока ты помнишь о беспрестанном падении, еще ничего не потеряно. Видимо, жизнь любит парадоксы; когда тебе кажется, будто все в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти, зато когда ты знаешь, что все пропало, - жизнь буквально задаривает тебя. Ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой, как пудель.


Жизнь - это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться.


Чтобы что-то понять, человеку нужно пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти.


Почти ни один человек не думает о смерти, пока она не подошла к нему вплотную.




Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque)
Германия, 22-06-1898 – 25-09-1970

Родился в Оснабрюке, Германия. В его метрике было записано «Эрих Пауль Ремарк»; второе имя «Мария» он взял себе позднее в память о матери. В 1916 году добровольцем ушел на фронт, был серьезно ранен, долго пролежал в госпитале. В 1928 году опубликовал знаменитый роман «На Западном фронте без перемен», мгновенно принесший ему популярность. В 1933 году книги Ремарка были запрещены в Германии, пять лет спустя писателя лишили гражданства, и он с семьей уехал в США, а после войны, в 1947 году, принял американское гражданство.
В 1948 году Ремарк вернулся в Швейцарию, где жил некоторое время перед эмиграцией в США, - вернулся, чтобы провести в этой стране остаток жизни.


Другие произведения:

«Три товарища», «Триумфальная арка», «На Западном фронте без перемен», «Черный обелиск», «Время жить, время умирать», «Тени в раю» и др.