Каждый выбирает для себя женщину. Каждый выбирает для себя

Стихи Ю. Левитанского

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Примечания к тексту .

В 3‑ей строфе стихотворения композитор интонировал другие знаки препинания, отчего были изменены окончания некоторых слов. С. Никитин в своей песне на эти же стихи поёт эту строфу по Левитанскому:

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Мера окончательной расплаты.

Многие стихи Левитанского нельзя читать и воспринимать (а значит, и интерпретировать с помощью музыки) чересчур уж «всерьёз», не замечая иронии, присущей поэзии этого автора. По моему глубокому убеждению, это в полной мере относится и к данному стихотворению.

Тем не менее, несмотря на лёгкость формы - и стихов, и музыки (которые, как мне кажется, соответствуют друг другу), - в стихах Левитанского заложено серьёзное, почти философское обобщение: не судьба ниспослана каждому сверху, - каждый сам строит свою судьбу и расплачивается за свой выбор.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею -
Каждый выбирает для себя.

Юрий Левитанский

Однажды возник вопрос: что я выбираю? А как я выбираю? На основании чего я выбираю? Ведь цепочка событий, которые были причиной и результатом выборов на разных этапах жизни, привели меня в этот самый момент. Значит набор выборов составляют мою жизнь? От осознания важности и ответственности этого факта возникают всё те же вопросы… Что я выбираю? Как я выбираю? На основании чего я выбираю? Кто я? Куда иду?

Современный ритм жизни побуждает человека быстро и не всегда осмысленно принимать решения, чтобы успеть среагировать на те или иные обстоятельства. Некоторые бытовые ситуации, доведенные до автоматизма, кажутся обычными и не важными. А в ключевые периоды жизни человек часто колеблется в своём выборе, исходя из приоритетов сложенных мировоззрением на данном жизненном этапе.

Следовательно, свобода выбора тут не полная, а ограничена рамками полученного жизненного опыта и, обычно, ориентирования на внешние обстоятельства. К примеру, часто выбирая будущую профессию абитуриенты склоняются в своём выборе не к своим истинным интересам и талантам, а к тому, что модно, популярно или приносит больший доход.

В следствии этого не все студенты доучиваются в рамках выбранной специальности. Большой процент людей открыто заявляет о том, что их утомляет работа, которая им не нравится. Жизнь таких людей превращается в сущее мучение и бег по кругу: дом-работа, работа-дом. Часть людей не признаются в этом явно другим или даже себе, но каждый день возвращаясь с работы домой чувствуют усталость… в первую очередь психологическую. А это отбирает силы человека, необходимые для того истинно важного, для чего он пришёл в этот мир.

И причиной всему этому был однажды сделанный выбор, который изменить уже нельзя, так как ценный ответственный момент прошёл.

Судьба - это не дело случая, а результат выбора. Судьбу не ожидают, её создают.

Уильям Брайан

Что такое выбор?

Всё начинается с выбора. Согласно словарю, выбор — разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив путём принятия на себя ответственности за реализацию одной из имеющихся возможностей.

Выбор сопровождает нас по жизни с первых осмысленных шагов, действий, первых самостоятельных решений. О философии выбора, если это можно так назвать, мы знаем с детства. Помните, в сказках на пути главного героя часто встречался камень на распутье с указателями в разные стороны и предупреждением, что с человеком случится, если он выберет то или иное направление.

Выбирают всегда между чем-то и чем-то. Или между кем-то и кем-то. Но сам выбор — это всегда лишь череда обстоятельств, действий, мотиваций и предпочтений с последующим за всем этим результатом.

Но недостаточно просто сделать выбор. Выбирая, мы мысленно оцениваем последствия выбора, его положительные и/или отрицательные стороны. Иногда это получается даже неосознанно, но мы почти всегда ожидаем, что сделанный нами выбор принесёт нам пользу в той или иной области. То есть, связываем результаты своего выбора с проявлениями во внешнем мире.

Можно выделить несколько видов или уровней выбора:

  • Простой выбор — в ситуации заданности как альтернатив, так и критериев для их сравнения.
  • Смысловой выбор — в ситуации заданности альтернатив, но необходимости самостоятельного построения общей системы критериев для их сравнения и решения задачи на смысл каждой из них.
  • Экзистенциальный выбор — в ситуации, когда не только критерии предпочтения, но и сами альтернативы не заданы, а должны быть построены самим субъектом.

Экспериментальные исследования и клинический опыт свидетельствуют о правомерности рассмотрения выбора, особенно в его высших, наиболее сложных формах, как особого рода внутренней деятельности, имеющей свою мотивацию, инструментальные средства и динамику формирования и развёртывания.

Большую роль в процессе выбора играет сознание, от активности которого зависит возможность человека обнаружить альтернативные способы и варианты действия. Ключевым звеном выбора, однако, является не поиск, анализ и сравнение альтернатив, а внутреннее принятие ответственности за реализацию одной из них.

Учитывая двойственность природы человека, выбор можно рассматривать в контексте проблемы разрешения нравственных конфликтов, борьбы мотивов, добра и зла, возвышенного и низменного в человеке. И в этом заключается свобода человека — в праве выбора. Человек, становящийся свободным, становится неподконтрольным системе материи.

Для того чтобы лучше понять, чем по своей сути является выбор, обратимся к цитате из книги Анастасии Новых “АллатРа” :

Ригден: То, что мы считаем собственной волей — это иллюзия нашего восприятия с позиции мышления индивидуального разума трёхмерного измерения. Если рассматривать на нашем примере, человек всего лишь своим выбором активирует входящие в него потоки информации и тратит свою жизненную силу на воплощение этой Воли. Воля, будь то исходящая от Духовного начала (мира Бога), либо исходящая от Животного начала (Животного разума) — это сила извне, точнее сказать, это информационная программа, внедрённая в некую структуру, которая её и выполняет. Подмена от Животного разума состоит в том, что Личность человека воспринимает формы проявлений одной из этих двух глобальных сил, как собственную волю, которой по факту она не имеет.

Анастасия: Другими словами, то, что человек считает собственной волей и непомерно этим
гордится, таковой не является. Это всего лишь сила, вошедшая в него извне посредством информации, которую он выбрал. Она активирует в нём чувства, эмоции, мысли, которые толкают его на те или иные действия в рамках программы этой Воли, что связано с затратами жизненной энергии.

Ригден: Совершенно верно. Люди, находясь под влиянием гордыни от Животного начала, любят уподоблять себя высшим силам, наделённым собственной Волей. Но далеко не каждый задаётся вопросами: «По чьей воле на самом деле свершается то или иное действие?», «Кто подталкивает на эти мысли?», «Кто порождает те или иные желания?», «Кто во мне противостоит и кому?», «Кто задаёт вопросы, и кто на них отвечает?». И уж совсем единицы тех, кто разбирается в себе, понимая процесс противостояния между Животным началом и Духовным началом, между Волей, исходящей от духовного мира и Волей от Животного разума. Конечно, Животный разум силён, но это не сравнить с основной силой из мира Бога. Если таковая явно проявляется, Животный разум не в силах противостоять ей напрямую, но способен отвлекать её Проводника (человека, стоящего на духовном пути) своими «пустяками», чтобы сбить с верного направления, зацепить какими-то очередными иллюзиями и так далее. Зачатки проявления воли в плане творения появляются у человека только тогда, когда он, созревая духовно, выходит из-под власти Животного разума, то есть из шестого измерения, попадая в седьмое. И то, это будет не проявление «воли» как таковой в нынешнем человеческом понимании, а просто новое качество и расширение возможностей Проводника божественной Воли.

Анастасия: Да, такие подмены от Животного разума сопровождают человека, как существо, живущее в материальном мире, на каждом шагу. Если человек не работает над собой, он просто впустую растрачивает свою жизнь на материальные желания, на временное и смертное.

Ригден: С одной стороны, обычный человек жаждет влиять на события своей жизни, жаждет перемен судьбы в лучшую сторону. Но всё это потребности духовной стороны, которые его мозг с успехом переворачивает в сторону Животного начала. Вследствие такого «перевернутого» понимания, человек вместо духовной свободы уже жаждет «свободы» в рамках материи: богатства, славы, удовлетворения своего эгоизма, полной чаши своего временного бытия. Если человек долгое время концентрируется на своих материальных желаниях, из года в год прилагает много усилий к их исполнению, то рано или поздно случается цепочка событий, которая приводит к желаемому результату, даже когда он к тому времени становится человеку уже и не нужным. Иными словами, Личность может оказывать определённое влияние в трёхмерном измерении, достигать желаемого, но этот процесс сопровождается огромными затратами сил, энергии и длителен во времени. Но тут вопрос в ином, стоит ли жизнь и свои колоссальные возможности тратить на достижение временных материальных желаний тела?

Что такое разумная Личность? В новой конструкции, в новом теле, формируется и новая Личность — это кем ощущает себя при жизни любой человек, тот, кто совершает выбор между Духовным и Животным началами, анализирует, делает выводы, накапливает личный багаж чувственно-эмоциональных доминант.

Следовательно мы не можем ничего выбрать по собственной воле. Мы всего лишь наблюдаем за происходящим и выбор человека заключается в том, каким ему быть в данный момент. Не в будущем или прошлом, а только здесь и сейчас. Другого времени у нас нет.

Дуальность природы человека подразумевает выбор служения, чью волю проводить. Выбор, будем ли мы проводниками мира духовного либо же мира материального, отражает нашу свободу от привязанности к уровню трёхмерности и мыслям, которые зацикливают человека на желаниях и эмоциях, продиктованных потребностями тела и сознанием.

Шекспировское «быть или не быть» ставит нас перед постоянным экзистенциальным (существующий в основе мира, проявляющийся в реальности и не зависящий от воли человека; связанный с бытием, с существованием человека) выбором - выбрать жизнь истинную и вечную или временное иллюзорное существование.

Выходит, что нет в жизни ни мелочей, ни случайностей. Когда стоит вопрос жизни или забвения — нет места оценке ситуации. Важна каждая секунда, которая даёт шанс и возможность стать Человеком. И истинная потребность человека заключается в том, чтобы получать опыт и выбирать тот путь, который ведёт к развитию Личности.

277. Тематический конкурс. "Каждый выбирает для себя... 6." ©

* Всем кажется лучшим то, от чего отказались. Луций Анней Сенека, младший
* То лишь было возможным, что состоялось. Джеймс Джойс
* Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону. Публий Теренций
* В общем-то, сказать можно всё. Надо лишь правильно выбрать время, иначе, правда станет хуже лжи. Сергей Лукьяненко
* Люди способны вынести почти все, что угодно, если у них нет выбора. Мужество, - когда у вас есть выбор. Терри Андерсон
* Жизнь - это непрестанный выбор между созиданием и разрушением. Виктор Кротов

=========================================================== =====================================

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

© Юрий Левитанский. 1983 г.

=========================================================== =====================================

ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
на 277-й Тематический конкурс "Каждый выбирает для себя... 6." ©

Форма, объем, жанр и стилистика ваших стихотворений произвольные!
© ПК «Золотой Папирус»
=========================================================== =====================================

УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

§ 1. В Конкурсе могут принимать участие все авторы, зарегистрированные на сервере (портале) Стихи.ру в соответствии с правилами сервера.
§ 2. К участию в Конкурсе допускаются новые и ранее опубликованные стихотворения, созданные авторами собственноручно и опубликованные на Стихи.ру в соответствии с правилами публикации на сервере.

§ 3. От одного автора принимается только одно конкурсное стихотворение на вышеозначенную тему. В качестве конкурсной работы допускаются небольшие циклы стихов, если они связаны одной идеей и их форма не допускает публикации по отдельности (объем цикла регулируется только здравым смыслом автора).
3.1. Стили, формы, жанры и количество строк стихотворений Правилами не ограничиваются!
3.2. Принимается одно стихотворение "вне конкурса", которое подаётся после стихотворения, представленного на конкурс.

§ 4. Если участник возражает, чтобы его стихотворение комментировалось Ведущими, он вправе озаглавить заявку пометкой "БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ". Если такой заголовок в заявке отсутствует, Ведущий вправе высказывать свои критические замечания и рекомендации.

4.1. Критерии оценки работ при рассмотрении заявок:
– Техника (грамотность, рифма, ритм);
– Содержание и глубина раскрытия темы;
– Художественная выразительность (образы, тропы, лексика);
– Личное впечатление.

§ 5. Ведущий имеет право игнорировать и не принимать заявки от сомнительных (по его усмотрению!) авторов.
§ 6. Некорректная форма общения, переход на личности и нецензурная лексика повсеместно запрещены!

§ 7. ЗАЯВКА ПОДАЁТСЯ ПО ФОРМЕ:

Пример:
[email protected] - Юрий Пестерев. "Душа покоя не находит" =
Вне конкурса: Светлана Пугач. "Мы видим свет" =

Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!
!!! Просьба сообщать о взносе в Призовой Фонд / Банк Лото Конкурса, если вы решили стать его учредителем!

§ 9. Призовой Фонд Конкурса - Гран-при Оргкомитета Клуба (5ООО (+) стихобаллов)
... плюс ваш Призовой дополнительный Фонд / Банк Лото, формирующийся взносами авторов – участников Конкурса.
9.1. Если у вас есть желание принять участие в конкурсе не ради самого декларируемого участия, но и разыграть вами же образованный Фонд, любые ваши посильные взносы ждёт логин - almaz57
9.2. Образованный Призовой фонд Конкурса предназначен для награждения победителей Конкурса / розыгрыша Папирус-Стих-Лото - из числа его пайщиков–учредителей.
9.3. Произведения – победители и призеры Конкурса публикуются на странице Международной Литературной Премии «Золотой Папирус».

§ 10. СРОК ПРИЁМА ЗАЯВОК:
С момента публикации – 21 октября 2018. - до набора не более 50 (пятидесяти) заявок.

§ 11. Принимая участие в конкурсах Золотого Папируса, вы автоматически соглашаетесь с Правилами Проведения Конкурсов (ППК).

ИЗ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ:
§ 5. Если количество поданных заявок превышает установленные нормы, ведущие Конкурса вправе объявить о втором туре. В этом случае выявляются победители первого и второго туров, которые выходят в финал и соревнуются между собой.

УДАЧИ ВАМ в Конкурсе!

=========================================================== =====================================

277. Конкурс. "Каждый выбирает для себя... 6." =


Юрий Левитанский был человеком скромным, стихи выдавал скупо, расставался с ними застенчиво и неохотно. Зато все его творения – отточены, выношены, в них нет ни грамма суеты. Они написаны словно для себя, как потребность высказаться. У стихов Левитанского свои рифмы, свои интонации, краски, и в каждом стихотворении – свой талант думать о жизни, жить и выражать это волнующими стихами.

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя...
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

<Юрий Левитанский>

И специально для любителей поэзии - стихотворение, которое помогает посмотреть на жизнь по-другому.

Знаменитые слова, о которых не сказать лучше, чем это сделал сам автор. Ведь, в действительности, жизнь каждого человека состоит из череды выборов. Ты – то, какой выбор делаешь ежедневно, ежеминутно. И неважно, что мужчины нынче не носят мечей и шпаг, доспехов и посохов. Мы – так же, как и раньше – выбираем: каждый – свое. Работу, веру, спутника жизни, имена для детей. Как выбираем и то, чем в конечном итоге будем за все это расплачиваться – ибо не каждый выбор честен и чист. Ибо каждый выбирает – для себя...

Началось все со строк поэта и переводчика Юрия Левитанского.

Как ни удивительно;), но текст стихотворения при претворении его в песню изменен не был. На стихотворения Левитанского было создано несколько песен, в частности, известнейший «Диалог у новогодней елки», звучавший в нашумевшем кинохите «Москва слезам не верит». А вот «Каждый выбирает для себя» стал классическим примером песни бардовской – с ее нехитрыми гитарными аккордами, с незатейливыми вокальными партиями, однако песни безгранично искренней и честной, простой и задушевной, мудрой и тонкой.

Автором музыки является Виктор Берковский. Хотя в открытых источниках можно встретить и утверждение о том, что автором музыки является Сергей Березин. В общем-то, верно и то, и то. Первым музыку для песни написал действительно Виктор Берковский. И исполнил ее в том числе – одним из первых – сам автор.

Песня была использована в качестве одного из саундтреков в фильме «Рыцарский роман» Александра Иншакова в 2000 году.
Там звучит версия собственно Берковского.
А вот в фильме «Солнечный удар» Рудольфа Фрунтова, вышедшем в свет в году 2003, эта песня также была использована, но несколько в другом виде.
Если исходные слова сохранены, то мелодия была другой. Автором новой мелодии был Сергей Березин, этим и объясняется указание его авторства на многих музыкальных сайтах.

Поскольку Берковский писал мелодии на стихи многих талантливых поэтов – Светлова, Визбора, Величанского, песни, получившиеся в итоге, стали настоящими, «вневременными» хитами клуба самодеятельной песни. Поэтому вполне понятно то, что в числе исполнителей этой песни значится и Сергей Никитин. Отдельно "засветился" еще и Олег Газманов, на чье исполнение на "тюбике" полно самодельных роликов. Версия Газманова проста и бесшабашна, как и большинство его песен, версия Никитина ностальгична и искренна. Да и, пожалуй, эту песню просто невозможно исполнить неудачно. Потому что - шедевр.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает для себя.

Уже нет на свете ни Виктора Берковского, ни Юрия Левитанского. А строчки песни продолжают звучать в исполнении новых исполнителей. Эти строки цитируют и приводят - как пример того, что каждый действительно в жизни делает свой собственный выбор. Равно как и то, что за этот выбор каждый несет свою собственную ответственность. На что имеет полное право.