Каждый свое получил эстонская сказка скачать fb2. План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Эстонская сказка Каждый своё получил

Конспект урока литературного чтения

Эстонская народная сказка "Каждый свое получил" Учебно – методический

комплект " Гармония "

Учитель начальных классов

МОБУ СОШ №2

г. Соль-Илецка

Оренбургской области

Гофман Светлана Геннадьевна

г. Соль - Илецк, 2014 год

ФИО Гофман Светлана Геннадьевна

Место работы МОБУ «СОШ № 2» г. Соль - Илецк

Должность учитель начальных классов

Предмет литературное чтение

Класс 3 «б»

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Эстонская народная сказка "Каждый свое получил".

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы учащихся : фронтальная, парная, групповая.

Цель урока и задачи урока: познакомить учащихся с эстонской народной сказкой "Каждый свое получил".

Показать красоту и меткость эстонской сказки; учить детей видеть заключённую в сказках народную мудрость.

Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим, правильное отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

Личностные: обладать мотивационной основой учебной деятельности;

использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

Совершенствовать технику чтения, прежде всего правильность и выразительность; совершенствовать поисковый способ чтения; определять отношение к персонажам;

наблюдать использование приема противопоставления; художественное своеобразие народных волшебных сказок; выявлять идею произведения; определять и обосновывать тип народной сказки.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, детские иллюстрации, карточки для работы в группах, плакат с изображением яблони, картинки яблок трех цветов.

Ход урока.

Организационный момент. Рефлексия настроения учащихся.

Прошла перемена, услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра, успеха. Тихо сели.

С какой целью мы приходим на урок литературного чтения?

– А чтобы открывать что-то новое, какие умения мы должны развивать в себе?

Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, умение анализировать поступки, умение слушать и помогать друг другу.

Каким вы хотите видеть наш урок?

Я желаю вам удачи!

Речевая разминка. (СЛАЙД№ 1)

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.

Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке?

Что мы называем сказкой?

А что мы знаем о сказках?

Что значит народная сказка?

Что еще мы знаем о сказках? (волшебные, бытовые, о животных)

Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)

Проверка домашнего задания.

Дома вы читали народные сказки и готовили иллюстрации.

Посмотрим на выставку рисунков.

Кто расскажет о сказке, которую он прочитал? Чему учит эта сказка?

Постановка проблемы.

Как вы думаете, а у народов других стран есть свои народные сказки?

Хотите с ними познакомиться?

Знакомство с названием темы. Постановка цели и учебных задач. Прогнозирование.

Посмотрите на слайд и назовите тему нашего урока. (СЛАЙД №2)

Сформулируем цель урока.

Прочитайте слова помощники и сформулируем учебные задачи. (СЛАЙД №3)

Познакомиться…

Разобраться …

Узнать …

Работа над новым материалом.

Подготовительная работа перед чтением текста.

Словарная работа. (СЛАЙД 4, 5)

В сказке встретятся трудные слова и выражения, объясните, если сможете их значение. А если будут затруднения, то нам поможет словарь.

аршин Работа с толковым словарем.

рассказать без утайки

помогать не скупясь (от всей души)

хлопоты даром пропадут (без пользы)

не отдаст жалованье

Назовите синонимы к слову смеркалось

Подготовка к первичному восприятию текста.

Сейчас мы познакомимся с первой частью рассказа, а прочитает ее народный артист СССР Николай Литвинов. Посмотрите на портрет (СЛАЙД № 6). Обратите внимание, как актёр своим голосом создаёт образы главных героев сказки, чтобы передать характер персонажа.

Работа над новым материалом.

Прослушивание 1 части сказки.

Анализ первичного восприятия.

Поднимите руку, кому было интересно.

Какая это сказка волшебная или бытовая? Докажите.

– Какие чувства вы испытали, слушая сказку?

Назовите главных героев сказки?

Кто из героев понравился вам?

А кто не понравился?

Как хозяйка - богачка разговаривала со старичком? Подтвердите свой ответ строчками из сказки.

Почему в большом, богатом доме для старого, бедного человека не нашлось места?

Дайте характеристику богатой хозяйке.

Работа с иллюстрацией. (СЛАЙД 7)

Посоветуйтесь с товарищем по парте и скажите, с каким природным явлением можно сравнить поведение богачки? Работа в паре.

Почему хозяйка бедного дома получила полную кладовую полотна?

Прочитайте, как она встретила старичка?

Дайте характеристику хозяйке бедного дома.

Работа с иллюстрацией. (СЛАЙД 8)

Посоветуйтесь с товарищем по парте и скажите, с каким природным явлением можно сравнить бедную вдову? Работа в паре.

Физминутка.

Эстония расположена около Балтийского моря. Представим себе теплое море и поиграем.

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три, морская фигура замри.

Работа над новым материалом (продолжение). Прогнозирование.

Давайте проверим.

Чтение 2 части по «цепочке»

Этап анализа и синтеза произведения. Выборочное чтение.

Подтвердились наши догадки?

Почему богачка изменила отношение к старичку?

Прочитайте, как она встречала старичка.

А действительно богачка рада гостю?

Какие слова подтверждают это? Зачитайте.

Нравится ли вам хозяйка-богачка.

Что же получила богачка за свои хлопоты? Прочитайте.

Почему богатая женщина осталась ни с чем, а бедная была награждена?

Какой художественный прием использован в этой сказке?

Кто кому противопоставлен? Какие человеческие качества противопоставлены в сказке?

Работа с кластером.

А что можно сказать о старичке? У доски есть слова помощники, выберите нужные, которые характеризуют старичка. Прочитаем.

Радиотеатр. Чтение по ролям. Найдите эпизод « Как хозяйка посылает работника за старичком». Определите, сколько здесь действующих лиц.

Отметьте, где, чьи слова. Прочитаем по ролям.

Итог урока.

Почему эстонский народ озаглавил свою сказку «Каждый свое получил».?

В чем народная мудрость этой сказки? - Чему каждого из нас учит эта сказка?

Что общего у русских народных сказок и эстонской?

Работа в группах. Работа над пословицами .

Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках.

Обсудите в своих группах, какая из пословиц больше других подходит к сказке?

1 группа

Много хочешь, мало получишь. Что посеешь, то и пожнёшь. Чем богаты, тем и рады. По заслуге и плата. Сделав худо, добра не жди.

2 группа.

Дорога ложка к обеду. Доброе дело без награды не останется. По заслуге и плата. Глазам стыдно, а душа радуется. Семь раз отмерь, один - отрежь.

3 группа.

За добро добром платим. Худо тому, кто добра не делает никому.

Каждый человек своего счастья кузнец. Как аукнется, так и откликнется.

Жадный человек сам себе враг.

Заслушивание и обсуждение ответов учащихся. Обобщение.

Сегодня мы познакомились с эстонской народной сказкой и увидели, что всюду смеются над жадными, глупыми и везде добро побеждает зло.

Рефлексивно– оценочные действия.

Яблочки разного цвета со словами: любовь, дружба, уважение, доброта, вежливость, честность, щедрость, помощь, успех, старание, гостеприимство, смелость, радость, трудолюбие, находчивость, справедливость, подвиг, благородство, ответственность, счастье, мудрость, удача, старание, мастерство.

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.

У каждого из вас по есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы довольны своей деятельностью, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

Посмотрим на наше чудо - дерево.

Неважно, какого цвета яблоко вы выбрали, главное, чтобы в каждом из нас были все те качества, которые выросли на нашем дереве.

Продолжи фразу: (СЛАЙД № 9)

Я понял, что…

У меня получилось…

Урок заставил меня задуматься…

Домашнее задание.

стр. 40 – 44 пересказать сказку.

Шёл однажды по дороге бедный прохожий. А время было уже вечернее, смеркалось.

Решил прохожий зайти в ближний дом, попроситься на ночлег. Стукнул тихонько в окошко большого дома:

— Пустите переночевать!

Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.

— Сейчас, — кричит, — собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди прочь!

— Эй, хозяева, приютите меня не одну ночку!

— Входи, входи! — приветливо отозвалась хозяйка. — Ночуй, только уж не взыщи: тесно у меня очень, шумно.

Вошёл прохожий в дом и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные.

— Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят? — спрашивает прохожий. — Почему ты им новые рубашки не сошьёшь?

— Куда там! — отвечает женщина. — Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег нет.

Выслушал её прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего:

— Садись, поешь с нами!

— Нет, — отвечает прохожий, — не хочу. Сыт я, недавно поел.

Развязал он свою сумку, достал всё, что было съестного, и сам угостил ребят. А потом улёгся и сейчас же заснул.

Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощанье:

— Всё, что ты начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера!

Не поняла женщина слов прохожего и внимания на них не обратила.

Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала:

«Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!»

И решила она сшить из остатков полотна, которое у неё было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у неё аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?

Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.

Взяла с полки кусок полотна и стала мерить его. Она мерит, а кусок всё длиннее становится, всё конца не видно. Целый день мерила и только поздно вечером домерила до конца.

Ну, теперь и ей самой и всем её ребятам на всю жизнь хватит полотна для рубашек!

«Так вот о чём говорил мне утром прохожий!» — догадалась бедная женщина.

Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.

«Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать!» — подумала богачка и закричала:

— Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи вслед за нищим! Во что бы то ни стало привези его сюда! Бедным надо помогать не скупясь! Я всегда это говорила!

Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его, но старик не захотел возвращаться. Загоревал работник и говорит:

— Ну, беда мне: не привезу тебя — выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст.

— Не горюй, паренёк, — отвечает старик. — Так и быть, поеду с тобой!

Сел в повозку и поехал.

А богачка у ворот стоит, ждёт не дождётся. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила:

— Ложись, дедушка, отдыхай, милый!

Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает:

«И когда только этот старый негодник уберётся отсюда!»

А прогнать старика не смеет — боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.

На четвёртый день, к великой её радости, рано утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идёт старик к воротам, а сам молчит. Вышел за ворота — и опять ни словечка. Не вытерпела богачка и говорит:

— Скажи-ка ты, что мне делать сегодня?

Посмотрел на неё прохожий и сказал:

— Всё, что начнёшь делать с утра, будешь делать до вечера!

Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула — так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в стороны.

И чихала она весь день, не останавливаясь.

Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Только и слышно было:

— Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!

И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать.

Тема: Эстонская сказка « Каждый своё получил »

Все мы любим в детстве сказки почитать,
А потом немного помечтать.
Побывать в далёких странах,
На морях и океанах,
И на острове Буяне
В царстве славного Салтана.
Побывать у лукоморья,
Возле дуба посидеть,
Посмотреть, как кот ученый
Начинает песни петь.

Цель : Познакомить со сказками народов Прибалтики

Ход урока

1 Организационный момент.
2 Проверка домашнего задания.

А) - Какой рассказ читали на предыдущем уроке?
-Почему Валентина Александровна Осеева назвала рассказ «Волшебное слово» ?
- Назови главных героев. - На доске иллюстрации (восстанови хронологию событий, переставь иллюстрации). - Найди и прочитай строки о том, какое настроение возникало у людей, когда они слышали «волшебное слово»?
«Лена смущенно бормотала»
«Брат громко смеялся»
«Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке

Изменилась ли жизнь Павлика, после того как он узнал тайну волшебного слова? В чем секрет этого слова.
- Можно ли старичка назвать волшебником?
- Как вы думайте почему старичок решил помочь Павлику?
(Он был мудрым и добрым человеком. Старичок захотел помочь Павлику).
- Какова главная мысль рассказа?
(Ничего не ценится так дорого и не даётся нам так легко, как вежливость).
б) Работа с книгой.
3. Физкультурная минутка.
4. Знакомство с новой темой.
- Как называется новая тема?
- А сказка, которая её открывает?
- Как понимаешь это выражение? - Ставим перед собой задачу на уроках.

Познакомиться с эстонской сказкой « Каждый своё получил»
Продолжить учится вдумчиво и выразительно читать.
Узнать, что эти народы хотели донести до читателей этим произведением

5.1 Словарная работа - Прочитайте задание
- Чтение слов про себя - Вам все слова понятны?
- Хоровое чтение -Дополняю (аршин, кладовая)

5 .2 Чтение сказк и (учитель + два сильных ученика)
- Вопрос перед чтением. Какая это сказка? (волшебная или бытовая)

5 .3 Обсуждение прочитанно г о
- Так какая это сказка? - Понравилась ли вам она? Чем?
- Какие эпизоды больше всего вам запомнились?
- Кого было жалко, кого нет? Почему?
- Почему бедная вдова получила полную кладовую полотна? - Как она встретила старика? (Прочитай) - А хозяйка- богачка? Прочитай.
- Какова главная мысль сказки? « Добро вознаграждается, зло наказывается»
- Совпадает ли главная мысль с названием сказки?
5.4 Домашнее задание. с.40 - 44 чтение и пересказ.

6. Итог урока
- Так что эстонский народ хотел донести до читателя?
Жадный человек, сам себе враг.
Доброе отношение путь к сердцу открывает.
За добро, платят добром.
Аршин Кладовая

Тест
а) утром б) днём в) вечером
2.
3.
а) да б) нет
4.

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина

Тест 1. В какое время дня шел по улице прохожий?
а) утром б) днём в) вечером
2. Почему хозяйка – богачка не пустила старика в дом?
а) была жадной б) не любила гостей
3. Старика сразу пустили в бедный дом?
а) да б) нет
4. Кто из героев тебе не понравился?
а) старик б) хозяйка – богачка в) бедная женщина



КАЖДЫЙ СВОЁ ПОЛУЧИЛ... (Эстонская народная сказка) Шел однажды по дороге бедный старик прохожий. А время было уже вечернее, смеркалось.Решил прохожий зайти в ближайший дом, попроситься на ночлег.Стукнул в окошко большого дома:– Пустите переночевать!Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.– Сейчас, – кричит, – собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди прочь!Пошел прохожий дальше. Увидел бедный, маленький домик, постучался в оконце и сказал:– Эй, хозяева, приютите меня на одну ночку!– Входи, входи! – приветливо отозвалась хозяйка. – Ночуй, только не взыщи: тесно у меня очень.Вошел прохожий в дом и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные.– Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят? – спрашивает прохожий. – Почему ты им новые рубашки не сошьешь?– Куда там! – отвечает женщина. – Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег нет.Выслушал ее прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего:– Садись, поешь с нами!– Нет, – отвечает прохожий, – не хочу. Сыт я, недавно поел.Развязал он свою сумку, достал все, что было съестного, и, сам угостил ребят. А потом улегся и сейчас же заснул.Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощанье:– Все, что ты начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!Не поняла женщина слов прохожего и внимания на них не обратила.Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала:«Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!»И решила она сшить из остатков полотна, которое у нее было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и попросила у нее аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.Взяла с полки кусок полотна и стала его мерить. Она мерит, а кусок все длиннее становится, все конца не видно… Целый день мерила и только вечером домерила до конца.Ну, теперь и ей самой и всем ее ребятам на всю жизнь хватит полотна для рубашек.«Так вот о чем говорил мне утром прохожий!» – догадалась бедная женщина.Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.– Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать! – подумала богачка и закричала:– Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи вслед за нищим! Во что бы то ни стало привези его сюда! Бедным надо помогать не скупясь! Я всегда это говорила!Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его. Но старик не захотел возвращаться.Загоревал работник и говорит:– Ну, беда мне: не привезу тебя – выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст…– Не горюй, паренек, – отвечает старик, – так и быть, поеду с тобой!Сел в повозку и поехал.А богачка у ворот стоит, ждет не дождется. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила:– Ложись, дедушка, отдыхай, милый!Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Ест, пьет, спит, трубочку курит. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает: «И когда только этот старый негодник уберется отсюда!..»А прогнать старика не смеет – боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.На четвертый день, к великой ее радости, рано утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идет старик к воротам, а сам молчит. Вышли за ворота – и опять ни словечка. Не вытерпела и говорит:– Скажи-ка ты что мне делать сегодня?Посмотрел на нее прохожий и сказал:– Все, что начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула – так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в разные стороны.И чихала она весь день, не останавливаясь:– Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Только и слышно было:– Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать...

Эстонская сказка

Шел однажды по дороге бедный прохожий. А время было уже вечернее, смеркалось.
Решил прохожий зайти в ближайший дом, попроситься на ночлег. Стукнул тихонько в окошко большого дома:
— Пустите переночевать!
Вышла из дома хозяйка-богачка и давай бранить прохожего, давай кричать на него.
— Сейчас,— кричит,— собак с цепи спущу! Узнаешь, какой у меня ночлег! Поди прочь!
Пошел прохожий дальше. Увидел бедный маленький домик, постучался в оконце и сказал:
— Эй, хозяева, приютите меня на одну ночку!
— Входи, входи! — приветливо отозвалась хозяйка.— Ночуй, только уж не взыщи: тесно у меня очень, шумно.
Вошел прохожий в дом и видит: бедно в доме, ребятишек много, рубашонки на всех рваные.
— Почему же это у тебя ребята в таких лохмотьях ходят? — спрашивает прохожий.— Почему ты им новые рубашки не сошьешь?
— Куда там! — отвечает женщина.— Муж у меня умер, одна я ребят ращу, где уж мне им новые рубашки шить!.. У нас и на хлеб денег нет.
Выслушал ее прохожий, ни слова в ответ не сказал. А хозяйка собрала на стол ужин и стала звать прохожего:
— Садись, поешь с нами!
— Нет,— отвечает прохожий,— не хочу. Сыт я, недавно поел.
Развязал он свою сумку, достал все, что было съестного, и сам угостил ребят. А потом улегся и сейчас же заснул.
Рано утром старик проснулся, поблагодарил хозяйку за ночлег и сказал на прощание:
— Все, что ты начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!
Не поняла хозяйка слов прохожего и внимания на них не обратила. Проводила она старика до калитки, вернулась домой и подумала:
«Ну, если даже этот бедняк говорит, что мои дети оборвыши, то что же могут сказать другие!»
И решила она сшить из остатков полотна, которое у нее было, хоть одну рубашку. Отправилась к богатой соседке и спросила у нее аршин, чтобы вымерить полотно: хватит ли его хоть на одну рубашку?
Возвратилась бедная женщина от соседки и тотчас же отправилась в кладовую.
Взяла с полки кусок полотна и стала его мерить. Она мерит, а кусок все длиннее становится, все конца не видно. Целый день мерила и только поздно вечером домерила до конца.
Ну, теперь и ей самой, и всем ее ребятам на всю жизнь хватит полотна на рубашки!
«Так вот о чем говорил мне утром прохожий!» — догадалась бедная женщина.
Вечером она отнесла аршин богатой соседке и рассказала ей без утайки, как она по слову прохожего получила полную кладовую полотна.
«Ах, зачем я этого прохожего не пустила ночевать!»—подумала богачка и закричала:
— Эй, работник! Запряги-ка поскорее лошадь! Скачи-ка вослед за нищим! Во что бы то ни стало привези его сюда! Бедным надо помогать, не скупясь! Я всегда это говорила!
Работник тотчас же поехал разыскивать старика прохожего. Только на следующий день он нагнал его. Но старик не захотел возвращаться.
Загоревал работник и говорит:
— Ну, беда мне: не привезу я тебя — выгонит меня хозяйка и жалованье не отдаст.
— Не горюй, паренек,— отвечает старик.— Так и быть, поеду с тобой!
Сел в повозку и поехал.
А богачка у ворот стоит, ждет не дождется. Встретила старика с поклонами, с улыбками, провела в дом, напоила, накормила, на мягкую постель уложила:
— Ложись, дедушка, отдыхай, милый!
Прожил старик прохожий у богачки день, прожил другой, прожил третий. Хозяйка его угощает, ласковые слова ему говорит, а сама злится, думает:
«И когда только этот старый негодник уберется отсюда?»
А прогнать старика не смеет — боится: прогонишь его, тогда все хлопоты даром пропадут.
На четвертый день, к великой ее радости, утром прохожий стал собираться в дорогу. Богачка вышла его проводить. Идет старик к воротам, а сам молчит. Вышел за ворота — и опять ни словечка. Не вытерпела богачка и говорит:
— Скажи-ка ты, что мне делать сегодня? Посмотрел на нее прохожий и сказал:
— Все, что начнешь делать с утра, будешь делать до вечера!
Вбежала богачка в дом, схватила аршин, чтобы мерить полотно. Но тут она громко чихнула — так громко, что куры на дворе в испуге разлетелись в стороны.
И чихала она весь день, не останавливаясь.
Ни пить, ни есть, ни отвечать на вопросы богачка не могла. Только и слышно было:
— Ап-чхи! Ап-чхи! Ап-чхи!
И только когда солнце закатилось и совсем стемнело, перестала она чихать.