Категория наклонения глагола. Категория наклонения глагола Школа в аватарии по русскому

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Метод обучения – это важнейший, самый подвижный и самый динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами.

В зависимости от темы, целей, уровня класса стараюсь употреблять различные методы обучения. При изучении морфологии в 5, 6 классах наиболее продуктивным считаю метод коллективной формы познавательной деятельности (сокращенно КСО), разработанный кандидатом педагогических наук В. К. Дьяченко. Суть этого метода вкратце можно определить так: “Все обучают каждого – каждый обучает всех”.

Привожу вариант урока русского языка в 5 классе на тему “Повелительное наклонение глаголов”.

Цели урока:

  • познакомить учеников со значением, образованием и правописанием глаголов повелительного наклонения;
  • формировать умение образовывать формы повелительного наклонения;
  • совершенствовать умение выделять главное;
  • формировать умение совместной деятельности, ответственности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

  • таблица “Наклонения глагола”;
  • карточки с заданиями;
  • карточки с ответами для самоконтроля и взаимоконтроля;
  • “Листок учета знаний”.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока

1. Слово учителя. Актуализация знаний.

Мы сегодня, ребята, продолжим знакомство с наклонениями глагола. Будем работать в парах, помогая друг другу при усвоении новой темы и контролируя знания друг друга. А сейчас давайте обратим внимание на таблицу.

Наклонения глагола

Сколько наклонений имеет глагол? (три наклонения )

Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило, происходит и будет происходить )

Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при каком-либо условии )

Какое действие обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают выполнить )

Как образуются формы повелительного наклонения глаголов? Об этом мы узнаем сегодня, а также научимся правописанию глаголов в повелительном наклонении.

2. Запись темы урока в тетрадях.

II. Основной этап

1. Ученикам раздаются карточки с заданиями и “Листки учета знаний”. Выполненное задание сразу проверяется и оценивается в парах.

Вариант 1

Самостоятельная работа Работа с партнером
Задание 1

2. Выпиши примеры.

  1. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
  2. В форме какого лица и числа они употребляются?
  3. Как образуются? Назови исключения.

(Оценка партнеру)

Задание 2 .

Советы биолога.

Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь.

Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора. Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой зайчат, птенцов.

()

(Оценка партнеру)

Задание 3

Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка )

Сверьте работы.

(Оценка партнеру

Задание 4

Приготовление домашних заданий.

(Научиться) быстро включаться. Не (отвлекаться), (быть) внимательны и аккуратны. (Сесть) прямо, не (горбиться). Сначала (готовить) уроки средней трудности. Когда втянетесь в работу, (переходить) к выполнению наиболее трудных заданий, (заканчивать) более легкими. Через каждые 40-50 минут (делать) перерыв на 5-10 минут. (Проветрить) комнату, (сделать) несколько гимнастических упражнений и (продолжать) работу.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка )

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру)

Вариант 2

Самостоятельная работа Работа с партнером
Задание 1 1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы повелительного наклонения.

2. Выпиши примеры.

1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.

Попроси его ответить на вопросы:

4. Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
5. В форме какого лица и числа они употребляются?
6. Как образуются? Назови исключения.

Попроси его повторить определение повелительного наклонения

(Оценка партнеру)

Задание 2 Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения .

Советы юным велосипедистам.

Езде на велосипеде учитесь в стороне от уличного движения. Научитесь самостоятельно садиться на велосипед. Не держитесь слишком сильно за руль! Смотрите на метров пять-шесть вперед, а не на колесо. Педали вращайте равномерно, без рывков.

Прежде чем спуститься, прекратите вращение педалей. Когда скорость уменьшится, машина накренится. Опустите в сторону наклона ногу и поставьте ее на землю.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка )

Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы. Помоги в случае затруднения.

(Оценка партнеру)

Задание 3 Образуйте форму повелительного наклонения единственного и множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка )

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.

(Оценка партнеру

Задание 4 Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами повелительного наклонения мн. Числа.

Составление плана текста.

(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить) тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части, (озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом. (Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу. (Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.

(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка )

Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы).

(Оценка партнеру)

Листок учета знаний.

ФИ ученика ___________________________________________

Карточки с ответами.

Вариант 1.

Задание 2. Иди, не бери, оставь, старайся, запиши, очисти, залепи, не лови, не бери.

Критерии оценок:

8-9 правильных ответов-“5”;

4-5 правильных ответов-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.

Задание 3. Быть- будут- будь – будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить –жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.

Критерии оценок:

6 правильных ответов-“5”;

3 правильных ответа-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.

Задание4. Научитесь, не отвлекайтесь, будьте, сидите, не горбитесь, готовьте, переходите, заканчивайте.

Критерии оценок:

8 правильных ответов-“5”;

4-5 правильных ответа-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.

Вариант 2.

Задание 2. Учитесь, научитесь, не держитесь, смотрите, вращайте, прекратите, опустите, поставьте. .

Критерии оценок:

8 правильных ответов-“5”;
6-7 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответов-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.

Задание 3. Возить – возят –вози- возите; резать –режут – режь - режьте; шить – шьют – шей - шейте; купить – купят – купи - купите; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги – стригите.

Критерии оценок:

6 правильных ответов-“5”;
4-5 правильных ответов- “4”;
3 правильных ответа-“3”;
0-1 правильных ответа-“2”.

Задание4. Прочтите, выясните, определите, разделите, озаглавьте, напишите, сопоставьте, проследите, проверьте. .

Критерии оценок:

8 правильных ответов-“5”;
7-6 правильных ответов- “4”;
4-5 правильных ответа-“3”;
0-3 правильных ответа-“2”.

III. Заключительный этап.

1. Контроль степени усвоения темы. Учащимся предлагается выполнить тест.

Выполните тест:

1. Укажите глагол в повелительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.

2. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Улыбается;
б) соберется;
в) отправься.

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Тишь;
б) брешь;
в) режь.

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме:

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:

а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.

6. Укажите глагол в повелительном наклонении:

Учителями славится Россия.

а) 1;
б) 2;
в) 3.

2. Взаимопроверка тестов. Выставление оценок партнеру.

3. Подведение итогов.

Что нового мы узнали о повелительном наклонении глагола? В форме какого лица и числа они употребляются? От основы какого времени они образуются?

3. Учитель собирает листки учета знаний и выставляет итоговую оценку.


Недавно добавлены ответы на все новые вопросы, кликните по нужной букве, чтобы перейти к ней (вы останетесь на этой странице), либо, чтобы найти нужный ответ воспользуйтесь поиском браузера (CTRL+F) и введите часть фразы из вопроса игры. Правильный ответ нужно ввести в игре или выбрать из нескольких вариантов. У нас есть также ответы на вопросы по всем другим предметам, перейдите в раздел , чтобы просмотреть их.

Букв больше, чем звуков
Ответ: Шаль, соль

Буква И пишется в словах
Ответ: отбИрать,умИрает,подбИрает

В каких словах букв больше, чем звуков?
Ответ: Шаль, соль

В каком слове пишется буква А?
Ответ: Салют

В каком слове пишется буква Т?
Ответ: Устный

В каком слове пишется буква Ъ? в...юга с...езд руж...е
Ответ: Съезд

В каком слове три слога? языковая / школа / монолог / рукавица / средства
Ответ: Монолог

Выберите двусоставное предложение:
Ответ: Туристы разожгли костёр

Где допущена ошибка?
Ответ: Житель - глагол

Глагол повелительного наклонения: знает; знать; знал; знайте; узнает
Ответ: Знайте

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Ответ: Суффикс

Какие предложения чаще всего употребляются в диалоге?
Ответ: Неполные

Какое слово обозначено неправильно?
Ответ: Утро - прилагательное

Какое слово охарактеризовано неправильно?
Ответ: Утро - наречие

Какому прилагательному свойственны краткая форма и форма степеней сравнения?
Ответ: Яркий

Найдите назывное предложение
Ответ: Ночь. Вокруг тишина

Найдите пару слов,которые не являются однокоренными
Ответ: Вода-водитель

Найдите слово с соединительной гласной Е: Сам...лёт; Газ...провод; Труб...провод; Пар...ход; Нефт...провод
Ответ: Нефтепровод

Найдите слово, соответствующее схеме: корень-суффикс-окончание
Ответ: Танкист

Не пишется раздельно:
Ответ: Не быстрый, а замедленный темп

Не является словосочетанием
Ответ: Плавать и нырять

Одна буква Н в суффиксах прилагательных пишется: кожа...ый плащ; деревя...ый стол; торжестве...ая встреча; огне...ые волосы; безветре...ый день.
Ответ: Кожаный плащ

Определите вариант с разделительным Ъ:
Ответ: Изъяснительное, объявление

Определите способ образования слова водолаз
Ответ: Сложение

Определить вид предложения: Искусство - зеркало жизни
Ответ: Двусоставное

Определить роль тире в предложение: За рекою - луг
Ответ: Обозначает пропуск сказуемого

Пишется буква И в слове
Ответ: Цитрусовый

Пишется буква Ы в слове
Ответ: Цыплёнок

Пишется НН в словах:
Ответ: БолезнеННый

Пишется частица НИ
Ответ: Ни у кого не спросили

Синоним - фразеологизм к слову убежать
Ответ: Смазать пятки

Синоним к слову ложь
Ответ: Обман

Сколько гласных звуков всего?
Ответ: 6

Сколько падежей в русском языке?
Ответ: 6

Слово, не входящее в ряд однокоренных:
Ответ: Сажа

Словосочетание в переносном значении:
Ответ: Железная воля

Служебные части речи, это:
Ответ: Предлог, союз, частица

Соединительная гласная буква О в слове
Ответ: Водопад

Укажите глагол, который образован при помощи суффикса
Ответ: Бледнеть

Укажите на многозначное слово:
Ответ: Операция

Укажите неполное предложение
Ответ: За рекою - луг

Укажите правильный вариант пропущенных соединительных гласных для слов: каш...вар, язык...вед, птиц...лов, снег...пад, верт...лет, птиц...фабрика
Ответ: е – о – е – о – о – е (кашЕвар, языкОвед, птицЕлов, снегОпад, вертОлет, птицЕфабрика)

Укажите предлог,который пишется раздельно:
Ответ: В течение недели

Укажите слово с нулевым окончанием: пирожок, картошка, товарищи, ковром
Ответ: Пирожок

Укажите слово с нулевым окончанием: школа, пришкольный, школьник, школьный, школьники
Ответ: Школьник

Укажите слово, которое образовано при помощи суффикса
Ответ: Школьник

Глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке различают формы трёх наклонений глаголов: изъявительного, повелительного и условного (сослагательного).

Каждое из них обладает своими грамматическими и семантическими особенностями и по-разному соотносит выраженное глаголом действие с действительностью. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и нереальности (повелительное и условное наклонения) обозначающего действия.Глаголы в изъяснительном наклонении обозначают, что действие, которое происходит в реальной действительности, осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем времени, поэтому изъявительное наклонение реализуется в формах трёх времён: делаю (настоящее время), делал (прошедшее время), буду делать(будущее время). Глаголам в изъяснительном наклонении свойственны категории лица и числа, а в формах прошедшего времени рода и числа. Изъявительное наклонение не имеет специального форманта, оно выражается с помощью личных окончаний глаголов.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, приказ или просьбу. Они обозначают действия, которые могут произойти после соответствующего высказывания. В повелительном наклонении глаголы не имеют категории времени, но изменяются по числам и лицам.

Чаще всего употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Формы повелительного наклонения образуются от основ настоящего или будущего времени и выражается с помощью суффиксов (окончаний) и формообразующих частиц.

В частности, форма 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуется от основы настоящего или простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего / простого будущего времени): бери, смотри, покажи, читай, делай (основа настоящего времени делa(й-у), неси, брось.

Форма 2 лица множественного числа повелительного наклонения образуется от формы 2 лица единственного числа путём добавления постфикса -те: веди – ведите, ляг – лягте.

Формы 3 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения являются аналитическими (состоят из нескольких слов). Данные формы образуются путём присоединения частиц пусть, пускай, да к формам 3 лица единственного или множественного числа настоящего или простого будущего времени изъявительного наклонения: пусть услышит, пусть скажут, да здравствует, да будет и т.д.

Формы 3 лица повелительного наклонения выражают пожелания, они могут относиться не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам: пусть сады расцветут.

Форма 1 лица повелительного наклонения выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Форма 1 лица повелительного наклонения образуется с путём присоединения частиц давай , да­вайте к инфинитиву глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, играть, читать) или к форме 1 лица будущего времени изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида: давай сядем, давайте уйдём, давайте расскажем.

Особым способом образуются формы повелительного наклонения от следующих глаголов: есть – ешь, ехать – (по)-езжай, дать – дай, лечь – ляг.

Повелительное наклонение может выражать самые разнообразные оттенки побуждения к действию, от категорического приказа до мягкой просьбы или совета. Очень важна при этом интонация.

К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая оттенок простоты: давай-ка.

Глаголы, которые обозначают состояния и действия, совершающиеся без деятеля или независящее от воли действующего лица в формах повелительного наклонения не употребляются: безличные глаголы (лихорадит, смеркается), глаголы восприятия (видеть, чувствовать), глаголы состояния (зябнуть, недомогать), модальные глаголы (хотеть, мочь).

Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают желаемые, возможные при каких-либо условиях действия.

Формы условного наклонения образуются путём сочетания форм прошедшего времени с частицей бы (б) , которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него другими членами предложения: Если бы я могла уехать, я жила бы в Лондоне.

В условном наклонении глаголы нет времени и лица, формы глаголов условного наклонения изменяются по числам и родам: сказал бы, сказала бы, сказали бы.

В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого.

Форма повелительного наклонения может употребляться в значении условного (значение невыполненного условия): Приди я немного раньше, ничего бы не случилось. Будь у меня больше времени…

Глагол в форме условного наклоненияможет употребляться в значении повелительного: Шли бы вы домой.

Форма изъявительного наклонения может иметь значение повелительного наклонения: Все слушают меня! Завтра же принесёшь книгу!

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Поговорили бы вы с ней.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.

Остались вопросы? Не можете определить наклонение глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.