Категории деятельности в психологии. Вопрос: Характеристика категории «деятельность» в психологии

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Значение философского этапа развития психологии в становлении психологической науки.

2. Суть кризиса психологии на рубеже 19-20 веков.

3. Роль и значение бихевиоризма для развития современной психологии.

4. Структурность психики в гештальтпсихологии.

5. Роль бессознательного в психоанализе.

6. Гуманистическая точка зрения на развитие личности.

7. Когнитивная психология как психология познания

8. Становление и развитие психологии в России.

ЛИТЕРАТУРА

Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г. книга I.

Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Ярошевского М.Г.

Гриншпун М.Б. Введение в психологию. М.: Международная пед. академия, 1994г.

Соколова С.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Наука 1994г.

Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону,1994г.

Слободчиков В.И,.Исаев Е.И. Психология человека М.: Школа –Пресс, 1995г.

Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В.,.Ярошевского М.Г. М.: Политиздат,1985 г.

Рогов Е.И. Общая психология М.: Владос,1995г.

Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М.: Международная педагогическая академия, 1995г.

Петровский Ярошевский А.,М. История психологии, М.,1994г.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Наука, 1994г.

Сеченов И.М Психология поведения М.: 1995г.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., Прогресс 1992г.

Предпосылки деятельностного подхода в отечественной психологии. Категория деятельности в психологии. Потребности и мотивы деятельности. Структура деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Освоение деятельности. Виды деятельности.

Существует разный отсчет времени возникновения детельностного подхода.

Деятельностный подход в психологии нельзя представить себе без упоминания имен С.Л Рубенштейна и А.Н. Леонтьева. Еще в 1922 году в статье “Принцип творческой самодеятельности” С.Л Рубенштейн сформулировал принципы деятельности, в то время как в советской психологии 20-30гг. господствовал “недеятельностный подход”.

Другие авторы, наоборот, считают, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели как раз работы Л.С. Выготского на рубеже 20-30-х годов, параллельно шел другой процесс введения категории деятельности в психологию в произведениях С.Л. Рубинштейна (1934г).

По оценкам некоторых исследователей, первым понятие “деятельность” в психологию ввёл М. Я. Басов.

Анализ первой функции был начат работами Л. С. Выготского и С.Л Рубенштейна, в дальнейшем он был продолжен А. Н. Леонтьевым, А.Ф. Лурия, В. В. Давыдовым и другими.



Предпосылки деятельностного подхода.

1. В 20-е годы новая деятельностная парадигма была вариантом конкретного ответа на вопрос о новой методологии психологии. Выготский писал в своей работе “Исторический смысл психологического кризиса”: “В психологии происходит не борьба воззрений, даже не борьба течений или направлений внутри одной науки, а борьба разных наук”. И Выготский предлагает создать новую психологию, и поэтому основной работой для психологов в то время должна была стать методологическая работа.

2. Сдвиг тематики становящейся советской психологии с довольно абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов трудовой деятельности и психических процесс в ней.

3. Неизбежное в тех исторических условиях обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности играет важную роль.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета (вторая функция) также было начато Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течении многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьев и его последователями. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще».

Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками, ее общественная сущность является предметом общественных наук, ее физиологические механизмы – предметом физиологии, психология изучает техническую сторону деятельности.

Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н. Леонтьева и представителями его научной школы.

Деятельность – это фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

Как подчёркивал А. Н. Леонтьев, основной характеристикой деятельности является её предметность. Выражение “беспредметная деятельность” лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета.

Деятельность – категория общественно-историческая. Любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид – с другими людьми. Деятельность, в том числе и индивидуальная, является одной из основный форм реализации общественных отношений. Виды деятельности, существующие в данном обществе, определяются уровнем развития его производительных сил и системой сложившихся общественных отношений.

С точки зрения А.Н. Леонтьева деятельность-это реальная связь субъекта с объектом, в котором необходимым образом включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, человек должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в ее процессе у него возникают различные эмоции, проявляются волевые качества; формируются отношения и т.д. Деятельность, при которой человек не воспринимает, не мыслит, не переживает, такая деятельность просто не может существовать. Если у человека нет побуждающих к деятельности мотивов, если он не имеет цели, если он не воспринимает тех предметов или моделей, с которыми или при помощи которых он действует, если он не помнить, что и как надо делать, то деятельность не состоится. Таким образом, в деятельности формируется, проявляется так или иначе проявляется система психических процессов, состояний и свойств человека

Потребности и мотивы деятельности

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности. Потребности человека можно разделить по происхождению и предмету.

1. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Неудовлетворение естественных потребностей ведёт к гибели человека или его вырождению. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения естественных потребностей, так и предметы, необходимые для участия в общественной жизни. Неудовлетворение культурных потребностей вызывает социальную смерть.

2. По предмету выделяют материальные, связанные с предметом материальной культуры и духовные, выделяющие зависимость от продуктов общественного сознания.

Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Однако сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности, а в лучшем случае может стать причиной инстинктивного или импульсивного поведения.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета его удовлетворения. Предмет потребности есть её действительный мотив.

Мотив-форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.

Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Функции мотивов:

1) Побудительная – источник активности;

Рассматривая поведение человека необходимо выяснить мотивы поступков, так как это позволяет судить о случайности или закономерности для человека данного поступка, позволяет предвидеть возможность его повторения и предотвращения.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. К осознанным относятся интересы, идеалы; существенным мотивом поведения является убеждения. Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений - это знание об окружающем мире природы и общества и их определённое понимание. А внутреннее организованная и упорядоченная система воззрений есть мировоззрение. К неосознанным мотивам относится установка, влечение стереотипы.

Мотивация -это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведение.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели. Цель -это представляемый или мыслимый результат деятельности.

Структура деятельности

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней.

1) Уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности).

2) Уровень действий.

3) Уровень операций.

Действие – это относительно законченная часть деятельности, которая имеет свою самостоятельную цель, подчиненную цели деятельности, но не имеет своего собственного мотива. Таким образом, действие в структуре деятельности человека носит произвольный характер.

Ещё одна подструктура деятельности человека – операции Леонтьев определял операции как способ осуществления деятельности.

Большинство операций являются результатом обучения, овладение общественно выработанным способам действие.

Операции первоначально выступают в качестве осознаваемого целенаправленного действия, однако не всякая операция является сознательной.

Внешняя и внутренняя деятельность.

Разрабатывая теорию деятельности А. Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность -это чувственно предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, взглядами, представлениями о предметах.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологию термином «интериоризация». Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход от внутренней деятельности к внешней. Такой переход называется экстериоризация .

Освоение деятельности.

Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, называется автоматизацией.

Образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически

выполняемые компоненты сознательной деятельности человека называются навыками.

С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом.

Благодаря частичной автоматизации действия по мере формирования навыка изменяются следующие приёмы:

1. Изменяется приёмы исполнения движений. Ряд частных движений, которые до этого совершались изолированно сливаются в единый акт, в одно сложное движение; устраняются лишние движения, появляется совмещение, т. е. Одновременное выполнение движений обеими руками (ногами).

2. Изменяются приёмы сенсорного контроля под действиями, когда зрительный контроль под выполнением движения заменяется мускульным (печатанье на машинке).

3. Изменяются приёмы центрального регулирования действия. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится на обстановку и результаты действий. Некоторые расчёты, решения и другие интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно,(интуитивно). Внутренняя подготовка к следующим движениям происходит уже во время осуществления предшествующих, что резко сокращает время реакции.

В формировании навыка выделяют четыре основных этапа: ознакомительный, аналитический, синтетический, автоматизация.

1. Ознакомительный этап, который характеризуется осмыслением действий и ознакомлением с приёмами их выполнения.

2. Аналитический-овладением отдельных элементов действий.

3. Синтетический-объединение элементов в целостное действие.

4. Автоматизация-упражнение, с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятию напряжения.

Таким образом, навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий.

Навыки, приобретённые человеком, влияют на формирование новых навыков это влияние может быть как положительным, (перенос), так и отрицательным (интерференция). Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Под интерференцией понимают обычна тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков или снижают их эффективность.

Навык может быть сформирован через показ, объяснение, через сочетание показа и объяснение.

Умение -это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умение всегда опираются на знания. По своей сути умения-это экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия.

Формирование умений происходит различными путями, например, путём подражания, но обычно его сводят к двум формам.

1. Обучающийся имеет определённые знания, предлагаются задача на их рациональное применение и человек сам ищет их решения, т. е. это обучение «путём проб и ошибок». Этот путь наименее эффективный, хотя и более распространённый.

2. Обучающий управляет психической деятельностью учащегося с ориентирами отбора признаков и операций, организует деятельность учащегося по переработке и использованию полученной информации для решения поставленных задач. Этот путь сейчас интенсивно разрабатывается в педагогической психологии.

Привычки -это действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью. Основное отличие от навыки заключается в том, что навык-это умение совершать автоматизировано те или иные операции, а привычка-это потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Как и навыки, привычки могут быть полезными и вредными.

Пути формирования привычек:

n через подражание;

n в результате многократного повторения;

n через сознательные целенаправленные усилия, например, путём положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

Виды деятельности.

Всё многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трём основным видам: игра, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности),по организации, по особенностям мотивации. Активность ребёнка под влиянием воспитательных воздействий, принимает формы сознательной, целенаправленной деятельности. Уже в первые годы жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. На каждом возрастном этапе развития определенный вид деятельности формирует психику человека. Такой вид деятельности называется ведущим видом деятельности.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

2. Место навыков и умений в структуре деятельности.

3. Психологический анализ привычек людей.

4. Охарактеризовать виды человеческой деятельности и их классификация.

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва: Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека Москва: Школа - Пресс 1995г.

Краткий словарь системы психологических понятий / Сост. Платонов К.К. Москва: Высшая школа, 1995г.

Конюхов Н.М. Словарь-справочник по психологии. Москва, 1996.

Общая психология / Под ред. Петровского А.В.. М: Просвещение, 1976.

Категория деятельности в отечественной психологии являет­ся центральной. Содержание именно этой категории помогает понять тайну психики, в том числе и души человека. Принятие этой кате­гории в качестве основной парадигмы ориентирует исследо­вателя не на содержание готовых структур сознания, а на процесс, в результате которого они возникают, и,

следова­тельно, приводит к более глубокому пониманию их природы. Деятельностный подход в психологии указывает на то, что в основе психических образований лежит не пассивное созер­цание окружающей действительности, а активное и непре­рывное взаимодействие с ней, что именно в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в кото­рых в равной мере представлены как свойства самого субъек­та и его организма, так и свойства объектов окружающего мира. Категория деятельности в отечественной психологии ис­пользуется не столько в качестве предмета психологического анализа, сколько в качестве объяснительного принципа при анализе психических явлений и процессов. Этот принцип не противоречит тем трем В основе психических образований лежит активное и непрерыв­ное взаимодействие с окружающей действительностью, именно в результате этого взаимодействия рождаются идеальные образования, в которых в равной мере представлены как свойства самого субъекта и его организма, так и свойства объектов окружающего мира.

объяснительным принципам, о кото­рых упоминалось в первой главе. Скорее он является разви­тием и продолжением принципа системности, поскольку принцип деятельности рассматривает психическое функцио­нирование как

В то же время деятельность понимается и как специфически че­ловеческая, предметная, исторически обусловленная форма активности. Как объяснительный принцип категория деятельности привлекается для описания возникновения психических явлений вообще и разных их уровней в частности. Здесь уместно будет вспомнить то, о чем говорилось в самом начале - свой­ства объектов раскрываются только в процессе их взаимодействия друг с дру­гом. Следовательно, свойства объектов окружающего мира в той форме, в кото­рой они предстают перед субъектом, являются результатом его взаимодействия с ними. В таких свойствах объектов, как «красное», «тяжелое», «теплое», «ма­ленькое», «круглое», несомненно представлены свойства объектов и свойства если не субъекта, то по крайней мере организма; а уж в таких свойствах, как «приятное» или «неприятное», «нужное» или «ненужное», в большей степени присутствуют скорее качества субъекта, чем объекта как такового. Между тем все перечисленные качества есть не что иное, как психические образования, в которых объект дан субъекту. Для того чтобы они возникли, субъекту необходи­мо вступить в контакт с объектом - увидеть, взять в руки, потрогать, ощупать, «прислушаться» к возникающим при этом изменениям в состоянии внутренних органов, оценить степень нужды в объекте, т.е. выполнить ряд действий с ним.

Действия, в результате которых рождается знание об объекте, необходимо определенным образом организовать. Что же организует эти действия субъекта, чем они направляются? При ответе на этот вопрос мы вновь сталкиваемся с вездесущей двойственностью природы позна­ния: действия субъекта направляются как нуждами и свой­ствами организма

что организмы, лишенные такой возможности, не формируют психических образов, в которых отображена форма объектов. В опытах Хелда и Хейна было показано, что котята, с момента рождения имев­шие возможность видеть объекты, но не имевшие возможности трогать их лапа­ми, не могли в дальнейшем зрительно различать форму объектов.

Тайна психики заключается в том, что только в результате активных дей­ствий субъекта, связанных с уподоблением структур организма структурным свойствам объекта, в идеальных психических структурах воспроизводятся структурные характеристики объектов и явлений окружающего мира. Пси­хический образ «красный цвет» есть активное воспроизведение в структуре нервных потенциалов длины (т.е. структурной характеристики) волны элект­ромагнитного излучения, равной 700 нм. Во всех психических образах, являю­щихся результатом активных действий организма, воспроизводятся либо струк­турные характеристики самих объектов, либо возникающие в момент взаимо­действия с объектом структурные изменения в самом организме. В свете и цвете воспроизводится длина волны электромагнитного излучения, в запахах и вку­се ¾ молекулярная структура химических веществ, в ощущениях давления и тяжести ¾ структура изменений тканей тела, обусловленная силой давления и массой объекта, в звуке ¾ структура звуковых волн, в ощущениях, исходящих от внутренних органов, ¾ функциональные и органические изменения структу­ры тела.

Следовательно, тайна психики связана с активностью организма, а актив­ность организма ¾ с тайной жизни, одной из характеристик которой есть актив­ность. Активность самой жизни является основой активности субъекта. Актив­ное взаимодействие субъекта с объектом приводит к возникновению психиче­ских структур. Именно поэтому и говорят, что психический образ (точнее, его содержание) рождается не в глубинах мозга, а на сенсорной поверхности в мо­мент ее соприкосновения с объектом.

Важность непрерывного контакта с внешним миром для поддержания нормального психического функционирования подтверждается опытами по

так называемой строгой сенсор­ной изоляции. Цель опытов заключается в том, чтобы выяснить, как изменяются психические процессы в условиях мак­симального ограничения контактов человека с окружающим миром. При максимальном ограничении одновременно зри­тельных, слуховых, обонятельных, тактильных и других ощущений у людей спустя некоторое время наблюдается на­рушение нормальной психической деятельности вплоть до полной ее дезорганизации. У животных в таких условиях наблюдается прекращение всякой Структурные характе­ристики объектов и явлений окружаю­щего мира воспроиз­водятся в идеальных психических структу­рах только в результа­те активных действий субъекта, связанных с уподоблением структур организма структурным свой­ствам объекта.

активности - они впадают в ступор. К сожалению, это единственное, что мы можем узнать о состоянии их психики в этих условиях.

Поскольку в психическом образе одновременно представлены как свойства объекта, так и свойства субъекта, но при этом именно субъект выступает в каче­стве активной стороны в этом процессе, можно сказать, что сложность психиче­ских структур, т.е. сложность знаний субъекта о мире будет зависеть от сложно­сти форм взаимодействия с объектами мира. На это обстоятельство впервые об­ратили внимание американские ученые Ньюелл и Саймон. Они утверждают, что сложность поведения прямо связана со сложностью условий, сопутствующих целенаправленной активности живых организмов. В сложности же поведения отражается сложность тех психологических структур, которыми поведение управляется. Это положение можно проиллюстрировать следующими фактами. Лягушка является довольно сложно устроенным организмом с достаточно раз­витым головным мозгом (по сравнению, например, с нервными ганглиями пче­лы). Однако лягушка не в состоянии зрительно распознавать форму объектов. Это объясняется тем, что для обеспечения своего организма пищей лягушке до­статочно, отражая действительность на уровне зрительных ощущений, точно и быстро реагировать только на местоположение летящего мимо нее насекомого (мелкого предмета), форма которого не имеет значения. Простая структура дей­ствий с объектом в данном случае приводит к формированию простых зрительных образов. У пчел же добывание пищи связано с осуществлением очень слож­ных действий, а воспроизведение в действиях формы объекта играет в этом про­цессе далеко не последнюю роль. В результате у пчел формируются сложные зрительные психические структуры, позволяющие им различать, например, гео­метрические формы объектов, что совершенно недоступно лягушке.

Вывод о том, что сложность психических структур, в том числе и у человека, зависит от сложности или богатства его активных действий с объектами окру­жающего мира, имеет очень важное следствие для педагогики: сложность и бо­гатство знаний и умений обучаемого зависит от степени его активности при са­мостоятельном взаимодействии с учебным материалом.

Поскольку «деятельность» - это термин, необходимо разобраться с его зна­чением, попытаться определить это значение и показать его специфику по срав­нению с такими родственными понятиями, как «действие», «движение», «актив­ность», «операция».

Для разведения философских понятий «движение», «активность», «жизне­деятельность» и «деятельность» М.С. Каган предлагает соотносить их со слож­ностью форм движения материи. Для обозначения всеобщего свойства материи предлагается термин движение. С появлением жизни как формы существования материи появляется и новая форма движения, которую предлагается обозна­чить термином активность. Форму движения, характеризующую активность животных, автор предлагает называть жизнедеятельностью. И, наконец, только целенаправленную активность человека предлагается называть деятельностью. Для устранения некоторой

человек может ставить перед собой осознанные цели и соответствующим образом выстраивать свое поведе­ние для их достижения. Следовательно, специфически человеческой является деятельность осознанная. Это не значит, что в деятельности человека не принимают участия неосо­знаваемые психические образования. Это означает только то, что, когда мы употребляем термин «человеческая деятельность», мы имеем в виду прежде все­го осознанную, целенаправленную активность человека, которая может развора­чиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических об­разов. Неосознаваемые потребности, значения категорий объектов и даже цели также принимают участие в деятельности человека, однако они не являются ее существенной характеристикой, а относятся к области неосознаваемой, часто импульсивной, не всегда последовательной и понятной области жизнедеятель­ности человека.

Макроструктура деятельности

Деятельность человека имеет сложный генетический, функ­циональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и бо­лее или менее определенную структурную и функциональную организацию. Ее состав, о котором мы будем говорить ниже, многокомпонентен. В ее осуществле­ние вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разно­го уровня сложности. В зависимости от целей эта деятельность может длиться годами или даже всю жизнь. Однако, какой бы

Таким образом, деятельность человека имеет многоуров­невый характер. Высшим ее интегративным уровнем являет­ся собственно деятельность, определяемая мотивом и на­правляемая соответствующей этому мотиву «генеральной» целью. Достижение этой цели всегда сопровождается возникновением частных проблем, решение которых связано с постановкой частных целей. Целенаправленную активность, связанную с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, принято в психологии называть действиями. И, наконец, наибо­лее элементарным структурным уровнем деятельности является операция - та конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяет­ся конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществ­ления действий (например, физическими свойствами объекта, местоположени­ем, ориентацией в пространстве, доступностью и т.д.).

Операция - конкретная совокупность и последовательность движений, ко­торая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий.

Взаимоотношения между деятельностью, действием и операциями можно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, у школьника воз­ник сильный мотив - сконструировать такую модель самолета, которая летала бы быстрее других известных ему моделей, была бы маневреннее и управлялась при этом с земли. Создание такой модели и есть та генеральная цель, которая бу­дет определять структуру всей деятельности, связанной с ее достижением. Для достижения этой цели нашему школьнику необходимо решить множество част­ных задач: изучить соответствующую литературу, посоветоваться со знающими людьми, приобрести необходимые материалы и инструменты, спроектировать и представить в чертежах будущую модель, изготовить и собрать модель, испы­тать ее в полете. Решение каждой из этих задач связано с постановкой конкретных частных целей, например «изготовить модель по чертежу». Практическое достижение этой частной цели и есть действие как единица его деятельности. Изготовление модели в свою очередь возможно благодаря выполнению опера­ций (например, выпиливания, склеивания и т.д.), каждая из которых зависит уже не от целей деятельности и действия, а от конкретных условий - свойств обрабатываемого материала, формы и особенностей инструментов, свойств клея и т.п. Несмотря на то что сами по себе операции определяются условиями, в ко­торых осуществляются действия, их появление в структуре деятельности школьника обусловлено в конечном итоге той генеральной целью, которую он перед собой поставил, и поэтому именно они включаются в структуру этой дея­тельности и являются ее элементарными единицами.

Представление целенаправленной активности человека в форме такой упо­рядоченной иерархической структуры: деятельность - действие - операция яв­ляется достаточно условным, поскольку и действия, и отдельные операции тоже можно рассматривать как отдельные деятельности, каждая их которых мотиви­рована, имеет цель и определенную функциональную организацию, универсаль­ную для любого уровня целенаправленной активности. Вместе с тем такое пред­ставление удобно, поскольку позволяет выделить те специфические основания, которые отличают эти уровни друг от друга и таким образом понять смысл ак­тивности в каждый данный момент. Такой структурно-уровневый подход опи­сывает макроструктуру деятельности человека. Наряду с ним используется подход, который анализирует внутреннюю структуру, «внутреннюю архитек­тонику» (П.К. Анохин) деятельности, которая, как только что было упомянуто, имеет универсальный характер и остается неизменной и обязательной для лю­бого уровня целенаправленной активности.

Вопрос: Характеристика категории «деятельность» в психологии.

1. Психологическая теория деятельности

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-30-е гг. XXв. В это время акцент в психологической науке сместился с сознания, на поведение. Наибольший расцвет приобрели теории бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии и другие. Своим содержанием теория обязана работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Основным положением данной теории стал тезис К. Маркса: «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание». Для анализа категории деятельности в психологии представляется правильным обратиться к работам А.Н. Леонтьева, где этот вопрос освещался сильнее всего. Категория деятельности стала объяснительным принципом, с которым можно подходить к изучению психики, сознания.

Основные исходные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями. Повторим их еще раз.

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

2. Вопросы исследования категории деятельности в психологии (А.Н. Леонтеьев)

Всякая деятельность человека представляет собой систему (а не просто процесс!), включенную в систему отношений общества. Поэтому для анализа самой категории деятельности представляется необходимым анализ тех особенностей взаимовлияния общества и деятельности, которые как формируют особенности протекания деятельности, так и сам факт возникновения деятельности. Здесь Леонтьев обращает наше внимание на культурно-исторический контекст анализа вслед за Л.С. Выготским.

Основной характеристикой деятельности является ее предметность. В научном исследовании данной категории необходимо открывать этот предмет деятельности. Сам предмет деятельности при этом выступает двояко: с одной стороны, он подчиняет себе особенности протекания деятельности, ее возникновения, с другой стороны, он является продуктом деятельности (психического отражения) в виде образа предмета. Именно психическое отражение является значимым фактором приобретения той движущей силы деятельности, которая заставляет ее существовать.

Создавая образ предмета, психическое отражение, проходит не только на уровне когнитивного осознания объекта. Задействуются и эмоциональные факторы, которые предстают в деятельности мотивами и потребностями ее осуществления. Однако не все потребности необходимо анализировать, рассматривая категорию деятельности. Рассматривать нужно, прежде всего, предметные потребности (т.е. биологические потребности, встретившие предмет их удовлетворения, при этом еще зафиксировались в памяти и стали не просто, например, потребностями «утолить жажду», а потребностями, например, «выпить колы, а не сока, который не утоляет жажды»). Таким образом, можно резюмировать, что предметность деятельности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.Анализ деятельности необходимо осуществлять с точки зрения предметных характеристик деятельности.

3. Понятие деятельности

Деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе освоения и развития различных форм культуры. Также меняет и преобразует действующего индивида. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в ко­торой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в ре­зультате появления у него определенной потребности, мотива.

К основным характеристикам деятельности можно отнести наличие мотива, цели, предмета, и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства).Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. Так, например, предметом познавательной дея­тельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой дея­тельности - создаваемый материальный продукт. В качествесредств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Поведение

Поведение - совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение - внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение - непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность - осознанное им "произвольное поведение".

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Действие на что-то направлено, а поступок нет.

Свобода действий

Действия, поступки, движения и акты - строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение - две стороны одного явления, а именно человеческой активности.

Свобода действий - определяемый извне, прежде всего социальной средой, диапазон вариаций человеческих актов. Иначе, говоря, позволяемое (допускаемое) обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные вариации в поведении, вызванные аффектами либо совершаемые бессознательно, например, отдергивание руки от горячего предмета, как бы разнообразно оно ни происходило, к сфере свободных действий не принадлежат. Напротив, регулируемые культурными нормами действия, скажем, чихание, предполагают, что человек может соблюсти эти нормы в разной степени либо не соблюдать вовсе. Чихая, он может использовать носовой платочек, отвернуться в сторону или сдержать чихание как произвольную реакцию. А может ничего этого не делать. Хотя чихание - непроизвольное действие, но оно обставлено культурными условностями, т.е. диапазон его выражения ограничен. В зависимости от того, какова ситуация (присутствуют ли рядом посторонние люди), как он относится к самим культурным нормам (строго следует им или игнорирует), каким он хочет показаться окружающим (воспитанным или невоспитанным), человек свободно выбирает то или иное действие. Таким образом, свобода действий предполагает свободу выбора, произвольное решение индивида, цель и намерения.

Чувственная ткань.(ЧТ)

ЧТ – строительный материал образа. «Она образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или воображаемой».

Основная функция ЧТ – позволяет воспринимать окр.мир как отдельный, существующий в не сознания.

Пример работы ЧТ: руки у человека нет, но она болит(фантомные боли)- результат работы ЧТ.

Личностный смысл. (ЛС)

ЛС – «значение для меня»;индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Оно принадлежит живому субъекту и реальной включенности в систему его Д.

По определению Леонтьева А.Н. ЛС –оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах.

Изменение смысла ведет к изменению мотивов Д, изменению Д человека.

Д и действия связаны с ЛС!

Пример: стол(образ стола), какой он.

Значения. (Зн).

Зн – содержание общественного сознания. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором фиксировано опыт Д, общения и мировосприятия, который необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт.

Носители Зн – язык и речь.

В языковых Зн зафиксированы общественно выработанные способы действий или операций. В Зн слов реализуется для сознания общественное значение для предметов.

Языковые Зн- образ предмета и их функции.

Вторая сторона Зн – индивидуальность (выше говорилось об индивид.опыте), Зн достраиваются в индивидуальном сознании и переходят на новый уровень – в ЛС.

Игровая деятельность

Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновени­ем и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы созна­тельного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем по­знание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослым с ними, т. е. происходит познание предметов одновременно с осмысле­нием их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двоя­ко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как владение лож­кой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами - это манипулирование ими в процессе игры.

Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно.

На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией - стадией дошкольного возраста - является отсутствие вооб­ражаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. В это время ребенок стремится вы­полнять все больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

Следовательно, основные особенности психического развития ребенка на дан­ном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружаю­щим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста являет­ся наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладе­нию миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ре­бенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако мно­гие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сю­жетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копиру­емого действия. Если раньше ребенок только подходил к овладению специфиче­скими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него вы­ступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя опре­деленную социальную роль - роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотно­шениями мира людей. Неслучайно сюжетные игры часто называют ролевыми иг­рами. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формиро­вания личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т. д. По мнению А. Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению об­щественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую ста­дию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанно­стей.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции, т. е. мотивом игры является «быть как взрослый», и определяющая специфику социальной ситуации развития ребёнка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми: взрослый – ребёнок, взрослый – взрослый, ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый, в игровой, воображаемой ситуации. В игре ребёнок существует сразу в двух ипостасях: как играющего ребенка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью, и констатирует Образ себя и Образ мира с двух соответствующих точек зрения. Это определяет формирование психологических новообразований, которые являются основным для этапа дошкольного детства: становление моделирующих видов деятельности, иерархии мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, формирование механизмов эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребёнка-дошкольника и пространство-временного смещения.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Итак, на границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это вышеупомянутая режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.

Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).

Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3–5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками, они «играют рядом, а не вместе».

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

Учебная деятельность

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны в первую очередь с учебой.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вни­манию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (конт­ролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не ме­нее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка. Ребе­нок теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запо­минают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наи­зусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мыш­ление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последова­тельным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правиль­но пользоваться грамматическими категориями.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ве-дущей. Она имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компо-ненты учебной деятельности в соответствии с представлениями Д.Б. Эль-конина.

Первый компонент – мотивация. Учебная деятельность полимотиви-рована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной – это учебно-познавательные мотивы. В их основе лежат по-знавательная потребность и потребность в саморазвитии.

Второй компонент – учебная задача, т.е. система заданий, при выпол-нении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно де-ти, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения. Развивающее обучение предполагает совмест-ное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа ре-шения целого класса задач. Учебные операции входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном струк-туры учебной деятельности.

Каждая учебная операция должна быть отработана. Программы раз-вивающего обучения часто предусматривают поэтапную отработку по сис-теме П.Я. Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), вы-полняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к прого-107 вариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций быстро ре-шает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Четвертый компонент – контроль. Первоначально учебную работу де-тей контролирует учитель. Но постепенно ода начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством учите-ля. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная педагоги-ческая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату, ребенку необходим так называемый пооперационный контроль – за правильностью и полнотой выполнения операций.

Последний этап контроля – оценка. Ее можно считать пятым компо-нентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою ра-боту, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недос-таточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий – освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения

Развитие психических функций . В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного мате-риала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети ана-лизируют операции, которые они производят, способы решения задач.

Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен харак-терный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиоз-ным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеа-лах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным разви-тием тесно связано начинающееся в этот период становление основ миро-воззрения.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развиваются раз-личные формы речи, в том числе письменная.

С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображе-ния. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься раз-ными видами конструирования и т.п. В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (строят летающие авиамодели или создают пьесы), но все они используют возможности сво-его творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка

Трудовая деятельность

Деятельность - это форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых (материальных и духовных) ценностей и усвоением общественного опыта.

Главными формами деятельности является познание, труд, общение. В онтогенетическом плане деятельность человека представлена ​​такими видами, как игра, учение, труд. Любая деятельность является одновременно «созиданием чего-то» и проявлением позиции, отношение человека к другим людям, обществу в целом. Следовательно, деятельность имеет поведенческий аспект.

Труд является основным видом деятельности, поскольку связана с производством общественно полезных продуктов - материальных и идеальных. Она является вечной необходимым условием существования людей и рассматривается как специфическая видовая поведение человека, что обеспечивает ее выживание.

Трудовая деятельность обусловливается определенными мотивами и направлена ​​на достижение определенной цели.

Мотив - это то, что побуждает человека к труду, а цель - то, чего она пытается достичь в результате труда.

Подлинной основой мотива есть потребность, то есть объективная необходимость человека в чем. Осознанная, отраженная в сознании потребность и называется мотивом.

Следовательно, источником трудовой активности человека есть потребности, которые побуждают его действовать определенным образом и в определенном направлении. Процесс удовлетворения потребностей выступает как активный целенаправленный процесс овладения той или иной формой деятельности и реализации в соответствии с уровнем общественного развития.

Особенностью труда как деятельности является то, что содержание ее не определяется полностью потребностью, которая ее вызвала. Если потребность как мотив побуждает человека к деятельности, стимулирует ее, то сами формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, разделением труда. Например, мотивом, заставляющим станочника работать, могут быть физиологические потребности (в пище, одежде, жилье), однако сам процесс управления станком, то есть содержание деятельности, определяется не этой потребностью, а целью - изготовлением конкретной детали. Итак, побуждения, мотивы деятельности не совпадают с непосредственной целью труда. Потребности как источник активности побуждают человека к труду, а осознаваемая ею цель является регулятором активности в процессе труда.

Чтобы труд был успешным, человек должен овладеть способами, целенаправленными действиями по достижению поставленной цели. Сама деятельность, в свою очередь, должно стимулировать и поддерживать активность работника, который сам собой немедленно не удовлетворяет существующие потребности. Это означает, что труд невозможна без познавательных и волевых процессов. Наличие осознаваемой цели всегда остается необходимым признаком труда. Остальные сторон деятельности - мотивы, способы выполнения, отбор и переработка информации - могут осознаваться, не полностью осознаваться, осознаваться ложно или не осознаваться вовсе. При отсутствии осознаваемой цели идет не о трудовой деятельности человека, а о импульсивную поведение, управляемое непосредственно потребностями и эмоциями.

Следовательно, труд - это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных и духовных благ, предоставление различных услуг.

вопрос: Характеристика категории «деятельность» в психологии.

1) Наличие общего объяснительного принципа

2) Наличие предмета исследования (изучение с разных сторон)

3) Наличие единиц психологического анализа

План ответа

    1. Вопросы исследования категории деятельности в психологии (А.Н, Леонтьев)

      Понятие деятельности

    1. Структура деятельности

    1. Психологическая теория деятельности

Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-30-е гг. XX в. В это время акцент в психологической науке сместился с сознания, на поведение. Наибольший расцвет приобрели теории бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии и другие. Своим содержанием теория обязана работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих других.

Основным положением данной теории стал тезис К. Маркса: «не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание». Для анализа категории деятельности в психологии представляется правильным обратиться к работам А.Н. Леонтьева, где этот вопрос освещался сильнее всего. Категория деятельности стала объяснительным принципом, с которым можно подходить к изучению психики, сознания.

Основные исходные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями. Повторим их еще раз.

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

      Вопросы исследования категории деятельности в психологии (А.Н. Леонтеьев)

Всякая деятельность человека представляет собой систему (а не просто процесс!), включенную в систему отношений общества. Поэтому для анализа самой категории деятельности представляется необходимым анализ тех особенностей взаимовлияния общества и деятельности, которые как формируют особенности протекания деятельности, так и сам факт возникновения деятельности. Здесь Леонтьев обращает наше внимание на культурно-исторический контекст анализа вслед за Л.С. Выготским.

Основной характеристикой деятельности является ее предметность. В научном исследовании данной категории необходимо открывать этот предмет деятельности. Сам предмет деятельности при этом выступает двояко: с одной стороны, он подчиняет себе особенности протекания деятельности, ее возникновения, с другой стороны, он является продуктом деятельности (психического отражения) в виде образа предмета. Именно психическое отражение является значимым фактором приобретения той движущей силы деятельности, которая заставляет ее существовать.

Создавая образ предмета, психическое отражение, проходит не только на уровне когнитивного осознания объекта. Задействуются и эмоциональные факторы, которые предстают в деятельности мотивами и потребностями ее осуществления. Однако не все потребности необходимо анализировать, рассматривая категорию деятельности. Рассматривать нужно, прежде всего, предметные потребности (т.е. биологические потребности, встретившие предмет их удовлетворения, при этом еще зафиксировались в памяти и стали не просто, например, потребностями «утолить жажду», а потребностями, например, «выпить колы, а не сока, который не утоляет жажды»). Таким образом, можно резюмировать, что предметность деятельности порождает не только предметный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и чувств.Анализ деятельности необходимо осуществлять с точки зрения предметных характеристик деятельности.

      Понятие деятельности

Деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразные изменения и преобразования мира на основе освоения и развития различных форм культуры. Также меняет и преобразует действующего индивида. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в ко­торой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в ре­зультате появления у него определенной потребности, мотива.

К основным характеристикам деятельности можно отнести наличие мотива, цели, предмета, и средства. Мотивом деятель­ности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляет­ся. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый че­ловеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, про­изведение искусства). Предметом деятельности называется то, с чем она непосредст­венно имеет дело. Так, например, предметом познавательной дея­тельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой дея­тельности - создаваемый материальный продукт. В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

    Принцип единства сознания и деятельности.

    1. Трактовка принципа Рубинштейном

Это основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован Рубинштейном в 30-е гг. Он гласит «психика и сознание, формируясь в деятельности, в ней же и проявляются». Они образуют органическое целое, единство. Деятельность регулируется сознанием и раскрывает его. Для того, чтобы изучать сознательные явления необходимо анализировать, какую роль эти представления играют в деятельности, в реальной жизни человека, рассматривать не в отрыве от реальной жизни, а в действенном контексте.

Сознание есть часть бытия, отражающая реальность. Сознательное представление возникает только тогда, когда появляется необходимость в нем, когда появляются объективные причины для него. Сознание есть функциональный орган деятельности человека. Сознание может быть познано через систему субъектных отношений. Единство не значит полное тождество. Сознание – функция, функциональный орган деятельности человека. Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тожество, но единство. Движимый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т.е. установит объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он его не осознал. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии; объяснение деятельности требует раскрытия и учета психологических закономерностей. С другой стороны, анализ человеческой деятельности показывает, что самаяосознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. В ходе деятельности действие осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель: по мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются; по мере того как они вбираются в более обширные общие задачи, действия, на них направленные, выключаются из сознания, переходят в подсознательное. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений – между задачами и способами их осуществления, – которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект.

      Подход А.Н. Леонтьева к этому принципу

Леонтьев подходил к этому принципу с другой стороны. Сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность (Рубинштейн) – оно встроено в деятельность и неразрывно связано с ней. Это Леонтьев подтверждает на примере действий, которые строятся на сознательном представлении о цели. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (о чем говорилось выше) в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а “раскрывается” в действии. действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние Движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность. Теория деятельности отличается от предшествующих концепций в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.

Проиллюстрировать этот принцип можно различными исследованиями, показывающими, что включение психических процессов в различные виды деятельности меняет его результативность. Например, амплитуда раненной руки существенно меняется от степени осмысленности действия для испытуемого – от «поднять руку как можно выше» до «снять шляпу с крючка». (Леонтьев и Запорожец: «Исследование восстановление функций руки после ранения», 1945г). А также эксперимент Мануцленко: с детьми от трех до пяти. Ведущей деятельностью этого возраста является сюжетно-ролевая игра. В первой серии ребенок должен был стоять неподвижно максимально долго. Во второй серии этим же детям предлагается игра в часового, который должен стоять на посту. И в этой работе он стоит неподвижно и это у него действительно получается, так как эта задача включена в контекст более интересной деятельности. Мнемическое действие включено в ведущую для ребенка, игровую деятельность.

      Асимметрия сознания и деятельности

Зинченко пишет, что расширение результатов принципа на всю человеческую жизнь не вполне законна. Например, к подростковому возрасту сознание автономизируется от деятельности, подросток начинает самоопределяться. Для человека типична асимметрия сознания и деятельности. По Выготскому сознание – источник происхождения ВПФ. Трактовка сознания как продукта деятельности – упрощение действительного положения сознания и ограничение его свободы по отношению к возможному пространству деятельностей.

    Строение индивидуальной деятельности человека.

    1. Структура деятельности

Любая деятельность имеет иерархическое строение, структуру.

    Первый уровень (верхний) – деятельность в целом.

    Второй уровень – действие.

    Третий уровень в строении деятельности – операции.

    Четвертый уровень (нижний) – психофизиологические функции – средства и способ реализации любой деятельности. Они являются специальным предметом изучения психофизиологии.

Эти четыре уровня объединятся в два слоя: верхний, первый слой объединяют уровень деятельности и действий – потребностно-мотивационный слой. Второй, нижний слой включает взаимодействие действия, операций и психофизиологических функций. Анализ этого слоя позволяет определить, как протекает деятельность, техническую сторону процесса. Это – операционально-технический слой.

      Мотивационно-потребностный слой

Мотив – предмет потребности. Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив деятельности имеет несколько функций:

    Направляющая

    Побуждающая, или стимулирующая.

Любая деятельность полимотивирована. Здесь можно выделить несколько мотивов, участвующих в нормальном протекании деятельности. Мотивы находятся в самоподчинении.

Иерархия мотивов.

Смыслообразующие мотивы, главные мотивы

Мотивы нижележащие, мотивы-стимулы

Мотивы-стимулы не осуществляют направляющую функцию, выполняя только побуждающую функцию. Они участвуют в регуляции деятельности, подпитывая и стимулируя ее. Если мотив переходит на другой уровень, то меняется деятельность. Иерархия мотивов есть ключ к пониманию личности. Первый параметр определения личности по Леонтьеву: широта мотивационной сферы. В процессе социализации ребенок знакомится с различными видами деятельности. Второй параметр: степень иерархизации мотивов в сфере личности. Третий параметр: мотивационная сфера человека находится в постоянном движении. Она динамична, что связано с развитием личности. Мотивы могут осознаваться, а могут и не осознаваться, но в любом случае они отправляют, реализуют свои функции, направляя и побуждая деятельность.

Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка. Опыт относительно состава последовательности действий обычно передается в ходе обучения в форме правил, советов, инструкций, программ.

      Операционально-технический слой

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Условия – это и внешние обстоятельства, и внутренние средства. Цель, данная в определенных условиях – задача .

Операции мало осознаются или не осознаются вообще. Это автоматические действия и навыки. Иногда операции превращаются в действие (когда нарушаются обычные условия осуществления операции). Например, ручка стала плохо писать – контроль сознания.

Перейдем к психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия.

Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Это первый тезис.

Второй тезис: операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы под огораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие возникают из действий путем их автоматизации. Это первый тезис.

Второй тезис: операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они как бы под огораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми.

Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы.

Третий тезис: всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя “подстилающих” их операций. То, что было сказано в отношении нефиксированности границы, проходящей в каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым, означает подвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности.

Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы.

Любая операция есть автоматизированное действие. Одновременное совершение действий должно базироваться на том, что одно из этих действий должно быть основано на автоматизме. То есть существует некая кажущаяся одновременность, в то время как одно из действий на другом уровне. Автоматизироваться могут любые действия, кроме действия планирования будущего действия. Действие планирования всегда требует сознательного контроля. Действие планирования состоит в понимании конкретных условий постановки цели. Учитываются технологические и социальные условия.

Различают два вида операций: первичные и вторичные по происхождению. Вторичные операции – автоматизированные действия. Первичные операции – психофизиологические функции, смысл которых состоит в средствах и способах осуществления действий. Это натуральные психические функции. Они могут формироваться на самых первых этапах онтогенеза. Обычно они не осознаются. Но, в принципе, можно осознать психофизиологические функции. Один из приемов состоит в биологической обратной связи. С помощью приборов можно вывести вовне показатели процессов. То есть можно сосредоточиться на работе любого внутреннего органа.

Психофизиологические функции составляют органический фундамент процесс деятельности. (память)

Д. является одним из фундаментальных понятий в отечественной психологии и рассматривается в качестве психологической категории.

В отечественной психологии деятельность определяют как специфический вид человеческой активности направленный на творческое преобразование совершенствованием действительности и самого себя.

В отличие от активности животного, Д. человека носит продуктивный характер Д. всегда целенаправленно активна. По сложившейся в психологии традиции, под поведением понимают внешние проявления психической Д.человека

Психол. теория Д. начала разрабатываться в 20-х-начале 30х г. (Л. С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломов). Психологические теории деятельности основываются на философии диалектического материализма – теории К. Маркса, ее главный для психологии тезис – не сознание определяет бытие, Д., а наоборот, бытие, Д. человека определяет его сознание. Философское открытие Маркса состоит в том, что познание не существует вне жизненного процесса, который по своей природе своей есть процесс материальный, практический. Отражение действительности возникает в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, этими связями определяется и в свою очередь оказывает обратное влияние на их развитие.

Рубинштейн С.Л.: сущность данного подхода – субъект, в своих деяниях, в актах своей творческой, субъективной деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому, тем, что он делает можно определять то, что он есть.

С точки зрения Рубинштейна - Д. характеризуется субъективностью (Д.всегда осуществляется личностью как субъектом), содержательностью, реальностью, предметностью. Кроме того, Д.носит творческий и развивающий характер, сознательный и целенаправленный.

1935г. – 40 г Рубинштейн выделяет внутри Д. разноплановые компоненты движение –действие – операция – поступок, в разрешении их взаимных связей с целями мотивами и условиями Д. В центре этих компонентов находится действие, которое является единицей психологии, действие всегда целенаправленно и сознательно, целью является конкретный результат. Соотношение целей с условиями в которых ее предстоит реализовать определяет задача, которая должна быть действием.



Составными частями действия являются операции, которые необходимы для достижения результата составляющего цель конкретного действия.

Всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее осознанные побуждения выступают как мотив, то или иное побуждение становится для человека мотивом действия через соотнесение его с целью, также как с другой стороны, объект на который направляется действие, и который побуждает к нему становятся целью действия через соотнесение с мотивом. Мотивы и цели Д.носят обобщающий, интегрирующий характер проистекают из потребности их интересов.

Действие, которое воспринимается и осознается действующим субъектом как общественный акт, как проявления субъекта, которое выражает отношение субъекта к другим людям – это поступок (особая форма действия).

Виды действий - рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые.

Специфически человеческим видом является волевое действие, т.е. сознат. акт, направленное на осуществление определенной цели.

Движения - это механизмы, посредством которых осуществляются действия, выражающие поведение, движения человека направлены на предмет, на орудие как средства труда.

Виды Д. – труд, игра, учение.

Труд – сознательная целенаправленная Д., которая направляется на осуществление результата, до действия данного в представлении трудящегося и регулирующаяся волей в соответствии с ее сознательной целью.

Игра – осмысленная Д, которая разрешает противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограниченностью его оперативных запросов.

А.Н. Леонтьев: Д. это активный, целенаправленный, содержательный процесс, в ходе которого человек целенаправленно осуществляет действия с предметным миром рассматривая предметную Д. как процесс внутри которого возникает психическое. Д присуща как человеку, так и животному, но у животных как жизнедеятельность.

Четко различая внешнюю Д. и внутреннюю Д. Внешняя Д чувственно предметная, материальная Внутренняя Д.- Д по оперированию образами представлениями о внешней среде, т.е. идеальная Д - больше сознания; т.к. формируется на основе внешней деятельности.

Процесс перехода внешней предметной Д. во внутреннюю Д. – интериоризация.

Переход от внутренней психи. Д. к внешней Д.- экстериоризация.

В роли субъекта в деятельности могут выступать индивид группа. Становление субъекта Д. осуществляется тогда когда человек овладевает содержанием Д.

Строение Д.- потребности - мотив –Д

Анализ любой Д. начинается с анализа предметного содержания потребности и мотива, т.е. определенному мотиву и потребности соответствует определенный вид Д.

Потребность – состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне человека. Переживаемая человеком потребность побуждает человека к Д., к поиску предмета ее удовлетворения.предмет потребности это действительный мотив (форма проявления потребности) на основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различным видам Д. и наоборот

Одна и та же Д. вызывается различными мотивами и потребностями

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели. Которая будет осуществляться в тех или иных условиях, требует выполнения действия по поиску предмета отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность.

Цель - представляемый результат Д.

Действия как составная часть Д. любая Д осуществляется в форме действий / цели действий.

Способы осуществления действия операции – это преобразования действия ставшие способом осуществления других более сложных операций мало осознающихся/ совсем не осознающихся, в отличии от действий.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина:

Проявления активности субъекта – действия. Действия внешние (предмет.,матер.,) и внутренние (психич., идеальные).

Совокупность внешних действий образует внеш., предмет.Д . а совокупность внутр. –психич. Д.

Психическая Д.- это единая совокупность умственных действий. Внутренние умственные действия есть интериоризованные, ставшие идеальными предмет действие.

Интериоризация – процесс формирования психики из материального это процесс индивидуального присваивания социального результатом являются образы понятия и вообще знания.

Процесс формирования умственных действий по этапам.

1. этап составления предварительного представления о задании образование ориентировочной основы действия – главная задача и главное содержание этого этапа при выполнении действия это ориентирующая основа, определяет процесс ориентировки в задании

2. Материализация мысленных свойств и отношений вещей, нужно подвергнуть действия сложной обработке;

2.1 развернуть (т.е. показать все его операции в их взаимных связях;

2.2 выделить те свойства объекта, которые нужны для выполнения этого действия, т.е. обобщить его, когда это будет достигнуто, некоторые операции действия начинают сокращаться

3. после достижения наивысшей материализованной формы (наиболее обобщенной сокращенной и достаточно освоенной), действие отрывает от его последней внешней опоры это этап перенесения действия в план громкой речи без опоры на предмет. Речь есть форма предметного действия.

4. перенесение громко речевого действия во внутренний план заканчивается этот этап свободным проговариванием действия целиком – про себя. Звуковая форма речи становится представлением, звуковым образом слова.первой формой собственного умственного действия оказывается четко развернутая речь про себя.

5. сокращение самой речевой формулы. Внешняя речь начинает превращаться во внутреннюю. Так Предметное действие оказавшись в разных формах внешней речи в конце концов становится актом внутренней речи.

Подход Б.Ф. Ломова

Индивид как субъект Д. В Д. формируется развивается проявляется так / иначе вся совокупность процессов состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические. Д. Как детерминанта совокупности психических процессов и свойств субъекта; психическое как фактор Д.

Структура любой Д. едина – она включает внешнюю и внутреннюю

Основные образующие Д.:

Мотив, цель, планирование, Д, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действие проверка результатов и коррекция действия. Вектор «мотив –цель «является ведущим регулятором Д. определяющим строение и динамику всех др. ее составляющих. Каждая новая цель приводит к изменению мотивационной сферы, что создает возможность постановки новой цели.

Цель как образ выступает в качестве предпосылки определяющей начало Д.. Образ-цель – это специфическое явление опережающего отражения. В плане Д отражающаяся стратегия и тактика на основе объективных и субъективных условий выполняемой Д.

Информация о текущем состоянии предметов.

Идеальное специализированное отражение преобразуемого в Д. предмета, складывающаяся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненная задаче этого действия – оперативный образ. Рассогласование между оперативным образом и образом целью определяет направление поиска решения в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их проверка и оценка те принятие решения, конкретные действия.

В ходе выполнения Д. совершаются переходы действий с реальными предметами в действия с идеальными и наоборот.