Кашу заварил значение фразеологизма одним словом. Что значит «Заварить кашу»? Значение и происхождение фразеологизма

Значение фразеологизма «жалко» описать несколькими словами могут не все, хотя многие имеют представление о том, что означает фразеологизм «жалко».
Смотрит (Григорий) на ее работу, а самого жалко, что она (женщина) так работает (Панас Мирный, Разве ревут волы, когда ясли полны?, 1949, стр. 172);
Тимофей ходит, с тоски и горя неожиданного места не найдет; ходит с улицы в другую, вплоть стоит Хима в воротах; взглянул Илия, и вспомнил ее вищування.- Вражья девушка! - Говорит, - предсказала мне беда!
«Быть ​​на ты» значения: 1) быть в дружеских, приятельских отношениях с определенным человеком. (Когда в обращении друг к другу говорят «ты»); 2) хорошо разбираться в чем-то, хорошо владеть определенной информацией.
Почему говорят «Быть ​​на ты» в первом случае? Когда мы разговариваем с малознакомым человеком, мы не можем, по правилам этикета говорить ей «Ты», так как это указывает на пренебрежение к человеку и невоспитанность того, кто обращается.
Значение фразеологизма «краснеть» могут объяснить не все, хотя многие имеют представление о том, что означает фразеологизм «краснеть».
- Если так, то за это я тебя, Тарас... Не доказала (Оксана). Оба вздрогнули и раздвинулись. Обоим стало жарко. Оба краснели (Васильченко, Сочинения, т. II, 1959, стр. 379);
«А ситец, а сукно? Как сукно делается? »Девушки пекут рака:« Не знаем! Не умеем! Не видели, потому что в нашем селе не производят »(Днепровская Чайка, Сочинения, 1960, стр. 99)
; Чорнокнижний...
Панас (до Сокуренко). ... Как ты посмел зайти в мою усадьбу? Большая шишка: волостной писарь... (Кропивницкий, Сочинения, т. И, 1958, стр. 129);
- ... Пусть... А все же Сагайдак теперь оглядываться. А то представил себе, что он здесь большая шишка... (Добровольский, Течет река небольшая, 1961, стр. 74)
А то, раз, говорят отец, встретил их, чумаков наших господин какой-то и: "Давайте, - говорит, cяки-таки чумаки-мужики, пошлина!" Да и плеткой покушается. За его земли, видишь, ехали - большая шишка! (Род. Рассказами.)
Происхождение данного фразеологизма связано с процессом труда в древние времена. Ведь раньше, чтобы испечь хлеб люди руками - копали землю, сеяли пшеницу, ухаживали за ней. Впоследствии приходил трудное время жатвы - когда люби серпами собирали урожай, молотили его, сушили и только потом получали муку из которой и пекли хлеб. Весь процесс достаточно тяжелый, поэтому если кто-то получал хлеб без тяжелого труда начали употреблять выражение «легкий хлеб».
- А все цыган - Александра. Как взяла уговаривать Настю, как взяла уговаривать
В переносном смысле - постоянная опасность, угрожающая при кажущемся благополучии или давно забытое значение, скоро случится беда.
Соответственно, Дионисий дал ему также попробовать своего «счастья». Однако во время пира Дамоклов внезапно заметил над своей головой острый меч, подвешенный на конском волосе. Так Дионисий дал понять Дамоклу, что благополучие - кажущееся.
Я думаю, под дамокловым мечом лучше, чем во паутиной, там человек себя величественнее чувствует (Леся Украинка, V, 1956, 122);
Фразеологизм к слову ПЛАКАТЫ подобрать не так просто, поскольку их не так уж и много. Мы подобрали к слову плакаты синонимы фразеологизмы.
Удариться в слезы - заплакать.
Умываться слезами - горько, безутешно плакать (синонимы: давать волю слезам; обливаться слезами; лить слезы).
Наглотаться слез - много поплакать.
Лить крокодиловы слезы - неискренне, лицемерно болеть за кого, что-нибудь.
Бросает / бросило в слезы (в слезу) кого - у кого-нибудь выступают слезы на глазах.
Тантал - сын Зевса и нимфы Плуто, лидийский или фригийский царь. Согласно мифам, Тантал был любимцем богов, пировал с ними на Олимпе. Когда он возгордился и оскорбил богов, те сбросили его в Аид.
По другой версии, боги тяжело наказали Тантала за то, что он разгласил тайны Зевса похитил нектар и амброзию и угощал ими людей; желая убедиться, боги всезнавци, накормил их мясом с ноги своего сына Пелопа; спрятал золотого собаку, которую Пандара похитил из храма Зевса.
«Варить воду» значение фразеологизма , примеры с этим высказыванием приведены в этой статье. Российской выражение - веревки вить.
Значение «Варить воду» - издеваться над кем-нибудь, показывая свои прихоти, капризничая перед кем-либо или придираясь к кому.
Кроме Гафийки, было еще два батраки. Подпара варил с челяди воду. Ему все было мало работы. Он сам делал за двоих (Коцюбинский, Сочинения, т. II, 1955, стр. 51);
Баба вдруг рассердилась и топнула на деда ногой: - Вары с старой воду, вари!

12.10.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Жизнь современного человека изобилует хлопотными и сложными ситуациями. Одни проблемы появляются по независящем от нас обстоятельствам, другие создаем себе сами. Про человека, создавшего себе проблем говорят, что он «заварил кашу». Почему же хлопотное дело сравнивают с процессом приготовления традиционного русского блюда? Какая история происхождения, популярной в употреблении, фразы?

Значение фразеологизма

— значит начать хлопотное дело, развести суматоху или создать себе проблему.

Устойчивое выражение часто употребляется в речи, когда нужно быстро и кратко описать запутанную ситуацию, виновником которой стал один человек, а поиском ее правильного решения иногда приходится и другим. Как говорится — один «заваривает», а «расхлебывать» приходится другим.

В современности фразеологизм стал популярен в диалоге между родителями и детьми, особенно, когда школьники, в погоне за развлечениями, забывают о здравом смысле, что, в результате, приводит к серьезным последствиям. В таких случаях, взрослые, со словами «ну и кашу ты заварил!», берутся за разрешение трудных ситуаций.

Часто еще можно услышать «сам кашу заварил, сам теперь ее и расхлебывай», в этом случае виновника призывают осознать ответственность и самому взяться за решение проблемы.

Происхождение фразеологизма

Зародилась эта фраза в древней Руси, когда каша была не только повседневной пищей, а ещё и обрядовым блюдом. Ей угощали гостей на свадьбах и различных праздниках.

Мало того, что блюдо нужно было приготовить вкусной и рассыпчатой, её ещё и большое количество требовалось, чтобы хватило на всех гостей. Для того чтобы гости остались довольны, хозяевам застолья приходилось основательно потрудиться. В те времена все знали, что «заварить кашу» — дело хлопотное, ответственное и ещё весьма суетливое (так как обычно в приготовлении каши участвовали несколько человек).

Со временем фраза обрела переносный смысл и стала обозначать не только процесс приготовления традиционного блюда, но и любое другое сложное запутанное или хлопотное дело.

Существует так же ещё одна история, которая, по мнению филологов может быть одной из причин обретения фразой переносного смысла.

Свадьба Дмитрия Донского

Существует в истории предание про великого князя. На Руси принято было перед свадьбой устраивать пир («кашу») дома у отца невесты. Суженая Дмитрия Донского, которому, примечательно, было лишь 16 лет отроду, была дочерью нижегородского князя.

Молодой юноша считал унижением ехать к будущему тестю, который, точно также отказался от поездки в Москву, дабы не нарушать традицию. Организовать прием было решено в Коломне, между двумя городами.

В такую «кашу» вовлекался весь город, организация пира привлекала к участию огромное количество людей, что было весьма хлопотным делом. Позже «кашу» употребляли в значении «праздник», а далее отождествляли с «суматохой» и «беспорядком».

Сколько непонятных и странных выражений разъясняются при чтении древних книг! Например, «заварить кашу» .

Сейчас это значит «затеять хлопотливое дело». В пьесе «Нахлебник» И. С. Тургенева Кузовкин говорит: «На этих порах отец мой возьми да и умри. Пошли векселя ко взысканию, заварилась каша».

А в старину «каша» означала и пиршество. В Новгородской 1-й летописи 1239 года читаем: «Оженися князь Олександръ и венчася въ Торопчи, ту кашу чини, а въ Новегороде другую».

Конечно, в древности пир, в особенности у князей, доставлял много хлопот и возни окружающим. Нужно отметить, что одним из ритуалов пира было именно приготовление каши!

Происхождение слова «каша» полностью не разгадано до сих пор.

Этимологи предполагают у корня этого слова значения «тереть», «скребсти», а также «цедить», «процеживать». Примечательно, что эти значения относятся к стряпне, приготовлению пищи, хлопотам, чистке, уборке.

В «Кратком этимологическом словаре» Н. М. Шанского сказано: «Сравнение с болгарским КАША - «тесто», «пюре» показывает, что первоначально это слово обозначало вид крупяной похлебки».

Это очень важное замечание, потому что тогда станет понятным и выражение «кашу расхлебывать»!

Щи да каша - пища наша

Поговорки «щи да каша - пища наша» или «мать наша - гречневая каша» доказывают, как важна была каша в русском обиходе, и свидетельством тому многочисленные пословицы, поговорки и выражения наши: «березовая каша» - розги; каша в голове - у кого путаница в мыслях; каша во рту - о невнятном произношении, каши не сваришь с кем, мало каши ел! - молод и неопытен, сапоги каши просят.

Упомянув о еде, нельзя не вспомнить и о нашей ухе. В древнерусском языке уха (юха) - навар - обозначала не рыбный суп, а вообще похлебку.

В одной рукописи XI века говорится об «ухе яичной». И из слив можно было варить уху. «Аще сливы обрящаются, съварять и почеръпають техъ уху».

Слово УХА существует не только в русском языке. Это индоевропейское слово. Имеются родственные слова в литовском: juse (юше) - рыбный суп; в древнепрусском: juse (юсс) - мясной бульон; в латинском: jus- похлебка, суп. В русском языке от «уха» уменьшительное «юшка». Например, у В. А. Гиляровского в книге «Мои скитания» описывается ужин волжских бурлаков: «Сели на песке по восьмеро на чашку, сперва похлебали с хлебом юшку, то есть жидкий навар из пшена».

Слово «суп» появилось в нашем языке в Петровскую эпоху из французского. Интересно, что во французском языке soupe (суп) - суп, a souper (супе) значит «ужин» и «ужинать».

В повести «Тарантас» В.А. Соллогуба, напечатанной в 1840 году, упоминается захолустная гостиница. Там половой принес путешественникам меню.

Вот еще одно занимательное слово - СЕНОКОС. В «сенокосе» меня всегда занимало несообразие: ведь косят не сено. Эта странность, видимо, объясняется тем, что в древнерусском языке сено обозначало не только сено в нашем понимании, но и траву. «Снидуть яко роса глаголи (т. е. слова) моя… яко иний на сено:?,- сказано в одном памятнике XIV века.

«Манускрипт» - малоупотребительное слово, а наше РУКОПИСЬ - это с него калька: manus (манус) - рука и scriptum (скриптум) - письмо, писание.

Можно вспомнить и о перочинном ножике. Пушкин в посвящении князю Горчакову писал:

Я петь пустого не умею

Высоко, тонко и хитро

И в лиру превращать не смею

Мое - гусиное перо!

Давно уже никто не пишет гусиными перьями, которые нужно было ОЧИНЯТЬ ножом, но воспоминание об этом осталось в словах «перочинный ножик»!

В рассказе «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» Н. В. Гоголя читаем: «Сидел он всегда смирно… Когда кому нужда была в ножике, очинить перо, то он немедленно обращался к Ивану Федоровичу…»

Вот наше «Путешествие в глубь веков» показало, как изменяются слова, приобретают иное значение, или, наоборот, остаются в языке, потеряв первоначальный смысл.

Заварить кашу заваривать/заварить кашу Разг. Неодобр. Чаще сов. Затевать какое-либо сложное, хлопотливое или неприятное дело (о человеке, который своими действиями создает сложное или неприятное положение). ≠ Расхлёбывать кашу. С сущ. со знач. лица: одноклассник, студент… заварил кашу; заварить кашу чем? выступлением, поступком…

Ну и заварил же ты кашу своим выступлением на собрании!

«Делай как… знаешь, а меня избавь!» – пробормотал Чубиков, вставая и отходя к окну. «Не могу! Ты заварил кашу, ты и расхлебывай». (А. Чехов.)

Вмешивается не в свои дела, распоряжается тут, как начальство, заварил кашу… (В. Короленко.)

(?) На Руси каша была не только повседневным кушаньем, но и обрядовым блюдом, которое подавали на званых обедах, праздниках, например во время свадьбы. Варили ее сообща, так как это было хлопотно, отсюда и второе значение – «беспорядок, суматоха, сумятица, путаница». Фразеологизм представляет собой первую часть пословицы «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай», т. е. сам начал запутанное, сложное или неприятное дело, сам и отвечай за его последствия.

Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Смотреть что такое "заварить кашу" в других словарях:

    заварить кашу - См. наделать … Словарь синонимов

    Заварить кашу - ЗАВАРИТЬ, арю, аришь; аренный; сов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Заварить кашу - ЗАВАРИВАТЬ КАШУ. ЗАВАРИТЬ КАШУ. Разг. Экспрес. Затевать, начинать хлопотливое или сложное, неприятное дело. Придётся принимать бой. Не может быть, чтобы немцы оставили нас в покое в райцентре. Сами заварили кашу, сами и поезжайте по круговой… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    ЗАВАРИТЬ КАШУ - кто Затевать сложное, слишком хлопотное дело. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) необдуманно или нарочно создаёт ситуацию, имеющую неприятные последствия для многих вовлечённых в неё людей. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ {1}… … Фразеологический словарь русского языка

    заварить кашу - Затеять какое л. неприятное, хлопотливое дело … Словарь многих выражений

    Заваривать/ заварить кашу - 1. Разг. Неодобр. Затевать, начинать сложное, хлопотное или неприятное дело. ФСРЯ, 197; БТС, 312; ШЗФ 2001, 77; БМС 1998, 257; СОСВ, 84. 2. Пск. Начать скандал, ссору. СПП 2001, 44 … Большой словарь русских поговорок

    ЗАВАРИТЬ ДЕЛО - Семантическая эволюция слова определяется не только формированием новых контекстов его употребления и соответственно его новых смысловых оттенков, но и распадом, видоизменением, переосмыслением или ассоциативным расслоением тех фразеологических… … История слов

    ЗАВАРИТЬ - ЗАВАРИТЬ, заварю, заваришь, совер. (к заваривать), что. 1. Положить в кипяток для настоя. Заварить чай. Заварить кофе. Заварить шалфей. 2. Залить или обдать кипятком. Заварить белье. 3. Залить расплавленным металлом пустоты, образовавшиеся при… … Толковый словарь Ушакова

    ЗАВАРИТЬ - ЗАВАРИТЬ, арю, аришь; аренный; совер., что. 1. Положить в кипяток, залить кипятком; а также стать готовым при заваривании кипятком. З. чай. З. крахмал. 2. Сваркой заполнить пустоты в металле (спец.). 3. перен. Начать делать что н. (хлопотливое,… … Толковый словарь Ожегова

    заварить - варю/, ва/ришь; зава/ренный; рен, а, о; св. см. тж. заваривать, завариваться, заварка что 1) а) также чего Залить кипятком для получения настоя … Словарь многих выражений

Оказывается, можно не только в прямом, но и в переносном смысле заварить кашу. Значение фразеологизма сегодня в фокусе нашего внимания.

До эпохи быстрорастворимых продуктов

Сейчас это трудно представить, но когда-то каша была достаточно трудоемким в приготовлении блюдом, и ее ваяли, как произведение искусства, на разнообразные церковные праздники. Общественные праздники и тогда, и сейчас - дело чрезвычайно хлопотное и требующее вовлечения большого количества людей. Конечно, такое предприятие порождает суматоху.

Вот поэтому, когда вспоминают фразеологизм «заварил кашу», то значит, кто-то своими действиями вызвал волнения, беспорядок в кругу знакомых или незнакомых людей.

Что лучше: заваривать кашу или расхлебывать?

Если речь идет о еде, то, конечно, есть гораздо приятнее, чем готовить (хотя это утверждение спорное). Точка зрения меняется, когда речь заходит о переносном значении: о создании и разрешении трудных малоприятных ситуаций.

Своими действиями порождать боль и страдания других людей - плохо, но и тратить время на исправление чужих ошибок - тоже не слишком хорошо.

Другими словами, выяснено чуть раньше) - ничуть не лучше, чем ее расхлебывать.

Суровый отец и оступившийся отличник

Всем людям время от времени хочется, чтобы жизнь была чуть проще, чем она есть. Поэтому они и делают всякие непотребные вещи. Получается, что любой в группе риска, а значит, существует вероятность, что почти каждый может заварить кашу (значение фразеологизма более не тайна, покрытая мраком).

Допустим, перед отличником возникает соблазн списать контрольную, и он ему уступает. А учительница заметила, поставила «двойку» и сказала, что теперь школьник будет оставаться после занятий всю неделю и убирать класс.

Ничего не поделаешь, таков психологический закон: если плохой человек станет чуть лучше, то он будет самый лучшим и хорошим. Если же замечательный человек один раз оступится, то он сразу же превращается в отъявленного мерзавца. Наш школьник попал в ловушку стереотипной закономерности. Но это было бы еще полбеды. Теперь он шел домой и не знал, как сказать о своем провале отцу. Держим пари, что дома мальчик поймет, каково это - заварить кашу, значение фразеологизма будет для него ясно как день.

Папа, я сегодня списывал на контрольной, но меня раскрыли и с позором выгнали из класса.

И чего ты ждешь? Я не буду тебя жалеть.

Но, папа, Марьяна Ивановна будет оставлять меня всю неделю после занятий!

Ничего, заварил кашу - расхлебывай!

Сурово, но справедливо. Правда, обычно про кашу вспоминают в более серьезных обстоятельствах.

«Заварить кашу» и «попасть в переплет». Разница в значении фразеологизмов

Первая народная мудрость требует, чтобы человек брал на себя ответственность. Ценный урок, который иногда не преподают даже родители, до преклонных лет нянча своих деток. Последние даже не знают, что такое ответственность.

Мало понять, к какой ситуации подходит фразеологизм «заварил кашу», надо еще и выйти из нее с честью. И эти две части не существуют одна без другой. Выражение, в котором упоминается «каша», указывает человеку: он сам обрек себя на испытание, переживаемое им, поэтому ему и исправлять кривую судьбы.

Второй фразеологизм констатирует совершенную невиновность человека в его трагическом или проблемном положении. Вспомним, как делается плетеная мебель. Если по каким-то причинам производственного характера мастер допустил ошибку, и при создании своего произведения в него попал камешек, то последний в этом нисколько не виноват. Он просто оказался, как говорят в американских фильмах, не в том месте не в то время.

Сравнение же двух фразеологизмов с моральной точки зрения говорит о том, что все-таки даже в самом безысходном положении лучше брать на себя ответственность, а не пенять на обстоятельства. Если человек передоверяет внешней реальности свою судьбу, то он не может ее уже изменить.