Картотека на тему: Скороговорки и игра "чайничек". Скороговорки - застольная игра

«КТО БЫСТРЕЕ»
Ведущий произносит скороговорку вслух медленно и внятно. Затем предлагает желающим прочесть её быстрее. Играющие, сменяя друг друга, соревнуются в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Выигрывает тот, кто, не сбиваясь, простеет скороговорку быстрее всех.
«ГОНКИ СКОРОГОВОРОК»
Играющие выстраиваются в две колонны. Руководитель между играющими командами скороговорки. Затем первый стоящий в колонне должен сделать шаг вперед и как можно быстрее, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, впереди стоящий встает в конец, а если плохо остается на месте. Выигрывает та команда, кто быстрее закончит проговаривать скороговорку.
«ТЕЛЕФОН»
Аналогично с игрой «телефон». Играющие рассаживаются в один ряд. Ведущий подбирает скороговорку и тихо сообщает её первому игроку. Игрок начинает передавать скороговорку второму, второй – третьему, и так, до последнего игрока. Последние, получив «телефонограмму», встают и громко произносят её.
«ВЫСТАВКА СТАРИННЫХ ВЕЩЕЙ»
Цель: Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Учить детей сопереживать успехам и неудачам сверстников.
Игровое правило: Интересно и понятно для других описать предмет.
Правила игры: Рассказать о назначении предмета. Участвовать в конкурсе.
Материал: карточки с изображением экспонатов музея.
Игра: Дети делятся на посетителей и экскурсоводов. Экскурсовод должен так описать предмет, чтобы посетитель должен так описать предмет, чтобы посетитель сразу догадался, о чем речь.
Картинку получает тот, кто угадает «вещь» по описанию.
«УЗНАЙ, ЧТО ЭТО»
(Узнай предмет по контуру)
Цель: развитие внимания, воображения.
Правила: Узнать предмет из музея по контурному изображению на карточке.
Материал: Карточки с контурным изображением из музея.
Игра: Каждый ребенок получает карточку со схематичным изображением предмета быта. Воспитатель предлагает узнать этот предмет и назвать его.
«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА?»
Цель: Учить детей пользоваться планом помещения.
Материал: План комнаты, в которой проводится игра, выполненной в определенном масштабе. На плане начерчены стены комнаты, обозначены окна и двери, изображены проекции всех предметов мебели. Маленькая матрешка, которую легко спрятать. Красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась матрешка.
«НАЙДИ ВЕЩЬ»
Цель: Совершенствовать умение описывать предмет, разные предметы.
Игровое задание: совместно описать предмет.
Правила игры: описать предмет как можно точнее.
Игра: предложить ребенку описать предмет старины, не называя его, например: «ручка длинная деревянная, сам из металла, длинный, острый как нож». Тот, кто правильно отгадал, получает фишку. Следующий предмет описывает другой ребенок.
«ОДЕНЬ КУКЛУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»
Цель: Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма.
Игровое задание: Правильно одеть куклу.
Материал: картонные плоские куклы и одежда из плоской бумаги.
Игра: Детям предлагается одеть кукол в национальные костюмы. Воспитатель задает вопросы на закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».
«РАСПУТАЙ ПОСЛОВИЦУ»

Цель: закрепить знание малых фольклорных форм – пословиц, понимание их смысла.

Игровое задание: Все пословицы почему-то перепутались, их нужно распутать – каждому началу дать его продолжение.

– Скучен день до вечера.........

– Терпение и труд.....................

– Без труда не вытащишь и............

– Семь раз отмерь...........................

– Как аукнется так и........................

– Родной матушки не послушаешь.................

– Любишь кататься...............

– Любишь есть калачи..........

Проговаривая такую скороговорку, в голове представляет себе, о чем там говорится.

А как же быть с обычными скороговорками, коротенькими, иногда даже просто бессмысленными. Такие скороговорки довольно скучно произносить просто так.

Давайте устроим с такими скороговорками интересную игру. Эту игру, как ни странно, придумали мои , когда я пыталась с ними учить подобные короткие скороговорки, она родилась просто по ходу дела.

Итак, заключается в следующем:

нам нужна шахматная доска и фишки для каждого игрока (мы используем маленькие фигурки из киндер-сюрпризов).

Для игры нам еще необходимы скороговорки. Выбирайте скороговорки, соответственно возрасту детей и не очень сложные, чтобы со второго, третьего раза мог такую скороговорку произнести достаточно хорошо.

Мама, или любой другой взрослый, — это судья. – игроки.

Игроки ставят свои фишки на любой угол шахматной доски, это наш старт. По ходу игры игроки будут передвигаться на определенное количество клеточек по кругу. И кто первым пройдет круг, тот и победитель. Для большего интереса можно условиться пройти не один круг, а, например, пять. Считалочкой выбираем того, кто первым начинает (лучше, если это будет старший ребенок).

Итак, начинаем игру.
Мама говорит первую скороговорку. Первый игрок повторяет ее. Если ребенок сказал скороговорку очень хорошо, мама говорит ему, что он может перейти на 3 хода вперед. Если средненько – то на 2, ну а если совсем плохо – то на 1. Вы, как судья, можете дать возможность игроку исправиться: еще раз повторить скороговорку, но не более трех раз. Затем ход переходит ко второму игроку. Он повторяет ту же скороговорку, и также получает мамину оценку. Вот поэтому-то и желательно, чтобы первым ходил старший, тогда у младшего будет время повторить эту скороговорку про себя, пока ходит его соперник. Дальше мама говорит вторую скороговорку и так далее, пока у вас не кончатся скороговорки, или пока игроки не пройдут определенное число кругов.

Эта очень нравится моим детям. И мы порой играем в нее, не преследуя цель выявить победителя, а нам интересен именно сам процесс игры. Через неделю-другую вы сами заметите, как легко будут дети повторять эти скороговорки, тогда можно добавить в игру новые, более сложные.

Могу еще добавить, что у меня с удовольствием играют и по-одному. Дети ведь любят так: играет один игрок, но берет двух разных солдатиков и начинает болеть за какого-то одного. И когда ход этого любимого солдатика, ребенок особенно хорошо старается проговорить скороговорку, чтобы получить большее количество очков, а ради другого солдатика не особенно старается. Так тоже очень интересно играть.

Вы можете взять свои скороговорки, а можете начать с тех, которыми пользуемся мы.

У ежа и елки иголки колки.
У Аграфены и Арины растут георгины.
Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке Кирилл был, сливы и сыр купил.
От зорьки до зорьки моряки на море зорки.
У Ивашки рубашки, у рубашки кармашки.
Экскаватор, словно крот, землю роет у ворот.
Ящерка на катере яблоки везет.
Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
Водовоз воду вез.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Юля-Юленька-юла, Юля юркая была.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Вася.
Бобр добр до бобрят.
Поле-то не полото, поле-то не полито.
Дарья дарит Дине дыни.
Три дерева, три тетерева – три тетерева, три дерева.
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.
Прохор и пахом ехали верхом.
В цветнике цветут цветы.
Пекарь пек калачи в печи.
На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
Если хочешь рыбку съесть, надо в воду лезть.
Компот перекипятили.

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки со скороговорками
Ведущий предлагает играющим померяться силами в скороговорках, он раздает всем карточки, на которых напечатано по одной скороговорке. Затем вызывает соревнующихся. Сначала каждый из играющих медленно и громко читает слова текста, чтобы его смысл был понятен всем, после чего по команде ведущего произносит скороговорку в быстром темпе. Выигрывает тот, кто не пробалтывал слова и не допустил ни одной ошибки.
Скороговорки:
Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок - Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши поплоше шумливо шарят гроши.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто.
Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов поищи - не ищи - не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинки у чушки, что около кола колокола, что у осы не усы, а усики.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Вот и наступил долгожданный Новый год! Отведав понемногу всех яств с праздничного стола хлебосольных хозяев, гости начинают скучать. Значит, пришло время предложить им заняться чем-нибудь интересным. Вспомните застольные игры, в которые вы играли в детстве. Новогодняя обстановка даже взрослых людей ненадолго возвращает в детские годы. Предложите гостям поиграть. Пусть всем будет весело и смешно.

Напомню несколько простых, но забавных игр.

Ураган

На стол поставить бутылку, на которую сверху положить колоду карт. Задача участников по очереди сдувать с колоды карты. Кто сдует оставшуюся колоду (последние карты), тот проиграл и выбыл. Игра проводится до тех пор, пока не определится один победитель.

С листком календаря - застольная игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Каждый участник получает листок перекидного календаря. Девушка - четное число, юноша - нечетное. По ходу вечера обладателям календарных листков предлагаются разнообразные задания: собраться по месяцам, собраться по дням недели, составить число 2002.
Или: сформировать команду из 12 вторников, сред, четвергов и т. д. (число значения не имеет, но каждый из 12 месяцев должен быть представлен); найти «вчерашний день» (например, 25 сентября, ищет 24 сентября и т. д.).

Вы убиты, сэр - застольная игра

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Лучше всего играть большой компанией за длинным столом. Можно даже совмещать эту игру с процессом принятия пищи. Аппетита она не отбивает, зато позволяет снять проблему "светской беседы". Игра не требует разговоров, она требует только ваших взглядов.
Правила игры таковы. Все рассаживаются за столом так, чтобы каждый мог видеть глаза всех остальных игроков. Каждый из вас является "убийцей". Для того чтобы застрелить свою жертву, вам надо всего-навсего посмотреть ей в глаза и два раза подмигнуть. "Убитый" человек прекращает играть и сообщает об этом остальным игрокам условным сигналом - он кладет левую руку на стол ладонью вниз.

Игры

Со скороговорками

Из наследия Ефима Минскина

Скороговорки - словесный жанр, прекрасно тренирующий дикцию, развивающий слух и живое чувство слова.

Одну – две скороговорки полезно включать в занятия по развитию речи с детьми предшкольного возраста. А игры со скороговорками помогут организовать игровые динамические паузы, позволяющие снимать утомление. А также организовать шутливые состязания во время детско-родительских праздников.

Кто быстрее?

Педагог (ведущий) произносит скороговорку, доступную для воспроизведения детям пяти-шести лет, и просит кого-нибудь из играющих повторить её. Время проговаривания засекается с помощью песочных часов или секундомера.

Затем выясняют, есть ли кто-то, желающий сказать скороговорку быстрее.

Играющие сменяют друг друга. Результаты фиксируются. Выигрывает тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

Мобильная связь

Участники игры делятся на две группы (как в игре «Испорченный телефон»).

Двум первым в ряду игрокам ведущий на ушко говорит какую – нибудь скороговорку. (Скороговорки должны быть примерно одинаковыми по сложности.) По сигналу ведущего игроки, получившие «информацию», начинают передавать её шепотом игроку, стоящему (сидящему) рядом. И так – по цепочке. Последний игрок, получив «телефонограмму», должен сделать шаг вперед (встать) и быстро, четко и громко произнести скороговорку.

Выигрывает та команда, которая передаст скороговорку по цепочке за более короткое время и воспроизведет её наиболее точно.

Препятствия со скороговоркой

Для игры организуется маршрут с препятствиями, которые требуется перешагивать. Препятствиями могут служить кубики, невысоко привязанная к стульям верёвка, обручи маленького диаметра и т.п.

Участники игры делятся на две команды. Выбирается короткая скороговорка.

По сигналу ведущего начинает двигаться первый игрок команды. Перед тем как преодолеть препятствие, он должен произнести скороговорку. Преодолев весь маршрут, он бежит к своей команде и становится в её конец. Начинает двигаться следующий игрок.

Суммарное время движения команды фиксируется.

Затем на маршрут выходит другая команда. Её игрокам предлагается другая скороговорка.

Скороговорки должны быть примерно одинаковыми по сложности.

Выигрывает та команда, которая пройдет маршрут за более короткое время.


"ЧАЙНИЧЕК " Слова этой игры-песни разучиваются с детьми заранее и поются, сопровождая движениями рук: чайничек - ладони параллельно друг другу крышечка - ладошка правой руки - крышечкой шишечка - кулачок дырочка - пальцы кольцом (знак ОК) пар идет - указательным пальцем делаются круги по возрастающей. По мере пения слова заменяются словом - Ля-ля-ля и движениями рук. Чайничек c крышечкой. Крышечка с шишечкой. Шишечка с дырочкой... В дырочке пар идет. Пар идет в дырочку. Дырочка в шишечке... Шишечка в крышечке… Крышечка с чайничком.

"Смешные рожицы". Мамам раздаются воздушные шарики. Они должны надуть шарик и совместно с ребенком нарисовать на нем смешную рожицу и придумать ему имя

Скороговорки. Ведущий предлагает играющим померяться силами в скороговорках, он раздает всем карточки, на которых напечатано по одной скороговорке. Затем вызывает соревнующихся. Сначала каждый из играющих медленно и громко читает слова текста, чтобы его смысл был понятен всем, после чего по команде ведущего произносит скороговорку в быстром темпе. Выигрывает тот, кто не пробалтывал слова и не допустил ни одной ошибки.

Скороговорки: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок - Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши поплоше шумливо шарят гроши.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто.

Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.

Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал, а говорил, что у гусыни усов поищи - не ищи - не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинки у чушки, что около кола колокола, что у осы не усы, а усики.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О скороговорках и методике работы с ними"

Работая по теме "Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду" всегда использовала чистоговорки, но в старшей группе начала особенно активно с ними работать. Дети с удовольствием произн...

Скороговорки и чистоговорки, используемые в разновозрастном детском сообществе "Светлячок"

Скороговорки, чистоговорки очень часто применяются в работе с дошкольниками. Одна из главных целей воспитателя - это отработать чистоту звука. Картотека с...