Карта геродота на русском языке. Два эроса или от платона до маркиза де сада

В общем полностью погрузился в тему и стал полноценным фанатом. На третью неделю этого калейдоскопа даже задумался над тем, чтобы набить многогранник на плече. Действительно, ни одна из игр ледорубов, ни до, ни после, не вызывала такой бури эмоций.


Правда, в итоге то, что я стал фанатом, только помешало мне нормально передать все в своей рецензии. Хотелось трилогию заметок про «Мор», подобную тому, как это было у сайта RPS и символично совпадает с тремя героями в игре. Тем более, что там автор, судя по тексту, игру полностью не прошел, видел все только с точки зрения Гаруспика. В итоге пришел к такому плану: «Что это», «Как в это» и мои сумбурные мысли по этому поводу. Немного глупо и прямолинейно, но как получается.

В первой заметке хотел кратко и простыми словами описать, что это за игра и почему она хороша. Там это по первой части текста, надеюсь, заметно. Но потом меня, как фаната, понесло перечислять все, что меня восхищало в игре. Получилось слаще, чем хотелось. Но ладно, мне не стыдно похвалить игру, которую искренне люблю. Тем более, что в интернете таких хвалебных статей не так много, как хотелось бы.

Вторая заметка — практические указания. На стримах, которые смотрел по игре, я часто замечал косяки и непонимание некоторых механик. При этом единственное, по-настоящему хорошее прохождение есть в Steam, но оно спойлерит, а в статье от ЛКИ слишком много литературы. Не нашел я советов по прохождению без спойлеров, такого, какого хотел, поэтому решил написать его сам. Жалко в деталях не записывал то, с чем у людей возникают проблемы. Получилось не так лаконично и понятно, как хотелось, но надеюсь, что некоторым поможет.

В третьей заметке я хотел покритиковать игру, тем более, что первая часть получилась слишком слащавой. Я записывал косяки игры, неприятные и раздражающие моменты. Те моменты, в которых история меня не смогла убедить в себя поверить, хотя я уже проник с головой. Но всегда получалось чересчур сумбурно и невнятно.

Да и рассуждать о решениях игры уже немного неправильно. Это историческая данность, ее уже не отнять. Многие вещи студия уже давно так не делает, в следующих играх они исправились. В ремейке явно все будет по другому, с другими точками соприкосновения. Судя по подкастам, у главного дизайнера появилось больше нарративных помощников, которые помогают сбалансировать квесты. Да и команда студии уже не та, это тогда они были молодыми дерзкими игроделами, которые делали что-то новое и не знали как за это взяться. Прошло больше десяти лет, теперь это опытная и культовая студия.


Да и мои возмущение ничего не изменят. Но все таки есть несколько вещей, про которые хочется написать, пусть даже перемалывать старое неправильно.

Я понимаю, почему иногда квесты как будто обрезанные. Не успели сделать. Или когда в диалогах что-то обещают, а потом в игре это не находит воплощения. Например: описание товаров в магазине, где обещают, что некоторые могут оказаться зараженными. Всю игру их обходил стороной, а потом понял, что это просто не работает. Тоже, скорее всего, не успели или не смогли.

Причем такие недоделанные куски сильно вредят игре. Она итак местами мутная, так тут запутываешься еще сильнее. В задании написано «надо сделать быстрее». Но что это значит? Это мог быть просто художественной оборот речи, который ни на что не влияет. Мог быть намек на то, что если не успеешь, то миссия будет провалена. А могло быть, что к миссии просто забыли прикрутить таймер, ничего не случится. Не угадаешь, что от тебя хотят.

Так же с развилками и разнообразием решений. Их немного, всё сильно линейно. Но то что есть ощущение развилок, и те разветвления, что есть — этого уже достаточно много для тех лет. Даже, наверное, это опережало свое время. Потому что до сих пор многие квесты выглядят убедительно, если их внимательно не рассматривать.

Можно вспомнить манифест и принципы, которые студия ледорубов заявляла во время производства своих первых игр. Но спорить с ними глупо, они угадали очень точно, пусть и совсем не сумели воспользоваться своим провидчеством. Игры давно искусство и всегда им были, хардкор и выживание теперь в моде, случайность и хаос залог популярности игр. Игрок как соавтор успешно используется в играх. Но меня все не отпускает ощущение, что где-то там, в 2005 году сидит один ехидный Дыбовский с мыслями: «я тут кнопочки нажимал, а ты теперь там сидишь, бесишься, что-то себе придумываешь, работаешь соавтором».


Компании Гаруспика и Самозванки явно не доработаны. Вначале думал, что у Гаруспика будет все сильно отличаться. Вначале так и было. Но в итоге многие персонажи этого мира с нами практически не общались. Потом приходилось каждую ночь ночевать у Бакалавра и заниматься его миссиями. Опять же, с приближенными детьми почти не общались. Ощущение, что даже Бакалавр видел их чаще Бураха. Но ладно, возможно опять не успели, а может не обязательно общаться с теми, кого защищаешь. История зато логичная и работает. В отличие от Бакалавра, где его в один момент как будто подменили.

Задумка Самозванки по своей идее сейчас выглядит во многом мерзко. Я понимаю, что игра старая и тогда ситуация была не такая. Но в данный момент я всячески пытаюсь абстрагироваться от того, как ее линия похожа на архаику и мракобесие. Пытаюсь представить, что она с этим никак не связанна, ищу этим неприятным ассоциациям оправдание. Например в шутке, что Самозванка — либертарианка. Что это все благодаря воле свободных людей, а не демоническо-христианское решение проблемы, которое дает городу и дальше сгнивать в своих противоречиях.

Но вернемся снова к Бакалавру. Раздражающие Каины, я их ненавидел всю игру. С каждым днем моя ненависть к ним только укреплялась. Играя Бакалавром, я больше понимал Влада и Сабурова, чем эту семью. Хотя, по логике этой истории, я должен был любить именно Каиных. Потому что во второй половине игры Бакалавра будто подменяют. Он сразу верит в чудеса и доверяет Каиным. Как ни сопротивляйся, героя ведут в эту сторону.

Прекрасные братья Стаматины появляются в сюжете только ближе к концу, как чертики из табакерки. Уже можно было забыть кто это и что они наши приближенные. Как будто приоритеты во время квестов были расставлены все это время неправильно. Я бы мог предположить, что это проблема моего личного опыта, но я видел чужие прохождения. Там все происходит ровно так же.

Теоретически мне хотелось оставить многогранник, пусть я и видел его всего два раза за игру. Пусть бойни видел чаще, и мне они показались намного более мистическим и особенным местом. Мне понятно почему для Бакалавра этот многогранник важнее маленького городка. Но то, что я помогаю ради него Каиным, вызывало во мне неприятные чувства. Возможно, это намек от игры, что если хочешь положить жизнь множества людей ради одной идеи, то во главе всегда будут неприятные деспоты.


В таком же неправильном порядке фрустрирует концовка игры. Особенно во время первого прохождения, когда ты настроен максимально серьезно. Дело в том, что если дошел до конца, то скорее всего выполнял все дополнительные задания. Значит можешь вылечить часть чужих приближенных. Или не дошел до финала совсем. Такова моя статистика прохождений. Либо проходят всем комплектом с дополнительными миссиями, либо не проходят вообще.

Как только игрок морально подготовился к решающими этапу, то в этот момент присылают письмо и мы узнаем про «песочницу». Многих, включая меня, это ужасно фрустрировало. Это сбивает настроение и не дает насладиться финалом. Как будто воруют самостоятельное решение финала, доказывают бессмысленность существования. В этот момент больше всего хочется плюнуть и выбрать концовку, где умирают все. Потому что все это неважно, а руки сами опускаются.

Достижение в игре намекают, что это ощущение могло быть спланировано. Мог понять и принять правила игры, а потом все равно сделать выбор. Но это не отменяет подлого воровства моего первого финала.

А ведь как было бы мощно, если бы этих детей показывали только на второе прохождение! Ты уже один раз по честному решил, спас город, второй раз уже играешь как веселый исследователь. И тут тебе подсовывают вот такой поворот сюжета.

От фрустрации может спасти, только если ты случайно спасешь всех чужих приближенных. А это получается сделать не всегда. Вот только тогда приходит финальное письмо из театра, которое успокаивает игрока. Потому что оно честное, помогает напомнить, что эта игра всегда была настоящей, пусть и всего лишь игрой. «Я просто хотел спасти город, пусть и игрушечный».


У меня из головы не уходит мысль, что будь многогранник виден всегда из любой точки города, то всё было бы по другому. Представьте, что его было бы видно издалека в любой точке города. Каждый раз, перемещаясь по городу, вы могли бы увидеть, что по ту сторону реки стоит большое удивительное строение. Это бы оттеняло страшные старые и массивные бойни. Игрока Бакалавра бы это всегда вдохновляло. Игроку Гаруспику это бы постоянно напоминало, что в его любимый город воткнуто ядовитое жало. Я понимаю, что реализовать такую дальность было невозможно. Но многогранник из-за этого в игре практически не ощущается.

И ветер. Как же здесь не хватает ветров. Без них степь получается неправильной, пустой.

Я сам рос в таком маленьком степном городке. Три квартала, которые построены под одним заводом посреди бескрайней степи. Так же чувствовал запах полыни, если ветер дул с полей. Помню, что достал где-то на местном рынке несуразный диск и пытался в августе пройти эту игру. Жалко, что тогда даты по дням немного не совпадали. Выглядывал с балкона, чувствовал сильный ветер и смотрел в одну сторону. Над городом возвышалась заводская труба, которую можно было увидеть откуда угодно. Представлял, что вместо нее там мог быть многогранник.

Тогда я особо не понял, что тут по иронии получилась игра с вопросами «кто виноват» и «что делать», с классическим для драматургии пристрастием к смерти. С не менее классической кривизной и серостью. Просто наслаждался этой атмосферой, где все так же, но драматично и круто, а вместо унылой заводской трубы там торчит прикольное уродливое сооружение.

Это тот самый момент, которого мне на самом деле больше всего не хватает в «Море». Чтобы я там всегда видел многогранник, возвышающийся над городом. Вот этого момента не хватает, чтобы игра стала еще более чудесной.

«WHAT THE HELL ARE YOU DOING?» he asked me after we’d both finished day three.
«I needed to see the infected organs» I told my friend, realising as I typed that this defense probably wouldn’t hold up in court.

Взгляд с разных сторон на одни события, наверное, один из главных не устаревающих бриллиантов этой игры. Жаль, что только немногие до него доберутся.

Большая игра


Скоро осень, непрекращающиеся дожди, заводы стоят, детективная история про парня в плаще, пушки, вычурные барышни, глубокие смыслы. Потом отчаяние, усталость, боль, хардкор, спиртовые настойки, желание всё успеть и непрекращающиеся смерти в попытке решить вопрос «кто виноват?», а потом «что делать?». Ни капли лубка, но очень в духе. «Мор. Утопия» — это классическая отечественная игра, серая и мрачная, которая пытается вместить в себя больше, чем может вынести. Самое удивительное то, что у нее это иногда получается.


Играм ледорубов получается предсказывать и нащупывать творческим чутьем правильные геймплейные решения, пусть и редко удается приятно их реализовать. Попытка дать почувствовать свободу. Впрочем, это понятно, тут всегда получается во главе игры нарратив, ради которого приходится реализовывать такие геймплейные решения. А потом эти решения работают уже сами, без их помощи. Это чем-то напоминает фильм «Андрей Рублев», где режиссер просто пытался правильно передать идею, но из-за этого получился более исторический фильм, чем большинство исторических картин.

Есть куча крутых моментов, которые так или иначе запоминаются. И сделаны они не по скриптам, это абсолютно геймплейные моменты, где люди действуют под давлением обстоятельств. То принимаешь серьезные решения, то выпутываешься из сложных обстоятельств, то решаешь загадку или просто как терминатор идешь сквозь трудности. Запоминается, как будто лично поучаствовал в эпическом противостоянии. И револьвер зарядил, и людей лечил, по стелсу убивал, потом барышень крутил. В один момент я понял, что тут саундтреком не хватает немного русского рэпа. Оружие, вездесущий голод, деньги, опасность, депрессия, улицы и барышни.

1. Что такое «Мор. Утопия»
2.
3.

На мой взгляд, фильм получился волшебным. Конечно, будущее отношение к трилогии будет полностью зависеть от финала. В кинотеатре выпадал из реальности, засыпая, всего минут на пять, что для меня рекорд. Мои желания осуществились. Лучше было бы, только если Рей своими руками убила Люка, а в следующем эпизоде все главные герои устроили оргию в стиле 8sense. Это было бы 10 из 10, но и так пока хорошо.

День первый, к концу которого Бакалавру придется вступить в противостояние с поистине непобедимым убийцей.

Местонахождение: "Омут".

Время: 6:00 утра.

Миссия: Необходимо провести осмотр Симона Каина – местного долгожителя – для подтверждения теории о закономерностях жизненных процессов.

Выполнение: Как только управление главным персонажем перейдет непосредственно в Ваши руки, придется, не тратя ни одной минуты, начать выполнять миссию, так как если в 23:59 Вы не будете знать, кем является убийца, через минуту Ваш персонаж погибнет так и не узнав, что явилось причиной его смерти. Поэтому, осмотрев свою комнату, спуститесь на первый этаж и поговорите с хозяйкой дома. Ева Ян подскажет Вам, где можно найти поместье, в котором живет Симон Каин. Но для начала она посоветует навестить его брата Георгия и племянницу Марию, которые живут в "Горнах" на Площади Мост.

Выйдя на улицу, обратите внимание на Трагика и Исполнителя, стоящих у ворот. Они расскажут Вам о некоторых особенностях игры (о времени, репутации, отношениях с NPC и т.д.). Так же возле водоема у костра сидят Фабричный и Червь, на присутствие которых жалуется Ева. Но убивать их не стоит – это не повлияет ни на Вашу репутацию, ни на содержимое кошелька. Возможно, эти статисты принесут Вам пользу в дальнейшем.

Выйдя на дорогу, поворачивайте налево и идите до Собора. Для того чтобы не заблудиться, воспользуйтесь картой города (по умолчанию "м"), на которой отмечены все три дома семейства Каиных. По пути Вы встретите некоторое количество прохожих, у которых вы можете спросить дорогу, узнать свежие новости, отремонтировать и поменять вещи.

Сначала Вам следует поговорить с Георгием, так как Мария не расскажет Вам о своем вещем сне до того, как Вы узнаете, что случилось с Симоном. Георгий в свою очередь ошеломит Вас неприятнейшей новостью о скоропостижной кончине Симона Каина. Так же он попросит Вас найти убийцу брата и скажет, что Вам необходимо поговорить с его младшим братом Виктором, у которого есть некоторые соображения на счет убийства. В Вашем дневнике появится новая запись.

Задача дня: Погоня за убийцей.

Основная задача: Поиск убийцы Симона Каина.

Выполнение: Курс на восток в дом Виктора Каина, который расскажет об обстоятельствах смерти Симона и порекомендует проведать Исидора Бураха - последнего человека, видевшего Симона Каина живым. Именно от него Вам пришло письмо с приглашением. Добавлена новая запись в дневник.

Настало время пообщаться с загадочной Марией Каиной. Выйдя на улицу, отправляйтесь в дом, расположенный по соседству. Мария, в свою очередь, попросит Вас оберегать некоторое количество человек из числа "приближенных", от которых будет зависеть Ваша игровая судьба. В моменты опасности Вы сможете вмешаться в ход событий и сохранить им жизнь. К этой задаче необходимо отнестись серьезно, так как в нужное время они сыграют немаловажную роль в сюжете игры. Некоторые из них будут Вам откровенно лгать, другие наставлять на путь истинный, третьи - помогать не только словом, но и делом, четвертые будут настолько сильно расходиться с Вами во мнениях, что будет проще оставить их умирать, а судьбы последних настолько тесно переплетены с Вашей, что у них может оказаться ключ к Вашей победе.

Список приближенных:

Георгий Каин.

Виктор Каин.

Мария Каина.

Андрей Стаматин.

Петр Стаматин.

Марк Бессмертник.

Младший Влад.

Закончив беседу, Вы можете опять заговорить с Марией, и она поведает Вам о своем вещем сне. После разговора оптимизма у Вас поубавится, поскольку перспектива выглядит очень мрачно. Благо альтернативных вариантов исхода событий пруд пруди.

Выйдя на улицу, Вы вновь толкнетесь с Исполнителем и Трагиком, которые поведают Вам о том, каким образом "приближенные" повлияют на исход игры. По пути к дому Исидора Бураха Вы можете заглянуть в магазин одежды, находящийся справа по борту и покопаться в мусорных баках в поисках пустой стеклотары, которую затем можно обменять на более полезные вещи у пьяниц.

Прибыв к дому Исидора, Вы обнаружите дверь закрытой, а с обеих ее сторон увидите расположившихся патрульных. Переговорив с одним из них, Вы узнаете, что этой ночью городской врач был убит неизвестным, оставившим в его груди огромный коготь. Осмотреть место преступления Вам не позволят и пошлют куда подальше, а именно к Александру Сабурову.

От дома Исидора сверните направо и идите к костру, на котором некоторые несознательные граждане, возомнившие себя экзорцистами, решили изгнать из невиновной девушки дьявола путем сожжения. Прочтите мораль экзекуторам и соберите с близлежащих трупов полезные вещи, в числе которых окажется револьвер и несколько патронов к нему.

Следующая остановка – "Стержень". Войдя в дом, поговорите с комендантом Сабуровым. У него есть все основания полагать, что убийцей Симона и Исидора является не кто иной, как Бурах Младший- студент, ночью приехавший из столицы навестить отца. Александр подозревает его, ссылаясь на видения своей якобы ясновидящей жены. Ну что за бред! Вам срочно нужно пообщаться с единственным рационально мыслящим человеком в этом городе. К счастью им является живущая неподалеку Юлия Люричева, которая скептически относится ко всем предсказаниям "Хозяек".

Держите путь в "Невод" и убедитесь в том, что все-таки приятно поговорить с единственным здравомыслящим человеком в городе. Юлия посоветует Вам идти по стопам Исидора Бураха и отправляться в "Сгусток" к Владу Ольгимскому. Разговор с Большим Владом особого толку не принесет, поскольку, если речь заходит либо о хозяйстве, либо об Исидоре, Влад начинает темнить и всеми силами пытается сменить тему. Единственной надеждой на выяснения правды остается его сын Младший Влад, местонахождение которого отец либо скрывает, либо действительно не знает. Единственной зацепкой в поисках Ольгимского Младшего остается его странная дружба с обитателями степи. По словам его отца любой крадущийся по городу Червь отправляется на встречу к его сыну. Природа столь тесных отношений с этими тварями остается неизвестной. Все, что Вам остается делать – это выйти на улицу и постоять некоторое время посреди дороги в ожидании подходящего кандидата на слежку. И действительно, через некоторое время из-за угла выскочит Червь и понесется по переулкам в неизвестном направлении. Вашей основной задачей является преследование Червя. Старайтесь не упустить его из виду, а так же не попадаться ему на глаза. Он приведет к заброшенному дому, расположенному по соседству с железнодорожной станцией (на карте обозначен как "Дом с окнами, заложенными кирпичом"). Как только Червь остановится, он резко обернется и нападет на Вас. Вы можете либо атаковать его в ответ, либо скрыться в доме. После этого марафона следует отдышаться и поговорить с Младшим Владом. В отличие от своего отца он окажется вполне разговорчивым и приятным молодым человеком.

Наконец-то! Теперь известно, кем является убийца. Точнее ЧЕМ. Исидор Бурах приходил ночью к Ольгимскому Младшему и сказал, что в степи началась эпидемия чумы, которая со временем доберется и до города. Возможно, уже в то время Исидор был заражен и, придя в поместье Каиных, заразил самого Симона. Теперь необходимо срочно разыскать Стаха Рубина. Поскольку он является последним, оставшимся в живых медиком, именно ему предстоит осмотреть тело Симона. Нужно предупредить его об опасности.

Найти лекаря Вы сможете в доме Виктора Каина. Расскажите ему о странной болезни, которую он назовет Песчаной Лихорадкой, и запретите прикасаться к телу Симона без необходимой экипировки. Затем доложите о ходе расследования Георгию Каину. Как бы Вы его не уговаривали, он откажется от осмотра тела до истечения положенного срока. Этот срок заканчивается завтра. Можете навестить Виктора, и он объяснит причины постоянных отказов Георгия.

На сегодня не осталось никаких особо важных дел. Если Вы достаточно быстро установили личность убийцы, то у Вас осталось несколько часов на выполнение второстепенных заданий и сон.

Второстепенное задание: Версия: Беглец многоногий.

Основная задача: Изъять у детей опасные лекарства.

Местонахождение: "Приют".

Заказчик: Лара Равель.

Награда: 1000 либо лекарство (2100)

Выполнение: Наведайтесь в "Приют" Лары Равель, которая попросит Вас об одной услуге. Дело в том, что в последнее время участились случаи отравления с летальным исходом среди детей и подростков, которые играли в какую-то медицинскую игру. Воруя различные лекарства у взрослых, они, смешивая их вместе в недопустимых пропорциях, пытались лечить друг друга от вымышленных недугов. Лара хочет, чтобы Вы нашли заброшенный дом, в котором дети хранят свою "лечебную" смесь и прекратили это форменное безобразие. Этот дом находится возле одной из руин. Из подслушанной беседы Капеллы Ольгимской с одним из ребят, главной приметой дома является то, что его видно из окон дома Евы Ян и его парадная дверь непременно должна быть открыта.

Отправляйтесь в "Омут" и, не заходя в дом, обратите внимание на руины, расположенные на северо-востоке рядом со зданием городского театра. Далее попытайтесь открыть двери всех близлежащих домов. Нужный дом расположен на юге в нескольких метрах от развалин. Зайдите в дом и на втором этаже поговорите с Песиголовцем. Он скажет, что этот тайник уже разграблен маленькими детьми и теперь несколько десятков коробков со смесью, один из которых Вам необходимо забрать со стола на втором этаже для образца, находятся у малышей, гуляющих по городу. Теперь стоит вернуться Ларе Равель в Приют и объяснить сложившуюся ситуацию.

Придя к ней, у Вас есть несколько вариантов завершения задания:

Рассказать о тайнике и отдать Ларе отраву (в данном случае вы обогатитесь на 1000);

Оставить порошок себе (возможно, он еще пригодится для лечения, либо его можно продать за 2100 Грифу на воровских складах).

Второстепенное задание: Версия: Беглец звероподобный.

Основная задача: Убить сбежавшего мясника.

Местонахождение: Дом с окнами, заложенными кирпичом.

Заказчик: Младший Влад.

Награда: 2000.

Выполнение: Ольгимский хочет, чтобы Вы обезопасили городских жителей от мясника, сбежавшего из Термитника, в котором начался бунт. Влад подозревает, что именно этот беглец и является убийцей Исидора и Симона. Мятежник скрывается в квартале Сырые Застройки в доме Оспины. Поговорите с ней и скажите, что вам нужно поговорить с беглецом. Она скажет, что он находится в ночлежке, вход в которую расположен с обратной стороны дома. Зайдя туда, даже не пытайтесь говорить с мясником, так как его речь Вы все равно не поймете, а сразу после разговора он на вас набросится. Лучшим обойти его с тыла и пристрелить. Пары пуль в затылок должно хватить. Затем возвращайтесь к Младшему Владу и получите от него в награду 3000.

Второстепенное задание: Версия: Беглец окровавленный.

Основная задача: Разузнать, не скрывается ли убийца в "Вербах".

Местонахождение: Невод.

Заказчик: Юлия Люричева.

Выполнение: Юлия расскажет Вам, что в доме некоей Анны Ангел, певицы, сбежавшей из столицы, скрывается человек с головы до пят покрытый свежей кровью. Возможно, именно он и является этим загадочным убийцей.

Отправляйтесь в Невод и, войдя в дом, Вы обнаружите окровавленное тело прямо перед ногами Анны. Расспросите у нее о погибшем и выясните, что с ним случилось. Теперь у вас есть два варианта развития событий:

Рассказать обо всем случившемся Виктору Каину и в итоге не получить ни гроша.

Помочь Анне похоронить жертву беснующейся толпы.

По первому варианту работы не много. Вам всего лишь необходимо доложить Виктору о трупе в Вербах и выслушать его наставления о доверии к Анне Ангел.

Если же Вас привлек второй вариант, то Вам следует отправляться на кладбище, где Вы сможете найти смотрительницу по имени Ласка для того чтобы она прислала к дому Анны телегу с могильщиками. Но самой Ласки в сторожке не будет, вместо нее там окажутся Горбун и Могильщик. За похоронные услуги они потребуют 2000 и посоветуют продать свои вещи в магазине. Грабеж средь бела дня! Собрав деньги, просто вернитесь к Горбуну и отдайте их. Ваш дневник обновится, после чего вы можете вернуться к Анне, и она пообещает вознаградить вас со временем.

На сегодня с делами покончено. Скупите как можно больше провианта и лекарств, поскольку завтра из-за эпидемии цены на них взлетят до неба. Теперь следует хорошенько отоспаться, так как завтрашний день будет более тяжелым, поскольку в городе начинается эпидемия Песочной Язвы. Ложась спать, Вы можете не опасаться умереть во сне, поскольку основную задачу дня вы выполнили и вместо Вас, скорее всего, умрет Стах Рубин.