Карамзин история государства российского содержание. «История государства российского»

Во втором и главном периоде своей литературной деятельности, Карамзин всецело отдался работе над историей и заслуга его, как историка, – очень значительна. «История Государства Российского» – огромный труд, над которым Карамзин усиленно и добросовестно работал в течение многих лет. В то время не было готовых материалов, которыми в наше время может пользоваться историк; не было пособий по истории искусства, иконописи, этнографии и другим подобным наукам, которые облегчают труд историка. Карамзину пришлось много потрудиться, разыскивая различные исторические материалы, сверяя и проверяя исторические документы. Он использовал для своей истории все сохранившиеся древнейшие летописи, все исторические труды, написанные до него.

Николай Михайлович Карамзин. Портрет кисти Тропинина

Мы знаем о существовавших тогда таких исторических трудах, как «История Российская» Татищева , история князя Щербатова , исследования немецких историков Шлецера и Миллера, но все эти труды были односторонни, не охватывали всей русской истории.

Карамзин. История государства Российского. Аудиокнига. Часть 1

Кроме того, до Карамзина читающая публика не интересовалась родной стариной, не знала русской истории. Карамзин сумел пробудить интерес к истории, к прошлому России. «История Государства Российского» имела огромный успех и стала известна широким кругам русского общества, благодаря тому, что Карамзин сумел придать своей истории художественные формы; это не сухое изложение исторических событий, а живой рассказ, украшенный описаниями. Читается история легко, несмотря на плавный, периодический, немного торжественный язык, которым она вся написана. Карамзин нарочно писал этим приподнято-торжественным тоном, подходящим, по его мнению, к изложению истории и сильно отличавшимся от тона и языка, которыми были написаны «Письма» и «Бедная Лиза». В учебниках теории словесности язык Карамзина в его «Истории» обыкновенно ставится в пример, как образец плавной периодической речи. Вот пример такого периода, а вместе с тем и пример художественного описания из истории Карамзина; описывается момент перед началом Куликовской битвы :

Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким «осенним солнцем; слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих добрых витязей падут чрез несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, – Димитрий в умилении преклонил колена и, простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на черном знамени великокняжеском, молился в последний раз за христиан и Россию, сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому, называя воинов своими верными товарищами, милыми братьями, утверждая их в мужестве и каждому из них обещая славную память в мире, с венцом мученическим за гробом.

Язык Карамзина в «Истории» необыкновенно чистый, он избегает употребления иностранных слов и выражений. В описании отдельных исторических лиц он пользуется приемом народной поэзии, употребляя часто эпитеты, характеризующие эти лица: «храбрый князь», «благоразумный советник», «надменный враг». Иногда в этих повторяющихся эпитетах проглядывает сентиментализм первого периода творчества Карамзина: «добрые россияне», «сладкие слезы радости», «нежная чувствительность». Несмотря на эти, не всегда удачные и иногда стереотипные эпитеты, Карамзин дает яркие живые характеристики некоторых выдающихся исторических лиц, как, например, Ивана III , своего любимого героя, Ивана Грозного , святого митрополита Филиппа , Бориса Годунова , Василия Шуйского .

В своей «Истории» Карамзин преимущественно говорит о развитии государственной жизни в России, интересуется политическим ее развитием и мало касается жизни и быта русского народа. Недаром Карамзин назвал свой труд «Историей Государства Российского». Впоследствии известный историк Соловьев очень удачно назвал «Историю» Карамзина «величественной поэмой, воспевающей государство». Некоторые критики упрекали Карамзина в такой односторонности его истории. Первый, обративший на это внимание, историк Н. Полевой , написал в противовес Карамзину «Историю русского народа », но этот труд далеко не имеет ценности «Истории» Карамзина, основанной на огромной исторической работе. Очень ценны, например, примечания к «Истории» Карамзина, занимающие почти половину всего труда; по этим примечаниям мы видим, какую колоссальную работу проделал автор, проверяя и сверяя различные исторические документы, – как велика библиография, которой он пользовался для своего труда.

Вся «История» Карамзина проникнута горячим патриотическим и национальным духом, проникнута идеей монархизма.

Историю России, доведенную до воцарения дома Романовых, Карамзин делит на три периода; в первом периоде, до Ярослава Мудрого , Карамзин видит рост государства в единодержавии; во втором, удельном периоде, дробление земли, раздел власти ведет к ослаблению государства, которое поэтому подпадает под татарское иго . В третьем, Московском периоде, вновь торжествует единодержавие. Русь «собирается» вокруг Москвы, крепнет и растет ее сила. Иван III, как «собиратель Руси», является любимым героем Карамзина. Еще в исторической «Записке», поданной Государю Александру I , Карамзин высказывал свое восхищение Иваном III, ставя его заслуги выше заслуг Петра Великого .

«История» Карамзина проникнута глубоко-религиозным духом. В ходе исторических событий Карамзин всегда видит Провидение, волю Божию. Для него ясна моральная победа добра над злом, он дает моральную оценку не только историческим событиям, но и отдельным людям. Восхищаясь Дмитрием Донским, он в то же время осуждает его за то, что он обманул кн. Михаила Тверского , заманил его в Москву и взял в плен. Осуждает он и первого «собирателя» Руси, Ивана Калиту , за борьбу и интриги в Орде против кн. Александра Тверского . – «Суд истории не извиняет и самого счастливого злодейства», говорит Карамзин. Религиозно-моральную оценку дает Карамзин всей истории и судьбе царя Бориса. Считая его убийцей царевича Дмитрия , Карамзин видит явную кару Божию во всех несчастиях царствования Бориса. Оценка исторических событий этого периода, яркие характеристики царя Бориса, Василия Шуйского, Лжедмитрия – несомненно оказали влияние на Пушкина при создании его драмы «Борис Годунов ».

Как уже было сказано, «История» Карамзина имела огромный успех и разошлась по всей России. После первого восторга начали раздаваться голоса критиков разного направления. Либералы упрекали Карамзина в консерватизме; нашлись и такие консерваторы, которые, наоборот, видели в Карамзине либерала...

В русской литературе «История Государства Российского», среди других исторических трудов, занимает видное место и имеет большую ценность. Главные заслуги Карамзина состоят в исторически правильной и глубоко моральной оценке событий, в горячей любви к родине и художественности изложения. Эти достоинства намного превышают некоторые недостатки «Истории».

"История Карамзина" - один из величайших памятников русской национальной культуры.

В первый том "Истории государства Российского" вошли 10 глав: I - О народах, издревле обитавших в России, II - О славянах и других народах, III - О физическом и нравственном характере славян древних, IV - Рюрик, Синеус и Трувор, V - Олег-правитель, VI - Князь Игорь, VII - Князь Святослав, VIII - Великий князь Ярополк, IX - Великий князь Владимир, X - О состоянии Древней Руси. Первый том данного комплекта содержит комментарии, указатель имен, указатель географических и этнических названий, указатель литературных и документальных источников, церковных праздников и событий и список сокращений, принятых в указателях.

Николай Михайлович Карамзин
"История государства Российского"
Том I

Предисловие

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие.

Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума! Любопытство сродно человеку, и просвещенному и дикому. На славных играх Олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Геродота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народы уже любят Историю: старец указывает юноше на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней Героя. Первые опыты наших предков в искусстве грамоты были посвящены Вере и Дееписанию; омраченный густой сению невежества, народ с жадностию внимал сказаниям Летописцев. И вымыслы нравятся; но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина. История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая Царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность.

Если всякая История, даже и неискусно писанная, бывает приятна, как говорит Плиний: тем более отечественная. Истинный Космополит есть существо метафизическое или столь необыкновенное явление, что нет нужды говорить об нем, ни хвалить, ни осуждать его. Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя. Пусть Греки, Римляне пленяют воображение: они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя Русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона. Всемирная История великими воспоминаниями украшает мир для ума, а Российская украшает отечество, где живем и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые предметы - красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами.

Кроме особенного достоинства для нас, сынов России, ее летописи имеют общее. Взглянем на пространство сей единственной Державы: мысль цепенеет; никогда Рим в своем величии не мог равняться с нею, господствуя от Тибра до Кавказа, Эльбы и песков Африканских. Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами, как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Москвою? Менее ли чудесна и смесь ее жителей, разноплеменных, разновидных и столь удаленных друг от друга в степенях образования? Подобно Америке Россия имеет своих Диких; подобно другим странам Европы являет плоды долговременной гражданской жизни. Не надобно быть Русским: надобно только мыслить, чтобы с любопытством читать предания народа, который смелостию и мужеством снискал господство над девятою частию мира, открыл страны, никому дотоле неизвестные, внеся их в общую систему Географии, Истории, и просветил Божественною Верою, без насилия, без злодейств, употребленных другими ревнителями Христианства в Европе и в Америке, но единственно примером лучшего.

Согласимся, что деяния, описанные Геродотом, Фукидидом, Ливием, для всякого не Русского вообще занимательнее, представляя более душевной силы и живейшую игру страстей: ибо Греция и Рим были народными Державами и просвещеннее России; однако ж смело можем сказать, что некоторые случаи, картины, характеры нашей Истории любопытны не менее древних. Таковы суть подвиги Святослава, гроза Батыева, восстание Россиян при Донском, падение Новагорода, взятие Казани, торжество народных добродетелей во время Междоцарствия. Великаны сумрака, Олег и сын Игорев; простосердечный витязь, слепец Василько; друг отечества, благолюбивый Мономах; Мстиславы Храбрые , ужасные в битвах и пример незлобия в мире; Михаил Тверский, столь знаменитый великодушною смертию, злополучный, истинно мужественный, Александр Невский; Герой юноша, победитель Мамаев, в самом легком начертании сильно действуют на воображение и сердце. Одно государствование Иоанна III есть редкое богатство для истории: по крайней мере не знаю Монарха достойнейшего жить и сиять в ее святилище. Лучи его славы падают на колыбель Петра - и между сими двумя Самодержцами удивительный Иоанн IV, Годунов, достойный своего счастия и несчастия, странный Лжедимитрий, и за сонмом доблественных Патриотов, Бояр и граждан, наставник трона, Первосвятитель Филарет с Державным сыном, светоносцем во тьме наших государственных бедствий, и Царь Алексий, мудрый отец Императора, коего назвала Великим Европа. Или вся Новая История должна безмолвствовать, или Российская иметь право на внимание.

Знаю, что битвы нашего Удельного междоусобия, гремящие без умолку в пространстве пяти веков, маловажны для разума; что сей предмет не богат ни мыслями для Прагматика, ни красотами для живописца; но История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: она изображает действительный мир. Видим на земле величественные горы и водопады, цветущие луга и долины; но сколько песков бесплодных и степей унылых! Однако ж путешествие вообще любезно человеку с живым чувством и воображением; в самых пустынях встречаются виды прелестные.

Не будем суеверны в нашем высоком понятии о Дееписаниях Древности. Если исключить из бессмертного творения Фукидидова вымышленные речи, что останется? Голый рассказ о междоусобии Греческих городов: толпы злодействуют, режутся за честь Афин или Спарты, как у нас за честь Мономахова или Олегова дома. Не много разности, если забудем, что сии полу-тигры изъяснялись языком Гомера, имели Софокловы Трагедии и статуи Фидиасовы. Глубокомысленный живописец Тацит всегда ли представляет нам великое, разительное? С умилением смотрим на Агриппину, несущую пепел Германика; с жалостию на рассеянные в лесу кости и доспехи Легиона Варова; с ужасом на кровавый пир неистовых Римлян, освещаемых пламенем Капитолия; с омерзением на чудовище тиранства, пожирающее остатки Республиканских добродетелей в столице мира: но скучные тяжбы городов о праве иметь жреца в том или другом храме и сухой Некролог Римских чиновников занимают много листов в Таците. Он завидовал Титу Ливию в богатстве предмета; а Ливий, плавный, красноречивый, иногда целые книги наполняет известиями о сшибках и разбоях, которые едва ли важнее Половецких набегов. - Одним словом, чтение всех Историй требует некоторого терпения, более или менее награждаемого удовольствием.


Уникальные книжные памятники, которым располагает научная библиотека УлГПУ – это экземпляр третьего тома второго исправленного прижизненного издания «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, изданный в 1818 г. иждивением братьев Слёниных вСанкт-Петербурге в типографии Н. Греча, и экземпляр X тома первого прижизненного издания этого го же великого исторического труда, изданного также в Санкт-Петербурге в типографии Н. Греча в 1824 г.

«История государства Российского» Н.М. Карамзина – крупнейшее для своего времени достижение русской и мировой исторической науки, первое монографическое описание русской истории с древнейших времен по нач. XVІІ в., опирающееся на огромный круг исторических источников. С «Истории» начиналось приобщение к отечественной старине нескольких поколений русских читателей, из нее черпали сюжеты многие писатели, драматурги, художники и музыканты. Уникальность экземпляров, хранящихся в редком фонде УлГПУ имени И.Н. Ульянова в том, что это прижизненные издания великого труда Н.М. Карамзина.


Ни для кого не секрет, что первые попытки издания своего труда были безрезультатными: то Н.М. Карамзина не удовлетворяли то высокая цена за печатание, то качество набора. История издания главного исторического труда Карамзина сложна и драматична. Для себя писатель сделал такой вывод: «…многие ждут моей «Истории», чтобы атаковать меня. Она же печатается без цензуры».

В 1806 г. поэт И. Дмитриев (дальний родственник и земляк Н.М. Карамзина, его ученик, последователь и соратник в литературе) узнает, что Карамзин решил издать свою «Историю» после написания четвертого тома. Но этого не произошло. Н.М. Карамзин, конечно, мог приступить к печатанию, но в таком случае он немедленно попадал под общую цензуру, и не было никакой гарантии, что все написанное беспрепятственно дойдет до читателей. Кроме того, Карамзин не собирался выдавать публике свой труд мелкими частями - опытный журналист, он понимал, что, когда будет пройдена значительная часть пути и освоено несколько веков, только тогда стоит представить целое. Немаловажную роль играли и другие обстоятельства: отсутствие средств на издание и намерение придать больший авторитет многолетнему труду. Все это в соответствии с существовавшей в России начала XIX в. практикой могло благополучно разрешиться только при одном обстоятельстве: изданием «Истории государства Российского» с «Высочайшего повеления».

В итоге первые девять томов «Истории» были изданы без цензуры, обойти которую помог Виктор Павлович Кочубей – государственный деятель, министр внутренних дел Российской Империи.

Первые восемь томов были изданы в 1818 г. Огромный для того времени трехтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц. Историограф свидетельствует, что сверх проданного тиража были получены заявки еще на 600 экз. Вот как описывал распродажу «Истории...» Карамзина поэт Дельвиг: «...При появлении первых восьми томов «Истории государства Российского»... нельзя было за теснотою пробраться в ту комнату, где она продавалась, и... покупатели встречали целые возы, наполненные экземплярамн «Истории» сей, везомые... в домы вельмож русских и других любителей отечественной истории».Авторитетное и хорошо известное свидетельство А.С. Пушкина также передает тот ажиотаж, который охватил в первую очередь петербургское общество, и с восторгом, но не без иронии об этом сообщал в Варшаву князю П.А. Вяземскому и И.И. Дмитриев: «История нашего любезного историографа у всех в руках и на устах: у просвещенных и профанов, у словесников и словесных, а у автора уже нет ни одного экземпляра. Примерное торжество русского умоделия». По свидетельству В.JI. Пушкина, и в Москве «История» быстро раскупалась, причем «дорогой ценою». В одной из первых заметок об «Истории» автор сообщил, что теперь ее можно достать «с великим трудом и за двойную почти цену». По воспоминаниям декабриста Н.В. Басаргина, тома «Истории» переходили из рук в руки в Училище колонновожатых. Много лет спустя А.С. Пушкин написал слова, во многом объясняющие причины такого ошеломляющего успех труда Карамзина у русского общества: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Коломбом».

После выхода в свет в феврале 1818 г. первых восьми томов «Истории государства российского» книгопродавец Иван Васильевич Слёнин вместе с братом за 7500 рублей приобрел у Н. Карамзина права на их второе издание. Начиная с апреля 1818 г. в известной петербургской частной типографии Н.И. Греча начался набор второго издания. Наряду с подпиской продажа этого издания осуществлялась уже не только в Петербурге, но и в Москве, Киеве, Митаве по более высокой (от 75 до 80 руб.), чем первое издание, цене. Распродажа была, очевидно, уже не столь впечатляющей, как и предвидел Карамзин. В 1821 г. увидел свет и последующий, девятый том. По свидетельству одного из писателей первой половины XIX в. Ксенофонта Алексеевича Полевого, второе издание «осело» у Слёниных и «окончательно было продано уже после смерти» братьев.

В марте 1821 г. Н.М. Карамзин приступил к работе над десятым томом. В нач. 1822 г. историограф закончил написание «Федорова царствования», а в ноябре работал над главами, связанными с событиями времени правления Лжедмитрия. В конце этого года Карамзин отказался от первоначального намерения издать один десятый том:«...лучше,кажется, -писалон И. Дмитриеву, - дописать историю Самозванца и тогда выдать уже полную: в царствование Годунова он только начинает действовать». В 1823 г. рукопись десятого тома уходит в типографию.

В 1829 г. выходит в свет второе полное издание 12 томов; в 1830-1831 гг. - третье издание. Четвертое вышло в 1833-1835 гг., пятое - в 1842-1843 гг., шестое издание в 1853 г.

Особенностью экземпляров Истории государства Российского», хранящихся в УлГПУ, является наличие на титульном листе владельческой надписи: «Из книг Александра Соковнина». По одной из версий, Александр Соковнин (1737-1800 гг.) был симбирским дворянином, кстати, современником Н.М. Карамзина, служил в третьем ополченском полку в звании «прапорщик». Помимо этого, он входил в масонскую симбирскую ложу «Златой Венец» и числился там как «ритор», т.е. оратор.

Интересно, что и сам Николай Михайлович Карамзин также принадлежал к ложе «Златой Венец», то есть был посвящён в масоны (вероятно, это произошло в Москве в 1783 г.)

Однако, согласно годам жизни Александра Соковнина, он умер в 1800 г., а третий том «Истории государства Российского» вышел в 1818 г. Кто же тогда из рода Соковниных унаследовал данный экземпляр?

В десятом томе на переднем форзаце имеется рукописная выдержка из статьи А. Бестужева Взгляд на русскую словесность в течение 1823 г., которая была опубликована в альманахе «Полярная звезда» за 1824 год, издававшемся декабристами А. Бестужевым и К. Рулеевым.

Сличая почерки, которыми сделана надпись «из книг А. Соковнина» и выдержка из статьи А. Бестужева – можно предположить, что их автор - один и тот же человек. Но кто это был? Принадлежит ли он к роду симбирских Соковниных? Это пока не известно. Зато мы знаем точно, что владелец был человеком интеллигентным, читавшим произведение Н.М. Карамзина и, возможно, разделявшим некоторые идеи декабристов, во всяком случае знакомый с их произведениями.

В самом начале своего правления император Александр I назначил Николая Карамзина своим официальным историографом. Всю жизнь Карамзин будет работать над «Историей Государства Российского». Этот труд ценил сам Пушкин, но «Карамзинская» история далеко не безупречна.

Украина - родина лошади

«Cия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками», - с этих слов начинается повествование Карамзина и уже содержит в себе ошибку.
Вклад, который сделали племена, населявшие в глубокой древности юг современной Карамзину России, в общее развитие человечества трудно переоценить. Огромное количество современных данных указывает на то, что на территориях теперешней Украины в период с 3500 по 4000 годы до н. э. впервые в мировой истории произошло одомашнивание лошади.
Вероятно, это самая простительная ошибка Карамзина, ведь до изобретения генетики оставалось еще больше столетия. Когда Николай Михайлович начинал свой труд он никак не мог знать, что все лошади в мире: от Австралии и обеих Америк, до Европы и Африки - далекие потомки лошадей, с которыми наши не столь уж дикие и невежественные предки «подружились» в причерноморских степях.

Норманнская теория

Как известно, «Повесть временных лет», один из главных исторических источников на которые опирается Карамзин в своей работе, начинается с пространной вводной части из библейских времен, которая вписывает историю славянских племен в общеисторический контекст. И лишь затем Нестор излагает концепцию происхождения российской государственности, которая в дальнейшем получит название «Норманнской теории».

Согласно этой концепции русские племена происходят из Скандинавии времен викингов. Карамзин опускает библейскую часть «Повести», однако повторяет основные положения «Норманнской теории». Споры вокруг этой теории начались до Карамзина, продолжались и после. Многие влиятельные историки либо полностью отрицали «варяжское происхождение» Русского государства, либо совершенно иначе оценивали его степень и роль, особенно в части «добровольности» призвания варягов.
В настоящий момент среди ученых укрепилось мнение, что, как минимум, все не так просто. Апологетическое и некритичное повторение Карамзиным «Норманнской теории» выглядит если не явной ошибкой, то очевидным историческим упрощением.

Древняя, Средняя и Новая

В своем многотомном труде и научной полемике Карамзин предложил собственную концепцию деления истории России на периоды: «История наша делится на Древнейшую, от Рюрика до Иоанна III, на Среднюю, от Иоанна до Петра, и Новую, от Петра до Александра. Система уделов была характером первой эпохи, единовластие - второй, изменение гражданских обычаев - третьей».
Несмотря на отдельные положительные отклики и поддержку таких видных историков как, например, С.М. Соловьев, карамзинская периодизация не утвердилась в отечественной историографии, а исходные предпосылки деления признаны ошибочными и нерабочими.

Хазарский каганат

В связи с неутихающими конфликтами на Ближнем Востоке, история иудейства вызывает живой интерес ученых в разных концах мира, ведь любое новое знание по этой теме это буквально вопрос «войны и мира». Все большее внимание историков уделяется хазарскому каганату - могущественному иудейскому государству, существовавшему в Восточной Европе, оказавшему значительное влияние на Киевскую Русь.
На фоне современных исследований и наших знаний по этой теме, описание Хазарского каганата в сочинении Карамзина выглядит темным пятном. Фактически, Карамзин просто обходит проблему хазар стороной, тем самым отрицая степень влияния и значение их культурных связей со славянскими племенами и государствами.

«Пылкая романтическая страсть»

Сын своего века, Карамзин смотрел на историю, как на поэму, написанную прозой. В его описаниях древних русский князей характерной чертой выглядит то, что один из критиков назовет «пылкой романтической страстью».

Жуткие злодейства, сопровождавшиеся не менее жуткими зверствами, совершаемые вполне в духе своего времени, Карамзин описывает как святочные колядки, дескать, ну да - язычники, согрешили, но ведь покаялись. В первых томах «Истории Государства Российского» действуют скорее не реально исторические, сколько литературные персонажи, какими их видел Карамзин, прочно стоявший на монархических, консервативно-охранительных позициях.

Татаро-монгольское иго

Карамзин не пользовался словосочетанием «татаро-монголы», в его книгах либо «татары», либо «монголы», зато термин «иго» - изобретение Карамзина. Впервые этот термин появился спустя 150 после официального окончания нашествия в польских источниках. Карамзин пересадил его на русскую почву, тем самым заложив бомбу замедленного действия. Прошло еще почти 200 лет, а споры историков по-прежнему не утихают: было иго или не было? а то, что было, можно ли считать игом? про что вообще речь?

Не подлежит сомнению первый, завоевательный поход на русские земли, разорение множества городов и установление вассальной зависимости удельных княжеств от монголов. Но для феодальной Европы тех лет тот факт, что синьор мог быть другой национальности, в общем и целом, распространенная практика.
Само понятие «ига» подразумевает существование некого единого русского национального и почти уже государственного пространства, которое было завоевано и порабощено интервентами, с которыми ведется упорная освободительная война. В данном случае это выглядит, по меньшей мере, некоторым преувеличением.
И совсем уже ошибочно звучит оценка Карамзиным последствий монгольского нашествия: «Россияне вышли из-под ига, более с европейским, нежели азиатским характером. Европа нас не узнавала: но для того, что она в сии 250 лет изменилась, а мы остались, как были».
Карамзин дает категорически отрицательный ответ на им же самим поставленный вопрос: «Господство монголов, кроме вредных последствий для нравственности, оставило ли какие иные следы в народных обычаях, в гражданском законодательстве, в домашней жизни, в языке россиян?» - «Нет», - пишет он.
На самом деле, конечно же - да.

Царь Ирод

В предыдущих пунктах мы говорили в основном о концептуальных ошибках Карамзина. Но есть в его сочинении и одна большая фактическая неточность, имевшая большие последствия и влияние на русскую и мировую культуры.
«Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит», - поет юродивый в опере Мусоргского «Борис Годунов» на текст одноименной драмы А.С. Пушкина. Царь Борис в ужасе отшатывается от юродивого, косвенно признаваясь в совершении преступления - убийстве законного наследника престола, сына седьмой жены царя Ивана Грозного, царевича-отрока Дмитрия.
Дмитрий погиб в Угличе, при невыясненных обстоятельствах. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. Вердикт - несчастный случай. Смерть Дмитрия была выгодна Годунову, так как расчищала для него путь к трону. Народная молва не поверила в официальную версию, а потом в русской истории появилось несколько самозванцев, Лжедмитриев, утверждавших, что и смерти-то никакой не было: «Выжил Дмитрий, я это».
В «Истории Государства Российского» Карамзин прямо обвиняет Годунова в организации убийства Дмитрия. Версию убийства подхватит Пушкин, затем Мусоргский напишет гениальную оперу, которую поставят на всех крупнейших театральных площадках мира. С легкой руки плеяды русских гениев Борис Годунов станет вторым самым известным в мировой истории Царем Иродом.
Первые робкие публикации в защиту Годунова появятся еще при жизни Карамзина и Пушкина. В настоящий момент его невиновность доказана историками: Дмитрий действительно погиб в результате несчастного случая. Однако в народном сознании это уже ничего не изменит.
Эпизод с несправедливым обвинением и последующей реабилитацией Годунова в каком-то смысле блестящая метафора ко всему творчеству Николая Михайловича Карамзина: гениальный художественный концепт и вымысел порой оказывается выше крючкотворной правды фактов, документов и подлинных свидетельств современников.

Сериал История Государства Российского - это грандиозное кинотворение на историческую тематику. В этой многосерийной картине охватывается тысячелетний период существования наших предков - славян. Начинается рассказ со времён варяг и самого Рюрика - девятый век нашей эры. Далее небольшими сериями, в которых содержатся наиболее значащие события, ведётся повествование российской истории до времён Екатерины Великой и восемнадцатого века включительно.

О том, что происходило, например, двести и более лет назад, мы можем узнать из записей историков прошлого. Стоит отметить, что их записи, конечно же, имеют субъективные оттенки. Но современникам не остаётся другого выбора, как только изучать мнение и видение того, что происходило ранее в интерпретации нескольких авторов. Одним из тех, кто собрал вместе большое количество информации об истории России воедино, является Н. М. Карамзин. Его перу принадлежит целых двенадцать томов, которые он писал в течении двадцати трёх лет до последних дней своей жизни, не закончив. Именно этот одноимённый сборник стал основой данного проекта. Последние серии, где время выходит за пределы труда Карамзина, поставлены на работах писателя Костомарова и историка Соловьёва. Чтобы познакомиться с тем, что происходило на протяжении тысячи лет в жизни наших предков-славян, необходимо смотреть сериал История Государства Российского.

Руководителем и режиссером проекта стал Валерий Бабич, сценарий готовил Александр Бабич. Музыкальное оформление принадлежит авторству Бориса Кукобы. Визуализация серий выполнена в трехмерной компьютерной графике. Единственным актёром сериала является знаменитый российский музыкант Юрий Шевчук. Именно его голос озвучивает всё происходящее на экране.

Народ, который не знает свой истории, не имеет будущего - это известная истина. Именно поэтому этот сериал представляет большую ценность. Его не только можно и нужно смотреть школьникам средний и старшей школы, но и взрослым.

На сайте Megogo можно смотреть онлайн в хорошем качестве История Государства Российского и получать удовольствие от просмотра этого документального исторического сериала.

Сериал История Государства Российского - это грандиозное кинотворение на историческую тематику. В этой многосерийной картине охватывается тысячелетний период существования наших предков - славян. Начинается рассказ со времён варяг и самого Рюрика - девятый век нашей эры. Далее небольшими сериями, в которых содержатся наиболее значащие события, ведётся повествование российской истории до времён Ека...