Канал Грибоедова. От Сенной до Фонтанки

Санкт-Петербург строился в низком болотистом месте, для осушения которого потребовалось сооружения каналов и прудов. Возводились искусственные каналы, которые трудно отличить от естественных.

Самым крупным каналом Санкт-Петербурга является Обводной с длиной 8 километров, шириной, достигающей 43 метра. Канал Грибоедова с протяженностью в 5 километров и с шириной 32 метра стоит на 2 месте.

Но по харизматичному величию трудно найти ему равных. Одна только его достопримечательность - храм Спас на Крови чего стоит. Правды ради, стоит отметить, что каждый канал города на Неве славится чем-то своим, и привлекательной самобытности у каждого не отнять.


Северная Венеция

Санкт-Петербург помимо его многих легендарных неофициальных имён называют городом рек и каналов. Ведь последних тут насчитывают более полусотни, каналов - 20, вместе с новыми, по последним сведениям. Раньше было где-то на 13 больше, но они канули в лету.

Сегодня общая протяжённость всех водотоков на территории города составляет 217,5 километров, что занимает почти десятую часть всей площади города. Благодаря чему его называют ещё и Северной Венецией.

При этом, каждая водная артерия Петербурга обладает своей уникальной историей и живописным окружением, не считая 308 прекрасных мостов, перекинутых через них, из которых 22 разводных изумительной красоты. Кстати, через канал Грибоедова переброшен 21 мост.

И вдоль каждого канала расположилось столько много знаменитых достопримечательностей, что можно совершать по их набережным прекрасные экскурсии. Что мы вам и предлагаем, начиная с очень знатного канала Грибоедова.


История канала Грибоедова

Канал берёт свое начало от реки Мойки у Марсова поля и впадает, заканчиваясь, в реку Фонтанку у Мало-Калинкина моста. Канал был проложен по руслу реки Кривуша (бывшей Глухой речки), которая брала начало в трясине между нынешними площадями - Конюшенной и Искусств. Сперва был назван Екатерининским каналом - по имени его создательницы - императрицы Екатерины II.

В 1735 году через Кривушу был переброшен деревянный Вознесенский мост. Территорию у этой речки, первоначально правый берег, начали осваивать и застраивать в 1737 году. Для скорейшего обустройства берега и его заточения в дерево выдавали участки служащим морского ведомства.

Для отделки набережной и строительства домов рубили лес, но не все деревья, дуб, клён и липу приказывали пересаживать в частные усадьбы и сады. В 1739 году исток Кривуши соединили с Мойкой. В 1764-1790 годах углубили дно, укрепили берега и обустроили гранитные набережные.


Исторические имена канала

Изначально, как уже говорилось выше, канал получил название в честь императрицы Екатерины Великой, во время царствования которой канал был проложен по руслу реки Кривуши, углублён, очищен и хорошо обустроен. Екатерининским каналом он оставался в дальнейшем при правлении всех последних царей. Никто не смел посягнуть на великое имя Екатерины II.

С приходом большевиков, которые считали, что никто не дал им избавленья от ига империалистов - "ни бог, ни царь и не герой", большая часть топонимики города переименовывалась. Из императорских в имена новоиспеченных героев, либо старых, но народных.

Так, в октябре 1923 года канал был переименован и назван каналом Писателя Грибоедова, в честь проживавшего на набережной канала в доме № 104 с ноября 1816 по август 1818 года Александра Сергеевича Грибоедова - писателя и поэта, драматурга, пианиста и композитора.

Дом № 104, бывший дом столярного мастера И. Вальха, в котором почти 2 года жил А. С. Грибоедов. ещё знаменит тем, что в нём обитала главная убиенная героиня романа "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского - старуха-процентщица Алёна Ивановна. Её квартира, по описанию в романе, располагалась во 2-ом дворе. на 4-ом этаже.




Версии имени Грибоедова

С 1931 года - канал начали величать просто - каналом Грибоедова. Что породило много слухов насчет подлинного носителя имени канала. Одни историки считают, что канал продолжил носить имя Александра Сергеевича Грибоедова, которое он получил в честь писателя, отца знаменитой пьесы "Горе от ума" и дипломата, трагически погибшего в Персии, будучи в служебной поездке и 34 лет от роду.

Другие эксперты полагают, что в 1931 году канал перестал носить имя вышеназванного писателя и был переименован и назван в честь выдающегося инженера Константина Дмитриевича Грибоедова. В начале прошлого столетия канал находился в очень плачевном состоянии, из-за чего местные власти хотели его сравнять с землёй и стереть с лица города.

Канал был сохранён. Более того, он получил вторую жизнь и имеет продолжение своей славной истории сейчас только благодаря титаническим усилиям Константина Дмитриевича. Инженер сумел убедить правительство в том, что этот водоём необходим городу. Он посодействовал тому, чтобы канал не только не засыпали, но и чтобы выделили средства из местного бюджета на его очистку и обустройство. Что было и сделано, канал сохранил былой шарм и приобрёл новый лоск.

Возможно, в 1931 году советские власти, переименовав канал с двояким подтекстом, решили тем самым увековечить память обоих выдающихся людей, которые внесли большой вклад в развитие и популяризацию прекрасного канала, которым петербуржцы не перестают любоваться по сей день.

И мы начинаем это делать, пускаясь в экскурсию. Стоит заметить, в помощь можно использовать аудиогиды главных достопримечательностей маршрута, что сделает вашу прогулку ещё интереснее и намного познавательной.


1. Михайловский сад

Начинаем экскурсию, выйдя на станции метро "Невский проспект", неподалёку от которой находится первый пункт маршрута - легендарный Михайловский сад. Нашему взору открывается самая живописная и благоустроенная парковая зона в центре Санкт-Петербурга.

Этот участок, где сейчас находится сад, получил рекреационный статус ещё при Петре I. Сад появился в начале XVIII века, в 1712 году на его территории начали выстраивать резиденцию для жены императора - Екатерины Алексеевны.

Сегодня с юга сад примыкает к , главному зданию знаменитого на весь мир , также к Корпусу Бенуа, ещё к одному зданию Русского музея, и к зданию .

При желании, и когда выдастся много свободного время, эти музеи можно посетить. Сад ограничивают с востока - Садовая улица, с севера - река Мойка, с запада - наш главный герой - канал Грибоедова. Возле северо-западного участка Михайловского сада находится знаменитый Храм Спас-на-Крови, куда мы направляемся дальше.


2. Спас на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, или как его в народе величают Спас на Крови, - православный храм, возведённый над фрагментом мостовой, где был смертельно ранен 1 марта 1881 года император, освободитель народа от крепостного права, - Александр II.

Красивейший собор по праву заслужил звание музея и памятника русской архитектуры. Являя собой яркий образец позднего этапа "русского стиля", Спас на Крови предстаёт в собирательном образе русского православного храма XVI - XVII веков.

В декоре был использован разнообразный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика. Внутри храм - настоящий музей мозаики. Необыкновенной красоты декоративное убранство и мозаичные произведения Спаса на Крови привлекают туристов со всего мира. Мозаичная коллекция храма является одной из крупнейших в Европе.

Больше подробностей в аудиогиде о Храме


3. Корпус Бенуа

Корпус Бенуа входит в состав комплекса многочисленных зданий Русского музея. С главным музейным зданием - Михайловским дворцом Корпус соединён специальным переходом.

Разрабатывался проект строительства Корпуса в течение 1910 – 1912 гг. архитекторами - Леонтием Бенуа и Сергеем Овсянниковым. Веской причиной этому послужило огромнейшее накопление экспонатов музея и катастрофический дефицит выставочных пространств. Здание заложили в 1914 году,

Первая мировая война расставила свои акценты, и возведение дополнительного здания для богатейшей коллекции Русского музея было завершено лишь в 1919 году. Поначалу его величали Дворцом искусств.

В 1932 году в Русском музее создали отдел современного искусства, и в качестве его главного офиса учредили Корпус Бенуа. С 1949 года в его стенах регулярно проходят выставки современного искусства. Если вас интересует данная тема, то попасть в Корпус можно с канала Грибоедова. Сразу вашему вниманию предстанут работы художников начала XX века.


4. Дом компании Зингер

Исторически и изначально это место, где сейчас стоит современный Дом книги, было "книжным" и пользовалось большим успехом у горожан. В 1777 году здесь построили угловой 3-хэтажный дом, к которому во второй половине XIX века надстроили 4-ый этаж.

Тогда в здании работали магазины: нотный К. Гольца и книжный А. Дейбнера. В 1850-х годах тут находилось ателье русского фотографа Сергея Львовича Левицкого, двоюродного брата А. И. Герцена. "Дагерротипное и Фотографическое заведение" Левицкого было самым популярным фотоателье в Санкт-Петербурге.

Шестиэтажное здание с мансардой в стиле модерн возвели в 1902-1904 годах по проекту архитектора Павла Сюзора для "Акционерной компании Зингер в России". При строительстве здания впервые был применён металлический каркас, позволивший создать панорамные витрины. Роскошной новинкой явились атриумы - внутренние дворы со стеклянной крышей. Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега.

Здание является одним из наиболее заметных памятников модерна в России, а также памятником архитектуры федерального значения, находящийся в государственной собственности. Каждый день здание активно посещают петербуржцы и гости города. Безусловно, туристы любуются архитектурными изысками здания и покупают всю необходимую литературу. Дом Зингера, который строился для этой компании, прослужил для её нужд 13 лет, до 1917 года.

В 1919 году этому месту, на углу Невского проспекта и канала Грибоедова, вернули историческую роль. В здании больше не производили швейные машинки, с тех пор его пространство занял Дом Книги. Петербуржцы гордятся этим огромнейшим книжным центром Северной столицы.


5. Казанская площадь. Казанский сквер

Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга Казанский собор был построен в 1801-1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской, обретённой в Казани в конце XVI века.

Казанский собор и примыкающая к нему одноименная площадь с одноимённым сквером являются архитектурными жемчужинами, большой ценностью для горожан и местом паломничества туристов и верующих людей со всего света. После Отечественной войны 1812 года Казанский собор приобрёл статус памятника русской воинской славы, в его стенах был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов, рядом помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Казанская площадь, являясь центром города, стала местом политических демонстраций. Чтобы предотвратить недовольство и выступления на этом месте, власти решили обустроить сквер. Закладка сквера состоялась по проекту Катцера. В самом начале XX века на площади была высажена растительность. Газоны оградили от шумного Невского проспекта выложенными из плит тротуарами, а также чугунными колоннами с цепями.

Казанский сквер - это зелёный оазис в центре мегаполиса. Каждый, кто его посещает, получает массу эстетического удовольствия, мощный заряд самой позитивной энергетики. В сквере есть лавочки для отдыха и общения. Освежает взор и ощущения фонтан в центре сквера. Для верующих и туристов имеется возможность посетить собор. Рядом можно перекусить, работают кафе на свежем воздухе.


6. Банковский мост

Банковский мост является выдающимся памятником мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Вместе с Львиным и Почтамтским мостами, Банковский мост входит в тройку сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге.

Он расположен между домами № 27 и № 30, и соединяет Казанский и Спасский острова. Мост был назван по расположенному рядом Ассигнационному банку. Сейчас в этом здании располагается Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

Проект моста разработал Г. М. Треттер, немецкий инженер-мостостроитель и литограф, долгое время работавший в России, совместно с В. А. Христиановичем. Одновременно с Банковским проектировался 2-ой цепной пешеходный мост через канал Грибоедова - Львиный мост. В 1825 году были утверждены оба проекта. В том же году начали строить Банковский мост, который уже был открыт спустя год, в 1826.

Особую привлекательность мосту придают угловые скульптуры крылатых львов. Изображение мифических львов с крыльями прежде использовали в отделке мебели и небольших архитектурных элементах. А тут впервые львиные скульптуры были отлиты в огромных размерах, что, безусловно, очень оживило и украсило улицу.

Увы, на данный момент невозможно будет лицезреть эту прелесть на Банковском мосту, скульптур грифонов здесь нет, 19 января 2017 года их увезли на реставрацию. Также в планах капитально отремонтировать переправу. Завершатся работы предположительно к лету 2018 года.


7. Сенная площадь

Сенная площадь - "место встречи" 3-х крупнейших подземных линий метро, а также магистралей наземного транспорта. История площади начинается с XVIII века. Логично из названия, она получила своё имя из-за того, что на этом месте торговали сеном. Правда, позже вдобавок рыбой и мясом, и всем остальным съестным, и уже не только для лошадей, но и для людей.

Разработка местности происходила в 1737 году при Анне Иоанновне. Также название имеет второе обоснование. Въезжающим в Петербург из Москвы и Киева нужно было проследовать через эту площадь. Таким образом, она была городскими сенями для столичных гостей.

В 2003 году на площади была проведена реконструкция. В память о снесённой здесь Успенской церкви была выстроена часовня. В то же время тут возвели Башню Мира по проекту архитектора Жана-Мишеля Вильмотта и скульптора Клары Хальтер. Она явилась своеобразным подарком Франции к 300-летию Санкт-Петербурга. Башня представляла собой стелу, на которой с двух сторон были закреплены прозрачные полукруглые панели со словом "Мир" на 50 языках. Но, к сожалению, Башню нельзя будет увидеть ни сегодня, ни в будущем. Из-за аномальной жары 2010 года в ней образовались опасные трещины и ее демонтировали. Городские власти говорят, что Башня больше на площадь не вернётся.

К счастью, здесь готовится грандиозная реконструкция. Сенную площадь уже очистили от торговых ларьков и павильонов, которые выглядели как моветон посреди окружающей живописной местности. Теперь на ней планируют обустроить шикарное арт-пространство. По мнению губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, здесь можно будет проводить различные художественные выставки и городские мероприятия.




























Та часть канала Грибоедова, которая начинается от Сенной площади и заканчивается Фонтанкой - не такая оживленная и респектабельная, как отрезок от Мойки до Сенной . Здесь почти не бывает туристов, здесь красиво и тихо, и мало что изменилось с позапрошлого века. Интересных мест здесь, впрочем, не меньше - а то и больше - чем в «парадной» части канала Грибоедова.

Первая наша остановка - дом №69 у Кокушкина моста , он же дом Зверкова. В 1829 году здесь поселился никому еще не известный Н.В. Гоголь-Яновский. Живя здесь, он пытался устроиться на работу в департамент и наконец был принят - но на самую низшую должность. Днем он переписывал бумаги в департаменте, а вечером, садясь ближе к окну, чтобы не тратить свечи, пробовал писать. По собственному признанию, именно в этом доме Гоголь пережил «первые сладкие минуты вдохновения», именно здесь создал «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Забавно, что впоследствии Гоголь, вообще любивший вставлять в свои произведения детали из реальной жизни, упомянул о доме Зверкова в «Записках сумасшедшего» и даже увековечил тот самый маршрут, которым ходил домой со службы: «Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова». Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! А нашей братьи чиновников — как собак, один на другом сидит».

Кстати, чуть раньше в том же 1829 году Гоголь успел пожить в еще одном доме на канале Грибоедова - №74 (и это было его первое местожительство в Петербурге), но этот особнячок давно уже снесен, на его месте выстроен большой доходный дом.

Пройдя еще немного по нечетной стороне канала, мы оказываемся возле желтого 4-этажного дома №73 - дома Сонечки Мармеладовой - героиню «Преступления и наказания» Достоевский поселил в третьем этаже, окнами на канал. Неподалеку жили Раскольников и сам автор романа.

В доме №78 непосредственно перед убийством Александра II была устроена главная конспиративная квартира народовольцев - они прописались в квартире №8 под фамилией Кохановских. С точки зрения конспирации квартира была идеальной: в доме, помимо прочего, располагались бани, и во дворе всегда была масса людей со всяческими свертками, так что террористы могли беспрепятственно среди них затеряться.
Отсюда и осуществлялось руководство подготовкой рокового покушения на императора. Именно здесь через час после убийства народовольцы написали листовку, которую на следующий день читал весь Петербург. Здесь же хранились динамит, шрифты, оборудование химической лаборатории и даже собственное «паспортное бюро» участников «Народной Воли».

Фасад дома №80 украшен 23 горельефами российских писателей (Пушкина, Жуковского, Крылова и т.д.) - в свое время здесь располагалась типография. Перемещаемся немного вперед и оказываемся в печально известном доме №91. Здесь, в собственной парадной, в 1998 году была застрелена депутат Государственной думы Галина Старовойтова. Убийцы дождались на чердаке дома «Волгу», на которой Старовойтова должна была вернуться из аэропорта Пулково, потом спустились по лестнице, открыли стрельбу и вышли на улицу Декабристов по проходному двору, где их уже ждала машина. В 2005 году исполнители получили по 20 и 23 года заключения; заказчики, впрочем, так и не были установлены.

По другой стороне - невысокий, но эффектный дом в стиле модерн, №90 . Двухэтажный дом с башенками был построен архитекторами Мунцем и Смирновым в 1907 году для Екатерининского общественного собрания. Общественное собрание было довольно гедонистической организацией: в его уставе официально было написано, что оно «имеет целью доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою». Одним словом, это был закрытый и очень фешенебельный клуб для проведения досуга: здесь располагался и большой театральный зал на 700 мест (где выступали сама Анна Павлова и артисты дягилевской труппы, а позже работал легендарный театр общественно-политической сатиры «Кривое зеркало»), и салоны для карточных игр.

Позже, после революции, в здании некоторое время работал Театр оперы, драмы и балета балтийского флота, а еще позже - киностудия. Сейчас в доме находятся офисы нескольких учреждений; от былой богемности, к сожалению, не осталось и следа.

Екатерининский канал переименовали в 1923-м году - в честь автора «Горя от ума», несколько лет прожившего в доме №104. Забавно, что сначала канал официально назывался «Канал писателя Грибоедова». Дело в том, что необразованный и в большинстве своем безграмотный народ искренне считал Грибоедова одним из героев-революционеров, так что уточнение профессиональной принадлежности человека, давшего каналу имя, было отнюдь не лишним. После реформы образования слово «писатель» из названия канала ушло за ненадобностью - все и так понимали, о каком Грибоедове речь.

Существует, впрочем, другая версия (правда, скорее из разряда «городских легенд»). Якобы строительством канала руководил инженер по фамилии Грибоедов, и его именем потом долгое время называли канал «в народе». Когда перед новой властью встал вопрос о переименовании канала (не называть же его по-прежнему в честь царицы, в самом деле!), был найден своего рода компромисс: за каналом закрепили «просторечное» название, но обосновали его более веским поводом (потому что называть канал в честь какого-то чуть ли не сантехника - это тоже как-то несолидно).


- второй, наравне с Банковским , самый известный мост через канал Грибоедова. Оба пешеходных мостика были открыты в одном и том же году, а украшающие их скульптуры выполнил один и тот же скульптор - П. Соколов. Львы, впрочем, не только украшают мост - их фигуры скрывают чугунные детали опор, соединенные цепями (которые львы удерживают в пастях). Отлиты хищники из чугуна, но выкрашены под белый мрамор. Поэтому особенно эффектно белоснежные львы смотрятся ночью - хоть белой, хоть не очень.
Львиный мост считается одним из самых романтичных мест города. И не только из-за своего внешнего облика - просто уж очень красивый с него открывается вид на канал, изгибающийся как раз в этом месте.

На четной стороне издалека бросается в глаза дом №100 - доходный дом работы архитектора Моргана. Обязательно посмотрите на угол этого дома с пересечения канала и Малой Подьяческой - в Петербурге, конечно, много «домов-утюгов», но чтобы под таким острым углом…
Рядом - дом №104 , большой, выходящий сразу на канал и Большую Подьяческую. Примечателен он, во-первых, тем, что литературоведы считают именно его «домом старухи-процентщицы» , которую убил Раскольников в романе «Преступление и наказание». При желании можно даже зайти в арку, подняться по лестнице и найти квартиру Алены Ивановны.
Во-вторых, здесь в 1816-1818 гг жил А.С. Грибоедов - именно поэтому канал называется так как называется.

Дальше канал Грибоедова соприкасается с Садовой улицей, и начинается район Коломны . На левом берегу канала открывается вид на здание Никольского рынка - большую старинную постройку с аркадами, появившуюся еще во времена Екатерины. Сейчас это заброшенное и запустевшее здание с признаками разрушения; а вот чуть больше ста лет это место было одним из самых оживленных в городе: здесь располагалась стихийная биржа труда. Именно сюда приходили люди, приехавшие из окрестных деревень в поисках работы: плотники и каменщики, кровельщики и штукатуры, кухарки и прачки. Здесь же, на Никольском рынке, для них был организован «Обжорный ряд», где за несколькими столами под навесом питались те, кто пришел наниматься на работу. «Обжорный ряд» располагался прямо на набережной напротив рынка - там, где сейчас бульвар со скамеечками.

Вот как рассказывает о Коломне историк и один из главных специалистов по дореволюционному Петербургу Лев Лурье: «Коломенская часть, или попросту Коломна, - это архипелаг маленьких островов: Матисова, Галерного, Староколоменского и Новоколоменского. Когда Петербург называют Северной Венецией - это прежде всего из-за Коломны с ее 20 мостами и 9 набережными. Нигде в городе излучины рек и каналов не образуют столько неожиданных перспектив и характерных видов. Коломна - старейший в городе район рядовой застройки. Со времен гоголевского Акакия Акакиевича и пушкинского "Домика в Коломне" тут сохранились целые кварталы. Осматривать эту местность лучше всего с воды, тихими летними вечерами. Это путешествие входит в стандартный маршрут петербургских речных такси.

У Крюкова канала жизнь оживленна - сказывается близость Мариинского театра, который его властный и энергичный руководитель Валерий Гергиев сделал градообразующим. Вокруг модные рестораны и жилые дома для нового среднего класса. В глубине же Коломны ничего не изменилось с середины прошлого века. Актуальными остаются впечатления Гоголя: «Въехавши в уединенные коломенские улицы, вы, кажется, слышите, как оставляют вас молодые движения и порывы. Здесь все тишина и отставка. Старухи, которые молятся; старухи, которые пьянствуют и молятся вместе; старухи, которые перебиваются непостижимыми средствами". Ближайшее метро в получасе ходьбы, машин непривычно мало, кафе почти нет, магазины имеют вид мелочных лавок, фасады зданий облупленны».

Пройдя бульварчик вдоль канала, оказываемся на одном из самых красивых мест в Петербурге - на пересечении канала Грибоедова и Крюкова канала . Здесь встречаются сразу три моста - Пикалов, Красногвардейский и Староникольский - причем с последнего видно сразу семь мостов. Неудивительно, что это место - любимое у уличных фотографов, художников, а также у экскурсионных маршрутов «по рекам и каналам».






Отсюда лучше всего рассматривать следующую достопримечательность набережной - Никольский Морской собор . Именно он изображен на знаменитых литографиях Добужинского к «Белым ночам» Достоевского, да и сама завязка романа, встреча Мечтателя и Настеньки, происходит именно здесь. Никольский Морской собор (официально, впрочем, называемый Николо-Богоявленским) - одна из самых красивых барочных церквей не только в Петербурге, но и вообще в России; сравнить с ней можно, пожалуй, только Смольный собор.
Собор построен здесь не случайно - когда-то на этом месте была Морская слобода, где жили офицеры и матросы. Построен и освящен он еще в 1762 году, когда на престол только-только взошла Екатерина II. Интересно, что собор не закрывался даже при советской власти и полностью сохранил внутреннее убранство. На стенах собора можно увидеть мраморные доски в память о погибших в море; не так давно к списку прибавились фамилии всех членов экипажа «Курска». И еще одна деталь: именно в этом соборе в 1966 году отпевали Анну Ахматову.

Отрезок от Крюкова канала до Фонтанки (последний в нашей экскурсии) называется Малой Коломной. Здесь почти не встретишь прохожих, зато есть красивейшие здания в стиле модерн, недавно построенная гостиница Marriott, новый Дворец бракосочетаний и небольшая пристань. Одно из главных украшений этого района - маленькая желтая церковь с зелеными куполами. Это Свято-Исидоровская церковь, построенная эстонским православным приходом.


На нечетной стороне, на изгибе, стоит дом №135 - в этом доме, в квартире второго этажа, жил И.Е. Репин. Чуть позже по просьбе Репина дом был надстроен, после чего он переехал в семикомнатную квартиру на четвертом этаже, а в пристроенной мансарде расположилась мастерская, куда прямо из квартиры вела деревянная лестница. Именно в этой мастерской художник написал лучшие свои картины - «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди». А в квартире Репин принимал известнейших художников своего времени, писателей и поэтов. Именно в то время он писал своему другу, художнику Поленову: «Да, брат, никогда еще Петербург мне так не нравился, как теперь!» Возможно, свою роль в этом сыграла и живописная Коломна… В общей сложности Репин прожил в доме №135 тринадцать лет и переехал отсюда только на казенную квартиру Академии художеств.

На четной стороне остановимся у дома №174 - желтый двухэтажный особнячок с мезонином, утопающий в зелени. Это первый петербургский адрес Пушкина: в особнячке он жил в 1816-1818 годах, сразу после окончания Лицея. Семейство арендовало дом целиком: нижний этаж - для хозяйственных нужд, второй (шесть комнат) - под жилье, а мезонин находился в распоряжении поэта. Именно здесь были написаны несколько десятков стихотворений и ода «Вольность», начаты «Руслан и Людмила», прочитаны восемь томов «Истории государства Российского» Карамзина. Но особнячок интересен не только этим: он - единственный сохранившийся в Коломне дом 1730-х годов постройки и заодно типичный образец застройки Коломны в XVIII-XIX веках.

Перед тем как завершить путешествие, поднимитесь на Ново-Калинкин мост - с него можно увидеть Адмиралтейские верфи и краны порта. Здание рядом с мостом, последний дом на правом берегу канала, №139 - бывший съезжий дом Коломенской части, одновременно полицейский участок и пожарная команда (а заодно и долговая тюрьма). Архитектор, взявший за основу облик ратуши итальянских городов эпохи Ренессанса, украсил здание башенкой, которая одновременно являлась смотровой вышкой. Здание выстроено из красного неоштукатуренного кирпича: в те времена это считалось новинкой, и после постройки съезжего дома такое оформление быстро вошло в моду (в основном из-за дешевизны и практичности).

В 1903 г. состоялся конкурс на составление проекта доходного дома Н. В. Безобразовой. Из условий конкурса: 1. Предполагается застроить место, изображенное на прилагаемом генеральном плане, причём строения, ныне существующие на частях места под лит. А, С и В предназначены к сломке: на строении же, означенном лит. Б, предположено произвести надстройку одного или двух этажей. Концы а и б строения Б могут быть, по усмотрению составителя проекта, также назначены к сломке. 2. В силу близости Сенного рынка, во всех вновь возводимых частях строения требуется устроить углубленные в землю подвалы (склады для товара), вышиною не менее 3 1/4 арш., а над ними - магазины, вышиною в 5 1/4 арш. Существующие подвалы в здании лит. Б предполагается оставить без изменений. Пол магазинов не должен возвышаться над уровнем тротуара, и ступеней быть не должно. 3. Дворы должны быть перекрыты прочными сводами, под которыми должны находиться склады для дров квартирантов; к ним должны быть устроены удобные сходы. Освещение этих складов - посредством иллюминаторов. На плане должны быть указаны места для сточных труб и колодцев, выгребных, мусорных и помойных ям и общие отхожие места. В центральной части общего двора должны находиться (в нижнем этаже): обширная дворницкая, домовая контора о двух комнатах и прачешная достаточных размеров, могущая обслуживать все квартиры. 4. Главная задача составителя проекта — получение наивысшей доходности постройки; поэтому авторы не стесняются никакими условиями (в том числе и предельной стоимостью), кроме непременного соблюдения обязательных постановлений по строительной части гор. С.-Петербурга. Ширина Демидова переулка равна 19 арш. 12 вершков. 5. Число квартир произвольно. Квартиры — от 2 до 5 комнат и кухня; квартиры должны иметь возможность выхода на две лестницы. Парадных лестниц не требуется, но марши всех лестниц должны быть шириною не менее 2 арш., а площадки - просторные и светлые. Ванн не требуется. Как со стороны Сенной площ., так и на углу Демидова пер. и Екатерининского канала, в первом над магазинами этаже должно помещаться по трактиру (размер площади, ими занимаемый - произволен). Вышина комнат в квартирах должна быть: в первом над магазинами этаже - 5 1/2 арш., в верхнем этаже - 4 арш., в остальных - около 4 1/2 арш. Во всем здании предполагаются металлические балки; толщину потолков следует принимать в 10 верш. 6. Фасады должны быть просты, но изящны, сделаны из облицовочного кирпича со штукатурною обделкой главных карнизов и отверстий, без всяких излишних гипсовых украшений. Фасад здания лит. Б, в виду его надстройки, может иметь иной характер, т. е. гладко штукатуренный, простого типа.

(«Зодчий», 1903, Вып. 2, С. 25-27; Вып. 3, С. 44, добавил miraru1)

На конкурс поступило 10 проектов, которые были рассмотрены комиссией и описаны в 16 выпуске "Зодчего". Подробно о конкурсе и проектах можно почитать в статье на форуме

Канал Грибоедова ведёт свою историю от существовавшей здесь речки, прозванную за своё извилистое русло Кривушей. Она начиналась двумя рукавами, бравшими своё начало из болота в районе современной площади Искусств . Один рукав (Глухой проток) протекал по направлению Михайловской и Думской улиц, втекая в другой, начинающий свой путь от нынешних площадей Искусств и Конюшенной .

Первая переправа через Кривушу появилась во второй половине 1710-х годов, когда в створе Большой першпективы (Невского проспекта) строили мосты через все пересекающие его водные артерии. Деревянный Вознесенский мост по оси Вознесенского проспекта был построен в 1735 году.

Территория вдоль Кривуши южнее Невского проспекта начала застраиваться в 1737 году, когда здесь начали выдавать участки служащим морского ведомства. Первоначально застраивался правый берег. В обязанности хозяев входило обустройство берега, отделывание его деревом. Для строительства домов вдоль русла реки вырубался лес, однако царским указом запрещалось рубить здесь дуб, клён и липу. Если эти деревья находились на месте застройки, то их полагалось пересаживать в сады и огороды.

В 1737 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении приняла решение соединить Кривушу и Мойку . Это было реализовано спустя два года, тогда же русло Глухого протока засыпали. Новый канал назвали Конюшенным, в результате его появления удалось осушить близлежащую территорию.

На правом берегу этого канала были построены дома №3, 5, 7 и . Первоначально все они имели три этажа и треугольный фронтон по центру главного фасада. Принадлежали эти дома Конюшенному ведомству. В первых этажах здесь размещались каретные сараи, во вторых и третьих - жилые квартиры служащих. Существовавшие изначально арки первого этажа позже были заложены, превращены в жилые и хозяйственные помещения.

Тогда же напротив участка купцов Демидовых в створе современного переулка Гривцова был построен деревянный Малый Саарский мост (ныне Демидов мост), а за участком дома №36 были построены деревянные мучные торговые ряды и склады. В 1750-х годах они были заменены каменными строениями.

Во время правления императрицы Елизаветы Петровны Илларион Матвеевич Кутузов предложил императрице проект "О проведении канала для предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнений". Этот проект предусматривал расчистку, расширение и углубление русла Кривуши на всём её протяжении, создании таким образом сквозного канала от Мойки до устья Фонтанки. Предполагалось выпрямить многочисленные излучены реки, из-за которых она и имела своё название. Берега нового канала планировалось одеть в гранит. Елизавета Петровна по различным причинам не смогла принять этот проект.

В 1753 году в створе Екатерингофского (ныне Римского-Корсакова) проспекта был построен Харламов мост . В 1759-1761 годах по проекту Ф. Б. Растрелли был построен особняк для А. Н. Вильбоа (дом №).

При правлении Екатерины II генералом-фельдцейхмейстером А. Н. Вильбоа был составлен доклад "Об очищении Глухой речки на пользу и украшение столицы". 7 мая 1764 года императрица подписала документы, отвергнув предложение о спрямлении русла: "Речку, названную Глухою, чистить по натуральному её течению ". Указом от 24 марта 1765 года были утверждены руководители строительства: генерал-фельдцейхмейстер А. Н. Вильбоа и князь Г. Г. Орлов. Надзор за проведением работ был возложен на инженера-полковника В. И. Назимова. Князь Орлов, несмотря на императорский указ, подолгу отсутствовал в Санкт-Петербурге. За него работами на канале фактически руководил граф Захар Григорьевич Чернышёв. 18 июня 1765 года по желанию Орлова В. И. Назимов был заменён на генерала-майора И. М. Голенищева-Кутузова.

При облицовке берегов канала камнем на длительное время был перекрыт Невский проспект. Горожанам приходилось переправляться через водную преграду под временной переправе, сооружённой за Казанским собором , то есть делался изрядный крюк. "Благодаря" такому решению некоторые петербуржцы делали соответствующие выводы и относительно качества остальных проводимых работ. Мол, и каменные берега Екатерининского канала также будут сделаны "не по уму".

3 июня 1766 года река Кривуша была официально переименована в Екатерининский канал. Его русло поделили на пять рабочих участков, освоение которых проходило в течение 25 лет. Деньги на строительство частично поступали из казны, частично из налогов от населения. Деревянный мост через канал по Невскому проспекту был заменён на новый каменный, названный Казанским .

В 1778 году в створе Гороховой улицы был построен Каменный мост . В 1783-1785 годах построены Мало-Калинкин , Пикалов и Аларчин мосты.

К 1790 году берега канала были облицованы тёсаным камнем, установлены чугунные ограждения. Для некоторых заградительных секций были предусмотрены створки для удобства разгрузки и погрузки грузов с барж, а также для удобства сброса снега в канал зимой. К этому же времени напротив Кокушкина переулка был построен Кокушкин мост . В 1790 годах был построен дом № - Малый Гостиный Двор.

С постройкой новой широкой водной магистрали многие ранее заболоченные земли были осушены и заселены. Район стал меньше страдать от наводнений. Первоначально канал был источником чистой воды, основным пожарным водоёмом.

Позже, против ворот домовых участков, на среднем уровне воды были проделаны квадратные отверстия для стока канализационных вод в канал. Это стало причиной последующего его загрязнения.

В 1800-х годах построены дом №8 и построен новый Казанский собор. В 1810-х годах - дом №97. В 1820 году по проекту А. Мельникова у Сенной площади построен дом для купца Терешина (№56), разместившего здесь свой мясной магазин. В советское время здесь долгое время работал рыбный магазин "Океан".

Через Екатерининский канал в 1820-х годах возвели две пешеходные цепные переправы: Львиный и Банковский мосты, ставшие практически символами этой водной артерии. В те же годы на месте слияния Мойки и Екатерининского канала был сооружён Театральный мост , чуть позже - Ново-Никольский мост . В 1846 году современный облик принял дом № .

Екатерининский канал не стал популярной транспортной магистралью и всё-таки не спасал город от наводнений. Его вода загрязнялась нечистотами, из-за чего некоторые горожане ратовали за его засыпку. Этим пытались воспользоваться предприимчивые петербуржцы. В 1869 году группой акционеров строительной компании во главе с инженером-полковником Н. И. Мюсмардом, архитектором Н. Л. Бенуа и инженером-технологом А. Ф. Буровым был составлен проект засыпки Екатерининского канала. На его месте предлагалось обустроить проспект с двумя железно-конными путями, бульвары для прогулок горожан. Бульвар в своей начальной части должен был быть украшен бюстами всех великих князей, царей и императоров, фонтанами и скамейками. Этому участку нового проспекта предполагали дать имя императора Александра II.

Предложенный проект в мае 1869 года императором Александром II в целом был одобрен, но отправлен на рассмотрение компетентной комиссией. Не получив реального разрешения на начало засыпки канала, авторы проекта сразу выдвинули несколько условий: 1) уступить безвозмездно им все материалы, полученные при разборке набережных и мостов; 2) разрешить перенос Банковского моста к Царицыну Лугу и Никольского моста на Крюков канал; 3) разрешить в течение 50 лет эксплуатировать конно-железную дорогу вдоль проспекта Александра II.

На всём протяжении обсуждения комиссией целесообразности засыпки Екатерининского канала возникала масса доводов в пользу и против данного проекта. Несмотря на доводы авторов о пользе будущих бульваров, комиссией были найдены не достаточными доводы о вреде существования искусственной водной артерии. Общественностью широко обсуждалась материальная заинтересованность акционерной компании "Господа Мюссард, Бенуа и Буров" в обладании правом эксплуатации линии конки и в застройки близлежащей освобождавшейся территории. В итоге 31 марта 1872 года Петербургская Городская Дума единогласно отвергла проект засыпки Екатерининского канала.

В 1875 году для Гвардейского Экипажа был построен дом № . В 1879 году по проекту А. К. Крейзера был построен дом №35. Здесь расположились офисы и служебные помещения дома "Русского общества торговли аптекарским товаром".

1 марта 1881 года по набережной Екатерининского канала пролегал путь императора Александра II. Когда его карета выехала на набережную, женщина (Софья Перовская), стоявшая у ограды Михайловского сада, замахала белым платком. К карете подбежал юноша (Николай Рысаков) и бросил под колёса кареты бомбу. Взрывом убило двух казаков и оказавшегося случайно рядом подростка, но Александр II оказался цел. Выйдя из искорёженной кареты, он направился к схваченному террористу. В это время к нему подошёл другой юноша (Игнатий Гриневицкий) и бросил между собой и императором ещё одну бомбу. Этот взрыв стал для них смертельным.

В 1883-1907 годах на месте покушения на императора Александра II был построен собор Воскресения Христова (Спас-на-крови).

В конце XIX века участок левого берега набережной от собора Воскресения Христова (Спаса-на-крови) до Невского проспекта был вымощен просмоленными шестигранными шашками ("торцами"), правый берег - булыжником. Зимой вдоль набережной устанавливали высокие металлические воронки для сброса в них снега. В них он нагревался и стекал в канал.

В сентябре 1882 года в доме №135 поселился со своей семьёй художник Илья Ефимович Репин. За годы жизни здесь Репиным были написаны: "Крёстный ход в Курской губернии", "Не ждали", "Иван Грозный и сын его Иван", "Арест пропагандиста", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Отказ от исповеди" и многие другие полотна. В гостях у художника не раз бывали И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, В. М. Васнецов, Н. Н. Дубовский, В. А. Серов. Семья Репина прожила здесь до июня 1895 года, до момента переезда в казённую квартиру при Петербургской Академии художеств.

Здания в начальной части Екатерининского канала, располагающегося в центре Петербурга, активно перестраивались на рубеже XIX-XX веков. В 1886-1888 годах по проекту П. Ю. Сюзора для Министерства финансов был построен дом №73/13. Позже здесь разместилось Губернское казначейство, здание было надстроено третьим этажом. Из-за близости этой организации Малая Мещанская улица была названа Казначейской. В 1888-1900 годах для Первого Общества взаимного кредита был построен дом № . Тогда же перестраивался для петербургского городского головы В. А. Ратькова-Рожнова перестраивался дом №24. В 1902-1904 годах на углу Екатерининского канала и Невского проспекта было построено здание, известное сейчас как "Дом Книги ".

В 1896 году на месте лодочного перевоза в створе Итальянской улицы был построен деревянный пешеходный Итальянский мост .

Очередное предложение о ликвидации Екатерининского канала и устройстве на всём его протяжении нового проспекта появилось в 1904 году. На этот раз эту идею продвигал архитектор Н. А. Житкевич, активным сторонником которого был П. Ю. Сюзор. Снова на месте проектируемого проспекта планировалось пустить рельсовый транспорт - трамвай. Однако и в этот раз Городская Дума сохранила Екатерининскому каналу право на существование.

Реконструкция обветшавших переправ через канал Грибоедова и возведение новых активно проводились в 1950-х годах. Тогда был возведён Красногвардейский мост . Большая часть канализационных стоков перестала сливаться напрямую в воды канала, когда на протяжении всего русла был сооружён изолированный коллектор. Реконструировались и некоторые жилых здания. В 1960 году дом №73/13 был снесён, на его месте было построено новое современное жилое здание.

В 1975 году напротив Спас-на-крови был построен новый мост Гриневицкого (в память об убийце Александра II). Через этот мост прошла вновь проложенная трамвайная ветка. При её прокладке пришлось отодвинуть ограду Михайловского сада от здания Школы народного искусства, после чего эта ограда перестала быть симметричной относительно собора. В 1998 году мост Гриневицкого был переименован в Ново-Конюшенный.

Канал Грибоедова вырос из речки Кривуши, начинавшейся из болот, находившихся в районе нынешних Конюшенной площади и площади Искусств, которая была соединена с рекой Мойкой. Появился он, как и многое другое, в царствование Екатерины II, а потому назывался Екатерининским (до 1923 года). Несмотря на то, что канал протекает по центру города, русло его петляет, стараясь избегать шумных мест, а потому является удобным местом для прогулок и раздумий. Так как сегодня принято стремиться к истокам, двинемся по нему от того места, где он впадает в Фонтанку, вверх по течению. В этом месте через канал переброшен Мало-Калинкин мост.
Съезжий дом 4-й Адмиралтейской части (1851 г) выходит одной стороной на набережную канала Грибоедова. В нём располагались полиция и пожарные.


Доходный дом К. И. Григорьева (1880 г). Здесь жил и работал художник И. Е. Репин. Сюда приходили его друзья и ученики. В квартире Репина проходили собрания "Товарищества передвижных художественных выставок". По просьбе Ильи Ефимовича домовладелец надстроил здание, соорудив над ним мансарду, в которой живописец написал ряд известных картин ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Иван Грозный и его сын Иван" ...). В 1952 году Калинкина площадь, на которую дом выходит другой стороной, была переименована в площадь Репина.

Противоположная сторона набережной канала Грибоедова начинается доходным домом М. М. Греховой (1910 г). Слева от него здание учебно-производственного комбината Адмиралтейского района (там проходят уроки труда). Оно сооружено в 1936 году.

Дом графа И. А. Апраксина построен на рубеже XVIII и XIX веков. Спроектирован он явно для натур романтичных. Так любовник, в случае неожиданного появления законного мужа, мог прямо из постели прыгнуть в седло припаркованного у низкого балкона коня, не рискуя повредить своё драгоценное здоровье при падении... Подобные места не могут остаться без внимания знаменитых людей. Мемориальная доска сообщает, что здесь жил юный Пушкин. Правда, в настоящее время встречаются заявления, что информация эта не подтверждается. В любом случае, молодой поэт гулял рядом, и, возможно, обратил внимание на удобный балкон... Сейчас здесь расположена гостиница "Домик в Коломне".

Здание 1881 года постройки. В соседнем доме открылся Дворец Бракосочетаний.

Слева особняк А. О. Витали (1850 г). Справа доходный дом С. С. Трайнина (1912 г).

Слева здание 1903 года постройки. Справа 1834 года.

Коломенский пешеходный мост. За ним здание 1915 года постройки (перестроено в 1926 г).

Посмотрим с моста назад.

И вперёд.

Городские власти не оставляют попыток наладить разумный способ сборки мусора. Этот вариант заимствован (или закуплен) в Финляндии. Но похвастаться пока нечем. Недалеко от нашего дома тоже стояли такие же мусоросборники, потом их убрали. К сожалению, европейские задумки плохо сочетаются с привычками российских граждан.
Здание посередине было построено в 1798 году. После этого мужественно выдержало две перестройки. В конце XIX века в нём работала эстонская церковно-приходская школа.

У Аларчина моста случилась задержка. Я обратил внимание, что в последние десятилетия целоваться на улицах стали меньше. Посидят, пива попьют... Выкурят по сигарете... А целоваться не начинают... Может быть, не гигиенично считается теперь? Ведь, миллионы микробов при этом переходят к партнёру. С другой стороны, если такое количество микробов ушло из твоего организма, то в этом есть и положительный момент... Поцелуй получился затяжным. Но красивым...

В этом месте канал Грибоедова пересекается с Английским проспектом. Угловое здание было построено в 1902 году. В начале XX века в нём располагалась редакция журнала "Паяц".

Школа построена в середине XX века на месте рухнувшего дома XIX века.

Здание 1874 года. В последующем было две перестройки.

Доходный дом Т. М. Любищевой (1914 г).

Два здания 1909 - 1910 годов.

Здание еврейской народной столовой и ритуальных бассейнов (1902 г).

Консульство Китая расположилось в бывшем доходном доме 1874 года постройки.

С ним соседствует доходный дом М. А. Макарова (1882 г) с интересной отделкой фасада.

На другой стороне канала церковь святого Исидора Юрьевского при Православном эстонском братстве (1907 г). В начале XX века в Петербурге проживало несколько десятков тысяч эстонцев. Среди них насчитывалось несколько тысяч православных. С 1935 по 1994 годы храм был закрыт. В здании, примыкающем к церкви слева, располагалась школа и иные храмовые службы.

Пересекаем Лермонтовский проспект. Казармы Морского Гвардейского экипажа приобрели современный вид в 1875 году.

Интересное здание получилось в 1936 году из чуть утолщённой триумфальной арки. В нём располагались школа, НИИ, сейчас, в соответствии с веяниями эпохи, бизнес-центр.

Пересечение с Крюковым каналом. На заднем плане дом А. Эрке (1836 г).

Здесь канал Грибоедова вплотную прижимается к Садовой улице, их разделяет узкий сквер. Неоднократно видел здесь юных художников.

На противоположной стороне канала виден Никольский морской собор (1762 г). В советское время не закрывался, был кафедральным.

Молодожёны, возможно, в нём венчались.

Кафедра бокса Академии физической культуры на противоположном берегу.

Канал продолжает виться змейкой и накручивает виражи. Вместе с ним этим же занимаются водноциклисты.

На переднем плане здание 1841 года постройки.

Дом А. Я. Фохтса (1913 г).

На другой стороне набережная взывает о ремонте. Но власти пока ограничились запрещающей табличкой. Учитывая то, что запреты в России возникают вне связи с реальной ситуацией (также, как и законы), жители не обращают на них никакого внимания. В данном случае можно было без проблем идти по пустому тротуару вдоль домов.

Морское инженерное училище (XIX век).

Здание XIX века на углу с проспектом Римского-Корсакова.

Вид на Харламов мост. Проспект Римского-Корсакова уходит вдаль.

Доходный дом Е. П. Варгина (1877 г) при возведении включил в себя существующее ранее двухэтажное строение.

В этом месте канал делает самый крутой изгиб. Место очень тихое, вдоль берега выросли большие деревья.

Особняк архитектора Е. Т. Соколова (1790 г). В 1853 году был перестроен и расширен.

Здание Училища торгового мореплавания (XIX век).

Здание, находящееся на переднем плане, было построено в 1790 году корнетом Конногвардейского полка Д. С. Прохоровым. В XIX веке его арендовала Дирекция Императорских театров для репетиционного зала и размещения актёров. В этом месте через канал Грибоедова переброшен Львиный мостик.

Пешеходный висячий цепной мост был сооружён в 1926 году по проекту инженера В. К. Треттера. Вход на него охраняют две пары львов, отлитых из чугуна. В 1838 году уменьшенная копия моста была сооружена в Берлине. Его пролётное строение и перила сделаны из дерева.

Дом Шенберга (1822 г). Во времена Пушкина в нём находилась театральная школа.

В левом здании (1874 г) проживала и была убита политик и государственный деятель Галина Старовойтова.

Преступников не остановило то обстоятельство, что через один дом находится база ОМОНа.

На противоположной стороне канала выделяется здание Екатерининского общественного собрания (1907 г). С 1912 по 1917 годы в нём работал театр сатиры "Кривое зеркало", в 1920-1922 годах Театр политуправления Балтийского флота, в 1927 - 1939 годах студия "Белгоскино".

Справа доходный дом В. С. Балашева (1884 г). Хозяин здания, будучи любителем литературы, разместил в нём типографию с литографией. Слева Бани Петровых (1880 г). Сейчас, конечно, профиль здания иной.

Доходный дом Ратькова-Рожнова (1888 г) в плане представляет треугольник, выходящий на три улицы. В нём располагался известный трактир с поваром немцем-переселенцем. В числе знаменитых посетителей И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский. Фёдор Михайлович привёз из Германии и подарил заведению фисгармонь "Фортуна" с большой коллекцией пластинок.

Фасад здания украшен скульптурой.

Рядом доходный дом ростовщика И. Д. Зверькова (1827 г). После постройки он стал самым высоким жилым сооружением Петербурга, т.к. в то время разрешалось строить дома не выше 4-х этажей. В 1829 - 1831 годах здесь жил Н. В. Гоголь. Этот дом он описал в своём произведении "Записки сумасшедшего". В нём он начал повесть "Вечера на хуторе близ Диканьки".

В Петербурге ведётся борьба за культуру. Ректор университета и учёный-лингвист Людмила Вербицкая считает важным начать говорить "Искра", "щИпцы", "йогУрт" (ударение выделено заглавной буквой). Встречаются надписи, напоминающие, что Петербург - город высокой культуры (не знаю, нужно ли напоминать культурному человеку, что он культурный...). Теперь начались попытки сгладить проблему следов пребывания огромного количества собак в городе. То, что успехи на этом участке фронта пока невелики, наглядно показывает состояние газонов рядом с тротуарами (на расстоянии длины поводка). Так как каких-либо норм на установку урн в российских городах нет, то случается, что владелец нашкодившего питомца, собрав рукой, обёрнутой в полиэтиленовый пакет, то, что организм собаки счёл ненужным, оглядывается вокруг и, за неимением иного варианта, кладёт пакет, вместе с содержимым, к себе в карман (либо держит руку в кармане). Вот такая приятная получается прогулка...

Несмотря на то, что набережные канала Грибоедова не являются местом интенсивного движения транспорта или пешеходов, во время прогулки, время от времени, нужно отдыхать от находящегося рядом большого города. Можно спуститься к воде и заняться чем-нибудь приятным и содержательным. Например, начать пускать мыльные пузыри...

Школа построена в 1938 году.

Доходный дом на углу со Спасским переулком приобрёл нынешний вид в 1914 году.

Доходный дом 1852 года постройки.

В доме Я. П. Оливье (1840 г) со второй половины XIX века года располагалась фабрика орденов и знаков Д. И. Осипова. Это здание стоит на углу с Гороховой улицей, здесь мы закончим первую часть прогулки по каналу Грибоедова.