Калмыцкая кибитка. История калмыкии

Последний бой «Волка» Санджи по прозвищу «Чон» - «Волк», уводил два десятка своих людей на северо-восток. Здесь уже попадались островки леса, как будто тайга вела свой спор со степью. Но Санджи стремился дальше. Там, в заросших густыми лесами предгорьях и горах Алтая, он надеялся сбить со следа и затеряться от преследовавшего его отряда. В этот раз стражники – «джаргучины» (1) крепко взялись за него. Санджи и его люди были теми, кого называли «Сян кюн» - «хорошие люди». Они угоняли лошадей и скот у богачей и раздавали его простолюдинам. Часть скота они меняли на наконечники стрел, ножи, одежду, да мало ли что может понадобиться людям, стоящим вне закона и преследуемого им. Ведь для государственных чиновников они были бандитами, скотокрадами, а проще говоря, преступниками. Но Санджи никогда не грабил и не нападал на простых людей – «хар ясн» (2). И дело здесь было не в благородстве самого Санджи и его людей – такие как он прекрасно понимали, что стоит им хоть раз разграбить ойратский хотон, и как весть об этом моментально разнесется по Великой Степи. И тогда в других хотонах их встретят не как обычно, с радостью и благопожеланиями, а пулями и стрелами. Их будут травить как волков все, от мальчишки-табунщика до старика, что учит по вечерам малышей понимать тонкости «тодо бичик» (3). Все, а не только стражники, как сейчас. Но в этот раз стражники сели им на след крепко. Все хитрости, которые они применяли, не могли сбить преследовавший их отряд со следа. Санджи применил уже и «тропу лиса» и «петлю» (4), пытаясь оказаться за спиной преследователей, но все без толку. Стражники настигали, и уже по ночам можно было видеть вдали свет их костра. Они видно его особо не скрывали, давя преследуемых психологически – мы здесь, мы идем по вашему следу, еще немного и мы вас настигнем. Оставался еще один, последний способ – поджечь степь и пустить огонь навстречу преследователям. Но ветер дул беглецам в спину, и воспользоваться этим способом не было пока никакой возможности. А сегодня утром урянхаец (5) Кадан, разведывавший местность, прискакал с тревожной вестью. Впереди, осторожно ощупывая местность, двигались разъезды солонов и дауров (6). Сам опытный таежник, приученный беспокойной разбойничьей жизнью быть всегда настороже, Кадан еле избежал встречи с ними. Но дело было в том, что им нечего было здесь делать. Ведь солоны жили далеко в пределах Империи Цин, а дауров император маньчжуров уже давно переселил во внутренние земли своей обширной империи. Единственно, они могли здесь появиться как отряд имперских войск. И дауров, и солонов маньчжуры широко использовали в качестве вспомогательных войск. Теперь вперед идти было нельзя, назад тоже… *** Джаргучин Цэрэн с десятком стражников уже долго преследовал банду Санджи по прозвищу «Волк». Джаргучин действительно гнал самого Санджи и его людей, как волков. Будь под руководством Цэрэна больше людей, он давно бы уже окружил и уничтожил разбойничью ватагу. Но людей не хватало. Джунгария вела очередную войну с могущественной Цинской империей. Ватага Санджи может еще долго не привлекала особого внимания джаргучинов, ее ловили бы, но по инерции, между делом. Но Санджи отбил и угнал лошадей из табунов, что должны были быть переброшены на восточные границы ханства для воевавшей армии. В условиях войны это было уже не просто грабежом, попахивало пособничеством врагу, и Цэрэн получил приказ найти и уничтожить Санджи и его людей. -Докладываю, - к нему подъехал один из дозорных, - в роще обнаружены следы стоянки, самих бандитов нет. Отряд Цэрэна уже выезжал из редкого леса, когда увидели мчавшегося к ним всадника. Это был урянхаец Кадан из банды «волков» Санджи. Его волосы стали бурыми от крови. Содранная кожа висела клочьями. Кровь лилась из многочисленных ран, ручейками стекая на седло. Несколько воинов тут же бросились к нему, сняли с седла и положили на землю. Кадан приоткрыл глаза и взглянул на Цэрэна. - Имперцы, - прохрипел он, - их много… Уходите отсюда, уводите людей… если успеете… *** Двое мужчин сидели на вершине холма. Их люди усердно трудились, рубя деревья и спешно делая из них вал. Цэрэн и Санджи-«Волк» с интересом смотрели друг на друга. Примерно одного возраста, они были чем-то похожи – разворотом широких плеч, открытым, смелым взором, даже в том, как они поворачивали головы и отдавали приказы, было что-то схожее. Эти двое нашли между собой общий язык сразу, да и не удивительно, сложись что-то в жизни по другому, и Санджи бы сейчас вел стражников, а Цэрэн был бы преследуемым, загнанным волком. Цэрэн уже послал гонца в ставку-ургу хунтайджи (7) с предупреждением, что имперский маньчжуро-китайский отряд идет, чтобы с неожиданной стороны ударить по ойратским становищам. Со стороны северо-востока имперцы никогда не нападали, считая, что перебрасывать так далеко большое войско не рационально. В этот раз маньчжуры видно решили все же нанести неожиданный удар. Удар по ставке самого хунтайджи. Имперцев было не очень много – всего тысяч пять-семь, все «о-двуконь» (8). Немного для Цинской империи. Ведь император легко мого выставить несколько сотен тысяч солдат. Но для Джунгарии это был уже целый корпус - тумен (9). А для готовившихся на холме к своему последнему бою людей, это было и вовсе несметное множество… Укрепление было построено, люди готовились к бою, а их предводители вели неторопливый разговор между собой. - Я ведь очень много знаю про тебя, Санджи. Ты был «цергче» (10), потом за храбрость и воинское умение тебя назначили «аравтын нойоном» (11), но ваш полк был разбит, зайсанг погиб, а вы не смогли отбить его тело и бежали. Всех вас, кто выжил, одели в женские одежды, набили колчан навозом и так водили по хотонам. Ты не стал возвращаться с позором домой, а ушел в степь, собрал вокруг себя беглецов и стал «сян кюн» - «хорошим человеком», а проще говоря, разбойником. И чего ты добился… Десять лет уже скитаешься по степи, как волк-одиночка, без семьи… - Ну и что, Цэрэн. Ты же знаешь, каждый ойрат поэт. Послушай: Хоть прострелен бок наш, Мерзнем днем голодным, Пусть в нужде мы вечной, Но зато свободны! (12) А что ты можешь мне предложить, Цэрэн? Я свободен, как ветер. Сейчас вскочу на коня и никакие имперцы мне не страшны. Кто я для них – мошка… - Да, ты можешь убежать. Я останусь, хоть мне и очень хочется жить. Но если я сейчас отступлю, враги ударят оттуда, откуда их никто не ждет. Наши хотоны превратятся в пепел. А если погибнет хунтайджи, страна погрузится в хаос. Мой отец был с теми, кто до последнего оставался с Галданом (13). Знаешь, однажды хунтайджи мог выдать моего отца и других воинов на расправу имперцам. Что значила судьба моего отца и других бывших с ним для хунтайджи? Ничего. Кем они были для него? Никем. Но хунтайджи предпочел не выдавать их и начать войну! Иногда и один человек способен на многое… Каждый ойрат – поэт, ты прав, поэтому я скажу так: Смерть за достойного – славная смерть. Великой жизни она равна, Жизнь пожертвуй за душу ту, Тысячам душ которой цена! (14) Мне хочется жить, но Долг велит мне остаться и принять бой… Да, а ты знаешь, что мужчины вашего хотона считаются теперь храбрецами из храбрецов. Ведь Очир, сын вашего погибшего зайсанга вырос и снова собрал свой полк под боевым знаменем. Он еще молод, но уже заслужил славу хорошего командира, а его люди доблестно сражались там, на востоке, и никто уже не смеет их упрекнуть в минувшей слабости… Кстати, сейчас они охраняют саму ставку-ургу джунгарского хунтайджи. Они искупили свою вину! Они, а ты, Санджи? Что ждать от тебя сегодня? Опять побежишь… Глаза Санджи недобро блеснули, рука непроизвольно сжала рукоять ножа. Но Цэрэн, не отводя взора, смотрел ему в лицо. Смотрел взглядом честного человека, до конца готовившегося исполнить свой долг. Долг командира, воина и мужчины… И Санджи опустил голову… *** Зайсанг Очир вел свой полк на северо-восток. Четыре дня назад гонец на взмыленной лошади принес тревожную весть, что имперский отряд движется на ургу-ставку. Очир получил приказ выступить и отразить неожиданную атаку вражеских войск. Далеко впереди скакали разведчики и дозорные, а сам зайсанг со своими восемью сотнями людей двигался в походной колонне. Имперцы видно знали об их приближении, внезапного удара по ставке-урге не получилось, разведчики доносили, что враг поспешно отступает, и Очир вел своих воинов вперед. Они достигли небольшой лощины и холма, чья вершина была укреплена баррикадой из поваленных наспех деревьев. Следопыты рассыпались во все стороны. Судя по следам, три десятка ойратов столкнулись здесь с большим отрядом имперцев. Имперцы шли колонной, словно не собираясь вступать в бой. Дальше, в узкой лощине между холмами, Очир обнаружил мертвую лошадь, потом еще одну, и еще. Кровавые пятна на траве отмечали места, где не так давно лежали убитые имперские солдаты. Выше, на склоне холма, в траве мелькнуло что-то белое. Это был мертвый ойрат, изуродованный и раздетый. Повсюду в траве лежали сломанные стрелы. По следам Очир четко представил картину произошедшего здесь боя, как будто сам был его очевидцем. Видимо ойраты укрепились на холме. Стражники и часть «волков» Санджи прятались за поваленными деревьями, а несколько разномастно одетых и вооруженных разбойников изображали испуганных охотников. Имперцы, решив, что они мирные звероловы, которые хотят отсидеться в своем укреплении, не обращали на них внимание и шли мимо. И тогда ойраты нанесли удар. Их первый удар был страшен. Ливень пуль и стрел, выпущенных почти в упор, косил цинских воинов. Несколько десятков имперских солдат полегло сразу. Несколько раз маньчжуры и китайцы бросались в атаку. Ойраты отбивали их стрелами и ружейным огнем. Но потом стрелы и пули иссякли и вал атакующих имперских солдат захлестнул укрепление. Очир добрался до вершины холма и мрачно огляделся. Все, что осталось от отряда Цэрэна и «волков» Санджи, - изувеченные, раздетые тела, покрытые кровью и славой, - лежало здесь, в небольшой ложбинке не вершине холма. Три десятка тел… Цэрэн и Санджи продержались дольше всех. Видно, они долго сражались, стоя спина к спине, пока имперцы не расстреляли их из ружей и луков. Они так и полулежали спиной друг к другу на вершине холма. Отдавая дань уважения храбрецам, имперцы не раздели их. Цэрэн был в своих доспехах, прострелянных во многих местах. Рядом полулежал Санджи. На его лице застыла угрюмая усмешка. - Похороните их, - устало сказал Очир. - Командир, но ведь часть из них просто разбойники, а тот на вершине это Санджи – «Чон», мы его знаем, может бросить их тела просто так, - усомнился один из сотников. Очир еще раз оглядел поле боя и сказал: - Нет! Похороните их всех вместе. Здесь нет стражников и разбойников, здесь лежат ойраты. Ойраты, погибшие за Джунгарию!

Этноним основной

Название калмак появилось в тюркских языках, оно означает "отколовшийся", поскольку калмыки произошли в результате отделения части населения от монгольских племен. В русских письменных источниках этноним калмык появился в конце 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание калмыков – хальмг, оно восходит, видимо, к тюркскому "остаток" (имелись в виду часть ойратов, не принявших ислам).

Другие этнонимы

Территория расселения

Большинство калмыков проживает в Республике Калмыкия - 146,3 тыс.чел. (45,2% населения) по переписи населения СССР 1989 г. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии и на Кавказе, из стран так называемого "дальнего зарубежья" – в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.).

Численность

Численность калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом:
1926 г. - 131 тыс.,
1937 г. - 127 тыс.,
1939 г. - 134 тыс..
1959 г. - 106 тыс.,
1970 г. - 137 тыс.,
1979 г. - 147 тыс. чел.,
1989 г. - 174 тыс.чел.,
из них в РФ - 166 тыс.чел.

Этнические и этнографические группы

До 20 в. для калмыков было характерно наличие племенных группировок – дербетов, торгоутов, хошеутов и олеутов .

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки – монголоиды, но в отличие от классических моноголоидов благодаря смешению с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше переносье.

Язык

Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

Письменность

Калмыцкий алфавит был создан в сер.17 в. на старомонгольской графической основе. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа.

Религия

Верующие калмыки исповедуют ламаизм, который является ответвлением буддизма, часть калмыков – православные.

Этногенез и этническая история

Как отдельный этнос калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Здесь они приняли российское подданство. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, мигрировали в США, Францию и некоторые другие страны, где сейчас проживают их потомки. В 1920 г. была создана Калмыцкая АО, преобразованная в 1935 г. АССР. В 1943 г. калмыки по обвинению в массовом предательстве были депортированы в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, во время депортации погибло более трети народа. В 1957-1958 гг. калмыки вернулись на место прежнего проживания, была восстановлена национальная государственность. С 1992 г. ее название - Калмыцкая Республика–Хальмг Тангч.

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, бурдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью, разводился также крупный рогатый скот – коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Выращивались зерновые – рожь, пшеница, просо и др., технические культуры – лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные – тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны ) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа. Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двухстворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности, слева от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Традиционная одежда

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, она имела белый цвет, и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков "краснокисточные". Обувью были мягкие кожаные сапоги черного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, женщины также носили бирз – широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка, женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники черного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения – серьги, заколки, шпильки и др. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Пища

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда делались из баранины и говядины, менее употребительны были остальные его виды. Варили мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком, лапшу с мясом и луком, береки – крупные пельмени, популярен был дутур – тушеные в воде мелко нарезанные внутренности, запекали мясо в закрытой посуде, раньше – целой тушей в земле. Разнообразны были блюда из молока – сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего. Повседневным напитком был джомба – чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия – пресные лепешки в бараньем жиру, борцог – кольцеобразные лепешки, круглые в сечении, целькг – тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была эрк - молочная водка.

Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов – потомственной аристократии, буддийского духовенства – гелюнгов и лам. Сохранялись родо-племенные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Духовная культура и традиционные верования

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности которые передавала семья жениха семье невесты могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених – дракона, но не наоборот, так как "дракон пожрет зайца", то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовило само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и "счастливый" день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления – шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились в частности в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу с взаимными поздравлениями и благопожеланиями.

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи, это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Библиографии

Классические работы

Общие работы

Калмыки // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. - С. 178-181.

Культура и быт калмыков (этнографические исследования). Элиста, 1977.

Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964.- С. 742-770.

Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. (2-е изд.). Элиста, 1980.

Исследования отдельных аспектов культуры и этнической истории

Ашилова Д.О. Этническая антропология калмыков (соматологическое исследование). Элиста,1976.

Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Элиста,1980.

Дарбакова В.П. К этимологии этнонима калмык // Этнонимы. М.,1970.

Калмыцкое народное искусство. Элиста,1970.

Ламаизм в Калмыкии. Элиста,1977.

Номинханов Д.Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста,1969.

Проблемы этногенеза калмыков. Элиста,1984.

Сычев Д.В. Из истории калмыцкого костюма. Элиста,1973.

Исследования, характеризующие отдельные региональные группы

Чебоксаров Н.Н. Калмыки Западного улуса // Антропологический журнал. 1935. № 1.

Публикации источников

К истории образования Автономной области калмыцкого народа. (Октябрь 1917 - ноябрь 1920). Сб. документов и материалов. Элиста, 1960.

Калмыки по своему происхождению принадлежат к западной ветви монголов и в пределах Поволжья впервые появились в XVII в. Оставив свою родину - Джунгарию, они, под предводительством своего хана Хо-Юрлука, двинулись на север и в 1630 г., ворвавшись в Европейскую Poccию, заняли обширное степное пространство по правую сторону низовья Волги, подчинили своей власти кочевавших здесь татар, туркмен, ногайцев, эдшикульцев, эдисанцев и других народцев и начали свои разбойничьи набеги на русские поселения. В один из таких набегов Хо-Юрлук напал на Астрахань, мечтая восстановить Золотую орду, но был убит. Калмыки поняли, что бороться с Московским государством им не под силу, и должны были признать верховным своим повелителем великого Московского государя и дать шертную запись, по которой обещались «быть у Московского царя в вечном послушании». Однако послушание оказалось фиктивным. Почти полтора века калмыки продолжали делать нападения на русских, «грабили их, брали в полон и учуги разоряли». Все Поволжье - до Самары и Симбирска - трепетало от калмыцкой орды. Только с 1771 г., когда русское правительство разместило в кочевьях орды постоянные воинские команды, строго ограничило самодержавие ханов и подчинило их контролю русской администрации, организованные разбои мало-помалу прекратились. Но калмыки, недовольные таким порядком вещей, под предводительством своего хана Убаши в том же году огромной частью своей орды покинули пределы Poccии и бежали к себе на родину, в Монголию; осталось не более 5000 семей, или кибиток, живших по правую сторонy Волги и, по случаю разлива реки, не успевших присоединиться к беглецам.

Потомки их до сих пор живут в России под именем приволжских, придонских и ставропольских калмыков, главным образом в степном пространстве между Ергенями, Волгой, побережьем Каспия и Кумой. Таким образом, в рассматриваемой области они занимают так называемую Калмыцкую степь, то есть юго-западную часть Черноярского и западные части Енотаевского и Астраханского уездов. Общественное устройство оставшихся калмыков, в видах постепенного подчинения их русскому законодательству, было несколько изменено: власть хана уничтожена, и весь калмыцкий народ разделен на семь отдельных (впоследствии образовано было восьмое) владений или улусов. Основанием для такого разделения калмыцкой орды послужило число старших в роде нойонов, происходивших из ханских родов и получавших власть наследственно. Им были подчинены все калмыки - простолюдины не только в экономическом, но и в судебно-административном отношении, даже с правом собирать с них «албан», то есть подать в свою пользу. Каждый улус состоял из нескольких родов (оток), которые делились на аймаки, не имевшие определенной численности и распадавшиеся, в свою очередь, на хотоны. Для ближайшего управления аймаками нойоны раздавали их обыкновенно своим родственникам, которые получали звание зайсангов. Нойоны могли не только назначать зайсангов, но и отнять у провинившегося зайсанга аймак; тем не менеe в силу укоренившегося обычая наследственности зайсанговского звания, из этих правителей образовалось особое сословие зайсангов. Из общего улусного строя выделялось духовенство, свободное от податей и имевшее для своего содержания особую челядь - «шабинеров», составлявшихся из людей различных родов, переданных родоправителями хурулам (монастырям) и ламам.

В 1834 г. было издано «Положение об управлении калмыцким народом», имевшее в виду дальнейшее регулирование калмыцкой жизни. Старое деление калмыков на улусы и их родовые правители - нойоны были оставлены, но наследством и сопряженными с ним правами на владение калмыцким народом мог пользоваться исключительно старший сын. В случае бездетности нойона улус делался коронным и переходил в заведование особого правителя, назначаемого на срок, по воле русского начальства, а входившие в состав улуса калмыки обращались в государственных крестьян и платили албан уже не наследникам умершего нойона, а в общегосударственную казну. Кроме того, «Положением» власть нойонов была сильно ограничена: им воспрещалось дробить улусы между своими сыновьями, они лишались прежнего владения калмыками на основании крепостного права и не могли ни продавать, ни закладывать, ни дарить своих людей; прежде неограниченные их поборы были исчислены теперь в 7 р. 14 коп. с каждой кибитки. Звание зайсангов, как аймачных правителей, было признано также наследственным и должно было переходить к старшему в роде; остальные родовичи, хотя и носили звание зайсангов, но не имели никакого отношения к делу управления.

В 1892 г. в степях наконец обнародован был закон, по которому калмыки совершенно освобождались «от обязательного отношения к их привилегированному сословию». Все особые права нойонов и зайсангов отменены, и калмыкам-простолюдинам предоставлены права свободных сельских обывателей. Денежные сборы в пользу нойонов и зайсангов также были отменены, а взамен их каждая калмыцкая кибитка обложена податью по 6 руб. в год в пользу казны. Управление калмыками всецело сосредоточено в руках улусных попечителей и их помощников, а родовым общинам предоставлено управляться, взамен зайсангов, чрез особых выборных из народа, на правах волостных старшин. Таково в общих чертах историческое прошлое калмыков.

Характер калмыков отличается двойственностью. От природы они искренни, доброжелательны, всегда готовы оказать услугу, отличаются строгой честностью в исполнении принятых на себя обязательств, сердечностью во взаимных отношениях и общественной солидарностью. Но эти лучшие стороны своего характера, в силу исторических причин, они обнаруживают только в отношениях к своим; в сношениях же с русскими они скрытны, недоверчивы...

Не будучи разборчив в пище, калмык... всему предпочитает козье и баранье мясо. Последнее считается даже целебным - именно крепкий навар с него, называемый «шулюмом», калмыки употребляют как лекарство. Хлеб все очень любят, но печь его не умеют. Вместо хлеба приготовляют «пышки», выпекаемые в горячей золе из круто замешанного теста из ржаной или пшеничной муки, без соли; печенье это не вкусно и в сухом виде неудобосъедаемо. Кроме пышек, из муки же приготовляется «будан» - молоко, смешанное с мукой и прокипяченное в котле; бедняки приготовляют будан просто на одной воде. Богатые лакомятся также «бормонциксами», то есть шариками из пшеничного теста, жаренными на бараньем сале. Самой же обычной, постоянной и незаменимой пищей служит «калмыцкий чай». Приготовляется он из прессованного плитками чайного сора, который крошится ножом, толчется в порошок и бросается в кипящую в котле воду. После достаточного кипения к чайному навару прибавляют соль, муку, бapaний жир или же масло, и чай готов. Пьют его из деревянных маленьких чашечек с хлебом и пышками. Богатые сдабривают запах «чая» порошком из мускатного ореха. «Чай» для калмыков составляет органическую потребность, и без него они обходиться не могут, употребляя его в невероятном количестве; поэтому, нанимаясь куда-нибудь на работу, ставят непременным условием, чтобы их поили чаем. Из молочных продуктов калмыки приготовляют арьян - квашеное молоко, из которого выделывается спиртной напиток, известный под названием араки, или калмыцкой водки. При выделке ее остается род творога - бозо, из которого приготовляется калмыцкий сыр. Зимой его варят в воде с мукой, летом едят сырым с маслом. Из овечьего молока приготовляют сладковатый сыр, а из кобыльего - кумыс.

Жилище калмыков находится в зависимости от их образа жизни. До самого последнего времени калмыки оставались такими же кочевниками-скотоводами, какими и были на своей родине - в Монголии. «Где развел огонь - там и жилище, где привязал коня - там и пастбище», - говорит калмыцкая пословица. Кочуя со своими стадами с места на место, калмык должен иметь и переносное жилище, каковым и является кибитка, или юрта, представляющая из себя войлочный шалаш на деревянном остове. Освещается кибитка только через харачи, или верхнее отверстие юрты, служащее вместе с тем и дымником. Убранство юрты составляет низкая кровать с несколькими войлоками. Влево от кровати помещается ящик, в котором хранятся «бурханы», или кумиры, и другие предметы, а равно все драгоценности калмыков. Перед бурханами ставится маленький деревянный, украшенный резьбой, красками и позолотой столик, с серебряными или медными чашечками, в которые кладутся жертвы: вода, масло, пшеница и лакомства. Необходимую принадлежность семейной кибитки составляют таган и котел, занимающие средину кибитки; этот очаг, на котором варится пища, почитается священным местом. Вот и все убранство незатейливого жилища калмыка.

Русским правительством был предпринят целый ряд мер к тому, чтобы приучить калмыков к оседлости, но эти меры не имели достаточного успеха. В 1846 г., в видах заселения дорог, пролегающих через Калмыцкую степь, было основано по тракту, идущему из Астрахани на Ставрополь, 44 станицы, каждая в 50 дворов русских крестьян и в 50 дворов калмыков, с отводом поселенцам земли по 30 дес. на душу; за поселенцами-калмыками, кроме того, сохранилось право на участие в пастьбе скота на общих землях; наконец, каждому калмыку выдавалось еще при поселении по 15 руб. Несмотря на такие льготы, калмыки ни на одном из отведенных им участков не поселились, и выстроенные для них дома остались незанятыми; только русские крестьяне быстро заняли лучшие из отведенных мест, и таким образом среди калмыков появилось значительное число русских поселений. В 1862 г. предположено было основание новых, небольших калмыцких поселков, тянущихся чрез всю степь, с востока на запад, по линии так называемого крымского тракта. Колонизация эта была опять неудачна: калмыки не селились вовсе. С этого времени началось генеральное межевание калмыцких земель и наделение ими калмыков для оседлого поселения: нойонам было нарезано по 1500 дес., аймачным зайсангам - по 400 дес., безаймачным - по 200 дес., а простолюдинам - от 20 до 60 дес., смотря по качеству избираемой земли. Только эта последняя мера до некоторой степени содействовала переходу калмыков от кочевого к оседлому образу жизни, хотя и повлекла за собой сокращение калмыцкого скотоводства.

Со времени разверстки земли между отдельными калмыцкими родами и с ограничением количества ее район кочевий поневоле должен был сузиться и войти в точно определенные границы. Нужда заставила избирать определенные места для зимних стоянок и на них устраивать базы, то есть защиты для скота от зимних вьюг и буранов.

Необходимость взаимопомощи заставила калмыков селиться не одиноко, а «хотонами», то есть группами кибиток, по преимуществу в местах зимних стойбищ. Эти-то зимние хотоны с базами, огородами и кое-где торчащими землянками являются зародышами будущих калмыцких оседлых поселений на русский лад.

Постройки делаются пока еще неумелыми руками - приземисты, косы, кривы, с подслеповатыми окнами, с низкими и узкими дверями, и в расположении их замечается полное отсутствие симметрии и плана. Материалом для построек, вследствие отсутствия леса, служит «саман», то есть сырцовый кирпич (глина с навозом и соломой), затем просто грязь, смешанная с соломой, и курай (степной бурьян), в изобилии растущий на распаханных полях.

Главным занятием калмыков, как мы уже сказали, служит скотоводство. Впрочем, с начала семидесятых годов XIX столетия, в силу многих неблагоприятных условий, как то: частых чумных эпизоотий, уничтожения камышей, служивших естественной защитой для скота от зимних буранов, стеснения в свободе перекочевок, суровых зим, гололедицы и пр., скотоводство и овцеводство стали быстро падать.

Хозяйство калмыцкое ведут почти исключительно женщины; они доят коров, чинят кожи, шьют одежду и обувь, приготовляют полсти, собирают аргал (скотский помет) для топлива, чинят и ставят на место кибитки, носят воду, варят пищу и пр. Сами же калмыки, кроме дозора за скотом и летом косьбы трав и хлеба, за редкими исключениями, решительно ничем не занимаются. Впрочем, за последнее время, ввиду сокращения скотоводства, многим приходится искать заработка на стороне и наниматься на разного рода работы, главным образом на рыбные и соляные промыслы, где владельцы промыслов оказывают им даже предпочтение перед другими рабочими за их необыкновенную выносливость и неприхотливость.

Калмыки исповедуют буддийскую религию, но относительно понимания духа ее стоят на невысокой ступени и суеверны; учения Будды не понимают не только простолюдины, но и их гэлюны, то есть духовенство. В основу своих верований они ставят десять заповедей положительного и отрицательного характера - добрых и злых (черных) дел. К черным делам относятся: лишение жизни, грабеж, прелюбодеяние, ложь, угрозы, грубые слова, празднословие, зависть, злоба в сердце; добрые дела: миловать от смерти, делать подаяния, соблюдать нравственную чистоту, говорить приветливо, говорить всегда правду, быть миротворцем, поступать по учению священных книг, быть довольным своим состоянием, помогать ближнему и верить в предопределение. К духовному местному главе своей религии «бакше» (учителю) калмыки относятся с глубоким уважением. Наружные знаки уважения простираются до того, что целуют след его и пьют воду, которой он моет руки и лицо во время служения; последнее делается с уверенностью в святости и целебности такой воды. К гэлюнам же и гоцулам (священникам и диаконам), благодаря их невоздержной жизни, в особенности пьянству, строго запрещенному буддизмом, народ потерял уважение и подчас относится даже иронически.

Калмыки вступают в брак в очень раннем возрасте: с 16 лет, а девушки с 14. Невесту выбирают родители или родственники жениха. Сватовство тянется очень долго, и свадьба совершается не прежде, чем жених уплатит родне невесты все, что следует по обычаю и договору - на покупку водки, одежды, подарков для невесты и припасов для брачного пира; все это обходится недешево - иногда 100 и более рублей. Перед свадьбой в доме жениха и невесты бывают пирушки, количество которых соответствует достатку брачующихся; но по одной пирушке делается непременно у каждого, так как на этих празднествах доставляются свадебные подарки. Перед свадьбой обе семьи прикочевывают поближе друг к другу. Самая свадьба совершается в кочевье невесты, но в юрте жениха; по окончании брачных торжеств молодые перекочевывают в кочевье новобрачного. Религиозные свадебные обряды представляют смесь шаманских и буддийских верований. При совершении браков духовенство участвует только в богатых семьях, у бедняков же брак есть чисто гражданский акт, основанный на словесном договоре между родителями брачующихся. Калмыцкие женщины отличаются редкой у других поволжских инородцев чистотой нравов: среди них почти совсем не встречается нарушения супружеской верности; также безупречно и поведение девушек: случаи рождения детей до замужества чрезвычайно редки, и для опороченной девушки почти невозможно найти себе мужа.

Религия и обычное право у калмыков дозволяют многоженство, но оно не в обычае народа, и им, как роскошью, пользуются только богатые люди, да и то чрезвычайно редко и по каким-нибудь уважительным причинам, например по случаю бесплодия жены и пр. В свадебных обычаях сохранились пережитки умыкания невест: так, жених должен силой увезти жену из родительской кибитки, причем родственники и соседи невесты оказывают ему сильное противодействие; молодые родственники жениха до самого конца брачного пира ездят верхом вокруг кибитки, в виде сторожевой охраны, как бы наблюдая за тем, нет ли погони за невестой или же попыток хитростью увезти ее от жениха. Развод, по обычному праву калмыков, совершается очень легко, так как муж всегда волен возвратить жену ее родителям, и это не возбуждает никаких неудовольствий, если только муж честно возвратит назад приданое. Справедливость, однако, требует отметить, что, несмотря на такую легкость развода, калмыки прибегают к нему редко.

* По книге: Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей/Под ред. П.П. Семенова и под общим руководством В.П. Семенова и акад. В.И. Ламанского. Том шестой. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. - СПб.: Изд. А.Ф. Девриена, 1901. Печатается с небольшими сокращениями, особенно относящимися к наименее «политкорректным» местам изложения.

09.10.2010 14:28

Когда-то калмыки были кочевниками и жили в сборно-разборных, покрытых кошмой жилищах, называемых кибитками. Легкие, очень удобные, зимой в них было тепло, а жарким летом - прохладно. Правда, в них жили те, кто побогаче. У бедняков, неимущих были джолумы. Отличались они и внешним видом, и размерами. Кибитка была намного выше джолума, больше и по объему, имела четыре угла, настоящую дверь из дерева или войлока. Деревянный остов кибитки состоял из 6-8 решеток - терме, верхнего круга - харачи и двустворчатой двери. Решетки и верх кибитки делали из длинных, круглых или квадратных жердей - унин, верхние концы которых были заостренными. Жердей требовалось много, от 66 до 146. Концы унинов туго связывали между собой. Все снаружи покрывалось кошмой, которую укрепляли прочными веревками - бечевкой, сплетенной из волос хвостов животных - килhсн арhмж.

Для кибитки требовалось несколько видов кошмы. У богатых она, как правило, была белого цвета. Для стен нужно четыре эмчи - плечики, четыре иргебчи, четыре турго (квадратные) плюс дверная кошма. Две кошмы (деевр) покрывали верх кибитки от харачи до головок терм. Еще одна кошма покрывала верхний круг - харачи. К ней прикрепляли специальную бечевку, за которую хозяйка могла открывать и закрывать харачи, через которую выходил дым от очага, а также проникал солнечный свет. Утром калмычка, выйдя из кибитки, поворачивала направо, открывала харачи. Вечером же, наоборот, шла налево, закрывала харачи. В суровые зимы калмыки покрывали кибитки еще одним слоем кошмы. Джолумы представляли собой упрощенный вариант кибитки, без решеток-терм. Кошма чаще всего была ветхой, черного цвета. Иногда ее заменяли чаканом.

И в кибитке, и в джолуме внутри все предметы находились в строго отведенном месте. Посредине устраивали очаг. Здесь стоял таган, на который ставили чугунок - котел с деревянной крышкой. Рядом лежали ухват для котла, кочерга для укладки кизяка и поддерживания жара в очаге. С левой стороны кибитки стоял шкаф - укуг, в котором хранили продукты. На шкаф складывали посуду Возле шкафа стояли два деревянных ведра с коромыслом. Рядышком - деревянный столик. Когда надо было отобедать, столик выдвигали к середине кибитки, ставили на него пиалы, посуду с едой и усаживались вокруг него всей семьей. С правой стороны находился баран - сундук. У богачей это были несколько сундуков, сложенных друг на друга и покрытых красивым ковром. В сундуках хранили праздничную одежду, украшения, оружие. На баран складывали ковры и кошму. Обычно у состоятельных калмыков и гелюнгов земляной пол кибитки был устлан кошмой и коврами, стены задрапированы ситцем или коленкором. Бедняки имели лишь ширдыки - войлочные подстилки, которые предлагали гостям. Калмычки часто мазали земляной пол жидкой глиной, поэтому в кибитке было всегда уютно. В правом углу кибитки за решетки натягивали веревку, на которой развешивали повседневную одежду. Рядом устанавливали шутян - иконы. Поодаль от очага стоял деревянный жбан - кув. В нем собирали чигян. Хозяйка деревянной мешалкой сбивала чигян, отделяла масло, остатки сливала в большой котел и варила калмыцкую водку.

Решетки калмыцкой кибитки использовали для всего. Натягивали веревки между ними, на которых сушили мясо, вешали различные предметы. У порога лежал обязательно топор. Степняки имели и ружье, ведь в безлюдной степи мало ли что могло случиться. На овец часто нападали волки. Поэтому на ночь дверь кибитки прочно укреплялась. В жаркий день обычно приподнимали нижнюю часть кошмы, чтобы свежий воздух проходил вовнутрь. Ночью кибитка освещалась светильниками, наполненным растопленным салом. Фитилем служила тряпица. Бедняки использовал золу или кизяк, пропитанный салом. Богачи имели керосиновые лампы, свечи.

Калмыцкая кибитка была очень удобным для кочевников жильем. Теплая, сухая, она быстро разбиралась и собиралась. Не подвергалась разрушению от ветра, так как веревки, которыми скрепляли решетки, жерди, харачи и кошму, завязывали калмыцким узлом, которые отличались особой крепостью. По тому, как сделан калмыцкий узел, судили о мастерстве человека, завязавшем его, В кибитке принимали гостей, устраивали торжества, религиозные обряды. Зимой в ней спасали от холода новорожденных гелят, ягнят, жеребят В средней по размеру кибитке могли жить от 6 до 12 человек.

С. Ользеева, Традиции калмыков


Сами же калмыки называют себя хальмг (что означает «оставшийся») или ёёрд (от дёрвн ёёрд , что означает «четверо близких», «четыре союзника»). Калмыки КНР (Ойраты) также называют себя ойрат-монголами,т.к. в КНР все монголоязычные народы (ойраты, халхи, буряты и др.) называются монголами. Калмыцкий народ подразделяется на четыре крупных подразделения, или поколения, как называли их русские в - торгуты (торгоуты), дербеты (дёрвюды), хошоуты (хошуты) и олёты (зюнгары). Часть торгоутов, дербетов и олётов (зюнгаров), живших рядом с донскими казаками и активно с ними взаимодействовавшая, приняла название бузавы.

Территория расселения

Калмыки (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты), бузавы) проживают в Республике - 173,996 тыс.чел. (более 50 % населения) по Всероссийской переписи населения 2002. Большие группы калмыков (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольский и Боротала-Монгольский автономные округа Синьцзян-Уйгурского автономного района ; провинция Цинхай КНР) - по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (аймаки Ховд и Увс) - около 150 тыс. человек. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии - свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» - в (2 тыс.чел.) и (1 тыс.чел.)

Численность

Численность волжских калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом: 1926 г. - 131 тыс., 1937 г. - 127 тыс., 1939 г. - 134 тыс.. 1959 г. - 106 тыс., 1970 г. - 137 тыс., 1979 г. - 147 тыс. чел., 1989 г. - 174 тыс.чел., из них в Республике Калмыкия - 166 тыс.чел. В Афганистане также проживают ойраты (калмыки) оставшиеся там после завоеваний Чингиз-хана.

Этнические и этнографические группы

До 20 в. для калмыков было характерно наличие племенных группировок - дербетов, торгоутов, хошеутов и олётов (зюнгаров). На современном этапе происходит активное смешение родов и формирование единой калмыцкой нации.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки - монголоиды, но в отличие от классических монголоидов в результате смешения с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше переносье.

Язык

Письменность

Религия

Калмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм).

Этногенез и этническая история

Этногенез калмыков недостаточно хорошо изучен. Но Калмыки широко упоминаются в связи с возвышением легендарного завоевателя . Согласно биографам Тимура, его молодость прошла в борьбе с оккупировавшими его Родину Калмыками (Гетами) кашгарского хана. Возмужавший Тимур изгоняет завоевателей-калмыков-гетов из своей страны и начинает походы на Запад и Юг. Английские исследователи XVIII века (Gibbon и др.) отождествляют Гетов-Калмыков времен Тимура с массагетами античных времен, остановившими продвижение Александра Македонского в Центральной Азии. Калмыки также упоминаются в произведении Чингиз Наме , которое традиционно датируется XIII веком.

По одной из версий, калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Считается что там они приняли российское подданство и с 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство, которое было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину.

Оппоненты же, в частности, обращают внимание на то, что калмыки упоминаются в русских источниках еще XVI века, что связи с калмыками всегда осуществлялись по линии Коллегии Иностранных Дел Российской Империи и передача калмыцких дел в ведение Министерства Внутренних Дел произошла лишь в 1825 году.

Как бы то ни было, первые упоминания о калмыках в русских источниках относятся к началу , времени царствования . Себастьян Мюнстер, издавший свою «Космографию» в 1544 году, получил сведения о калмыках от русских информантов.

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью, разводился также крупный рогатый скот - коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и калмыков, проживающих на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Выращивались зерновые - рожь, пшеница, просо и др., технические культуры - лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные - тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа. Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двухстворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности, слева от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Традиционная одежда

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, она имела белый цвет, и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги черного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, женщины также носили бирз - широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка, женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники черного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения - серьги, заколки, шпильки и др. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.

Пища

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда делались из баранины и говядины, менее употребительны были остальные его виды. Варили мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком, лапшу с мясом и луком, береки - крупные пельмени, популярен был дутур - тушеные в воде мелко нарезанные внутренности, запекали мясо в закрытой посуде, раньше - целой тушей в земле. Разнообразны были блюда из молока - сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего. Повседневным напитком был джомба - чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия - пресные лепешки в бараньем жиру, борцог - кольцеобразные лепешки, круглые в сечении, цельвг - тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была арьк (арака)- молочная водка..

Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов - потомственной аристократии, буддийского духовенства - гелюнгов и лам. Сохранялись родо-племенные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Духовная культура и традиционные верования

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности которые передавала семья жениха семье невесты могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених - дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовило само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления - шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями.

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи, это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

См. также

Ссылки