Какой ветви славянских племен не было. Образование Древнерусского государства

Славяне – пожалуй одна из самых больших этнических общин в Европе, о природе происхождения которой ходят многочисленные мифы.

Но что мы на самом деле знаем о славянах?

Кто такие славяне, откуда пришли, и где находится их прародина, попытаемся разобраться и мы.

Происхождение славян

Существует несколько теорий происхождения славян, согласно которым одни историки относят их к постоянно проживающему на территории Европы племени, другие к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, есть и множество других теорий. Рассмотрим их последовательно:

Наиболее популярной является теория об арийском происхождении славян.

Авторами этой гипотезы называют теоретиков «норманнской истории происхождения Руси», которая была разработана и выдвинутая в XVIII веке группой немецких ученых: Байером, Миллером и Шлецером, для обоснования которой была состряпана Радзвиловская или Кёнигсбергская летопись.

Суть данной теории заключалась в следующем: славяне – это индоевропейский народ, перекочевавший в Европу в ходе Великого переселения народов, и входивший в некую древнюю «германо-славянскую» общность. Но в результате различных факторов, отколовшийся от цивилизации германцев и оказавшись на границе с дикими восточными народами, и став отрезанным от передовой на то время римской цивилизации, он настолько отстал в своем развитии, что пути их развития кардинально разошлись.

Археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между германцами и славянами, и в целом теория более чем заслуживает уважения, если убрать из нее арийские корни славян.

Вторая популярная теория имеет более европейский характер, да и она намного старше норманнской.

Согласно его теории, славяне не отличались от других европейских племен: вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, аваров, даков, фракийцев и иллирийцев, и были одного и того же славянского племени

Теория пользовалась в Европе достаточной популярностью, и идея о происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа очень нравилась историкам того времени.

Европейское происхождение народов также подтверждается теорией немецкого ученого Харальда Хармана, который назвал родиной европейцев Паннонию.

Но мне все же нравится, более простая теория, которая основывается на выборочном объединений наиболее правдоподобных фактов из других теорий происхождения не столько славянских, сколько европейских народов в целом.

О том, что славяне поразительно схожи с и с германцами, и с древними греками, я вам думаю рассказывать не надо.

Так вот, пришли славяне, как и другие европейские народы, после потопа, из Ирана, и высадились они в Иллариии, колыбели европейской культуры, и отсюда, через Паннонию, пошли они осваивать Европу, воюя и ассимилируясь с местными народами, от которых они и приобрели свои различия.

Те кто остался в Илларии, создали первую европейскую цивилизацию, которую мы сейчас знаем как Этруски, судьба же других народов зависела во многом от места, выбранного ими для поселения.

Нам трудно представить, но фактически все европейские народы и их предки были кочевниками. Были такими и славяне...

Вспомните древнейший славянский символ, который так органично вписался в украинскую культуру: журавль, который отождествлялся у славян с их важнейшей задачей, разведки территорий, задачей идти, расселяться и укрывать собой все новые и новые территории.

Именно как журавли летели в неизведанные дали, так и шли славяне по континенту, выжигая лес, и организовывая поселения.

И по мере роста населения поселений, собирали они самых сильных и здоровых юношей и девушек и отравляли их в дальний путь, как разведчиков, для осваивания новых земель.

Возраст славян

Сложно сказать, когда славяне выделились как единый народ из общеевропейской этнической массы.

Нестор относит это событие к вавилонскому столпотворению.

Мавро Орбини к 1496 году до нашей эры, о чем пишет: «В указанное время готы, и славяне были одного племени. А подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, поляне, чехи, силезцы….».

Но если совместить данные археологии, генетики и лингвистики, можно сказать, что славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из приднепровской археологической культуры, что находилась в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века.

И отсюда влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось.

Около четырех тысяч лет до нашей эры она опять распалась на три условные группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, и германцы, балты и славяне в Центральной и Восточной Европе.

И примерно в I тысячелетии до нашей эры появился славянский язык.

Археология тем не менее настаивает, что славяне - носители «культуры подклошовых погребений», получившей название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом.

Культура эта существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром.

Прародина славян

Исконно славянской землей Орбини видит, ссылаясь на ряд авторов, Скандинавию: «Потомки Иафета сына Ноя двинулись в Европу на север, проникнув в страну, называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились, как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называет родиной славян земли по нижнему течению Днепра и Паннонии.

Крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с Альпами, откуда славяне ушли за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о прародине славян, расположенной между нижним течением Немана и Западной Двины, и там, где сформировался сам славянский народ, во II веке до нашей эры, в бассейне реки Вислы.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, на сегодняшний день наиболее популярна.

Ее в достаточной мере подтверждают местные топонимы, а также лексика.

Плюс, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам!

Происхождения названия «Славяне»

Слово «славяне» прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, у византийских историков. О них говорили как о союзниках Византии.

Сами славяне начали себя так называть в Средневековье, если судить по летописям.

По другой версии происходит названия от слова «слово», так как «славяне» в отличии от других народов умели и писать и читать.

Мавро Орбини, пишет: «Во время своего жительства в Сарматии взяли они себе имя «славяне», что означает «славные».

Есть версия и относящая самоназвание славян к территории происхождения, и согласно ей в основе названия лежит название реки «Славутич», исконное название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Важная, но совершенно неприятная для славян версия гласит о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος).

Она было особенно популярна в средние века.

Идея о том, что славяне, как самый многочисленный народ Европы, на то время, составляли в своей массе наибольшее количество рабов и являлись востребованным товаром в работорговле, имеет место быть.

Вспомним, что многие столетия количество славян-рабов, поставляемых в Константинополь было небывалым.

И, понимая, что исполнительные и трудолюбивые рабы славяне во многом превосходили все другие народы, они были не просто востребованным товаром, но и стали эталонным представлением «раба».

Фактически своим же трудом, славяне вытеснили из обихода другие названия рабов, как бы обидно это не звучало, и опять же, это только версия.

Наиболее же верная версия лежит в правильном и взвешенном разборе названия нашего народа, прибегнув к которому можно понять, что славяне - это общность, объединенная одной общей религией: язычеством, которые славили своих богов словами, которые могли не только произнести, но и написать!

Словами, которые имели сакральный смысл, а не блеянием и мычанием варварских народов.

Славяне несли славу своим богам, и славя их, прославляя дела их, они объединялись в единую славянскую цивилизацию, культурное звено общеевропейской культуры.

Прежде чем говорить об истории славян, необходимо определиться с временными рамками. Древнейшие славяне жили до шестого века новой эры, древние – с шестого по восьмой-девятый века (до прихода Рюрика). Нас же интересует древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени, то есть до образования государства Киевская Русь как такового.

Время индоевропейцев

До наступления новой эры все славянские народы состояли в масштабной индоевропейской общности. У нее был свой язык, своя территория, свои верования. Но в результате неизбежных процессов миграции, переселения народов произошло разделение индоевропейцев на отдельные племена. Одним из них стало праславянское, которое вышло из общего массива народов примерно в середине второго тысячелетия до новой эры.

Расселение славян

Если верить данным археологии и письменным источникам, то прародиной славян были земли Центральной и Восточной Европы (нижнее и среднее течения реки Дунай). К первому тысячелетию прошлой эры численность славян стала достаточно большой. Территорий на всех не хватало: ведь основным занятием в то время было земледелие, причем экспансивное. Так и началась их миграция, в том числе и в рамках Великого переселения народов.

Во многих письменных источниках, относящихся к шестому веку, славяне называются антами, склавинами, венедами. Причем первые – это восточная группа, вторые – южная, третья – северная. Принципиальных отличий в жизни этих групп не было. Но свое влияние, несомненно, оказывали природно-климатические и географические особенности.

Три ветви славян

Одна из частей славянского племени осталась на месте изначального проживания – это была ветвь южных славян. Другая группа двинулась на север, став ветвью западных славян. А самой крупной ветвью стала восточная. Она заняла Восточно-Европейскую равнину к шестому веку.

Необходимо отметить, что в каждом направлении славян начали появляться свои более мелкие племена и племенные союзы:

  • Западные: поморяне (лужичане, бодричи, древане и другие), полабы.
  • Южные: болгарские, далматинские, грекомакедонские.

Они в большинстве своем были кем-нибудь захвачены, оказались под властью более сильных племен и государств. Причинами этому стали несколько факторов: их внутренняя разрозненность, отсутствие четкой социальной организации, малая численность.

  • Восточные славяне: вятичи, кривичи, древляне и другие (всего пятнадцать племенных союзов, или княжений). Каждый племенной союз занимал определенную территорию, имел свою столицу (град), а также свою власть – князя. У князя была дружина, которая составляла боевую мощь того или иного племенного союза.

Лишь эта ветвь смогла остаться независимой, смогла занять и освоить огромные территории, смогла объединиться в большое и сильное государство. Кстати, термин славяно-руссы применим именно к восточным славянам. Формирование государственности, а также официальный приход Рюрика на Русь ознаменовал начало нового этапа в жизни восточных славян .

Жизнедеятельность древних славян

В течение всех этих лет, с самого появления славян, постепенно менялся их жизненный уклад, их занятия, общественная структура. Глобальные изменения произошли, в первую очередь, в социальной организации. Сначала существовали огромные племена, затем произошло подразделение их на более мелкие. Чуть позже появилось и понятие «род». Отсюда возникли родовые общины, потом и соседские. А к моменту образования государства у восточных славян происходил плавный переход к классовой системе в обществе.

Глобальные изменения происходили и в жизнедеятельности людей. Земледелие, которое изначально было подсечно-огневым и переложным, стало пашенным. Славяне освоили многие ремесла (металлургическое, кожевенное, глиняное). Значительно улучшилось и состояние жилищ – к девятому веку в восточнославянскую жизнь прочно вошли избы. В целом, можно сказать, что социально-бытовые условия приобретали все большее совершенство. Это обусловило увеличение численности людей. Но, не будем забывать, о частых войнах и противостояниях славян с вражескими соседскими и кочевыми племенами.

Такова краткая история славянских народов. Конечно, наибольшую актуальность для нас всегда представляла восточная ветвь. Сегодня численность потомков восточных славян огромна: это жители Российской Федерации, Украины, Белоруссии.

Древнейшая история славян в трудах русских учёных.

Новости и общество

На какие ветви делятся славянские народы? Древние и современные славянские народы

2 января 2015

Славяне сегодня - это крупнейшая этноязыковая общность Европы. Они населяют огромные территории и насчитывают порядка 300-350 миллионов человек. В данной статье мы с вами рассмотрим, на какие ветви делятся славянские народы, поговорим об истории их формирования и разделения. Также немного коснемся современного этапа распространения славянской культуры и тех религиозных воззрений, которых придерживались племена в ходе своего развития и становления.

Теории происхождения

Итак, согласно средневековым летописцам, наши народы происходят от общего предка. Им был Иафет, сын Ноя. Этот персонаж, если верить хроникам, дал жизнь таким племенам, как мидийцы, сарматы, скифы, фракийцы, иллирийцы, славяне, британцы и прочим европейским народностям.

Арабы знали славян, как часть общности народов запада, куда входили тюрки, угры и славяне Восточной Европы. В их военных записях историки ассоциируют этот конгломерат со словом «сакалиб». Позже так начали называть дезертиров из византийской армии, которые принимали ислам.

Античные греки и римляне называли славян «склавинами» и соотносили их с одним из скифских племен - сколотами. Также иногда сближают этнонимы венеды и славяне.

Таким образом, три ветви славянских народов, схема которых приведена ниже, имеют общего предка. Но позже пути их развития значительно разошлись, вследствие обширной территории расселения и влияния соседних культур и верований.

История расселения

Позже мы коснемся отдельно каждой группе племен, сейчас же следует разобраться в том, на какие ветви делятся славянские народы и как происходил процесс расселения.
Итак, впервые об этих племенах упоминается у Тацита и Плиния Старшего. Эти древнеримские историки в своих записях говорили о венедах, которые населяли прибалтийские территории. Судя по периоду жизни этих государственных деятелей, славяне существовали уже во втором веке нашей эры.

Следующими, кто говорил об этих же племенах, были Прокопий Кесарийский и Приск, византийские писатель и ученый. Но наиболее полные сведения, которые относятся к долетописному периоду, имеются у готского историка Иордана.

Он сообщает, что склавены - это самостоятельное племя, которое выделилось из венетов. На территориях к северу от реки Вистула (современная Висла) он упоминает «многочисленный народ венетов», которые разделяются на антов и склавенов. Первые жили вдоль Понта Евксинского (Черного моря) от Данастра (Днестра) до Данапра (Днепра). Склавены же обитали от Новиетуна (город Искач на Дунае) до Данастра и Вистулы на севере.

Таким образом, в шестом веке нашей эры предки славян - склавены уже проживали на землях от Днестра до Вислы и Дуная. Позже разные летописцы будут упоминать значительно более обширную территорию расселения этих племен. Она охватывала земли Центральной и Восточной Европы.

Как же разделились три ветви славянских народов? Схема, которую мы привели выше, показывает, что движение шло на север, юг и восток.

Вначале племена двинулись в направлении Черного и Балтийского морей. Как раз этот период и описан у готского историка Иордана. Далее на эти земли вторгаются авары и раскалывают единый ареал племен на части.

За два века (с шестого по восьмой) они заселяют Восточные предгорья Альп и попадают в подчинение к императору Юстиниану II. Мы это знаем по упоминаниям в летописях, где говорилось о походе византийского войска на арабов. Как часть армии упоминаются и склавины.

В восьмом веке эти племена достигают Балканского полуострова на юге и Ладожского озера на севере.

Видео по теме

Южные славяне

Западные и южные славяне, как мы видим, образовались в разное время. Вначале из конгломерата племен отделились анты, которые пошли на восток, в сторону Черного моря и Днепра. Только в восьмом столетии эта народность начала заселение Балканского полуострова.

Процесс происходил следующим образом. Некоторые восточно- и западнославянские племена двинулись в поисках лучших земель на юго-запад, в сторону Адриатического моря.

Историки выделяют в этой миграции следующие группы: ободриты (в европейских хрониках известны, как прэдениценты), северцы (возможна связь с северянами), сербы, хорваты и другие. В основном, это племена, которые жили вдоль течения реки Дунай.

Таким образом, древние славянские народы стали мощной силой, которая ассимилировала мелкие группы местных жителей и впоследствии на Балканах и побережье Адриатического моря создала государства.

Но движение на юго-запад не было единовременной кампанией. Различные роды перемещались со своей скоростью и не совсем в одном направлении. Таким образом, исследователи выделяют три группы, которые образовались в ходе миграции: северо-западную (из нее в будущем сформировались словенцы), восточную (современные болгары и македонцы) и западную (хорваты и сербы).

Западные племена

Общие предки славянских народов, которых еще римляне знали как венедов, изначально населяли земли современной Польши и частично Германии. Впоследствии именно на этой территории образовалась большая группа племен.

В нее входили земли от Эльбы до Одера и от Балтийского моря до Рудных гор. Исследователи разделяют эту конгломерацию на три группы согласно месту их проживания.

Северо-западные племена носили название бодричи (ререги и ободриты), южные - лужичане (сюда же входила часть сербов) и центральная группа - лютичи (или велеты). Три названных народности изначально были военно-племенными альянсами. Иногда отдельно говорят о четвертой общности. Ее представители называли себя поморами и жили на побережье Балтики.

Постепенно в результате миграции полабских славян на незанятых землях формируются польские, силезские, чешские, поморянские и лехитские племена.

Таким образом, западные и южные славяне отличаются тем, что первые изначально были коренными жителями этих территорий, а вторые пришли с Дуная на побережье Адриатики.

Восточные славяне

Согласно западноевропейским хроникам, работам историков Римской империи и трудам византийцев, территория восточных славян всегда соотносилась с племенным объединением антов.

Как мы знаем из свидетельств готского историка Иордана, они заселили земли к востоку от Карпатских гор. Причем византийцы говорят, что ареал расселения достигал берегов Днепра.

Археологические данные совпадают с этой точкой зрения. Со второго по четвертый века нашей эры между Днепром и Днестром существовала, так называемая, Черняховская культура.

Позже ей на смену пришла Пеньковская археологическая общность. Между этими культурами есть промежуток в два века, но считается, что подобный разрыв вызван ассимиляцией одних племен с другими.

Таким образом, происхождение славянских народов стало результатом аутентичного формирования более крупных общностей из ряда мелких родоплеменных объединений. Позже летописцы Киевской Руси дадут названия этим группам: поляне, древляне, дреговичи, вятичи и остальные племена.

Согласно древнерусским хроникам, вследствие объединения пятнадцати групп восточных славян и образовалась такая мощная средневековая держава, как Киевская Русь.

Современная ситуация

Итак, мы с вами обсудили, на какие ветви делятся славянские народы. Кроме этого, поговорили о том, как именно шел процесс расселения племен на юг и восток.

Современные славянские народы немного отличаются от своих прямых предков. Они в своей культуре объединяют отпечатки влияний, как соседских народностей, так и многих пришлых завоевателей.

Например, основная часть областей запада Российской Федерации и Украины, некогда входивших в состав Киевской Руси, несколько столетий находились под монголо-татарским игом. Поэтому в диалекты включены многие заимствования из тюркских языков. Также некоторые традиционные орнаменты и обряды хранят отпечатки культуры поработителей.

Южные славяне в большей степени подверглись влиянию греков и турок. Поэтому в конце статьи нам придется поговорить о вопросах религии. Некогда языческие племена сегодня являются приверженцами разных конфессий авраамических религий.

Досконально то, на какие ветви делятся славянские народы, потомки могут и не знать, но, как правило, каждый легко опознает своего «земляка». Южные славяне традиционно более смуглые, и в говоре у них проскакивают специфические фонемы, характерные только для этого региона. Аналогичная ситуация обстоит и с потомками западных и восточных племенных объединений.

Итак, какие же сегодня страны стали родиной для разных веток славянской народности?

Государства южных славян

Современные славянские народы расселены по большей части Восточной и Центральной Европы. Однако в условиях глобализации их представителей можно встретить практически в любой стране мира. Причем особенность нашего менталитета такая, что через короткое время соседи начинают понимать славянские языки. Славяне всегда стремились приобщить чужеземцев к своей культуре, при этом мало поддаваясь процессу собственной ассимиляции.

К современным южным славянам относят словенцев и черногорцев, македонцев и болгар, хорватов, боснийцев и сербов. В основном эти народы живут на территории своих национальных государств, к которым относятся Болгария, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Черногория, Сербия и Хорватия.

То есть фактически это территория Балканского полуострова и северо-восточная часть побережья Адриатического моря.

Южные славянские народы сегодня все больше отходят от идеи общности этих народов, вливаясь в новую семью Европейского союза. Правда, несколько десятилетий назад была попытка создать одну общую страну с населением, состоящим только из южных славян, но она провалилась. Некогда это государство называлось Югославией.

Вне национальных государств представителей этой ветви славянских народов, согласно официальной статистике, достаточно много живет в Италии, Венгрии, Австрии, Румынии, Турции, Албании, Греции и Молдове.

Страны западных славян

Поскольку этногенез славянских народов в основном происходил изначально на территории современных Польши и Германии, то представители западных племен практически не снимались с насиженных мест.

Сегодня их потомки живут в Польше, Германии, Чехии и Словакии. Традиционно этнологи выделяют пять народов, которые относятся к западнославянской ветви. Это поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане.

Первые три этноса живут в основном в государствах с соответствующими названиями, а последние два - в отдельных районах. Лужицкие сербы, к которым принадлежат еще венды, лугии и сорбы, населяют Лужицу. Эта территория делится на Верхнюю и Нижнюю части, которые располагаются в Саксонии и Бранденбурге, соответственно.

Кашубы же проживают на земле, которая называется Кашубия. Она входит в состав современной Польской Народной Республики. Неофициальной столицей этого народа считается город Картузы. Также много представителей этой народности встречается в Гдыне.

Кашубы считают себя этнической группой, но гражданство признают польское. В своей среде они подразделяются на несколько формирований в зависимости от места проживания, особенностей национального костюма, деятельности и сословных отличий. Так, среди них есть заборяки, парчанская шляхта, гбуры, кабаки, гохи и другие группы.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в своем большинстве западные славянские народы максимально сохранили обычаи. Некоторые из них даже по-прежнему занимаются традиционными промыслами и ремеслами, правда, больше для привлечения туристов.

Восточнославянские державы

Современная территория восточных славян относится к таким странам, как Россия, Украина и Белоруссия. Сегодня эти государства, можно сказать, находятся в периоде распутья. Перед их народами стоит выбор: остаться приверженцами традиционных укладов или же пойти по пути южных собратьев, принимая западноевропейские ценности.

Некогда мощная держава - Киевская Русь со временем трансформировалась в три страны. Вокруг Москвы образовалось Московское царство, а после и Российская империя. Киев объединил вокруг себя земли многих племен от Карпат до Дона. А Белоруссия сформировалась в лесах Полесья. Исходя из названия территории, основную часть страны населяют потомки полещуков и пинчуков.

Религии разных ветвей славян

Российская Федерация, Украина и Белоруссия - современная территория восточных славян. Здесь большинство населения относится к православным христианам.

В принципе, официальный отход от язычества произошел в десятом веке, когда киевский князь Владимир Великий крестил Русь. Но в 1054 году был великий раскол, когда в христианстве появились отдельно православная и католическая веры. Восточные и юго-восточные племена остались верными Константинопольскому Патриарху, а западные и юго-западные стали сторонниками римско-католической церкви.

На определенном этапе истории отдельные группы южных славян принимают ислам. Это объясняется тем, что их земли находились под гнетом Османской империи. Для единоверцев турки делали много поблажек. Сегодня к мусульманам относятся горанцы, бошняки, помаки, кучи и торбеши.

Таким образом, в данной статье мы изучили этногенез славянских народов, а также поговорили об их разделении на три ветви. Кроме этого, разобрались в том, какие современные страны относятся к территории расселения южных, западных и восточных племен.


Открытия археологов позволили говорить, что предки нынешних славянских народностей – праславяне известны с сер. II тысячелетия до н.э. Первые письменные сведения о славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. (греческие, византийские, арабские историки). На основе этих сведений определялись следующая территория расселения западные, южные и восточные славяне жили к востоку от германцев: от Эльбы и Одера, до середины течения Днепра; от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря.

История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, которое называется первобытно-общинным.

Проблема этногенеза славян (этнос(греч.)-народ, генезис(греч.)-зарождение и развитие) относится к одной из самых сложных в науке. Для решения этой проблемы необходим синтез различных наук. Так, языкознание установила, что славянский язык в семье индоевропейских принадлежит к числу молодых. Данные сравнительного исторического языкознания свидетельствуют, что в тот период, когда праславянский язык выделился из индоевропейского и стал развиваться самостоятельно, наиболее существенные связи он имел с балтским. Что касается влияния иранского языкового мира, то оно затронуло часть славян. Славяне жили в центральной Европе и находились, прежде всего, с протогерманцами и протоитальянцами. Ко всем этим наблюдениям лингвисты добавляют и анализ лексики, обозначения географических объектов, животных, растений. В целом языкознание локализировалось первоначальной территорией обитания славян, где-то в бассейне реки Вислы. Правда есть среди лингвистов сторонники другой концепции. Центром будущей славянской миграции они считают район среднего Дуная, полагая, что именно отсюда славяне передвинулись в другие места, в том числе и к северу, в район Вислы. Такой подход существует давно, но в последние годы, особенно активно его отстаивает О. Н. Трубачёв.

Археология в изучение этногенеза славянских племен может оказать неоценимую помощь. Одно из наиболее спорных звеньев в цепочке, выстраиваемые археологами, - Черняховская культура, которую некоторые исследователи относят к славянской. Существует точка зрения и о полиэтническом характере этой культуры. Черняховская культура была разрушена в процессе Великого переселения народов, которое приходится на IV-V вв. С северо-запада в Приднепровье пришли готы. Волна за волной из просторов центра Азии набегали орды кочевников, которые по мере своего продвижения, вовлекли в поток народы, населявшие Восточную Европу, и вся эта лавина двигалась, снося все на своем пути. На смену гуннам пришли авары, на смену аварам - хазары и болгары.

Во времена Великого переселения народов славяне продвинулись далеко на запад и юг. Славяне в V-VI вв. жили уже по Лабе (Эльбе), а местами и западнее ее. Они распадались на ряд этнических общностей, занимавших обособленные территории. По Висле и Варте до Одры (Одре) и Нейсе обитали племена польской группы. По верхней Лабе и ее притокам расселялись чешско-лужицкие группы. На нижней Лабе до Балтийского побережья жили многочисленные племена лютичей (вильцев) и ободрутов (бодричей). На побережных островах Балтики обитали племена балтийской группы. К V веку славяне оказались в лесной и лесостепной зоне, где была малая плотность населения, а поэтому славяне не вступали с местным балтийским и угро-финским населением, мирно сотрудничая с ними. Славяне несли с собой высокую земледельческую культуру, выработанную на юге.

Интересную точку зрения о праславянах выдвинул академик Б. А. Рыбаков. Опираясь на описание скифов в «Истории» Геродота, он утверждает, что уже тогда в среднем течении Днепра жили праславяне. Б. А. Рыбаков считает, что Скифия Геродота была населена различными племенами, ошибочно причисляемыми к скифам. Ученый полагает, что настоящий интерес представляют скифы-земледельцы, или, как их называет Геродот, «скифы-пахари». Для доказательства своей точки зрения он привлекает археологические материалы, которые позволили ему говорить о том, что в приделах Геродотовой Скифии на Среднем Днепре, на реках Буге, Днестре и Ворскле находилось земледельческие поселения, окрашенные целым рядом общих черт со скифской культурой, но отличавшиеся от скифов нескифским земледельческим хозяйством. Греки ошибочно, полагает. Б. А. Рыбвков, называли днепровских земледельцев скифами, тогда как сами они часто пользовались биографическим названием «борисфениты» (от греческого названия Днепра - Борисфен). Геродот приводит самоназвание днепровских земледельцев: сколоты – по имени мифического царя Кола-ксая (Солнце-царя). У сколотов в VII-VI вв. до н.э. было развито земледелие, скотоводство, ремесло, не границах с киммерийцами они воздвигли ряд крепостей. Но полнокровное развитие общества сколотов в VII-III вв. до н.э. было прервано нашествие сарматов во II в. до н.э. Следствием этого было исчезновение на четыре столетия праславянской государственности. Сарматское нашествие вообще сильно понизило уровень праславянской жизни, резкий подъем которой пришелся на эпоху императора Траяна (117-98гг. до н.э.).

Однако большинство исследователей не приняли эту точку зрения, считая, что ареал расселения праславян во времена Геродота, возможно, был невелик и захватывал в то время лишь северо-запад Украины. Практически все исследователи соглашаются в том, что славяне вышли из единой индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э., а отделение их от балтов произошло в I тысячелетии до н.э. Многие ученые полагают, что на территории Восточной Европы славяне появились в VII-VIII вв. н.э., а на Севере (будущая Новгородская земля) в V в.н.э.

В то время значение для восстановления этногенеза славян приобретают письменные источники древнегреческие и римские авторы упоминают венедов, которые живут севернее Карпат, по Висле и соседствуют феннами (финно-уграми) на севере, сарматами на юге. Обширные сведения содержатся в произведениях византийских писателях, которые сообщают более подробные сведения о славянском освоении Балканского полуострова.

В первые века н.э. граница расселения славян, видимо проходила по Висле. На юге славяне расселялись до рубежей Римской империи.

Тацит в I н.э. еще не различает разные группы славян-венедов, а писатели VI века (Прокопий, Иордан) называют уже два военно-политических объединения славянских племен антов, живущих к востоку от Днестра, и склавенов – западных и южных антов.

«Эти племена, славяне и анты, не управляемы одним человеком, но издревле живут в народовластии (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим. Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же.»

Когда римляне в ходе своих завоеваний Среднего Дуная и Паннонии (нынешняя Австрия и Венгрия) столкнулись со славянами, о них появилось упоминание в работах Пилиния Старшего и Тацита. Первый называет славян венедами, соседствующими с германцами и занимавшими территорию восточнее реки Висла, которая, кроме них, была заселена сарматами, скифами, гиррами (их этническая принадлежность не ясна). Второй помещает венедов на территории от Балтийского побережья до Карпат. Венеды находились у Тацита между пивкинами (германское племя в нижнем Подунавье) и феннами (финно-угорскими племенами Восточной Прибалтики). Тацит, сомневаясь, относить ли венедов к сарматам или к германцам, склоняется все же к тому, что венеды ближе к германцам.

Древнегреческий ученый Птолемей помещает венедов вдоль Венедского залива (Балтийское море). На основании данных античных авторов можно приблизительно представить территорию, занимавшую венедами. Эта территория современной Польши, юго-западной Белоруссии, северо-западной Украины (Волынь, Полесье), а также Северное Прикарпатье и часть Балтийского побережья.

Затем сведения о славянах в письменных источниках исчезают вплоть до VI века, когда готского историк Иордан.

В произведениях византийских авторов: историка VI века Прокопия Кессарийского, юриста, историка, поэта Агафия Миринейского (ок.536-582г.), императора Маврикия (582-602) – даны характеристики жизни славян их быта, культуры, политического строя. «Племена славян и антов, - отмечается в «Стратегиконе» Маврикия, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоем образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране…» «Стратегикон» отмечает, что славяне селились в лесах, у неудобно проходимых рек, болот, озер. Из произведений авторов мы видим, что славяне жили родоплеменным строем. Византийцы писали также о наличии у славян вождей, которые «не согласны друг с другом», а поэтому «нелишне некоторые из них прибрать к рукам с помощью речей и даров, в особенности тех, которые ближе к границам империи, а на других нападать». Упоминание вождей у славян позволяет предположить, что это были предводители дружин, а значит, славяне находились на стадии военной демократии.

Славяне активно совершали походы на Византию, получая большое количество пленных и забирая огромную добычу. Они надвигались на Византию с Балкан и низовьев Дуная. Стремясь защитить свои границы от этих набегов и походов других народов, византийские императоры начиная с Юстиниана (518-527гг.) приглашали на службу славянских князей с дружинами, которые несли службу на Дунае, создавая там многочисленные временные поселения.

Следует отметить, что под славянами (склавинами, склавиями) византийские авторы понимали собственно славян, двигавшихся на Византию с севера (с территории современной Австрии и Венгрии), а под антами – восточных славян (жили в низовьях Днепра, Буга и Прикарпатье). Но существует точка зрения, что термин «ант» не имеет этнического значения и славяне, видимо, не употребляли его для самоназвания. Историки и археологи считают, что в VI в. н.э. в лесостепной части современной Украины существовало политическое объединение Антский союз (30-е годы VI в.–начало VII в.), где доминировали славяне, но куда входило ирано-зычное население. Лингвисты считают, что слово «ант» в иранских языках обозначает «край», т.е. какую-то окраинную территорию, но вовсе не Украину, как это хотят видеть украинские историки начиная с М. Грушевского.

Три ветви славян

Очень важно отдельно отметить сведения готского историка VI века Иордана. Он подразделяет славян на три крупнейшие группировки:

Склавены

Иордан в своем произведении «О происхождении и деянии готов» отмечает: «начиная от места рождения р. Вистулы (Вислы)-племена Венедов. Склавены живут от города Новнетуна и озера Мурсианском, до Данастра (Днестра), а на севере до Вислы, вместо городов у них болота и леса. Анты – сильнейшие из обоих племен – распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), где Понтийское (Черное) море образует излучину.»

В последнее время археологи установили, что этим сведениям можно доверять. Ими выведено три основных ареала распространения славянской археологической культуры; в основу этого выделения положена, прежде всего керамика- так называемого пражско-корчанского типа, один из коренных регионов распространения которого средняя и южная Польша, а так же Припятьское Полесье. По всей видимости, эта территория склавен. Другая культура пражско-пеньковского типа, коренной регион которой междуречье Днестра и Днепра. Судя по данным письменных источников, здесь обитали анты. Наконец на западе существовал ряд культур, среди которых наиболее известная фельдбергская, суновская и некоторые другие. По данным источников, на территории польского Поморья и низовьев Вислы издавна жили венеды. Данная схема В. В. Седова в последнее время принимается очень многими специалистами, следует подчеркнуть, что речь идет не о трех ветвях славян - восточных, южных и западных; все названные районы расселения славянства – праславянские группировки. Как считают исследователи, современные ветви славянства возникают в результате распада этих славянских группировок в VI-VII вв. части этих распавшихся славянских группировок, расселяются по территории Восточной Европы в VII-VIII вв. Некоторые осторожные исследователи, например, И. И. Ляпушкин, полагают, что именно с того времени славяне совершенно ясно различимы в истории. Тех славян, которые расселились по территории Русской равнины дореволюционные историки называют «русскими славянами». В современной историографии закрепилось название «восточных славян».

Соседи восточных славян

Славяне в процессе Великого переселения народов активно соприкасались с кочевыми народами. Гуннская держава во главе с Атиллой, занимавшие земли между Волгой и Дунаем, дошедшая границ Франции в Европе, распалась после смерти предводителя в 453г., и гунны были отодвинуты на восток. В середине VI в. н.э. возник Аварский союз кочевых племен, занимавший южные степи. В него вошли тюркоязычные племена аваров, угоро-финские и монгольские племена. Аварский союз подчинил болгар-тюрков Приазовья и Прикаспия, продвинулись до Дуная. Авары создали свою державу – Аварский каганат, подчинив славянский союз дулебов (Прикарпатье). Было это во времена правления византийского императора Ираклия (610 - 641гг.). Авары вступили в борьбу с Византией, от которой потерпели тяжелое поражение в 626г., после чего Аварский каганат распался.

В середине VII века складывается Болгарское государство в южных степях. Распри внутри болгарской верхушки привели к тому, что часть болгар во главе с ханом Аспарухом перекочевала на Дунай и оказалась среди многочисленного славянского населения. Пришельцы в 681 году создали Болгарское государство, а в последствии были ассимилированы славянами. Другая часть тюркоязычных болгар под предводительством хана Батбая, перекочевала на среднюю Волгу и нижнюю Каму, создала там государство Волжскую Булгарию.

Болгарское государство сгубили не только распри правящей верхушки, но и натиск тюркоязычных хазар. Они начали в середине VII в. свое движение с территории нынешнего Дагестана и, вытеснив болгар, обосновались на Северном Кавказе, Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и на части территории Крыма. На этой территории образовался Хазарский каганат, просуществовавший до середины X века. Противниками хазар были и византийцы, и арабы.

Население Хазарии было конфессионально неоднородно. В Хазарии, где в VII–VIII вв. развивались феодальные отношения, были язычники, мусульмане, христиане. Стремясь укрепить свою власть принятием одной религии, верхушка каганата, дабы избежать политического давления Византии, приняла в VIII в. иудаизм. Но эту религию приняла даже не вся верхушка каганата. Большинство населения оставалась предана своим конфессиям. Впоследствии эта верхушка хазар-иудеев все более обособлялось от основной массы населения, становилась ей чуждой, что обособляло каганат. Немалую роль в этом сыграли восстания коренных народов: «приднепровских» славян, которые платили дань хазарам, и волжских булгар, поддерживаемых мусульманами. В X веке главным врагом обособленного Хазарского каганата стало государство Русь.



Билет 1. Древнейшие сведения о славянах.

Проблема этногенеза славян вплоть до наших дней остаётся предметом дискуссий, так как её изучение сталкивается с рядом препятствий:

А) отсутствие достоверных эпиграфических сведений ранее VI в. н.э.

Б) сложность атрибуции ряда археологических культур как праславянских(до V-VI вв. н.э.)

В) остаётся неразрешённой гипотеза о балто-славянском единстве, а также вопрос о хронологии выделения праславянской общности.

Г) не установлена точная локация этногенетических процессов.

Период этногенеза славян, согласно существующим гипотезам, охватывает промежуток не ранее сер. II тыс. до н.э. – первые века н.э. Самой ранней из культур, возможно связанной с пра-балто-славянами, является Тшинецкая культура(XIX-XI вв. до н.э.), развившаяся из культур шнуровой керамики на востоке Польши и оттуда распространившаяся на территорию нынешних Украины и Белоруссии. Однако, согласно господствующим в современной археологии представлениям, генезис славянской общности протекал в постоянном взаимодействии с неславянскими культурами(кельтов, германцев, финно-угров, и.т.д.), что создаёт дополнительную проблему разграничения арх. культур по этнической принадлежности или же демонстрирует их полиэтничность(примеры: чернолесская культура IX-VII вв. до н.э., пшеворская культура рубежа н.э., черняховская и киевская культуры II-IV вв. н.э.).

Достоверно славянскими культурами V-VI вв. н.э.являются:

пражско-корчакская(между верховьями Эльбы и средним Днепром)

пеньковская(от среднего Днестра, до Северского Донца; возможно связана с антами)

колочинская(бассейн Десны и верховья Днепра, зона смешения балтов и славян)

Место формирования славянского этноса также точно не установлено. Для решения этой задачи используются средства языкознания, реконструирующие праславянскую лексику. Её анализ показывает, что славяне не были знакомы с морскими терминами, не приближались к степной зоне, и им не были знакомы названия некоторых растений(бук, пихта,и.т.д.). На основании этих аргументов одной из возможных прародин славян была выведена территория южной Белоруссии и севера Украины(район Припяти).



Самое раннее эпиграфическое свидетельство о племенах, живших к северу от Чёрного моря принадлежит Геродоту, упоминавшего о племени невров, жившего в верховьях Днестра и Южного Буга и граничившего со скифами.

Плиний Старший, Тацит и Птолемей в I-II вв. н.э. упоминают о венедах, живших на территории нынешней Польши, Украины и Белоруссии, но не определяют их этническую принадлежность(знак равенства между венедами и славянами поставил только Иордан в VI веке).

В середине VI века появляются первые надёжные источники о древних славянах – работы готского историка Иордана и византийца Прокопия Кесарийского. Они впервые упоминают о трёх славянских племенах – венедах, склавинах, и антах, причём анты и венеды упоминаются ретроспективно в событиях IV века, когда после смерти готского вождя Германариха произошла война готов с этими племенами(около 375 г. н.э.). Авторы не поясняют, каковы различия между этими племенами, разделяя их лишь географически(анты и склавины – по берегам Дуная, примерно восток Сербии и Румыния, о чем говорится и в Стратегиконе Маврикия(или же по Иордану, между Днепром и Днестром) венеды – см. выше). Однако это разделение а также первый крупный набег 545 года, о котором сообщает Прокопий, позволяет поставить точку в древнейшем периоде славянской истории.

Билет 2. Эпоха славянского единства и его распад

С VI века начался распад славянской общности на три ветви – западных славян(нынешние поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), восточных(предки русских, украинцев, белорусов и русинов) и южных(нынешние словенцы, сербы. хорваты, болгары, боснийцы, черногорцы и македонцы)

(фактически повторение 1 билета, но с опорой на внешние факторы)

Основные события:

VI век – раскол славянского ареала в ходе аварского нашествия

VI-VIII вв. – колонизация Восточных Альп и Балкан – выделение южных славян

Билет 3. Восточные славяне VI-VII вв.

(повтор упоминаний славян у Иордана и Прокопия)

С VI века славяне начали колонизацию Восточно-Европейской равнины, расселяясь по рекам, ставшими одновременно природными границами между племенами и торговыми путями.

Славяне расселились по всей равнине:

1) ПОЛЯНЕ – по среднему Днепру, Киев, жили в степной местности.

2) ДРЕВЛЯНЕ - жили северо-западнее от полян в лесах.

3) ДРЕГОВИЧИ - р. Припятью и Двиною, в болотистой местности.

4) ПОЛОЧАНЕ - р. Полоть.

5) КРИВИЧИ - по верху Волги, Двины, Днепра, Смоленск.

6) СЛОВЕНЕ - Ладога, Новгород, жили у оз. Ильмень.

7) СЕВЕРЯНЕ - берега северных рек.

8) ВЯТИЧИ - берега р. Оки, названы по имени вождя Вятко.

9) РАДИМИЧИ – верхнее междуречье Днепра и Днестра по течению Сожа, названы по имени вождя Радима

10) ДУЛЕБЫ, УЛИЧИ и ТИБЕРЦЫ – Днестр

11) БУЖАНЕ - берега Западного Буга.

Каждое племя имело свой городской центр. Восточные славяне – оседло-земледельческий народ. Поселки восточных славян были разбросаны в лесистых районах вблизи водоемов, рек.Опасаясь набегов, славяне укрепляли свои поселения – эти поселения называли городищами. Более всего городищ – к Востоку от Днепра, по левым его притокам Дон, Ока. Укрепленные поселения – небольшие. Часто рядом с укрепленным было неукреплённое поселение.

Как следствие, негладкие отношения с соседями. Авары – кочевники, хазары (кочевники, подчинили, обложили данью), печенеги (юг), варяги (С-З). Эта внешняя опасность стимулировала процесс образования государства. Другие соседи – литовцы – более конструктивная роль: кривичи – синтез Руси и Литвы, финно-угры – приняли участие в складывании государства.