Какой предмет легче биология или география. Две биогеографии: биологическая и географическая

ЖУРНАЛ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ, 2009, том 70, № 1, с. 56-65

БИОГЕОГРАФИЯ: ГЕОГРАФИЯ ИЛИ БИОЛОГИЯ?

© 2009 г. |А. И. Кафанов

Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН 690041 Владивосток, ул. Палъчевского, д.17 e-mail: [email protected] Поступила в редакцию 01.03.2007 г.

Общая биогеография, междисциплинарный комплекс наук, имеет самостоятельные географический и биологический аспекты, представляющие два научных направления - биологическую географию и географическую биологию. Эти направления имеют свои собственные объект, предмет и методы исследований и относятся соответственно к наукам о Земле и к биологическим наукам. В связи с этим предлагается частично пересмотреть классификаторы научных направлений и государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Не в совокупности ищи единства, но более в единообразии разделения.

Козьма Прутков

Биогеография, понимаемая обычно как наука о закономерностях пространственной дифференциации живого покрова Земли, - одно из центральных направлений современного естествознания. Знаменитый журнал "Science", опубликовавший к своему 125-летию список величайших загадок, которые стоят перед современной наукой, на 13-ю позицию ставит сугубо биогеографический вопрос: почему в одних местах обитают сотни видов животных и растений, а в других - единицы? Кроме этой чисто теоретической проблемы биогеография призвана решать и важнейшие практические вопросы природопользования, способствующие устойчивому развитию мирового сообщества: сохранение биологического разнообразия, рациональное использование биологических ресурсов, создание и оптимизация деятельности охраняемых территорий и акваторий. Пожалуй, наиболее ярко это отражают принятые в США Закон о национальной политике в области окружающей среды (1969) и Закон об исчезающих видах (1973) (Langdon, 1979)1. Все это заставляет вновь и вновь обращаться к методологическим основам биогеографии. Между тем, даже ее положение в системе наук очень не определенно.

Один из ведущих отечественных биогеографов А.Г. Воронов определял биогеографию как науку

1 Вместе с тем 95-й конгресс США одобрил поправку к Акту об угрожаемых видах, которая впервые в истории создала юридическую основу для уничтожения видов. Практически это выразилось, например, в строительстве плотины Теллико в долине р. Литтл Теннеси, в результате чего с лица Земли исчез по крайней мере один эндемичный вид рыб.

"...о закономерностях распределения и сочетания сообществ организмов и их компонентов - растений, животных и микроорганизмов. Иначе говоря, биогеография - наука о растительном покрове и животном населении и населении микроорганизмов различных регионов земного шара, а также о закономерностях распространения видов и других таксонов животных растений и микроорганизмов. При этом наиболее существенной задачей этой науки является изучение законов распространения и сочетания сообществ в целом. Из сказанного следует, что биогеография - пограничная наука между биологией и географией". Далее категорически заявляется, что "не следует подразделять биогеографию на биологический и географический разделы... [выделено. - А.К.]" (Воронов, 1976, с. 9-10].

Безосновательность последнего заключения легко подтверждается следующими соображениями. Определяя биогеографию как "науку о растительном покрове и животном населении", А.Г. Воронов по сути отождествляет общую биогеографию с ландшафтно-биономической биогеографией, не оставляя места биогеографии флоро-фаунистиче-ской и исторической (см. Кафанов, 2000). Считая "наиболее существенной задачей" биогеографии "изучение законов распространения и сочетания сообществ", А.Г. Воронов, по-видимому, не учитывает, что в биоценологии также различают биологический и географический аспекты. "Уже более 50 лет назад возникла проблема: что должны отражать геоботанические карты - условия мест обитания или признаки самой растительности? Решая этот вопрос сейчас, мы должны считаться с тем, что наряду с геоботанической [картографи-

ей. - А.К.] развивается и картография дробных подразделений ландшафта, выявляемых по всей совокупности присущих им признаков... . Геоботанические классификации и построенные на их основе карты не должны подменять ландшафтные классификации и комплексные карты" (Сочава, 1986, с. 225; см. также: Бекетов, 1861; Шенников, 1948; Ellenberg, 1968; Василевич, 1983). Наконец, даже принимая положение о том, что "биогеография - пограничная наука между биологией и географией", необходимо установить, где именно проходит эта граница. "Пограничное положение" характерно почти для всего комплекса биологических наук, поскольку жизнь и живое неразрывно связаны с физико-географическим окружением.

Определение действительного положения биогеографии и отдельных ее направлений в системе наук позволяет максимально эффективно и полно проводить экспертные заключения в разных отраслях природопользования, оптимально прогнозировать возможные изменения биосферы при различных вариантах хозяйственного развития, рационально распределять кадровое и материальное обеспечение отдельных биогеографических дисциплин, надлежаще планировать научно-исследовательские и природоохранные работы и, наконец, воспитывать высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля. В России ныне биогеографии обучают в основном на географических факультетах ВУЗов, попутно знакомя студентов с азами экологии. Однако эколого-географические методы биогеографических исследований не сводимы к историко-биологиче-ским и vice versa. Неопределенность положения биогеографии в системе наук порождает в ряде случаев принципиальные и практические затруднения, нередко препятствуя объединению и правильной ориентации усилий специалистов.

Хотя большинство биологов твердо убеждено, что биогеография целиком находится в сфере их интересов, ныне в России нормативно закреплено отнесение биогеографии к системе наук о Земле (см. ниже). Это усугубляет ведомственную разобщенность фундаментальной науки и, пожалуй, полностью соответствует "прожекту" "О переформировании де сиянс академии [Академии наук. -А.К.]", высказанному еще 130 лет тому назад М.Е. Салтыковым-Щедриным в романе-хронике "Дневник провинциала в Петербурге": "Дабы предотвратить в столь важном предмете всякие разногласия, всего натуральнее было бы постановить, что только те науки распространяют свет, кои способствуют выполнению начальственных предписаний" (2003). Биогеографию при этом можно вполне уподобить дисциплине, управляемой влиятельными персонами, ибо с формальных позиций ответ на вопрос о месте биогеографии в системе наук полностью зависит от номенклатуры учреждений, в которых работают специалисты,

считающие себя биогеографами. Это весьма напоминает стремление монополизировать право на научную истину. Попытаемся далее все же содержательно определить: относится ли биогеография к циклу биологических наук или же к циклу наук о Земле.

Положение биогеографии в системе наук. Поскольку живые организмы являются постоянным компонентом географической оболочки, биогеография изначально развивалась как часть сравнительного землеведения, физической географии (Исаченко, 2004)2. Уже Страбон (64/63 г. до н. э. -23/24 г. н. э.) в своей "Географии" считал описание животного и растительного мира непременной частью любого географического исследования. Именно географам принадлежит введение самого понятия "биогеография" (Ratzel, 1888), а ареал, важнейший биогеографический термин, несет строго географическое содержание.

Начиная с Ж.-Л. Жиро-Сулави (Giraud Soulavie, 1780-1783; см.: Кафанов, 2005), физическая география понимается как описание Земли, ее места и отношения к другим небесным телам, ее общего строения и крупных особенностей - ветров, приливов, гор, равнин, основных форм растительного и животного миров, "разновидностей людей" (Huxley, 1877; Kant, 1801-1802; Humboldt, 1807; Ratzel, 1888). Понимание биогеографии как части физической географии принимается зарубежными географами вплоть до настоящего времени (Edwards, 1964; Hill, 1975; Gregory, 1985), хотя из главы "Физическая география и биогеография" известной монографии Вулдриджа и Иста (Wooldridge, East, 1951), например, так и неясно, охватывает ли физическая география биогеографию или нет; ряд авторов (см. Chorley, Haggett, 1970; Orme, 1980) скептически относятся к причислению биогеографии к физической географии.

В отечественной географии, воспринявшей в основном традиции немецкой географической школы (Гумбольдт и Риттер), биогеография наряду с геоморфологией и климатологией изначально рассматривается как составная часть общего землеведения или физической географии. Это ясно подчеркивает структура первого отечественного университетского учебника по общему землеведению (Краснов, 1895-1899). Из российских авторов последнего времени, пожалуй, лишь Н.А. Гвоздец-кий с соавт. (1970), ратуя за необходимость единого рассмотрения природного окружения, сожалеют по поводу расщепления физической географии на геоморфологию, климатологию, биогеографию и почвоведение.

2 С позиций физической географии вполне правомерно рассмотрение географического распределения не только разных структурных уровней организации жизни, но и отдельных признаков живого (обилия, продуктивности, содержания хлорофилла, белкового полиморфизма и т.п.).

В принятом ныне в России "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (1994, 1995) курс "Биогеография" принят только по специальности "География", а для студентов биологического профиля предусмотрены лишь спецкурсы по частным разделам биогеографии ("Фитогеография", "Зоогеография" и др.), хотя в 1930-х годах курс "Биогеография" читался на биологических факультетах университетов. "Государственный рубрикатор научно-технической информации" (1992) закрепляет отнесение биогеографии к циклу наук о Земле. Аналогичный характер имеют номенклатура научных специальностей ВАК, классификатор научных направлений РФФИ и рубрикатор ВИНИТИ. Соответственно этому большинство лабораторий и кафедр биогеографии находится в ведении институ

РОЗЕНБЕРГ ГЕННАДИЙ САМУИОЛОВИЧ - 2008 г.

БИОГЕОГРАФИЯ БИОГЕОГРАФИЯ

(от био... и география), наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару сообществ живых организмов и их компонентов - видов, родов и др. таксонов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Б. относится к числу наук о биосфере, в её состав входят зоогеография и ботанич. география. Оси. разделы Б. начали оформляться в кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. в осн. благодаря многочисленным экспедиц. исследованиям флоры и фауны Экв. Африки, Юж. Америки, Азии и работам натуралистов того времени, особенно А. Гумбольдта, А. Уоллеса, Ф. Склетера (провёл одно из первых фаунистич. районироваваний суши). В России развитие Б. в 18- 19 вв. связано с трудами П. С. Палласа, К. М. Бэра, Н. А. Северцова, И. Г. Бор-щова. В разл. разделах совр. Б. разрабатываются проблемы географии организмов и биоценозов. Так, ареалогическая Б. устанавливает области распространения разл. видов, изучает особенности размещения их в пределах ареала, на основе чего составляются справочные и кадастровые карты. Региональная Б. занимается флористическим районированием и фаунистическим районированием. Создаются схемы комплексного биогеографич. районирования, как на основании подразделения биот, при сравнении многочисл. ареалов животных и растений и выявлении полос, где накладывается друг на друга особенно большое число их границ, так и на основе характера распределения осн. биомов. Экологическая Б. исследует биомассу, биол. продуктивность и роль организмов в жизни сообществ разл. географич. областей. Историческая Б. изучает влияние прошлого Земли на распространение сообшеств и образующих эти сообщества видов организмов. Б.-теоретич. основа охраны и рационального использования ресурсов растит, покрова и животного населения, создания культурфитоценозов, проведения работ по акклиматизации животных и растений, борьбы с возбудителями и переносчиками болезней.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

биогеогра́фия

Наука о закономерностях географического распределения организмов и их сообществ; относится к числу наук о биосфере. Изучает закономерности распространения растительного покрова (ботаническая география) и животного населения (зоогеография) по земному шару, их различные сочетания, флористические и фаунистические подразделения суши и океана, а также распространение биоценозов и входящих в них видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. Биогеографические знания необходимы для решения проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. С помощью биогеографических методов исследования возможно прогнозировать последствия планируемых или случайных антропогенных воздействий на биосферу.

.(Источник: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.)


Синонимы :

Смотреть что такое "БИОГЕОГРАФИЯ" в других словарях:

    Биогеография … Орфографический словарь-справочник

    БИОГЕОГРАФИЯ - (от био... и география), наука, изучающая закономерности распространения животных и растительных сообществ (биоценозов) в зависимости от условий их местообитания и геологии, истории отдельных местностей. Включает географию микроорганизмов,… … Экологический словарь

    Современная энциклопедия

    - (от био... и география) изучает распространение и распределение живых организмов по земному шару … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 биология (73) география (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Отрасль знаний, изучающая географическое распространение и распределение животных и растений и их сообществ, а также фауны и флоры отдельных территорий. Разделяется на зоогеографию (географию животных) и фитогеографию (географию растений).… … Геологическая энциклопедия

    Научная дисциплина, изучающая закономерности распределения растительного покрова и животного населения в биосфере Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    биогеография - Изучает распространение и распределение живых организмов по земному шару Тематики биотехнологии EN biogeography … Справочник технического переводчика

    биогеография - Изучение распространения на Земле растений, животных и образуемых ими сообществ … Словарь по географии

    Биогеография - (от био... и география), наука о закономерностях распространения и распределения живых организмов и их сообществ (биоценозов) по земному шару. Развитие биогеографии (18 19 вв.) связано с трудами немецкого ученого А. Гумбольдта, английского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Школа - прекрасное время в жизни подростка. Но рано или поздно данный этап становится пройденным. Это касается будущих выпускников.

Многие из ребят решают оставить школу после 9 класса и приступить к обучению в специальном колледже. Но какие предметы легче сдавать в 9 классе? Как определить будущую специальность? На что сделать упор при обучении и как правильно подготовиться к ГИА? Давайте разбираться пошагово.

Выбираем направление

Определяться со сдачей экзаменов необходимо уже в начале 9 класса. Чтобы правильно спланировать свою подготовку, прежде всего необходимо выбрать направление будущего обучения - техническое или гуманитарное. Что из этого легче?

Тут следует оговориться, что все зависит от наклонностей самого ученика. Кому-то с начальной школы и до самого конца обучения легче даются математика и другие точные науки, а кто-то больше склонен к изучению истории и географии, потому ответ на вопрос "какие предметы легче всего сдавать в 9 классе" для каждого будет разным. Решение принять довольно просто, если руководствоваться указанными принципами.

Потому если вы изначально замечаете склонность к изучению какой-либо науки, которая вам больше нравится или легче дается, то ответить на вопрос: "Какие предметы легче сдавать после 9 класса?" - вам будет намного легче. Помимо этого, нужно изучить специальности колледжей, которые могут включать в себя любимый вами предмет или подобное направление. Также следует ознакомиться со специальностями, которые вы можете получить в высшем учебном заведении.

Но как определить, какие предметы легче сдавать в 9 классе именно вам? Вот несколько советов, которые помогут ученику ответить на этот вопрос.

  1. Займитесь самотестированием. Пройдя тесты для профориентации, ученик уже будет иметь ориентир.
  2. Обратитесь в специальные организации, которые занимаются профориентацией учащихся. Специалисты помогут вам более точно определить направление ваших предрасположенностей и наклонностей.
  3. Оцените масштаб задачи. Если вы мечтаете стать специалистом по IT-технологиям, то решите сами для себя - сможете ли вы целый год (а затем и все учебные годы) глубоко изучать информатику и получать другие необходимые знания.

Обратите внимание, что даже если какой-либо предмет дается вам не очень легко, но он необходим для получения профессии, которую вы выбрали, путем больших стараний и труда вы сможете овладеть им. Главное, прикладывать немало усилий, уделять время самообучению, а порой и отказывать себе в прогулках с друзьями и других способах отдыха.

Какие предметы нужно сдавать после 9-го класса? Обязательными являются два предмета - математика и русский язык, остальные же ученики выбирают по собственному желанию.

А теперь давайте разберем, по каким предметам сдавать экзамены легче в 9 классе по каждому направлению.

Гуманитарная направленность

Если ученик определил, что желает продолжать обучение в гуманитарном направлении, то одним из предметов для сдачи является обществознание. Нельзя сказать, что этот предмет сдать очень легко. Однако если вы имеете положительные оценки и регулярно готовите домашние задания по данному предмету, то сдать его на хорошие баллы будет нетрудно. Учитывая самостоятельную подготовку по обществознанию, вы сможете достичь достаточно высоких результатов.

Какие предметы нужно сдавать после 9 класса гуманитарию? Их может быть несколько.

  • История.
  • География.
  • Литература.

Эти предметы нельзя назвать легкими, однако, они чаще всего встречаются в списке необходимых для поступления в колледж.

В отдельную группу следует выделить биологию и химию. Эти предметы можно назвать сложными для сдачи, но их сложность объясняется непростой специализацией. Биологию сдают даже будущие психологи, а оба предмета необходимы для поступления в медицинский колледж.

Техническая направленность

Какие экзамены по выбору лучше сдавать в 9 классе, желающим иметь техническую специальность? Конечно же, первой в этом списке является физика. Назвать этот предмет простым вряд ли можно, однако, сдать экзамен на хороший балл вполне реально, если заниматься регулярной подготовкой.

Следующим предметом можно назвать информатику. Она необходима для тех, кто желает стать программистом и иметь профессию, связанную с информационными технологиями. Данный предмет, как и физику, легким назвать нельзя, но для ученика, который неплохо ладит с компьютерной техникой одним из ответов на вопрос: "Какие предметы легче сдавать в 9 классе?" - будет информатика.

Также не следует забывать про один из обязательных предметов - математику. Он необходим в 99 % случаев для поступления в технический колледж. Поскольку этот предмет является обязательным для сдачи ГИА, то подготавливать к нему необходимо также тщательно, как и к остальным выбранным предметам.

После того как ученик ответил на вопрос: "Какие предметы легче всего сдавать в 9 классе?" - следует составить план подготовки к экзаменам. Что нужно сделать?

  1. Для начала следует составить расписание (причем желательно письменное - это поможет точнее следовать составленному плану), в котором вы выделите время для занятий. Чем больше предметов планирует сдавать ученик, тем больше времени придется уделять самоподготовке - учитывайте это. Для того чтобы хорошо сдать экзамены, необходимо уделять каждому предмету как минимум 4 часа в неделю.
  2. Если есть возможность, занимайтесь дополнительно с репетиторами - это поможет не только сократить время для самоподготовки, но и даст больший результат, поскольку занятия со специалистом всегда лучше, чем самостоятельные. Кроме того, для самоподготовки необходима немалая сила воли, из-за чего не исключено, что ее результаты будут порой на достаточно слабом уровне. Этого не произойдет при занятии с репетитором.
  3. Используйте кодификаторы при работе. Кодификатор, проще говоря, это документ, в котором отображен принцип составления КИМов, а также в него включены все темы, используемые для составления тестов по ГИА. Это говорит о том, что вы сможете изначально знать все темы по вашему предмету, вопросы и задания по которым могут встречаться в тестах.

Не следует забывать о перерывах

Ну и конечно же, не забывайте про отдых, которому тоже нужно уделять время.

Выделяйте дни, когда вы не будете заниматься. К примеру, это может быть 1-2 дня в неделю. Кроме того, организму необходим ежедневный отдых, а лучше всего - час прогулки на свежем воздухе.

Порой бывают такие моменты, когда кажется, что силы иссякли, а изучаемый предмет осточертел до ужаса. Позвольте себе неделю отдыха без занятий, но не частите с такими перерывами.

Вывод

Надеемся, что теперь вы в полной мере получили ответ на вопрос: "Какие предметы легче сдавать в 9 классе?" Не забывайте хороший фразеологизм - "тяжело в учении, легко в бою". Любой предмет может стать легким, если тщательно к нему подготовиться, и тогда ГИА не будет казаться столь сложным, как в начале подготовки.

В нашей статье мы расскажем, что такое биогеография. Это отдельная наука, находящаяся на стыке географии и биологии. Чем занимается биогеография? Первое, чему уделяет внимание данная наука, - взаимосвязь географического распространения от размещения животных, микроорганизмов и растений.

Предметы изучения биогеографии:

  • Распространение совокупностей организмов (то есть биоценозов).
  • Фауна.
  • Флора.

Объектом изучения, как не сложно догадаться, выступает наша планета Земля, а точнее - биосфера. Последняя представляется пространством, на котором обитают все живые организмы.

Разделы биогеографии

Для начала выделим существующие в науке разделы:

  • География организмов.
  • География растительного покрова и животных.
  • Синтетическая биогеография.

Эти разделы так же делятся на несколько категорий. Так, в географии организмов можно выделить географию микроорганизмов, фитогеографию и зоогеографию. Во втором разделе выделяют: географию микробиоценозов, фитоценозов и зооценозов.

Весь органический мир, который нас окружает можно рассматривать с двух позиций. Со стороны биологии и географии. Первая помогает нам понять, как организован наш мир. Вторая отвечает на вопрос, каким образом он распространен.

География микроорганизмов

Значение биогеографии очень велико в нашей жизни. Но не все ее дисциплины развиты достаточно хорошо. Например, география микроорганизмов, о которой сейчас пойдет речь, находится в стадии становления. С чем это связано? Вся причина кроется в трудностях с изучением самого объекта.

Эта отрасль слаборазвита, так как изучение микроорганизмов началось только в двадцатом веке. Так, в 1914 году были озвучены задачи именно этого раздела биогеографии, в 1957 году П. Дансеро опубликовал ряд своих работ, а в 1963 советский ученый А. Г. Воронов. В 1963 году ученый Л. А. Зенкевич провел ряд исследований Мирового океана, что внесло огромный вклад в развитии географии микроорганизмов.

Теперь немного поясним сам термин "микроорганизм". Такое название получили мельчайшие растительные организмы, которых мы можем увидеть только под микроскопом. Они распространены в атмосфере, гидросфере и биосфере. Чтобы было понятнее, перечислим виды микроорганизмов:

  • Бактерии.
  • Грибы (дрожжи или плесень).
  • Одноклеточные простейшие (инфузории).
  • Вирусы.

Именно благодаря микроорганизмам мы имеем ряд полезных ископаемых: каменный уголь, торф и нефть. Они являются главным компонентом географического ландшафта, образуют гумус, необходимый для растений, и так далее. Микроорганизмы постоянно эволюционируют, благодаря чему они получили большое распространение.

Фитогеография

Продолжаем наш рассказ о том, что изучает биогеография. Еще один ее раздел - география распространения растений. Фитогеография рассматривает взаимосвязь условий среды и растительного покрова. Ее еще можно называть геоботаникой. Объектом изучения выступает тип растительности (фитоценозы). Ни для кого не секрет, что растительность во многом зависит от климата местности. Так вот, фитогеография способна дать ответ на вопрос, почему образованы тундра, джунгли или пустыня конкретно в данном месте.

Однако не только климат влияет на растительность, но и растения способны оказывать влияние на среду. Под высокими деревьями создается свой особый микроклимат, который отличается микроклимата открытой местности. Помимо этого, растительность не дает разрушаться почве под воздействием воды, ветра и изменения температуры. То есть, она предотвращает эрозию. Таким образом, можно абсолютно на любой территории обнаружить целый взаимосвязанный комплекс, куда входят:

  • Растения.
  • Животные.
  • Климат.
  • Почва.

По-другому эту систему можно назвать биогеоценозом или экосистемой.

Зоогеография

К основам биогеографии относится и наука, изучающая распространение животных на планете. Как уже стало ясно, речь идет о зоогеографии. Данная наука изучает принцип распространения животных.

Объектами в данном случае выступают фауна и ареалы. То есть, зоогеография занимается исследованием распределения животных по всей поверхности земного шара, изучением распространения фауны, процесса вымирания и расселения животных (другим языком - изучает расширение или сокращение ареалов).

К задачам науки относятся:

  • Изучение областей планеты, которые заселены популяциями животных.
  • Выяснение причины характера расселения животных.
  • Выявление связи между факторами (природными и антропогенными) и распределением животных организмов.
  • Составление прогноза изменений касающихся животного мира (объединение видового состава и так далее).

Раздел зоогеографии также имеет деление на несколько подразделов. К ним относятся:

  • Регистрационная.
  • Сравнительная.
  • Каузальная.

Догадаться, что такое деление вызвано этапами изучения фауны. Сперва описывают состав и структуру фауны, далее ее сравнивают с другими территориями областей. И только в последнюю очередь делаются выводы - по каким закономерностям формируются и развиваются фаунистические комплексы.

Зоогеография разделяется на следующие составляющие:

  • Ареалогия.
  • Географическая зоология.
  • Геозоология.
  • Историческая зоогеография.
  • Ландшафтная зоогеография.
  • Палеозоология.
  • Систематическая зоогеография.
  • Факторная зоогеография.
  • Фаунистика.
  • Экологическая зоогеография.

География микробиоценозов

Биогеография - это целый комплекс наук, еще одной составляющей частью которой выступает география микробиоценозов.

Начнем с пояснения термина «биоценоз». Это совокупность живых организмов, которые населяют ориентировочно однородные жизненное пространство. Биоценозы складываются исторически, а в его состав входят:

  • Животные.
  • Растения.
  • Грибы.
  • Микроорганизмы.

Все элементы биоценоза связаны между собой окружающей средой. Данная система способна самостоятельно регулироваться, то есть, она динамическая. Все компоненты взаимосвязаны между собой. Составляющие части биоценоза - продуценты, консументы и редуценты.

Эта система имеет несколько важных количественных показателей:

  • Биоразнообразие (сколько видов входит в биоценоз).
  • Биомасса (вес всех организмов, обитающих в биоценозе).

География фитоценозов

Мы в статье уже ответили на вопрос, что изучает биогеография. Однако не упомянули о фитоценозах. Что же это такое? Это сообщество растений, которые прорастают в пределах одного биотопа. Фитоценозу характерна относительная однородность состава, который отличается системой взаимоотношений как растений между собой, так и растений с окружающей средой.

Очень важным зонообразующим фактором выступает климат. Его роль в географическом распределении фитоценозов крайне велика. Это можно проследить на примере возникновения зональной растительности. Под последней понимается совокупность некоторых растений, которые отвечают чертам климата (в первую очередь, сюда стоит отнести тепло и влагу).

География зооценозов

Повторим, биогеография - это наука, которая граничит с биологией и географией. Еще одним ее разделом является - география зооценозов. Под зооценозом понимается совокупность животных организмов, входящих в состав биоценоза. Важно отметить и то, что он является структурным элементом экосистемы. Подразумевается, что животные, входящие в состав зооценоза, находятся в каких-либо отношениях друг с другом.

К функциям зооценоза относятся:

  • Сохранение
  • Выступление в качестве системообразующего фактора.
  • Сохранение структуры фитоценоза.
  • Обеспечение эффективного использования экопространства.
  • Влияние на видовое разнообразие фитоценоза.

Синтетическая биогеография

Синтетическая биогеография - это комплекс, включающий географию экосистем и биоценозов. Характерная черта: применение комплексных методов географических и биологических дисциплин. Синтетическая география позволяет дать разностороннюю оценку биогеографическим особенностям и своеобразию территорий. Помимо этого, данная наука занимается сравнением природных территорий при помощи стандартных показателей и характеристик.

Первоначально в состав синтетической биогеографии входили зоо- и фитогеография. Почему именно эти науки объединялись? Они способны взаимно обогащать друг друга, что необходимо при сравнительно-географических исследованиях. Здесь же важно сказать и то, что именно зоогеографические исследования внесли очень большой вклад в синтетическую биогеографию.

Немного истории

Кто является основоположником биогеографии? Ученый А. Гумбольдт, путешествия и научные работы которого заложили основы науки. История биогеографии пережила следующие периоды (М. А. Мензбир):

  • Вера в библейскую версию происхождения жизни на Земле.
  • Превосходство теории катастроф.
  • Отказ от предыдущих теорий.
  • Дарвинизм.

А вот Л. Стюарт считает, что в истории науки можно выделить три периода:

  • Систематика Карла Линнея.
  • Эволюционное учение Чарльза Дарвина.
  • Открытия генетики.

Есть заслуги и российских ученых. Ярким примером выступает А. П. Кузякин, благодаря которому мы получили новое направление биогеографии - ландшафтная зоогеография.

Методы

Еще коротко хотелось бы сказать о методах изучения. Как не сложно догадаться, они свойственны таким наукам, как биология и география. Среди географических методов выделим: сравнительно-географический и картографический (они играют более важную роль).

Используются общенаучные методы (моделирование, системный анализ, математический) и специфические (сравнительный, картографический, исторический).

По каким предметам сдавать экзамены легче в 9 классе ГИА?

    Считаю, что сдавать экзамены в девятом классе лучше те, которые пригодятся для поступления, то есть для сдачи в 11 классе. Сдавая ГИА школьник уже готовится к сдаче ЕГЭ. Но это для тех у кого еще времени на подготовку достаточно. А если времени уже нет, то лучше готовится к экзаменам по тем предметам, которые лучше знаешь.

    Легких экзаменов по предметам на ГИА нет. Математика и русский обязательны. История, по комментариям сдававших ГИА в этом году, оказалась гораздо сложнее, чем ожидали. Физика была совсем не по тем темам, по которым натаскивали, так что даже отличники еле-еле натянули на 4.

    Литературу выбирают немногие:чрезвычайно много бессмысленных нюансов нужно зубрить.

    Биология – один из сложнейших предметов на ГИА. Об этом ежегодно и не по разу девятиклассников предупреждают весь год. Остается общество и география. Но какой смысл сдавать географию, если ты не пойдешь дальше по этой специальности.

    Общество сдать можно. Моя дочь сдала на 5, посидев недельку в Демоверсии, начав практически с нуля.

    Так что при выборе экзаменов в 9 классе без решения Демоверсий никак не обойтись.

    Ответ очевиден – легче сдавать тот предмет, который лучше всего знаешь. Пусть ваша дочь сначала отфильтрует наиболее бесперспективные варианты, потом поочередно прорешает демонстрационные версии ГИА по оставшимся предметам. Также существует открытый банк заданий ГИА-9 (ФИПИ).

    Ну русский, математика- это обязательно придется вам сдавать. А еще два на выбор. Хотя для каждого легкий предмет свой, но я думаю все таки, самые легкие география, биология, информатика, обществознание. Моя дочь выбирает между этими. В географии и биологии нет ни каких правил, формул, уравнений. почти каждого человека и география и биология интересует помимо школы. А информатика тоже интересует любого ребенка, еще с пеленок каждый тянется к интернету. В информатике большинство задач на логику из жизни. А обществознание интересный и жизненный предмет.

    На данный вопрос прямо однозначно сложновато ответить. Нужно исходить в перую очередь от склада вашего ума, то есть от тех предметов, которые вам лучше даются в принципе. Есть люди с гуманитарным складом ума – для них хорошо подойдт биология, литература, обществознание, география. А вот если у вас математический склад ума, то лучше отдать предпочтение, например, физике, химии.

    Плохо запоминаете даты, то лучше и не думайте об истории, а если плохо с формулами, то и физика не подойдт.

    Наверное проще будет биология.

    К любому экзамену надо относиться серьезно, искать, что полегче стоит, выбор лучше делать ребенку самостоятельно такой, чтобы он нравился и уже как-то отображал будущую профессию его.

    Все делается еще в 9 классе, ведь и в техникумы теперь нужно что-то сдавать кроме математики и русского языка, куда-то английский язык, куда-то история.

    Кто-то любит историю и ему нравится она до такой степени, что все само собой все откладывается в голове, запоминать не надо, а для меня тяжело было бы, вот иностранные языки мне легче сдавать и вот так у многих.

    Каждому свое.

    Самый наверно легкий экзамен это биология, там нет формул, нет уравнений, не надо учить правила. Да и сам предмет биология очень увлекательный и интересный предмет. Да и учится он легче чем другие предметы. А вот историю вообще трудно выучить там много дат и событий, история большая.

    Мне кажется что из тех, которые дают на выбор, легче всего сдавать географию . Мне ее в 9 классе давали на выбор и я ее брал как самый легкий и доступный для сдачи предмет, даже при том, что учитель был сложный.

    Математика и русский просто все сдают, тяжело или легко тут не обсуждается.

    Моя сдавала химию и биологию, по биологии даже больше баллов получила там потолок выше, но не без помощи репетиторов. В этом году по биологии немного упростили можно попробовать сдать, если заниматься не все так сложно.

    По статистике нашей школы по физике мало кто получил выше тройки, многие сдавали общество, но тут надо уметь говорить, рассказывать.

    Биологию и химию дети почему-то боятся сдавать, а вот моя с уверенностью сдавать пошла и сдала на твердую 4, не хватило по паре баллов до пятерки.

    Здесь мне кажется надо не что легче искать, а уже смотреть на будущее ребенка, куда он пойдет дальше учится, моя метит в мед. институт.