Какой космонавт впервые вышел в открытый космос. Первый выход Леонова в открытый космос: история освоения

В числе первых советских летчиков-космонавтов, которые были зачислены в Отряд космонавтов СССР в 1960 г., был молодой офицер-летчик Алексей Архипович Леонов. Среди его многочисленных заслуг выделяется самая главная – первый выход человека в открытый космос.

Космический корабль «Восход 2» стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 г. На его борту находилось два члена экипажа. Командиром экипажа был Павел Беляев, вторым пилотом стал Алексей Леонов. В программу полета входило беспрецедентное в то время задание – первый выход космонавта в открытый космос. Для выполнения этого важного задания назначили, после продолжительных тренировок на тренажерах Звездного Городка, второго пилота Алексея Леонова.

Первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжался 729 секунд. За это время возникла нештатная ситуация со скафандром. Во время возвращения на борт корабля, скафандр Алексея Леонова раздулся и мешал ему протиснуться в узкий шлюз. Леонов, будучи мужественным человеком, не растерялся. Он стравил лишний воздух со скафандра, тем самым понизив давление и уменьшив его объем. В нарушение инструкции, он вынужден был вернуться в шлюзовой люк не ногами, но головой вперед.

Эта нештатная ситуация не оказалась последней. После отказа автоматической системы ориентирования корабля и ручного включения системы торможения, спускаемый аппарат с двумя космонавтами на борту приземлился на расстоянии в 180 километров от заданной точки. Космонавты ожидали эвакуации в течение двух ночей, пока спасатели готовили площадку для вертолетов, вырубывая вековые деревья в тайге под Пермью.

Алексея Архиповича Леонова готовили к участию в советской программе полета и высадки на Луне, где он должен был высадиться на ее поверхность. Лунную программу в СССР закрыли из-за крупных неполадок и потери актуальности лунной программы.

Через 10 лет, после первого полета, Алесей Леонов совершил второй космический полет в качестве командира корабля «Союз 19» в 1975 году. Это был полет по совместной с американцами программе «ЭПАС», или «Союз – Аполлон». Он руководил первой в истории космонавтики стыковкой советского и американского космических кораблей. Полет продолжался почти шесть суток.

Заслуги Алексея Архиповича Леонова, космонавта № 11, отмечены двумя звездами Героя Советского Союза и многочисленными орденами и медалями. В 1981 г. удостоен Государственной премии СССР.

Ведет активную политическую жизнь, состоит членом высшего совета партии «Единая Россия». Известен как художник. В 1992 г. ушел в отставку в звании генерал-майора авиации. Ему принадлежат больше десяти научных трудов и четыре изобретения.

Первым человеком, совершившим выход в космос, был дважды Герой СССР Алексей Леонов. Он находился чуть больше 12 минут вне корабля. Есть подвиги, которыми человечество в праве гордиться и этот относится именно к таким.

«Восход-2» — шаг в историю

Еще в 1963 конструктор Королев допускал возможность и понимал необходимость такого эксперимента и со следующего года подготовка к нему начала осуществляться. Прежде всего требовалось изменить конструкцию самого корабля.

Взяв «Восход-1» в качестве основания, было принято решение заменить один иллюминатор на надувную шлюзовую камеру, которая должна находиться с внешней стороны корабля, и сократить экипаж до двух человек. Таким образом произошло рождение космического корабля «Восход-2», на котором побывал первый человек в открытом космосе.

Экипаж космического корабля «Восход-2»

На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм.

Беляев — выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента.

В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля.

Потом шли изнуряющие тренировки в условиях невесомости. Помимо это приходилось пробегать по 5 км ежедневно и заниматься плаванием.

Костюм для выхода в открытый космос

Для экипажа «Восход-2» разработали совершенно новый скафандр со звучным названием «Беркут». Он был снабжен добавочным герметичным слоем. Верх был изготовлен из нескольких слоев металлизированного материала.

Вас заинтересует

Его масса увеличилась из-за ранца, который одевался на спину и был оборудован вентиляционной системой с двумя баллонами емкостью по 2 литра для кислорода. Чтобы скафандр лучше отражал солнечные лучи, конструкторы вместо оранжевого поменяли его цвет на белый.

Общий вес этого костюма был около 100 кг.

Незадолго до полета, космонавты тренировались в скафандрах. Маленькая подача воздуха приводила к тому, что при малейшем усилии человек покрывался потом от напряжения. Ко всему прочему они были громоздкими и неудобными.

Но наших космонавтов это не останавливало. Они во что бы то ни стало решили сделать реальностью первый выход человека в открытый космос.

Старт первого полета в космос

Тогда, на заре рождения космонавтики, никто не знал что ждет человека, вышедшего в открытый космос. На тот момент никаких систем спасения еще не было создано. 1965 год мог стать годом величайшего краха космической программы СССР.

И вот после трех лет подготовки, 18 марта 1965 года «Восход-2» благополучно произвел старт с космодрома Байконур.

После того, как корабль вышел на орбиту и совершил первый виток, Леонов стал готовиться.

Беляев помог одеть ранец и заполнил шлюз воздухом. После перехода в него Леонова, Павел Иванович задраил люк и разгерметизировал камеру. Алексей Архипыч сделал последний шаг.

Космонавт пять раз удалялся от корабля и возвращался назад. Температура в «Беркуте» была комнатной, причем в тени он остывал до -100°C, а на солнце нагревался до +60°C. Когда пришло время вернуться, оказалось, что сделать это непросто.

Надежная ткань и ребра жесткости не выдержали и в вакууме скафандр вздулся. Так как на земле такие условия воспроизвести невозможно, никто не предполагал, что это будет настолько сильно. О том, чтобы протиснуться в люк шлюзовой камеры, нечего было и думать.

Кислорода в баллонах хватит на 20 минут и на переговоры с Землей времени нет. Тогда, нарушая все предписанные инструкции, космонавт снижает давление в скафандре и вплывает в шлюз головой. Но это была не единственная критическая ситуация.

При возвращении люк камеры закрылся неплотно, хотя датчики сработали. Системы восстановления начали накачивать кислород. Космонавты не смогли установить причину и получили кислородное отравление.

Посадка в запасном районе и завершение полета

Приземление космического корабля должно было происходить автоматически. Но для этого требовалось отсоединить шлюзную камеру. Космонавты сделали для этого все необходимое, но во время сильного удара при её отстреле, корабль закрутился.

Из строя были выведены системы автоматической стабилизации и ориентации. «Восход-2» пролетал над территорией Австралии и связаться с космическим центром управления было невозможно. Космонавты приняли единственно верное решение — произвести приземление вручную. Это тоже было впервые.

Когда связь была восстановлена и посадку разрешили, корабль опустился в 200 км на север от Перми, в непроходимой тайге. Таких возможностей для поиска, как сейчас, тогда не было. Вертолеты ни скинуть теплую одежду, ни приземлиться не смогли.

Лишь на следующий день спасатели смогли произвести высадку и добраться до космонавтов по глубокому снегу. Пришлось вырубать деревья под площадку. Лишь спустя двое суток Леонов и Беляев прибыли на Байконур.

Одно из величайших событий ХХ столетия — первый полет человека в космос. Население планеты узнало от Гагарина, что Земля круглая. Леонов стал первопроходцем. Получилось так, что первые люди в космосе были из СССР. И как бы ни умаляли американцы значимость этих событий, первостепенная роль в освоении космоса отведена Советскому союзу.

Космос – огромное и неизведанное пространство .Однако человеческое любопытство безгранично, и люди изучают все больше . Особенно это касается нашей солнечной системы . С момента первого выхода человека в открытый космос прошло уже порядка 50 лет .

Когда был совершен первый выход в открытый космос?

18 марта 1965 года был совершен первый выход в открытый космос Алексеем Леоновым. С борта корабля “Восход-2” и в скафандре “Беркут” Леонов впервые покорил “открытое пространство”. К слову, из-за разницы в давлении, скафандр очень сильно раздувался и мешал Леонову вернуться на борт корабля. Было сделано несколько безрезультатных попыток вернуться на борт. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего лишь на 20 минут. Леонов сбросил давление в скафандре до аварийного, что привело к уменьшению скафандра. К тому же, вопреки инструкции, Леонову пришлось протискиваться в шлюз вперед головой.

Подготовка и выход в открытый космос

Подготовка к полету проводилась очень тщательно. Были отработаны все действия Леонова, а также проиграны все аварийные ситуации, которые могли случиться с космонавтом при попытке выйти в открытый космос, еще на космодроме, однако, это не помогло полностью избежать внештатных ситуаций.
С космодрома Байконур, в 10 часов утра по московскому времени, 18 марта 1965 года успешно стартовал корабль “Восход -2”. После подъема на орбиту экипаж стал готовиться к выходу Алексея Леонова в космос.
Общее время первого выхода в космос составило 23 минуты, 12 из которых Леонов провел в открытом космосе в скафандре. По итогам чего был сделан вывод о том, что человек способен выполнять работу в открытом космосе.


Несмотря на уверения американских космонавтов, советские космонавты совершили выход в открытый космос на 2.5 месяца раньше, чем американцы. Эдвард Уайт вышел в открытое пространство 3 июня 1965 года. И продолжительность его пребывания составила всего лишь 22 минуты.

Данный шаг позволил советским ученым улучшить скафандры, что в итоге увеличило продолжительность нахождения в открытом космосе человека. А для науки это было огромным шагом для установки нового оборудования, запуска спутников и многому другому.

В марте 1965 года состоялся полет космического корабля «Восход-2». Перед экипажем в составе космонавтов П. И. Беляева и А. А. Леонова стояла непростая, но очень ответственная задача - осуществить первый в истории выход человека в открытый космос.

Непосредственное осуществление эксперимента выпало на долю и 18 марта он благополучно с ней справился. Космонавт вышел в открытый космос, удалился от корабля на 5 метров и провел за его пределами в общей сложности 12 минут и 9 секунд.

Полет «Восхода» не обошелся без внештатных ситуаций и курьезных случаев. Трудно описать, сколько душевных и физических сил пришлось затратить людям, которые готовили этот грандиозный эксперимент - выход человека в открытый космос. Интересные факты и малоизвестные детали полета и его подготовки стали основой этой статьи.

Идея

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту.

Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля. В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».

Была и другая, более серьезная проблема. Столь опасный эксперимент необходимо было сначала отработать на животных. Однако от этого отказались, посчитав, что разработка специального скафандра для животного - дело слишком хлопотное и затратное. К тому же он не дал бы ответ на самый главный вопрос: как будет вести себя человек в открытом космосе? Было принято решение проводить эксперименты сразу на людях.

Сегодня космонавты способны покидать корабль на несколько часов и проводить в открытом космосе очень сложные манипуляции. Но в 60-е годы это казалось совершенной фантастикой или даже самоубийством.

Экипаж

Изначально в группе космонавтов, готовящихся к полету, состояли Леонов, Горбатко и Хрунов. Беляев был на грани отчисления из отряда космонавтов по состоянию здоровья, и лишь по настоянию Гагарина его включили в группу подготовки к полету.

В результате сформировались два экипажа: основной - Беляев, Леонов - и дублирующий - Горбатко, Хрунов. К экипажам этой экспедиции предъявлялись особенные требования. Команда должна была работать как одно целое, а космонавты - быть совместимы друг с другом с точки зрения психологии.

Результаты тестов показали, что Беляев обладает большой выдержкой и хладнокровием, способен не потерять голову в любой ситуации, а Леонов, наоборот, порывист, импульсивен, но при этом необычайно храбр и отважен. Эти два человека, столь различные по характеру, могли прекрасно работать в паре, что являлось необходимым условием для того, чтобы осуществить первый выход человека в открытый космос.

Тренировки

Первые три месяца космонавты занимались изучением конструкции и устройств нового корабля, затем последовали длительные тренировки в условиях невесомости. Для этого требовался маневренный самолет и очень опытный пилот, который мог с уверенностью выполнять За часовой полет самолет был способен имитировать невесомость в общей сложности около 2 минут. Именно за это время космонавтам нужно было успеть отработать всю намеченную программу.

Изначально летали на спарках МИГ, но привязанные ремнями космонавты были лишены возможности двигаться. Было принято решение взять более просторный Ту-104ЛЛ. Внутри самолета был установлен макет части космического корабля со шлюзовой камерой, на этом импровизированном тренажере и проходили основные тренировки.

Неудобные скафандры

Сегодня в музее космонавтики можно увидеть тот самый скафандр, в котором Леонов осуществил выход человека в открытый космос. Фото улыбающегося космонавта в шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, но никто не мог предположить, скольких усилий стоила эта улыбка.

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг.

Все тренировки проходили уже в скафандрах, система обеспечения которых оставляла желать лучшего. Подача воздуха производилась крайне слабо, а значит, при самом малейшем движении космонавт сразу же покрывался испариной от напряжения.

Помимо этого скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели - сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Показательный спектакль

В разгар тренировок в Москву прилетел большой друг СССР Шарль де Голль, и Хрущев решил похвастаться перед ним успехами советской космонавтики. Он решил показать французу, как космонавты отрабатывают выход человека в открытый космос. Сразу стало понятно, что в реальный полет отправят именно тот экипаж, который будет участвовать в этом «представлении». По приказу Гагарина в этот ответственный момент Хрунова заменяют Беляевым. По воспоминаниям Хрунова, он не понял мотивов этой замены и надолго сохранил обиду на Гагарина за этот необъяснимый поступок.

Позже Гагарин объяснил Хрунову свою позицию, он считал, что необходимо было дать Беляеву последний шанс слетать в космос. Молодой Хрунов мог это сделать впоследствии еще неоднократно, к тому же Беляев лучше подходил Леонову с психологической точки зрения.

Неприятность перед стартом

За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Выход в космос

По поводу поведения человека в открытом космосе существовало Недоброжелатели утверждали, что космонавт, ступивший за пределы космического корабля, тут же приварится к нему, будет лишен возможности двигаться или же вовсе Очень трудно представить себе, чем еще может обернуться выход человека в открытый космос. 1965 год легко мог стать годом грандиозного провала Однако подтвердить или опровергнуть эти пессимистические теории могла только практика.

К тому же в то время еще не было разработано никаких спасательных систем. Единственное, что было сделано для космонавтов, - это разрешение в случае чего просто открыть люк и выставить из него руку.

Когда корабль вышел на заданную орбиту, Леонов начал готовиться к выходу. Все шло по плану, когда наступил час икс, космонавт мягко оттолкнулся и выплыл из шлюза в открытый космос.

Самые страшные прогнозы скептиков не сбылись, и космонавт чувствовал себя вполне прилично. Он выполнил всю предписанную программу, и пришла пора возвращаться на корабль. С этим возникли некоторые проблемы. Раздувшийся в невесомости скафандр не давал Леонову войти в шлюз. Тогда он, не советуясь ни с кем, самостоятельно понизил давление в скафандре и ринулся в шлюз головой вперед, а не наоборот, как было запланировано. Первый выход человека в открытый космос был завершен, и Алексей Леонов навсегда вписал свое имя в историю космонавтики.

ЧП на спуске

«Восход-2» имел множество недоработок, и после успешного завершения программы полета произошло ЧП. При отстреле выходного шлюза залепились датчики солнечно-звездной ориентации. Когда корабль совершал свой 16-й виток вокруг Земли, из ЦУПа поступило указание снижаться. Но корабль продолжал лететь, как ни в чем не бывало. Когда он пошел на 17-й виток, стало ясно, что система автоматической ориентации не сработала, и экипажу пришлось перейти на ручное управление. Полет, главной задачей которого был выход человека в открытый космос, мог закончиться катастрофой.

Ценой невероятных усилий Беляев и Леонов восстановили контроль над кораблем, но все же опоздали с выключением двигателей почти на минуту. В результате запланированное место посадки осталось далеко позади и спусковой аппарат приземлился в глухих пермских лесах.

Спасательная операция

Космонавты оставались в зимнем лесу долгих двое суток. Правда, один вертолет все же попытался сбросить им теплую одежду, но промахнулся, и сверток затерялся в сугробах.

Вертолет не мог приземлиться в глубокий снег среди деревьев, а у космонавтов не было необходимого оборудования ни для того, чтобы спилить деревья, ни для того, чтобы залить снег водой и сделать импровизированную ледяную посадочную площадку. В конечном итоге спасательная группа пешком добралась до замерзших космонавтов и смогла вывести их из лесной чащи.

Несмотря на все трудности подготовки и неприятные происшествия в процессе полета, Беляев и Леонов справились со своей основной задачей - осуществили выход человека в открытый космос. Дата этого события стала одной из самых знаменательных вех в истории советской космонавтики.

В прошлом году отмечалась знаменательная дата - полувековой юбилей со дня первого выхода землянина в открытый Космос. Сегодня любой школьник назовет имя этого человека - советский космонавт №11, ныне генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов, совершивший свой подвиг 18 марта 1965 года. Несмотря на то, что это событие носило в значительной степени политическую окраску – две державы СССР и США боролись за лидерство в космических достижениях, значение его трудно переоценить.

Кто первый от имени СССР вышел в открытый Космос

Сегодня, когда туристические полеты на околоземную орбиту становятся обыденным явлением, вокруг Земли постоянно вращается обитаемая космическая станция с интернациональным экипажем, трудно представить сколько усилий потребовалось учеными, инженерам и простым рабочим, чтобы первого пребывания человека в открытом космическом пространстве.

Для полета экипажа в составе командира П. И. Беляева и дублирующего пилота, инженера - космонавта А. А. Леонова была подготовлена двухместная реплика космического корабля серии «Восход», которая не только значительно отличалась от гагаринского «Востока - 1», но и имела большие конструктивные изменения по сравнению с трехместным «Восходом - 1». Специально для выхода и пребывания в открытом Космосе в конструкции корабля была предусмотрена надувная камера - шлюз «Волга», а экипировка космонавтов состояла из принципиально нового скафандра «Беркут». По плану выход
А. А. Леонова за пределы «Восхода - 2» должен был состояться на втором витке орбитального полета.

Старт ракетоносителя произошел в запланированное время с космодрома «Байконур». Пролетая над Сахарой, инженер-космонавт стал готовиться к выходу из корабля. Намного позже Алексей Леонов то ли с иронией, то ли с усмешкой вспоминал все перипетии этого события.

Для того чтобы космонавт не улетел от космического корабля, став самостоятельным спутником Земли, система страховки была выполнена в виде пристегивающегося фала, прочность которого неоднократно проверялась в земных условиях. Но то ли по обычной русской безалаберности, то ли из-за волнения Алексей Архипович забыл пристегнуть фал к страховочной скобе «Восхода - 2», и лишь только дополнительная проверка, проведенная Павлом Беляевым, позволила заметить эту погрешность, которая могла вызвать – вплоть до утери космонавта.

Второй недостаток проявился в несоответствии жесткости скафандра настоящему космическому вакууму. Несмотря на многократные проверки на Земле, при возвращении внутрь корабля «одеяние» космонавта «надулось» сверх нормы, и при пролезании через люк А. Леонов вынужден был понижать давление внутри «Беркута» ниже положенного значения.