Какой был мцыри по характеру. Образ и характеристика Мцыри в поэме “Мцыри” Лермонтова: описание характера в цитатах

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.

Этими хорошо известными строками начинается рассказ о Мцыри, пленном горце, ставшем символом свободного и непокорного духа. В нескольких строках Лермонтов описывает его детство и юность. Пленного Мцыри везли из родных гор в Россию, однако по дороге он заболел. Один из монахов сжалился над Мцыри, приютил его, вылечил и воспитал. Уже это сжатое повествование о прошлом позволяет понять многое в характере героя. Тяжелая болезнь и испытания развили в ребенке «могучий дух». Он рос нелюдимым, без общения со сверстниками, никогда не сетуя на судьбу, но и никому не поверяя своих мечтаний. Так с детства прослеживаются два основных мотива, важных для характеристики Мцыри: мотив сильного духа и при этом - слабого тела. Герой «слаб и гибок, как тростник», но свои страдания он переносит гордо, поразительно, что «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал».

Проходит время, Мцыри вырастает и собирается принять свою новую судьбу. Монахи готовят его к постригу. В этой строфе Лермонтов произносит очень важную для понимания героя вещь: «… к плену он привык». Мцыри и действительно выглядит покорившимся, он выучил чужой язык, впитал чужие - монастырские традиции, и намеревается принять обет смирения и послушания. Но вовсе не истинное смирение говорит здесь в Мцыри, а только незнание другой жизни: «с шумным светом незнаком». Чтобы пробудить его, необходим толчок, и вот разражается буря. В грозовую ночь, пока монахи дрожат у алтарей, боясь гнева Божьего, Мцыри покидает свою темницу. Так совершается духовное перерождение героя, так он выпускает на волю ту страсть, тот огонь, который, как он сам позднее признается, «с юных дней, / Таяся, жил в груди моей». И теперь уже характеристика главного героя Лермонтова Мцыри - это характеристика героя-мятежника, отважившегося на бунт против привычного общества, привычного мироустройства.

Дальнейшие строки поэмы рассказывают нам именно об этом Мцыри, о Мцыри освобожденном. Он очутился на свободе, и все здесь для него ново. Мцыри реагирует на окружающий его дикий, нетронутый кавказский край так, как может реагировать только полностью естественный человек. Он глубоко переживает красоту окружающего его мира. Столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы, золотая тень полудня - ничего ускользает от его внимательного взгляда. Обратим внимание на то, сколько уменьшительно-ласкательных слов используется Мцыри для описания природы: «тучка», «дымок», «огонек». «Глазами и душой» он тонет в синеве неба, находя в этом успокоение, не известное ему в монастырских стенах. В этих сценах Лермонтов показывает, что Мцыри доступны все человеческие чувства. Он не только дикий горец, каким его считали монахи. В его душе скрыты и поэт, и философ, но проявиться эти чувства могут лишь на свободе. Известна ему и любовь, любовь к своей родине и потерянным близким. Воспоминания об отце и сестрах Мцыри переживает как нечто святое и драгоценное. Встречается Мцыри и с девушкой, с молодой грузинкой, спустившейся за водой. Ее красота потрясает героя, и, переживая встречу с ней сначала наяву, а затем и во сне, он томится «сладкою тоской».

Вполне возможно, что Мцыри мог бы быть счастлив в любви, но он не может отступиться от своей цели. Его зовет путь на родину, и Мцыри продолжает свой путь на Кавказ. Он с честью выдерживает традиционное для русской литературы «испытание героя любовью», ведь иногда и отказ от желанного любовного счастья может свидетельствовать в пользу персонажа. Нет ничего, что могло бы заставить Мцыри отказаться от своей мечты. Свобода лишь поманила его – через три дня ему, израненному, приходится вернуться в монастырь. Но туда возвращено лишь тело Мцыри, дух его уже освобождён из плена, он «прожег свою тюрьму».

При анализе «Мцыри» характеристика главного героя как героя разностороннего, сочетающего в себе своеобразные черты личности, имеет первостепенную роль для понимания смысла поэмы. Поэту было важно изобразить именно такого необычного, во многом противоречивого героя. .

Поэма «Мцыри», написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым - благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.

Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри» написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник. Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух». Мцыри «гоним неясною тоской», нелюдим, и при это обладает сильным духом - это образ идеального романтического героя, столь любимого Лермонтовым. Но дальнейший рассказ о Мцыри автор предоставляет ему самому. Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: « Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, – я также мог бы жить!». Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями (в поэме их насчитывается не один десяток), она поэтична и образна. Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости. Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Но вместе с тем образ героя Мцыри - это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински - не только «послушник», но еще и «чужак».

Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал. Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! - вот чего он по-настоящему желает. Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;
Но даже на краю небес
Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле? Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри - «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

… понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом. Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри? Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть. Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».

Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому. Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу. Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».

Раскрытие образа главного героя поэмы и история его судьбы, пригодятся ученикам 8 классов при написании сочинения на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова»

Тест по произведению

(378 слов)

Поэма «Мцыри» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1839 году. Это произведение по праву считают образцом русской романтической поэзии, и у него есть интересная предыстория. Автор часто бывал на Кавказе, и, считается, что сюжет книги был основан на реально произошедших с писателем событиях. Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, он набрел на главный собор Грузии – Мцхете и встретил одинокого монаха, который рассказал ему историю своей жизни, и позже благодарный слушатель описал ее в стихах.

История Мцыри – это повесть об одиноком мальчике-горце, который волею случая оказался воспитанником в обители храма (с грузинского языка “мцыри” переводится как “послушник”, “не служащий монах”). За свою недолгую жизнь пленник выучил местный язык, традиции и привык жить в неволе, но он так и не сумел понять, кем он является на самом деле, потому что большую роль в формировании личности играет семья, которой, к несчастью, у него никогда не было.

Образ Мцыри – это, в первую очередь, образ одинокого человека, находящегося в поиске смысла жизни. Проведя долгое время в монастыре, он решает, наконец, выбраться на волю, испытать новые чувства, познать свободу. Прожив три дня вне монастыря, юноша вспоминает свой родной язык, лица родных: отца, сестры и брата. В его сердце вселяется надежда, что он сможет отыскать отчий дом, но этому мечтанию не суждено сбыться. Пленник погибает после схватки с тигром. Перед смертью, исповедуясь священнику, беглец изливает свою душу, проливает свет истины на свою судьбу. Он умирает с мыслью, что остался рабом, заключенным и не сумел увидеть место, где родился.

Безусловно, Мцыри мог бы быть предан своей стране, семье, дому, мог бы состояться, как личность, но его скитания – метафора жизни каждого из нас. За три дня пленник пережил основные чувства и впечатления: борьба, страсть, восхищение природой и разочарование в себе и мире. Мы тоже испытываем все это и томимся по недостижимому идеалу. В религиозном смысле это Эдем, в практическом – высшая ступень потребления, в личностном – счастье, в творческом – признание и т.д. Поэтому драма свободолюбивого юноши – история взлетов и падений каждого из нас, в этом образе отражен лик человечества.

В предсмертной исповеди он говорит, что хочет быть похороненным в дальнем углу монастырского сада, чтобы вид с его могилы выходил на родные горы героя. Мцыри – романтический герой, и, несмотря на то, что в последней сцене мы видим его сломленным, он умирает с мыслью, что, возможно, когда-нибудь он все-таки встретится со своими родными и близкими.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Молодой человек, с детства запертый в монастыре против собственной воли. Погибает вскоре после того, как ему удается сбежать.

История создания

Михаил Лермонтов работал над поэмой «Мцыри» в 1838-1839 годах. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» с некоторыми цензурными сокращениями. Поэма считается одним из последних образцов романтического жанра в русской литературе. Сюжет поэмы Лермонтов якобы позаимствовал из одной истории, которую слышал во время ссылки на Кавказ, куда поэта выслали в 1837 году.

Поэт путешествовал по старой Военно-Грузинской дороге, которая идет через Главный Кавказский хребет. Там, в городе Мцхета, Лермонтов разговорился с неким монахом, который поведал поэту историю собственной жизни. Монах этот происходил из семьи горцев и еще в детстве попал в плен. Генерал Алексей Ермолов вез ребенка с собой, но мальчик по дороге заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре на попечении братии.


Ребенок рос в монастыре, но не мог свыкнуться с новыми условиями и несколько раз пытался бежать назад в горы. После очередной попытки ребенок серьезно заболел и едва не погиб. Этот рассказ якобы настолько впечатлил Лермонтова, что тот создал по мотивам услышанной истории поэму. Действительно ли этот эпизод в жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно.

В поэме заметно и большое влияние фольклора грузин. К примеру, мотив битвы юноши с барсом или тигром распространен в народной грузинской поэзии. Название поэмы первоначально звучало как «Бэри», что в переводе с грузинского означало «монах». Позже автор заменил название на «Мцыри» - слово, которое означало одновременно и «послушник», и «чужеземец», что точнее отражало суть происходящего в поэме. Редактируя поэму позже, Лермонтов выкинул часть текста, вероятно, опасаясь цензуры. В этих строках Мцыри жалуется, что вместо родины Бог дал ему тюрьму.

Поэма «Мцыри»


Герой родился и рос на Кавказе в семье гордого горца. В воспоминаниях герой видит отца в образе воина, в боевой одежде и с ружьем. Шестилетним мальчиком героя взял в плен некий русский генерал и увез из родных краев. В дороге ребенок заболел, и генералу пришлось оставить мальчика в монастыре. Там ребенка удерживали насильно, и Мцыри против воли пришлось стать монахом.

Герой сохранил качества, присущие горцам, - страстную и горячую натуру, гордый характер и «могучий дух», который юноша унаследовал от предков. В детстве герой отказывался от монастырской пищи из гордости и согласен был умереть от голода. Даже ребенком герой был тверд духом, никогда не жаловался, не плакал и молча переносил болезни и трудности.


Перед смертью, исповедуясь, герой говорит, что его жизнь была полна «горьких мук». Герой вспоминает прошлое - отцовский дом и ущелье, где стоял аул, в котором жила семья Мцыри. Когда герой оказался в монастыре, один старый монах стал опекать больного мальчика из жалости. Выздоровев, герой, однако, не повеселел, а скрывался от людей, не играл и дичился.

Старый монах, который спас мальчика от смерти, надеялся, что со временем Мцыри отвыкнет от родных, забудет о прошлом и освоится в монастыре. Юноша действительно забыл лица близких и смутно помнил свое прошлое, притерпелся к монастырской жизни, начал понимать язык местных и был окрещен святым отцом, однако добром это не обернулось. Герой продолжал всю свою недолгую жизнь тосковать об утраченном и мечтать о свободе и воспринимал собственную жизнь в монастыре как пребывание в тюрьме.


Семья Мцыри продолжает жить где-то в горах Кавказа, и родители, вероятно, считают героя погибшим, ничего не зная о нынешнем положении Мцыри. Став взрослым юношей, герой дает себе слово, что непременно увидится с родными. Однажды герою подворачивается возможность сбежать из монастыря. Герой убегает ночью во время грозы, но проводит на свободе всего трое суток. За это время герой успевает встретиться с барсом, вступить в бой с ним и победить этого грозного хищника.

Во время этой короткой вылазки на волю Мцыри также встречает прекрасную молодую грузинку, за которой наблюдает издали. Девушка спускается к горной реке, чтобы набрать воды в кувшин. На грузинке бедная одежда и чадра, но голос девушки кажется Мцыри «сладко вольным». Герой видит и дом, где живет девушка, - саклю, которая «приросла к скале», и голубой дымок, который струится над плоской кровлей. Эти воспоминания умирающий из-за болезни герой считает самыми ценными в жизни.

До родных мест герой, однако, не добирается. Мцыри идет к горам, но сбивается с дороги в лесу, плутает и снова выходит к монастырю, из которого сбежал. В лесу герой заболевает, позже его, лежащего без сознания, находят монахи и относят обратно в монастырь. Парень полагает, что вскоре умрет из-за болезни, и печалится о том, что будет похоронен в чужой земле и так и не сможет увидеть родных.

Умирая, Мцыри упрекает старика-монаха, что тот прожил насыщенную жизнь в миру и ушел в монастырь лишь позже. Кроме того, старик уже слаб и сед, отвык от желаний, поэтому ему не понять юного Мцыри, который оказался в монастыре против собственной воли совсем еще ребенком и не видел жизни.

Жалость, которую монахи испытывают к Мцыри, кажется юноше позорной. При этом к старому монаху, который его выходил и опекал, герой относится с должным уважением и называет того «отцом». Сам старик тоже по-дружески относится к Мцыри и принимает у юноши исповедь, когда тот лежит при смерти.


Иллюстрация к произведению Лермонтова "Мцыри"

Больше всего герой стремится обрести утраченную свободу и мечтает вернуться туда, где жил в детстве. Мцыри просит перенести его перед смертью в сад, откуда юноше будет виден Кавказ. Дальнейшая биография героя неизвестна - Мцыри мог умереть, а мог и оправиться от болезни.

Мцыри не причинял зла людям, это незлобивый человек с чистой детской душой, однако с обитанием в монастыре жизненные ценности героя несовместимы. Помыслы Мцыри устремлены к родным краям, которые герой покинул против собственной воли. Пребывание среди монахов герой воспринимает как плен и считает, что это не жизнь. Герой тоскует по родине и тяготится одиночеством, в котором находится в монастыре, несмотря на присутствие вокруг монахов.

Мцыри мало подходит для размеренной монастырской жизни. Юноша полон «желаньем и тоской» и «бессильным и пустым жаром». Жизнь взаперти сделала некогда веселого и резвого героя угрюмым. Мцыри отвык от людей и чувствует себя среди них чужим; герою кажется, что сам он больше сродни зверю. Юноша вспоминает «чудный мир тревог и битв», где «люди вольны, как орлы». Уже много лет герой не видел родных и скучает по ним, чувствуя себя лишенным отчизны и близких.


Герой - свободолюбивая личность, и ради обретения свободы он готов рискнуть жизнью. Умирать, однако, совсем не хочется. Мцыри жалеет, что прожил так мало и не смог исполнить собственного сокровенного желания - снова увидеть родину и семью.

Несмотря на то, что вырастили героя монахи, тот стал смелым человеком, который готов один на один сразиться с диким хищником, не испытывая страха, и победить в этой схватке. Мцыри оказался славным воином, верным и скорым ударом он рассек «широкий лоб» барса, имея в качестве оружия простой сук. У героя были все шансы стать удалым горцем, если бы злая судьба не забросила Мцыри в монастырь.

Лермонтов демонстрирует душевное состояние героя через природу. Юноша сравнивается с одиноким листком, который сорвала и унесла буря. Сам герой постоянно восхищается природой Кавказа, причудливыми горными хребтами, снегами, которые горят, «как алмаз», и высью неба. Горная природа в поэме составляет оппозицию монастырю – месту заключения главного героя. Природа ассоциируется со свободой.


Кроме того, окружающий монастырь горный пейзаж по-разному воспринимается монахами и самим Мцыри. Для героя прячущиеся в тучах скалы - воплощение свободы, дом вольных людей, а монастырские кельи Мцыри воспринимает как «душные». Для монахов, напротив, природа полна опасностей. Этим противопоставлением усиливается конфликт между Мцыри и монастырем.

Цитаты

«Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»

Образ Мцыри является ключевым элементом поэмы. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного "чудного мира тревог и битв".

Образ Мцыри – это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера.

Говоря об образе Мцыри важно отметить, что в поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. М.Ю. Лермонтов сделал так не случайно, так как именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Именно он делает образ Мцыри в поэме столь цельным и запоминающимся. Все дело в том, что "душой дитя, судьбой монах", юноша был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни, которая звала его "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы":

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!

Образ Мцыри не будет полным без того факта, что в он стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Мцыри считает, что был недостаточно силен чтобы вырваться из плена и поэтом у смерть пришла к нему заслуженно. М.Ю. Лермонтов в образе Мцыри подчеркивает силу духа персонажа, его привязанность к родной земле.

Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь...

Вырвавшись из серости монастырских стен, Мцыри попадает в прекрасный, но в тоже время опасный мир. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые ему было не дано познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Для того, чтобы как можно ярче раскрыть образ Мцыри М.Ю. Лермонтов заставляет своего героя испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом.

Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упъюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

В поэме М.Ю. Лермонтова очевидно, что все действия и поступки Мцыри являются образцом несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле.

Цельность образа Мцыри подчеркивается эпизодом с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.

Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти, Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно. В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы.