Какие темы в искусстве называют вечными. «Вечные темы» в искусстве как механизм сохранения культурного наследия

Немногие вещи, создаваемые человеком можно назвать вечными. Но это не касается искусства, над которым время, кажется, не властно. Проходят годы, десятилетия, века, а такие шедевры, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, читаются, перечитываются каждым поколением, причем не только на Родине. Это же касается Библии. Священная книга ведь тоже образец словесного искусства. А сколько музыкальных шедевров, картин осталось нам от предыдущих поколений. Всего и не сосчитать.

Почему же искусство вечно? Во-первых, не стареют только образцы настоящего искусства. Другие уже давно канули в Лету. О них остались лишь скупые упоминания в письменных источниках. Секрет же нетленного искусства в его содержании. Если автор вложил в свое творение силы и душу, проявил все свое мастерство, современники обязательно это оценят. И пусть отзывы не всегда положительные, но незамеченным шедевр остается нечасто. Позже происходит его переоценка. К таким произведениям относятся по-разному, все зависит от условий эпохи. Главное, что такое искусство живет вечно.

Искусство – это также инструмент для передачи моральных ценностей, истории народа, культуры, традиций. Почему мы до сих пор читаем «Войну и мир» Л.Н. Толстого? Потому что в этом романе собрано все: победы и поражения, ошибки и мудрость нашего народа. Произведение не дает нам забыть о том, какой ценой наши деды сохранили Отечество, остерегает потомков от страшных ошибок.

Ответить на поставленный вопрос помогут и произведения классиков литературы. Проблема искусства не главная в повести И. Куприна «Гранатовый браслет», однако автор умело раскрывает ее в контексте любовной темы. Соната Бетховена спасает главную героиню веру Шеину от душевного падения. Женщина потрясена событиями, произошедшими в личной жизни. Мелодия Бетховена помогает Вере обрести душевный покой, равновесие, наполнить душу жизненными силами.

Композиция Бетховена – яркий пример того, что искусство вечно. Ее слушали и современники композитора и потомки. Прекрасная мелодия не старее до сих пор. Почему? Видимо, все из-за ее способности влиять на внутренний мир человека, помогать, когда в жизни бушует буря.

Искусство вечно и потому, что несет правду. Вспомним роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Герой не побоялся говорить о запрещенном. Его произведение не признали критики, но это было не справедливо. Сама судьба, кажется, помогла сохранить рукопись.

Именно такие произведения вечные. Их могут запретить, раскритиковать, осудить автора, но придет время признания.

Можно сделать вывод, что искусство нетленно, так как – это сокровищница вечных духовных ценностей, истории, культуры, традиций всего человечества и отдельных народов.

Вечные темы искусства и жизни

Цель: через общение с разными художественными произведениями постараться понять, что язык искусства с течением времени не изменяется и в его основе находятся духовные ценности, выработанные человечеством.

Задачи:

    развитие эмоционального и осознанного отношения к произведениям искусства различных эпох и направлений;

    через «звучание» художественных образов учиться понимать, как художник становится летописцем своей эпохи, отражая ее пульс;

    развивать у учащихся умения анализировать, синтезировать, размышлять на основе материала урока (музыки И. С. Баха, репродукций картин, образного исполнения песен «Город золотой», «Свечи»);

    учиться выражать отношение к вечным ценностям, выработанным человечеством;

    расширять культурно-художественный кругозор учащихся через знакомство с музыкой и живописью XVIII-XX вв.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: портреты И. С. Баха, Б. Гребенщикова, Ф. да Милано, свеча, фотографии органа, пламени свечи, репродукции картин (Т. Гейнсборо «Дама в голубом», А. Венецианов «На жатве», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), интерактивная доска.

Сценарий урока

«Идеи меняются, сердце остается одно».

Ф. М. Достоевский

1. организационный момент

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

У нас сегодня необычный урок – урок-размышление. О чем мы будем размышлять? Пускай нам поможет высказывание «Идеи меняются, сердце остается одно», принадлежащее русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. (Высказывание и портрет писателя – на экране интерактивной доски.) Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, но остаются чувства доброты, надежды, веры, которые помогают в трудную минуту. И неважно, когда художник жил – много лет назад или в наши дни. Если он настоящий мастер, он создаст такое произведение, которое будет волновать многие поколения людей, принося им «утешение и подпору». Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в разные эпохи, и постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и на нас с вами.

Прослушивание музыки «Город золотой»

Беседа.

Вы узнали музыку, которая звучала в самом начале? («Город золотой» Б. Гребенщикова, Ф. Канова да Милано)

(Показ на интерактивной доске портретов Ф. Канова да Милано и Б. Гребенщикова.)

О чем эта песня? (об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света)

Каков характер у жителей этого города? (это нежные, мечтательные, отзывчивые люди)

Давайте исполним песню и постараемся правдиво выразить интонацию авторов.

(Исполнение песни «Город золотой».)

Получился ли образ песни? (мы постарались передать образ Красоты, Доброты, Нежности)

И если нас в душе хоть немного затронула эта музыка, значит, она не зря создана. Она становится для нас «утешением и подпорой».

Почему современный рок-музыкант Борис Гребенщиков обратился к мелодии музыканта конца XVI века Франческо да Милано? (это было своеобразное родство душ; в разные эпохи творцы искусства стремились найти тот источник света, который поможет людям преодолевать трудности на их жизненном пути)

Наверное, таким мастером, который помогал людям обрести уверенность в своих силах, был композитор Иоганн Себастьян Бах. (На экране – портрет И. С. Баха.)

Вспомните, какая страна подарила миру Баха? (Германия)

Посмотрите: Бах совсем не похож на наших современников – и одежда другая, и прическа. Композитор жил давно – более 250 лет назад.

Говорят, что по внешнему облику можно понять внутренний мир человека. Как вы думаете, это был легкомысленный человек? (учащиеся рассуждают о внутреннем мире композитора: серьезный, спокойный, внимательный взгляд, наверное, требовательный к себе и окружающим)

То, что это был требовательный к себе человек, говорит тот факт, что основные произведения композитор написал уже в зрелом возрасте.

Сообщение о композиторе (опережающее задание для группы учащихся)

Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта. Был придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста, органистом в церкви в Мюльхаузене и Веймаре, руководителем камерной музыки при великокняжеском ангальткетенском дворе. В 1723 году был назначен в Лейпциг директором хора музыки.

После прослушивания фрагментов из биографии композитора учащиеся отмечают, что его жизнь была «на колесах», композитор переезжал с места на место.

В те времена жизнь музыканта была тяжела, постоянный поиск заработка заставлял его искать новое место работы. Биографы рассказывали также о том, что слишком независимый нрав был у композитора, и музыку он писал «недостаточно подобострастную». Долгое время Бах работал в церкви, сопровождая службу. Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром. (На экране появляется изображение органа.)

Бах, как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой. Вместе с ним была его семья. Уставший приходил Бах с работы. И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе.

(Слушание органной Прелюдии ми-минор.)

Каков был характер разговора? Как между собой разговаривали? Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь)

Как вы это поняли? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно)

О чем мог быть разговор? (ответы детей)

– Такое согласие в музыке называется полифония (с греческого «многоголосие»).

(На экране – определение «полифония».)

Помогала сохранять тепло домашнего очага мама – Анна Магдалена. Первая жена Баха умерла, и Анна Магдалена стала для детей настоящей матерью, а для самого Баха – другом, помогающим преодолевать трудности. Композитор посвятил музыку Анне Магдалене – своего рода письмо-признание.

(Звучит «Скерцо» из сюиты №2 И. С. Баха.)

После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями, обращают внимание на настроение, средства выразительности, на солирующий инструмент с нежным голосом – флейту.

(На экране – изображение флейты.)

(На экране – определение «гомофония».)

Как бы вы назвали эту музыку? (бабочка, шутка, облако, порхающая) Почему? (ответы детей)

Сам Бах назвал ее «Скерцо». (На доске – новое слово «скерцо».)

Скерцо с итальянского – «шутка». Во времена композитора музыкальные названия давали, как правило, по-итальянски, так как профессиональная музыка появилась в Италии.

Как вы думаете, почему композитор так назвал свою музыку? (ответы детей) Возможно, потому, что хотел видеть своих жену и детей улыбающимися, на мгновение забывающими жизненные неурядицы.

Далее учащиеся делятся на группы. Каждой группе раздаются листы бумаги и фломастеры. Им предлагается изобразить музыку «Скерцо», почувствовать ее пульс, движение мелодии. Также на экране доски один/двое учащихся показывают пульс музыки. После выполнения задания идет обсуждение выполненной работы. Каждая группа защищает свой проект, анализирует работу учащихся у доски. Далее ребята приходят к выводу, что музыка непрерывно движется, увлекая нашу фантазию вслед за собой.

После этого учащимся предлагается рассмотреть женские портреты и определить, какой из образов по своей интонации ближе всего музыке «Скерцо».

(На экране – женские портреты: крестьянки (А. Венецианов «На жатве»), купчихи (Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), дворянки (Т. Гейнсборо «Дама в голубом»).)

Дети размышляют над образами. У «Дамы в голубом» улыбка мимолетная, еле заметная, легкая, изящная, близкая по интонации «Скерцо». Это неслучайно, так как оба произведения создавались примерно в одно время, в XVIII веке, которое современники называли «Галантным веком». Поэтому и шутка изящная, тонкая, немного прикрытая, интеллигентная.

Как вы считаете, можно ли назвать эту музыку современной нам? (можно, потому что Бах выразил искренние чувства к своим родным людям, и мы это поняли; но в наши дни эти чувства выражают более открыто)

Что наиболее вас привлекло в музыке Баха? Может быть, она чем-то вам помогла? (музыка помогает внимательно слушать собеседника, бережнее, с добротой относиться друг к другу)

Действительно, музыка помогает человеку оставаться добрым, отзывчивым к окружающим людям.

Вспомните, что когда встречались члены семьи Баха после трудного дня, они рассаживались за круглым столом, зажигали свечи и рассказывали о своих повседневных делах. С какими чувствами? (с добротой, уважением, искренностью, мягкостью)

Давайте зажжем нашу свечу и представим, что это – кусочек пламени того огня, который согревал семью Бахов.

(Зажигается свеча, на экране появляется изображение пламени свечи.)

Исполняется песня «Свечи» (авт. М. Звездинский).

Посмотрите друг на друга, почувствуйте себя. Теплее стало? Значит, мы не зря с вами постарались.

На уроке мы сами почувствовали, как музыка, даже такая старинная, как музыка Баха, преобразует нашу жизнь через нас самих. Если музыка находит отклик в нашей душе, значит, на какой-то миг мы становимся добрее.

На уроке мы встречались с разными произведениями искусства. По-своему авторы затрагивают проблемы, которые волнуют не только их, но и многих людей. Как вы думаете, что их объединяет? (ответы детей) Они искренне, правдиво выражают свое отношение к жизни, используя разные художественные краски.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский говорил: «Идеи меняются, сердце остается одно». Действительно, проходят годы, рождаются и умирают люди, но остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь...

Домашнее задание: написать письмо-признание родному человеку (в виде стихотворения, открытки, рисунка, поделки и т. п.).

Вечные темы

Художественно-педагогическая идея:

Настоящее искусство никогда
не довольствуется лишь самим собой;
оно не есть для себя самоцель,
ибо цель звуков - произведение,
цель - произведения - музыка,
цель - музыки - духовность.
И подлинный предмет,
и субъект искусства - Человек.
А.Шнитке.

Цель урока:

    Восприятие и осознание школьниками музыки как образного воплощения общечеловеческих ценностей, социально-духовного опыта поколений.

Задачи:

    Закрепить знания о синтезе жанров музыки (Рок-опера);

    Развивать эмоционально-осознанное восприятие музыки.

    Воспитывать способность видеть красоту силы духа и силы любви, умение сострадать, сочувствовать.

Музыкальный материал:

    Э. Л. Уэббер "Иисус Христос - суперзвезда".

    Ария "Моление о чаше" (на английском и русском языках)

    К.Кельми "Замыкая круг".

Художественный материал:

    И.Крамской "Христос в пустыне".

    Н. Ге "Христос и Пилат".

    Дионисий "Распятие".

    Л.Да Винчи "Тайная вечеря".

    Слайдовая презентация урока.

План урока:

Этапы урока

Создание проблемно-поисковой ситуации

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на английском языке.

Обсуждение музыкального образа

Закрепление знаний о синтезе жанров в музыке

Слушание Арии Иисуса в Гефсиманском саду на русском языке.

Анализ воплощения художественного образа Иисуса Христа в литературе, живописи, музыке.

Исполнение песни К.Кельми "Замыкая круг"

Рефлексия

Не бойтесь дарить согревающих слов

И добрые делать дела

Чем больше в огонь вы положите дров

Тем больше вернется тепла

Омар Хайям

Ход урока

У: - Добрый день. Ребята, что вы видите на этой картине?

У: - Что такое чаша, дайте определение этому предмету.

Д: - То, что можно заполнить, из чего можно пить и т.д.

У: - В словаре Ожегова сказано: "Чаша - сосуд для питья". (Слайд №2)

Давайте вспомним высказывания, где употребляется это слово. (После того, как дети привели свои примеры, предложить высказывания, перечисленные на слайде№3).

У:- Как вы понимаете перечисленные ниже высказывания?

Пить горькую чашу (испытывать несчастья).

Чаша терпения переполнена (невозможно больше терпеть).

Дом - полная чаша (в доме изобилие, всего много).

Испить смертную чашу (умереть).

Чаша весов склоняется в какую-либо сторону (принимается то или другое решение).

Исходя из данных высказываний, можно придти к выводу, что чаша наполнена не жидкостью, а жизненным содержанием .

В Индии есть очень одно мудрое изречение:

Хочешь узнать человека, тогда задень его

Человек – это сосуд,

чем наполнен, то и начнет выплескиваться из него

Послушайте музыкальный отрывок. Чем наполнена чаша этого человека?

(Звучит "Ария Иисуса в Гефсиманском саду" (на английском языке). 5.20)

У: - Каким представляется вам образ человека в музыке?

Д; (Человек страдает, на душе у него неспокойно, кажется, он кричит от отчаяния).

У: - Как вы думаете, это музыка классическая или современная? К какому стилю её можно отнести?

Д: Скорее всего эта музыка была написана в наше время. По стилю прозвучавшее произведение можно отнести к рок-музыке.

У: - Вы правы. Прозвучал фрагмент рок - оперы.

Не кажется ли вам странным такое сочетание? Рок - опера. Что может, по вашему мнению, объединить два столь различных направления в музыке? (Слайд №4).

Д: - Желание композиторов сделать доступным современному слушателю оперное искусство.

У: Опера - это музыкальный спектакль, развивающийся по своим законам. Несмотря на то, что опера появилась в 16 веке, она постоянно менялась, была разнообразной и комической и сатирической, и трагической. С пышными декорациями, и скромными костюмами на уличных подмостках. Не так давно мы слушали оперу "Риголетто", где шел рассказ о распутном, тщеславном, легкомысленном Герцоге и его окружении. А рок-музыка-это способ заявить о проблемах общества.

Действительно, Рок стал способом выражения определенных настроений молодого поколения, его отношения к окружающей жизни и ее проблемам. В рок пришло немало ярких индивидуальностей, поэтически и музыкально одаренных людей. Они стремились найти в роке музыкальные возможности раскрытия содержания.

Поиск новых выразительных средств, привел музыкантов к творческому использованию иных направлений прошлого и настоящего, в том числе и музыкальной классики. Особое место занимает связь с оперой. Ведь опера - театр, действо, а рок своей манерой исполнения, различными декоративно - световыми эффектами тяготеет к театру. Важнейшее качество рок - оперы - внутреннее единство музыки и драматического действия .

У: Сегодня на уроке прозвучал фрагмент рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда".Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона, обозначив в полной мере рождение нового жанра.(Слайд №5)

У: - Как вы думаете, кому из героев принадлежит эта ария?

Иисус Христос – которыйпредназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой

Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела

Понтий Пилат – который наказывает против своей воли

царь Ирод – в котором воплощены все возможные пороки.

Д: - Скорее всего, Иисусу Христу. В музыке слышен рассказ страдающего человека, музыка полна боли, отчаяния.

У: - Что вы знаете о жизни этого человека? Каким он вам представляется?

Д: - Это человек - сын Бога, который пришел на землю, чтобы спасти людей.

У: - Как вы думаете, о каких событиях рассказывается в этом произведении?

Д: - О последних днях жизни Иисуса Христа.

У: - Сколько лет было Иисусу, когда произошли эти события?

Д: - 33 года. Он был молодым, полным сил человеком, возможно, поэтому умирать ему не хотелось.

Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика - Петра, фигура Пилата - римского наместника Иудеи, вершащего несправедливый суд, толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель. Все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали и до сегодняшнего дня привлекают к себе внимание композиторов, писателей.

У: - Многие художники изображали на своих полотнах Иисуса Христа. Перед вами зрительный ряд:

1.Дионисий. Распятие.1512год

2.Н.Н. Ге Христос и Пилат 1890год

3.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

4.И.Крамской. Христос в пустыне

У: Давайте послушаем еще раз сцену "Моление о чаше" и определим, какой картине созвучна эта музыка? Вслушайтесь, какими чувствами и мыслями наполнена ария Христа? (Звучит Ария "Моление о чаше" на русском языке). (Папка "Музыка") 5.20.

У: - Какими чувствами она наполнена? Как построена ария Иисуса?

Д:- Вначале музыка звучит тихо, лирично, затем растет напряжение, доходящее порою до крика отчаяния, но затем все замирает и вновь звучит первоначальная мелодия. Но она полна уверенности, Иисус принял решение, и в музыке чувствуется эта уверенность, звучание становится более громким.

У: - К кому он обращается?

Д: - К Богу, к отцу. Христос спрашивает: "За что мне смерть?" Он не хочет умирать, но понимает, что ему предстоит выполнить то, что определено судьбой.

У: - Посмотрите внимательно. Какой картине созвучна музыка? (Слайд №6)

Анализируя художественное воплощение образа Христа в музыке, живописи, библии. Ребята приходят к мысли, что картина И. Крамского "Христос в пустыне" более созвучна музыке. (Слайд №7)

Глубоко одинокий, сидящий на фоне пустынного, каменистого пейзажа, прибывающий в тяжком раздумье, Христос - воспринимается, как символ готовности принести себя в жертву во имя высшей цели.

У: - Создатели оперы, (Слайд №8) были очень молоды (композитору Ллойду Уеберу -23года, автору либретто Тиму Райсу - 26).

Как вы думаете, почему в средине 20 века, в век стремительного технического прогресса, космических технологий, научных открытий, совсем молодые люди обратились к этой теме?

Д: - Находили в христианских молитвах идеал чистоты, бескорыстия и братской любви. Путь к духовному обновлению общества, погрязшего в алчности, корысти и эгоизм. (Слайд №9).

"Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте - говорил Тим Райс в интервью Time. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает " .

Последняя сцена говорит о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех возрастов.

Прошло более 40 лет со дня создания рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда", но и сегодня это произведение остается востребованным слушателями.

Давайте вернемся к нашему первому слайду и каждый попробует наполнить свою чашу эмоциями, чувствами, которые возникли у вас.

Д: - добро, сострадание, любовь, жалость

Наверное, именно поэтому мы и сегодня обращаемся к образу Иисуса Христа.

Забелин Владислав «Дай нам Боже»

1.Дай мне боже чуть побольше
Счастья и любви
И друзей хороших тоже
Чтоб не подвели

Пр: ночью настежь окна
Отворю и помолюсь
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть
Улыбнутся с неба звёзды
И исчезнет грусть

2.Дай нам Боже быть мудрее
И сильнее быть
Дай друг к другу быть добрее
Научи любить

Список литературы и интернет ресурсов.

    Гаврилов А. Что такое рок? //Музыка и ты №8, 1989.

    Закирова Г.Я. Современные музыкальные жанры. //Музыка в школе №1,2005.

    Кольцова О.М. Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". //Музыка в школе №3, 2004.

    Коновалов И. У истоков рок-оперы. // Музыка и ты №3, 1990.

    Орлова Е. В. К проблеме взаимоотношений восточных и западных художественных традиций в музыке XX века. //Музыка в школе №6, 2004.

    Прокошин Ю.С. Американская опера 80-х годов XX века. //Музыка в школе №3, 2004.

    Райгородский Б.Д. Что может музыка. //Музыка в школе №4, 2004.

    Энциклопедия "Искусство". М.: Аванта, 2001. том 7, часть 3.

    CD "Кирилл и Мифодий"

  1. XXXV Декабрьские вечера завершают год 100-летия Святослава Рихтера. По традиции музыкальный фестиваль сопровождает выставка. В этом году она посвящена «вечным темам искусства». Из множества сюжетов избраны четыре: «Любовь», «Героизм и Доблесть», «Жизнь и Судьба», «Человек и Мир». Каждую из тем сопровождает музыкальная программа к «Декабрьским вечерам».

    Экспозиция построена в форме диалога художников разных эпох и стран. На выставке будет представлено 52 произведения: живописные полотна, скульптура, графика.

    Тема «Любви» раскрывается в работах мастеров с древнейших времен до наших дней: статуя вельможи Униу с супругой и сыном древнеегипетского скульптора 18 династии и античная Афродита; всеобъемлющий образ духовной любви – «Мадонна с Младенцем» последователя ренессансного художника Бернардино Бутиноне и изображение сердечной заботы на полотне Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом»; любовь-игра в «Затруднительном предложении» Антуана Ватто и чувственное восприятие красоты женского тела в картине Александра Самохвалова «После кросса».

    Музыкальную часть этой темы продолжат произведения Роберта Шумана, Рихарда Вагнера и Ференца Листа.

    Тема «Героизма и Доблести» представлена несколькими скульптурными композициями, поскольку героические сюжеты требуют масштабности, приподнятости, монументальных форм. Античное искусство показано редким произведением конца II – начала I века до н.э. – надгробием воина с копьем и щитом.

    Памятники великим полководцам – защитникам Отечества – встречаются во многих городах мира. На выставке они представлены гермой Перикла и статуей Александра Суворова работы М.И. Козловского.

    Впервые в Москве будут показаны вместе полотна Никола Пуссена «Танкред и Эрминия» (ГЭ) и «Ринальдо и Армида» (ГМИИ им. А.С. Пушкина), созданные на сюжеты рыцарской поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

    Тема героических событий прозвучит в произведениях Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.

    Раздел «Жизнь и Судьба» включает картины Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности», Питера ван дер Кроса «Буря на море», Яна Букхорста (?) и Питера Була «Суета сует» и, конечно, шедевр Бернардо Строцци «Аллегория бренности (Старая кокетка)».

    Широко представлены работы русских художников: «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николая Ге, «Натюрморт с зеркалом» Павла Кузнецова, «Рок. Красная стена» Василия Кандинского.

    Музыкальная часть этой темы будет представлена произведениями Модеста Мусоргского, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.

    Из бесконечного разнообразия возможных вариантов раскрытия темы «Человек и Мир» был выбран мотив предстояния человека земле и небу – масштабные видения природы.

    Таковы картины ренессансного мастера Доссо Досси «Пейзаж со сценами из жизни святых», Каспара Давида Фридриха «Исполиновы горы», Александра Иванова «Вода и камни под Палаццуоло», Поля Сезанна «Гора Святой Виктории (Пейзаж в Эксе)». Этим эпическим в своем ощущении мира произведениям соответствует по масштабу мирочувствования пронзительно лирический эскиз «Над вечным покоем» Исаака Левитана. Предчувствием будущего, несущего грозные признаки глобальных изменений, исполнены картины «Небесный бой» Николая Рериха и «Пространство» Наталии Гончаровой.

    Зрители услышат произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Антонио Вивальди и Франца Шумана, отражающие эту тему в музыке.

    Произведения, представленные на выставке, хранятся в коллекциях ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина.

    В художественных произведениях неизменно запечатлеваются (по воле автора или независимо от нее) константы бытия, его фундаментальные свойства. Это прежде всего такие вселенские и природные начала (универсалии), как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет комплекс онтологических тем искусства.

    Неизменно значим и необычайно богат, далее, антропологический аспект художественной тематики. Он включает в себя, во-первых, собственно духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (отчужденность и причастность, гордыня и смирение, готовность созидать или разрушать, греховность и праведность и т. п.).

    Во-вторых, сферу инстинктов, связанную с душевно-телесными устремлениями человека, каковы либидо (половая сфера), жажда власти, влечение к материальным благам, престижным вещам, комфорту и т. п. В-третьих, то в людях, что определяется их полом (мужество, женственность) и возрастом (детство, юность, зрелость, старость).

    И наконец, в-четвертых, это надэпохальные ситуации человеческой жизни, исторически устойчивые формы существования людей (труд и досуг, будни и праздники; конфликтные и гармонические начала реальности, мирная жизнь и войны либо революции; жизнь в своем доме и пребывание на чужбине либо странствия; гражданская деятельность и частная жизнь и т. п.). Подобные ситуации составляют сферу действий и усилий, нередко — поисков и приключений, стремлений человека к осуществлению определенных целей.

    Названные (и оставшиеся неназванными) бытийные начала, приходя в искусство, составляют богатый и многоплановый комплекс вечных тем, многие из которых «архетипичны», восходят к ритуально-мифологической древности (архаике). Эта грань художественного творчества является достоянием всех стран и эпох. Она выступает либо как явный центр произведений, либо присутствует в них подспудно, а то и остается не осознаваемой авторами (мифопоэтический подтекст).

    В своем обращении к вечным темам искусство оказывается сродным и близким онтологически ориентированной философии и учениям о природе человека (антропологии). Преломление в искусстве бытийных констант стало предметом пристального рассмотрения философами эпохи романтизма, а также учеными школ мифологических Гримм в Германии, Ф.И. Буслаев в России) и неомифологических. (Н. Фрай), психоаналитического искусствоведения, ориентирующегося на труды 3. Фрейда и К. Г. Юнга.

    В последнее время появился ряд серьезных работ, в которых исследуется причастность мифологической архаике литературного творчества близких нам эпох (труды Г.Д. Гачева, Е.М. Мелетинского, Смирнова, В.И. Тюпы, В.Н. Топорова). Особого внимания заслуживают теоретические обобщения Д.Е. Максимова.

    Констатируя огромную значимость универсалий, восходящих к архаике, для литературы всех эпох, ученый вместе с тем говорил о «мифопоэтической традиции» в литературе XIX-XX вв. как явлении невсеобъемлющем, локальном. Эта традиция, утверждает Д.Е. Максимов, тянется от Божественной комедии» Данте и поэм Мильтона к «Фаусту» Гете и мистериям Байрона; она активизируется после Вагнера, в частности в символизме.

    Ученый не соглашается с широко бытующим представлением о тотальном мифологизме искусства и литературы: «Нельзя одобрить то необузданное литературоведческое фантазирование в мифологических толкованиях современных художественных произведений которым часто увлекаются серьезные и эрудированные ученые». Это суждение, на наш взгляд, совершенно справедливо. Собственно мифологическое и мифопоэтическое начало и (шире) сфера бытийных универсалий (при всей ее важности) далеко не исчерпывают того, что художественно познается и осваивается. Это лишь одна из граней тематики искусства.

    В.Е. Хализев Теория литературы. 1999 г.