Какие проблемы существовали в российской системе образования. Основные проблемы российского образования

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Аннотация. В статье рассматривается перспектива систематизации новых методов обучения, поиска научно-педагогическими коллективами новых путей решения задач, поставленных требованиями времени. Отмечено, что необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.
Ключевые слова: образование, научно-педагогические коллективы, интеграция науки и практики.

Нет в мире человека, которому было бы незнакомо слово «образование». Получение качественного образования - это успешная, достойная жизнь завтра не только самих детей, и общества в целом. Успехи обучения и воспитания в современном мире всецело зависят от умения педагогов использовать в практической деятельности передовые педагогические идеи, технологии, достижения современной педагогической науки. В современных условиях информационная среда образования на всех этапах развивается в условиях единых стандартов. Однако современная система образования переживает свои трудности.

Мы живем в век свершений, новых открытий, информационных технологий. Время идет вперед, и современный этап развития образования требует новых методов обучения, нестандартных форм воспитания, индивидуального подхода к каждому студенту. Это побуждает научно-педагогические коллективы искать новые пути решения поставленных задач, так как именно образование является фундаментом развития и становления личности, фундаментом, который завтра обеспечит студенту стабильную жизнь. Остается актуальной известная фраза философа Сенеки: «Мы учимся не для школы, а для жизни».

Сегодня перед научно-педагогическими работниками стоит ответственная и непростая задача — воспитать гражданина, способного нести добро людям, работать на благо своей страны. Они должны не только улучшить качество образования, но и поднять его на новый уровень, привести в соответствие со стандартами, предъявляемыми современной жизнью. Вся деятельность учреждений образования должна быть направлена на повышение эффективности обучения, помощи студентам в овладении навыками, позволяющими адаптироваться к требованиям жизни в современном обществе, решать жизненные проблемы, развивать способности к принятию самостоятельных решений.

Старая система разрушается, на смену приходят новые информационные тенденции. Порой внедрение новшества происходит на сырую почву, или инновации не адаптированы под региональный менталитет. Таким образом мы выделили «репертуар» проблемных мест и определили их более чем достаточное количество. Предлагаем намеченные в первом приближении подходы к их решению.

Первое - необходимо учить студентов добывать информацию не только из гаджетов, но и понимать возможности в применении новой научной литературы, пособий, статей и участия в конференциях для своего роста.

Второе - в погоне за инновациями мы забываем, что, воспитывая учёного-теоретика, создается огромная нехватка узких специалистов-практиков. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить получение знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, молодые специалисты сталкиваются с проблемой адаптации и применения своих знаний в практической деятельности.

Третье - это, конечно, недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвертое - это практическое отсутствие связи между этапами образования. Сильное отличие требований, которые предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Вследствие чего за первый год обучения в вузах процент отчислений самый высокий.

Пятое -- снижение престижа инженерных направлений ведет к переизбытку специалистов гуманитарного, юридического и других так называемых «престижных» специальностей.

В настоящее время система образования ориентирована на поиск иных путей, инновационного развития современного образования. Именно поэтому сейчас актуальным видится именно понимание проблем современного образования, чтобы пути их решения были бы толчком развития и движения в сторону вечно нового. Но для этого необходимо объективно смотреть в сегодняшний день, на состояние проблем в современном обществе, в современной цивилизации. Реализация грандиозных задач требует совместных решений и действий. Необходимо обеспечение интеграции науки и практики, внедрение инновационных образовательных технологий на всех уровнях системы образования; развитие материально-технической, информационной и научно-методической базы учреждений образования; оптимизация сети учебных заведений регионов на основе мониторинговых исследований, перспектив его социально-экономического развития.

Список использованных источников:

  1. Верескун В.Д. История инженерного образования в России [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: учебное пособие - М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2012.— 227 c.
  2. Громцев С.А. Педагогические проблемы системы подготовки специалистов с высшим образованием в Российской Федерации [Электронный ресурс ЭБС «IPRbooks»]: монография - Саратов: Вузовское образование, 2014.— 65 c.
  3. Сборник магистерских программ «Социальная психология и педагогика», «Технологии здоровьесбережения в образовании»[Электронный ресурс] — М. : Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011.- 247с

Основные проблемы образования

3.3 Проблемы исходящие от учителя

Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.

Проблемы бытовые - Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат - было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.

Проблемы субъектное-объективные - проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.

Проблемы субъективные - вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.

Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.

4. Исследование (социологический опрос преподавателей)

В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.

Вопросы:

Каковы основные проблемы образования?

Какие проблемы вы ощущаете на себе?

Каковы возможные решения этих проблем?

Анализ.

Вопрос 1.

4 человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования - это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.

1 человек ответил, что основной проблемой является - отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.

Вопрос 2.

2 человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.

3 человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.

Вопрос 3.

3 ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов

2 человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.

Вывод исследования:

Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.

5. Заключение

В ходе реферата мы рассмотрели проблемы и причины возникновения отдельных видов проблем встающих на пути и педагога, так же мы попытались классифицировать их используя данные полученные в живом общении с практикующими педагогами.

Размещено на Allbest.ru

Ростовскую область можно назвать одним из крупнейших образовательных комплексов в Российской Федерации. На территории субъекта собрано около трех тысяч образовательных учреждений всех типов, организационно-правовых форм и видов, о которых говорилось в первой главе моей курсовой работы. Это говорит о том, что человек может получить любую из массовых профессий и специальностей, как следствие, быть востребованным на рынке труда.

Анализ основных документов в сфере управления образованием Ростовской области позволил выделить ряд основных проблем рассматриваемой области:

· Недостаточное финансирование учреждений образования всех типов, в связи с переходом на подушевое финансирование. Например, здания учебного учреждения большие, а в связи с малой рождаемостью, детей на обучении находится мало и, как следствие, мало средств выделяется для самого учреждения, что ведет к изношенности и частичному закрытию здания.

· Несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов связано с невозможностью закупки компьютерных технологий в больших объемах и установки их в приспособленные кабинеты.

· Неудовлетворительный уровень доступности высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями. Выделяется недостаточное количество бюджетных мест в высших учебных заведениях.

· Дефицит, нехватка преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Недостаточный «приток» молодых высококвалифицированных специалистов в образовательные учреждения. Средний возраст педагогов 45 лет и увеличивается с каждым годом.

· Низкая оплата труда работников образования и как следствие непопулярность профессии, непривлекательность рабочих мест.

· Недостаточное соответствие мировому уровню стандартов образования. Гражданин России должен составлять достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке.

· Проблема поставки учебного и школьного оборудования из-за нововведений в области закупок через интернет.

· При введении электронного документооборота в виду не полного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения.

· С введением единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации повысился уровень коррупции;

· Неготовность старых педагогов и неприятие ими внедрения новых методик и технологий в учебный процесс, поэтому и возникла необходимость в переобучении, переподготовке кадров.

· Старые методы измерения качества обучения не подходят к новым методикам образования. Не существует единой оценки качества выполнения образовательных услуг.

Выделяют и другие острые и тревожные социальные аспекты, такие как: изменение содержания программ; резкое сокращение аудиторных занятий; принцип сближения (слияния) государственных и негосударственных образовательных учреждений на коммерческой основе, но детально их рассмотреть невозможно в силу ограниченности объема курсовой работы.

В связи со стремительным развитием научно-технического прогресса появляется необходимость реформирования системы образования. Так как появляются новые технологии во всех отраслях экономики и наш гражданин должен ими владеть в полной мере. Создание независимых систем оценки качества образования, включающих национальные экзамены, сегодня является важнейшим направлением модернизации большинства образовательных систем.

Следует отметить, что пристальное внимание в деятельности региональных управленческих структур должно быть уделено повышению уровня управления образованием путем создания эффективной системы подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала. Высококвалифицированные кадры являются первоосновой для эффективного функционирования образовательной деятельности. Результаты опросов населения свидетельствуют о том, что наибольшие затруднения в деятельности государственных и муниципальных органов управления вызывают разрозненность в принятии управленческих решений и неидеальные взаимодействия различных управленческих структур, как по горизонтали, так и по вертикали власти.

Задачи, которые выдвигает определенная система, всегда являются итогом некоторого соотношения потребностей и возможностей их осуществления, поэтому деятельность региональных управленческих структур обязана быть прогнозируемой, опережающей, определяющей планы, ориентирующей участников образовательного процесса на будущие, порой сложно прогнозируемые ценности.

Эффективность реализации организационных механизмов в процессе управления зависит от следующих факторов:

· гибкость и динамичность определяет их адаптацию к внешним социально-экономическим условиям;

· внутренняя стабильность образования;

· усредненность (необходимо не допускать крайности: от всеобщей усредненности, унифицированности до разрушения образовательного пространства).

В большей мере это также зависит от оптимального и эффективного стиля управления в региональной системе образования. Стиль должен характеризоваться тщательным учетом субъективных и объективных факторов, их рациональным использованием, стабильностью, гибкостью и динамизмом, высокой степенью адаптивности к быстроменяющимся условиям, высокой сплоченностью организации, профессионализма, нравственности, внутренней культуры персонала управления. Необходима разработка новой стратегии развития и формирования других, совершенно новых механизмов финансирования образовательной сферы, эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Деятельность управленческих структур непосредственно связана и напрямую влияет на развитие образовательной сферы. За последние годы территориальные органы управления были подвержены реорганизации, организационным изменениям. На сегодняшний день сформированы и успешно функционируют организационные структуры, ориентированные на качественное обновление системы образования.

С точки зрения описания инновационных процессов в управлении нужно отметить, что объектом обновления должны становиться не только процессы функционирования систем управления, но и оптимизация сочетания функционирования и инноваций в общей жизнедеятельности этих систем. Развитие мы не можем представить себе без определенных изменений в рассматриваемом объекте.

О развитии и прогрессе мы говорим, прежде всего, при наличии качественных изменений в системах управления. В отличие от бизнес- организаций, которые всегда ориентируются на рост своих размеров, прибыли и доли на рынке, образовательные учреждения могут повышать успешность своей деятельности и эффективность функционирования в основном за счет качественных изменений. С этой точки зрения правомерно различать совершенствование и даже оптимизацию определенных сторон и показателей управления в рамках текущего стабильного функционирования и переход его в новое качество. Это значит, что развитие предусматривает существенное изменение свойств и элементов системы управления, переорганизация структуры, вследствие чего возможно появление новых системных, интегративных качеств. Прогресс и развитие связано, прежде всего, с качественными изменениями в функционировании и работе систем управления. Сущность, смысл, назначение развития заключается в переходе системы управления в совершенно новое качественное состояние.

Выше были рассмотрены основные проблемы развития сферы образования, вследствие чего хотелось бы выделить наиболее оптимальные, пути их решения.

Для решения проблемы недостаточного финансирования учреждений образования всех типов в связи с переходом на подушевое финансирование необходимо пересмотреть дополнительное финансирование для тех учебных заведений, которые находятся в сельской местности, малонаселенных городах и не имеют возможности получения доходов от платных услуг.

Проблему несоответствия материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов можно исправить следующим образом: выполнить капитальные ремонты образовательных учреждений с целью приспособления этих зданий к установке современного интерактивного (интерактивные доски) и компьютерного (компьютеры, проекторы) оборудования. А также строить новые здания уже с учетом современных требований.

Недоступность высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями также необходимо решать путем увеличения количества бюджетных мест в ВУЗах за счет целевых направлений из различных районов. Это позволит таким детям получать полноценное качественное образование.

Для решения проблемы дефицита преподавательских кадров необходимо поднять престиж профессии, увеличить заработную плату педагогам, проводить агитацию молодых специалистов на работу с помощью средств массовой информации, привлекать молодых специалистов в образовательные учреждения, применяя материальную мотивацию в виде денежных выплат, а также моральную мотивацию в виде возможности получения повышенной категории.

Низкая оплата труда работников образования приводит к непопулярности профессии, непривлекательности рабочих мест. Эту проблему можно решить, например, выделением средств из областного и местного бюджета на премии и надбавки учителям. А также можно установить льготы на оплату коммунальных услуг, каковы были раньше.

Для того чтобы гражданин России мог составить достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке труда, необходимо усилить контроль за образовательной деятельностью, за качеством подготовки выпускников.

При введении электронного документооборота в виду неполного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения. Поэтому необходимо организовать бесплатные курсы по преодолению компьютерной неграмотности. И следует упростить систему закупок учебного оборудования, дать самостоятельно образовательным учреждениям выбирать оборудование и поставщика для закупки продукции.

Также следует регулярно проводить антикоррупционные мероприятия. Требуется усиление меры ответственности, как за дачу взятки, так и за ее получение. Необходимо усилить контроль в образовательных учреждениях.

Если говорить о неготовности педагогов к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс, то нужно повысить требования по переподготовке кадров, по повышению курсов квалификации и внедрению новых образовательный стандартов в учебный процесс.

Одной из основных и значимых проблем является то, что старые методы измерения качества образования не подходят к новым методикам образования. Нет единой оценки качества выполнения образовательных услуг. Поэтому, в первую очередь, следует разработать систему оценки качества работы педагогических коллективов, которой на данный момент как таковой ее не существует.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы о проделанной работе. Был рассмотрен исторический аспект государственного управления образованием; система органов управления образованием на федеральном и региональном уровнях, а также нормативно-правовая база этой сферы. Главным результатом работы стало выявление основных проблем в сфере образования Ростовской области.

В первой главе рассмотрена сущность сферы образования, детально описана его структура. Образование - это процесс непрерывного обучения, состоящий из нескольких последовательных уровней. Включает в себя государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.), учреждения дополнительного образования, другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

В становлении системы образования России можно выделить три этапа: Российская империя, СССР, современная Россия. Каждый этап отличается своей индивидуальной историей и разными предпосылками к реформированию образовательной сферы. Во втором разделе первой главы изучены правовые и организационные основы функционирования системы управления образованием в России.

Современный этап развития управления системой образования в Российской Федерации характеризуется децентрализацией, регионализацией и муниципализацией, т.е. делегированием государством части полномочий в области образования региональными муниципальным органам власти и управления, наделение их определенными правами и обязанностями в решении конкретных проблем территориальных образовательных систем. Деятельность в данном направлении приводит к тому, что социальные институты, местное сообщество объединяются вокруг решения задач образования, в результате чего прорабатываются общественные цели образования и создаются государственно-общественные органы управления образованием.

Во второй главе также рассмотрена образовательная сфера Ростовской области. Было установлено, что работа региональных органов управления образованием связана с различными проблемами и трудностями, вызванными недостаточной нормативно-правовой базой, организационными и экономическими механизмами, ограниченностью материально-ресурсного обеспечения.

В связи с этим многое еще требует решения: совершенствование кадровой политики с целью привлечения, закрепления и профессионального роста кадров, более активная поддержка лучших педагогов и талантливой молодежи, расширение практики использования современных информационных технологий, продолжение работы по созданию современной образовательной инфраструктуры, развитие общественной составляющей в управлении образованием.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Проблем в современном российском образовании достаточно. Попробуем в них разобраться.

Во-первых, всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. А насколько он будет действенным, покажет практика. Сейчас же стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения - самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета.

В заключение можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и т.д.

Закон об образовании - попытка решить ряд назревших проблем. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования. Государство должно не только стремиться сделать так, чтобы образование соответствовало международным стандартам, но и полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.