Какие изменения в поведении и речи теркина. Анализ главы «Переправа» из поэмы «Василий Теркин

"Книга про бойца" ("Василий Теркин") Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А. Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался "Теркиным" и талантом его автора. Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой ("На войне сюжета нету", - говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя. Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом - кто его знает, попадет ли к нему "продолжение" истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя...

Анализ главы "Переправа"

В главе "Переправа" Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: "Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле". В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига "ребят", выполнивших свое задание ценой потерь: "Этой ночи след кровавый В море вынесла волна". "Вцепившийся" в правый берег "первый взвод" не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: "Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу". И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку ("Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна") для того, чтобы сообщить "Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!". После того, как он сообщает о готовности первого взвода "переправу обеспечить", Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут - и он должен вернуться.

Анализ главы "Два солдата"

Глава "Два солдата" в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии. Теркин, солдат войны нынешней, и "дед-хозяин", отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все "хозяйственные проблемы", а потому, что оба они - защитники Родины, и их разговор - "разговор... солдатский". Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит "подколоть" другого, на самом деле касается очень важной темы - исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: "Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?". Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже "у самой двери", короток и точен: "Побьём, отец...". Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ "казённого патриотизма", оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина "помочь" старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

Анализ главы "Поединок"

Глава "Поединок" имеет в поэме "Василий Теркин" особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который "был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит", но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: "Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит". Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами - натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом ("Человек ты? Нет. Подлец!", - говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая "подвиги" этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: "Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: - Герой!" Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом - в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Анализ главы "Кто стрелял?"

Глава "Кто стрелял?" начинается с описания пейзажа, "вечера дивного", который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер "растревожил" солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют. Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но "со страшным ревом" появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: "Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет". Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: "Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу...". И на его слова откликается один из солдат, который "бьет с колена Из винтовки в самолет", и этот "бой неравный, бой короткий" заканчивается тем, что немецкий самолет "штопором" врезается в землю! Великолепна деталь: "Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай"! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что "парню счастье, Глядь - и орден, как с куста": "- Не горюй, у немца этот - Не последний самолет...", и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

Анализ главы "Смерть и воин"

Одна из самых психологически глубоких глав поэмы "Василий Теркин" Твардовского - глава "Смерть и воин", в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: "Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…". Полная капитуляция героя - если он сам станет просить Смерть "забрать" его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и "пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот..." Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти ("‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил"), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день "погулять среди живых", но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: " - Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой". Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат - полуживого и тех, кто спасает его ("Берегут, несут с опаской"), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть "впервые" подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится "нехотя" давать "отсрочку" раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского "Василий Теркин", анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

Ответ от N[гуру]
Главный герой поэмы - солдат Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову "тереть": Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля". Теркин - воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним совершенством:
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный:
Однако Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе "Два солдата" на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: "Побьем, отец". Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях:
Нет, товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если все пришло к концу.
Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали.. .
Вдруг он молвит, как во сне:
- Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Поэма "Василий Теркин" может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: "Смертный бой не ради славы - ради жизни на земле", "сорок душ - одна душа", "переправа, переправа - берег левый, берег правый" и многие другие.
Василий Теркин - мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин - мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он - Василий Теркин?
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе - хоть куда.
Прототипом Василия Теркина стал весь сражающийся народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма "Василий Теркин" остается одним из наиболее любимых произведений о второй мировой войне.
N
Высший разум
(346303)
В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:
в главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу:
Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.

Как изображен Теркин в главе "Два солдата"? Почему она так названа?

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе. Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни. Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал. Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: "Не был немец - значит есть!" Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: "Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…" Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

Он вздохнул у самой двериИ сказал:- Побьем, отец…

Глава названа "Два солдата" не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Можно. Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легкостью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

И сидят они по-братскиЗа столом, плечо в плечо.Разговор ведут солдатский,Дружно спорят, горячо.

Рассуждения молодого солдата нравятся старику, и он признает его право на равенство:

Рассуждать со мной достоин.Ты - солдат, хотя и млад,А солдат солдату - брат. Какое отношение проявляют друг к другу старик и Теркин? Как это выражено в их словах, поступках, жестах, манере обращения?

Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперничающее - такими словами можно охарактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколений давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной деталью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и "солдату самому". "Брат" и "солдат" - наиболее частые обращения старика к Теркину. В свою очередь, молодой боец называет старика "дед", "хозяин", "отец", уважительными в народе словами.

Какие сказочные, обрядовые и народно-песенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?

Народно-песенные традиции проявляются в ритмике стиха, интонациях, свойственном песне хореическом размере. Сама ситуация, принятая в сказках, "Жили-были дед и баба" и оказывающий им помощь "добрый молодец", использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформлении применительно к войне. Народно-поэтические выражения "то-то ладно, то и складно", "дунул, плюнул, - что ты думаешь, пошли" и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.

Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе "Дед и баба"? Что, по-вашему, приобретено и что утрачено солдатом?

Прошло три года с момента прощания "двух солдат" в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупация, бои… И наконец, новая встреча - при отступлении немцев. И Теркин - во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, которому доверено руководить разведывательной операцией перед освобождением деревни. В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произведенным в офицеры, но впоследствии решил оставить все же рядовым бойцом (поэма называлась "Книга про бойца"), и потому в главе "Дед и баба" он назван "старшой", "молодец", "вроде даже офицер". Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе "Два солдата", а с достоинством и доброй шуткой-полувопросом отвечает:

Закусить бы счел за честь,Но ведь нету, бабка, сала?

Самое главное - уверенность в грядущей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобретения. Он теперь не просто "мастер-ухарь, с кем сидели у стола" и не только "цел покуда", "а теперь гляди, кто буду, - вроде даже офицер". Появляется и такое новшество в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: "Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь". Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

Сопоставьте сцены прощания в главах "Два солдата" и "Дед и баба". Что общего в них и что Различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?

Есть что-то общее в сюжетах глав "Два солдата" и "Дед и баба". Это, прежде всего, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе - не будет ли отступлений). Но есть и различия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой. Сейчас настрадавшаяся крестьянка от радости освобождения и встречи с дорогим человеком, русским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая угощение, оказывает уважение крестьянскому дому:

И спешил, а все ж отведал,Угостился, как родной.Табаку отсыпал дедуИ простился.

Часы - очень важная деталь, связующая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доброе прошлое, нежели представляли практическую ценность, а фашист-разрушитель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берлина, еще раз выражая свой победный оптимизм и природный юмор.

Какие изменения происходят в облике старика и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?

Изменения происходят вследствие перенесенных в оккупации страданий, неотступного страха быть убитыми. Постаревший дед стремится предугадать ход военных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

И уже казалось деду, -Сам хотел того иль нет, -Перед всеми за победуЛично он держал ответ.

И он больше не разговаривает с чувством некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защитнику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

Меняется и отношение к своему супругу и со стороны бабки. Если в главе "Два солдата" мы читаем:

С кем жила - не уважала,С кем бранилась на печи,От кого вдали держалаПо хозяйству все ключи,

То теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.

Две войны прошел солдатЦелый, невредимый.Пощади его, снаряд,В конопле родимой!

И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он

За топор - и напередЗаслонил старуху.Гибель верную свою,Как тот миг ни горек,Порешил встречать в бою,Держит свой топорик.

Так, общие испытания военного лихолетья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уровень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава "О себе"?

Глава "О себе" дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о формировании его мировоззрения, об обогащении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обращается к читателю с сокровенным. Поэтическое раздумье писателя идет к самому сердцу читателя, который приглашается к проверке авторских рассуждений. Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему придают особый лиризм, теплоту, приближают его к герою, автору произведения, изображаемым событиям.

Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе "О себе" Твардовский делает Теркина своим земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится битвой за родной дом и дорогой к нему.

Я дрожу от боли острой,Злобы горькой и святой.Мать, отец, родные сестрыУ меня за той чертой.Я стонать от боли вправеИ кричать с тоски клятой.То, что я всем сердцем славилИ любил, - за той чертой. Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?

Одна из важных тем поэмы "Василий Теркин" - тема родной земли, родного края. В главе "О себе" большое место занимают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. "Мать-земля моя родная" - дважды обращается поэт к своей малой родине.

И еще одно обращение - "отчий край". Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символическом смысле. Для него родина и детство едины. Это "милый лес", который красочно описывает Твардовский, и "стежка до колодца", и дворик, "где песочек золотой", и лед на речке, и родная школа, и учитель. И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это "край, страдающий в плену".

На данный вопрос о слиянии лирического и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и переживаниями о родине, которая у них по воле автора одна - Смоленщина.

Отвечая на упреки в свой адрес, что в "Книге для бойца" автор многое пишет о себе и от себя, Твардовский отвечает:

Но давайте скажем честно:Я ведь тоже человек.То, что молвить бы герою,Говорю я лично сам.Я за все кругом в ответе,И заметь, коль не заметил,Что и Теркин, мой герой,За меня гласит порой.Он земляк мой, и, быть может,Хоть нимало не поэт,Все же как-нибудь похожеРазмышлял. А нет, ну - нет.Теркин - дальше. Автор - вслед.

Работа по литературе. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин».

1.О чём рассказывает читателю поэма «Василий Теркин»?

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. «Василий Теркин» - «книга про бойца». Поэма писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годы тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

2.Какова главная мысль главы «Переправа»?

В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:

Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…

Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:

Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу жив-здоров

назло врагу!

В названии главы «О награде» отражено описываемое событие.

О скромности Тёркина поэт говорит в этой главе:

- Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

В главе «О награде» Тёркин комично рассказывает о том, как вел бы себя, вернувшись с войны в родную деревню; говорит, что для представительности ему совершенно необходима медаль. Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") - это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными.

4.В главе «На привале» поэт рассказывает о сабантуе. Что это такое?

На этот вопрос отвечает сам Тёркин:

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

- Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,

Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

- Это малый сабантуй.

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

5.Известно, что Василия Тёркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?

Поэма «Василий Теркин » была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее.

Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух.

На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью.

6.Характеристика Василия Тёркина.

Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

– Перетерпим. Перетрем...

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет.

("Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем".) Теркин – и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других.

Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. "В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", – писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.

7. Что сближает Василия Тёркина с героями народных сказок, русскими богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и др.?

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие качества русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная ваша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...»).

Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке -
Беззаботный великан,
А в походной запояске.
Человек простой закваски...
В муках тверд и в горе горд
Теркин жив и весел, черт!

Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, – Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит.

Твардовский пишет на стыке пафоса и иронии, былинного размаха и трезвой реальности.

Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. В первых главах герой – балагур, веселый, но не беспечный, не теряющийся ни в каких обстоятельствах, и это было очень важно в тяжелые дни войны. В финале главы "На Днепре" Теркин молча курит в стороне от радующихся товарищей, и последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват...

Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой…

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

Подробное решение Страница / Часть 2 216-217стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Доводилось ли вам слышать о Василии Тёркине раньше, до чтения поэмы? Как вы объясните такую популярность героя и поэмы?

Написанная в 1942 году, поэма приобрела большую популярность и приобрела звание народной. Это можно объяснить тем, что, что автор словно ведет доверительную, непринужденную беседу с читателем о том, чем жили люди на войне, касаясь даже мельчайших деталей фронтового быта. И вместе с тем, это открытое повествование о напряженной борьбе солдат, о драматическом периоде в жизни всего русского народа.

Не случайно уже с появлением первых глав поэма приобрела огромную популярность среди солдат. Бойцы увидели в образе Теркина самих себя, своих товарищей. Василий Теркин был принят и зачислен в ряды "одетых в справедливую шинель бойца" воинов.

2.О чём рассказано в поэме? Почему Твардовский, кроме заглавия, дал ей ещё подзаголовок - «Книга про бойца»? Как поэт сам объясняет замысел поэмы?

"Василий Теркин" - поэма про бойца. Но этим далеко не исчерпывается ее глубокий смысл и великое значение. Читая произведение, мы видим весь ход войны от первых до последних ее дней. Все мысли и переживания героев сосредоточены на Родине, образ которой проходит через всю поэму, заключая в себе смысл всей народной борьбы:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Произведение отличается мастерским сочетанием юмора и лирической исповеди, почти сказочных элементов и правдивого описания реальной военной действительности. По многочисленным утверждениям, "Книга про бойца" была воспринята как лучшее из того, что создала наша русская поэзия за время Отечественной войны.

Весной 1941 г. поэт напряженно работает над главами будущей поэмы, но начало войны отодвигает эти планы. «Возрождение замысла и возобновление работы над “Теркиным”, - писал А.Л. Гришунин, - относится к середине 1942 г.» - с этого времени начинается новый этап работы над произведением. “Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического повествования о войне - родина и народ, народ на войне стали главными темами”.

Первая публикация “Василия Теркина” состоялась в газете Западного фронта “Красноармейская правда”, где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка “От автора” и глава “На привале”. С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой газете, в журналах “Красноармеец” и “Знамя”, а также в других печатных органах. Кроме того, начиная с 1942 г. поэма несколько раз выходила отдельными изданиями. О значении этого нового этапа своей творческой деятельности поэт писал: «С того времени как в печати появились главы первой части “Теркина”, он стал моей основной и главной работой на фронте».

3.Вы прочитали в учебном пособии только пять из тридцати глав поэмы. (Постарайтесь прочитать её полностью.) Что объединяет все главы? Возникло ли у вас целостное представление о главном герое, жизни солдат на войне? В чём своеобразие композиции поэмы? Как это объясняет автор?

Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения: Книга про бойца Без начала, без конца. Почему так - без начала? Потому, что сроку мало Начинать её сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца. («От автора»)

Поэма «Василий Тёркин» создавалась Твардовским во время Великой Отечественной войны и состоит из отдельных глав, отдельных зарисовок, которые объединены образом главного героя. После войны автор не стал дополнять поэму новыми эпизодами, то есть придумывать экспозицию (разворачивать довоенную историю Тёркина) и завязку (например, изображать первый бой героя с фашистами). Твардовский просто дописал в 1945-1946 годах вступление «От автора» и заключение «От автора». Таким образом, поэма получилась весьма оригинальной по композиции: привычных экспозиции, завязки, кульминации, развязки в общей сюжетной линии нет. Из-за этого сам Твардовский затруднялся определить жанр «Василия Тёркина»: ведь поэма предполагает сюжетное повествование.

При свободном построении общей сюжетной линии каждая глава имеет свой законченный сюжет и композицию.

Но эти главы дают нам развернутое представление о Теркине и жизни солдат на войне. Не даром она стала такой популярной среди солдат.

4.В каких ситуациях вы видели Тёркина? Как он ведёт себя в них? Можно ли его поступки (в главах «Переправа», «Кто стрелял?») назвать подвигами? А как он сам считает? (Подтвердите строками поэмы.) Что, на ваш взгляд, делает Тёркина непобедимым?

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна».

Но все-таки

у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он, как он, Василий Теркин,

Встал живой, - добрался вплавь.

В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:

Разрешите доложить...

Взвод на правом берегу жив-здоров

назло врагу!

В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:

Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Теркин ежедневно совершал подвиги, как делали это тысячи советских солдат. Но сам он не считал это подвигом, он не жалея себя он защищал все то, что ему дорого.

Виноваты, что ль, отчасти?

И сказал сержант спроста:

– Вот что значит парню счастье,

Глядь – и орден, как с куста!

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подаёт:

– Не горюй, у немца этот -

Не последний самолёт…

С этой шуткой-поговоркой,

Облетевшей батальон,

Перешёл в герои Тёркин, -

Это был, понятно, он.

Непобедимым Теркина делает юмор и то, что он никогда не считал себя героем.

А что вы можете сказать о Тёркине на основании глав «Гармонь», «Два солдата»? Чем вызывает он ваши симпатии? Почему в годы войны многие солдаты считали, что Тёркин - «лицо невымышленное»? Какие черты русского «чудо-человека» воплотил в этом образе Твардовский?

В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:

И сказал:

Побьем, отец...

В главе «Гармонь» Теркин возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощание отдают гармонь ему. В этой главе А.Т. Твардовский отмечает:

Хоть бы что ребятам этим,

С места - в воду и в огонь.

Эти строки подчеркивают бесстрашие русских солдат, их умение приспосабливаться к самым тяжелым условиям боев и находить в себе силы противостоять врагу в любой ситуации.

Герой вызывает наши симпатии – этот неунывающий человек, умелец и удалец нравится с первых строк. Многие солдаты считали его настоящим, настолько он был народным и близким им.

Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".

С первых дней годины горькой,

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет.

("Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем".) Теркин – и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других.

Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. "В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", – писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.

5.Напоминает ли вам Тёркин героя народных сказок (на-пример, в главе «Два солдата» и др.)? Что вы можете сказать о его речи? В одном из писем с фронта есть строки о Тёркине: «Его острые изречения становятся афоризмами, которые наши бойцы любят и украшают ими свой разговор». Знаменитое присловье Тёркина - «перетерпим, перетрём» - не только помогает понять происхождение его фамилии, но и говорит об основной черте народного характера - жизнестойкости. Приведите примеры тёркинского юмора, его шуток, афоризмов, которые помогали солдатам переносить невзгоды войны, вселяли в них бодрость и веру в победу.

Как язык, ритмика, интонации поэмы помогают вам ощутить её народный характер?

В этой поэме – фольклор играет ведущую роль. В русском фольклоре немало сказок о солдате - неунывающем весельчаке, который и кашу из топора сварит, и черта перехитрит, и в добром деле поможет. На эту фольклорную традицию и опирался писатель при создании своего Теркина. Он тоже крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей веселым словцом, незатейливой байкой, а надо - так и повести за собой в атаку.

И все-таки Теркин - не копия фольклорного героя. Он - один из многих. Ему известна тоска по родным, оставшимся в Смоленской стороне. Он познал горечь отступления и, пробираясь по русской земле к своим, заходил в крестьянские хаты и прятал от хозяек глаза, как будто он один виноват в поражении в первый месяц войны.

В фольклоре внутренний мир человека подробно не изображается, а Твардовскому как раз интересна душа человека на войне. Писатель показывает войну глазами обыкновенного солдата, войну непарадную, когда героизм не виден.

Афоризмы Теркина:

Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.

Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.

Города сдают солдаты, генералы их берут.

Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди

Поэма «Василий Теркин» восхищает простотой и естественностью интонаций и языка, совершенством стиха.

Впечатление максимальной достоверности помогает создать использование разговорной речи. Благодаря этому «близкими к живой реальности» становятся не только монологи, но и диалоги, массовые сцены и повествование рассказчика.

Беседы героя построены на приеме сказа. Сказовую природу монологов Теркина подтверждает включение в них обращений («слышь», «друзья», «хлопцы», «братцы», «ребята»), просторечий («Прут немецких тыща танков»). Все эти особенности характерны и для других персонажей, и для повествования лирического героя.

Теркин – самородок, воплощение народного духа. Он свободно владеет литературным языком, но главный его талант – всепоглощающий юмор. Происхождение роднит героя с автором, тоже «смоленским», но родина Теркина – вся «отчизна-мать». Независимость черт характера от происхождения героя юмористически подчеркивается в высказываниях самого Теркина: «Я от тетки родился».

В тексте поэмы можно выделить отрывки, в которых нарушается ритмика основного размера – четырехстопного хорея, напоминающего народные произведения.

6.В первой главе поэмы есть такие слова:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей...

Как бы ни была горька.

Как же показана Твардовским правда войны - народной, отечественной?

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

Какие самые трагические стороны войны запечатлены поэтом в главе «Переправа»? Какие эпизоды, строки кажутся вам самыми горькими? А когда и почему в этой же главе возникают юмористические нотки?

Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы - Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».

В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив. При этом он шутит, выпрашивая очередную «стопку», согреется изнутри.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Такое же сочетание трагизма и юмора видим в главе «Кто стрелял?».

Найдите и прочитайте соответствующие строки. Литературовед В. Я. Лакшин писал о поэме: «Увидишь её юмор - и рядом скрытый трагизм. Поймёшь военный быт, но и существо народной войны. Узнаешь героя-простака, но рядом и умного, сложного человека Тёркина...» Правда поэмы о войне - не только в передаче картин боя, фронтового быта, она - в изображении «души бойца». Поэт постарался рассказать, о чём думает, что чувствует солдат на войне, что ведёт его в бой, помогает выжить и победить. Поищите ответы на эти вопросы в тексте поэмы и прочитайте их.

В главе «Кто стрелял? » автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных» , а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет» . И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Здесь так же есть сочетания юмора(шутки Теркина во время вручения медали) и трагизма (автор пишет о смерти, описывая погребение умерших бойцов в разное время года, описывает картину убитых бойцов, молодых, тяжелые мысли о доме еще живых).

Можно ли сказать, что «Василий Тёркин» - поэма не только о войне, но и о мире? (Вспомните первые строфы главы «Кто стрелял?» или главу «Два солдата».)

В главе «Кто стрелял»:

«От окопов пахнет пашней,

Летом мирным и простым…»

В главе «Два солдата» в отношениях между стариком и старухой, а так же Теркин берет в руки не ружье, а занимается вполне мирным трудом – чинит пилу, часы. Радуется яичнице, салу. Ведут разговоры, делятся воспоминаниями…

В каких строках, не раз повторяющихся в поэме, выражена её основная мысль?

Рефреном повторяются в поэме в разных ее главах строки, воплощающие в себе мужество советского воина в его отстаивании справедливости - «Страшный бой идет, кровавый, / Страшный бой не ради славы, / Ради жизни на земле»; «В бой, вперед, в огонь кромешный / Он идет святой и грешный, / Русский чудо-человек!».

А так же возможно:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

7. В. Я. Лакшин в статье «Книга особой судьбы» писал: «Когда скульптор С. Т. Конёнков задумал лепить Тёркина, он уговаривал Твардовского позировать ему хотя бы два- три сеанса, - это не должен был быть портрет поэта, но этюд к Тёркину. И это, наверное, правильно. Конечно, Твардовский не Тёркин, но сквозь черты героя должно

было проступать его лицо, и как жаль, что скульптор не осуществил этот замысел». Какие черты Твардовского - поэта и человека - могут «увидеть» читатели поэмы «Василий Тёркин»? Согласны ли вы со словами С. Я. Маршака (см. эпиграф на с. 214)?

А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой - сам автор. Некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин - дальше. Автор - вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме - это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры

У меня за той чертой -

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне. Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

В поэме мы видим поэта, любящего свою родину, открытого, честного, правдивого, простого человека. Слова Маршака правдивы, Твардовский как никто иной смог понять душу простого народа, ведь его произведение стало именно народным и любимым, разлетелось на цитаты, многие знали его наизусть.

8.«Книгу про бойца» иллюстрировал друг поэта (с 1942 года и до конца жизни) - художник Орест Верейский. Что ему, на ваш взгляд, удалось передать в рисунках к поэме (см. с. 219, 243)?

С.219. Ярко представлен образ Василия Теркина – улыбчивый, простой, молодой, очень симпатичный воин, солдат, как живой предстает перед нами. Добрые глаза, открытая улыбка – настоящий Василий Теркин перед нами.

Герой сидит к нам спиной, ярко виден образ деда – длинная седая борода, но старик еще крепкий и широк в плечах. На заднем плане старушка готовит обед.

9.Рассмотрите репродукцию картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» (на форзаце III части 2 учебного пособия). Чем она напоминает вам поэму Твардовского? Кто из солдат похож на Тёркина? Почему вы так решили?

На своем полотне художник изобразил солдат, которые расположились отдыхать прямо на снегу. Один солдат курит, другой – что-то говорит. Каждый боец занят своим делом, но всех этих ребят объединяет пылкая любовь к Родине. Они спокойные и веселые, поэтому, даже не верится, что они всего мгновенье назад сражались с врагами, рискуя своей жизнью.

Такими они и предстают перед нами в поэме «Василий Теркин».

В центре картины выделяется один боец, который держит в руках ярко-красный кисет. Человек рассказывает присутствующим что-то смешное. Он не дает скучать и унывать своим друзьям, балагурит, поднимая дух бойцов. Рассказчик по настоящему веселит окружающих шуткой. На картине Непринцева это очень заметно. Этот боец напоминает Василия Теркина – он душа компании, видно, что все его с интересом слушают.

Вероятно, только что закончился бой и солдаты вышли передохнуть: один явно проголодался и что-то ест с аппетитом, другие молча курят или слушают друзей, думая о своем. Конечно, война - это страшная вещь, но нельзя на фронте постоянно горевать, если очень тяжело на сердце. Ежедневные потери и прочие драматичные события, трудно переживались людьми. А когда выпадали недолгие моменты отдыха, солдаты могли успокоиться, порадоваться своей маленькой победе и тому, что освободили очередную пядь родной земли.

Окружающие остановились ненадолго, отдохнут и двинутся дальше. Наверное, они торопятся отвоевывать своей кровью Отчизну, бороться за нее до последнего вдоха. Поэтому, солдатам некогда думать, им нужно спешить бить немцев. По духу картины, по настроению бойцов видно, что в это время было стремительное наступление Красной Армии. Чрезвычайно сложно терять своих близких и друзей, но тогда у людей было страстное желание поскорее освободить свою землю от захватчиков, бесцеремонно вторгшихся на родную землю.

10.В разных странах мира поставлены памятники литера-турным героям (Тому Сойеру и Гекльберри Финну, Шерлоку Холмсу, барону Мюнхгаузену, Русалочке и др.). Почему в России на народные средства решили поставить памятник Василию Тёркину?

Потому что герой народный и любимый всеми.