Какие черты унаследовал князь андрей от отца. Великий князь андрей юрьевич боголюбский

Блок ЭГО

Самое Главное в личности Субъекта. Первые две функции вместе образуют блок ЭГО. Блок ЭГО — это блок программы мышления. Результата блока эго заключается в идеях Программной Функции. Для этого у нее есть отличный инструмент — Коммуникативная Функция.

Мышление Гамлета направлено на создание образов перспективного будущего с целью мотивирования или воодушевления. Это сопровождается обучающей и просветительской деятельностью (см. блок ИД), поэтому Гамлета можно назвать идеологом. Он создает понимание мира и будущего, которое формирует направление мотивации.

Программно-Потенциальная Функция

Эта функция представляет мир. Она содержит самый главный потенциал типа, каждый тип представляет мир в теме, которую она обрабатывает. Чаще всего Субъекту приходят идеи именно на тему этой функции.

У Гамлета установка на мощное эмоциональное присутствие в любой ситуации. Он любит заряжать и заряжаться. Представляет мир в виде эмоций и состояний людей. Постоянно думает об эмоциях и эмоциональном фоне. Стремится создавать яркие вдохновляющие настроения. Творчески относится к теме приятного времяпрепровождения с акцентом на глубину переживаний. Представляет ситуации с точки зрения общей эмоциональной атмосферы и настроений людей. Эмоциональность Гамлета окрашена его глубоким чувством перспективы, Гамы любят вдохновлять людей на воплощение каких-то перспектив, это своего рода идеологическая деятельность. В связи с негативизмом часто очень драматичны.

Коммуникативная Функция

(и — Интровертированная Интуиция — время, смысл, перспектива, режим)

Благодаря КФ Субъект ориентируется в мире, это тема его размышлений и разговоров. Это инструмент, который реализует программу типа. Очень гибкая и обсуждаемая.

Гамлет много размышляет и говорит о времени, своевременности и смысле. Часто занимается формированием яркого (эмоционально насыщенного) и вдохновляющего образа будущего. Если хочет кого-нибудь замотивировать, использует информацию о перспективах или о том, что в поступке есть смысл. Для Гамлета очень важно не терять время зря (негативист), а смысл времени он оценивает по яркости переживаний.

Блок СУПЕРЭГО

СУПЕРЭГО необходим для социализации. Он содержит наши слабые функции, по которым у нас есть потребность развиваться.

На первый взгляд Гамлет может выглядеть деловым, но также для него важно быть приятным и ценным. Вообще считает, что уровень жизни должен быть такой, чтобы можно было трудиться. А вот чрезмерный труд, направленный на поддержание уровня, жизни его истощает.

Адаптивно-НагрузочнаяФункция

(Л — Экстравертированное Мышление — технология, деятельность, эффективность)

Тема нагрузки для Субъекта. Когда надо взаимодействовать с темой АНФ, Субъект переходит в мобилизованное состояние.

Гам воспринимает ситуацию как нагрузочную, если ему необходимо трудиться в связи с недостатком ресурсов и низким уровнем жизни. В напряженной ситуации Гам умеет много трудиться, вообще накапливает различные навыки, чтобы быть адаптированным к жизни. При первом знакомстве демонстрирует себя именно с деловой стороны.

Консервативно-Критическая Функция

(с — Интровертированная Сенсорика — гармония, комфорт, сочетаемость, качество)

Самая важная тема. Если с ней плохо — плохо везде. У каждого человека свое воспитание в вопросах этой функции. Главное — чтобы его поведение по теме этой функции соответствовало собственному представлению о правильности в этой теме и представлению ближайшего окружения.

Комфорт — самая важная часть жизни Гамлета. Также это самая инертная и трудо-обучаемая сфера для него. Гаму сложно нарабатывать навыки по тематикам комфорта, уюта, приятности, вкусности, уместности и подобным, однако при должном воспитании он будет стараться делать все идеально. Также это относится к тематике здоровья и вредных привычек — непрокаченному по этой тематике Гамлету очень проблематично избавляться от вредных привычек и справляться с болезнями. При недостатке комфорта или при болезни Гамлет испытывает серьезное напряжение, т.к. затронута самая важная часть его психики.

Блок СУПЕРИД

СУПЕРИД — это детский блок, по которому человек предъявляет требования и ожидания к миру. Это блок оценки того, в насколько подходящей среде находится ТИМ. Это блок разумного эгоизма, антисовести.

Гамлет подпитывается и чувствует себя комфортно с людьми, у которых везде порядок и они помогают в этом другим. Им нравятся практичные, волевые и логичные люди.

Экспектационно-РесурснаяФункция

(л — интровертированное мышление — структура, причины, пространство)

Самая приятная тема. Субъект подсознательно ожидает информацию на тему ЭРФ. Самому обращать на нее много внимания нелегко. Если помогают — очень приятно.

Гам ожидает поддержки в структурировании информации и организации пространства. Гамлеты очень любят задавать вопрос “почему?”. Им бывает сложно производить информацию на тему структур и причин, поэтому они ее подсознательно ожидают и накапливают. Также им интересна тематика социальной иерархии: как реализоваться в ней и достигнуть положения.

Мотивационно-МобилизационнаяФункция

(С -Экстравертированная Сенсорика — нагрузка, адаптация, волевое взаимодействие)

Энергетическая система Психики. Информация на тему ММФ вызывает эмоциональный отклик в сознание Субъекта. Постоянная поддержка по теме приводит в тонус. Если условия по этой теме не удовлетворительны, то субъект обесточивается, выключается.

С воодушевлением относятся к проявлению воли, устойчивости, настойчивости, властных качеств и идей, направленных на достижения влияния. Можно сказать, что нуждается в поддержке по тематике силового преобразования мира и провоцирует окружение на соответствующие идеи. Положительно относится к конкретной, фактической информации о том, как реально есть или было.

Блок ИД

Блок ИД — это реализационный блок психики, через который субъект предоставляет социуму свое время и труд, помогает делом и предоставляет свой продукт.

Императивно-ВременнаяФункция

(е — Интровертированное Эмоционирование — отношения, приоритет, субъективная дистанция)

Самая неосознанная тема. Позитивная информация по теме вводит в творческий режим, »вдохновляет». ИВФ автоматически включается при необходимости помощи по этой тематике.

Сосредоточен на поддержании отношений и уровня ответственности. Использует связи, значимость ситуаций для людей ради раскрытия потенциала или передачи идей. Информация об отношениях вводит Гамлета во вдохновленный, творческий режим, вызывает чувство перспективы.

Реализационно-ТехнологическаяФункция

(И — Экстравертированная Интуиция — закон, потенциал, идея, возможности).

По РТФ субъект предоставляет свой продукт, свой труд. При необходимости может самостоятельно выполнить работу или дать конкретный методический совет, который приведет к продуктивному результату.

Имеет проницательный ум, хороший генератор идей. При необходимости помочь другим людям, готов увидеть новые возможности, понять суть ситуации, продумать план развития. Распространяет идеи страстно пересказывая, показывая значимость и драматичность ситуации. Формирует мировоззрение.

Правильные группы, к которым относится Гамлет

Экстраверт . Экстраверты более шумные и активные, легко тратят энергию, заводят новые знакомства. Вообще это довольно приблизительное описание экстраверсии. Конкретно про Гама можно сказать, что он довольно быстро считывает информацию о внешнем проявлении эмоционый, которые являются внешними проявлениями людей и общей атмосферы

Беспечный . Беспечные чаще рассчитывают на то, что все может быть так, как раньше не было. Не то чтобы они не опираются на прошлый опыт, просто они не зациклены на нем. Рассчитывают на предпосылки, которые присутствуют в конкретной ситуации.

Интуит . Легко оперируют абстрактными понятиями, предпочитают мыслить глобально, обобщать. Нередко выражаются не конкретно (даже в конкретном примере, будут использовать общие слова). Установка на интуитивный прием информации, то есть для них важнее понять, чем ощутить. Уверенно обсуждает темы потенциальных возможностей и перспектив.

Аристократ . Изначально аристократов определяли как тех, кто относится к людям через призму их социального статуса. Теперь известно более подробное описание. Аристократы имеют тенденцию обращать внимание на характеристики объектов, которые обусловлены принадлежностями к группам. Например, если сумка сделана в китае, аристократ может размышлять так: все сумки, сделанные в Китае, некачественные, значит, и эта некачественная. Это можно назвать “инклюзивные характеристики”. Они включены в свойства всех объектов, принадлежащих к определенной группе.

Негативист . Гамлету легче заметить отсутствующие детали и негативный вариант развития событий, даже если Гам — оптимист, запрограммированный на позитивное мышление, для выполнения программы своей социальной роли будет уделять внимание негативным деталям. Часто это еще проявляется в интонационном выделении.

Упрямый . Упрямые, ставя цель, потом с трудом от нее отказываются и будут подключать больше и больше ресурсов для ее достижения.

Эмоциональный . Эмоциональные типы больше внимания уделяют эмоциям и отношениям, лучше ориентируются в этой, гуманитарной, сфере. Увереннее себя чувствуют в проявлении своих эмоций.

Субъективист. Для субъективистов эмоции являются более интересной и обсуждаемой темой, чем отношения, а структуры — интереснее, чем методы. Это значит, что отношения они оценивают по уровню эмоционального комфорта. Если человек подходит по этому критерию, то быстро с ним сходятся. В мыслительном плане субъективизм проявляется как обсуждаемость устройства мира или конкретных его частей. Для субъективистов важно обсуждать именно причины и структуры, потому как, зная механизм, можно всегда решить, как нужно действовать. Субъективисты любят придумывать новые словечки для обозначения предметов или явлений, иметь внутричковые (в компании, например) названия. Фраза “делу время, потехе час” обычно не про них.

Конструктивисты . Конструктивисты во время коммуникации вначале обращают внимание на конструктивный посыл, и только потом на эмоции. Это также проявляется в том, что когда они говорят, то больше задумываются о том, что они говорят, а как говорить у них потом подстраивается. Эмоциональные состояния конструктивистов инертные, бывает медленно сменяются одно другим.

Процессер . Гамлет любит рассматривать события в их процессе преобразования.

Квестим. Часто использует вопросительные интонации, любит усложнить тему разговора (если не противоречит другим его свойствам). Его легко перебить, умеет слушать.

Решительность . Для решительных важно не упустить момент и решать, когда действовать, обсуждать время действия. Для них момент деятельности приоритетнее, чем момент обсуждения вариантов.

Стратег. Проще дается постановка цели, нежели придумывание тактических (сиюминутных) решений.

Рациональный. Основной поток информации направлен наружу (мышление), это означает, что субъект больше ориентируется на свои суждения, чем на то, что он воспринимает из внешнего мира. Проявляется как необходимость в планировании и инертности планов.

Динамика . Динамики представляют мир континуально (неразрывно, протяженно), в отличие от статиков. Динамичность еще проявляется в чувстве последовательности. Например, рассказывая что-нибудь, они будут чаще делать это в форме последовательных событий, истории.

Бета Квадра. Гамлеты относятся к группе типов с юношескими ценностями. Их также называют веселые решительные аристократы. Они творчески относятся к тому, как должны быть устроены мир и социальная иерархия. Считают, что нельзя терять времени и необходимо воплощать свои идеи

Стимульная группа Уникальность. Быть уникальным — подсознательное желание Гамлета, он стремится к этому, и это влияет на его мотивы.

Страстный стиль коммуникации. Взаимодействие воспринимается Гамом как успешное, если произошла передача энергии или создана мотивация.

Отношения Гамлета с другими типами:

Дон Кихот — Прием заказа.

Гамлет находится с Доном в асимметричных отношениях (социального заказа), что значит партнеры чувствуют себя в них по разному. Гамлет ценит проницательность и креативность Дона, особенно в связи с тем, что он умеет логично изложить информацию. Гамлет старается заряжать и вдохновлять Дона. Это весьма продуктивные отношения для обоих партнеров, причем Гамлет чувствует себя в них комфортнее, хоть и может играть вторую роль.

Дюма — Прием контроля.

Социальный контроль — это тоже асимметричные отношения. В этих отношениях Гам может испытывать дискомфорт в связи с повышенным внимание Дюмы к вопросам эстетики, самочувствия и поддержания быта. В свою очередь может неуважительно относится к проницательности и деловым качествам Дюмы.

Гюго — Родственные

Гам и Гюг хорошо понимают друг друга на основе своей эмоциональной природы. При этом Гам силен в теме времени и глубины смысла, а Гюго в теме практичности и самочувствия. На основе этого между ними может складываться либо глубокое уважение к компетенциям другого, либо пренебрежительное отношение к сильной теме другого, как недостойной такого внимания.

Робеспьер — Полудуальные

Гам и Роб комфортно чувствуют себя вместе удовлетворяя информационные, т.е. психологические, потребности друг друга. Гаму приятна рассудительность Роба, его умеение все упорядочить и объяснить, а Робу приятна эмоциональность и выразительность Гама. Интуитивность обоих располагает к деловой реализации этих отношений. Это связано к их отношению к деятельности, а также информации связанной с генерированием новых идей, планирования, прогнозирования. Сенсорные темы (самочувствие, быт, комфорт, сила воли, напористость) могут послужить причиной негативных чувств или утечки энергии в этих отношениях.

Гамлет — Тождественные

Два Гамлета предрасположены хорошо понимать друг друга и легко находить общий язык. В общем, такие отношения хороши для передачи опыта или совместного труда.

Максим Горький — Дуальные

Отношения Гама и Макса имеют потенциал быть самыми комфортными. Логичность и дисциплина Макса подпитывают и заряжают Гамлета. Гамлет в свою очередь своей эмоциональностью и глубиной личности делает это с Максом.

Жуков — Активационные

Гам и Жук вызывают друг в друге сильные эмоции, что может послужить основой для мотивации друг друга. Гама воодушевляет целенаправленность Жука, а его логичность делает общение приятным. Жук также ценит сильные качества Гамлета — эмоциональность и глубину.

Есенин — Зеркальные

Гам и Есь имеют много общих черт, имеют общие сильные стороны ценности. Однако они ставят себе разные цели. При общении могут либо не понимать друг друга, либо предоставлять ценную конструктивную критику.

Джек Лондон — Деловые

Гам и Джек имеют много общих черт, схожее мышление направленное на тему времени. Легко могут найти общий язык и договориться о том, что делать. Однако их различия могут напрягать друг друга. На Гамлета давит трудолюбие Джека, и сам он давит своей эмоциональностью.

Драйзер — Миражные

Гам и Драй находятся в приятных эмоционально насыщенных отношениях. Речь и труд партнеров обеспечивает эмоциональную подпитку. Гуманитарная направленность обоих типов и различные точки зрения вызывают вдохновение или непонимание.

Наполеон — Передача заказа

Гамлета заряжает волевой напор Наполеона и вдохновляет его обаятельность. Благодаря своему мышлению напавленному на перспективы, он заряжает Наполеона в ответ, предлагая идеи для деятельности.

Бальзак — Передача контроля

Низкая эмоциональность Бальзака может восприниматься Гамлетом как что-то неправильное, о чем он может не постесняться сказать. Однако Гам может высоко оценить интеллектуальные способности Бальзка.

Гексли — Квазитождественные

Гам и Гек имеют общие сильные стороны, но разные ценности. Эти отношения хороши для совместной деятельности, т.к. партнеры могут ценят идеи друга по поводу дел. Возможно непонимание партнера и недопонимания в речи из-за разных ценностей.

Габен — Конфликтные

Гам и Габ часто вызывают друг в друге сильные чувства и эти отношения имеют тенденцию быть негативными. Чрезмерная скурпулезность к действиям Габена может вызывать протест у Гамлета. Однако эти отношения могут складываться и в позитивном ключи при намерении трудиться на общее благо и поддерживать друг друга трудных ситуациях.

Штирлиц — Суперэго

Гам и Штир своим разными направленностями и сильными сторонами давят друг на друга, что может вызывать напряжение и конфликты. Эти отношения хороши в больших компаниях и в хорошем раскладе насыщены эмоциями.

Достоевский — Полная противоположность

Гам и Дост имеют общие сильные стороны, но смотрят на мир с разных сторон. Имеют разные ценности и ставят себе разные цели. В этих отношениях часто присутствует недопонимание, сомнение, критика и споры. Однако в позитивном ключе (особенно в деловом контексте) это может быть выражена как конструктивная критика.

К Гамлетам я отношусь очень хорошо. В частности, по той же причине. С Гамлетами обычно не скучно, Гамлет может быть вспыльчивым, но также быстро, как он злится, так же быстро он и остывает, и он не считает, что его партнер должен сначала изменить что-то в себе для того, чтобы восстановить свои отношения с ним. Гамлета бывает иногда очень много, но Гамлет, в принципе, безболезненно реагирует если ты на какое-то время от него дистанцируешься. Да и вообще, Гамлет - очень часто оказывается душой компании, там где Гамлет - будет не скучно, уж это факт. Если я знаю, что на вечеринке будет Гамлет - то я знаю, что там будет весело. Гамлет, может, и умеет издеваться (это умеет любой тип, так что тут он ничем не выделяется), но он вряд ли это будет делать просто так, ради фана.

"Гамлет, читающий справочник врача, и находящий у себя все симптомы по очереди"

Имелось в виду, по-видимому, что ЕСЛИ будет считать, вообще довольно маловероятно, чтобы Гамлет ВООБЩЕ стал читать справочник врача, что он там забыл?

"Мне это даже не понятно. Если двоим хорошо, то кому от этого может быть плохо? "

Тут ты не совсем правильно поняла ALE. Она имела в виду, очевидно, что для Гамлета секс и гармония - это какие-то связанные вещи, неразделимые друг от друга. Что такое негармоничный секс? Если секс негармоничен - то это что-то непонятное! Понятно же, что для других типов секс и гармония вообще не связаны никак, а некоторые даже понять не могут, что это такое гармония. Другие типы могут не знать, как этой самой гармонии добиться и переживать по этому поводу (совсем как Бальзаки переживают по поводу своих отношений и невозможности как-то их поменять)

Если Гамлет - серьезный, сосредоточенный на глобальных проблемах человек, то кто же тогда Бальзак? Еще про Бальзака я бы скрипя зубами такое описание принял бы - у него черная этика такая, что иным он и быть не может - но про Гамлета? У которого черная этика - в 1-це? Который может при желании стать душой компании и рассмешить любого? Чувство юмора которого одно из лучших в соционе, который, если захочет, может одну и ту же фразу сказать так, что все засмеются? (правда ту же фразу может сказать и так, что все заплачут, если захочет этого) Который может своей улыбкой и настроение повысить до небес, и опустить так, что мало не покажется?

"А может быть Лис, приводя такой пример, имел в виду Гамлета, который на самом деле НЕ любит, но пытается изобразить любовь эмоциями..?"

Не совсем понял, что имелось в виду. Для Гамлета естественно выражать чувства эмоциями, а не чувствами. Я не сумел осилить все обсуждения различий между чувствами и эмоциями, но очевидно, что чувства - это то, что чувствуется. Эмоции - это то, что видно, это как бы проявления чувств. Черные этики выражают свои чувства в виде эмоций, они как бы любые свои чувства в эти эмоции заворачивают и в таком виде их уже проявляют. Белые же этики умеют эти чувства выражать непосредственно, транспортируя их тому, на кого эти чувства направлены непосредственно, без заворачивания их в какие-либо эмоции. Ну, например, Гамлету довольно сложно представить, как можно выразить чувства, не используя эмоции вообще. Для белого этика это естественно. Всякие черные логики стремятся получить именно непосредственно белую этику, без черной этики, которая им наоборот, мешает.

Да, вот еще пришло в голову, боюсь, как бы тут не создалось впечатления, что лишь белые этики и способны любить - это абсолютно неверно! Вопрос лишь в том, как каждый тип будет выражать свое чувство. Уж если так говорить, то самые сильные чувства как раз могут быть у тех, у кого белая этика в витальном кольце, потому что эти чувства как бы сжигают человека изнутри, их проявления неуправляемы, в отличие от тех типов, у которых белая этика находится в ментальном кольце.

Есть мнение, что пьесу «Гамлет» написал вовсе не Шекспир. И действительно, не существует экземпляра этого произведения, написанного рукой великого драматурга…

Текст пьесы «Гамлет», которая более 400 лет не сходит со сцен мира, представляет собой компиляцию нескольких записанных разными людьми в разное время вариантов. Поэтому, говорят скептики, значение и художественные достоинства трагедии сильно преувеличены, а глубокий смысл, который обнаруживают все новые исследователи, привнесен многими поколениями читателей, зрителей и критиков. Но, даже если все это действительно так, все равно никуда не деться от вопросов: почему именно этот текст будоражит умы и души столько лет и для чего, собственно, человеку так необходимо обнаруживать какой-либо смысл в произведениях искусства, философских трудах и религии? Ведь можно просто есть, пить, развлекаться и зарабатывать деньги. Однако нет, зачем-то одному, порой ничтожному человеку, дан дар создавать, а другим - принимать близко к сердцу произведения, называемые со временем великими.

Конечно, шедевры существуют не для того, чтобы ответить на все наши вопросы, но они, по крайней мере, демонстрируют наглядно, что вопросы эти существуют и продолжают возникать. Увеличим их количество еще на пять.

1. Зачем Призраку Гамлет?

В самом деле, на первый взгляд, грозный Призрак мог бы и сам без труда решить свои проблемы. Явись он разок Клавдию - и сформулированные им цели были бы достигнуты: королевское ложе очищено от осквернения и гнусный братоубийца наказан. При этом королева, скорее всего, осталась бы жива. Не говоря уже о принце. Входила ли гибель сына в планы Призрака? Судя по его словам - нет. Так же как и нет оснований сомневаться в искренности этих слов. Но на деле вышло по-другому. Выходит, Призрак сыграл свою роль помимо своей воли. А режиссер-то кто? Кто устанавливал правила, по которым королева Призрака не видела, а Гамлет и его товарищи - видели и слышали? Очевидно, и Клавдию Призрак явиться просто так не мог. Были у него свои органичные, то есть естественные, присущие только ему, ограничения, как и у каждого из нас. Видимо, наши достижения зависят не столько от поставленных целей, сколь бы замечательными они ни были, сколько от наших свойств, то есть ограничений, независимо от того, осознаем мы их или нет. Поэтому, чего бы мы ни достигли, цель никогда не бывает одинокой, всегда обнаруживаются сопутствующие результаты, значимые для нас и для других. И пока ты не разобрался сам с собой, никогда нельзя быть уверенным, что играешь собственную роль, а не участвуешь в чужом спектакле. Как Призрак.

2. Выполнил ли Гамлет указания Призрака?

С одной стороны, раз Клавдий убит, задание можно считать выполненным, пускай и с нарушением предполагаемых сроков. С другой стороны, в процессе исполнения были достигнуты некоторые дополнительные результаты, в задании никак не предусмотренные, а именно: умерли неестественной смертью принц Гамлет, его мать Гертруда, его любимая девушка Офелия, отец этой девушки Полоний, брат ее Лаэрт, а также школьные друзья Гамлета, Розенкранц и Гильденстерн. То есть погиб сам исполнитель поручения, а также его ближайшие друзья и родственники. При этом некоторых из них герой убил собственной рукой, других же - бестрепетно отправил на верную смерть или не защитил должным образом.

В этих условиях ответ на поставленный вопрос становится уже не столь однозначным. Нам неизвестно, какими словами встретил Призрак душу своего сына там, куда она, очевидно, попала после всего сотворенного молодым Гамлетом. Варианты могут быть самыми разными: от «Молодец, сынок, отлично справился!» до «Разве об этом я тебя просил!». В любом случае, можно сделать, по крайней мере, один управленческий вывод: даже в самом ясном указании невозможно указать всего, чего при его исполнении делать НЕ следует. Это итак, без разъяснения, должно быть понятно. И если люди понимают друг друга с полуслова, то указывать вообще ничего не надо. А если не понимают, то дело может обернуться как у Призрака с Гамлетом.

3. Быть или не быть?

Рано ли поздно перед каждым человеком встают вопросы, на которые приходится искать ответы, что называется, на «Да - Нет». Есть ли такие поступки, которые я никогда не должен совершать или нет таких поступков и от меня можно ожидать чего угодно? Есть такие идеи, сторонником которых я никогда не стану или нет таких идей, и меня можно убедить в чем угодно? Рождается ли человек свободным и наделенным совестью, как утверждается во Всеобщей декларации прав человека, или у меня другое мнение по этому поводу? Вопросы могут быть самыми разными, но, в любом случае, они касаются основных правил, по которым мы живем. И от наших ответов зависит, быть может, не только наша личная судьба, но и участь многих других людей.

Решающее значение здесь имеет критерий выбора. Для Гамлета это благородство. Мы вольны выбрать другой критерий, но как сделать выбор по поводу критерия выбора? В конечном счете, в наших решениях проявляются наши убеждения, характер и способ мышления. А список бедствий, против которых считал благородным поднять оружие датский принц, мало изменился за последние несколько столетий. Это, как и прежде, несправедливость угнетателей, боль отвергнутой любви, наглость чиновников, проволочки в судах, унижение гордых ― есть по поводу чего принимать личное решение: терпеть ли молча или в борьбе покончить с этим. Конечно, при этом надо быть готовым ответить за свои убеждения, то есть заплатить некую цену, которая будет тем выше, чем твердость наших убеждений. Поэтому неизбежный выбор каждого человека - быть способным принять вызовы жизни или не быть таковым.

4. Как интеллектуал-мажор превращается в убийцу?

Что должно произойти с человеком, чтобы он в недолгое время превратился из баловня судьбы в полусумасшедшего преступника? Ведь еще недавно принц был просто законным наследником королевского трона. Любящий и любимый сын, интеллектуал, красавец, диктующий придворную моду, он посвящал любовные стихи прекрасной девушке и чувства его были взаимны. Про таких сегодня говорят ― типичный мажор.

Но вот внезапно умирает старый Гамлет, боготворимый отец. Смерть любимого родителя, да еще при подозрительных обстоятельствах, любого выведет из равновесия. Особенно если человек склонен к размышлениям и способен на глубокие чувства, а именно таким был Гамлет. Вскоре его обожаемая мать, королева, выходит замуж за брата своего покойного супруга. Кто наблюдал подобную ситуацию, возможно, согласится, что для сына скорое замужество матери ― вряд ли радостная новость. Тем более, что отношения между родственниками были далеко не лучшими: племянник подозревал дядю в убийстве своего отца, а дядя, в свою очередь, подозревал, что его подозревают. То, что Гамлет впал в крайнюю задумчивость, представляется совершенно естественным. В самом деле, представим себе сына, который в подобных обстоятельствах смог бы, как ни в чем ни бывало, произнести нечто вроде: «Мамочка, поздравляю, достойный выбор, желаю счастья!» Может, кто и смог бы, но не Гамлет.

И тут его настигает следующий удар. Он встречается с призраком своего отца. Не у каждого в жизни такая встреча происходит, но легко понять, что переживший подобное вполне может казаться окружающим немного странным. И в действительности быть уже не таким как все, в том числе не таким, каким сам был еще недавно. Тем более имея задание, от которого и отказаться нельзя, и выполнить его невозможно. По крайней мере, если ты не готов стать убийцей и погибнуть сам.

5. Гамлет или Фортинбрас?

Жили когда-то по соседству два короля - датский и норвежский. Датского звали Гамлет, норвежского - Фортинбрас. Были у каждого из королей сыновья - соответственно, молодой Гамлет и молодой Фортинбрас. А еще у них были братья. У короля Гамлета - Клавдий, а имя брата норвежского короля неизвестно, в пьесе его называют просто «старый норвежец».

Однажды соседи сошлись в поединке, каждый выставил в заклад часть своей территории. Заклад должен быть достаться победителю и затем перейти в наследство детям ― соответственно, норвежскому или датскому принцам. Победил датчанин, норвежец был убит, его заклад перешел в наследственное владение молодого Гамлета. Но такой поворот дела не устроил сына погибшего, и молодой Фортнибрас сразу после смерти короля Дании стал требовать возврата утерянных территорий, и более того ― начал сбор войска для решения проблемы силой. В свою очередь, новый датский король, брат и убийца короля бывшего, Клавдий, обратился к дяде Фортинбраса, старому норвежцу, с просьбой утихомирить племянника. Просьба была удовлетворена. При этом выяснилось, что норвежский принц пытался обмануть своего короля, уверяя того, что цель военных сборов ― поход на Польшу.

Старый норвежец запретил Фортинбрасу любые действия против Дании, что тот торжественно обещал и, в награду за послушание, получил право на польский поход, маршрут которого пролегал как раз через датское королевство. На обратном пути молодой норвежец застает развязку трагедии, все члены датской королевской семьи мертвы, и ему ничего не остается, как самому стать новым королем Дании. Фортинбрас - настоящий воин, человек дела, для которого главное ― воевать, неважно, есть для этого причины или причин нет. Он отказался от войны с Данией, имея для нее свои основания, совершил бессмысленный, с любой точки зрения, поход в Польшу, и добился того, о чем не мог и мечтать, не прилагая особых усилий и нисколько не утруждая себя излишними размышлениями. Принц Гамлет, наоборот, пытался понять смысл происходящего и осмыслить свое предназначение. Ему это, в конечном счете, удалось (правда, дорогой ценой).

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.