Как завести беседу, когда не о чем поговорить. Можно ли разговаривать с умершими родственниками

Люди, перенёсшие утрату близких, ощущают тоску и боль в душе. Одним из нездоровых психологических состояний является скорбь по родственникам, ушедшим в иной мир. Но некоторые люди знают, как поговорить с умершим человеком. Они могут вызывать души усопших и контактируют с ними, не прилагая усилий для этого. Всё происходит непроизвольно.

Нередко люди боятся оставаться одни, они слышат шаги, шорохи и шёпот. Могут сами собой включаться краны с водой или падать вещи с полок. Многих интересует, что же с душой случается после ухода из мирской жизни и можно ли увидеть усопшего.

После выхода из тела душа хочет вернуться к Творцу. Иногда ей удаётся уйти с земли быстро, в другой раз требуется время. Душа задерживается в астральном плане и не может уйти по различным причинам.

Бывает, скончавшийся не может понять, где он пребывает, он не осознаёт, что умер. Душа его не в состоянии вернуться в физическую оболочку и витает между мирами. Все для неё остаётся, как и прежде, но за исключением одного - её не видят живые люди. Эти души становятся фантомами . И неизвестно, на какой период привидение может остаться рядом с живыми. Бывает, ему нужна помощь родственников.

Ощущение присутствия

Наиболее восприимчивые люди могут ощущать постороннее присутствие. Они чувствуют, словно к ним кто-то легонько прикоснулся или подул ветерок. Матери, лишившиеся детей, чуют, словно малыши обнимают их или гладят по волосам.

Вероятно, в моменты, когда у людей зарождается нестерпимое желание посмотреть на покойных родственников, их тонкие тела воспринимают энергии наиболее тонких планов.

Отражение в зеркале

По рассказам очевидцев, умершие близкие могут появиться в зеркалах или на экранах телевизоров. Например, девушка на десятый день после предания земле тела матери увидела её силуэт. Женщина словно сидела на стуле. Но вскоре видение пропало. Девушка поняла, что это к ней подходила прощаться душа её любимой мамы.

В своих творениях Рэймонд Моуди повествует о древней технике установления контакта с покойным. Увидеть его можно, вглядываясь в зеркало. В древности такую практику применяли жрецы. Вместо зеркал они брали чаши, наполненные водой.

Непосвящённый человек в зеркале может увидеть образ умершего. Иногда появляется попытка выйти напрямую. Человек ощущает присутствие духа, слышит его голос и узнаёт запахи, свойственные его близкому родственнику, безвременно ушедшему из жизни.

Разговор по телефону

Немало случаев, когда на мобильные телефоны родственников усопших поступают сигналы с неизвестных номеров, состоящие из множества цифр. При попытке перезвонить обнаруживается, что номер не существует . Как правило, человек берёт трубку и слышит сильные шумы, словно ветер дует в поле, и громкий треск. Через него проходит контакт с миром иным.

Между измерениями словно открывается занавес. Но такие звонки происходят только в первые несколько дней после смерти человека. Затем они делаются реже и прекращаются совсем. Вероятно, звонят призраки, не осознавшие, что они пережили физическую смерть.

Иногда мёртвые молят о помощи. Одной женщине позвонила вечером младшая сестра, попросила помощи. Однако женщина сильно устала и попросила перезвонить утром.

Спустя несколько минут на связи появился муж сестры с сообщением, что супруга мертва, а тело её в судебно-медицинском морге уже на протяжении двух недель. Автомобиль сбил её насмерть, а виновник ДТП скрылся. Иногда души по телефону предупреждают живых о надвигающейся на них опасности.

Связь с покойником через фотографию

Супруги одной украинской семьи уверены, что их покойный сын звонил им с помощью нерабочего звонка в дверь на 40-й день. Родные перестали спокойно спать. Сын стал систематически заявлять о своём присутствии. Ночами в доме спонтанно открывались двери.

Родители не были уверены, можно ли разговаривать с умершим сыном. После бессонных ночей они утром неоднократно поправляли покосившийся портрет покойника, прикреплённый к стене.

Разработчики теории спиритуализма убеждены, что духи сообщают через фотографии о своём присутствии среди живых. Потому нужно обращать внимание на ряд признаков:

  • жирные или жёлтые пятна на лице;
  • потрескавшееся в рамочке стекло;
  • загнутый угол на фотографии.

Всё это свидетельствует о том, что усопший смог возвратиться в мир живых и просит о помощи. Вероятно, другие его сообщения были родственниками оставлены без внимания или неверно поняты. В этих случаях можно попробовать наладить контакт с покойником.

Экстрасенсы, как правило, используют для связи с мёртвыми фотографии. Чтобы попробовать связаться с усопшими самостоятельно, можно провести спиритические ритуалы. Конечно, скептики могут в существование иного мира не верить, но уже не раз появлялись доказательства обратного.

С помощью магии

Можно использовать магические обряды вызова человеческой души. Белая магия - это способность вмешаться в настоящее для изменения будущего. Любое намеренное и продуманное действие и есть магия. Можно наложить на человека сильный сглаз или проклятие только одним неосторожным словом или взглядом.

Каждому человеку нужно носить талисман или амулет, который защитит от непредумышленного вреда. Наилучшим вариантом будет нательный крестик, особенно крестильный. Не нужно его никому показывать, даже родным. С помощью белой магии можно пообщаться с умершим родственником.

Общение с усопшим во сне

Можно поговорить с упокоившимся человеком во сне. Это несложно, поскольку души находятся поблизости и по привычке остаются с людьми. Если же покойный на связь не желает выходить, можно его об этом попросить. Перед сном взять вещь, принадлежащую усопшему, и попросить его прийти во сне. Также ему можно задать вопрос или поведать о том, что хочется узнать. Даже если покойник на разговор не вышел, можно найти ответ в толковании сна.

Во время сна человеку иногда являются другие души в облике того, кого он желал увидеть. Подобные моменты нередки и могут запутать. В процессе проведения обряда отпирается дверь, в которую стараются попасть неупокоенные души и те, кого зовут, поэтому нужно пользоваться исключительно белой магией.

С использованием зеркала

Этот вариант наиболее опасен, ведь зеркала магами используются для совершения обрядов. Этому ритуалу нужно как следует научиться. После заката солнца каждый день нужно разговаривать с умершим человеком вслух, задавать вопросы или объяснять проблему, из-за которой приходится беспокоить покойника.

Процедуру проводят до сорока дней. В процессе проведения обряда не должен присутствовать страх, даже если появится отражение покойника. Обряд проводится после захода солнца. Человек, проводящий ритуал, в зеркалах отражаться не должен.

Друг против друга поставить два зеркальца, а по бокам каждого из них зажечь свечи. Их отражение не должно быть видно. В зеркалах появится коридор, озарённый пламенем свечей. За зеркалами не должно быть дверей, огня, окон и воды. Отошедшего в мир иной на разговор нужно вызывать спокойно. Если человек не был знаком с умершим при жизни, нужно взять его фотографию и вещь. Главное - отсутствие страха.

Спиритическая доска

Ещё одним способом, объясняющим, как экстрасенсы общаются с умершими, является спиритическая доска. Этот ритуал не относится к белой магии. Если готовой доски для общения нет, можно её сделать самостоятельно. Потребуются для этого:

  • четыре белых толстых свечи без ароматизатора;
  • блюдце;
  • ватман;
  • фломастер или ручка.

Нужно сделать самим спиритическую доску. Для этого по кругу написать буквы. Они должны быть большими и друг от друга располагаться далеко. По бокам ватмана зажечь свечи. Затем позвать духа.

Положить кончики пальцев на блюдце, задать вопросы и ждать ответа. Перед ритуалом нужно очистить разум, не давая воли эмоциям.

Мнение священников и психологов

Священнослужители уверены, что душу покойного вызвать невозможно. После ухода человека в мир иной она попадает в рай или ад. И оттуда выбраться не может.

Когда человек начинает вызывать души умерших людей, чтобы встретиться с ними, приходят к нему не они, а служители дьявола - бесы. Им верить нельзя, так как демоны истину не говорят, они путают людей. Последствия общения с мёртвыми могут привести к печальному исходу, вплоть до безумия человека.

Потом бесы будут приходить не только во время гадания, но и в иные моменты. Они могут явиться в облике близких родственников и говорить человеку, как ему быть. И он поверит, так как сочтёт, что близкий человек плохого не пожелает. Но верить бесам не стоит.

Психологи уверяют, что связь с покойником - это сила человеческой мысли. Они считают, что разговоры с давно ушедшими в мир иной бабушками или духом Пушкина являются плодом воображения человека. Когда человек гадает, он находится в состоянии галлюцинации и верит, что кроме живых людей в комнате есть кто-то из загробного мира. Но это является не чем иным, как элементом самогипноза.

Потеря близкого человека очень часто становится причиной подобных вопросов: «Я хочу поговорить с умершим.» «Хочу поговорить с умершим мужем». «Умерла жена как с ней поговорить». Вы когда-нибудь слышали эти слова? Или, может, сами их говорили? Тогда вы принадлежите к пятой части человечества, которая пережила потерю близкого человека и не может с этим смириться. Еще ни один ученый или маг не смог доказать свои мысли касательно того, что ждет нас после смерти. Самое распространенное мнение – нас не ждет ничего, только земля и забытие, но мало кто готов смириться с такой мыслью. Потому мы и жаждим общения с умершими. В первую очередь, чтобы немного облегчить сердечную боль, а потом, чтобы доказать себе, что после смерти все таки что-то есть. Люди, которые действительно в это поверили, чуйствуют огромное облегчение. После того, как они узнают, как поговорить с духом умершего человека, им становится легче жить.

Можно ли поговорить с умершим?

Например, как поговорить с умершей мамой во сне или как поговорить с папой, который умер. Определенного ответа на этот вопрос не существует. Ученые объясняют аномальные явления и привидения или галлюцинациями или мошенничеством. Эстрасенсы в свою очередь обвиняют их в глупости, недальновидности и ограниченности. Религия держится немного в стороне. Потому каждый из нас должен находить для себя ответ на вопрос, можно ли поговорить с умершим человеком. Чтобы решения было обоснованней, рассмотрим подробней три точки зрения. Соглашаться с какой-то или нет решать вам.

  1. Скорее всего, с первого раза у вас ничего не получится. Но не отчаивайтесь, продолжайте попытки и удача вам улыбнется. Возможно, через недели или месяцы. Занимайтесь медитациями и снова и снова задумывайтесь, зачем вы хотите знать, как поговорить с умершей женой или другим близким человеком. Зачем вам этот разговор? Вы в опасности, к вам может прийти не тот человек, мы можете быть слишком расстроены от общения. Возможно, в попытках разговора с мертвым вы убегаете от реальности? Если это так, лучше поищите поддержки у живых, а не ушедших.
  2. Развивайте силу своего воображения. Для этого существуют эзотерические практики. Попробуйте в уме изменить цвет своей одежды, не забывая о других ее характеристиках. Представьте, что вы перекладываете что-то с места на место, следите за процессом, управляйте им.
  3. Лучший помощник в медитации и развитии своих магический способностей – умение ни о чем не думать. Звучит это просто, но обычная пустота в голове может стоить вам огромных усилий.
  4. Уйдите от эмоций. Замкните их в маленькой кладовке и пойдите на встречу с умершим без них. В другом случае последствия могут быть непредсказуемы.
  5. Не просто засыпайте, а сосредотачивайтесь на своем желании. Включайте воображение, помните о реальности, о чем-то, что не даст забыть о себе во сне, помните вопрос, который хотите задать, всегда.

Эстрасенсы говорят, что если вы будете делать все правильно, то достигнете цели. Вот вы и знаете, как поговорить с умершим во сне. Но помните – видеть умершего во сне это нехорошая примета. Если он приходит к вам слишком часто, это значит, что что-то не в порядке с вами или с его душой. Сходите в церковь или на его могилу.

О том, как поговорить с умершим человеком на бумаге, вы узнаете, прочитав инструкцию ниже. Преимущество разговора на бумаге в том, что он более безопасен, чем во сне и для него нужно гораздо меньше усилий.

  • Сначала возьмите бумагу, чем больше будет лист, тем лучше. Вам также понадобятся как минимум 4 толстые, белые свечи без красителей и ароматизаторов. Пытаясь вызвать дух с помощью мятной свечи вы оскорбляете умершего. Потом приготовьте белую небольшую тарелку, лучше десертную, и фломастер, можно взять ручку, н не карандаш.
  • Теперь сделайте то, что показывается во многих фильмах. Возможно, вы даже делали так с друзьями в детстве. По кромке листа бумаге нарисуйте буквы, они должны быть большие, но расположены не рядом.
  • Поставьте по свечи в каждый угол листа, который можно положить на пол или стол. Если вы хорошо запаслись свечами, лишние зажгите в стороне. Это усилит вашу связь с миром духом, ведь огонь с древних времен считался мистическим символом.
  • На вашей тарелке сделайте длинную отметку или стрелку. Сосредоточьтесь. Если вы занимаетесь вызовом с кем-то другим, убедитесь, что он верит в потусторонние силы. Недоверие может разрушить любую связь.
  • Задайте первый вопрос. Лучше всего спросить, пришел ли призванный вами дух. Прикоснитесь кончиками пальцев к блюдечку и выкиньте из головы все мысли, кроме вопросы. Если сила придет к вам, блюдечко начнет двигаться. Традиционно с духом общается самый духовно сильный человек.

Заключение

Мы во многом ответили на вопрос, как поговорить с умершим человеком. Светлая магия в этом плане самая действенная, она подразумевает уважение к умершему и его чувствам. Если вы общаетесь с умершим не зло или по его инициативе, вы не берете грех на душу. Совсем другая ситуация – разные люди, которые пытаются оживить мертвых или заставить их служить себе. Лучше не пытайтесь повторять за ними, они никогда не заканчивали хорошим.

Помните, что вся информация, о которой здесь написано, взята из общественно доступных источников. Она может не вызывать доверие определенных людей, но мы не стоим ни на чьей стороне, а только информируем.

Можно. Вопрос в том, как, где и для чего. Нам никто не запрещает мысленно или вслух общаться с усопшими, но со стороны это может выглядеть, мягко говоря, не очень адекватно. Самый правильный способ общения — молитва. Если мы просто разговариваем с усопшими, не факт, что они нас слышат, а вот молитва, то есть благодатное ее действо однозначно доходит до адресата. Самое «безопасное» место для молитвы — храм: поставили свечку за упокой души и поговорите, если есть такая потребность. Почему безопасное — потому что, если разговаривать где-то в другом месте, возможны искушения, влекущие за собой последствия, к примеру, психические отклонения после таких «разговоров» или опасность незаметно для себя впасть в языческое поклонение духам.

Также важно не забывать и еще об одном аспекте «оплакивания» умерших родственников. Когда мы плачем об усопших мы, прежде всего, жалеем себя — как нам будет их не хватать. Надо помнить, что они отнюдь не радуются, видя нас плачущими. Если мы действительно любим кого-то, то стараемся ему помочь, в данном случае — облегчить участь, и лучшего способа, чем молитва для этого нет.

Особенно полезно для усопших поминовение на Божественной литургии. Во время этой службы частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих».

Также очень важна милостыня, подаваемая за умершего. Она помогает ему там, так как человек страждущий, которому подаешь, помолится о нем. Святая блаженная Ксения Петербергская всю свою дальнейшую жизнь положила на упокоение горячо любимого мужа — раздала все свое имение неимущим.

Как правильно молиться об усопших

Профессор А.И.ОСИПОВ

Действительно, не напрасно же Церковь молится об усопших. Если бы там невозможно было изменение духовного состояния души, тогда зачем было и молиться? Однако Церковь за каждой литургией поминает усопших и призывает к молитве всех верующих, научая их, как правильно это делать. Она говорит, что особенно важна молитвенная помощь душе в течение первых 40 дней по кончине человека. Она, конечно, необходима и после. О какой молитве идет речь?

Когда умирает человек, то очень часто родные ограничиваются лишь тем, что заказывают отпевание, панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, дают деньги в монастыри, в храмы и т.д. Все это хорошо, но хорошо только в том случае, когда не оставляется главное. Ведь ясно, что Господу Богу никакие деньги не нужны.

А что же такое — главное? Что должен сделать человек, который хочет помочь усопшему? Мы затрагиваем в высшей степени серьезный вопрос: кто и как может помочь усопшему? Что значит молиться за него? Если Бог есть любовь, то, кажется, зачем Ему молиться, ибо Он и так сделает все, что нужно сделать. А если уже ничего нельзя сделать, тогда какой смысл молиться? Протестанты, кстати, и отвергли молитвы за усопших. Православная же Церковь с самого начала своего существования утверждает необходимость молитвы за них. И к этому есть серьезные основания.

Церковь утверждает, что состояние человека, оказавшегося после смерти в узах страстей, можно изменить. Ведь за кого призывает молиться Церковь? За святых? Нет. За грешников. То есть она утверждает, что наши молитвы способны помочь душе избавиться от страстного демона-мучителя. Каким образом? На это Господь прямо ответил ученикам, не сумевшим изгнать беса: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Этим Он разъяснил, что освобождение человека от беснования, или, что то же самое, от рабства страстям и демонам-мучителям, требует не только молитвы (которая, увы, нередко подменяется лишь проскомидийным поминовением — без молитвы — или совершением, например, панихиды и присутствием на ней — без молитвы), но и поста, то есть подвижнической жизни. Не случайно дар изгнания бесов давался Богом только редким подвижникам.

Вот, например, поразительный случай, который описывается в древнем житии святителя Григория Двоеслова, папы Римского (который жил еще в VI веке, то есть до разделения Церквей). Он молился не за кого-либо, а за императора Траяна — одного из жестоких гонителей христиан и в то же время лучшего по своей справедливости императора, который и христиан-то гнал в силу своей справедливости и уверенности в необходимости исполнения закона. Именно его редкая для Римских императоров справедливость и честность явились для причиной молитвы за него. Траян заступился однажды за бедную беззащитную вдову, находившуюся в отчаянном положении, и свт. Григорий был настолько тронут этим его поступком, что стал усиленно, с подвигом, молиться за него. В результате ему было открыто, что молитва его принята. Как это понять? Ведь Траян не только не был крещен, но и был гонителем христиан. Но что слышим: «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения это крещение слезами». Чьими же слезами? — Святого Григория. Вот какова может быть сила молитвы, соединенной с постом! «Хотя это и редкий случай, — поясняет иеромонах Серафим (Роуз), — но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры» . Святой Исаак Сирин писал: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души».

У христианина есть три дня рождения: физическое, духовное (в крещении) и день смерти (рождение в вечность). Неслучайно дни памяти святых это дни их смерти. Смерть не тупик, смерть это дверь. В христианском опыте открывается, что смерть не есть антоним жизни, смерть есть часть жизни. (протодиакон Андрей Кураев)

После физической смерти душа не умирает, продолжает жить и развиваться в новых условиях. Какие они будут, зависит от опыта земной жизни. Рай и ад мы носим в себе сегодня и поэтому уносим с собой в вечность. Человек, несший в себе зло, вне Бога и остается наедине с этим злом. Суд это перманентное явление. И наше столкновение с добром и злом, когда у нас выбор на пути стоит, это суд. Поэтому не надо думать, что суд это только в конце истории. (Протоиерей Александр Мень)

При рождении человек получает от своих родителей человеческую жизнь. Это временная и несовершенная жизнь, но у нас есть возможность получить от Бога Его вечную совершенную нетленную жизнь (божественную жизнь). Получить эту совершенную жизнь мы можем только при «рождении свыше» (Ин.3:3-8), т.е. для этого нужно родиться от Бога, став Его чадом. Всякий человек, уверовавший в Иисуса Христа как Бога явленного в плоти и умершего за наши грехи на кресте получает прощение грехов, обретает Бога как своего Отца и получает в дар ВЕЧНУЮ БОЖЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ (Рим 6:23). Других способов получить этот дар НЕТ. От того уверуете вы в Господа Иисуса Христа или нет, зависит то, где вы проведёте вечность: в присутствии Бога в Новом Иерусалиме или в озере огненном. Для этого выбора нам дана человеческая жизнь.

Подготовила Юлия КОКОРИНА

Одним из разделов, которые присутствуют едва ли не на всех более или менее крупных православных Интернет-порталах, является раздел с достаточно стандартным названием: «Вопросы священнику». И он же — один из самых востребованных, о чем свидетельствует как статистика посещений, так и количество самих поступающих на электронные почтовые ящики этих порталов вопросов. Огромную популярность приобрел за сравнительно короткое время проект «ВКонтакте» с чудным названием «Батюшка онлайн», о котором мы писали не так давно в нашей газете.

В чем же причина этой востребованности, в чем секрет популярности? И почему вопросы так похожи друг на друга, так часто повторяются и львиная доля их требует не просто ответа, а пастырского совета, наставления, утешения? Неужели только в Интернете-то и можно пообщаться со священником, неужели бОльшая часть батюшек и правда чаще находится в Сети, «онлайн», чем в храме, на приходе, там, где с ними можно было бы побеседовать вживую, а не на «удаленном доступе»? Если так, то кто же тогда служит в этих храмах, кто исповедует, причащает, венчает, крестит, отпевает? Не те же ли самые батюшки? Вроде бы, они же… Что же тогда получается? На службу, на требы приходят одни люди, а вопросы в Сети задают другие, которые в храм даже и не заходят? Бывает, конечно, и так, однако те же вопросы свидетельствуют: подавляющее большинство их авторов в храме как минимум бывают.

Странная какая-то ситуация, парадоксальная… Приходит человек на службу, исповедуется, причащается, целует крест, уходит и… Включает дома компьютер и пишет письмо священнику из другого города, которого никогда не встречал и даже фотокарточки, возможно, не видел. Или — заходит в храм, ставит свечи, молится, проходит мимо встретившегося ему настоятеля, выходит на улицу и далее — то же самое. Странно, правда…

А все оттого происходит так по большей части, что человек, имеющий к священнику немало вопросов, не знает толком, как к нему подойти, не говоря уже как эти вопросы задать — и не потому, что это особенно трудно, а просто навыка нет, не по себе как-то или опыты какие неудачные были. Однако все это вполне преодолимые препятствия. Я бы даже так сказал: нуждающиеся в преодолении. Остро.

Проблема доступа

Церковная жизнь без полноценного общения со священником вряд ли может вообще должным образом состояться. Человек приходит в Церковь, практически ничего не зная о ней. Книги, тот же Интернет, средства массовой информации, безусловно, могут оказать ему какую-то помощь, что-то прояснить, но живого собеседника не заменят. Тем паче не заменят они пастыря, имеющего определенный жизненный и духовный опыт, способного увидеть, кто стоит перед ним и какое слово, какое участие и совет ему потребны.

Распространенная (в Интернете, в частности) точка зрения такова: батюшкам чаще всего некогда, о чем они коротко скажут, сквозь зубы, на бегу, поэтому рассчитывать на их внимание особенно нечего. И вообще, не очень им интересно с разными «захожанами» общаться, да и с прихожанами тоже. Зато им очень нравится сидеть дома и иногда до поздней ночи, а иногда с раннего утра стучать по клавиатуре компьютера, отвечая очередному вопрошающему. В этом, видимо, корысть какая-то есть, заинтересованность. Вот, правда, какая — не совсем понятно. В Сети на вопросы отвечать — это ведь не иномарку дорогую освятить, не пару состоятельную повенчать — дохода никакого!

Шутки шутками, а на самом деле священников, неравнодушных к тем, кого посылает к ним за помощью и назиданием Господь, совсем не так мало, как кажется. И найти их и «доступ» к ним не так уж и сложно. Не исключено, что в некоторых особенно больших приходах стоило бы даже специальную инструкцию разместить — как это лучше сделать. Ну а пока этого нет, попробуем здесь что-то похожее на эту самую инструкцию изложить.

Время и темы

Для людей, еще не очень хорошо знакомых с церковной жизнью, необходимо сразу сделать следующее разъяснение: чтобы поговорить со священником, надо предварительно разобраться, как, где и в какое время его найти. Существенную помощь в этом плане может оказать висящее у входа в любой храм расписание богослужений. Совершенно естественно предположить, что когда есть в храме служба, есть там и священник, а во время между службами он может находиться на требах или быть занят какими-то иными делами. Так же естественно предположить и то, что непосредственно во время службы пообщаться не получится, потому что священник будет занят. И перед службой будет не очень удобно, потому что он может подойти непосредственно перед ее началом. А вот сразу после — вполне возможно.

Но можно поступить и еще проще: подойти к продавцу за свечным ящиком и вместо того, чтобы задавать ему вопросы обо всем — и в Церкви, и на свете (как нередко бывает), спросить только об одном: когда можно прийти для того, чтобы побеседовать со священником на интересующие темы.

Темы… С этим, на самом деле, тоже надо бы определиться — причем данное замечание касается людей, уже не только делающих в Церкви первые шаги, но и тех, которые находятся в ней далеко не первый день. О чем уместно говорить с батюшкой и о чем не очень? Вполне уместно и даже необходимо — о том, что такое христианство как таковое и как жить по-христиански в нашу столь непростую эпоху, что такое церковная жизнь и как ее начать, как правильно молиться, исповедоваться, причащаться, что читать, как учиться бороться со страстями, чем руководствоваться в той или иной ситуации, связанной с нравственным выбором. И еще о многих подобных вещах. А вот не очень уместно или даже неуместно совсем, так это о вопросах бытового, материально-технического или даже правового характера: стоит ли менять машину, продавать квартиру, как отсудить захваченную соседом по даче часть участка, класть ли деньги в банк, или вложить в недвижимость, или просто перевести их в валюту… И так далее. За такими советами, как ни странно, к духовенству обращаются совсем не редко, не учитывая почему-то при этом, что далеко не каждый священник способен совмещать в себе разом экономиста, юриста и специалиста по разрешению кризисных ситуаций. Хотя, стоит признать, что подчас и приходится совмещать: мало ли в наше и правда совсем не простое время людей, которых никто и нигде больше не выслушает, кроме как батюшка в церкви, и никто больше не поможет. Куда тут деваться… Но лучше бы все же без непрофильных вопросов. Бывает, разумеется, и так, что человек хочет по житейскому вопросу не совета попросить, а благословения и молитв, и это совершенно естественно.

Терпение вкупе с милосердием

По мере того, как человек начинает узнавать церковную жизнь, ему становятся понятны те ситуации, за которые прежде он мог обижаться на священников, которые «куда-то спешили». Прежде всего потому, что он постепенно узнает, что священнику есть куда спешить. Иногда он спешит соборовать, исповедовать и причащать умирающего, иногда — в отделение детской реанимации крестить новорожденного с трудно совместимым с жизнью диагнозом. У него может быть то или иное епархиальное послушание, которое требует его присутствия в определенном месте и в определенное время, у него вообще может быть немало обязанностей и дел. А еще может быть язва, требующая питания строго по часам, или диабет, или ишемическая болезнь сердца, или гипертония — причем не всегда в преклонном возрасте. Это все, к сожалению, не редкость. Ну и семья еще может быть собственная, и дети, которых надо забирать из школы. Или супруга в роддоме… И много еще всего такого. Почему? Потому что он всего лишь навсего человек.

И посему не стоит на него сердиться за «невнимание» и «неуловимость». Лучше проявить терпение вкупе с милосердием. Узнав, когда его застать в храме, не надо «набрасываться» на него сразу со всем, что накипело за долгие годы, правильней просто сказать:

— Мне хотелось бы с Вами поговорить. Как и когда это удобнее сделать?..

Исповедь и беседа — разные вещи

Для ведущего нормальную церковную жизнь христианина, регулярно исповедующегося и причащающегося, встреча со священником проблемой, конечно, не является, он регулярно видится с ним: подходя к Чаше, у аналоя с Крестом и Евангелием. Но, как ни странно, сложности именно с общением подчас возникают.

То, что у Чаши, во время Причащения, поговорить с батюшкой не получается — дело понятное. А вот исповедь кажется для разговора временем вполне подходящим. Ошибочно, конечно. И не только потому, что исповедников может быть много, а времени у священника мало. Бывает и так, что народу всего ничего и времени достаточно. Дело в другом: исповедь и беседу смешивать не стоит, слишком разные это вещи по самому характеру своему, по тому настрою, который необходим для первого и для второго. Лучше поступить иначе. Сначала исповедоваться, дождаться, когда будет прочитана разрешительная молитва. А уже потом спросить:

— Батюшка, у меня есть вопросы, могу ли я их сейчас задать?

Если обстоятельства позволяют, то и слава Богу. И очень хорошо, если хотя бы какая-то часть этих вопросов будет касаться предметов духовных: той же борьбы со страстями, чтения, молитвы. После исповеди, когда перед священником обнажились раны души, нужды конкретного человека, ему гораздо проще будет дать ему правильный совет, верное наставление. (В связи с этим же не лишним будет, думаю, сказать о такой странности современной церковной жизни: то и дело приходится встречаться с людьми, которые исповедуются у одного священника или даже вообще разных, а за советом и поговорить приходят к другому, у которого никогда не исповедовались. Это примерно то же, что, пройдя обследование в одной клинике и не забрав оттуда ни одной выписки, отправляться на консультацию в другую…).

Если же времени нет, то надо договориться, как уже выше было сказано, на потом, когда будет удобно и священнику, и прихожанину.

…Я уверен: большинство из нас, пастырей, время для беседы обязательно найдет. Большинство из нас вправду всерьез относится к тем, кто приходит к нам со своими духовными нуждами. Да и корысть, если честно, тоже, разумеется, есть: так ведь хочется видеть плоды своего служения, хоть малые, хоть скромные самые… А их трудно увидеть, если не будет этих бесед, этого общения, этой совместной и единой, насколько возможно, со своей паствой жизни.

Фото Александра Шурлакова
Газета «Православная вера» №12 (488)

Можно ли поговорить с обыкновенной лягушкой?
(сказка)

Очень давно в одном небольшом областном городе жили-были большие, зеленые, озерные лягушки. Жили они не в озере или реке, а в старом городском парке, где был небольшой пруд на окраине, так что это были городские лягушки.
Какие они были важные, самовлюбленные и заносчивые! Каждая из них считала себя умной в пруду и поэтому каждый день между ними возникали бесконечные спорки. Когда лягушки спорили, они никогда не старались переубедить друг друга или хотя бы выслушать. Что вы! Зачем? Они же такие умные! Любая из них умнее всех! Поэтому они квакали, как можно громче, чтобы не слушать другого мнения и все. Так просто. Видите, какие они были еще и глупые эти лягушки! Какие глупые!
Споры лягушек превращались в такие «концерты», что люди не выдерживали и уходили на другой конец парка. Никто даже и не думал, что это очередной лягушачий спор на очень интересующую их тему.
Спорили лягушки всегда по одному и тому же вопросу- других у них не было. Ни книг, ни газет лягушки не читали и радио не слушали; а телевизоров тогда и у людей даже не было. В кино лягушки тоже не ходили. Да кто их туда пустил бы без билета? Вообще их образование было даже не начальным, а нулевым, ведь ни в школу, ни в детский садик они не ходили и дня.
Поэтому и вопрос, по которому спорили лягушки был такой, а именно – половина лягушек утверждала: «К-у-у-у-в-а», - что означало: «самое вкусное – комары». А другая половина лягушек стояла на диаметрально противоположенном мнении и утверждала; «К-у-у-в-а!», что означало: «Самые вкусные – мухи!»
Вы заметили разницу? На одно «у» меньше и уже совершенно иной смысл. Этот для них животренажущий вопрос лягушки могли обсуждать так долго, пока сами не уставали от своего кваканья.
Пруд их был маленький и заросший. Вокруг него росли большие кусты сирени и самые большие в парке лопухи. На одной стороне пруда стояла скамейка скрытая кустами, и на ней любили сидеть парочки, естественно, когда не квакали лягушки, то-есть не вели своих очень громких и оживленных «научных дисскусий».
Тогда в этом же городе жил один мальчик. Учился он в шестом классе школы и иногда приходил гулять в парк. Как-то раз мальчик слушал-слушал лягушек и, когда они замолчали, решил им сам квакнуть и посмотреть, что из этого выйдет. Взял да и квакнул: «К-у-у-у-в-в-а!» - мальчик не знал, что на лягушачьем языке это означало: «самое вкусное – стрекоза»!
Лягушки настолько удивились этому необычному утверждению, что сидели и молчали, потому что не могли никак вспомнить, когда они в последний раз пробовали стрекозу. Стрекоз над прудом стало мало, да и были они намного умнее комаров и мух и поэтому редко попадались, а значит и вспоминали лягушки долго, так что мальчик не выдержал да и квакнул еще разок. На этот раз у него получилось так же, как и у лягушек без второго «в», что как вы помните, означало: «самое вкусное- комары!». А это уже было совершенно понятно всем лягушкам пруда и они, как всегда начали свой бесконечный спор.
Лягушки ответили, мальчику это понравилось и он запомнил, как надо квакать, чтобы лягушки ему отвечали. Отныне мальчик часто приходил или прибегал к пруду и, если на скамейке сидела парочка, а лягушки молчали, то он прятался в кустах или лопухах на противоположной стороне пруда и оттуда пару раз квакал, чтобы лягушки ему отвечали, и после этого с удовольствием наблюдал, как парочка, не выдержав лягушечьего «концерта» уходила.
На следующий год мальчик повзрослел и уже реже приходил к пруду и квакал, но само кваканье запомнил. Потом пруд засыпали и лягушек в парке не стало. Они ушли из парка и города.
Прошло много-много лет. Мальчик вырос, стал папой, а потом и дедушкой. Видите, как много прошло лет. И вот однажды бывший мальчик, а теперь уже дедушка, будучи у себя на даче летом пошел к маленькому прудику возле леса набрать воды полить помидоры и увидел в нем маленьких лягушек. Лягушки эти были очень красивые ярко-зеленые с серо-коричневыми задними лапками и по всему телу и лапкам разбросанными черными, круглыми пятнышками. При его появлении лягушки подскакивали в воду и только их глаза смотрели из воды.
Бывший мальчик вспомнил детство и решил квакнуть, как бывало, и посмотреть не забыл ли он свое умение квакать.
Квакнул раз – ближайшая лягушка, на которую он смотрел, перестала уплывать. Квакнул два- лягушка высунула голову из воды. Квакнул три – лягушка от любопытства вылезла на плавающую веточку. И не удивительно, ведь к ней обращались на близком, но все же «иностранном языке», лягушка, совсем не зеленая зато с синей полосой на теле. Лягушка не знала, что это самые обыкновенные плавки – она то плавок не носила. Лягушка эта оказалась очень вежливой и воспитанной сельской лягушкой. И поэтому, когда бывший мальчик квакнул еще раз, лягушка решила ему ответить. Так как это была прудовая лягушка, то у нее по бокам рта раздулись два белых резонаторных мешочка с воздухом и она квакнула: «К-в-а-а!» - что означало: «Здравствуйте! Да вы правы – дождь обязательно будет, но только не сегодня».
Сельские лягушки квакают только о погоде. Их больше всего интересуют погода, потому, что перед дождем все насекомые опускаются ближе к земле, а значит их легче поймать. Да и сам дождь это так мокро и так приятно. Когда квакнула, лягушка стала еще красивее, ей так шли эти резонаторные мешочки. Лягушка стала настоящей красавицей.
Бывший мальчик понял, что лягушка ему ответила не только из вежливости, а и из желания с ним поговорить и поэтому каждый раз, когда он видел эту лягушку в прудике, то всегда ей вежливо квакал до самой осени, а та ему также вежливо отвечала.
Наступила осень и лягушки спрятались на зиму. Их не стало видно. Но весной бывший мальчик решил обязательно проверить – забыла ли лягушка за зиму вежливость или нет. Правдо интересно? А вы как думаете? Забыла или нет?
Ребята, когда прийдет весна, лучше не бросайте в лягушек камни, не бейте их камнями – они очень полезны и нужны, как природе, так и вам, лягушки уничтожают комаров, которые вас больно кусают, и мух, которые разносят всякие болезни. Совсем не следует уничтожать своих союзников в природе, а то останемся без них.
Лучше заведите себе знакомую лягушку и она вам всегда вежливо ответит на ваше обращение к ней кваканье …
Только надо немного потренироваться в кваканье.