Как завещал товарищ ленин.

«В один из новогодних дней выбрался с семьёй в Москву, - пишет читатель «АиФ» из Орла. - Конечно, в восторге! Огни, гирлянды, украшения, скоморохи на Красной площади. Но вот что удивило: впервые за многие годы на входе в Мавзолей не увидел ни венков, ни цветов. Кончились деньги? А где же коммунисты?»

Коммунисты денег на Ленина , действительно, уже давно не дают. С 1990 г. Мавзолей внесён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

И деньги на его содержание идут из госказны. Даже Борис Ельцин , порвавший после 1991 г. все отношения с компартией и не любивший Зюганова , вынужден был сохранить финансирование Мавзолея. Изменили лишь схему поступления денег. Сегодня ежегодные 10 млн руб. идут из бюджета.

Без обид

С 1993 г. со входа в Мавзолей снят и почётный караул, считавшийся во времена СССР постом № 1. И дело, конечно же, не в экономии. По мере того как после 1991 г. в открытом доступе стало появляться всё больше информации о трагических последствиях Октябрьской революции для России, представление о Ленине как о «гении всех времён и народов» поддерживать (даже среди коммунистов) становилось всё сложнее. Сегодня мало кто из коммунистов вспоминает даже знаменитую клятву Сталина, которую изучали в школе: «Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам держать высоко и хранить в чистоте великое звание члена партии. Клянёмся тебе, товарищ Ленин…»

Сегодня у КПРФ нет денег не только на венки для Ленина. Померкли и сами идеалы коммунизма. На днях даже Путин, воздерживавшийся в прошлом от открытой критики идеологии КПРФ, иронично отозвался о кодексе строителей коммунизма как о «примитивной выдержке из Библии», а мумию Ленина в Мавзолее сравнил с мощами святых. В руководстве КПРФ сделали вид, что не обиделись.

Для обиды, на мой взгляд, нет повода. Кризис коммунистической идеологии затронул не только современную Россию. В не меньшей, а может, даже в большей степени он охватил и Европу. Фактически сведено на нет некогда сильное влияние компартий Франции, Италии, Испании. Весьма условно марксистской можно назвать и идеологию нынешней КПРФ. Из неё исчезли базовые представления о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, об интернационализме, общественной собственности на средства производст­ва, а о моральном кодексе строителей коммунизма и о том, что «в СССР секса нет», сегодня вспоминают с иронией сами коммунисты.

Уценка идей

Проблема с идеями не только в России. Изучите партии других стран. Они ещё сохраняют в своих названиях остатки ориентаций, берущих начало в XIX в., - социал-демократическая, христианско-демократическая, народная, либеральная, коммунистическая, республиканская, консервативная. Но по идеологическим параметрам они мало чем отличаются друг от друга. Всё более размытыми становятся понятия «капитализм», «социализм», «либерализм», «демократия». Всё слито в «одно корыто».

Какой сегодня строй у нас в России? Где больше социализма - в Скандинавских странах или в Китае? Успехи или провалы партий власти всё в меньшей степени зависят от декларируемых идей и всё больше от экономической и финансовой политики и мировой конъюнк­туры. При 100 долл. за баррель нефти (вспоминая слова Ленина) «управлять государст­вом может любая кухарка». А попробуйте-ка сохранить популярность партии или харизму лидеров при 30 долл. за баррель. Вспомним полную драматизма политическую судьбу Горбачёва и Ельцина в конце 80-х - начале 90-х гг., когда цена нефти упала ниже 20 долл. за баррель. Привлекательность перестройки, гласности, демократии, либеральных реформ в глазах народа буквально на глазах рушилась под воздействием экономических неурядиц. Правильные и благородные слова, что «свобода лучше, чем несвобода», хорошо воспринимаются населением при полном холодильнике и наличии дешёвых лекарств. При пустеющем кармане возвращаются старые политические рецепты - «самодержавие», «православие», «народность».

Безыдейный ресурс

Сегодня из инструмента идеологического влияния партии всё больше превращаются в инструмент борьбы за власть, в средство реализации карьерных амбиций. Что касается правящих партий, то они (скрыто или явно) становятся частью государственного бюрократического механизма. В подобных обстоятельствах административный ресурс приобретает значительно больший вес, чем идеи. Идеологическая жизнь на короткий срок оживает лишь при приближении выборов. В промежутках между избирательными кампаниями партии (и их лидеры) выглядят аморфными и безликими. Неудивительно, что участники избирательных баталий старательно избегают публичных дискуссий, предпочитая монологи с избранной аудиторией.

В таких условиях важным ресурсом (часто единственным) становится харизматичность лидера, личная популярность, порой даже скандальная. Уберите из ЛДПР В. Жиринов­ского - и что от неё останется? Партия «Яблоко», несмотря на достойную и длительную историю, так и не стала сверхпо­пулярной в силу отсутствия у её лидеров навыков «жиринизма». А как сложилась бы судьба «Единой России», если бы о своей близости к партии власти регулярно не напоминал ? Уверен: если бы завтра президент объявил о создании собственной партии «нового типа», значительная часть партийцев всех мастей мгновенно перекочевала бы к нему под крыло.

Негативная сторона всеобщего (в том числе и российского) кризиса идей, на мой взгляд, заключается в том, что инструментом воздействия на избирателя становится примитивный популизм, причём всё чаще с примесью национализма. И неслучайно политологи в последнее время стали использовать понятие «безыдейная партийность».

В 1924 г. «уходя от нас, товарищ Ленин» оставил стране и миру массу идей, казавшихся великими и вечно живыми. Сегодня, почти 100 лет спустя, его труды пылятся невостребованными на полках библиотек, а коммунистические «выдержки из Библии» уже мало кого соблазняют. Так что нас сегодня объединяет? И как мы при отсутствии объединяющих идей будем голосовать?



Владимир Маяковский
Разговор с товарищем Лениным

В этих стихах мне слышится голос одиночества. Когда в трудную минуту рядом не оказывается друзей и близких, остается говорить с зеркалами да портретами, и в них искать опору своему духу. Маяковский уходил от одиночества и обретал моральную поддержку в диалогах с тем, кому безраздельно доверял, пусть от него остался лишь портрет на стене.
В этом вечернем диалоге он в очередной раз предолел своё одиночество, чего не получилось через год, в апреле 1930-го, когда одиночество оказалось сильнее.

Но вот вопрос: есть ли у меня или у моих друзей тот стратег или мыслитель, кому безраздельно веришь, и за кем можно пойти до конца? Утвердительных ответов я не встретил. И это делает нас слабее.
Ленину, в его дело и слово верили миллионы и были сильны этой верой...
Одним из них был поэт Владимир Маяковский. Но как актуальны его мысли и терзания сегодня!
Неужели сегодняшнее положение, при котором 10 процентов населения завладело 9/10 всего национального достояния - , а люди снова стали неравны, когда появились новые бояре и холопы, - все это следствие того, что сто лет назад не удалось «всех скрутить» и эти «типы» вновь заняли ключевые позиции? А Ленин для многих остался только фотографией в книге или на мониторе?
Так, может быть, Ленина не хватает не только Маяковскому? и нам предстоит решить, чем остался Ленин для нас - знаком одиночества, символом угасающей надежды или дерзкой попыткой дотянуться до равенства и справедливости?

= = = = = = = =

Музыка Л.В.Бетховена

Читает Виктор Астраханцев
= = = = = = = =

Грудой дел,
суматохой явлений
день отошел,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я
и Ленин -
фотографией
на белой стене,
Рот открыт
в напряженной речи,
усов
щетинка
вздернулась ввысь,
в складках лба
зажата
человечья,
в огромный лоб
огромная мысль.
Должно быть,
под ним
проходят тысячи.
Лес флагов...
рук трава...
Я встал со стула,
радостью высвечен,
хочется -
идти,
приветствовать,
рапортовать!
"Товарищ Ленин,
я вам докладываю
не по службе,
а по душе.
Товарищ Ленин,
работа адовая
будет
сделана
и делается уже.
Освещаем,
одеваем нищь и оголь,
ширится
добыча
угля и руды...
А рядом с этим,
конешно,
много,
много
разной
дряни и ерунды.
Устаешь
отбиваться и отгрызаться.
Многие
без вас
отбились от рук.
Очень
много
разных мерзавцев
ходят
по нашей земле
и вокруг.
Нету
им
ни числа,
ни клички,
целая
лента типов
тянется.
Кулаки
и волокитчики,
подхалимы,
сектанты
и пьяницы, -
ходят,
гордо
выпятив груди,
в ручках сплошь
и в значках нагрудных...
Мы их
всех,
конешно, скрутим,
но всех
скрутить
ужасно трудно.

Товарищ Ленин,
по фабрикам дымным,
по землям,
покрытым
и снегом
и жнивьём,
вашим,
товарищ,
сердцем
и именем
думаем,
дышим,
боремся
и живем!.."

Грудой дел,
суматохой явлений
день отошел,
постепенно стемнев.
Двое в комнате.
Я
и Ленин -
фотографией
на белой стене.

Кто на площади широкой
В каждом городе стоит
И выглядывает страшно из-под старой ели?
Всё о чем-то затаенном, нераскаенном молчит
Кто же это? Ну, конечно! Он – товарищ Ленин.

Кто твердил нам о свободах,
Но готовил кандалы
И придя к рулю поставил русских на колени?
А когда здесь грянул голод
Он закатывал пиры
И был впрочем-то упитан
Кто? Товарищ Ленин!

Кто, услышав утром ранним
Трель святых колоколов
Трясся словно старый демон в буйном раздраженье?
Кто прошел потом с секирой
Среди сел и городов,
Истребляя светоч веры
Кто? Товарищ Ленин!

Но пришло уже то время,
Чтобы Русь взор подняла
И не кланялась тиранам, палачам и негодяям
Чтоб урок былых историй поняла и приняла
И прогнать смогла проклятых шакалов стаю!

Рецензии

Стихи ваши очень нравятся, но этот...) Он политический,но никак не человечный. В этом нет вашей вины и нет заслуги. Ленин - это личность многосторонняя, живая. Потому одним боком её никак не увидеть и не описать. Как можно описать жизнь только в обвинениях?) Как говорится, не вини коня, вини путь, дорогу, в которой стал возможен именно такой разворот событий и такие переживания времени. Ведь у Ленина путь тоже с того же начался - с ненависти к тиранам и палачам, который убили его любимого старшего брата и лишили его возможности учиться дальше. С его талантами к обучению он мог выбрать и другой путь,но любовь к жизни всегда стоит первой.

Спасибо вам за внимание к моему творчеству. А за ленина... давайте я не буду говорить лишних слов, а просто дам ссылки на мои статьи, посвященные этой теме. Я не один год собирала информацию, архивную, достоверную, чтобы после иметь право судить о прошлом, настоящем и будущем. http://www.proza.ru/2015/03/12/2158 http://www.proza.ru/2015/03/11/1502 http://www.proza.ru/2014/09/23/1674 http://www.proza.ru/2014/07/04/1999

Эльвира, вы опять предложили политику.) Я не против. Политику можно также возвести в ранг искусства, как и любое творение. Я только предложила вам осознать, увидеть те самые чувства, которыми вы сотворили этот стих. Ведь они в вас, а значит, и у читателя, предлагают пережить неприязнь, враждебность. Я не спорю, что и эти переживание достойно того, чтобы его воспеть. Если вас они окрыляют, дают силы жизни и приводят к поиску нового источника для их вдохновения, к архивам, то никто не против. Видеть только монстра в человеке, чудовище - вполне даже приемлемо в уме. Он свободно это в себе допускает. От этого стихи редко рождаются. Ведь стихи - это вдохновение. Но и вас живёт тот же образ, который вы описываете и желаете видеть в Ленине. Я, к примеру, вижу в болезни Ленина саму человечность.Все эти ужасы переустройства жизни, которые выпали на долю очень чуткого ума, трудолюбивого, вступали в конфликт с той светлой целью, в которой многие миллионы смогли выйти из трущоб и обречённости выполнять только роль рабов. Реки крови, голод, разруха - никто этого не хотел. Но в этих условиях ум работает, как автомат, как машина, иначе можно сойти с ума. На вашу долю не выпало такого счастья - возглавлять движения переустройства в период полного разрушения мира, потому вам так легко быть судьёй, обвиняющей одного человека в происходящих процессах. Вы переживите это, как поэт, сама чуткость, как само чувство отчаяния, в котором нужно продолжать двигаться, несмотря на то, что вы видите и...не принимаете, как жизнь. Если ваш ум выйдет из строя при этом, умерев не от старости, а от перенапряжения, то вы сможете тогда понять то, что происходило в том, кого вы обвиняете.)

И извините, если не принимаю на сей момент ваши усилия в поиске какой-то внешней истины, свободной от внутреннего знания. Я не осуждая в вас отсутствия опыта преодоления в себе всех тех внутренних конфликтов, в которых истину невозможно видеть в картинах растрёпанного мира и в битвах, в войнах за жизнь. Если вы знакомы с историей, то не можете не знать, что время перехода аграрной страны на рельсы механизации, электрофикации, то есть в совсем другой мир, было подобно смерти, концу света. Ленин, как идеолог, один из многих, предложил программу, чтобы построить сам мост между разрушающимся миров в рождающийся. Как поэт, вы можете видеть в нём, к примеру, Харона. Я предложила вам пережить, как поэту, то чувство - потери самого близкого и дорого человека, старшего брата, чей ум искал пути выхода из ветхого, старого образа жизни. Этот ум никак нельзя назвать равнодушным, ведь он не искал личной выгоды и был готов к смерти, но ради обновления мира. Если вы посмотрите в историю глубже, то увидите, что к коммунистическому обществу, к благу для многих, как к возврат к раю, ум всегда стремился. Это была утопия, мечта, и она остаётся. Мир, свободный от войны, от перераспределения богатств планеты через вражду, обман, зависть - вы эту мечту в цели не видите или не хотите видеть, но можете легко видеть жестокие законы самой жизни, в которых рождается любая жизнь, выходя из материнского чрева. Вы пока - дитя времени, а не вечности. Время разрушения идолов, неважно каких - Ленина или аграрной страны, или ещё каких привычек жизни - конечно. Человечеству был предложен и другой путь - фашизм, где идеи не так человечны, потому что не служат для блага соединения наций и разных укладов жизни, зато безупречны в чистоте самолюбия. Мир людей, ума, прошёл посередине этих двух путей по самому краю, на пределе, приближаясь к грани полного уничтожения жизни, мира. Для поэта - это тема трагедии,сопереживания, но для политика - это выгода, в которой он блистает знаниями документов.
Я не предлагала вам стать политиком в "Стихах". Вы сами выбираете для себя путь самовыражения. Я не могу оценить ваш труд,вашу прозу жизни, зная, чему она служит. Это - не ваши заслуги. Вы просто искали то, что позволит вам проявить ненависть. Против чего она в вас направлена, против какого переживания в себе, я не знаю. Но если вам нужно это, чтобы вырасти в пределы другого понимания жизни, оно само и происходит. Здесь нет осуждения. И это пройдёт.)
Извините за такую рецензию. Если путь построения перехода в вас на другой уровень восприятия закончен, то вы услышите то, что вам здесь предлагается увидеть, если путь не закончен, то он продолжится, закрыв сам этот переход восприятия в расширении границ знания.
Удачи!

Да, я выбрала свой путь, политику в стихах, песнях (особенно песнях), статьях, книгах. Я выбрала свою дорогу, свои идеалы, свои принципы, от которых, конечно же, уже не отступлюсь никогда. Я достаточно времени провела в поисках истинной информации, и сейчас обладаю объективными фактами, достоверными фактами. Болезнь ленина... лечившегося от сифилиса, потому как не отрицал возможность заражения... заболевшего после подписания очередного растрельного приговора, по которому расстреливались (а так как пуль не хватало, то закалывались, вешались и проч.) и старики, и женщины, детей тоже не жалели. И вы, и я останемся при своем образе мыслей. Но просто ответьте на вопрос: гитлер тогда тоже хороший? Ведь и за ним шли миллионы в свое время... вот только он хотя бы мечтал создать великую Германию, а ленин по просьбе Вильгельма второго прибыл, чтобы развалить прежде великую Россию, чтобы Германии не пришлось сдавать свои позиции в Первой Мировой войне. Почитайте повнимательней эту главу истории. Если вы захотите увидеть правду, вы увидите ее. Если нет, то что же. Я вам тоже желаю удачи и добра. Еще раз благодарю за внимание.

"Добро и зло", "хорошо-плохо" - это рост древа познания. Целая знание (древо знания) - это противоположность пути роста и отсутствие оценок.Ваш путь на сей день - это рост знания. Идите. Разворот сознания в единство сам происходит, когда ум перестаёт что-либо понимать. "Дерево" должно вырасти, а осознание самоё себя - освобождение от действий ума по разделению или диаволу(двойственности). Ведь и тело разделено на половинки, но оно тем не менее едино. Это не хорошо и не плохо, а так, как есть. Для того, чтобы освободиться (ведь вы слышали в религии про освобождение от двойственности), ум должен прекратить свою работу по разделению. Для этого есть практики. Своим умом, то есть умом разделения, единство осознать не получится. Этот ум должен остановить работу. Это просто предложение, если вы ищите истину. Но если вам комфортно в разделённом знании, значит, рост сравнений ещё не остановлен.)

И вам всего доброго в поиске истины. Если вы услышите, что идёте не тем путём, то начнёте искать то, что даст покой сердцу. Удачи.

«В один из новогодних дней выбрался с семьёй в Москву, - пишет читатель «АиФ» из Орла. - Конечно, в восторге! Огни, гирлянды, украшения, скоморохи на Красной площади. Но вот что удивило: впервые за многие годы на входе в Мавзолей не увидел ни венков, ни цветов. Кончились деньги? А где же коммунисты?»

Коммунисты денег на Ленина , действительно, уже давно не дают. С 1990 г. Мавзолей внесён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

И деньги на его содержание идут из госказны. Даже Борис Ельцин , порвавший после 1991 г. все отношения с компартией и не любивший Зюганова , вынужден был сохранить финансирование Мавзолея. Изменили лишь схему поступления денег. Сегодня ежегодные 10 млн руб. идут из бюджета.

Без обид

С 1993 г. со входа в Мавзолей снят и почётный караул, считавшийся во времена СССР постом № 1. И дело, конечно же, не в экономии. По мере того как после 1991 г. в открытом доступе стало появляться всё больше информации о трагических последствиях Октябрьской революции для России, представление о Ленине как о «гении всех времён и народов» поддерживать (даже среди коммунистов) становилось всё сложнее. Сегодня мало кто из коммунистов вспоминает даже знаменитую клятву Сталина, которую изучали в школе: «Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам держать высоко и хранить в чистоте великое звание члена партии. Клянёмся тебе, товарищ Ленин…»

Сегодня у КПРФ нет денег не только на венки для Ленина. Померкли и сами идеалы коммунизма. На днях даже Путин, воздерживавшийся в прошлом от открытой критики идеологии КПРФ, иронично отозвался о кодексе строителей коммунизма как о «примитивной выдержке из Библии», а мумию Ленина в Мавзолее В руководстве КПРФ

Для обиды, на мой взгляд, нет повода. Кризис коммунистической идеологии затронул не только современную Россию. В не меньшей, а может, даже в большей степени он охватил и Европу. Фактически сведено на нет некогда сильное влияние компартий Франции, Италии, Испании. Весьма условно марксистской можно назвать и идеологию нынешней КПРФ. Из неё исчезли базовые представления о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, об интернационализме, общественной собственности на средства производст-ва, а о моральном кодексе строителей коммунизма и о том, что «в СССР секса нет», сегодня вспоминают с иронией сами коммунисты.

Уценка идей

Проблема с идеями не только в России. Изучите партии других стран. Они ещё сохраняют в своих названиях остатки ориентаций, берущих начало в XIX в., - социал-демократическая, христианско-демократическая, народная, либеральная, коммунистическая, республиканская, консервативная. Но по идеологическим параметрам они мало чем отличаются друг от друга. Всё более размытыми становятся понятия «капитализм», «социализм», «либерализм», «демократия». Всё слито в «одно корыто».

Какой сегодня строй у нас в России? Где больше социализма - в Скандинавских странах или в Китае? Успехи или провалы партий власти всё в меньшей степени зависят от декларируемых идей и всё больше от экономической и финансовой политики и мировой конъюнк-туры. При 100 долл. за баррель нефти (вспоминая слова Ленина) «управлять государст-вом может любая кухарка». А попробуйте-ка сохранить популярность партии или харизму лидеров при 30 долл. за баррель. Вспомним полную драматизма политическую судьбу Горбачёва и Ельцина в конце 80-х - начале 90-х гг., когда цена нефти упала ниже 20 долл. за баррель. Привлекательность перестройки, гласности, демократии, либеральных реформ в глазах народа буквально на глазах рушилась под воздействием экономических неурядиц. Правильные и благородные слова, что «свобода лучше, чем несвобода», хорошо воспринимаются населением при полном холодильнике и наличии дешёвых лекарств. При пустеющем кармане возвращаются старые политические рецепты - «самодержавие», «православие», «народность».

Безыдейный ресурс

Сегодня из инструмента идеологического влияния партии всё больше превращаются в инструмент борьбы за власть, в средство реализации карьерных амбиций. Что касается правящих партий, то они (скрыто или явно) становятся частью государственного бюрократического механизма. В подобных обстоятельствах административный ресурс приобретает значительно больший вес, чем идеи. Идеологическая жизнь на короткий срок оживает лишь при приближении выборов. В промежутках между избирательными кампаниями партии (и их лидеры) выглядят аморфными и безликими. Неудивительно, что участники избирательных баталий старательно избегают публичных дискуссий, предпочитая монологи с избранной аудиторией.

В таких условиях важным ресурсом (часто единственным) становится харизматичность лидера, личная популярность, порой даже скандальная. Уберите из ЛДПР В. Жиринов-ского - и что от неё останется? Партия «Яблоко», несмотря на достойную и длительную историю, так и не стала сверхпо-пулярной в силу отсутствия у её лидеров навыков «жиринизма». А как сложилась бы судьба «Единой России», если бы о своей близости к партии власти регулярно не напоминал Владимир Путин? Уверен: если бы завтра президент объявил о создании собственной партии «нового типа», значительная часть партийцев всех мастей мгновенно перекочевала бы к нему под крыло.

Негативная сторона всеобщего (в том числе и российского) кризиса идей, на мой взгляд, заключается в том, что инструментом воздействия на избирателя становится примитивный популизм, причём всё чаще с примесью национализма. И неслучайно политологи в последнее время стали использовать понятие «безыдейная партийность».

В 1924 г. «уходя от нас, товарищ Ленин» оставил стране и миру массу идей, казавшихся великими и вечно живыми. Сегодня, почти 100 лет спустя, его труды пылятся невостребованными на полках библиотек, а коммунистические «выдержки из Библии» уже мало кого соблазняют. Так что нас сегодня объединяет? И как мы при отсутствии объединяющих идей будем голосовать?

| | | | |
Иосиф Сталин
КАК ЗАВЕЩАЛ ТОВАРИЩ ЛЕНИН (Речь на II Всесоюзном съезде Советов 26 января 1924 года)
Грядет юбилей Сталина. Народный вождь, гений политики, творец небывалого государства, он был тождественен всему двадцатому веку. "Путинисты", выкорчевывая Сталина из русской истории, стремятся вырвать из нее категории - "империя", "справедливость", "высший религиозный смысл".
Мы, "Завтра", стремимся сохранить в сознании народа эти священные понятия, без которых русские обречены на истребление. Мы приступаем к публикации пророческих текстов Вождя, которые, как очистительный огонь, испепеляют тлен "либеральной лжи".
Надгробная речь, в которой Сталин прощался с Лениным, - есть манифест великой истории, у которой впереди созидательные "пятилетки", Победа в Отечественной, восстановление Родины, ядерная энергетика и полет в Космос. Вслушаемся в эти громоподобные слова.
Товарищи! Мы, коммунисты, - люди особого склада. Мы скроены из особого материала. Мы - те, которые составляем армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше, как честь принадлежать к этой армии. Нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин. Не всякому дано быть членом такой партии. Не всякому дано выдержать невзгоды и бури, связанные с членством в такой партии. Сыны рабочего класса, сыны нужды и борьбы, сыны неимоверных лишений и героических усилий - вот кто, прежде всего, должны быть членами такой партии. Вот почему партия ленинцев, партия коммунистов, называется вместе с тем партией рабочего класса.
УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ ДЕРЖАТЬ ВЫСОКО И ХРАНИТЬ В ЧИСТОТЕ ВЕЛИКОЕ ЗВАНИЕ ЧЛЕНА ПАРТИИ. КЛЯНЕМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНИМ ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!
25 лет пестовал товарищ Ленин нашу партию и выпестовал ее, как самую крепкую и самую закаленную в мире рабочую партию. Удары царизма и его опричников, бешенство буржуазии и помещиков, вооруженные нападения Колчака и Деникина, вооруженное вмешательство Англии и Франции, ложь и клевета стоустой буржуазной печати - все эти скорпионы неизменно падали на голову нашей партии на протяжении четверти века. Но наша партия стояла, как утес, отражая бесчисленные удары врагов и ведя рабочий класс вперед, к победе. В жестоких боях выковала наша партия единство и сплоченность своих рядов. Единством и сплоченностью добилась она победы над врагами рабочего класса.
УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ ХРАНИТЬ ЕДИНСТВО НАШЕЙ ПАРТИИ, КАК ЗЕНИЦУ ОКА. КЛЯНЕМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНИМ И ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!
Тяжела и невыносима доля рабочего класса. Мучительны и тягостны страдания трудящихся. Рабы и рабовладельцы, крепостные и крепостники, крестьяне и помещики, рабочие и капиталисты, угнетенные и угнетатели - так строился мир испокон веков, таким он остается и теперь в громадном большинстве стран. Десятки и сотни раз пытались трудящиеся на протяжении веков сбросить с плеч угнетателей и стать господами своего положения. Но каждый раз, разбитые и опозоренные, вынуждены были они отступить, тая в душе обиду и унижение, злобу и отчаяние и устремляя взоры на неведомое небо, где они надеялись найти избавление. Цепи рабства оставались нетронутыми, либо старые цепи сменялись новыми, столь же тягостными и унизительными. Только в нашей стране удалось угнетенным и задавленным массам трудящихся сбросить с плеч господство помещиков и капиталистов и поставить на его место господство рабочих и крестьян. Вы знаете, товарищи, и теперь весь мир признает это, что этой гигантской борьбой руководил товарищ Ленин и его партия. Величие Ленина в том, прежде всего, и состоит, что он, создав Республику Советов, тем самым показал на деле угнетенным массам всего мира, что надежда на избавление не потеряна, что господство помещиков и капиталистов недолговечно, что царство труда можно создать усилиями самих трудящихся, что царство труда нужно создать на земле, а не на небе. Этим он зажег сердца рабочих и крестьян всего мира надеждой на освобождение. Этим и объясняется тот факт, что имя Ленина стало самым любимым именем трудящихся и эксплуатируемых масс.
УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ ХРАНИТЬ И УКРЕПЛЯТЬ ДИКТАТУРУ ПРОЛЕТАРИАТА. КЛЯНЕМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ НЕ ПОЩАДИМ СВОИХ СИЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ С ЧЕСТЬЮ И ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!
Диктатура пролетариата создалась в нашей стране на основе союза рабочих и крестьян. Это первая и коренная основа Республики Советов. Рабочие и крестьяне не могли бы победить капиталистов и помещиков без наличия такого союза. Рабочие не могли бы разбить капиталистов без поддержки крестьян. Крестьяне не могли бы разбить помещиков без руководства со стороны рабочих. Об этом говорит вся история гражданской войны в нашей стране. Но борьба за укрепление Республики Советов далеко еще не закончена - она приняла лишь новую форму. Раньше союз рабочих и крестьян имел форму военного союза, ибо он был направлен против Колчака и Деникина. Теперь союз рабочих и крестьян должен принять форму хозяйственного сотрудничества между городом и деревней, между рабочими и крестьянами, ибо он направлен против купца и кулака, ибо он имеет своей целью взаимное снабжение крестьян и рабочих всем необходимым. Вы знаете, что никто так настойчиво не проводил эту задачу, как товарищ Ленин.
УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ УКРЕПЛЯТЬ ВСЕМИ СИЛАМИ СОЮЗ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН. КЛЯНЕМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ С ЧЕСТЬЮ ВЫПОЛНИМ И ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!
Второй основой Республики Советов является союз трудящихся национальностей нашей страны. Русские и украинцы, башкиры и белорусы, грузины и азербайджанцы, армяне и дагестанцы, татары и киргизы, узбеки и туркмены - все они одинаково заинтересованы в укреплении диктатуры пролетариата. Не только диктатура пролетариата избавляет эти народы от цепей и угнетения, но и эти народы избавляют нашу Республику Советов от козней и вылазок врагов рабочего класса своей беззаветной преданностью Республике Советов, своей готовностью жертвовать за нее. Вот почему товарищ Ленин неустанно говорил нам о необходимости добровольного союза народов нашей страны, о необходимости братского их сотрудничества в рамках Союза Республик.
УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ УКРЕПЛЯТЬ И РАСШИРЯТЬ СОЮЗ РЕСПУБЛИК. КЛЯНЕМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ ВЫПОЛНИМ С ЧЕСТЬЮ И ЭТУ ТВОЮ ЗАПОВЕДЬ!
Третьей основой диктатуры пролетариата является наша Красная Армия, наш Красный Флот. Ленин не раз говорил нам, что передышка, отвоеванная нами у капиталистических государств, может оказаться кратковременной. Ленин не раз указывал нам, что укрепление Красной Армии и улучшение ее состояния является одной из важнейших задач нашей партии. События, связанные с ультиматумом Керзона и с кризисом в Германии, лишний раз подтвердили, что Ленин был, как и всегда, прав. Поклянемся же, товарищи, что мы не пощадим сил для того, чтобы укрепить нашу Красную Армию, наш Красный Флот!
Громадным утесом стоит наша страна, окруженная океаном буржуазных государств. Волны за волнами катятся на нее, грозя затопить и размыть. А утес все держится непоколебимо. В чем ее сила? Не только в том, что страна наша держится на союзе рабочих и крестьян, что она олицетворяет союз свободных национальностей, что ее защищает могучая рука Красной Армии и Красного Флота. Сила нашей страны, ее крепость, ее прочность состоит в том, что она имеет глубокое сочувствие и нерушимую поддержку в сердцах рабочих и крестьян всего мира. Рабочие и крестьяне всего мира хотят сохранить Республику Советов, как стрелу, пущенную верной рукой товарища Ленина в стан врагов, как опору своих надежд на избавление от гнета и эксплуатации, как верный маяк, указывающий им путь освобождения. Они хотят ее сохранить, и они не дадут ее разрушить помещикам и капиталистам. В этом наша сила. В этом сила трудящихся всех стран. В этом же слабость буржуазии всего мира.
Ленин никогда не смотрел на Республику Советов как на самоцель. Он всегда рассматривал ее как необходимое звено для усиления революционного движения в странах Запада и Востока, как необходимое звено для облегчения победы трудящихся всего мира над капиталом. Ленин знал, что только такое понимание является правильным не только с точки зрения международной, но и с точки зрения сохранения самой Республики Советов. Ленин знал, что только таким путем можно воспламенить сердца трудящихся всего мира к решительным боям за освобождение. Вот почему он, гениальнейший из гениальных вождей пролетариата, на другой же день после пролетарской диктатуры заложил фундамент Интернационала рабочих. Вот почему он не уставал расширять и укреплять союз трудящихся всего мира - Коммунистический Интернационал.
Вы видели за эти дни паломничество к гробу товарища Ленина десятков и сотен тысяч трудящихся. Через некоторое время вы увидите паломничество представителей миллионов трудящихся к могиле товарища Ленина. Можете не сомневаться в том, что за представителями миллионов потянутся потом представители десятков и сотен миллионов со всех концов света для того, чтобы засвидетельствовать, что Ленин был вождем не только русского пролетариата, не только европейских рабочих, не только колониального Востока, но и всего трудящегося мира земного шара.
УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕНИН ЗАВЕЩАЛ НАМ ВЕРНОСТЬ ПРИНЦИПАМ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА. КЛЯНЕМСЯ ТЕБЕ, ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ НЕ ПОЩАДИМ СВОЕЙ ЖИЗНИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УКРЕПЛЯТЬ И РАСШИРЯТЬ СОЮЗ ТРУДЯЩИХСЯ ВСЕГО МИРА - КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ!
Из письма И.В. Сталина в редакцию "Рабочей газеты" в день 1-й годовщины без Ленина.
"Помните, любите, изучайте Ильича, нашего учителя, нашего вождя.
Боритесь и побеждайте врагов, внутренних и внешних, - по Ильичу.
Стройте новую жизнь, новый быт, новую культуру, - по Ильичу.
Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое, - в этом один из важных заветов Ильича".