Как я сдавал егэ по информатике. Всё, что нужно знать о ЕГЭ по информатике

Информатика является вступительным экзаменом более чем для 60 специальностей российских вузов. Некоторые из них, причем, имеют лишь косвенное отношение к этому предмету, как сельское хозяйство, но баллы по информатике считают внимательно. Кстати, подход у всех разных, хотя экзамен для всех един.

Каждый вуз, куда требуется аттестат с данными ЕГЭ по информатике, по-разному оценивает баллы. Например, те заведения, где данный предмет является одной из ключевых наук, даже не смотрят на работы с результатом ниже 65-75 пунктов, хотя та же «Бауманка» довольствуется проходным баллом в 50-65 пунктов. Самый низкий проходной балл в МИИТ. Здесь он составляет всего 37 пунктов. Самый высокий - в МГУ. Минимальная граница здесь 79 баллов.

Таким образом, нужно понимать, что для МГУ подготовка к ЕГЭ по информатике будет максимально кропотливой и вдумчивой. Впрочем, без такой работы трудно будет даже в МИИТ поступить - задания по предмету имеют разные уровни сложности и меняются из года в год, равно как пересматриваются КИМы для оценки знаний учащихся. Так что нужно быть готовым ко всему.

Вся трудность экзамена в том, что он сдается письменно без компьютера. Казалось бы! Сейчас, правда, обсуждается необходимость внедрения электронного тестирования, но до реального воплощения этих задумок пройдет ещё год-два. Однако те, кто готовится к экзамену в ближайшем будущем, должен уже знать, что при подготовке к ЕГЭ по информатике ему придется больше внимания уделять программированию.

Из чего состоит ЕГЭ по информатике?

ЕГЭ по информатике состоит из трех частей. Первая предлагает выбор правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, вторая и третья - это уже самостоятельное решение задачи, причем в последней части зачастую встречаются задания с подвохом.

Оценка правильных ответов по утвержденным КИМам осуществляется следующим образом: первая часть (А) - 1 балл за верное решение, вторая часть (В) - 1 балл, третья часть (С) - 2-4 балла в зависимости от сложности задачи. Таким образом, максимальный балл, который можно заработать по тесту - 40 пунктов. Они соответствуют итоговым 100 баллам.

Что нужно решить на 3, 4 или 5?

Чтобы заработать минимальный балл достаточно ответить на половину заданий группы А, даже скорее на 2/3. Но это поможет вам только сдать ЕГЭ и будет совершенно бесполезно при поступлении. То же касается «троечников». Для честной и твердой оценки «три» хватит правильных ответов на задания первой части теста. А вот дальше уже сложнее.

Для проходного балла в 50-60 пунктов придется дать верные ответы на вопросы из части А и решить половину и даже чуть больше задач из группы B. Третья часть теста больше нужна тем, кто собирается поступать в МГУ или аналогичные заведения, где проходной балл не ниже 70-75 пунктов. Для такого результата надо правильно ответить практически на все вопросы.

В чем сложность при подготовке к ЕГЭ по информатике?

Главная трудность заключается в том, что до сих пор некоторые школы не имеют достаточной материально-технической базы для качественного обучения. Отсюда возникает необходимость обращаться за помощью к специалистам: курсы, репетиторы и т.п. Если подобное решение принято, то даже не стоит откладывать его в долгий ящик.

Лучше начинать подготовку к ЕГЭ за год-полтора. Причем в индивидуальной работе с репетитором вам будет проще набить руку на решение задач группы C, что уже нельзя сказать со всей уверенностью про групповые занятия. Безусловно, там тоже хорошая подготовка, но разноуровневый состав учащихся не позволяет индивидуализировать работу и много времени уходит на то, чтобы довести задачу, формулу, уравнение до понимания всей группы. Такая подготовка больше подойдет для тех, кому важно получить просто положительный результат либо дотянуть до четверки.

Некоторые чувствуют в себе достаточно сил, чтобы заниматься самостоятельно. Однако даже им бывает не под силу решение каких-то задач и помощь специалиста будет весьма кстати.

Таким образом, подготовка к ЕГЭ по информатике должна начинаться заранее и учитывать тот уровень, который вы стремитесь достичь.

Какой язык программирования выбрать, на каких задачах стоит сосредоточиться и как распределить время на экзамене

Преподаёт информатику в Фоксфорде

Разные вузы требуют разные вступительные экзамены по IT-направлениям. Где-то нужно сдавать физику, где-то – информатику. К какому экзамену готовиться – решать вам, но стоит иметь в виду, что конкурс на специальности, где надо сдавать физику, обычно ниже, чем на специальностях, где требуется ЕГЭ по информатике, т.е. вероятность поступить «через физику» больше.

Зачем тогда сдавать ЕГЭ по информатике?

  • К нему быстрее и проще подготовиться, чем к физике.
  • Вы сможете выбирать из большего количества специальностей.
  • Вам будет легче учиться по выбранной специальности.

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике состоит из двух частей. В первой части 23 задачи с кратким ответом, во второй – 4 задачи с развёрнутым ответом. В первой части экзамена 12 заданий базового уровня, 10 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровня. Во второй части – 1 задание повышенного уровня и 3 – высокого.

Решение задач из первой части позволяет набрать 23 первичных балла – по одному баллу за выполненное задание. Решение задач второй части добавляет 12 первичных баллов (3, 2, 3 и 4 балла за каждую задачу соответственно). Таким образом, максимум первичных баллов, которые можно получить за решение всех заданий – 35.

Первичные баллы переводятся в тестовые, которые и являются результатом ЕГЭ. 35 первичных баллов = 100 тестовым баллам за экзамен. При этом за решение задач из второй части экзамена начисляется больше тестовых баллов, чем за ответы на задачи первой части. Каждый первичный балл, полученный за вторую часть ЕГЭ, даст вам 3 или 4 тестовых балла, что в сумме составляет около 40 итоговых баллов за экзамен.

Это означает, что при выполнении ЕГЭ по информатике необходимо уделить особое внимание решению задач с развёрнутым ответом: №24, 25, 26 и 27. Их успешное выполнение позволит набрать больше итоговых баллов. Но и цена ошибки во время их выполнения выше – потеря каждого первичного балла чревата тем, что вы не пройдёте по конкурсу, ведь 3-4 итоговых балла за ЕГЭ при высокой конкуренции на IT-специальности могут стать решающими.

Как готовиться к решению задач из первой части

  • Уделите особое внимание задачам № 9, 10, 11, 12, 15, 18, 20, 23. Именно эти задачи, согласно анализу результатов прошлых лет, особенно сложны. Трудности с решением этих задач испытывают не только те, у кого общий балл за ЕГЭ по информатике получился низким, но и «хорошисты», и «отличники».
  • Выучите наизусть таблицу степеней числа 2.
  • Помните о том, что Кбайты в задачах означают кибибайты, а не килобайты. 1 кибибайт = 1024 байта. Это поможет избежать ошибок при вычислениях.
  • Тщательно изучите варианты ЕГЭ предыдущих лет. Экзамен по информатике - один из самых стабильных, это означает, что для подготовки можно смело использовать варианты ЕГЭ за последние 3-4 года.
  • Познакомьтесь с разными вариантами формулировки заданий. Помните о том, что незначительное изменение формулировки всегда приводят к ухудшению результатов экзамена.
  • Внимательно читайте условие задачи. Большинство ошибок при выполнении заданий связано с неверным пониманием условия.
  • Учитесь самостоятельно проверять выполненные задания и находить ошибки в ответах.

Что нужно знать о решении задач с развёрнутым ответом

24 задача - на поиск ошибки

25 задача требует составления простой программы

26 задача - на теорию игр

27 задача - необходимо запрограммировать сложную программу

Основную трудность на экзамене представляет 27 задача. Ее решает только 60-70% пишущих ЕГЭ по информатике. Ее особенность заключается в том, что к ней невозможно подготовиться заранее. Каждый год на экзамен выносится принципиально новая задача. При решении задачи №27 нельзя допустить ни одной смысловой ошибки.

Как рассчитывать время на экзамене

Ориентируйтесь на данные, которые приведены в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по информатике. В ней указано примерное время, отведенное на выполнение заданий первой и второй части экзамена.

ЕГЭ по информатике длится 235 минут

Из них 90 минут отводится на решение задач из первой части. В среднем на каждую задачу из первой части уходит от 3 до 5 минут. На решение задачи №23 требуется 10 минут.

Остается 145 минут на решение заданий второй части экзамена, при этом для решения последней задачи №27 понадобится не менее 55 минут. Эти расчеты выполнены специалистами Федерального института педагогических измерений и основаны на результатах экзаменов прошлых лет, поэтому к ним следует отнестись серьезно и использовать в качестве ориентира на экзамене.

Языки программирования – какой выбрать

  1. BASIC. Это устаревший язык, и хотя его до сих пор изучают в школах, тратить время на его освоение уже нет смысла.
  2. Школьный алгоритмический язык программирования. Он разработан специально для раннего обучения программированию, удобен для освоения начальных алгоритмов, но практически не содержит глубины, в нем некуда развиваться.
  3. Pascal. По-прежнему является одним из самых распространённых языков программирования для обучения в школах и вузах, но и его возможности сильно ограничены. Pascal вполне подходит в качестве языка написания ЕГЭ.
  4. С++. Универсальный язык, один из самых быстрых языков программирования. На нём сложно учиться, зато в практическом применении его возможности очень широки.
  5. Python . Его легко изучать на начальном уровне, единственное, что требуется – знание английского языка. Вместе с тем, при углубленном изучении Python предоставляет программисту не меньше возможностей, чем С++. Начав изучение «Питона» ещё в школе, вы будете использовать его и в дальнейшем, вам не придётся переучиваться на другой язык, чтобы достичь новых горизонтов в программировании. Для сдачи ЕГЭ достаточно знать «Питон» на базовом уровне.

Полезно знать

  • Работы по информатике оценивают два эксперта. Если результаты оценки экспертов расходятся на 1 балл, выставляется больший из двух баллов. Если расхождение 2 балла и более – работу перепроверяет третий эксперт.
  • Полезный сайт для подготовки к ЕГЭ по информатике –

ЕГЭ по информатике позади. Мои ученики сдали экзамен хорошо: 79, 81, 88 баллов. Это достойный результат. При этом самые сильные могли претендовать на 90-100. Так в чем же дело? Где «потерялись» недостающие баллы?

Вот закономерность: все эти ученики выполнили ВСЕ задания с развернутым ответом (часть С) на высший или почти высший балл. То есть высший балл за всю С-часть и потеря 20 и более баллов на ерундовых задачах. Ситуация повторяется из года в год, а потому я не считаю ее случайной. Эта ситуация характерна именно для ЕГЭ по информатике.

Структура ЕГЭ по информатике

Давайте рассмотрим структуру экзаменационной работы ЕГЭ по информатике. Всего в работе 27 заданий. Из них 23 с кратким ответом (бывшая часть B) и 4 с развернутым ответом (бывшая часть С).

В экзаменационной работе есть задания, требующие хорошего знания математики, логики, умения анализировать и абстрактно мыслить. Есть также задачи, основанные на аккуратном, монотонном исполнении алгоритма или переборе вариантов. То есть ученику предоставляется возможность поработать, как компьютер.

Задания с кратким ответом оцениваются в 1 балл, задания с развернутым ответом – в 3, 2, 3 и 4 балла. Таким образом, за первую часть можно получить максимально 23 балла, а за вторую 12.
Видите, насколько велик вес первой части?

В спецификации Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ указано рекомендованное время на выполнение каждого задания.

На первую часть ЕГЭ по информатике рекомендовано потратить полтора часа (включая проверку и переписывание на бланк). На вторую часть остается 2,5 часа. Это очень правильная рекомендация. Если планируешь сделать всю вторую часть, больше часа на решение первой части тратить нельзя. Еще полчаса уйдут на проверку и переписывание!

Но что такое час на 23 задания? Правильно, это меньше 3 минут на каждое! Я считаю, что задания первой части довольно простые для большей части учеников, но они часто требуют аккуратного перебора и анализа большого объема данных. Даже в случае отличного понимания предмета требования почти невыполнимые! При полном понимании хода решения задачи просто не хватает времени.

И что же – значит, невозможно решить всю часть 1 на ЕГЭ по информатике быстро и без ошибок, при этом оставив достаточный ресурс времени на сложные задачи части 2?

Конечно же, возможно. Нам поможет опыт подготовки спортсменов к соревнованиям. Я часто говорю ученикам: «Если вы хорошо знаете, как забить гол в ворота из любой позиции, просмотрели много матчей и знаете наизусть все рекомендации лучших тренеров, - это не значит, что вас можно отправлять на чемпионат»!

Здесь понимания недостаточно. Важна практика, безошибочность действий, почти автоматизм в решении конкретного типа задач. А такую практику, как известно, можно получить только большим количеством повторений одинаковых, монотонных действий.

Итак, рецепт достижения нужных временных характеристик есть. Методических материалов, подборок всех типов задач у меня достаточно. Приступаем к делу. И вот здесь ключевой момент…

Аккуратисты и креативщики. Кому из них проще сдать ЕГЭ по информатике?

Вспомним, что людей по восприятию информации, мыслительному процессу, способу построения причинно-следственных связей можно отнести к разным типам: интроверты - экстраверты, рационалы - иррационалы, сенсорики – интуиты и т.д. Не буду заходить на территорию психологов, лишь отмечу в общем, что сильные ученики, претендующие на 90-100 баллов на ЕГЭ по информатике, по способу мышления бывают двух полярно различных типов: Аккуратисты и Креативщики.

Аккуратист: Кропотливый, исполнительный, усидчивый.
Креативщик: Быстрый, оригинальный, нестандартно мыслящий.

Аккуратисты обладают хорошим почерком, редко делают вычислительные ошибки, получают удовольствие от идеально выполненной и оформленной работы, даже от рутинного труда. Они замечательно справляются со сложнейшими задачами, основанными на постепенных выводах, расчетах и доказательствах. Однако их ставит в тупик задание неизвестного им типа.

Креативщики - пишут быстро и неразборчиво, обладают развитым абстрактным мышлением, большим спектром знаний в различных областях, умением находить красивые и неожиданные решения самых необычных задач. Однако они категорически не приемлют рутинный монотонный труд. Им сложно и скучно заставить себя выполнять понятные действия.

В жизни эти типы выражены не так резко. Ученик может обладать и теми, и другими качествами.
Что же происходит на экзамене по информатике?

Те ученики, которые безошибочно выполняют сложные задания второй части ЕГЭ по информатике (особенно 27-ю задачу), ближе к Креативщикам. А потому заставить их выполнять большое домашнее задание, состоящее из простых, однотипных, но очень объемных заданий, очень сложно. Их раздражает необходимость тратить время на многократное повторение одних и тех же понятных действий.

Сильные ученики на вопрос о выполнении домашнего задания обычно отвечают: «Сделал первые 3 задачи, остальные точно такие же, и так ясно, как их делать». То есть изучил технику забивания гола вместо того, чтобы часами бегать по стадиону.

В результате я снова после экзамена слышу одну и ту же фразу: «Задания были очень простые, мне просто не хватило времени».

Вывод очевиден. Нужно осознать, что ЕГЭ по информатике отличается от ЕГЭ по другим техническим дисциплинам наличием объемных, нетворческих, монотонных задач, требующих аккуратности и быстроты выполнения. А потому при подготовке наряду с изучением нового материала, решением сложных интересных задач, нужно больше «бегать по стадиону», нарабатывая нужные автоматические навыки.

И вот тогда ваш блистательный гол, ваши 100 баллов за ЕГЭ по информатике станут вполне реальной целью.

Как готовиться, на что обращать внимание, почему могут снять баллы, что советуют участники ОГЭ прошлого года.

Дмитрий Кожеуров:

ПОМОГАЛИ ВИДЕОУРОКИ

Я готовился к ОГЭ по информатике без репетиторов, но ходил на факультативы в школе. Кроме того, очень помогали видеоуроки на YouTube.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Я очень нервничал, конечно, во время сдачи экзамена. Когда мы начали работать за компьютером, чтобы выполнять задания в Excel (а я с ними плохо дружил), я запаниковал. Но при решении тестовых задач, все было спокойно.

Дмитрий Лосев:

НАДО РЕШАТЬ ЗАДАЧИ В ПАСКАЛЕ

Я не готовился к экзамену по информатике, только строил переводы чисел из двоичной системы в десятичную, и наоборот.

Для того, чтобы сдать на положительную оценку, необходимо решать задачи в Паскале – это важно. На самом деле экзамен довольно простой, если ты хоть как-то понимаешь информатику.

Дмитрий Воронин:

НЕ ОПУСКАЙТЕ РУКИ

Я готовился к ОГЭ по информатике ежедневно, решал по несколько вариантов на сайте СдамОГЭ (отличный сайт, кстати, там можно готовиться не только к информатике, но и к другим предметам). Кроме того, я приобрел сборники заданий Сергея Крылова и Татьяны Чуркиной.

Информатика был первым экзаменом среди остальных, поэтому я не понимал, чего ожидать. Где-то даже боялся, но самое главное – был уверен в себе. Когда войдете в аудиторию, надо перебороть свой страх неизвестности.

Очень важно не опускать руки, когда что-то не получается, если не понимаете, как решать какие-то задания. Не надо бояться подходить к своим товарищам и просить, чтобы они что-то объясняли.

Александр Жуков:

ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ ЛЕГКИХ ЭКЗАМЕНОВ

Основной государственный экзамен по информатике – один из самых легких экзаменов. Для того, чтобы хорошо его написать, особых усилий прикладывать не нужно, но и сильно расслабляться не стоит. В моей школе учителя серьезно заботятся о подготовке к экзамену, поэтому в основном я изучал материал на уроках или спецкурсах.

Кроме этого, я проводил много времени на сайте sdamgia.ru Там представлено множество вариантов заданий формата ОГЭ и существует возможность отточить свои навыки, решая пробные варианты. Хотелось бы отметить, что при сдаче экзамена по информатике более важна логика, чем знания. На самом экзамене я испытывал море эмоций, особенно в тот момент, когда учеников запускали в кабинет: страх, любопытство, паника.

Перед тем, как сесть за работу, стоит отбросить все эмоции и чувства на второй план и сконцентрироваться на заданиях экзамена. Самое главное – внимательно читать задания, нужно перечитывать их по несколько раз, чтобы не упустить мельчайших деталей.

Каждый старшеклассник, мечтающий о будущем в ІТ-сфере, в первую очередь волнуется о том, как подготовиться к ЕГЭ по информатике. В обычной школе этому предмету отводится в неделю не более двух часов. Хотя сама программа обучения предусматривает немало сложных тем. Поэтому подготовка к ЕГЭ на уроках информатики в школьной среде - дело непростое. Чтобы получить высший балл, школьникам следует посвятить свободное время дополнительным занятиям, так они смогут получить нужные знания, либо изучать предмет самостоятельно.

Структура и специфика

Экзамен длится 3 часа 55 минут и представлен 27 заданиями; проходной минимум составляет 40 баллов. При этом расчет осуществляется следующим образом: первые 23 задания позволяют набрать 23 балла максимум (в сумме), а 4 задания, предполагающие развернутый ответ, могут обеспечить 12 баллов суммарно. Всё это вместе приводят к 100-балльной системе.

Тестов с выбором правильного варианта нет, это изменение было произведено пару лет назад и теперь участникам нужно самим вписывать ответ.

Сложно ли сдавать ЕГЭ по информатике при таком раскладе? Для тех, кто хорошо разбирается в точных науках - нет, тем же, кто рассчитывал найти правильные ответы методом подбора - намного труднее.

Кроме того, перспектива сдавать информатику на компьютерах, а не на бланках пока не предполагается. Связано это со слабой технической оснащенностью некоторых школ Москвы и, в особенности, дальних регионов.

На что нужно обратить особое внимание

Тем, кто хочет получить доступ в мир информационных технологий, в первую очередь важно изучить:

  • кодирование информации;
  • логику, алгоритмы и элементы их теории;
  • систему счисления;
  • компьютерный эксперимент и моделирование;
  • этапы программирования;
  • числовую информацию и ее обработку;
  • строение компьютерных сетей и компьютеров;
  • хранение информации и технология ее поиска.

Среди вышеперечисленных тем есть те, которым в школах почти не уделяется внимание, подготовка к их выполнению требует особого подхода. Но есть и несложные темы, трудностей с которыми не возникает почти ни у одного школьника.

В общем, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике, нужно реально оценивать свои силы и обращаться за помощью к преподавателю, если что-то не знаете. Самостоятельная подготовка требует времени, а сдать предмет с нуля - немалых усилий. При этом достичь успеха на ЕГЭ по информатике можно соблюдая три простых правила:

  1. Выполнять большое количество упражнений.
  2. Анализировать ошибки.
  3. Внимательно читать и даже перечитывать условия задачи.

Важно помнить, что сдать экзамен будет сложнее тем ученикам, у которых наблюдаются проблемы с математикой, так как оба предмета, имея непосредственное отношение к сфере информационных технологий, тесно переплетаются.