Как выучить словарные слова по русскому ребенку. «совсем неправильные правила» или как запоминать словарные слова

Учителя начальных классов знают, сколько хлопот может доставить изучение словарных слов. Нередко это объясняется неправильным подходом, так как обратить внимание ребенка на особенности правописания того или иного слова, предложить записать его в словарик и запомнить - явно недостаточно для того, чтобы маленький школьник, не владеющий никакими методиками запоминания, усвоил информацию.

Не следует забывать и о возрастных особенностях мышления. Так, одну и ту же информацию ученики младшего школьного возраста и старшеклассники воспринимают по-разному, поэтому и подход к изучению словарных слов значительно отличается.

Существует несколько методов, основанных именно на особенностях возрастного мышления ребенка, которые помогут справиться с трудностями, возникающими при изучении словарных слов.

Метод №1

Мнемоническая система «связей» - одна из наиболее распространенных методик запоминания, смысл которой заключается в следующем:

1. Легче всего запоминаются слова, которые вызывают у ребенка определенные ассоциации, будь то предмет, явление, действие и т.д;

2. Объединенные в одну группу предметы нужно «оживить», заставить их «двигаться».

Метод №2

Мышление детей 6-9 лет опирается на четкие представления и образы. Следовательно, и тип памяти у большинства ребят образный. Вот несколько условий, соблюдение которых значительно ускорит запоминание:

1) психологическая установка: ребенок должен сам стремиться запомнить то, что нужно;

2) увлеченность: быстрее запоминается то, что вызывает у учащегося интерес;

3) живость восприятия: легче запоминается нечто необычное, яркое, способное вызвать у ребенка определенные эмоции;

4) образное запоминание: запоминание, основанное на образах, гораздо действеннее механического запоминания.

Суть данного метода в том, чтобы ребенок запоминал слова путем изображения рисунков на «спорных» буквах, правописание которых невозможно проверить. Этот способ запоминания вызывает у детей живейший интерес. Увлекательный процесс рисования приносит им истинное удовольствие и, кроме того, способствует развитию воображения, что в последствие приводит к весьма ощутимым результатам.

1) записать нужное слово печатными буквами на доске;

2) разъяснить смысл слова детям;

3) обозначить буквы, которые являются трудными для запоминания;

4) предложить детям придумать и изобразить на «спорных» буквах предметы, с которыми у них ассоциируется данное слово;

5) по окончанию работы предложить продемонстрировать свои варианты на доске.

Примечания:

1) не нужно позволять ребенку чрезмерно увлекаться: рисунки надо делать исключительно для тех букв, которые вызывают трудности. В противном случае возникает «нагромождение образов», которое замедляет процесс запоминания;

2) дети склонны быстро забывать изученное, поэтому учителю необходимо тщательно продумать систему повторения пройденного.

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов.

Классические способы запоминания словарных слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова - воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти.


Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения.

1. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь.

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву.

2. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

3. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О - на круг, Е - на прямоугольник.

Например, АПЕЛЬСИН.

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоугольные и треугольные апельсины.

4. Способ мнемотехнический.

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию.

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН.

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

5. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  4. Определить состав, часть речи.
  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

А что дальше?

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов»

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Обратите внимание!

Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады»

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

«Третий лишний»

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, к..рова, м...рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

«Письмо из бутылки»

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

«Перфокарты»

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

Свой словарный диктант

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»)

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Буриме

Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИ нЕ греТ ,

Он не жарен И нЕ греТ .

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Итог

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!

Вот слова словарные –
Трудные, коварные.
Без проверочной родни
В словаре живут одни.


Волшебные способы запоминания словарных слов становятся увлекательной игрой и совместным творчеством для родителей и детей.
  • Записываем слова, выделяя цветом опасные места, и подбираем иллюстрацию, находим, если нужно лексическое толкование;
  • Группируем слова, например, по темам или по начальной букве алфавита .
  • Рисуем подсказки к трудным буквам.


Плакат с картинками к словарным словам 1-2 класс
Ирина Ландо в своих супер книгах "Один класс за один день" показывает, как можно нарисовать букву, которую трудно запомнить.



У замечательного педагога nataliigromaster целый проект на эту тему - интересно понаблюдать, чем закончится. Дети вставляют пропущенные буквы с готовых карточках с картинкой и словами, а потом играют в разные игры с этими карточками.
Можно воспользоваться готовыми карточками, а можно и самим рисовать с удовольствием, тем более, что списки словарных слов в разных учебниках отличаются.

карточки с картинками на 76 слов
карточки на 36 слов (1 класс)

  • С помощью смыслового крестика. Например:

Л м

чЕмОдан

Т р

О е

  • С помощью созвучий. Созвучные-похожие по произношению слова помогают запомнить словарные. Например:
мАндАрин- нам нужно запомнить мА и дА- подбираем слова с такими же слогами, только с ударными гласными: мАма дАрит мАндАрин.
  • Ассоциативный метод Агеевой И. Д. со стишками- запоминалками и кроссвордами Мне очень нравится обобщенный способ запоминания групп слов:
  1. разделение словарных слов с 1 по 4 класс в зависимости от “опасного места” – буквы, в написании которой можно ошибиться;
  2. составление из этих слов небольшого связного текста;
  3. придумывание опорного слова ко всем словам рассказа, в котором невозможно допустить ошибку;
  4. рисунок к своему рассказу.
  • Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.(moya-pamyat.ru)
    Модель:
    Ассоциативная связь может быть по:
    — цвету;
    — месту расположения;
    — форме;
    — звучанию;
    — действию;
    — вкусу;
    — материалу;
    — назначению;
    — количеству
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза — по цвету _бЕлая
* береза — кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:
б_Е.реза — б_Е.лая,
— гр_Е.бень (_Е.)

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета — бум_А.га,
к_А.рман — дыр_А.,
д_И.рект_О.р — кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт — н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод — труб_А.,
к_О.рабль — в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й — б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь — л_А.па,
к_А.пуста — з_А.яц
к_А.рандаш — гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака — хв_О.ст

мы с воспитанником рисуем вот такие карточки и собираем их в конверт

Чтобы картинки не просто на время привлекли внимание ребёнка, а в старших классах забылись, необходимы орфографические упражнения. Так, х орошему усвоению правильного написания слова способствует использование системы списывания, разработанной психологом Полиной Соломоновной Жедек. В полезной для родителей статье " - по странице заданий на каждое слово.
На этом сайте можно найти по алфавитному поиску забавные стихи на каждое слово.
Результат обширного проекта "Атлас словарных слов" - коллекция подходов к изучению словарных слов.
забавный онлайн- тренажёр
онлайн-тренажёр

Памятка ученику:
При чтении книг научись выделять все незнакомые слова и мысленно представлять написание каждого такого слова. Для этого просто останавливайся на неизвестном тебе с точки зрения написания слове и представляй его написанным, например, на школьной доске, в тетради или на стекле.

«СОВСЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА» или

Как запоминать словарные слова.

У человека есть замечательная способность запоминать то, что он ощущает и воспринимает в окружающем мире. Мозг человека получает различную информацию, перерабатывает и сохраняет её.

Конечно, не всё, что происходит с нами, запоминается. Предположим, что в памяти сохранялось бы всё, что человек видит, слышит, делает. Тогда мозг человека был бы очень перегружен и не мог бы работать быстро и точно. Поэтому наряду с процессами запоминания существует и процесс забывания. Это важно для обеспечения нормальной жизни человека. Что же такое ПАМЯТЬ?

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения разной информации. Без памяти мы бы не помнили имена наших родных, друзей, не могли бы учить уроки, не помнили, где мы живем, не знали, как нас зовут.

У всех людей разная память. Кто-то может запомнить больше, кто-то меньше. Один человек быстро запоминает, но и быстро забывает. А другому человеку нужно много времени для запоминания, зато заученное он будет помнить долго. В истории известны люди, у которых была отличная память. Такую память называют феноменальной.

Например, великий русский поэт А.С. Пушкин мог запомнить стихотворение, прочитав его всего 2 раза. У французского императора Наполеона тоже была очень хорошая память: он помнил всех своих солдат по именам. Известный австрийский композитор В. А. Моцарт мог запомнить сложнейшее музыкальное произведение после одного прослушивания.

Однако существуют и болезни, связанные с памятью. Например, такое серьезное заболевание, как раздвоение личности , происходит из-за нарушения памяти. Во Франции жила девочка по имени Фелида. Она была грустной, болезненной и часто теряла сознание. Но когда она приходила в себя, то становилась другим человеком – веселой, подвижной. Девочка жила как бы двумя жизнями. Но необычные случаи встречаются редко.

Память есть не только у человека. Оказывается, что животные тоже способны что-то запоминать и часто надолго. Кошка всегда помнит, где стоит её миска с едой. Собака помнит свою кличку и несколько команд.

Но в отличие от человека, животное никогда не ставит перед собой задачу сознательно запомнить что-то. Запоминание у животных носит непроизвольный характер. Это означает, что оно происходит само собой, без усилия со стороны животного. И у человека есть непроизвольная память, при которой запоминание происходит без специальных усилий, просто так, само собой.

Но человек может и разумно управлять своей памятью. Он может ставить перед собой задачу запомнить какой-либо материал. Такая память называется произвольной.

Произвольное запоминание – это такое запоминание, когда человек специально ставит перед собой цель что-то запомнить.

Когда человек рождается, он ещё не умеет управлять своей памятью. Постепенно вместе с непроизвольным у человека появляется и произвольное запоминание. Особенно быстро произвольная память развивается у ребёнка с поступлением в школу. Это происходит потому, что при обучении нельзя полностью полагаться на случайное, непроизвольное запоминание. Поэтому приходится ставить перед собой специальные цели и задачи запомнить то, что ты изучаешь. Запоминание тогда становится всё более произвольным. При этом можно использовать специальные приёмы и средства, которые помогают лучше и быстрее запоминать.

Сохранение информации происходит по-разному. Психологи выделяют кратковременную память и долговременную память. И та, и другая есть у каждого человека. Отличаются они друг от друга двумя основными свойствами. Первое – это время хранения информации (как долго не забывается то, что мы запомнили). Второе – это объём памяти (сколько, как много информации может сохраниться).

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Эти слова представляют собой особую трудность, т. к. правил для их написания просто не существует, проверить родственными словами их не получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно «просто запомнить». А память ребенка не приспособлена к запоминанию ничего не значащего для него символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. Воспользуемся этим и придумаем для словарных слов свои правила – «неправильные».

Чтобы улучшить словарную работу, необходимо применение таких приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.

«Совсем неправильные правила» помогут правильно писать слова, для которых обычных правил не существует вовсе, и понять, что запоминать и зубрить – не одно и то же. А еще они научат играть с ассоциациями, разбудят фантазию и превратят «работу со словарными словами» в веселое и увлекательное занятие.

Существуют разные виды памяти:

Слуховая (этим видом памяти мы пользуемся, когда учитель на уроке что-то объясняет, когда слушаем маму, смотрим и слушаем ТV и т.д.);

Зрительная (когда мы что-то видим и запоминаем);

Двигательная (во время обучения танцам, плаванию и даже письму! Вы запоминаете определенные движения. Это работает ваша двигательная память).

Качества памяти можно улучшить с помощью упражнений.

Для развития слуховой памяти можно использовать простейшее упражнение: прослушайте внимательно слова, постарайтесь их запомнить, а потом повторить (дом, кот, зима, мост, окно, дым, гриб, шар, мяч, цветок). Какие слова запомнили вы?

В развитии зрительной памяти поможет игра «Запоминай-ка»:

В течение 1 минуты я демонстрирую предметы. Закрываю их, а вы постарайтесь назвать. Задание сложнее: подробно опишите каждый предмет (его величину, цвет). Еще один вариант: игра «Что изменилось?». Я поменяю расположение предметов, добавлю или уберу другие предметы. Закройте глаза. Какие изменения произошли?

Для тренировки двигательной памяти очень полезно использовать игры-танцы.

Мнемонические приёмы работы над трудными словами.

К группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы.

Мнемоника или мнемотехника (от греческого mnemonikon – искусство запоминания) – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличение объёма памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами или явлениями, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в нашей памяти. В основе ассоциативных приёмов лежит психологический подход к запоминанию.

Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Я решила использовать следующие виды мнемонической деятельности: метод графических ассоциаций, метод звуковых (фонетических) ассоциаций, комбинированный метод. Некоторые примеры.

1.Метод графических ассоциаций. На уроках или в виде творческого домашнего задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова:

м лина гурец

Ты слово-картинку запомни скорей

Здесь буквы подсказкой станут твоей!

Диктанты словарные будешь писать

Теперь ты, конечно же, только на «пять»!

2.Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:

де д в де ревне пе нал моют пе ной

за втра на за вод ма шина у Ма ши

де ти де журные Че рёмуха – чё рная мука.

Ко стя в ко стюме, а Па вел в па льто.

У п иа нино ослик Иа поет: « ИА ИА »

В этом случае слова называем не провероч­ными, а словами-подсказками, одновременно придумываем маленькую сказку, например, как грязный пенал мыли пеной; девочка Маша любила играть машиной и др.

Придуманная фраза и хорошо звучит, и легко представляется. Дети ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опираться.

3.Комбинированный метод – это использование при запоминании слова и графических, и звуковых ассоциаций одновременно.

Дерев ня – от слова «дерев о»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение (Деревня – проверочное: дерево).

Земля ника – от слова «земля »; земляная ягода. (Земляника – проверочное: земли).

Конь ки – от слова «конь »; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь).

В процессе работы рождается творчество, ученики сами придумывают «подсказки - запоминалки». Вот некоторые из них:

Слово колесо . У машины круглые колёса. Отсюда – гласная «о».

Слово погода . Когда она плохая – идёт дождь, капельки дождя круглые, напоминают «о». Зонт тоже круглый, как «о»

Слово «иней». Иней похож на снег. А в слове «снег » одна гласная «е».

Поэтому легко запомнить, что в слове «иней» пишется «е», как в слове «снег».

Слово «обед». Дети сказали, что мама ставит на стол тарелки, по форме напоминающие букву «о». Отсюда идёт сочетание для запоминания: «У о тца о бед».

Практически к каждому слову с непроверяемой гласной дети могут подобрать ассоциацию. Причём, каждый ребёнок – свою. Детская фантазия неистощима.

4 . Речевой материал для запоминания разнокоренных слов.

Я использую некоторые приемы (стихи «Буриме»), облегчающие процесс заучивания слов, для чего слова неоднократно обыгрываются в разных сочетаниях. Речевой материал содержит подобранные в рифму разнокоренные слова почти никак между собой не связанными с одинаковыми сомнительными гласными, что существенно облегчает их запоминание детьми. Словарные слова даю «блоками», разделяя на группы: слова с гласным звуком А, О, Е, И . Группу из 3-4 слов даю по желанию к домашнему заданию.

Например, слова с сомнительным гласным «Е» - бензин, керосин, дельфин.

Когда во время кризиса

Подорожал БЕНЗИН, Пришлось купить для примуса

ДЕЛЬФИНУ КЕРОСИН.

Также используются и зарифмованные фразы из словарных слов, рассчитанные на непроизвольное запоминание в силу их необычности (прием «Абракадабра » ). Например, даются зарифмованные слова «парад – салат»: Мы ходили на ПАРАД, чтобы скушать там САЛАТ .

Или: САЛАТ не ходит на ПАРАД .

Или: САЛАТ не любит ПАРАД .

Группа слов с гласным О: огурец, горох, помидор, морковь.

Огурцы и помидоры собирал я без разбора,

Всю морковь сложил в корзину,

Угостил горохом Нину.

Речевой материал для запоминания родственных слов.

Малин а, малин ка, малин ник, малин овый.

И есть еще птица такая – малин овка.

Билет ер в своей кассе билет ной

Продает то билет , то билет ик.

5. РЕБУС - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков. Словарь С.И. Ожегова .


6.Рисунки -

7. Сказка «Медведь и мёд»

Жил-был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтыгиным», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем». А любил он больше всего…мёд. Как услышит запах меда – прям голову теряет! А перед друзьями своими оправдывается:

Так мёд ведь! Мёд ведь!

Вот и прозвали его «мёдведь». Стал он свое новое имя носить, а точки над буквой «Ё» в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой, да и смахнул точки. И стал с тех пор называться

И писаться с буквой «Е».

8.Классификация слов по происхождению. Работу начали с изучения литературы по данной теме.

Судьба любого слова в языке связана с природой, окружающей средой, с жизнью и общением людей, с особенностями и историей тех предметов, понятий и явлений, которые этими словами обозначаются.

Итак, слова русского языка по их происхождению можно разделить на две большие группы:

    Исконно русские слова.

    Заимствования - слова, которые пришли в русский язык из других языков.

А. Лингвистика выделяет следующие группы исконно русских слов по особенностям образования (некоторые примеры):

По цвету :

    Берёза – у древних славян слово бер означало «светлый, белый, ясный».

    Ворона – от слова ворон, вороной – черный.

    Прекрасный – от прилагательного «красный» - красивый.

    Рябина – по цвету ягоды, от прилагательного рябой или рябь.

По форме:

    Капуста – название дано по форме, образовано от слова капут (голова).

    Коньки – название дано по форме, в старину передняя часть коньков изображала лошадиную голову.

    Корова – от древнеславянского «корва» - рогатая, корень «кор» - значит рог.

По особенностям поведения:

    Заяц – от древнего корня «зай» - прыгать.

    Медведь – сложение корней «медв» -мёд, «ед» -едящий, буквально – тот, кто ест мёд, название дано по особенностям поведения.

    Петух – от слова – петь, буквально означает – поющий.

По другим признакам:

    Деревня – образовано от старославянского «драть, деру», первоначальное значение слова деревня –место, на котором выдран, выкорчеван лес.

    Огород и город– от глагола «городить», первоначальное значение – огороженное чем-нибудь место.

    Понедельник – образовано от «по недели» - после воскресенья (старое значение слова «неделя» - воскресенье).

    Топор – от того же корня, что и слово тёпать, тяпать, рубить, бить.

Другие:

    Здравствуйте – от глагола «здравовати» - быть здоровым.

    Народ – от глагола «народити» - народить.

    Одиннадцать – от др. русского - один на десяте – один сверх десяти.

    Погода – от исчезнувшего слова «года», первоначальное значение – хорошая погода.

    Расстояние – от старославянского глагола – расстояти (находиться, стоять в отдалении).

Б. Заимствованные слова.

Кроме исконно русских слов в русском языке помимо старославянизмов в русский язык вошли также слова из других языков.

Некоторые слова - чужестранцы уже давным-давно пришли в наш язык (тетрадь, книга) и настолько освоились в русском языке, что их использует народ в пословицах и поговорках

Из греческого языка ещё в древние времена пришли многие названия из области религии (лампада, ангел, демон, клирос и т. п.), научные термины (география, математика, философия), названия из области науки и искусства (анапест, комедия, хорей).
Из латинского в русском языке много научных и общественно-политических терминов: революция, конституция, эволюция, вертикаль, диктатура, пленум, манифест, президент.
Из тюркских языков особенно много слов пришло во время татаро-монгольского ига: кафтан, тулуп, сарафан, деньги, арбуз, базар.
Из скандинавских заимствований немного, и относятся они к древнему периоду: якорь, сельдь, пуд, Олег, Игорь, Рюрик. Заимствования из западноевропейских языков значительны и объясняются многочисленными контактами с этими народами.
Из английского заимствования активно проникают в наш язык и в настоящее время: компьютер, трамвай, футбол, акваланг, джинсы и т.д.
Из французского много бытовых названий, из области искусства: браслет, медальон, пальто, сюртук, режиссер, афиша, дирижер, винегрет.
Из итальянского пришла музыкальная терминология: ария, соната, карнавал, либретто, тенор.
Из испанского заимствования немногочисленны: гитара, серенада, мантилья, карамель и др.
В связи с развитием контактов появляются заимствования и из других языков: японского (караоке, кимоно), индийского (сари) и др.

Итак, выделим происхождение некоторых словарных слов.

    Автомобиль (фран.) – от греческого autos (авто) – сам, латинского mobilis (мобилс) – двигающийся.

    Автобус – от французского autobus – автомобиль для многих.

    Агроном – от греческого agros – земля, nomos – закон.

    Аккуратный – от латинского слова accuratus – старательный, точный.

    Аллея – от французского alleê –проход, дорога.

    Аптека – от греческого apotheke – склад, кладовая

Действительно, зная происхождение слов можно понять, как правильно их написать и почему они так пишутся. Важно при изучении правил и законов правописания русского языка знать происхождение слов, это позволяет понять и быстрее запомнить правила правописания, глубже осмыслить закономерности русского языка.

Итак, если использовать в обучении де­тей младшего школьного возраста мнемо­нические приемы, способствующие форми­рованию навыка правописания непроверяе­мых орфограмм, то результативность рабо­ты значительно повысится.

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким – то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству. При заучивании любого материала каждому человеку сначала необходимо понять смысл того, что он хочет запомнить. Без этого запомнить что-либо очень трудно, и материал быстро забывается. Для лучшего запоминания ученик должен сам составлять или принимать активное участие в создании модели (схемы).