Как вычислить завистников и извлекать пользу из собственной зависти. Зависть на работе: что делать

Если в ответ на вопрос «Как дела?» прозвучало «Никто не завидует», радоваться, видимо, нечему. Ведь зависть сопровождает успех и развитие. И даже если вдруг вас самих задушила жаба, это тоже может быть полезно. Доцент Института психологии БГПУ им. Максима Танка Светлана Месникович рассказала GO.TUT.BY, как правильно обходиться с завистью.

Светлана Месникович, кандидат психологических наук. Фото: Елена Клещенок, TUT.BY

«И кто тут у нас святой?» Что, если вы никогда никому не завидуете

Есть люди, которые с уверенностью заявляют, что никогда никому не завидуют. По мнению Светланы Месникович, это повод их от души поздравить или… предложить помощь психолога.

— Полное отсутствие зависти может свидетельствовать о двух прямо противоположных фактах, — говорит специалист. — Либо человек достиг высокого уровня духовного развития (что, к сожалению, встречается довольно редко, и к тому же все равно предполагает прохождение этапа «узнавания» в себе зависти и освобождение от нее). Либо человек не желает признавать это чувство и подавляет его. Ведь хорошим людям, каковыми большинство из нас себя считает, завидовать не к лицу, не так ли? Завистников осуждают, их сторонятся, а это чревато испорченными отношениями и репутацией, мешает продвижению в карьере.

«Везет же некоторым!» Как понять, что завидуют вам

Впрочем, чтобы распознать зависть, считает психолог, достаточно просто понаблюдать за собой и другими.

«Так ты уже начальник отдела! Большой человек! » — узнав о вашем назначении, говорит коллега и при этом поджимает губы ниточкой. Согласно языку тела, эмоции радости и доброжелательной сопричастности заставляют мышцы вокруг рта расслабляться, а гнев, недовольство, презрение — сжиматься. Завидующий предпочитает и закрытые позы. Даже поздравляя кого-то, он не разворачивается всем телом к собеседнику, а произносит фразу, не поднимая голову, спрятав лицо за большим монитором или скрестив ладони в замок.

— У завидующего есть три отличительные черты, — обращает внимание психолог. — Во-первых, он проявляет пристальный, порой назойливый интерес к чужой жизни. Во-вторых, постоянно сравнивает себя и других. В-третьих, сопровождает это комментариями, подчеркивающими незаслуженность или незаконность денег, статуса или других благ другого: «Вот повезло! », «Ты смотри, а в школе-то троечником был! », «Да-а-а, блат — это наше все! », «Умеют же люди так удачно пристроиться! ». Если есть все три признака, да еще после общения с таким человеком вы ощущаете внутренний дискомфорт, будьте уверены — вы столкнулись с завистью.

Зависть, кстати, нередко маскируют под шутки и фамильярность. Если вы сообщаете, что получили премию или новую должность или купили дачу, свидетели вашего успеха не преминут сказать: «А как насчет проставиться? ». Такими репликами авторы подчеркивают, что претендуют на часть не своих достижений, а значит, их обладатель, выходит, не очень-то их и достоин.

«Вы уж простите, что я так продвинулся…» Как правильно вести себя с завистником

Зависть также может сигнализировать о себе тяжкими вздохами и скорбным выражением лица в ответ на сообщение о чьем-то успехе: «А мы тут с копейки на копейку перебиваемся» , «А я уже двадцать лет на одной и той же должности, кто ж оценит эту пахоту! », «Эх, моим-то детям такого добра не видать! ».

Интересно, что некоторые успешные люди в ответ на подобные замечания… начинают оправдываться: «Да я ведь столько ночей не спал, чтобы завершить проект! », «Ребята, эти деньги, за которые купил машину, достались мне в наследство от умершей матери! «…

— Так человек, впервые вкусивший успеха, легко попадает завистникам на крючок, — констатирует психолог. — Приобретение, награда должны сопровождаться чувством гордости и радости. Вина — знак аутоагрессии, разрушающее чувство человека, который недостаточно любит себя и зависит от оценок окружающих. Выходит, вы виноваты, что чего-то добились? Так может, еще и прощения надо попросить за то, что жизнь удалась?

Некоторые успешные люди, сталкиваясь с проявлениями зависти, включают защитный механизм и начинают скрывать любые свои достижения. Увы, полная закрытость — тупиковый путь, считает психолог: постоянный контроль за своими словами и степенью осведомленности недоброжелателей, неразделенные положительные эмоции не позволят ощутить полноценной радости бытия. Делиться эмоциями, сопровождающими успех, надо обязательно, но только с теми, кто уже прошел проверку чужим успехом.

Игнорировать того, кто болезненно переживает ваши профессиональные, семейные или личностные подъемы, опасно. У некоторых людей зависть вырастает до уровня неврозов, когда эмоции настолько сильны и мучительны, что они уже не способны концентрироваться на собственных потребностях, полноценно общаться и работать. Таким людям становится немного легче, только когда они реализуют свое состояние в действие — «при случае» напомнят начальству, что коллега вчера опоздал, «отрекомендуют» как провальный талантливый доклад, насыплют стекла сопернице в туфли перед выступлением, выставят в соцсеть фото в неприглядном виде. Энергия завидующего направляется на многочасовые «пересуды» и «подножки», и чем больше, тем меньше ее остается на самого себя, на собственное развитие.

Лучший способ противостоять направленной на вас энергии зависти, считает психолог, — отвечать на нее благодарностью и позитивом. Как-никак, человек направляет на вас столько энергии — в виде внимания, мыслей, суждений. Их стараниями ваше имя у всех на устах. Не осуждайте: нелепо осуждать внутренне слабого человека, который не научился реализовать себя.

Но при этом психолог рекомендует максимально дистанцироваться от завистника или сократить с ним общение до минимума. А услышав намеки на получение «дивидендов» от участия в вашей судьбе, можно пошутить: «Вам деньгами выдать или натуральным продуктом? », «Я так полагаю, что без тебя бы я, наверное, ничего не смог добиться? Предлагаешь рассчитаться с тобой за помощь? », а еще лучше — напомнить о неотложном деле, которое завистнику нужно выполнить.

Что делать, если зависть «проросла» в вас самих

Если зависть не успевает пустить корни, ее называют белой. Черной, концентрированной, она становится, когда ее долго копят, взращивая до таких размеров, что она начинает человеком управлять.

«Поймав» в себе это чувство, первое, что нужно сделать, — не оценивать его как хорошее или плохое, а просто принять как указатель на пути развития. Зависть говорит о том, что какие-то ваши потребности остались нереализованными. Ответьте себе на вопрос: кому и чему я завидую? Подтянутой фигуре подруге? Удачному проекту коллеги? Его зарплате или способностям?

— Нередко выясняется, что хочется-то совсем не того, в чем был уверен раньше, общаясь с объектом зависти, — рассказывает Светлана Месникович. — Женщины часто завидуют стройности или красоте, а на самом деле им хочется мужского внимания или той уверенности, с которой худенькая и симпатичная подруга себя позиционирует.

В практике специалиста был такой случай. Одинокая молодая художница долго считала, что завидует своей подруге, потому что у нее есть муж и ребенок. После работы с психологом она с удивлением поняла, что пока не готова создавать семью. Ей хотелось иметь ощущение удовлетворения и радости, которым буквально светилась приятельница, когда вышла замуж и забеременела. Осознав, что это самое чувство появляется, когда она завершает свою очередную картину, девушка стала больше заниматься творчеством, добилась организации персональной выставки и в итоге очень довольна собой.

Психолог обращает внимание: определив, что вам действительно нужно, важно изменить вектор сравнения.

— Соизмеряйте свои достижения не с тем, кто вызвал зависть, а с самим собой вчерашним, — говорит Светлана Месникович. — В противном случае, пытаясь доказывать, что вы «не хуже», в вас укоренится подростковая привычка бесконечного и бессмысленного подражания. Один объект будет сменять другой, а вы — следовать ему, как запрограммированный механизм. И даже утерев нос сопернику, ощутив торжество победителя, быстро им пресытитесь, недовольство жизнью накроет с новой силой. Истинные-то потребности останутся неудовлетворенными.

Стоит ли признаваться в зависти

В некоторых психологических источниках можно встретить советы признаваться объекту своей зависти в том, что испытываете ее. Светлана Месникович такую идею не поддерживает и рекомендует лучше открыться психологу или близкому другу, которому доверяете:

— Говоря «в лоб» человеку, что вы ему завидуете, по сути, вы выражаете ему свою неприязнь, а это разрушает близость и доверие между вами, вызывает настороженность. Сегодня завидует, а завтра хату спалит (утрирую, конечно). А ведь того, кто сам признал в себе зависть, меньше всего стоит опасаться и сторониться. Потому что как только вы фиксируете, что завидуете, чувство теряет над вами свою власть. Вы начинаете управлять своим чувством.

Следующим шагом пусть станет попытка «переплавить» зависть в уважение и восхищение. Тому, кому вы позавидовали, можно сказать: «Здорово, что ты показал мне, к чему надо стремиться! », «Теперь я поняла, каким должен быть по-настоящему крутой бизнес-план! ». Признавая чужой успех и учась на нем, вы укрепляете добрые отношения с человеком.

А что насчет зависти в комментариях?

Те, кто изучает свой внутренний мир, убеждаются, что чувство зависти многокомпонентное: в нем кроется печаль, гнев, досада, обида, ревность, недовольство собой. Безусловно, для того чтобы увидеть и пережить все эти эмоции, требуется находить для себя, любимых, время побыть наедине. Но многим современным людям, которые все время спешат, не до самокопания.

— Вместо этого мы активно «сливаем» зависть в виртуальное пространство, — констатирует психолог. — Посмотрите, сколько людей «зависают» на интернет-ресурсах и в соцсетях, где строчат язвительные комментарии по поводу чужих успехов. Читаешь и только успеваешь констатировать умозаключения, свойственные зависти: хорошая зарплата и высокий статус — «Известно, кто «продвинул»!» Дает интервью — «высовывается», «хвастается»! Выиграл конкурс — «Да кто там в жюри такой несведущий! «

Но, может, это и хорошо — люди «выпускают пар»…

— В отдельных случаях: когда человек сильно разгневан, а тут как раз подняли болезненный для него вопрос в интернете, он сел за компьютер, написал пост и вернулся к обычным делам, — это действительно безопасный выход эмоции. Но когда зависть направляется на разные объекты и это повторяется снова и снова, всю силу чувств и мыслей человек выплескивает и рано или поздно опустошается. Кроме того, неосознанно культивируемая зависть может привести и к так называемым психосоматическим заболеваниям. У завистников часто страдает пищеварение, развивается язва желудка, страдает функция печени и почек.

У всех – разные коллективы на работе. Кому-то повезло трудиться среди хороших порядочных людей, где все настроены дружелюбно. А кто-то, к сожалению, попал в настоящий террариум, где процветает зависть, конкуренция, подлость и другие малоприятные явления. Но и тогда нужно выживать и работать дальше, ведь не всегда есть возможность уволиться и устроиться на новую работу. И совсем все плохо, если на фоне других вы выглядите слишком целеустремленной, настойчивой или талантливой. А если при всем этом еще ходите в любимчиках у начальства – берегитесь. Вас попросту могут съесть заживо. Но не впадайте в панику – всегда есть способы, как можно нейтрализовать завистливых коллег.

1.Клин клином

Вам завидуют по надуманным поводам? Тогда дайте им настоящий повод для зависти, но помните изречение Коко Шанель: «Кошку не волнует, что говорят о ней мыши». Подумайте: может, если вам завидуют так сильно, вы действительно лучше сослуживцев? И, соответственно, заслужили более высокую должность. Так что собирайте свой список достижений, новые гениальные идеи и идите прямиком к начальству с соответствующей просьбой.

2.Игнорируйте

Если о повышении пока что нельзя и мечтать, включите простой, но эффективный способ: игнорирование. Полное и абсолютное. Для этого, конечно, надо обладать некоторым мастерством и закалкой. Но помните: все, что нас не убивает, делает сильнее. И дальше выполняйте работу лучше всех, не забывая доносить позитивную информацию о своих трудовых подвигах до начальства раньше, чем ее исказят завистники.

3.Лидируйте

Если так уж вышло, что вы оказались в неоднозначной ситуации «любимчика шефа», попробуйте стать посредником между начальством и коллективом. Лоббируйте перед руководством не только свои интересы, но и просьбы коллег. Это может помочь заслужить роль «неформального лидера». А вы окажетесь в выгодной ситуации, когда не будете вызывать такой сильной зависти, ведь смогли угодить «и вашим, и нашим».

4.Постарайтесь подружиться с коллегами

Во-первых, будьте веселы и позитивны. Во-вторых – предлагайте всегда посильную помощь, как в коллективных делах, так и в личных. Если люди будут знать, что к вам можно обратиться с просьбой, и вы всегда выручите, что вы добрый и веселый человек, возможно, «черная» зависть превратится в «белую». То есть вам будут не завидовать, а говорить, что такой хороший человек достоин успеха в работе.

5.Отступление еще не проигрыш

Если ситуация совсем печальная, но увольняться не хочется, можно попробовать перевестись в другой отдел. Однако не следует рассказывать всем о причинах перевода. И постарайтесь проанализировать свое поведение, чтобы понять, чем вызвали зависть коллег в предыдущем коллективе. Возможно, вы слишком много хвастались и выставляли напоказ свои достижения? Тогда не повторяйте этих ошибок впредь и постарайтесь начать все «с чистого листа».

6.Конспирация

Если бороться с самим отношением коллег к вам не представляется возможным, сделайте так, чтобы они хотя бы не могли сделать вам «подлянку». Пусть никто точно не знает, над чем вы работаете, на каком вы этапе и т.д. Закрывайте кодами папки и файлы, ставьте сложный пароль на компьютере и блокируйте его, даже если отошли от рабочего места всего на минутку. И не болтайте о своей работе ни с кем из коллег.

7.Не жалуйтесь

Никогда не прибегайте к жалобам руководству. Этим вы только испортите дело. Ведь ябед нигде не любят, а руководству тоже не очень хочется решать проблемы в коллективе, даже если вы – невинная жертва. Также не опускайтесь до уровня завистливых коллег – их же методы, такие как подлость, сплетни и другая гадость – не для вас. Даже если вас окружает террариум, лучше смотреть с высоты на мелких гадов, которые копошатся у ваших ног, чем присоединяться к ним.

Вызывать у своих коллег по работе сильные чувства не всегда безопасно. Правда, служебные романы многие считают даже полезными, дескать, у вовлеченных в них сослуживцев производительность труда повышается. Но вот если кто-то из сослуживцев воспылал к вам черной завистью - неприятностей не оберешься. Впрочем, с завистниками можно бороться. Главное, знать как. "Тебе просто завидуют…", - эту фразу мы часто слышим от друзей и коллег, если они хотят нас успокоить. Вам неожиданно нагрубили? Значит, завидуют. Друг неделикатно сказал: «Мне бы твои проблемы…» Завидует. Коллега критиковал на совещании. И он туда же! Универсальный ответ, который ничего не объясняет, никому не помогает и не дает никакого эффекта кроме временного укрепления самооценки.

Завидовать по-взрослому - значит постоянно жить в сложной системе сравнения. Себя с другими. Других - с собой. При этом социальное окружение нас к такому сравнению активно подталкивает. Как можно ездить на метро, когда такой же менеджер из моего отдела ездит на машине? Я тружусь из последних сил, отказываю ребенку в новых фломастерах и, наконец-то, покупаю «десятку». Пару дней (недель, если повезет) я счастлива и весела. Но дело в том, что еще у одной девушки в нашем отделе - иномарка. Ей папа подарил. У меня такого папы нет, копить больше невозможно, и я начинаю ее тихо не любить. Потому что забываю важное психологическое правило: удовлетворить потребности полностью невозможно!

Более того - это опасно. Ведь наши потребности – мотиватор, импульс, который дает нам энергию двигаться, развиваться, зарабатывать деньги. Если у человека все есть, то остается одно - придумать такое желание, которое в принципе невыполнимо. Например: помочь всем нуждающимся, найти смысл жизни или что-то подобное - философское и высокое. Это удается не всем. Помните сериал «Богатые тоже плачут…» И действительно плачут. Еще как. Все потому, что красота не гарантирует счастье, богатство не равняется безопасности и даже любимый ребенок приносит не только радость, но и массу других эмоций.

Что со всем этим делать?

Давайте считать себя людьми «психологически продвинутыми» и бороться с отравляющим жизнь чувством зависти. Очень важно над ним сознательно работать и помнить следующее. Во-первых, мы все умрем. Вне зависимости от количества достижений, денег и автомобилей в гараже. Во-вторых, мы одинаково беззащитны перед фатумом. Любой человек может поскользнуться на банановой кожуре и стать инвалидом (тьфу-тьфу). Мы все в равном положении, если говорить о серьезных вещах. Как только удается «поймать» это ощущение, чувство зависти исчезает.

Завистники (не такие «продвинутые» люди как мы) действительно нападают и весьма часто. Существует три основных способа поведения в подобных ситуациях.

Маскировка

Применяя этот метод, нужно перестать демонстрировать свое благополучие и как можно чаще жаловаться. На все что угодно - на несложившуюся семейную жизнь, на неспособность освоить самые простые вещи... Для женщины особонно эффективен полный отказ от косметики и замена модной стрижки на прическу «прощай молодость». Возможно, в этом случае «разрыв» между ней и завидующей коллегой (с точки зрения последней) уменьшится и агрессия ослабнет. Минус в том, что "маскирующийся" будет чувствовать себя побежденным. Это часто влечет за собой подавленное состояние, потерю интереса к работе и другим жизненным радостям. Ведь нарушен важный психологический закон: насилие над своей личностью, как правило, имеет негативные последствия.
В общем, этот способ поведения стоит оставить на самый крайний случай. Его никогда не поздно применить.

Ну, тут понятно. Изо всех сил демонстрируем собственные успехи и достижения, наводим красоту, делимся с коллегами счастливыми моментами семейной жизни, показывает фотографии с Ямайки. Желаемый результат: оппонент начинает испытывать негативные эмоции такой силы, что его поведение становится неадекватным. Психологический закон: чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем труднее ему сохранять выбранную линию поведения. Если мы выводим противника из себя, наши шансы победить возрастают.

При этом жертва зависти (в данном варианте - нападающая сторона) должна вести себя сдержанно. Ее задача ждать, когда коллега совершит настоящую ошибку. Можно также сходить к начальству и намекнуть на то, что вас очень беспокоит поведение коллеги. Никаких обвинений и упреков. Только дружеская забота о товарище и делах компании, которым его непредсказуемость может нанести серьезный вред. Способ устранения завистника довольно трудный и грязный с этической стороны, однако, действует почти безотказно.

Равнодушие

Будем исходить из того, что все люди существуют на этом свете для чего-то созидательного. Может быть, завистники встречаются нам для того, чтобы научить терпимости или продемонстрировать окружающим, как можно заботиться о родителях. Вряд ли мы точно узнаем это об окружающих нас людях. Однако можно с уверенностью сказать, что позитив есть в каждом человеке.

Если мы идем по этому пути, то делаем два шага: первый - ищем позитив, второй - внутренне «отпускаем» этого человека. Ну, Бог с ним. Забыли. Дистанцируемся, и, главное, перестаем жить с ним одной жизнью. И тогда завистник больше не влияет на ваше душевное состояние. Вы ничего не обсуждаете ни с коллегами, ни с руководством. Больше того, когда с вами пытаются поговорить в стиле: «Ты посмотри, что она вытворила». Спокойно отвечайте: «Да ладно, со всеми бывает. Я уже привыкла». При этом внутри - полное равнодушие - не показное. Вам действительно все равно, потому что у вас своя внутренняя жизнь.

У этого способа есть еще один ценнейший эффект. Как только приходит равнодушие, как только мы «отсоединяемся» и забываем про агрессора, начинает действовать психологический закон: мы перестаем быть для нападающего привлекательной жертвой. Завистник перестает к нам приставать.

Если вы успешно шагаете по карьерной лестнице, у начальства вызываете приступы гордости за вас, то вам крупно не повезло. Независимо от того, заслуженные ли похвалы в вашу честь, сколько усилий вы прилагаете, чтобы быть на вершине, вам все равно будут завидовать ваши коллеги. А если вы еще и новичок, который упорно пробирается сквозь тернии ежедневной рабочей рутины к вершине своей карьеры, то косые взгляды старожилов будут заставлять вас спотыкаться, а сплетни девочек из бухгалтерии — краснеть. Давайте поговорим о том, как побороть зависть на работе.

Прежде всего, запомните одну истину – если вас прожигают завистливые взгляды коллег, то вы на верном пути. Если вам завидуют, значит, на то есть причина. Поэтому не расстраивайтесь. Расценивайте недоброжелательные взгляды коллег как комплимент вашим успехам.

С другой стороны, если у коллектива появились к вам «вопросы», если вы потеряли их дружбу по причине того, что стали более успешным, то готовьтесь к войне. Конечно, подставлять вас напрямую никто не будет. Но вот по-тихому «пакостить» любители найдутся.

Если вы захотите изменить ситуацию в свою пользу, то у вас есть только один выход – перестать работать. Возвращайтесь в толпу соратников, становитесь серой массой, прекратите проявлять инициативу и провоцировать начальство на комплименты в вашу сторону. Тогда все страсти улягутся, и завидовать будет нечему.

Вам не нравиться такой вариант развития событий? Тогда предлагаем вашему вниманию несколько советов о том, как научиться жить в коллективе завистников и получить от этого выгоду.

1. Старайтесь быть частью вашего коллектива, не выделяйте свои способности, не хвастайтесь, не создавайте впечатление, что вы выше других коллег на две головы. Поверьте, ваш начальник это знает и без навязчивой рекламы с вашей стороны.

2. Не реагируйте на подколы со стороны коллег, помните, что издевки вызваны вашими успехами.

3. Участвуйте в беседах с коллегами. Они должны знать, что вы обычный человек, у вас есть семья, хобби, увлечения. Вы так же натираете ноги неудобной обувью и ненавидите пробки. Не надо быть слишком откровенным, но и скрытным быть не стоит.

4. Будьте тактичны. Знайте, что с некоторыми людьми лучше не говорить на определенные темы. Например, не стоит рассказывать про шалости своего ребенка сотруднице бальзаковского возраста, у которой нет семьи. Или хвалить пирожки тещи в присутствии «вечно худеющих» коллег.

5. Не хвастайтесь успехами, лучше жалуйтесь на неудачи. Пусть ваши коллеги не знают, как у вас все хорошо. Если вы при этом будете рассказывать о том, что у вас непослушные дети (пусть это и неправда), злая свекровь и вообще, все не так шикарно, как кажется, то ваши коллеги порадуются вашим достижениям. И, правда, пусть хоть на работе у вас все получится!

6. Если у вас обострились отношения с кем-то из коллег, то следует вызвать его на откровенный разговор. Вот только проводить его лучше всего наедине, в спокойной обстановке. Спросите вашего оппонента, что именно его в вас раздражает, что заставляет идти на конфликт. Возможно, его откровенный ответ сможет направить вас в нужном направлении. Ведь нет никакой уверенности в том, что вы все делаете правильно.

7. Не забывайте делать комплименты своим соратникам по работе. Замечайте их достоинства, просите совета, интересуйтесь их мнением. Будьте дружелюбны.

8. Поддерживайте традиции коллектива. Если у вас заведено праздновать дни рождения вместе, то отмечайте важные события в кругу коллег. Угощайте их вкусненьким к чаю, пробуйте то, чем угощают вас.

9. Если все эти советы не имеют никакого действия на ваших коллег и вам продолжают завидовать, то ни в коем случае не сбавляйте обороты своей трудовой деятельности. Что же, вам не очень повезло с коллегами, но это не означает, что не повезло с работой. Продолжайте продвигаться по карьерной лестнице с мыслью о том, что вы сделали все возможное, чтобы наладить отношения в коллективе.

Вывзывать у своих коллег по работе сильные чувства не всегда безопасно. Правда, служебные романы многие считают даже полезными, дескать, у вовлеченных в них сослуживцев производительность труда повышается. Но вот если кто-то из сослуживцев воспылал к вам черной завистью - неприятностей не оберешься. Впрочем, с завистниками можно бороться. Главное, знать как. "Тебе просто завидуют…", - эту фразу мы часто слышим от друзей и коллег, если они хотят нас успокоить. Вам неожиданно нагрубили? Значит, завидуют. Друг неделикатно сказал: «Мне бы твои проблемы…» Завидует. Коллега критиковал на совещании. И он туда же! Универсальный ответ, который ничего не объясняет, никому не помогает и не дает никакого эффекта кроме временного укрепления самооценки.

Завидовать по-взрослому - значит постоянно жить в сложной системе сравнения. Себя с другими. Других - с собой. При этом социальное окружение нас к такому сравнению активно подталкивает. Как можно ездить на метро, когда такой же менеджер из моего отдела ездит на машине? Я тружусь из последних сил, отказываю ребенку в новых фломастерах и, наконец-то, покупаю «десятку». Пару дней (недель, если повезет) я счастлива и весела. Но дело в том, что еще у одной девушки в нашем отделе - иномарка. Ей папа подарил. У меня такого папы нет, копить больше невозможно, и я начинаю ее тихо не любить. Потому что забываю важное психологическое правило: удовлетворить потребности полностью невозможно!

Более того - это опасно. Ведь наши потребности – мотиватор, импульс, который дает нам энергию двигаться, развиваться, зарабатывать деньги. Если у человека все есть, то остается одно - придумать такое желание, которое в принципе невыполнимо. Например: помочь всем нуждающимся, найти смысл жизни или что-то подобное - философское и высокое. Это удается не всем. Помните сериал «Богатые тоже плачут…» И действительно плачут. Еще как. Все потому, что красота не гарантирует счастье, богатство не равняется безопасности и даже любимый ребенок приносит не только радость, но и массу других эмоций.

Что со всем этим делать?

Давайте считать себя людьми «психологически продвинутыми» и бороться с отравляющим жизнь чувством зависти. Очень важно над ним сознательно работать и помнить следующее. Во-первых, мы все умрем. Вне зависимости от количества достижений, денег и автомобилей в гараже. Во-вторых, мы одинаково беззащитны перед фатумом. Любой человек может поскользнуться на банановой кожуре и стать инвалидом (тьфу-тьфу). Мы все в равном положении, если говорить о серьезных вещах. Как только удается «поймать» это ощущение, чувство зависти исчезает.

Завистники (не такие «продвинутые» люди как мы) действительно нападают и весьма часто. Существует три основных способа поведения в подобных ситуациях.

Маскировка

Применяя этот метод, нужно перестать демонстрировать свое благополучие и как можно чаще жаловаться. На все что угодно - на несложившуюся семейную жизнь, на неспособность освоить самые простые вещи... Для женщины особонно эффективен полный отказ от косметики и замена модной стрижки на прическу «прощай молодость». Возможно, в этом случае «разрыв» между ней и завидующей коллегой (с точки зрения последней) уменьшится и агрессия ослабнет. Минус в том, что "маскирующийся" будет чувствовать себя побежденным. Это часто влечет за собой подавленное состояние, потерю интереса к работе и другим жизненным радостям. Ведь нарушен важный психологический закон: насилие над своей личностью, как правило, имеет негативные последствия.

В общем, этот способ поведения стоит оставить на самый крайний случай. Его никогда не поздно применить.

Война

Ну, тут понятно. Изо всех сил демонстрируем собственные успехи и достижения, наводим красоту, делимся с коллегами счастливыми моментами семейной жизни, показывает фотографии с Ямайки. Желаемый результат: оппонент начинает испытывать негативные эмоции такой силы, что его поведение становится неадекватным. Психологический закон: чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем труднее ему сохранять выбранную линию поведения. Если мы выводим противника из себя, наши шансы победить возрастают.

При этом жертва зависти (в данном варианте - нападающая сторона) должна вести себя сдержанно. Ее задача ждать, когда коллега совершит настоящую ошибку. Можно также сходить к начальству и намекнуть на то, что вас очень беспокоит поведение коллеги. Никаких обвинений и упреков. Только дружеская забота о товарище и делах компании, которым его непредсказуемость может нанести серьезный вред.

Способ устранения завистника довольно трудный и грязный с этической стороны, однако, действует почти безотказно.

Равнодушие

Будем исходить из того, что все люди существуют на этом свете для чего-то созидательного. Может быть, завистинки встречаются нам для того, чтобы научить терпимости или продемонстрировать окружающим, как можно заботиться о родителях. Вряд ли мы точно узнаем это об окружающих нас людях. Однако можно с уверенностью сказать, что позитив есть в каждом человеке.

Если мы идем по этому пути, то делаем два шага: первый - ищем позитив, второй - внутренне «отпускаем» этого человека. Ну, Бог с ним. Забыли. Дистанцируемся, и, главное, перестаем жить с ним одной жизнью. И тогда завистник больше не влияет на ваше душевное состояние. Вы ничего не обсуждаете ни с коллегами, ни с руководством. Больше того, когда с вами пытаются поговорить в стиле: «Ты посмотри, что она вытворила». Спокойно отвечайте: «Да ладно, со всеми бывает. Я уже привыкла». При этом внутри - полное равнодушие - не показное. Вам действительно все равно, потому что у вас своя внутренняя жизнь.

У этого способа есть еще один ценнейший эффект. Как только приходит равнодушие, как только мы «отсоединяемся» и забываем про агрессора, начинает действовать психологический закон: мы перестаем быть для нападающего привлекательной жертвой. Завистник перестает к нам приставать.

По материалам "Элитного персонала"