Как возродить деревню с чего начать. Как челябинский фермер возрождает село, приглашая к себе агротуристов со всей россии

Три года назад 40-летний предприниматель из Челябинска переехал с женой и тремя детьми на окраину Катав-Ивановского района в деревню Серпиевка. Здесь он построил два дома. Один себе, а другой - гостям. Теперь предлагает агротуристам кров и натуральную еду, а взамен просит потрудиться на благо своего хозяйства и всего села. Александр Машковский рассказал как возродить русскую глубинку, и какие плюсы он видит в деревенской жизни.

Александр, почему вы уехали из мегаполиса?

Думали о жизни подальше от города 11 лет, но все никак место не могли найти, которое было бы по душе. Правда, сначала хотели просто дачу купить, чтобы дети все лето проводили на природе. Когда жена была беременна третьим, у нее обнаружили опухоль головного мозга. Слава Богу, врачам удалось ее прооперировать и спасти, родилась дочка. Тогда-то мы и решили окончательно - нужно переезжать. Искали поселок в радиусе 150 км от города. А потом в Серпиевку, что в 300 км находится, приехали, и она нас зацепила.

Чем привлекла вас эта деревня?

Здесь невероятная мощная энергетика. Красивая природа, тайга, рядом речка чистая, родники бьют. А воздух какой! Утром встаешь: зимой пахнет, потому что воздух свежий. Место нам безумно нравится. С ужасом вспоминаю теперь жизнь в серой девятиэтажке.

Как отнеслись родственники и друзья к вашему переезду?

До последнего никто не верил в эту затею, говорили, что мы ерундой занимаемся. А когда мы выписали старших детей из городской школы и перевели в сельскую, то уже поняли, что все серьезно. Уже смирились. Когда я впервые сюда жену привез с дочкой маленькой, немного испугался. Была зима, на улице ни одного фонаря. Думаю: «Что я делаю? Куда их привез?». Но потом страх переборол и все получилось.

Жизнь в деревне пошла на пользу жене и детям?

Безусловно, им нравится очень. Помимо того, что болеть стали реже, я заметил, дети стали совершенно другими. Они спокойные, общаются постоянно с животными. Играют на улице целый день, мы даже не переживаем за них - здесь машин нет. Могут пойти посидеть спокойно в беседке, что-то помастерить. Беру их с собой на рыбалку. Там целый мир, который они изучают. Зимой на снегоходах в тайгу уезжаем.

К чему вы были готовы, а к чему нет, когда приехали на новое место?

Готовы были к тому, что нам будут не рады. Потому что местное население не знает, чего от нас ждать. Что будут проблемы с электричеством, которое периодически отключают, напряжение низкое. Что там будет печное отопление, газа нет, что дороги никто не почистит зимой. В принципе, были готовы ко всему и особых проблем и не ждали, если честно.

И как местное население вас приняло?

Поначалу холодно. Мы ведь многих местных законов не знали. Например, что костры нельзя жечь, нас за это даже отругали. Мне объяснили, что кругом лес и сильные ветры бывают, все может сгореть. Потом когда забор ставил, он вышел на полметра дальше. Серьезный разговор по этому поводу был с председателем. Некоторые горожане приезжают и начинают воевать. Я понял, что нужно со всеми дружить, и сейчас ко мне претензий особых нет. А когда стал приглашать туристов, предлагая взамен сделать добро для деревни, местным это очень понравилось.

Почему вы решили открыть гостевой дом?

Мы купили домик для себя под «материнский капитал». Стали его ремонтировать, и до сих пор это делаем. К слову, я сделал вывод, что лучше с нуля строить, чем старый дом брать, потому что платишь потом в 2,5 раза больше. Когда мы с женой познакомились поближе с этими местами, то узнали, что есть пещеры, вершины, которые люди активно посещают. И поняли, что туристам негде остановиться. Рискнули. До этого занимались разными видами бизнеса. В последний раз так обанкротились, что приставы за долги все имущество описали.

Я восстановил заброшенное колхозное здание и сделал из него гостиницу. Вложений было по минимуму. Мебель - из обычных досок, мастера из Усть-Катава сделали на совесть, красиво и недорого. Обстановку сами придумывали с женой. Стали приглашать гостей, запустили сайт, народ откликнулся со всей России, из Казахстана приезжали. У нас побывало уже более 100 человек. Теперь даже хотим построить небольшие домики для семейного отдыха. В первый же год мы вышли на самоокупаемость по продуктам. Так постепенно все переросло в перспективный бизнес-проект.

Что вы предлагаете своим постояльцам?

Гости отдыхают на рыбалке, ходят в лес, в походы, на речку, в баню. В наших краях - больше сотни подземных гротов и около 15 пещер. Самая известная из них - это Игнатьевская, где когда-то жил старец Игнат. На стене там - нерукотворный лик Богородицы и древние рисунки людей. Местный краевед проводит здесь интересные экскурсии. Также у нас в поселке есть дом разведчика. По словам старожилов, однажды сюда приехали люди на черных «воронках» и привезли человека. Ему у реки построили дом. Потом за ним время от времени приезжала машина, которая увозила его, видимо, по делам. Он вскоре умер, а дом по-прежнему стоит. Хотим сделать из него достопримечательность.

У нас можно как хорошо отдохнуть, так и потрудиться. Я устраиваю акции «Живи бесплатно - взамен работай». Люди выполняют общественно полезные работы. Убирают улицы, подстригают траву на детских площадках, дрова помогают заготавливать. Вот у нас бригада сформировалась из городских добровольцев, которая на сенокос отправится. Даже не думали, что так много желающих будет. Ну, и мне помогают по хозяйству и со стройкой.

Хозяйство большое?

Пока нет. У нас есть куры, три нубийские и альпийские козочки. Они необычные и интересны туристам. Собака породы хаски. Мы сейчас хотим развить племенное хозяйство породистых африканских коз. Собирать ценное молоко и делать сыры. В следующем году буду строить небольшой перерабатывающий цех и коптильню на 450 кг.

До того, как столкнулись с раком, нам все равно было - что едим. Потом стали с супругой задумываться, что мы творим с собой. Раньше не думал, что в деревне можно не только без денег жить, но еще и зарабатывать.

Так, от продажи молока только с одной козы я получаю 10 тыс. рублей. Люди охотно его покупают, оно полезное и вкусное. Я подумал, если одна коза дает столько, то 10 коз смогут давать в месяц 100 тыс. рублей, а 100 коз - миллион. Уже начал строить козлятник на 50 коз. Постепенно привлекаю к бизнесу и местных. Раньше свое молоко и сыр возил в город на продажу, а сейчас уже и продукцию односельчан прихватываю. Уже подумываю в свой «пикап» холодильник поставить, чтобы как можно больше привозить.

Сейчас многие уезжают из сел, чтобы заработать…

Да, в советские времена в Серпиевке жили 2,5 тыс. человек. Сейчас осталось 250. Такая ситуация во многих поселках страны, они медленно вымирают. Проблема в том, что не хватает людей с предпринимательской жилкой, которые смогли бы села эти поднять. Местное же население не хочет работать. Элементарный пример, говорю, собирайте ягоды и продавайте. А они мне: «Да зачем это надо, жарко, мошкара ест».

Также не смог найти управляющего к себе в гостиницу из местных. Пришлось нанимать человека из соседнего города, который за 60 км ездит. Селян привлекаю за деньги дрова поколоть, сено привезти, но на большее пока никто не способен. Ответственных нет, расшевелить сложно. А ведь возможностей заработать немало. Местные ходят и не замечают траву иван-чай. А он во времена царской России занимал четвертое место среди сырья по экспорту. Его очень англичане любили, но он растет только в средних широтах. Пожалуйста, выращивай, сортируй, перерабатывай, продавай.

В чем вы видите будущее села?

В возрождении традиций. В следующем году при поддержке администрации я планирую провести Серпиевский фестиваль народных напитков и еды. Эта идея возникла после того, как я побывал в Германии на Октоберфесте. Там немцы за свои традиции горой стоят. Весь мир собирают, доказывают, что пиво у них самое лучшее. А мы чем хуже? Нам тоже есть чем похвастаться: хлеб из русской печки вкусный, медовуха и квас. А огурцы маринованные из дубовой бочки? Где за границей такие встретишь? Будем привлекать в село людей едой и напитками, доказывать, что это было и не потеряно. Чтобы возродить деревню, нужны люди, которые готовы вкладывать сюда деньги и душу. Я мечтаю это сделать, приехал сюда не за большими деньгами. Как патриот своей родины я хочу, чтобы в ней все было хорошо.

Ассоль Мукарова, Челябинск

ПРОЕКТЫ В РЕГИОНАХ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЕРЕВНИ

Основную ставку нужно делать на возрождение крестьянских (фермерских) хозяйств. На восстановление местной (муниципальной) власти.
Нужно использовать опыт крестьянских хозяйств и власти на местах - земств.

Нужно востанавливать экономическую модель в регионах, .

Нужно возвращать налоги из центра на места и целенаправленно(региональные и федеральные инвестиционные программы) вкладывать в экономику села.
Отчисление налогов по месту расположения производства , а не расположению офиса или юридического адреса..

Восстановление деревень(инфроструктуры, формы собственности, крестьянского самоуправления- мира)

Восстанавливать справедливость - возращать землю, скот, орудия производства потомкам ограбленных и уничтоженных большевиками.

Нужно возращать землю жителям деревень и сёл, у них-то побольше будет прав возврата земель и опыта работы на ней. Возврат(наращивание) земель и имущества жителям деревень, отнятых Н. Хрущёвым от личных хозяйств.

Пора возрождать территории общинных(муниципальных) земель для решения задач для жителей всей деревни: земли для выпаса скота, лесные угодья для сбора грибов, ягод, охоты, и обеспечения топливом или безплотинная миниГЭС на соседней речке (земля под общественные(муниципальные) предприятия).
Возвращение в муниципальную(общественную) собственность земель регионального и федерального значения для обеспечения основных нужд(земли отнятые большевиками у людей, у деревень).

Проекты на деревне. Увеличение объёмов и обрабатываемых территорий крестьянскими хозяйствами

Выделение, перераспределение ресурсов из региональных и федеральных фондов в муниципальные (финансы, земли, оборудование и скот) для показывающих положительную динамику деревень и регионов.
Внедрение успешных экономических схем и проектов на деревне.
Формирование ( , финансовый(паевые безпроцентые фонды), закупочный) для личных хозяйств и крестьянских.

Также формирование успешных форм социально ориентированных муниципальных предприятий(энергостанции, ресурсное предприятие(по самому распространённому местному ресурсу).
Помощь в обучении и формировании местных кадров.

Создание информационно-инвестиционных центров развития на деревне

Такие центры можно сформировать на базе новых деревенских информационно-общинных клубов(центров). .
Такие центры(обеспечение засчёт деревни-земства), прежде всего, будут включать в себя:
- доступ к интернету;
- помещение для встреч, мероприятий, обучения;
- информационные доски с новостями, предложениями и проектами.

Кадры. Крестьянские хозяйства и личные хозяйства

Человеческий потенциал, прежде всего нужно искать на земле, т.е. среди тех кто умеет и трудится на земле (крестьянства, личные хозяйства, дачи).

Прежде всего нужно определиться с теми кто хочет и теми кто может прокормить себя на земле.
По-этому желающих нужно разделить на тех кто будет жить там постоянно и те кто будет приезжать отдохнуть, поработать на земле.

Первая категория это деревенские жители, работающие на ближайших предприятиях, и живущие засчёт в т.ч. личного хозяйства. Также это те, кто имеет опыт жизни в сельской местности и готов переехать, если будет возможность прокормить себя на земле.

Вторая категория это дачники, также имеющие дома с земельным наделом и приезжающие на места для отдыха и выращивания овощей, плодово-ягодных культур. Из второй группу возможен переход во вторую группу при благоприятных условиях.

Опору для развития деревни нужно делать на первую категорию.

Существует также немногочисленная категория фермеров , труженников фермерских хозяйств(крестьянское хозяйство). Они могут выступать как пример эффективного проекта, делиться опытом.

Все желающие переселится постоянно на землю должны попробывать себя в 1-ой категории: подержать личное хозяйство(куры, овцы, кролики, козы и др.) или поработать в саду, огороде. Посмотреть, потянут они 10-12 часовой рабочий день на селе.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Нужно учесть негативный опыт прошлого. Те патологические изменения во власти, трагические страницы истории, которые повлияли на деревню и страну в целом.
Здесь 2 основных пласта: и захват голландцами с Московского царства.
Большевики с их уничтожением крестьянства и загон оставшихся в крепостные (в колхозы).
Создание репрессивного сверхцентрализационного государства с развитой системой наказания непокорных. Отсчёт здесь можно начинать от февральской и ноябрьской революций. -большевисткий проект управлялся из Англии, где располагаются хозяева колонизационной Ост-Индийской компании, до этого Генуэзской республики (Голландия и Англия, Крым до этого были колониями этой торговой корпорации).

Это захват Московского царства лжецарём Петром 1, перенесение столицы на балтийский берег в варяжский(балтийские славяне) город . Инфицирование произошло Генуэзской республикой из Голландии, которая посадила на трон Московии своего человека.
В дальнейшем Генуэзцы перебрались в Англию, переименов свою организацию в Ост-Индскую. Флаг, символику, устав они сохранили, над Англией сейчас развивается их флаг. Осуществив проект Великой Британской империи, захватив более половины земного шара.
Сейчас хозяева этого проекта перебрались в Европу, воссоздают Священную Римскую империю в виде Евросоюза.

Реформа власти. Децентрализация

По-этому, следует реформировать систему власти. Нынешняя колонизационная структура неповоротлива и удобна лишь для выкачивания средств из регионов. Нужно возвращать права распределяться своими ресурсами в регионы и на муниципальный уровень.
За модель можно взять (варяжскую) с её грамотным распределением финансовых и информационных потоков.
Это возрождение и укрепление муниципальной(земской) и региональной власти. Это снижение уровней управления во власти, расширение горизонтальных связей.

Постепенное сведение части текущей федеральной власти к реализации проектов, выбора представителей власти только на время работы проекта, а затем возвращение их в региональную власть.

Согласно переписи населения 2009 года, в 6% белорусских деревень не живет ни души. Чаще всего такие деревни встречаются в Витебской и Гомельской областях. В 72% населенных пунктов в сельской местности проживает меньше чем по 100 человек. Крупные села с населением свыше 5 тысяч человек для Беларуси – редкость. Их всего 10, в них проживает около 80 тысяч человек.

Умирающую белорусскую деревню могут ждать различные сценарии. Мы насчитали пять вариантов:

5. Деревня , старые дома привлекают внимание асоциалов.

Ярким примером сценария № 1 являются Десятины. Дочь последней жительницы села Жанна Кривошеева рассказывает о своей деревне как настоящий рекламный агент. "Полтора километра до одной деревни, полтора – до другой. Магазин недалеко, при этом есть возможность оставаться в спокойствии, уединении и комфорте! Здесь нет леса, нет речки, соответственно, нет комаров" . С тех пор как соседей у матери не осталось, Жанна и ее сестра Людмила не перестают думать о том, как вернуть сюда жителей.

Весной сестры Кривошеевы обратились в сельсовет, чтобы узнать, кому принадлежат заброшенные дома. Через телефонные справочники нашли хозяев и обсудили с ними вариант продажи ненужной собственности заинтересованным дачникам. Благодаря усилиям сестер, в двух ранее заброшенных домах по выходным теперь горит свет – горожане отдыхают в деревне от шума. Но целиком заселить деревню пока не получилось.

Семья Кривошеевых устраивает для нас экскурсию по деревне, чтобы показать, как здесь постепенно затухала жизнь и как появилась снова.


"Дом был сделан с любовью, и нам очень хотелось, чтобы он ожил"

Крайний дом на въезде в Десятины еще полгода назад был больше похож на развалины. По словам Жанны Кривошеевой, в нем не было ни окон, ни дверей, только ветхие стены. Когда-то здесь жила семейная пара, которая удивляла своим трепетным отношением друг к другу всю деревню. "Она умерла первая, он затосковал, повернулся к печке, ни на кого не реагировал и через 9 дней умер. Как говорили, от тоски. Вот такая маленькая история жизни и смерти. Этот дом был сделан с любовью, и нам очень хотелось, чтобы он ожил".

Сестрам удалось разыскать лишь внучку умерших собственников, и ей этот дом оказался совершенно не нужен. По документам он и вовсе оказался ничей, право наследования было давно утеряно. В итоге сельсовет разрешил потенциальным покупателям оформить в аренду участок на 99 лет. Желающие нашлись через объявление, которое Кривошеевы оставили в интернете.

Жители Бобруйска – грузин Каха и его жена Валентина Априашвили – давно искали себе дачу. За оформление участка в общей сложности они заплатили около 3 млн рублей. Оставалось решить, что делать со старым домом. Комиссия из Могилева высказалась за снос. Априашвили решили его возрождать, причем своими силами.


Вложений дом требует немало, но в семье никуда не торопятся. Первое время, когда приезжали работать, ночевали у пенсионерки Галины Кривошеевой, которая очень обрадовалась, что наконец ей будет с кем перекинуться словом

– Вас не испугало, что здесь живет всего один человек? – спрашиваем.

– Перед тем как приехать смотреть участок, мы глянули в навигатор. Там было написано, что 120 человек живет, а оказалось – всего один! – до сих пор не перестает удивляться Каха, он говорит с характерным грузинским акцентом. По его словам, в Грузии нет заброшенных деревень, и ему непонятно, как можно запустить свой дом и свой двор, даже после смерти родителей.

– Мы, если честно, как раз такое место и искали, чтобы было тихо и спокойно, – поддерживает мужа Валентина, она работает на "Белшине", а Каха – водителем на "Белметалле". – Работы у нас шумные, возраст уже приличный, поэтому хочется приехать и именно расслабиться, отдохнуть. Потом, может, и переедем навсегда. Единственное, что немного смущает, – это плохая дорога. Ну и света не хватает – улица темная. Только благодаря Николаевне видно, что кто-то здесь есть.


Иногда проще построить новый дом, чем восстановить старый

Напротив дома семьи Априашвили – его бледная копия. Здесь жила семья рабочих колхоза: после смерти родителей наследники продали этот дом без документов. Покупатели о нем забыли – их здесь давно никто не видел. Разыскать их сестрам Кривошеевым не удалось.


Женщины обратились в сельсовет с просьбой, чтобы дом признали бесхозным и продали тем, кому он действительно нужен. В сельсовете объяснили, что смысла в этом нет: по государственным коэффициентам бесхозный дом станет настолько дорогим, что его не потянет ни один покупатель. Гораздо проще снести "развалину" и на ее месте построить новую. Рассказывая об этом, Людмила едва сдерживает слезы. Она очень боится, что если все заброшенные дома начнут сносить, их деревня превратится в колхозное поле.

– Наш покойный отец часто говорил об этой деревне: "Дети, это райский уголок, когда вам будет тяжело, вы будете приезжать именно сюда, вспоминать меня и мать". Когда мы были молоды, мы об этом не думали, были слишком загружены, приезжали только тогда, когда было удобно приехать. Но с возрастом начинаешь понимать, что под этими вековыми липами – твои корни, твой покой, твоя духовная радость. И я не могу допустить, чтобы здесь было поле, которое меня съест.

К заброшенным участкам проявляют интерес россияне

Говоря об исчезнувших домах, Людмила имеет в виду всю следующую половину деревни, где на участках либо остались следы фундамента, либо вообще ничего не рассмотреть – сплошной бурьян. Один дом целиком перевезли в соседнюю, более крупную деревню. Еще один сгорел вместе с известным на весь район математиком. Следующие два продали под снос – дома пошли на дрова и на баню.

На освободившихся участках вполне могли бы построиться желающие, рассуждают сестры Кривошеевы. Они оставляли и такие объявления – о возможности аренды земли. Говорят, что интерес к деревне проявляли россияне, но их приходу в Десятины женщины сами будут не рады. Боятся увеселительных мероприятий и шума.


Дом напротив Галины Кривошеевой с единственным на всю деревню колодцем - по документам ничей. Но у него недавно объявился хозяин – сын умершего здесь алкоголика. У него нет ни света, ни электричества, потому что дом ни на кого не оформлен. Приезжает очень редко. Участок выглядит заброшенным, хотя хозяин вроде бы есть, поэтому привлечь покупателей семья не может.

– Здесь очень красивый сад – вековые липы, а он их начал рубить. Я пришла и говорю: вот что ты делаешь? Давай просто обрубим ветки. Он ответил, что это его территория, даже шагу сюда не ступай.


Продали под снос за деньги, которые предлагали дачники

Еще один соседский дом пенсионерке принес также немало слез. Дети умерших родителей продали его под снос, несмотря на то что сестры Кривошеевы приводили покупателей, готовых взяться за его восстановление.

– Но они, конечно, при нас такие цифры называли, совершенно нереальные. В итоге продали под снос за ту цену, за которую были готовы реально брать покупатели. Шикарный дом с хорошим виноградником, со скважиной, с баней, с водой. А живут рядом, в агрогородке, в коттедже… Я, если честно, этого не понимаю. Агрогородки, на мой взгляд, совершенно безликие, холодные, бездушные. Это однотипная деревня, там нет колорита, там нет Беларуси.


– Эх, если бы вы приехали сюда весной, когда цветут липы! Это что-то необыкновенно прекрасное. Нигде так не поют соловьи, как поют здесь! Мои друзья говорят, что здесь просто вся деревня гудит от соловьиных трелей все, вот это такое ощущение хора, – восторженно описывает Десятины Людмила.

"Зайцы бегают, косули, конечно, мне здесь нравится"

В самом конце деревни, почти на хуторе, старый дом отстраивает дачник из Бобруйска по имени Денис. На вид ему лет 40-45. Он отказывается фотографироваться, но с удовольствием демонстрирует плоды своих трудов: обновленный фасад дома, оригинальную беседку, цветочные клумбы. Найти толкового хозяина в этом дом оказалось просто. Жанна Кривошеева разыскала наследницу и поинтересовалась, какие у нее планы на дом. Продать недвижимость та была не против, но не знала, как это сделать.


Сестры Кривошеевы сами сделали фотографии, вывесили объявление и помогли найти покупателя. В итоге дом был продан за полторы тысячи долларов – за такие же деньги его можно было продать под снос. Новоиспеченный житель Десятин очень доволен своим приобретением.

– Зайцы бегают, косули, конечно, мне здесь нравится. Здесь нет движения, ни машин, ничего, я отдыхаю, я вообще на окраине, одиночка. Чтобы почистили колодец, нанимал людей. Дом восстанавливаю сам. Материал, конечно, дорого стоит, но терпимо.

– Вы знаете, молодежи здесь жить, конечно, нереально, – подхватывает Людмила. – Но для людей в возрасте, которым надоедает город, которые уходят на пенсию, это отличный вариант!


Если задаться целью, купить домик в заброшенной деревне несложно. Жанна и Людмила Кривошеевы советуют:

1. Найти подходящий вариант и через сельсовет узнать, кто является хозяином дома, договориться с ним о покупке напрямую. Как правило, речь идет о небольших суммах. В случае с Десятинами – дома стоят в пределах 1,5-2 тысяч долларов.

2. Если у дома нет хозяина, обратиться в сельсовет, чтобы признать жилье бесхозным с правом его последующего выкупа. Вариант не всегда выгодный, но один из возможных. Объявления о продаже бесхозных домов можно найти на сайте некоторых райисполкомов.

3. Кроме того, можно взять участок земли в аренду и на его месте построить новый дом, тем самым положив начало возрождению деревни с нуля.


Деревня целиком за 1 базовую величину – реальность или выдумка?

Самые смелые могут купить заброшенную деревню целиком – такое предложение в 2012 году высказал заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга. Его идея заключалась в том, чтобы продавать заинтересованным людям пустующие деревни целиком под туристические цели. Цена вопроса называлась символическая – всего одна базовая величина за целую деревню (в 2012 году – 100 тыс. рублей, или 12 долларов).

О сделках за такие смешные деньги председатель правления Белорусского общественного объединения "Отдых в деревне" Валерия Клицунова не слышала. Но примеры возрождения целых деревень усилиями отдельных энтузиастов ей известны. Один из самых ярких проектов в этом направлении – деревня "Белые луга" в Кореличском районе Гродненской области.

– Отец с дочерью купили заброшенную деревню из 8 домов (напрямую от собственников. – TUT.BY), еще 7 заброшенных домов купили в округе и перевезли. Сейчас получилась очень красивая деревня, состоящая из аутентичных домов. Там построили большую корчму, организовывают фермерское хозяйство, в общем, будет настоящая туристическая деревня.




Еще один пример – усадьба "Веселая хата " в Копыльском районе Минской области. Владелец Андрей Крук купил несколько домов в округе и сделал усадьбу, которая пользуется популярностью. Увидел перспективу расширяться дальше и возрождать деревню. Жители, оставшиеся в деревне, ему помогают.

По мнению Валерии Клицуновой, это скорее проекты по возрождению деревни, нежели бизнес. Этим делом занимаются, как правило, небедные люди, которые хотят самореализации. Эксперт подчеркивает, что купить деревню целиком – головная боль, для этого нужно найти всех хозяев, суметь их заинтересовать. Этого надо очень захотеть. Пока инициатива исходит только от частников.

– Есть интерес и со стороны российского капитала, например, в Видзах российский инвестор восстановить старую усадьбу, а также выкупить дома у старых жителей и привлекать их к возрождению села.

Могут ли малоимущие получить пустующие дома бесплатно?

В некоторых случаях заброшенные дома можно получить даром. В Витебской области весной этого года нуждающимся – многодетным и малоимущим семьям – предложили выбрать пустующее жилье в деревнях Городокского района . Так чиновники намеревались к "Дожинкам" разобраться с бесхозным и заброшенным жильем. Как рассказала TUT.BY главный специалист отдела экономики Городокского райисполкома Татьяна Гусакова , эксперимент не удался. Нуждающиеся с решением поселиться в заброшенных домах в райисполком не обращались. При этом, как оказалось, лично малоимущим гражданам предложение никто не озвучил: "У нас висело объявление на сайте" .

Зато реанимировать старое жилье были готовы дачники, но всем им было отказано. "Это жилье строилось за кредиты хозяйственные, и как же мы можем отдать им бесплатно все это под дачу? Это государственная собственность" . Продать пустующее жилье за небольшие деньги заинтересованным людям, по словам специалиста, тоже не вариант. "Они стоят с определенной стоимостью на балансе. Это решение не нашем уровне должно приниматься". В итоге дома до сих пор пустуют.

Снести деревню, чтобы отдать землю в сельхозоборот

Однако самой популярной мерой по отношению к ветхому жилью в белорусской деревне остается его снос. В феврале 2012 года был принят каз президента № 100 "О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности". Под пустующими понимаются дома, в которых на протяжении последних трех лет хозяева непрерывно проживают менее одного месяца в календарном году. Ветхие дома, согласно указу, "содержатся бесхозяйственно", их хозяева в течение последнего года не проживают в них и не занимаются их восстановлением.


С согласия собственника сельсовет может снести эти дома. Если согласия собственника нет, то ветхие дома подлежат принудительному выкупу исполкомом через суд.

Таким образом, "зачистка", о которой говорили сестры Кривошеевы, действительно, вполне реальна. К примеру, в Гомельской области в июле этого года пообещали снести 5,5 тысяч заброшенных домов и вовлечь освободившуюся землю в сельскохозяйственный оборот.

Оставлять деревню тихо умирать своей смертью - тоже не вариант, считают сестры Кривошеевы. Их покойный отец когда-то боролся с асоциалами, которые облюбовали заброшенные дома в Десятинах, за что был сильно избит. Виновники понесли уголовное наказание. Нет гарантий, что нехорошие люди не придут снова – в деревню, где постоянно живет всего одна пенсионерка.


А каким вы видите будущее белорусских деревень?

- Отец Кирилл, у Вас деревенские корни?

- Я родился в шахтёрском посёлке Артёмовске на Донбассе. Отец мой - уроженец деревни Переездное Воронежской области, а мать - из села Старое Меловое Белгородской области. В детстве я часто бывал в этих деревнях, особенно в Переездном.

В Павловском районе, где находится Переездное, было два действующих храма, но очень много церквей разрушили после революции. В соседнем с Переездным селе Рассыпном на куполе колокольни я видел множество отметин от пуль. Однажды священник оттуда пришёл в Переездное, чтобы освятить куличи и яйца в Великую субботу, а пьяные мужики закрыли его в сарае, где он просидел всю ночь. Пасхальная служба была сорвана... Несколько десятилетий после массового закрытия храмов в этих местах крестил детей и отпевал покойников раб Божий Феодор, Фёдор Киприянович. Мне рассказывали, он был бесстрашным человеком, много пострадал за веру. Бывало, после очередных крестин дадут ему нагоняй местные власти, отвезут в поле подальше от деревни, а наутро он уже в другой деревне молится об усопшем. Никогда не унывал.

- А когда Вы уже в качестве священника стали опекать деревни?

- С лета 1991 года, тогда я решил приехать в Переездное, чтобы молитвенно помянуть бабушку - мать отца - в день 20-летия её преставления.

- Какой Вы увидели деревню тогда?

- Запомнился разговор с дояркой. Она сетовала на крайне низкую себестоимость молока, это совершенно обесценивало её труд. В деревне тогда появились перекупщики, за гроши скупавшие живность. Потянулись беженцы из республик бывшего Союза. Стало процветать воровство.

Со многими руководителями беседовал. Говорили примерно одно и тоже: высокие цены на горючее делают бессмысленным крестьянский труд, молодёжь покидает деревню, народ спивается. Руководитель хозяйства в селе Лесково - я освящал там его дом и здание, где располагалось правление, - поведал, как незадолго до этого увольнял доярок - за пьянство (!). Последние новости оттуда неутешительные: хозяйство в Лескове полностью развалилось, весь скот в Переездном вырезали.

- Неужели ничего нельзя сделать для пресечения этого зла?

- Этот же руководитель говорил: все знают, в каких домах села гонят самогон или продают некачественный спирт. А милиция бездействует - неприкосновенность частного жилища! Наркотики появились в деревне... После дискотеки у клуба прямо на земле валяются шприцы. Я абсолютно уверен, что народ сознательно спаивают. Смертность ужасающая.

- Зачем Вы установили несколько поклонных крестов в сельской местности, в чём видите смысл их появления в этих местах?

- Поклонные кресты в сёлах стали центром духовной жизни. Всего мы установили в Воронежской области двенадцать таких крестов. Организовали небольшие общины, снабдили людей богослужебными книгами. Таким образом, собираясь у крестов в воскресные и праздничные дни, жители этих сёл не будут оторваны от общей соборной молитвы нашего народа.

- Вы занимались ещё и восстановлением сельских храмов?

- Точнее сказать, давали импульс к их возрождению. Приезжали в какую-нибудь деревню, где храм лежал в руинах, вешали колокола на дереве, начинали трезвон. Люди ничего сначала не понимали, потом собирались к церкви. Служили молебен, затем - проповедь, общая трапеза. Потом приглашаем всех на трудовой час. Бывали настоящие чудеса. После нашего появления в селе Ерышевка через полтора месяца получаю письмо. Местные жители сообщают, что уже покрыли крышу, настелили полы, вставили окна и даже цветники вокруг церкви разбили.

- Что собираетесь делать дальше?

- Помню, как в селе Серяково была совершена первая служба в престольный день на Усекновение главы св. Иоанна Крестителя, и люди нас спросили: "Когда вы нам храм откроете?". А мы говорим: "Уже открыли этой службой". Они: "А дальше что?". - "А дальше в течение нескольких дней мы проведём здесь генеральную уборку и соорудим иконостас. Вы же приходите сюда каждую субботу и воскресение и, помолясь, прочитав молитвы по уставу, протрите подоконник, поставьте банку с цветами, а потом то же самое сделайте со следующим подоконником. То есть мы уверены, что благодаря регулярной молитве начнётся тяга к храму у людей. Так часто бывает. Очевидно, что нужно начинать не с составления огромных смет, а именно с молитвы. Молитва творит чудеса.

- Где Вы трудитесь сейчас?

- В Тверской области. Здесь община имеет несколько домиков. Установили с десяток поклонных крестов, копаемся в руинах нескольких храмов в вымирающих деревнях. Здесь положение ещё хуже. Журнал "Русский Дом" писал, что ежегодно с карты Тверской области исчезает около 40 деревень. Одна исчезла на наших глазах - Райки в Лихославском районе. Можно ещё понять временное приостановление появления новых населённых пунктов, но когда исчезают те, где жили люди столетиями, - это ужасно! Главная причина деградации и вымирания - ужасающее пьянство и безработица. Очень много заброшенных деревень. Этой зимой много приехало южан. Земельные паи скупаются за бесценок. На бумаге в районе более полутора сотен фермеров, реально - три человека, а ведь дотации и льготы получали все.

Пьянство повальное. Местный житель, мужчина 50-ти лет, сказал, что из его одноклассников половина уже умерли от палёной водки. Говорю: "Что ж, ждите здесь пару тысяч китайцев, которые заселят вашу землю". "Ой, не надо", - возражает. "Тогда зачем же вы спиваетесь и не рожаете детей?", - спрашиваю его. Но ответ очевиден: от безысходности.

- Что же делать? Вы всё так мрачно нарисовали...

- Исчерпывающие рекомендации дать затрудняюсь. Но... надо, наконец, начать систематическую работу по ограничению пьянства; не душить налогами оставшихся сельских могикан, а дотировать их только за то, что они ещё живут на земле. Вы посмотрите, что получается: от одной вымирающей деревни до другой несколько десятков километров. Деревня - наш тыл, резерв, в виду грядущих неизбежных катаклизмов. Мы списали долг Монголии в 6 млрд долл., Ираку - 23 млрд, а на национальный проект по развитию сельского хозяйства выделяем 1 млрд. Абсурд!

Контролёр по энергоснабжению рассказал про то, как бабушки в деревнях, хлебнувшие лиха на войне, в колхозах отработавшие несколько десятилетий, получают пенсию 1800 руб., а их ещё заставляют приобретать новые счётчики за 600 руб.!

Селу необходима серьёзная материальная поддержка. Надо срочно провести противоаварийное работы в разрушающихся сельских храмах, сельских школах, почтах, библиотеках. Не будет их - вымирание деревни пойдёт семимильными шагами. Необходима целевая материальная помощь. Важно сплотить людей. Я верю в силу воздействия православных деревенских общин, в то, что они способны исцелить любые гнойные раны...

Беседовал Владимир Александрович ФРОЛОВ

http://www.russdom.ru/2007/200712i/20071233.shtml

КАК ВОЗРОДИТЬ ДЕРЕВНЮ? На днях в газете «Комсомольская правда» появилась статья известного журналиста Дмитрия Стешина, посвящённая проблеме постепенного исчезновения русских деревень. Проблема является общей для всей Центральной России, и касается отнюдь не только Тверской области, где побывал спецкор «Комсомолки», глубоко задетый этой темой. Рейтинг умерших деревень, составленный по результатам переписи населения, может найти в интернете любой желающий. Судя по опубликованным данным, в России сегодня 20 тысяч посёлков, в которых не осталось ни одного жителя, и ещё 36 тысяч, где живёт всего один человек... НАДО ОТДАВАТЬ ЛЮДЯМ ЗЕМЛИ КАК ПОМЕСТЬЯ Свой комментарий по названной теме, в частности, дал владыка Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский: – У меня в своё время было хозяйство в Рязанской области, и люди возвращались в деревню, получали достойные зарплаты. Но у меня другая работа – кадилом махать, а я носился двадцать лет по эти полям, собирал алкоголиков и приводил их в чувство. А вот в Нечерноземье... Произошла трагедия, когда были объявлены бесперспективными эти регионы, и стали вкладывать деньги в целину. Хотя следовало бы – вкладывать именно в них. И не только в сельское хозяйство – нужно было поднимать большие производства. Я вот бился, как сумасшедший, чтобы было 25 центнеров с гектара, потом – 45, сейчас – 47... Приезжаю в Краснодарский край, а у них – 80 центнеров! И себестоимость зерна совершенно смешная – по сравнению с Рязанской областью. И они мне говорят: Краснодарский край, Ставрополье, Поволжье и Алтай не просто накормят всю страну – будут избытки. Я сейчас вижу выход только в том, чтобы подводить к красивым озёрам дороги, газ, электричество. И отдавать эти земли как поместья простым людям. Сколько тебе нужно – 10 га? И вот тебе – безвозвратная субсидия на дом. Не нужно мучиться с товарным сельхозпроизводством. Просто живи, держи грядки, коз, кроликов! Малое фермерское хозяйство в родовом поместье, гостевой дом... Я и президенту это говорил – отдавайте земли на ответственное хранение помещикам! В той же Псковской области так и жили традиционно – хуторским хозяйством. ИСХОД ИЗ ГОРОДОВ БУДЕТ НАРАСТАТЬ Не остались равнодушными к этой публикации и читатели «Комсомолки». Они оставили под статьёй на сайте и прислали в редакцию сотни откликов и писем. Вот фрагменты некоторых из них. – Тут, говорят, в РФ сельское хозяйство севернее 55-й параллели (Рязани) убыточно. Мол, оно останется только в Краснодарском крае, в Белгородской и Воронежской областях, на Алтае. Но ведь это же неправда! Целый ряд сельскохозяйственных культур в средней полосе растёт лучше. Это лён, рожь, практически все овощи плюс разнотравье (покосы – до трёх раз за летний сезон), молоко не такое жирное, как южное, но только из него получают отменное вологодское масло... А это – как белуга среди рыб! И эти продукты намного вкуснее южных. Даже южане это признают! При этом все они могут проходить, как «эко», а значит, хотя бы детям их можно и нужно давать. – Я думаю, что вымирание деревень будет продолжаться. Но не всё так плохо. Из разбухающих мегаполисов уже сейчас сочится тоненький ручеёк переселенцев, осваивающих брошенные сёла. Думаю, исход из городов будет нарастать. Так что ещё не всё потеряно. – 150 лет назад – это середина XIX века. В это время шёл быстрый рост населения России и прежде всего – сельского. До сих пор в деревнях стоят построенные в то время дома, в том числе – каменные. Сохранились здания земских больниц с резными наличниками, железной крышей и бронзовыми ручками дверей! После Великой Отечественной войны деревня тоже быстро восстанавливалась: с 1945-го по 1955 год население выросло на 28 миллионов человек! Русская деревня начала деградировать при Хрущеве, когда у крестьян отобрали личные участки, задавили налогами, а колхозы заставили выкупить старую технику из МТС по завышенным ценам, а новую отправили на целину. Вот тогда народ и побежал из деревни. Свою лепту в положение дел на селе внёс и Брежнев: именно при нём Центральная Россия стала «неперспективным Нечерноземьем». Сейчас все национальные республики, особенно на Северном Кавказе, получают дотации в повышенных размерах. Малую толику этих денег вложите в русскую деревню, и они окупятся стократно! – Единственный выход, как и говорит владыка Тихон (Шевкунов), – раздавать землю. Полно желающих, тех же москвичей-дачников. У самого есть домдача в Тверской области. Приезжают дачники – появляется работа у местных (из тех, кто не пьёт, конечно). Я бы взял несколько гектаров в придачу к своим 40 соткам. Выращивать что-нибудь вряд ли стану сам, но и не позволю земле зарасти бурьяном, что тоже неплохо. БЕЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НЕ ОБОЙТИСЬ Наша газета тоже решила присоединиться к обсуждению проблемы, поскольку она касается всех, в том числе жителей Ржевского района. Кстати говоря, в статье «Комсомолки» наш район тоже фигурирует – правда, в качестве положительного примера. Однако это не снимает остроту проблемы с исчезающими с карты сельских районов деревнями. Журналист «Комсомолки» поднял очень большую и сложную проблему в этом разговоре о русской деревне. Речь ведь идёт не о том, стоит ли развивать сельское хозяйство. Здесь всё ясно и понятно – нужно вкладывать деньги, выдавать целевые субсидии, льготные кредиты и т.п. По большому счёту разговор идёт о том, какой быть нашей стране в ближайшем и более отдалённом будущем. Вот, например, Алексей Кудрин, один из лидеров общественного мнения в России, много лет бывший министром финансов и даже вице-премьером, считает, что вся страна должна превратиться в несколько агломераций. Людей в них обеспечат занятостью и культурным отдыхом, ну, а то, что с природой они будут общаться, выезжая куда-нибудь в Турцию или Таиланд, – так это нормально. Понятное дело, человек этот русской деревни не знает, не понимает, и она даром ему не нужна. Более того, он не понимает русской души, как сейчас говорят, русской ментальности, но это, в конце концов, его проблемы. Куда более важный вопрос, чем идеи отдельно взятого чиновника, – магистральный путь развития России. Связан ли он с подъёмом русской деревни, или её судьба – остаться на обочине и со временем окончательно исчезнуть? Но ведь тогда вместе с ней может исчезнуть и русский код – то, что делает нас особенным народом, со своими обычаями, традициями, взглядами. В мегаполисах сохранить свою особость чрезвычайно сложно, если вообще возможно – они всё и всех унифицируют, «причёсывают» под одну гребёнку. Становиться человеком среднего рода как-то не очень хочется. Значит, русская деревня нам нужна. Но тогда возникает вопрос: какой ей быть? Рассуждая на эту тему, про Оленинский район, где побывал спецкор "Комсомолки", говорить не станем – это будет не вполне корректно. Но вот, например, ржевская деревня Звягино, которая долгое время не жила, а выживала. Теперь рядом с ней строится свинокомплекс, а жители не знают, то ли радоваться им, то ли огорчаться. Не верят власти, боятся нарушения экологии; хватает и тех, кто просто разучился и не желает работать. В соседней деревне Зайцево тоже на протяжении многих лет происходил распад и ничего не созидалось. Но вот появились активные, энергичные люди, желающие вдохнуть новую жизнь в деревню, которая некогда была центром большого поместья. Правда, они оказались пришельцами со стороны. Пусть так, но деревня вдруг почувствовала биение жизни, а у её жителей появилась надежда. Надежда на то, что с помощью туризма можно сдвинуть замшелый камень застоявшейся атмосферы, и тогда появится то, чего не было долгие годы, – перспектив для лучшей жизни. Или вот Колембеты, о которых идёт речь в газетном материале, владельцы и создатели гостевого комплекса «Усадьба Чертолино», – они для кого стараются? Для себя? Да, наверное. Но ведь они могут дать работу десяти, а в перспективе и куда большему количеству людей. Не говоря уже о том, что их трудами и усилиями облагораживаются не только природный ландшафт, но и человеческие отношения. Своим примером они показывают, что можно жить иначе – красивее, честнее, благороднее. Всё это – островки новой жизни, жаль только, что всего лишь островки. А нам нужен целый континент под названием «Возрождение русской деревни». И здесь без федеральной целевой программы не обойтись, ибо никаким местным властям эту необъятную проблему в одиночку не решить – будь они хоть семи пядей во лбу. Создание такой программы должно начинаться снизу, когда сами районы определяли бы, где перспективнее заниматься сельскохозяйственным производством, где – размещать переработку и хранение продукции, а где – сосредоточиться на развитии туризма. Тогда уже можно будет все эти сферы объединить и создать единую федеральную целевую программу. Что касается раздачи земли, здесь есть, над чем подумать. Идея не бесспорная, но при выполнении целого ряда условий и она может сработать. Использовать можно разные подходы. Не должно быть только одного – равнодушного взирания на исчезновение русских деревень с карты страны. Пожалуй, этого нам потомки могут и не простить. На снимках: для умирающих деревень всё же есть надежда – на людей, готовых их возрождать. Один из самых ярких примеров в Ржевском районе – супруги Колембет, восстанавливающие усадьбу Чертолино (на втором фото). P.S. Приглашаем неравнодушных читателей также высказаться на заявленную тему.