Как воспринимает войну Алексей Ястребов? Главный герой – Алексей Ястребов.

«Костистые рыбы» - Виктор Маторин. Отряд Лососеобразные. Отряд Окунеобразные. Гербы России. Сколько всякой на палубе рыбы. Закованный в бронзу с боков, он плыл в темноте колеи. Приплыла к хвостоделу рыба, хвост надела. Отряд Осетрообразные. О рыбах много знаем мы, и в то же время мало. Оставило на бреге тридцать три богатыря; в чешуе, как жар горя.

«Зона отдыха» - Кейтеринг. Фирменные шатры. В каждой игровой зоне работал свой мастер игры. Оформление площадки. В конце августа 2006 года прохожие сквера не узнали своего любимого места прогулок… Настроение на мероприятии создавали живые городские скульптуры. О Чемпионате. VIP – зона. Изысканная кухня для особо важных гостей.

«Детям о животных. Детёныши» - Детёныш тюленя (белёк). Малыш пантеры. Коала с малышом. Кенгуру с кенгурёнком в сумке. Рысёнок. Оленёнок. Львица и львёнок. Жираф с малышом. Дикобраз с малышом. Охотничья собака с щенятами. Обезьянки-макаки. Зебра с малышом. Маленький пингвинчик. Семья бабуинов. Ежонок. Лисёнок. Орангутанг с малышом.

«Легенда о Лорелей» - Лорелей. Жила на Рейне фея. Мой смех. Прекрасна и бледна. Чёлн внизу плывёт. Богат легендами Рейнский край. Немецкий поэт. Печалью душа смущена. Жизнь постыла мне. Проводит по золоту гребнем. Кто людям спел об этом. Не смейся над несчастной. Легенда о Лорелей. Скала. Лорелея.

«Жанр баллады Жуковского» - Романтическая поэзия В.Жуковского. Литературное направление. Жуковский. Баллада. Романтизм. Особое место среди произведений Жуковского. Основная проблематика. Баллады В.Жуковского. Сложный путь. Сюжеты баллад Жуковского.

«Годы жизни Грибоедова» - Озверевшая толпа продолжала уродовать тело уже скончавшегося Грибоедова. Новое предписание. В феврале 1819 года А.С. Грибоедов приехал в Тавриз. Смерть писателя. Грибоедов ответил памфлетом «Лубочный театр». Впереди ещё были смерти Пушкина, Лермонтова. Научные интересы Грибоедов сохранил на всю жизнь.

Алексей Ястребов, готовясь к бою, к встречи лицом к лицу с врагом, не может отказать человеку в человеческом, не может думать о немцах «иначе, как о людях, которых он знал или не знал-безразлично...». И потому-то, оказавшись свидетелем рукопашной схватки, в которой курсант убил фашиста штыком, Алексей ужаснулся случившемуся и почти возненавидел своего товарища. Ведь враг для него-пока что понятие абстрактное, а перешагнуть извечный человеческий закон «не убий» не так-то оказывается просто! Потом в Ястребове проснется чувство святой и справедливой ненависти и мести. Через все то, странное и трагичное, с чем в первые же дни столкнула его война, необходимо было пройти герою К. Воробьева.

Страх за свою жизнь и за жизнь своих товарищей вызвал у него вдруг «мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом…». И это чувство родства со всеми не оставит его уже никогда.

Писатель постоянно подчеркивает в своем герое его человечность, желание понять эту суровую, «невероятную явь войны»; «сердце его упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе как о людях…».

Кругом гибнут курсанты, Ястребов везде видит их изувеченные тела. Ео поражат вид оторванной ноги в сапоге, он с трудом смотрит на изорваные человеческие тела.

Да и не только через это, но и через собственную стыдную слабость: когда танковый десант уничтожал остатки роты, Алексей Ястребов, растерявшийся, опустошенный, подавленный, спрятался в воронке.

«Трус, изменник - внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом». И пришла догадка, что он такой же. Курсант предложил Алексею доложить наверх, что он, Ястребов, сбил юнкере. «Шкурник», - думаетонем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из них боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что «смерть многолика»: можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт жизни диктует это. К. Воробьев исследует эту многоликость смерти на войне и показывает, как это бывает, без ложного пафоса. Повесть поражает лаконизмом, целомудрием описания трагического.

«Оторопелое удивление Алексея перед тем, чему был свидетель в эти пять дней жизни», рано или поздно уляжется, и тогда он поймет, кто был виноват в нашем отступлении, в гибели самых чистых и светлых, не поймет только, почему седые генералы там, под Москвой, принесли в жертву своих «детей».

Писатель не спешит строго осудить своего героя, как судит своих персонажей, К.Воробьев дает возможность Ястребову исправиться, искупить свою вину. И здесь нет противоречия. И тот и другой художник, исследуя характеры, идут за жизненной и психологической правдой. Ястребов прячется в воронке. Он тоже пытается внутренне оправдать себя: «Не надо, товарищ лейтенант! Мы ничего не сможем... Нам надо остаться живыми, слышите? Мы их, гадов, потом всех... Вот увидите! Мы их потом всех, как вчера ночью! - исступленно просил курсант и медленно, заклинающе нес ладонь ко рту Алексея...») Алексей же Ястребов судит себя. Судит судом собственной совести, самым строгим и нелицеприятным судом. И потому он находит в себе силы выстоять. Мы видим, как открылась ему «неожиданное и незнакомое явление мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного.

К.В. Воробьев «Убиты под Москвой»

Ответы на вопросы

1.Когда и где происходят действия? Какой этап (сражение) Великой Отечественной войны изображен? (историческая справка)

Действия происходят в ноябре 1941 года во время обороны деревни Лотошино, которая находится под Москвой. Идут боевые действия советских и немецких войск в московском направлении. Данная битва является одной из самых масштабных за время войны по количеству участвовавших войск и по понесённым потерям. Гитлер рассматривал взятие столицы как одну из главных военных целей операции «Барбаросса». В истории битва известна также как «Операция Тайфун».


А) капитан Рюмин

Рюмин был мужественным человеком. Все курсанты старались походить на него, потому что он также был превосходным бойцом. Из его внешнего вида можно сказать, что он был уверенным человеком: он всегда улыбался надменно с иронией. У него была стройная фигура, он постоянно носил свою фуражку чуть сдвинутой на правый висок. «У него было худое узкое лицо, поросшее светлой щетиной...»

Капитан постоянно заботился о военном духе своей роты. Он хотел, чтобы все верили в победу даже тогда, когда кажется, что спасения нет.

В доказательство, хочу привести пример из текста: когда капитан узнает, что русские были окружены немцами со всех сторон, он решает умолчать о данном положении. Он заботился о своих подчиненных, думал о них, о своей Родине.

Когда у него и у всех на глазах в воздухе был расстрелян советский ястреб, Рюмин не смог выдержать слез, он осознает преступление главного командования перед разбившимся самолетом, перед подчиненными: «Он плакал...Ненавидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей...». Поэтому он застрелился, добавив: « Все... За это нас нельзя простить. Никогда!»

Таким образом, Рюмин был своеобразным примером для подражания, все его любили и старались быть похожими на него как своими поступками, так и внешним видом.

Б) Алексей Ястребов

Он был только что назначенным, неопытным лейтенантом, поэтому его немного пугали события, которые происходили вокруг, но Алексей не показывал этого - не хотел выглядеть слабым перед своими подчиненными.

На протяжении всего произведения в Ястребове борются два чувства: патриотизм и самосохранение. Он во время битвы постоянно думал, что в него должна попасть граната, Алексей очень боялся этого: «...звучно взорвались противотанковые гранаты, и все откатилось в сторону, и Алексей обнял курсанта и затрясся в сухом истерическом плаче».Также страх можно проследить в его речи, интонации: он говорил рассеянно, гнусовато, с паузами.

Ястребов боялся столкнуться лицом к лицу со смертью, но после гибели капитана Рюмина, он смог справится с этим: «Это было впервые, когда Алексей не устрашился мертвого. Наоборот, он чувствовал какую-то странную близость и согласность...». Ему было тяжело убивать немцев, он прежде всего думал о них, «как о людях, которых он знал или не знал-безразлично». Когда курсант на глазах у Ястребова убивает фашиста, Алексей чуть было не возненавидел своего подчиненного.

Истинный характер Алексея мы видим в «поединке с танком». Несмотря ни на что он все-таки преодолевает свою боязнь и взрывает его. Когда он идет к своей цели он не осознает, что делает, он ни о чем не думал в тот момент, он был подавлен тем, что никто и не видел как он сжег танк: «Он ни о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств, одинаково равных по силе, - оторопелое удивление...и тайная радость оттого, что остался жив; желание как можно скорее увидеть своих и безотчетная боязнь этой встречи...» Он боялся осуждения своих товарищей, потому что когда танковый десант убивал роту растерявшийся Ястребов спрятался в воронке. Его товарищей убили, а он остался жив. Алексей чувствовал свою вину.

Герой повести проходил через все трудности, с которыми его столкнула война, но несмотря на это он не стал жестоким человеком.

Курсанты - это ученики военных учебных заведений. Они молодые, они должны наслаждаться жизнью, но война в корне меняет ситуацию. Ребята до сих пор не могли поверить в происходящее: «С еще более нечетким и зыбким сознанием воспринималась им война...Все его существо противилось тому реальному, что происходило». В произведении частично описывается их жизнь до войны: «Все, что сейчас делалось взводом и что было до этого...все это во многом походило на полевые тактико-инженерные занятия в училище. Обычно они заканчивались через три или шесть дней, и тогда курсанты возвращались в казармы и учебные классы, где опять начиналась жизнь с четкой выправкой тела и слова с никогда не потухающей мечтой об аттестации».

Я думаю, что эти курсанты испытывали точно такие же чувства, как и все остальные: страх, боль потери близких и др. Но они были настоящими патриотами: они не боялись идти на немцев во имя Родины, они подчинялись своим командирам. Ребята надеялись, что смогут каким-нибудь образом повлиять на исход битвы, так как им очень хотелось вернуться домой, к своим близким.

характеристика капитана Рюмина
Повесть Воробьева "Убиты под Москвой" была напечатана в России лишь в 80-х годах из-за страха перед правдой. В ней глубоко и трагично раскрывается проблема убийства своих своими же, весь ужас предательства. Главными героями этой повести являются капитан Рюмин и Алексей Ястребов.
Капитан Рюмин предстает перед нами как мужественный предводитель своего войска. Курсанты видели в нем идеального бойца и во всем старались походить на него: они любили капитана Рюмина —- с его "надменно-иронической" улыбкой, затянутой и стройной фигурой, со стеком-хворостинкой в руке, с фуражкой, чуть-чуть сдвинутой на правый висок. Алеша Ястребов, как и все, "нес в себе неуемное, притаившееся счастье", "радость гибкого молодого тела". Капитан Рюмин и Алеша отличались от всех курсантов тем, что только они догадывались о подступавшей беде: "Какая-то щупающая душу усмешка" на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что "мы будем бить врага на его территории". Они (и Алексей, и Рюмин) догадывались об обмане. "В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны". Рюмин уже знал —- "на нашем направлении прорван фронт", об истинном положении там рассказал раненый боец: "нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь."Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, стыдясь больно навернувшихся слез" —- так описывает Воробьев психологическое состояние главного героя. После случая, произошедшего с политруком Анисимовым и Алексей Ястребов, и капитан Рюмин окончательно поняли отведенную им здесь роль: "ненужный слезный крик" накапливался в душе Алексея. А Рюмин, человек "стремительного действия" понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. "Только вперед!" —- решает про себя Рюмин, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали "Ура! За Сталина!" (как в фильмах), из их грудей рвалось что-то "бессловесное и жесткое". Алексей уже "не кричал, а выл". Патриотизм курсантов в этом эпизоде выразился не в лозунге, не в фразе, а в поступке. Слова автора как бы воспроизводят странный внутренний монолог Рюмина: "Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба —- день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!.." Борьба патриотизма и инстинкта самосохранения в душе Алексея Ястребова хорошо проявляется в эпизоде с молодым курсантом. После атаки танков бежавший от них Алексей увидел прижавшегося к ямке в земле молодого курсанта. "Трус, изменник", —- внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом". Тот предложил Алексею доложить наверху, что он, Ястребов, сбил юнкерс. "Шкурник", —- думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из них боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что "смерть многолика": можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт диктует это. Автор исследует эту многоликость смерти через образы Алексея Ястребова и капитана Рюмина. После того, как Алексей выполз из-под укрытия и вскоре оказался на поле со скирдами и увидел своих во главе с Рюминым, произошел случай, который полностью раскрывает портрет Рюмина, который осознал великое преступление. На глазах у всех в воздухе был расстрелян советский ястребок. "Мерзавец! Ведь все это было давно показано нам в Испании! —- прошептал Рюмин. —- ...За это нас нельзя простить никогда! "Рюмин осознал преступление главного командования перед ястребком, перед мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана: "Он плакал... Невидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей, но он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь и силясь постигнуть ускользающую от него мысль...

Повесть Воробьева "Убиты под Москвой" была напечатана в России лишь в 80-х годах из-за страха перед правдой. В ней глубоко и трагично раскрывается проблема убийства своих своими же, весь ужас предательства. Главными героями этой повести являются капитан Рюмин и Алексей Ястребов.
Капитан Рюмин предстает перед нами как мужественный предводитель своего войска. Курсанты видели в нем идеального бойца и во всем старались походить на него: они любили капитана Рюмина --- с его "надменно-иронической" улыбкой, затянутой и стройной фигурой, со стеком-хворостинкой в руке, с фуражкой, чуть-чуть сдвинутой на правый висок. Алеша Ястребов, как и все, "нес в себе неуемное, притаившееся счастье", "радость гибкого молодого тела". Капитан Рюмин и Алеша отличались от всех курсантов тем, что только они догадывались о подступавшей беде: "Какая-то щупающая душу усмешка" на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что "мы будем бить врага на его территории". Они (и Алексей, и Рюмин) догадывались об обмане. "В душе Алексея не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны". Рюмин уже знал --- "на нашем направлении прорван фронт", об истинном положении там рассказал раненый боец: "нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь."Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, стыдясь больно навернувшихся слез" --- так описывает Воробьев психологическое состояние главного героя. После случая, произошедшего с политруком Анисимовым и Алексей Ястребов, и капитан Рюмин окончательно поняли отведенную им здесь роль: "ненужный слезный крик" накапливался в душе Алексея. А Рюмин, человек "стремительного действия" понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. "Только вперед!" --- решает про себя Рюмин, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали "Ура! За Сталина!" (как в фильмах), из их грудей рвалось что-то "бессловесное и жесткое". Алексей уже "не кричал, а выл". Патриотизм курсантов в этом эпизоде выразился не в лозунге, не в фразе, а в поступке. Слова автора как бы воспроизводят странный внутренний монолог Рюмина: "Но к этому рубежу окончательной победы роту могла привести только ночь, а не этот стыдливый недоносок неба --- день! О если б мог Рюмин загнать его в темные ворота ночи!.." Борьба патриотизма и инстинкта самосохранения в душе Алексея Ястребова хорошо проявляется в эпизоде с молодым курсантом. После атаки танков бежавший от них Алексей увидел прижавшегося к ямке в земле молодого курсанта. "Трус, изменник", --- внезапно и жутко догадался Алексей, ничем еще не связывая себя с курсантом". Тот предложил Алексею доложить наверху, что он, Ястребов, сбил юнкерс. "Шкурник", --- думает о нем Алексей, угрожая отправкой в НКВД после их спора о том, как быть дальше. В каждом из них боролись страх перед НКВД и совесть. И Алексей понял, что "смерть многолика": можно убить товарища, подумав, что он изменник, можно убить себя в порыве отчаяния, можно броситься под танк не ради героического поступка, а просто потому, что инстинкт диктует это. Автор исследует эту многоликость смерти через образы Алексея Ястребова и капитана Рюмина. После того, как Алексей выполз из-под укрытия и вскоре оказался на поле со скирдами и увидел своих во главе с Рюминым, произошел случай, который полностью раскрывает портрет Рюмина, который осознал великое преступление. На глазах у всех в воздухе был расстрелян советский ястребок. "Мерзавец! Ведь все это было давно показано нам в Испании! --- прошептал Рюмин. --- ...За это нас нельзя простить никогда! "Рюмин осознал преступление главного командования перед ястребком, перед мальчишками, их доверчивостью и влюбленностью в него, капитана: "Он плакал... Невидящие глаза, скосившийся рот, приподнятые крылья ноздрей, но он сидел теперь затаенно-тихий, как бы во что-то вслушиваясь и силясь постигнуть ускользающую от него мысль..." Что касается Алексея, то его характер по-настоящему раскрылся в поединке с танком. Удача: танк загорелся. "Оторопелое удивление перед тем, чему был свидетель в эти пять дней жизни", рано или поздно уляжется, и тогда он поймет, кто был виноват в отступлении, в гибели самых чистых и светлых. Не поймет, только, почему седые генералы там, под Москвой, принесли в жертву своих "детей".
В повести Воробьева как бы столкнулись три правды: "правда" фашизма, "правда" сталинизма и высокая правда юношей, живших, умерших с одной мыслью: "Я отвечаю за все!"