Как в ссср освещалась высадка человека на луну? Что засекретили после полетов на луну.

16 июля 1969 года в 13:32 UTC (всемирное время) со стартового комплекса №39А Космического центра имени Кеннеди (Флорида, США) был запущен космический корабль «Аполлон-11» . Задачей миссии была высадка человека на Луну.

21 июля, в 02:56:15 UTC (в 5 ч 56 минут 15 секунд по московскому времени, или в 6 часов 56 минут 15 секунд современному московскому летнему времени) астронавты «Аполлона-11» совершили выход на лунную поверхность. Первым человеком, ступившим на Луну, стал командир корабля Нил Армстронг . Через 15 минут к нему присоединился пилот лунного модуля Эдвин Олдрин . Пилот командного модуля Майкл Коллинз всё это время ожидал их на окололунной орбите.

Вернулся «Аполлон-11» на Землю 24 июля 1969 года в 16:50:35 UTC . Вся экспедиция продолжалась 8 суток 3 часа 18 минут и 18 секунд .

Во время полёта астронавты провели несколько телетрансляций .

Успешное выполнение программы полёта «Аполлона-11» означало достижение национальной цели , поставленной Президентом США Джоном Кеннеди в мае 1961 года - до конца десятилетия высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю - и ознаменовало победу США в лунной гонке с СССР.

Высадка человека на Луну часто упоминается, как одно из величайших достижений человечества .


Экипаж «Аполлона-11» :
командир - Нейл (Нил) Олден Армстронг (Neil Alden Armstrong) (слева),
пилот командного модуля - Майкл Коллинз (Michael Collins) (в центре),
пилот лунного модуля - Эдвин E. Юджин (Базз) Олдрин младший (Edwin Eugene (Buzz) Aldrin, Jr.) (справа).

Космический корабль «Аполлон»

3-х-местный корабль массой около 47 тонн, в состав которого входят следующие компоненты:

  • командный модуль,
  • служебный модуль,
  • лунный модуль,
  • система аварийного спасения.

Все модули корабля «Аполлон»


1.Штырь стыковочного узла.
2.Теплозащитный чехол, надеваемый на отсек экипажа при запуске.
3.Герметизированная кабина космонавтов.
4.Гибкая юбка теплозащитного чехла на отсеке экипажа.
5.Двигатели ориентации по тангажу.
6.Двигатели ориентации по крену.
7.Панель для монтажа блока из четырех вспомогательных двигателей.
8.Баки с топливом для маршевого двигателя.
9.Успокоитель и расходомер.
10.Сопло маршевого двигателя.
11.Теплозащитный экран заднего днища.
12.Остронаправленная антенна диапазона S.
13.Радиатор системы терморегулирования.
14.Бачки с жидким кислородом и водородом.
15.Блок вспомогательных двигателей.
16.Двигатели ориентации по рысканию.

Командный и служебный модули корабля «Аполлон-11» (они получили имя и позывной «Колумбия» )

Командный модуль - это конус со сферическим основанием , диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальная масса - 5500 кг . Командный модуль является центром управления полётом . Все члены экипажа в течение полёта находятся в нём, за исключением этапа высадки на Луну.

Служебный модуль несёт основную двигательную установку и системы обеспечения корабля. Имеет форму цилиндра длиной 3943 мм и диаметром 3914 мм . С учётом длины сопла маршевого двигателя, которое выходит наружу из корпуса, общая длина служебного модуля 7916 мм . Общая масса служебного модуля - 23,3 тонны , в том числе 17,7 тонн топлива. В модуле размещена маршевая двигательная установка, система реактивного управления, топливные баки и агрегаты двигательных установок и энергетическая установка на водородо-кислородных топливных элементах. Служебный модуль обеспечивал все манёвры корабля на траектории полёта к Луне, коррекцию траектории, выход на орбиту Луны, переход с орбиты Луны на траекторию полёта к Земле и коррекцию траектории возвращения.

Для посадки на Луну к основным (командному и служебному) модулям добавлялся ещё лунный модуль :


1.Люк стыковочного узла отсека экипажа и лунной кабины.
2.Люк для входа в герметизированную кабину.
3.Две антенны метрового диапазона.
4.Бак окислителя для двигателей системы ориентации (тетраоксид диазота).
5.Блок автоматики.
6.Бачок с водой.
7.Баллон с гелием для вытеснительной системы подачи топлива в двигатели системы ориентации.
8.Бак горючего (аэрозин-50) для двигателей системы ориентации.
9.Бак горючего (аэрозин-50) для основного двигателя взлетной ступени.
10.Блок двигателей системы ориентации.
11.Радиоизотопная энергетическая установка.
12.Телескопическая стойка посадочного шасси.
13.Тарельчатая опора посадочного шасси.
14.Поперечный элемент шасси.
15.Бак горючего (аэрозин-50) основного двигателя посадочной ступени (2 шт.).
16.Двигатель посадочной ступени с регулируемой тягой до 4530 кгс.
17.Бак с окислителем двигателя посадочной ступени (2 шт.).
18.Выдвижная антенна диапазона S (используется на поверхности Луны).
19.Посадочная ступень.
20.Лестница для спуска астронавтов на поверхность Луны.
21.Теплоизоляция.
22.Площадка с поручнями.
23.Основной двигатель взлетной ступени, тяга в вакууме 1590 кгс.
24.Автономная ранцевая система жизнеобеспечения.
25.Дефлекторы для отклонения истекающих газов из сопла.
26.Вентилятор для обеспечения циркуляции кислорода в кабине.
27.Проблесковый источник света.
28.Пульт управления лунной кабиной.
29.Антенна диапазона S, используемая во время полета.
30.Антенна радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите.
31.Поворотная антенна диапазона S.

Лунный модуль корабля «Аполлон-11» (он получил имя и позывной - «Орёл» )

Лунный модуль имеет высоту 6,37 м., диаметр 4,27 м. и массу около 16,2 тонны . Состоит из посадочной и взлётной ступеней.

Посадочная ступень массой около 11,7 тонн , оборудованная самостоятельной двигательной установкой тягой до 4,76 тонн-сил и шасси, используется для снижения лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, и также служит стартовой площадкой для взлётной ступени.

Взлётная ступень массой около 4,5 тонны с герметичной кабиной для экипажа и самостоятельной двигательной установкой тягой 1,59 тонн-сил , после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Сравнение корабля «Аполлон» с пристыкованным лунным модулем (вверху) с другими кораблями, которые использовались НАСА для подготовки к полёту на Луну: 2-х-местным «Джемини» (ниже справа) и 1-местным «Меркурием» (в самом низу справа). Слева – ракеты-носители для этих кораблей и размещение кораблей на них.


Для запуска кораблей «Аполлон» использовалась ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Сатурн-V» («Сатурн-5») , имевшая высоту 110 м., диаметр 10,1 м. и стартовую массу около 2925 тонн , из которых около 2700 тонн (т.е., более 90%) - топливо. Она могла вывести на низкую околоземную орбиту груз массой около 145 тонн , а на траекторию к Луне – 65,5 тонн (46,8 тонн - корабль «Аполлон» и 18,7 тонн - 3-я ступень с остатками топлива).

Ракета-носитель «Сатурн-5» остаётся самой грузоподьёмной, наиболее мощной, самой тяжелой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту . Это - детище выдающегося конструктора ракетной техники Вернера фон Брауна :

Схема ракеты-носителя «Сатурн-5»


Как видно на схемах, ракета-носитель «Сатурн-5» состояла из трёх ступеней .

На первой ступени (S-IC) были установлены 5 кислородно-керосиновых двигателей F-1 , общей тягой более 34000 кН (т.е., более 3400 тонн-сил, по 690 тонн-сил на каждый двигатель ). Эти двигатели по сей день остаются самыми мощными однокамерными ракетными двигателями из когда-либо летавших . Первая ступень работала 2,5 минуты и разгоняла космический аппарат до скорости 2,68 км/с (в инерциальной системе отсчёта) и выводила его на высоту 68 километров .

Вторая ступень (S-II) использовала 5 кислородно-водородных двигателей J-2 , общая тяга которых составляла 5115 кН (523 тонн-силы, по 104 тонн-силы на каждый двигатель ). Вторая ступень работала приблизительно 6 минут , разгоняя космический аппарат до скорости 6,84 км/с и выводя его на высоту 185 км .

На третьей ступени (S-IVB) был установлен 1 кислородно-водородный двигатель J-2 тягой 1000 кН (102 тонн-силы ). Третья ступень включалась дважды, после отделения второй ступени она работала 2,5 минуты и выводила корабль на околоземную орбиту. Вскоре после выхода на эту орбиту третья ступень включалась ещё раз и за 6 минут выводила корабль на траекторию полёта к Луне. Третья ступень выводилась на траекторию столкновения с Луной (начиная с полёта «Аполлона-13»); в предыдущих полётах к Луне ступень выходила на околосолнечную орбиту.

Помимо «Сатурна-5», в испытательных запусках по программе «Аполлон» использовалась ракета «Сатурн-1Б » - двухступенчатая ракета-носитель, модернизированная версия ракеты-носителя «Сатурн-1».

На первой ступени «Сатурна-1Б (SI-B) было установлено 8 кислородно-керосиновых двигателей H-1, общая тяга которых составляла 6700 кН (т.е., 684 тонн-силы, по 137 тонн-сил на каждый двигатель ). Ступень работала 2,5 минуты и выключалась на высоте 68 километров .

Вторая ступень «Сатурна-1Б» (S-IVB), она же - третья ступень «Сатурна-5», работала около 7 минут и выводила полезную нагрузку до 15,3 тонн на околоземную орбиту.

Сравнение ракет-носителей «Сатурн-1», «Сатурн-1Б» и «Сатурн-5»


Хроника полёта «Аполлона-11»

Старт ракеты-носителя «Сатурн-5» с кораблём «Аполлон-11» 16 июля 1969 года

Запуск двигателей второй ступени Сатурн-5 после отделения первой ступени


Двигатели всех трёх ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчётной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной . После этого экипаж в течение примерно 2-х часов производил проверку бортовых систем.

Двигатель третьей ступени ракеты-носителя был повторно включен в 2 часа 44 минуты 16 секунд полётного времени и проработал 348 секунды ,придав кораблю скорость 10,8392 км/сек и переведя его на траекторию свободного возвращения :

В случае отказа основного двигателя корабля, эта траектория обеспечивала его возвращение на Землю после 145 ч. 04 мин. полёта по ней, включая достаточно удалённый облёт Луны.

После выхода на траекторию к Луне, в 3 часа 15 минут 23 секунды полётного времени начался манёвр перестроения отсеков корабля «Аполлон» , который завершился с первой попытки через 8 минут 40 секунд :

Манёвр перестроения отсеков корабля «Аполлон» (данная схема относится к «Аполлону-10», но «Аполлон-11» перестраивался аналогично)


Когда «Колумбия » и «Орёл » отошли на безопасное расстояние от 3-й ступени ракеты-носителя, по команде с Земли был в последний раз включён двигатель 3-й ступени, и она перешла на траекторию пролёта мимо Луны и выхода на гелиоцентрическую орбиту .

И по такой траектории:

Схема полёта « Аполлона -11»

Схема полёта предыдущего корабля - « Аполлона -10»


Астронавты перевели корабль в режим пассивного термического контроля, когда он медленно вращался вокруг своей продольной оси , делая около 3-х оборотов за 1 час. Это обеспечивало равномерное нагревание обшивки корабля .

В 25 часов 00 минут 53 секунды полётного времени «Аполлон-11» преодолел ровно половину расстояния от Земли до Луны, пролетев 193 256 км. Вскоре после этого путём включения основного двигателя на 2,9 секунды была проведена промежуточная коррекция траектории , в результате которой корабль перешёл на траекторию, обеспечивающую сближение с Луной и посадку на неё.

Незадолго до того, как у экипажа должен был начаться очередной период ночного отдыха, Армстронг неожиданно связался с Хьюстоном и запросил: на каком расстоянии от «Аполлона-11» в тот момент находилась сброшенная третья ступень ракеты-носителя? Дело было в том, что астронавты в иллюминаторы видели на большом расстоянии какой-то непонятный объект, который мигал, как вспыхивающий проблесковый маячок . Было похоже на то, что он, кувыркаясь в пространстве, отражал солнечный свет. Его наблюдали все трое астронавтов, поскольку корабль в то время медленно вращался в режиме пассивного термического контроля. Хьюстон через несколько минут ответил им, что третья ступень летит от них на расстоянии 11100 км. Из этого стало понятно, что загадочный объект никак не мог быть третьей ступенью. Как рассказывал на послеполётном опросе Олдрин, в монокуляр форма объекта выглядела похожей на букву L. Армстронг добавлял, что всё это напоминало открытый чемодан. А Коллинз говорил, что это был полый цилиндр, а если фокус секстанта чуть-чуть сбить, тогда объект выглядел, как открытая книга. Что это было на самом деле, доподлинно установить так и не удалось. Предположительно, астронавты могли видеть одну из панелей адаптора, в котором лунный модуль находился в верхней части третьей ступени во время взлёта.

19 июля в 75 часов 49 минут 28 секунд полётного времени (на 4 мин раньше расчётного времени) когда корабль находился за Луной, был включён ЖРД служебного отсека; он проработал 357 сек и перевел корабль на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны с высотой в апоселении 313,8 км. и в периселении 112,7 км . По этой орбите корабль сделал 2 оборота вокруг Луны и 80 ч. 04 мин. 51 сек. полётного времени (на 4 мин 39 сек раньше расчётного времени) был вторично включён ЖРД служебного отсека на 16,4 сек., в результате чего корабль перешёл на орбиту, близкую к круговой, с высотой в апоселении 121,5 км и в периселении 99,4 км . Эта орбита очень близка к номинальной орбите 120x100 км, которая под влиянием аномалий гравитационного поля Луны должна была перейти в круговую орбиту высотой 111 км .

20 июля Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли в лунный модуль, активировали и проверили все его системы, привели сложенные опоры посадочной ступени в рабочее положение. В начале 13-го витка, когда «Аполлон-11» находился над обратной стороной Луны, «Колумбия» и «Орёл» расстыковались .

Лунный модуль «Орёл» на орбите вокруг Луны после расстыковки с командным модулем «Колумбия»


В конце 13-го витка, над обратной стороной Луны, на 29,8 секунды был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, «Орёл» перешёл на орбиту снижения с апоселением 105,9 км и периселением 15,7 км .

Снижение лунного корабля с орбиты искусственного спутника на поверхность Луны


Он летел опорами посадочной ступени вперёд и иллюминаторами вниз, чтобы астронавты могли отслеживать ориентиры на поверхности. Армстронг заметил, что один из ориентиров, кратер Маскелини W , они пролетели примерно на 3 секунды раньше, чем предполагалось . Это означало, что они сядут дальше расчётной точки.

В 102 часа 33 минуты 05 секунд полётного времени вблизи периселения орбиты снижения (примерно в 400 км к востоку от запланированного района посадки) был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, начался этап торможения . Примерно через 4 минуты после этого «Орёл» был повёрнут по крену на 180°, иллюминаторами вверх, Армстронг и Олдрин почти прямо перед собой увидели Землю. Такой поворот был необходим по двум причинам: чтобы посадочный радар смог захватить поверхность и чтобы на завершающем этапе посадки, когда корабль развернётся в вертикальное положение, астронавты могли видеть район, куда садятся.

Почти сразу после этого сработала аварийная сигнализация бортового компьютера , о чём Армстронг доложил в ЦУП. Лунный модуль в этот момент находился на высоте 10,2 км . Сигнал тревоги был вызван перегруженностью бортового компьютера , в который помимо навигационных данных поступала ненужная в тот момент информация от радара встречи с командно-служебным модулем (переключатель радара был поставлен Армстронгом в такое положение примерно за 3 минуты до первого тревожного сигнала). Всего за время посадки сигнализация срабатывала 5 раз, что сильно отвлекало внимание астронавтов. Определяющим в принятии решения ЦУПа о продолжении посадки стало слово специалиста по навигационным системам лунного модуля Стива Бэйлза, который посчитал, что перегруженность компьютера не поставит посадку под угрозу (позднее он вместе с астронавтами получит Президентскую медаль Свободы).

Торможение лунного модуля перед посадкой на Луну .

Аналогичный манёвр лунного модуля «Аполлона-10» - без посадки. После него было совершено отделение посадочной ступени лунного модуля, а его взлётная часть вместе со Стаффордом и Сернаном вновь пристыковалась к командному модулю корабля, ожидавшему их на орбите под управлением Янга, и все трое астронавтов вернулись на Землю.

Через 8,5 минут после начала торможения, на высоте чуть менее 2 км. , начался этап приближения к точке посадки , бортовой компьютер перешёл к выполнению программы, в соответствии с которой управление двигателем посадочной ступени и двигателями системы ориентации осуществляется автоматически, а астронавты могут вручную лишь корректировать ориентацию. «Орёл» начал медленно поворачиваться в вертикальное положение.

На высоте 1,5 км . при скорости снижения 30,5 м/с Армстронг на некоторое время отключил автоматический режим, чтобы сделать пробную корректировку ориентации.

На высоте около 460 м . Армстронг увидел, что автопилот ведёт корабль в точку на ближнем краю большого кратера, окружённого полем валунов до 2-3 метров в поперечнике (позднее было установлено, что это кратер Западный , диаметром 165 м). С научной точки зрения посадка рядом с большим кратером была бы весьма ценной. Однако Армстронг быстро понял, что посадить «Орёл» в достаточно безопасном месте, не долетая кратера, не удастся. Он решил его перелететь.

На высоте примерно 140 метров командир перевёл компьютер в полуавтоматический режим, в котором двигатель посадочной ступени управляется автоматически и поддерживает постоянную вертикальную скорость 1 м/с, а двигатели системы ориентации управляются полностью вручную. Армстронг уменьшил наклон лунного модуля назад с 18° до 5° от вертикали. Это увеличило скорость горизонтального перемещения вперёд до 64 км/час. Когда лунный модуль пролетал над кратером, командир начал искать место, пригодное для посадки, и выбрал относительно ровную площадку между небольшими кратерами и полем валунов.

На высоте около 80 метров вертикальная скорость снижения составляла около 0,5 м/с. Олдрин сообщил, что осталось 8% топлива. Ещё через несколько секунд он добавил, что видит тень «Орла» на поверхности Луны. На завершающем этапе захода на посадку лунный модуль был повёрнут примерно на 13° влево от курса, и тень была вне поля зрения Армстронга. На высоте 30 метров Олдрин доложил, что топлива остаётся 5% и что загорелось предупреждение. Начался 94-секундный отсчёт, по окончании которого у Армстронга останется только 20 секунд, чтобы посадить корабль или экстренно прервать посадку и взлететь. Через 33 секунды оператор связи в ЦУПе в Хьюстоне Чарльз Дьюк предупредил, что остаётся 60 секунд. Посадочный радар на несколько секунд «терял» поверхность. Частота пульса у Армстронга на завершающем этапе посадки достигла 150 ударов в минуту.

На высоте 12 метров Олдрин доложил, что поднимается лунная пыль.

На высоте около 9 метров , как вспоминал Армстронг, «Орёл» по неизвестной причине начал перемещаться влево и назад. С движением назад справиться удалось, но полностью погасить перемещение влево не получилось. Ещё более замедлять снижение или зависать было нельзя, поскольку топлива оставалось совсем мало, и допустимый лимит времени до прерывания посадки был почти исчерпан .

Вскоре после того, как Олдрин доложил, что высота 6 м . , вертикальная скорость 0,15 м/с, а скорость горизонтального перемещения - 1,2 м/с, Дьюк из Хьюстона предупредил, что остаётся 30 секунд . Через 9 секунд после этого предупреждения Олдрин закричал: «Сигнал контакта! » Это произошло в 20:17:39 UTC 20 июля (102 ч. 45 мин. 39,9 с. полётного времени) . Синий сигнал контакта означал, что лунной поверхности коснулся как минимум один из щупов длиной 1,73 м, которые крепились к трём из четырёх опор (кроме той, где была лестница). Через 1,5 секунды после этого Армстронг заглушил двигатель. На послеполётном опросе он рассказал, что не смог точно определить момента посадки. Посадка была настолько мягкой, что момент, когда корабль стал на грунт, было сложно определить .

После прилунения Армстронг передал Земле: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. "Орёл" сел ». Чарльз Дьюк ответил, от волнения оговорившись: «Понял вас, "Свок…", "Спокойствие". Вы прилунились. Мы тут все уже было посинели. Теперь мы снова дышим. Спасибо огромное! »

Лунный модуль стал на грунт с небольшим наклоном назад на 4,5° от вертикали, он так и остался повёрнутым на 13° влево от траектории полёта. Послеполётный анализ показал, что в топливных баках посадочной ступени «Орла» осталось 349 кг. топлива . Этого хватило бы на 25 секунд зависания , после чего осталось бы 20 секунд на запуск двигателя взлётной ступени и прерывание посадки. У следующих «Аполлонов» после посадки оставалось от 499 до 544 кг.

Корабль прилунился в точке с координатами 0,67408° с. ш. 23,47297° в. д. , в 6858 метрах западнее центра эллипса района посадки:

Место посадки «Аполлона-11» (на него показывает синяя стрелка) - юго-западный район Моря Спокойствия

В течение первых 2-х часов пребывания на Луне Нил Армстронг и Эдвин Олдрин были заняты имитацией предстартовой подготовки - на случай, если по каким-либо причинам возникла бы необходимость досрочно прервать пребывание на Луне.

После её завершения Армстронг запросил разрешение Хьюстона, вместо отдыха, который стоял следующим пунктом в полётном плане, примерно через 3 часа начать выход на поверхность . Разрешение было дано меньше чем через полминуты, всем было понятно, что эмоциональное состояние астронавтов всё равно не даст им заснуть . Кроме того, главное событие миссии передвигалось с глубокой ночи по времени восточного побережья США на лучшее эфирное время (для трансляции в прямом эфире).

Затем Олдрин, как старейшина пресвитерианской церкви, провёл краткую частную церковную службу, совершив таинство причастия . Олдрин имел с собой маленькую пластиковую коробочку с походным набором из миниатюрного потира, гостии и вина, которые он взял заблаговременно в Уэбстерской пресвитерианской церкви в Хьюстоне. После полёта Олдрин вернул миниатюрный потир в Уэбстерскую церковь. Каждый год в воскресенье, ближайшее к 20 июля, местные прихожане там принимают участие в богослужении Лунной евхаристии . Армстронг, будучи атеистом, участия в церемонии не принял, и причащаться не стал.

От получения разрешения на досрочный выход на поверхность Луны до начала разгерметизации кабины лунного модуля прошло более 4-х часов . После открытия выходного люка, в 109 часов 16 минут 49 секунд полётного времени , Армстронг, повернувшись к нему спиной, начал потихоньку в него протискиваться. Олдрин подсказывал ему, в какую сторону нужно двигаться и поворачиваться, чтобы ни за что не зацепиться. Выбравшись на площадку над лестницей, Армстронг первым делом отрепетировал возвращение в лунный модуль . Он снова заполз в него и встал на колени. Всё получилось нормально.

Взяв мешок с мусором , который ему передал Олдрин, он снова выбрался на площадку и выбросил мешок на лунную поверхность:

Мешок с мусором стал первым предметом, который человек, прибывший на другое космическое тело, бросил на него. Не является ли это пророческим символом - характеристикой нашего будущего освоения планет?


После этого Армстронг дёрнул за кольцо и открыл грузовой отсек посадочной ступени слева от лестницы (если смотреть на лунный модуль), тем самым включив телекамеру , которая и сняла его первый шаг на поверхность Луны (см. видео ниже). Спустившись на круглую тарелку опоры лунного модуля, Армстронг запрыгнул обратно на нижнюю ступеньку лестницы и сообщил Олдрину, что вернуться назад можно, но нужно хорошенько подпрыгнуть. Он снова спрыгнул на тарелку и доложил Хьюстону, что опоры модуля вдавлены в поверхность всего на 2,5-5 см , хотя лунный грунт очень мелкозернистый, почти как порошок, если смотреть на него с близкого расстояния.

Держась правой рукой за лестницу, Армстронг левой ногой ступил на лунную поверхность (правая оставалась на тарелке) и произнёс:

«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества »

That’s one small step for [a] man, one giant leap for mankind »)

Это произошло в 109 часов 24 минуты 20 секунд полётного времени , или в 02 часа 56 минут 15 секунд UTC 21 июля 1969 года . Через 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин.

Фраза при высадке на Луну была составлена заранее, однако от волнения Армстронг пропустил неопределённый артикль перед словом man , что хорошо слышно в записи. Таким образом, смысл фразы исказился: слово man без артикля означает не отдельный человек, а человек, как вид, человечество.

По словам друга детства Армстронга, фраза о двух разных шагах была навеяна детской игрой Mother May I , в которой нужно делать большие или маленькие шаги вперёд.

Телетрансляцию о высадке человека на Луну вели все страны, кроме СССР и Китая . В странах бывшего СССР распространена легенда, что в момент первой высадки на Луну, когда более чем 1 миллиард человек в остальном мире смотрели прямую трансляцию с Луны, по Центральному телевидению СССР якобы был показан фильм «Свинарка и пастух». Однако в этот момент, 5:56 утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач ; в 1969 году передачи ЦТ начинались только в 8 утра .

На поверхности Луны астронавты пробовали различные способы передвижения, собрали 21,55 кг. образцов лунного грунта , установили научные приборы, разговаривали с президентом Никсоном, установили мемориальную табличку, американский флаг и памятные медали в честь погибших американских астронавтов и советских космонавтов. Армстронг сходил к Малому Западному кратеру диаметром 30 метров, расположенному в 60 метрах к востоку от лунного модуля, и сделал там ряд снимков. Это было максимальное удаление астронавтов от лунного модуля во время данной экспедиции.

Пребывание вне корабля продолжалось 2 часа 31 минуту 40 секунд .

Когда Армстронг и Олдрин вернулись в лунный модуль и сняли шлемы и перчатки, они почувствовали едкий запах лунной пыли . Астронавты протёрли лица и руки влажными салфетками и полотенцами. Частица лунной пыли попала Армстронгу в глаз, но её удалось без проблем извлечь; вычистить до конца лунную пыль из-под ногтей ни он, ни Олдрин не смогли.

Олдрин доложил Земле, что на панели управления, справа, там, где он стоит, один переключатель находится не в том положении , в каком нужно, а включатель зажигания двигателя взлётной ступени вообще сломан . Вероятнее всего, это произошло, когда Олдрин поворачивался в кабине ещё с ранцем за плечами. Астронавты стали искать, чем можно было бы включить сломанный выключатель. Оказалось, что для этих целей подходил фломастер, который у них был на борту.

Ответив на ряд вопросов специалистов на Земле, Армстронг и Олдрин прибрались в кабине и стали укладываться спать . Спать пришлось в скафандрах. Олдрин, по его словам, урывками подремал часа два. Армстронг приближался к состоянию дремоты, но так и не смог заснуть.

За три дня до старта «Аполлона-11», 13 июля 1969 года , СССР запустил автоматическую станцию «Луна-15» , которая должна была достигнуть Луны как раз в день старта, 16 июля . Для американцев этот запуск был загадкой, но высказывались предположения, что его цель - мягкая посадка аппарата на Луну и возвращение его на Землю с образцами лунного грунта до возвращения «Аполлона-11». 16 июля «Луна-15» благополучно вышла на окололунную орбиту. В течение 52 витков с ней были проведены 86 сеансов связи, но при попытке посадки 21 июля 1969 года , т.е. во время пребывания Армстронга и Олдрина на Луне, она разбилась в Море Кризисов (т.е., не так далеко, по лунным меркам, от места посадки «Аполлона-11»).

Сразу после пробуждения астронавты начали готовиться к взлёту . Двигатель взлётной ступени лунного модуля был включён, как и планировалось, в 124 часа 22 минуты полётного времени . Таким образом, пребывание на поверхности Луны продолжалось 21 час 36 минут и 21 секунды .

Первые 10 секунд «Орёл» поднимался строго вертикально. Олдрин увидел в свой иллюминатор, как под воздействием реактивной струи полетели в разные стороны мелкие куски теплоизоляции посадочной ступени, и упал установленный ими флаг . Когда скорость достигла 12 м/с, корабль повернулся на 50° носом вперёд, чтобы начала увеличиваться горизонтальная скорость.

Траектория вертикального старта взлётной ступени лунного корабля с поверхности Луны


Через 7 минут «Орёл» вышел на промежуточную орбиту с периселением 17 км и апоселением 87 км .

Примерно через час после взлёта , когда оба корабля находились над обратной стороной Луны, Армстронг включил двигатели системы ориентации. Лунный модуль перешёл на почти круговую орбиту, периселений которой поднялся до 83,3 км .

Активный участок траектории выхода взлётной ступени лунного корабля на орбиту искусственного спутника Луны


Выход взлетной ступени лунного корабля на орбиту искусственного спутника Луны


Переход взлетной ступени лунного корабля на фазирующую орбиту и постоянную разность высот


В результате ещё нескольких последовательных манёвров через 3,5 часа после взлёта «Орёл» и «Колумбия» сблизились до расстояния 30 м.

Манёвр постоянной разности высот, окончательное фазирование, коррекция траектории встречи взлетной ступени с основным блоком корабля.

Вскоре после того, как Армстронг и Олдрин перешли в командный модуль, взлётная ступень «Орла» была сброшена . Она осталась на орбите, но со временем должна была упасть на Луну. Коллинз 7-секундным включением двигателей системы ориентации отвёл «Колумбию» на безопасное расстояние.

В самом начале 31-го витка, когда корабль находился над обратной стороной Луны, был включён его маршевый двигатель . Он отработал 2 минуты 28 секунд . «Аполлон-11» перешёл на траекторию полёта к Земле :

Выход на траекторию возвращения к Земле (ЖРД включен на 149 сек, когда корабль был за диском Луны, приращение скорости полета 1003 м/сек)


Астронавты перевели командно-служебный модуль в режим пассивного термического контроля (медленное вращение вокруг продольной оси), и у экипажа начался 10-часовой период ночного отдыха .

В 195 часов 03 минуты 06 секунд полётного времени «Аполлон-11» на высоте 122 км от поверхности Земли вошёл в плотные слои атмосферы со скоростью 11 км/с .:

Ориентация командного отсека корабля при входе в атмосферу, процесс раскрытия парашютов и посадка в Тихом океане


Траектория входа в атмосферу командного отсека корабля (отметки времени через 1/2 мин)


Через 15 минут корабль приводнился в 3 км от расчётной точки и в 24 км от авианосца «Хорнет », в точке с координатами 13°19′ (13,30°) с.ш. 169°09′ (169,15°) з.д.

Место посадки командного отсека корабля


Экипаж подняли на борт вертолёта и доставили на авианосец через 63 минуты после приводнения .

Через 2 часа 5 минут туда же доставили и «Колумбию». Из вертолёта астронавты перешли в мобильный карантинный фургон . Контейнеры с образцами прошли двойную стерилизацию : сначала ультрафиолетовыми лучами, затем - надуксусной кислотой. В карантин попали ещё 4 техника. В общей сложности, карантину были подвергнуты 23 человека. Однако, никаких патогенов или симптомов инфекционных заболеваний ни у астронавтов, ни у кого-либо из находившихся с ними в карантине обнаружено не было , поэтому было решено прекратить карантин для людей в 1 час ночи 11 августа , на день раньше, чем планировалось.

Образцы же лунной породы должны были оставаться в Лунной лаборатории дольше, от 50 до 80 дней, пока не будут готовы результаты всех посевов на микроорганизмы. Несколько сотен граммов реголита и сколов лунных камней стали материалом для определения их токсичности и патогенности. Лунный материал испытывался на стерильных мышах и различных растениях . Ни одного случая, который мог бы указывать на опасность для земных организмов, отмечено не было, лишь отдельные незначительные отклонения от нормы. Например, выяснилось, что образцы лунной породы стимулировали рост некоторых растений . Был сделан вывод, что лунный грунт биологически безопасен .

В полдень 12 сентября карантин был прекращён. Изучение доставленных образцов продолжилось в лабораториях по всему миру.

Анимационную реконструкцию основных этапов полёта можно посмотреть » - реконструкция миссии «Аполлон-11». На фоне хорошо известных фактов, в картине разворачивается история неизвестных доселе обстоятельств подготовки полёта: технические сложности и хитросплетения взаимоотношений астронавтов, кропотливое изложение деталей путешествия, дополненных никогда не публиковавшимися архивными съёмками в HD качестве, передовые спецэффекты. Фильм развенчивает множество мифов, существовавших десятилетия. Снят к 40-й годовщине полёта «Аполлона-11» (2009 год):

* * *

Следует отметить, что и у Советского союза была в те же годы программа пилотируемых лунных полётов . О том, почему она не была реализована, почему СССР «проиграл» Америке лунную гонку, можно будет поговорить отдельно.

* * *

Нельзя также не сказать о том, что существует « гипотеза лунного заговора » (или «лунной аферы» ), утверждающая, что американские астронавты никогда не были на Луне, а всё, что человечеству известно об этом – это удачная имитация , мистификация НАСА и правительства США.

Об этой гипотезе можно посмотреть, например, следующие видеоматериалы:

Источники : http://wikipedia.org, godkosmicheskojjery.ru, files.radioscanner.ru, zhistory.org.ua, testpilot.ru, bwana.ru, epizodsspace.narod.ru

Космос всегда был тем пространством, которое манит своей близостью и недосягаемостью. Люди по своей природе исследователи, а любознательность - это прогресс цивилизации как в техническом понятии, так и в расширении самосознания. Первая высадка человека на Луну укрепила уверенность в том, что мы способны на межпланетные полёты.

Спутник Земли

Русское название космического тела «Луна» в переводе с праславянского означает «светлая». Она является естественным спутником нашей планеты и её ближайшим небесным телом. Способность отражать солнечный свет на земную поверхность делает Луну вторым объектом по яркости на небосводе. О происхождении существуют два мнения: первое гласит об одновременном возникновении с Землёй, второе говорит о том, что спутник образовался в другом месте, но впоследствии был захвачен земным притяжением.

Существование спутника провоцирует появление особенных эффектов у нашей планеты. Например, силой своего притяжения Луна может управлять водными пространствами Благодаря размерам, берёт на себя часть метеоритных атак, чем в некоторой степени защищает Землю.

Начальные исследования

Первая высадка человека на Луну - это результат американской любознательности и намерения страны обогнать СССР в актуальном вопросе познания космоса. На протяжении многих тысячелетий человечество наблюдало за этим небесным телом. Изобретение в 1609 году телескопа Галилеем сделало визуальный метод изучения спутника более прогрессивным и точным. С тех прошла не одна сотня лет, пока люди решились отправить на космическое тело первый беспилотный аппарат. И одной из первых тут была именно Россия. 13 сентября 1959 года на поверхность Луны приземлился космический роботизированный аппарат, названный в честь спутника.

Год первой высадки человека на Луну - 1969. Ровно через 10 лет американские астронавты открыли новые горизонты для развития цивилизации. Благодаря более детальным исследованиям, открылись интересные факты рождения и строения спутника. Это, в свою очередь, дало возможность изменить гипотезу возникновения самой Земли.

Американская экспедиция

Космический корабль «Аполлон-11» начал свой полёт 16 июля. Экипаж состоял из трёх астронавтов. Целью экспедиции стала первая высадка человека на Луну. До спутника корабль летел четыре дня. И уже 20 июля модуль сел на территории Моря Спокойствия. В юго-западной части района группа пребывала на протяжении определённого временного промежутка: более 20 часов. Само присутствие людей на поверхности длилось 2 часа 31 минуту. 24 июля экипаж вернулся на Землю, где его продержали в карантине несколько дней: лунных микроорганизмов у астронавтов так и не нашли.

  • Опрос, проведённый в 1976 году статистических жителей Америки.
  • Видео тренировочных действий астронавтов на земной базе, которое имеет фантастическую схожесть с роликом, отснятым на спутнике.
  • Современный анализ изображения при помощи фоторедактора, где выявлены неточные теневые эпизоды.
  • Сам Некоторые учёные первые высказали мысль, что ткань не может развиваться в условиях лунной гравитации из-за отсутствия ветра.
  • На фотографиях «с Луны» отсутствуют звёзды.
  • Эдвин Олдрин отказался поклясться на Библии, что выходил на поверхность небесного тела.

На все обвинения сторонники высадки нашли естественные объяснения. Например, что ретушь применялась на фотографиях, чтобы улучшить качество для публикации, а рябь на флаге не от ветра, а от действий космонавта который устанавливает флаг. Оригинальной записи не сохранилось, значит, факт первого шага по спутнику Земли так и останется спорным моментом.

В России был свой неприятный казус в год высадки на Луну первых людей. Правительство СССР не сочло нужным поставить жителей страны в известность об американском событии. Хотя русский посол и был приглашён, на запуск «Аполлона-11» он не явился. Причиной назвал свою командировку по важным правительственным делам.

После первых успехов по изучению Луны (первая жесткая посадка зонда на поверхность, первый облет с фотографированием невидимой с Земли обратной стороны) перед учеными и конструкторами СССР и США, задействованными в «лунной гонке», объективно встала новая задача. Нужно было обеспечить мягкую посадку исследовательского зонда на поверхность Луны и научиться выводить на ее орбиту искусственные спутники.

Задача эта была непростой. Достаточно сказать, что Сергею Королеву, руководившему ОКБ-1, так и не удалось этого добиться. В 1963-1965 было осуществлено 11 запусков космических аппаратов (каждый удачно запущенный получал официальный номер серии «Луна») с целью мягкой посадки на Луне, и все они потерпели неудачу. Между тем, загруженность ОКБ-1 проектами была чрезмерной, и в конце 1965 года Королев был вынужден передать тему мягкого прилунения в КБ Лавочкина, которым руководил Георгий Бабакин. Именно «бабакинцам» (уже после смерти Королева) удалось войти в историю благодаря успеху «Луны-9».

Первая посадка на Луну


(Нажмите на картинку, чтобы посмотреть схему прилунения космического аппарата)

Вначале станция «Луна-9» 31 января 1966 года была доставлена ракетой на орбиту Земли, а затем с нее отправилась в сторону Луны. Тормозной двигатель станции обеспечил гашение посадочной скорости, а надувные амортизаторы защитили посадочный модуль станции от удара о поверхность. После их отстрела модуль развернулся в рабочее состояние. Полученные от «Луны-9» за время связи с ней первые в мире панорамные изображения лунной поверхности подтвердили теорию ученых о поверхности спутника, не покрытой значительным пылевым слоем.

Первый искусственный спутник Луны

Вторым успехом «бабакинцев», использовавших задел ОКБ-1, стал первый лунный искусственный спутник. Старт космического аппарата «Луна-10» состоялся 31 марта 1966 года, а успешный вывод на окололунную орбиту - 3 апреля. За более чем полуторамесячный период научные приборы «Луны-10» исследовали Луну и окололунное пространство.

Достижения США

Тем временем США, уверенно шедшие к своей главной цели - высадке человека на Луне, стремительно сократили разрыв с СССР и вырвались вперед. Пять космических аппаратов серии Surveyor совершили мягкое прилунение и провели важные исследования в местах посадки. Пять орбитальных картографов Lunar Orbiter составили детальную карту поверхности с высоким разрешением. Четыре испытательных пилотируемых полета космических кораблей Apollo, в том числе два с выходом на орбиту Луны, подтвердили правильность принятых при разработке и проектировании программы решений, а техника доказала свою надежность.

Первая высадка человека на луне

В экипаж первой лунной экспедиции вошли астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин м Майкл Коллинз. Космический корабль Apollo 11 отправился в полет 16 июля 1969 года. Гигантская трехступенчатая ракета Saturn V отработала без замечаний, и Apollo 11 отправился к Луне. Выйдя на окололунную орбиту, он разделился на орбитальный модуль Columbia и лунный модуль Eagle, пилотируемый астронавтами Армстронгом и Олдрином. 20 июля он прилунился на юго-западе Моря Спокойствия.

Спустя шесть часов после посадки, Нил Армстронг вышел из кабины лунного модуля и в 2 часа 56 минут 15 секунд по всемирному времени 21 июля 1969 года впервые в человеческой истории ступил на лунный реголит. Вскоре к командиру первой лунной экспедиции присоединился Олдрин. Они провели на поверхности Луны 151 минуту, разместили на ней атрибутику и научную аппаратуру, взамен загрузив в модуль 21,55 кг лунных камней.

Окончание «лунной гонки»

Оставив на поверхности посадочный блок, взлетная ступень Eagle стартовала с Луны и состыковалась с Columbia. Воссоединившись, экипаж направил Apollo 11 к Земле. Затормозившись в атмосфере со второй космической скоростью, командный модуль с астронавтами после более чем 8-суточного полета мягко опустился в волны Тихого океана. Главная цель «лунной гонки» была достигнута.

Обратная сторона луны

(Фотоснимок обратной стороны Луны с приземлившегося аппарата "Чаньэ-4" )

Это сторона невидимая с Земли. 27 октября 1959 года с лунной орбиты обратную сторону сфотографировала советская космическая станция "Луна-3", а спустя более полувека 3 января 2019 года китайский космический аппарат "Чаньэ-4" успешно приземлился на поверхность обратной стороны и прислал первый снимок с ее поверности.

Чем глубже уходят в историю первые полёты людей на Луну, тем больше мифов и сплетен о них возникает. В Интернете появляется всё больше сайтов, авторы которых с маниакальным усердием пытаются доказать, что такого события, как ПОКОРЕНИЕ ЛЮДЬМИ ЛУНЫ в истории ХХ века не было, а космические корабли APOLLO либо никуда не летали, либо возили на Луну роботов (обутых в ботинки астронавтов). Фотоснимки и видеофильмы с людьми на Луне нам предлагают считать фальшивками, сфабрикованными в Голливуде. Как ответ на мутный поток лжи, клеветы и гнусных измышлений в адрес Героев Космоса, покоривших Луну, как форпост исторической правды, как дань уважения подвигу астронавтов NASA, я, cropman , создал этот сайт.

Историческая справка : в мае 1961 года президент США Джон Кеннеди, выступая в конгрессе, поставил перед своей страной задачу: доставить первых людей на Луну и вернуть их обратно на Землю. Через два года подлый убийца оборвал земной путь этого великого мечтателя. Но дерзкий проект "Аполлон", набравший к тому времени обороты, уже ничто не могло остановить, американцы продолжали упорно и настойчиво решать поставленную президентом Кеннеди задачу. Их не остановили ни технические трудности, ни гибель при наземных испытаниях в январе 1967 года экипажа Аполлона-1. 20 июля 1969 года они высадили первых людей на Луне, а затем успешно вернули их на Землю. Сбылась вековая мечта человечества! Первыми людьми на Луне стали Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин. Затем американцы осуществили ещё пять успешных лунных экспедиций.

На этом сайте размещена коллекция прямых и косвенных доказательств,
и любых доводов в пользу утверждения:


1. За полёт в космос (успешный или не очень) в СССР космонавтам присваивали звание "Герой СССР". Нил Армстронг 16 марта 1966 года совершил полёт в космос на космическом корабле Джемини-8. Эдвин Олдрин 11 ноября 1966 года совершил полёт в космос на космическом корабле Джемини-12. Эти полёты (вокруг Земли) никто и никогда не оспаривал и если у нас не двойная мораль, то мы должны считать Армстронга и Олдрина - Героями. Многие астронавты также побывали в космосе прежде, чем стали участниками программы "Аполлон". Вопрос: могут ли Герои "по-совместительству" быть жуликами, аферистами, фальсификаторами, разводилами, обманувшими доверчивое и наивное человечество? И не отдельные личности, а целиком весь отряд астронавтов, поголовно, без исключений. Надо быть ампутантом совести, чтобы ответить - да, могут. Давно замечено, - те, кто постоянно подозревает других людей в подлости, как правило сами являются подлецами. "Всякий негодяй, - говорил В. В. Стасов, - всегда подозревает других людей в какой-нибудь низости".

2. Все знают, что врать нехорошо, но многие американцы - верующие люди. Для них враньё исключено в принципе - нарушение девятой заповеди, за которое Господь может осудить на вечные муки в аду. Поэтому лично для меня слова одного верующего Эдвина Олдрина весят больше, чем слова всех безбожников, и нигилистов, не боящихся ни греха, ни Божьего суда, которыми почему-то и являются все известные мне горе-изобличители NASA.

3. В программе "Аполлон" прямо или косвенно участвовали 36 тысяч специалистов NASA и 376 тысяч контрактников и никто из них и по сей день не сознался и не покаялся во лжи. А ведь заговорщики должны быть малочисленны, иначе утечка информации неизбежна и заговор обречён на провал. Более четырёхсот тысяч - совершенно несуразное число участников для успешной аферы. Как случилось, что среди тысяч негодяев, обманувших доверчивое человечество, не нашлось ни одного предателя? Отсутствие хотя бы одного раскаявшегося заговорщика (лунного сноудена) - зияющая брешь в гипотезе "лунного заговора".

4. Авторами программы "Аполлон" являются учёные, подданые Науки. Это люди особого сорта, у них своя система фундаментальных ценностей и приоритетов (где честь и совесть не на последнем счету). Настоящий учёный также чужд Мамоне, как математик Григорий Перельман (отвергший миллион долларов). Сколотить из таких людей сплочённый коллектив лжецов, аферистов, мошенников (авторов величайшей мистификации) никому не под силу.

5. Фальсификация полётов на Луну не имела никаких шансов на успех, потому что одновременно с Аполлонами на Луну летали советские автоматы. Советский Союз мог произвести инспекцию любого из мест высадки американцев на Луне. АМС Луна-15 садилась на Луну одновременно с Аполлоном-11, Луноход-2 высадился на Луну просто возле Аполлона-17 (~175 км). Бессмысленно затевать аферу, не имеющую ровно никакой ЗАЩИТЫ от разоблачения. Даже карманник на базаре не полезет в чужой карман зная, что за ним наблюдают, что его стерегут. Уж лучше остаться без добычи, чем быть пойманным.

6. Фальсификация полётов на Луну могла иметь лишь ВРЕМЕННЫЙ успех. Следы на Луне сохраняются в неизменном виде миллион лет. Рано или поздно тайное станет явным и что тогда? Национальный позор, ущерб от которого на несколько порядков превысит размер призовых за победу в лунной гонке? Неужели руководителям NASA не был известен постулат Авраама Линкольна: "Можно всё время обманывать некоторое число людей, и всех людей - некоторое время, но нельзя обманывать всех людей всё время"? Фальсификация должна быть бессмертной (а это Линкольн запретил) или не рождаться вовсе.

7. А так ли уж нужна была американцам победа в лунной гонке? Им что больше нечем было утишить уязвлённое самолюбие? Они и так первые в науке (по числу Нобелевских лауреатов), первые в экономике (по величине валового национального продукта), первые в спорте (по числу выигранных Олимпиад). Ну не получилось бы у них стать первыми на Луне, так впереди Марс и вся Солнечная система, найдётся на чём отыграться. Стоит ли рисковать репутацией ради какой-то Луны? Изобличители явно преувеличивают степень мотивации "лунных аферистов". США разумнее было сдать очередной этап космической гонки (ну сдали же они несколько этапов перед этим), чем идти на безумно рискованный подлог.

8. Кстати, изобличители не могут внятно объяснить, почему фальсификаторы "проспали" такие престижные космические свершения как: запуск первого спутника, полёт в космос первого живого существа, полёт туда первого человека и первой женщины? Почему объектом фальсификации стали именно полёты на Луну, которые труднее всего подделать? Где фальсификаторы раньше-то были со своим Голливудом? Уж явно проще и в тысячи раз дешевле было подделать первый выход человека в открытый космос, например. Да и за 2 месяца до Аполлона-11 к Луне летал Аполлон-10. Почему "аферисты" в ходе того полёта не заявили о высадке людей на Луне? Вместо этого, пошли на риск утраты приоритета, позволив Луне-15 первой доставить лунный грунт на Землю. Не могли же они заранее знать, что она разобьётся...

9. Обращаясь к сессии Генеральной ассамблеи ООН 20 сентября 1963 года президент Джон Кеннеди официально и публично пригласил Советский Союз присоединиться к Соединённым Штатам для совместной реализации экспедиции на Луну. Считаю, что отвергнув это приглашение, русские, в тот период обогнавшие в космическом соревновании Америку "на несколько кругов", лишили себя морального права на ревизию итогов лунной гонки по её окончании.

10. Наоборот, граждане Советского Союза имеют полное право разделить триумф победителей лунной гонки, потому что без участия их страны в этой гонке, никаких людей на Луне и по сей бы день не было. Именно первенство СССР в космических достижениях в эпоху первых полётов в космос, больно ударив по самолюбию американцев, вынудило их осуществить явно опередившую своё время программу Аполлон, для возвращения США временно утраченного ими первенства в научно-технических достижениях. Нам следует, не отрицать полёты на Луну, а гордиться ими, - без нашего участия они бы не состоялись. Вот поэтому в названии этой веб-страницы я и написал "Люди", а не "Американцы" летали на Луну.

11. NASA на деле доказывает свою состоятельность, "в гордом одиночестве" (после распада СССР) исследуя Солнечную систему. Уже исследованы Марс и Венера, система Юпитера и система Сатурна, недавно зонд Мессенджер начал исследования Меркурия, а зонд Даун исследовав астероид Весту, отправился к Церере и исследует её. Наконец, зонд Новые Горизонты добрался до Плутона. Нет ничего удивительного в том, что именно NASA доставило первых людей на Луну. Это лишь одно, в череде прочих, космическое достижение американцев. Вот если бы о полёте на Луну своих подданных заявила республика Буркина Фасо , думаю возникли бы понятные сомнения, даже несмотря на перевод названия этой африканской страны (Родина Честных Людей).

12. На Луне находятся научные приборы - лазерные уголковые отражатели, сейсмометры, фиксирующие лунотрясения, оборудование для измерения солнечного ветра, обнаружения следов атмосферы и измерения потока тепла из недр Луны. С этими приборами длительное время (вплоть до 1978 года) работали астрономы и селенологи многих стран мира. Лазерные уголковые отражатели доступны для экспериментов по локации Луны и сегодня. Расположены эти научные приборы точно в заявленных местах посадки лунных модулей Аполлонов. Нет никаких причин сомневаться в том, что их доставили туда участники лунных экспедиций.

13. Астронавтами в ходе шести лунных эспедиций доставлено на Землю около 380 килограммов лунного грунта , который в силу условий его формирования (вакуум, космические излучения, микрометеориты) невозможно подделать. Образцы лунного грунта были переданы для изучения учёным многих стран мира, а отчёты об исследованиях этих образцов публиковались в научных журналах. Например, 13 апреля 1972 года Президиум Академии наук СССР посетили представители NASA. Состоялась передача образцов лунного грунта, доставленного экипажем Аполлона-15 в обмен на образцы лунного грунта, доставленного станцией Луна-20.

14. Американские учёные, исследовавшие лунный грунт, доставленный экипажем Аполлона-11, открыли не известные на тот момент на Земле минералы . И только через 14 месяцев появился советский грунт (доставленный автоматической грунтозаборной станцией Луна-16) с теми же невиданными прежде минералами. Также впервые американцами было заявлено, что свободное железо из лунного грунта не окисляется на воздухе, что позже подтвердили советские исследователи, ухитрившиеся при этом оформить патент на открытие. Непостижимое умение "аферистов" NASA угадывать новые минералы и необычные свойства химических элементов в лунном грунте - ещё одна неразрешимая проблема тех, кто отрицает полёты на Луну.

15. В июле 2002 года в Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне произошла дерзкая кража сейфа с лунным грунтом, совершённая студентом-практикантом Тэдом Робертсом с тремя подельниками. Воришек поймали при попытке сбыта краденного через сайт минералогического клуба. Состоялся суд. Организатор кражи получил 8 лет тюрьмы, из которых отсидел 6. Хочется спросить тех, кто отрицает полёты на Луну: кто из них готов отсидеть 6 лет за решёткой, ради временного обладания "фальшивым" лунным грунтом? Или грунт всё же подлинный?

16. Экипажем Аполлона-12 доставлены на Землю некоторые части аппарата Сервейер-3 , простоявшего на Луне почти два с половиной года. В частности: образцы алюминиевых труб, кусок стеклянной облицовки, обрывки проводов, скребок механической лопаты и телевизионная камера. Так в распоряжении творцов новой космической техники оказались ценнейшие данные по космическому материаловедению. Как эти предметы могли вернуться на Землю, если лунные экспедиции - вымысел?

17. В результате лунных экспедиций в архивах NASA образовался огромный массив данных. Эти данные позже были оцифрованы и выложены в Интернете на сайтах NASA. Вот неполный перечень этих сайтов:
http://next.nasa.gov/alsj/a11/images11.html
http://next.nasa.gov/alsj/a12/images12.html
http://next.nasa.gov/alsj/a13/images13.html
http://next.nasa.gov/alsj/a14/images14.html
http://next.nasa.gov/alsj/a15/images15.html
http://next.nasa.gov/alsj/a16/images16.html
http://next.nasa.gov/alsj/a17/images17.html

Из фотоматериалов лунных экспедиций изготовлены великолепные лунные панорамы, которыми можно долго любоваться на мониторах современных компьютеров в режиме полноэкранного просмотра. Вот они:


18. В каждом полёте по программе Аполлон астронавты снимали себя, интерьер корабля и виды в иллюминатор на 16-мм киноплёнку. Все эти фильмы (разумеется оцифрованные) ныне общедоступны. Погуглите "Apollo 16mm onboard film" и посмотрите. Во время просмотра обратите внимание на длительность эпизодов, иллюстрирующих состояние НЕВЕСОМОСТИ, - нередко эпизоды длятся десятки минут. А ведь искусственную невесомость на Земле никто до сих пор не научился создавать дольше, чем на десятки секунд. Спецэффекты в кинофильмах тех лет были весьма примитивны, а компьютерная графика появилась лет через 20.

19. Командир Аполлона-15 Дэйвид Скотт, находясь на Луне 2-ого августа 1971 года, продемонстрировал перед телекамерой знаменитый опыт Галилея, в ходе которого молоток и орлиное перо упали на лунный грунт одновременно. В павильоне Голливуда этого произойти никак не могло, потому что перо падало бы медленнее молотка из-за трения о воздух. http://youtu.be/w0GqrtbQnxI

20. Астронавты экспедиции "Аполлона-16" (Янг и Дьюк) доставили на Землю снимки Млечного Пути и некоторых галактик в диапазоне ультрафиолетового излучения. Эти снимки были получены астронавтами с помощью небольшого взятого с собой в полет телескопа. Как известно, ультрафиолетовое излучение не проходит сквозь земную атмосферу, так что Янг и Дьюк как минимум побывали за пределами земной атмосферы. Кстати, телескоп остался на Луне, так что первая лунная обсерватория уже 40 лет ждет своих астрономов.

21. Благодаря доставленным астронавтами на Луну сейсмометрам удалось поставить там несколько активных сейсмических экспериментов. Начиная с полета "Аполлона-12", взлетная ступень лунной кабины, после того как астронавты возвращались на ней в основной блок, тормозилась и сбрасывалась на поверхность Луны. Удар аппарата массой 2,5 тонны на первой лунной космической скорости (1.6 км/с) был эквивалентен взрыву 800 кг тротила. А начиная с полета "Аполлона-13", на Луну направлялась и последняя ступень ракеты "Сатурн-5". Падение на Луну ступени массой 15 тонн уже со скоростью 2,5 км/с производило эффект, как от взрыва 10 тонн тротила. При этом сейсмометры на лунной поверхности фиксировали сейсмические колебания, вызванные падением ступеней и лунных кабин. Падение третьей ступени ракеты, отправившей "Аполлон-13" к Луне стало для селенофизиков настоящим сюрпризом: после удара Луна буквально загудела, как колокол. Сейсмические колебания продолжались целых четыре часа. Появились подозрения, что Луна внутри полая. 13 мая 1972 года в 142 км от сейсмостанции А-14 упал метеорит, размером 2 м со скоростью 20 км/с. Удар был настолько силен, что образовался кратер диаметром 100 м. Приборы на сейсмостанциях А-12 и А-14 зашкалили, а на станциях А-15 и А-16 (расположенных соответственно в 967 и 1026 км) получили записи сильнейшего лунотрясения. Лунная сейсмология просто не родилась бы - будь программа Аполлон лишь мистификацией.

22. В настоящее время исследования Луны осуществляют не только США (LRO), но также Китай, Япония и Индия. Индийским спутником получены данные, подтверждающие наличие на Луне следов пребывания астронавтов Аполлона-15 (izvestia.ru). А японский зонд "Кагуйя" передал на Землю данные, на основе которых построена 3D-модель горы Хэдли. Достаточно сравнить вид этой модели из места высадки астронавтов Аполлона-15 с фотографией горы Хэдли, доставленной на Землю Скоттом и Ирвином, чтобы признать, что в Голливуде шестидесятых годов прошлого века не могли построить декорацию в мельчайших деталях совпадающую с оригиналом, находящимся на Луне (Hadley.jpg).

23. В реальности программы "Аполлон" лучше всего убеждает разработка аналогичной программы в СССР (кстати тщательно засекреченной и даже официально отрицавшейся советской пропагандой тех лет). Только с наступлением эпохи гласности стали известны её подробности и её название: Н1-Л3 . Ракета Н1 по характеристикам уступала ракете Сатурн-5, но всё же могла доставить на Луну одного космонавта. К сожалению "нет повести печальнее на свете, чем повесть о..." нашей лунной ракете. После четырёх неудачных пусков проект был закрыт. Дальнейшие испытания не имели смысла - американцы к тому времени уже закончили полёты на Луну. Удобнее было сделать вид, что Советский Союз рисковать жизнями советских космонавтов и не собирался. Так и поступили.

24. С появлением искусственных спутников Земли (ИСЗ) у астрономов появились новые инструменты, предназначенные для их наблюдения . Крупнейшие обсерватории мира стали создавать станции слежения за спутниками и фотографировать их. Астрономы научились фотографировать даже межпланетные станции , а спутники на низких орбитах видны , как с орбиты - автомобили на улицах Москвы. Разумеется отслеживались и полёты на Луну. Снимки сохранились и они доступны. Изобличители смогут объяснить: каким образом NASA вовлекла в "лунную аферу" астрономов разных стран мира? Вряд ли.

25. В 1958 году создан Международный Комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР). КОСПАР объединяет ведущие научные учреждения многих стран и международных научных союзов, деятельность которых связана с космическими исследованиями. КОСПАР ежегодно созывает международные симпозиумы по исследованию космического пространства, которые позволяют подвести итоги космических исследований. В июне 1970 г. в моём родном городе прошла ХIII Сессия КОСПАР , на которой с докладом выступил первый человек, ступивший на Луну - Нил Армстронг. Мысль о том, что международных экспертов по космонавтике можно "развести как последних лохов" выглядит убедительно лишь в умах настоящих, а не мнимых лохов.

26. 14 октября 1905 г. в Париже была учреждена Международная авиационная федерация (FAI). Ныне членами этой международной организации являются более 60 стран мира. ФАИ обеспечивает контроль за авиационными достижениями во всем мире, сопоставляет их и тем самым способствует развитию конструкторской мысли, авиации, авиационного спорта, их прогрессу. Она также наблюдает за достижениями в астронавтике и межпланетных полетах, регистрируя рекорды и в этой области. В настоящее время ФАИ учитываются и регистрируются научно-технические и рекордные достижения не только пилотируемых человеком кораблей, но и автоматических станций, совершающих полеты как вокруг Земли, так и к другим планетам Солнечной системы. У NASA не возникло никаких проблем с регистрацией многочисленных космических рекордов установленных в ходе реализации программы Аполлон, хотя комиссары ФАИ проверяли всё тщательно и скрупулёзно.

27. СССР собственными средствами контролировал ход выполнения программы "Аполлон". Для этого в конце 1967 г. специалистами НИИ-885 был создан специальный контрольный радиотехнический комплекс, который позволял принимать сигналы с американских космических кораблей Аполлон, совершавших облет Луны и посадку на ее поверхность. Этот комплекс использовал антенну ТНА-400 с диаметром тарелки 32 м, которая размещалась в Крыму, вблизи г.Симферополя. Слежение велось за космическими кораблями экспедиций Аполлон-8, Аполлон-10, Аполлон-11 и Аполлон-12 с декабря 1968 г. по ноябрь 1969 г. С этих космических кораблей принимались с хорошим качеством телефонные переговоры астронавтов с Землей и телеметрическая информация о состоянии бортовых систем.

28. На этом видео детали лунного рельефа, заснятые астронавтами Apollo-11 в иллюминатор лунной кабины, убедительно идентифицируются с деталями новейшей лунной карты, относящимися к траектории снижения лунной кабины перед посадкой на Луну. В 1969 году лунных карт такого высокого разрешения ещё не было, и даже Стэнли Кубрик не мог бы создать декорации, на 40 лет опередившие своё время.

29. На этом коллаже один из кадров фильма, снятого астронавтами Apollo-14 в феврале 1971 года во время взлёта с Луны, наложен на фрагмент современного снимка Луны высокого разрешения. Посмотрите насколько совпадают детали изображений. Лунных карт с таким разрешением 40 лет назад просто не существовало, поэтому нетрудно понять, что в иллюминаторе взлётной ступени лунного модуля Antares видна реальная лунная поверхность, а не голливудская декорация.

30. На другом коллаже один из кадров фильма, снятого астронавтами Apollo-15 в первые секунды взлёта с Луны предлагается сравнить с фрагментом современного снимка места посадки лунного модуля Фэлкон, выполненного Лунным Орбитальным Разведчиком 11 июня 2011 года. Совпадение деталей лунного рельефа на этих изображениях можно объяснить лишь тем, что изображена реальная лунная поверхность.

31. В апреле 1972 года астронавты Apollo-16 (Янг и Дьюк), взлетая с поверхности Луны, сняли фильм, фрагмент которого выложен . На 31-ой секунде появляется кадр, который можно сравнить с фрагментом снимка LRO - M175179080LR. Посмотрите насколько совпадают детали рельефа лунной поверхности на этих

32. В декабре 1972 года астронавты Apollo-17 (Сернан и Шмитт), взлетая с поверхности Луны, сняли фильм, фрагмент которого выложен . На 42-ой секунде появляется кадр, который можно сравнить с фрагментом снимка LRO - M129086118LR. Посмотрите насколько совпадают детали рельефа лунной поверхности на этих двух изображениях, полученных с интервалом в 40 лет.

33. Любимым занятием изобличителей NASA является отыскание в необъятных архивах лунных экспедиций фотоматериалов, на которых можно указать несоответствие каких-то деталей тому, "как должно это быть на самом деле". За этим следует обвинение в фотомонтаже и подлоге, и громкая презентация нового доказательства "лунной аферы". Например, флаг на вмонтирован позже, т.к. не имеет тени. Эти изыскатели улик не понимают, что 40 лет назад единственным инструментом фотомонтажа были ножницы! Они просто не знают о том, что персональные компьютеры появились через 10 лет, а программа Фотошоп через 20 лет после экспедиций на Луну, а значит для фальсификации всех лунных фотоснимков NASA требовалась целая армия вооружённых ножницами фотомонтажников.

34. Мировое научное сообщество (за исключением нескольких чудаков) едино во мнении о том, что лунные экспедиции Аполлонов подлинны и достоверны, а гипотеза "лунного заговора" - детище дилетантов и малоинформированных псевдо-знатоков. Впрочем, единой гипотезы "заговора NASA" на самом деле и нет, потому что изобличители никак не могут договориться между собой, то ли американцы никуда не летали, то ли летали, но лишь вокруг Земли, то ли летали к Луне, но на неё не высаживались. До тех пор, пока эти "скептики" не выработают единой версии "лунного заговора", не вижу оснований называть их противоречивые гипотезы теорией.

35. Забавный казус случился с редакцией Международного Научного Журнала "Витязь ". Одному из самых одиозных ненавистников США (бессрочно забаненному в Википедии), Антону Колмыкову удалось тиснуть в этот якобы рецензируемый журнал свою вздорную статейку "Как США летали на Луну... ". После нескольких протестов научной общественности редакция журнала "Витязь" опомнилась и отреклась от уже опубликованной статьи Колмыкова как от антинаучной ереси. Теперь номер 6 этого журнала скачивается из его архива уже в сокращённом виде (без злополучной статьи). Хотя журнала "Витязь" и нет в списке ВАК, он тем не менее представлен в НЭБ и его следовало бы исключить оттуда, но повинную голову меч не сечёт.

36. Советские и российские космонавты, а также специалисты, работающие на космос, в абсолютном своём большинстве не сомневаются в подлинности полётов людей на Луну на кораблях Аполлон. И уж никто и никогда не убедит Леонова и Макарова, Быковского и Рукавишникова, Поповича и Гречко, которые сами готовились к полётам на Луну, что это - совершенно неразрешимая техническая проблема:

"А в космосе открытом, чтоб вы знали, нужна защита, целый метр свинца!
А значит, на Луну и не летали, избегнуть, чтоб летального конца!"

37. Фонд "Общественное мнение" в 2000 году провёл всероссийский опрос городского и сельского населения (1500 респондентов). На вопрос: "ВЕРИТЕ, ЧТО АМЕРИКАНСКИЕ АСТРОНАВТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОБЫВАЛИ НА ЛУНЕ?" ответили - да/нет, среди всех опрошенных - 51/28, имеющих высшее образование - 62/21, имеющих неполное среднее образование - 38/30, проживающих в Москве и Петербурге - 62/25, проживающих на селе - 45/29. Голосованием исторические истины не устанавливают, но данное социологическое исследование ясно указывает на причины недоверия россиян к полётам на Луну. Это недостаток у опрошенных образования, эрудиции и культуры.

38. В учебниках истории всех стран мира первые полёты людей на Луну зафиксированы как исторический факт. Несмотря на многочисленные вопли опровергателей этого факта, сайты которых размножаются "перекрёстным опылением", никто из профессиональных историков не собирается переписывать свои монографии или школьные учебники. Статус данного события (полёт людей на Луну) в исторической науке остаётся неизменным - "факт", а не "миф".

39. Энциклопедии на языках всех народов Земли содержат статьи, посвящённые первым полётам людей на Луну. Энциклопедия это - научно-справочное издание, содержащее сведения, не вызывающие никаких сомнений, содержащие только объективно достоверные данные. Авторами энциклопедий являются как правило самые эрудированные учёные, обладающие глубокими знаниями предмета, о котором пишут. Поэтому во всех энциклопедиях чёрным по белому написано, что 12 человек побывали на Луне. А как Вы думаете, присутствуют в энциклопедиях хотя бы упоминания о гипотезе "лунного заговора"? Я смог найти такое упоминание только в Википедии, если Вам повезёт больше - прошу сообщить мне.

40. Музеи науки и техники в самых разных городах мира имеют экспозиции, посвящённые космическим исследованиям. Там представлены экспонаты, являющиеся вещественными доказательствами достоверности лунных экспедиций. Вот примеры таких музеев: Museum of Science and Industry почтовых марках . Интересно, что по возвращении экипажа Аполлона-15 на Землю, произошёл известный филателистический скандальчик . Руководство NASA примерно наказало астронавтов за пронос на борт Аполлона-15 почтовых конвертов сверх санкционированной нормы. Об этом инциденте изобличители NASA помалкивают, потому что он показывает - моральный облик сотрудников NASA был на должной высоте и инкриминировать им супернадувательство (обман всего человечества) - безнадёжное дело.

42. Противники полётов людей на Луну (нежный эпитет опровергателя Олега Олейника), а проще говоря ненавистники NASA не устают повторять тезис о том, что за 40 лет никто НЕ СМОГ повторить не только полёт на Луну, но даже и облёт Луны. Так вот этот их тезис - неправда! Можно говорить лишь о том, что никто НЕ ЗАХОТЕЛ. В СССР был создан и испытан в полётах космический корабль Зонд . По сути это обычный Союз, но без бытового отсека, выводимый на траекторию облёта Луны ракетой Протон . В таком корабле за две недели до астронавтов Аполлона-8 в облёт Луны (первый в истории человечества) готовы были отправиться 2 советских космонавта, но руководство отменило запуск, поскольку предыдущий корабль Зонд-6 разбился при посадке. В наши дни в Интернете появились слухи о том, что одно из двух мест на таком корабле, который в 2015 году может отправиться в полет вокруг Луны, уже продано за 150 млн долларов. Так что Луна давно доступна не только для NASA.

43. Настоящая правда о полётах на Луну содержится в книгах соратников С.П. Королёва и в книгах летописцев советской космонавтики. Вот далеко не полный список этих книг:
Борис Евсеевич Черток "Ракеты и люди. Лунная гонка"
Василий Мишин "Почему мы не слетали на Луну"


Вердикт: мнение о том, что полёты на Луну - наглая мистификация, является маргинальным (от франц. marginal - сбоку на полях), то есть незначительным, несущественным, второстепенным, оставаясь уделом дилетантов, невежд и шарлатанов.


ЧЕСТЬ И СЛАВА ПОКОРИТЕЛЯМ ЛУНЫ!
СТЫД И ПОЗОР ШЕЛЬМОВАТЕЛЯМ ГЕРОЕВ!

P.S. Можно не сомневаться, что моя коллекция доводов в пользу достоверности первых полётов людей на Луну является неполной. Если Вам известны доводы, способные пополнить эту коллекцию - присылайте их мне по электронной почте и они будут здесь опубликованы. А вот господа опровергуны могут не беспокоиться, их измышлений я начитался достаточно и поэтому сразу ПОСЫЛАЮ их всех по известному адресу (я форум имею ввиду, а не то, что Вы подумали). Теперь доступна pdf-версия книги Nikomo "Анти-Попов", в которой выявлена антинаучность конспирологических инсинуаций А.И. Попова, а также мои