Как уладить конфликт на работе. Конфликты на рабочем месте: как выйти с достоинством? Способы устранения конфликтов

Часто самый незначительный ситуативный конфликт может перерасти в затяжную войну, которая будет отравлять жизнь не только конфликтующим, но и всем окружающим. Разбирается в этой проблеме психолог Наталия Исаичева .

С конфликтными ситуациями на работе сталкиваются почти все. Конфликт — это противоречие, несогласие между людьми, коллективами, возникшее в процессе трудовой деятельности из-за противоположности интересов и отсутствия согласия между сторонами. Его можно сравнить с болезнью — если вовремя не принять меры, он может охватить большее количество людей, тем самым организация будет терпеть убытки. Нужно учитывать, что и на здоровье участников конфликт имеет разрушительное влияние.

Одни конфликты возникают по объективным причинам и касаются работы, другие — по субъективным причинам, затрагивая эмоционально-личностные отношения. Основные причины конфликтных ситуаций — это неумение общаться, различия в квалификации, целях, ценностях, воспитании и манере поведения. Источником возникновения конфликта может быть и руководитель, если он проявляет тщеславие, грубость в отношении к подчиненным, тем самым нарушая служебную этику. Если начальник нарушает трудовое законодательство и не может справедливо оценить результаты труда каждого работника.

Какие есть способы разрешения конфликтов на работе?

1. Уход от конфликта

Смысл его сводится к тому, что одна сторона не желает участвовать в конфликте, игнорируя ситуацию. Если конфликт возник по субъективным причинам, то данный подход может иметь положительные последствия. Вторая сторона может переосмыслить ситуацию, успокоится и открытого столкновения можно избежать.

Но если конфликт образовался на профессиональной почве, то уход от него может только усугубить ситуацию, так как причина, вызвавшая конфликт, не устранена. В этом случае нельзя оставлять ситуацию без внимания.

2. Сглаживание или приспособление к конфликту

Основная цель сглаживания — быстро предотвратить конфликт путем соглашений, извинений, демонстрацией покорности. Если конфликтная ситуация возникает между руководителем и подчиненным, и никто не заинтересован в продолжительности конфликта, то эта тактика, где одна сторона уступает, позволяет получить желаемое для другой, может быть положительной.

Конфликт быстро исчерпывается, ситуация осмысливается, работа восстанавливается и можно сохранить хорошие отношения. В данной ситуации следует устранить причину конфликта, чтобы в дальнейшем избежать повторения проблемы.

shutterstock.com

3. Принуждение к разрешению конфликта

Инициатор конфликта, используя власть, подчиняет сотрудника своей воле, при этом, не считаясь с его мнением. Обычно это сопровождается шантажом, запугиванием и другими приемами давления.

Это самый неприятный способ разрешения конфликта, так как вторая сторона чувствует себя униженной и напряжение остается. Принуждение может быть оправдано: а) при дефиците времени; б) в экстренных случаях; в) при субординации.

4. Компромисс

Сложный, но эффективный способ разрешения конфликта. Здесь учитываются интересы каждой стороны, обсуждаются альтернативы. Компромисс предполагает, что каждая сторона, в какой-то степени, получает желаемое и при этом сохраняются хорошие отношения. Цель такого способа разрешения конфликта — лучше что-то получить, чем все потерять.

5. Разрешение конфликта

Это наиболее эффективный способ, когда стороны признают различия во мнениях и готовы выслушать иные точки зрения, чтобы решить причину конфликта и принять действия, приемлемые для всех сторон. Здесь разногласие принимается как нормальное явление, которое при анализе и диалоге приводит к оптимальному решению.

В разрешении конфликта большую роль играет зрелость сторон и искусство коммуникации с людьми, поэтому очень важно сохранять выдержку, чтобы не усугубить ситуацию. Давай возможность стороне высказаться «до конца», используя терапевтический эффект. Откровенный диалог и доброжелательная атмосфера способствуют скорейшему разрешению конфликта и его ликвидации.

Конфликтов может быть меньше в коллективе, если каждый будет знать свои права и выполнять свои обязанности.

В любой конфликтной ситуации нужно излучать спокойствие: уверенная интонация, без ноток высокомерия и раздражения в голосе; умеренный темп речи и невысокий тембр голоса, которые наиболее приятны для слуха; прямая спина, которая настраивает на позитивный лад и придает уверенности.

И разрешать конфликты нужно сразу, не стоит медлить и делать это в дружеской обстановке.

От Раздоров и различных конфликтов, которые возникают на работе, не каждому человеку удается уйти. Действительно хотя бы раз в жизни сотруднику приходилось испытывать это на себе или быть свидетелем данной ситуации. Многие люди даже не пытаются найти методы улаживания возникшего конфликта на рабочем месте, а ведут себя жестко и категорично. Но необходимо учиться предотвращать данные ситуации каждому сотруднику, работающему в коллективе. И если возник какой-либо конфликт на работе и вы не знаете как себя вести, то расстраиваться не нужно. Мы представим вам специальные советы, которые помогут избежать конфликтных ситуаций. Эти знания обязательно понадобятся им в будущем. Как научиться, не конфликтовать, находясь на работе. В первую очередь ознакомим вас с некоторыми правилами, следуя которым вы научитесь не конфликтовать на работе.


Конфликты, которые возникают с коллегами

Очень часто конфликты приводят к напряженным отношениям между коллегами. Ситуация, конечно, не из приятных, но работа есть работа. Находясь на рабочем месте, человек должен выполнять свои обязанности, а не заниматься поиском друзей. Самой неприятной служит такое действие со стороны коллег по работе, как проявления грубости, хамства, личных оскорблений. А особенно выходящие за все рамки приличия ситуации, в которой ваш сослуживец пытается обвинить вас или подставить перед начальством не в лучшем виде. В сложившемся конфликте следует вести себя, как и прежде. Не повторять ошибок вашего коллеги, пытаясь отплатить ему тем же. Ведите себя с ним предельно сухо, не заводите с ним никаких личных разговоров. Но не стоит оставлять без внимания грубые оскорбления, направленные в ваш адрес. В случае если сослуживец вас все-таки обидел, нужно набраться терпения и спокойным тоном в голосе ответить ему следующее: «Сергей Иванович, простите меня, но более вести с вами беседу я не намерен. А разговор с вами продолжу только после того, как услышу слова извинения от вас». Данная речь заставит задуматься вашего коллегу, по причине того, что основной целью его было вас обидеть, введя вас в разгар конфликта.

  • Пытайтесь не обсуждать с сотрудниками какую-либо ситуацию. Ведь даже те коллеги, в которых вы видите своих друзей, могут быть далеко не теми, за кого себя выдают.
  • Научитесь держать свои эмоции под жестким контролем. Иногда это трудно осуществить, но стоит научиться самоконтролю. Если же все-таки эмоции вас захлестнули, покиньте рабочее место. Уйдите в другую комнату и успокойтесь.
  • В случае если вы постоянно терпите издевательство и открытое хамство со стороны своих коллег, не бойтесь подойти к вашему руководителю и поговорить с ним на эту тему. Не стоит думать о том, что вы в этом случае переходите все границы и пытаетесь заниматься доносами. Необходимо более грамотно объяснить руководителю все произошедшее с вами. Начните свой диалог с того, что данная работа значит для вас очень много, и вы опасаетесь того, что ваши обязанности из-за постоянно возникающих конфликтов с коллегами не будут выполняться продуктивно, а ваша работоспособность в результате снизится.

Конфликты с руководством

Конфликтные ситуации, возникшие с руководством не так то просто и разрешить. Если все-таки произошёл конфликт на работе с руководителем, то не стоит в ответ повышать голос и пытаться ему в чем-то возразить. Следует спокойно все выслушать и также покинуть кабинет, не закрывая при этом дверь громким ударом. Постарайтесь осмыслить все произошедшее. Может быть, и вправду в этом конфликте вы виноваты сами. Существуют главные моменты, изучив которые вы сможете научиться определять, прав ли ваш руководитель.

  • Критике подвергается ваша работоспособность, а не вы сами.
  • С частой периодичностью руководитель указывает на различные недочеты в выполняемой вами работе (например, частое нарушение сроков ее исполнения).
  • Ваши сослуживцы часто были недовольны вашей проделанной работой.
  • Ваш руководитель неудовлетворен вашей работой, по причине того, что его компания регулярно терпит убытки за невыполнение вовремя ваших прямых обязанностей.
  • В большинстве случаев, руководитель пытается вас вызвать на личный разговор в отсутствие остальных коллег.
  • Если вы сами почувствовали свою вину, то, не мешкая, поговорите с руководителем о том, что выяснили причину возникновения своих часто возникающих ошибок в работе, и попытаетесь исправить данную ситуацию в кратчайшие сроки.
  1. Руководитель критикует вас как личность: ему постоянно не нравиться ваша речь, внешний вид, и выполняемая работа.
  2. При разговоре с вами, в речи руководителя слышится недовольство и пренебрежение. Часто вам удается почувствовать, что руководитель, ругая вас, получает от этого личное удовлетворение.
  3. С частой регулярностью руководитель показывает вам свое возмущение о якобы плохо проделанной вами работе.
  4. Руководитель старается повышать на вас свой голос в присутствие коллег.
  5. Руководитель не может четко оценить проделанную вами работу.

Разрешить возникший конфликт с руководителем очень нелегко. Самым важным в этом моменте является – перестать быть жертвой обстоятельств. Необходимо научиться быстро, прерывать критику, звучащую в ваш адрес. И самым основным является ваше спокойствие. Если отвечать руководителю грубостью на его грубость, то результатом будет возникновение постоянных претензии и обвинений с его стороны.

Возможно Вас заинтересует публикация портала:

Теперь вы знаете что делать если возник конфликт на работе. Учитывайте эти рекомендации и научитесь выполнять только свои должностные обязанности, проведя четкие границы, не касаясь чужой работы. Следите за сроками исполнения поставленных перед вами задач, постоянно оценивая их. Если в результате эти методы окажутся недейственными, постарайтесь подыскать другое место работы. Самое главное — не переживайте и у вас обязательно все наладиться.

Конфликты на работе – ситуация типичная, от которой никто не застрахован. На деле, хотя бы раз за всю свою карьерную жизнь сотрудник компании становится: либо участником конфликтной ситуации, либо её очевидцем.

В большинстве случаев работник, попавший под магическое действие «столкновения взглядов», даже не пытается уйти от накала страстей. А напротив – действует импульсивно: такое поведение просто не может окончиться благополучно.

О том, как разрешить конфликтные нюансы, какие средства и методики советуют применять психологи, — узнайте из нашего материала.

Причины разногласий

К сожалению, бесконфликтная жизнь – как в формате личных взаимоотношений, так и в деловой среде – практически невозможна. Первоисточники всех проблем заключаются в самих людях: в их взглядах и потребностях, ценностях и привычках.

Одни с жаром бросаются в омут коммуникационной войны, пытаясь остаться единственными «правдообладателями», другие – пытаются миновать бурю, избежав, но не погасив конфликт на работе.

Как им это удаётся? Прежде всего мудрые люди стремятся узнать причину конфликта, а затем «выстраивают» оптимальную цепочку того, как себя вести в отдельной ситуации.

Рассмотрим основные причины «рабочих» конфликтов:

  1. Элементарная психологическая несовместимость сотрудников, работающих над одним делом: например, холерики и меланхолики.
  2. Некомпетентное распределение рабочих функций : перекладывание прямых полномочий и обязанностей на плечи коллеги может привести к серьёзным разногласиям.
  3. Наличие межличностных отношений в трудовом коллективе : участник конфликта, поддерживаемый большей частью коллег, ведёт себя уверенней и агрессивней по отношению к своему оппоненту. Одобрение и поддержка товарищей стимулирует продолжение «столкновенческих» рецидивов: конфликтная ситуация на работе станет в этом случае обычным делом.
  4. Стандартное недопонимание : виной тому – типичные речевые и социальные барьеры. Конфликт растёт на плодотворной почве болезненной разницы в социальном положении: профессору с присущим ему форматом мышления и профессиональным опытом довольно сложно объяснить мысль простому рабочему.

Нейтрализуйте!

Ссоры между сотрудниками были и будут, — это необходимо понимать. Однако стоит осознавать следующее: либо неприятное событие полностью завладевает вами, либо вы сами управляете ситуацией.

Если на работе конфликт с коллегой продолжается не первый месяц, и вы не знаете, как его ликвидировать, постарайтесь применить следующие методы нейтрализации оппонентов:

  • Осознание того, что произошло, — это первое и основное действие, которое следует совершить в конфликтной ситуации. Оценивайте событие рационально и хладнокровно. Если хватит уровня и навыков, постарайтесь с достоинством уйти от ссоры: говорите медленно и спокойно.
  • Срыв шаблона . Если раздор произошёл с начальством, для нейтрализации вышестоящего оппонента используйте хитрый метод сенсорного переключения: нечаянно уроните карандаш, покашляйте, скажите что-нибудь не связанное с конфликтом. В этом случае агрессия вас не достигнет.
  • Атака вопросами и «соглашательство» . Конфликт случился непосредственно с руководителем компании? В таком случае методом оправданных соглашений и уточняющих вопросов, заданных спокойным тоном, постарайтесь выяснить, в чём именно вы допустили оплошность. Попросите начальника «без криков» разъяснить ситуацию.
  • Комплиментарность . Советуйтесь с настроенным против вас человеком, взывайте к его компетенции и профессиональным навыкам, игнорируя – в хорошем смысле – возможные нападки с его стороны.
  • Техника снайпера . Как уладить конфликт на работе, если вас пытается задирать коллега? Просто не воспринимайте его провокации, а когда он попытается настоять на своей точке зрения, равнодушно переспросите последнюю фразу, ссылаясь на то, что «не расслышали её». Это, как правило, отвлекает оппонента и снижает степень агрессии.
  • Конструктивный диалог – самый цивилизованный метод общения. Пригласите сотрудника, испытывающего к вам неприязнь, на чашечку кофе и спокойно расспросите его по поводу причин его негативного отношения к вам.

Усмиряйте и предупреждайте!

Вам попался вспыльчивый и придирчивый руководитель? Даже не пытайтесь «наставить его на путь истинный»! Человек этот устоявшийся, со своими «тараканами» и внутренними комплексами. Лучше увольтесь.

Если же тёплое рабочее «гнёздышко» покидать вы не намерены, тогда придётся приспосабливаться. Постарайтесь предупреждать конфликты с коллегами и начальством. Будьте в курсе ситуации: придя в рабочий коллектив впервые, постарайтесь выявить все созданные коалиции и их неформальных лидеров.

Если на работе конфликт с начальством: молитва и некоторые мудрые методики помогут вам его ликвидировать. С агрессивным руководством рекомендуется быть круглосуточно во всеоружии. Начинайте готовиться к рабочим будням ещё дома: мысленно прочитайте молитву своему Ангелу, а на работе – усмиряющее прошение пророку Давиду об укрощении гнева.

Дополненный образ

  • Уверенная и спокойная интонация: выдержанный тон.
  • Средний тембр голоса и плавный речевой темп.
  • Взгляд между бровями: обезоруживает противника и подавляет агрессивный настрой.
  • Прямая расслабленная спина: придаст уверенности.

Помните, что переживать из-за конфликтов не стоит, их надо решать! Либо его можно уладить мирно, сохраняя свои нервы и здоровье, либо, если же нет другого варианта, можно всегда найти новое место работы! Заботьтесь о себе и сохраняйте свое и чужое душевное спокойствие!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

  • Не делитесь ни с кем информацией о своей личной жизни и не рассказывайте о проблемах, которые не относятся к решению рабочих задач.
  • При вас муссируют сплетни и слухи или просто обсуждают кого-то за спиной? Покажите, что вы не собираетесь принимать участие в подобных разговорах. Только постарайтесь обойтись без лишнего морализаторства.
  • Соблюдайте дресс-код и не носите на работу слишком яркие и вызывающие наряды, дорогие предметы гардероба, аксессуары.
  • Не стремитесь стать «своим в доску». Это всегда заметно и вызывает лишь презрение.
  • Будьте внимательны, больше слушайте и в свою очередь не допускайте резких высказываний в адрес других коллег.
  • Не пренебрегайте правилами и ценностями компании. Если в организации принято проводить корпоративы и отмечать дни рождения в офисе, не стоит их игнорировать.

5. Неряшливость сослуживца

Порядок способствует внутреннему спокойствию и продуктивности большинства людей - но не всех. Почему у коллеги на столе вечный бардак? Тому может быть несколько причин .

  • Некоторых людей вдохновляет беспорядок, они считают, что это стимулирует их идеи, подталкивает их к развитию.
  • Кто-то просто не замечает беспорядка - он не влияет на них никак, они просто его «не видят».

Прежде чем обрушиться с обвинениями в неряшливости на коллегу, напомните себе, что нет правильного или неправильного пути, а то, что нравится одному, может не нравиться другому. В конце концов, это его рабочее место, и только ему решать, каким оно будет.

Если же бумаги сослуживца плавно «переползают» на ваш стол, достаточно будет обычной спокойной просьбы не нарушать границы.

6. Разрыв дружеских отношений с коллегой

Дружба на рабочем месте имеет свои плюсы и минусы. Один из минусов - чувство неловкости , которое возникает, когда близкие отношения рушатся, а вы должны видеть этого человека каждый день на работе. Чтобы его преодолеть:

  • Абстрагируйтесь от разногласий в личной сфере и ориентируйтесь на то, насколько ваш бывший товарищ хорош в выполнении своих служебных обязанностей.
  • Сосредоточьтесь на выполнении своих служебных задач.
  • Старайтесь поддерживать нормальные профессиональные отношения с человеком, с которым вы некогда дружили.

7. Последствия офисной вечеринки

Совместные праздники - это один из приемов тимбилдинга. Исследования показали: руководители считают, что совместные праздники и выезды на природу, игры и участие в общественных мероприятиях укрепляют отношения в коллективе, что приводит к более эффективной работе, как бы интегрируя личную и профессиональную жизнь в единое целое.

Но здесь есть и обратная сторона - нежелательные последствия корпоративов. Обычно это выражается в дурацком поведении коллег. Но вы и сами можете попасть в неловкую ситуацию.

  • Человек предпочитает не делиться информацией, которая могла бы предотвратить проблему.
  • Скрытая месть: человек порочит репутацию оппонента, расстраивает его повседневную деятельность, крадет важные документы, и все это за спиной, втихаря.
  • Попытайтесь вывести такого коллегу на открытый разговор, чтобы выяснить причины подобного поведения. Как правило, это недопонимание, недомолвки, скрытое недовольство, которое человек в силу характера или иных обстоятельств не желает выражать явно.

    Если же вы сами испытываете скрытую агрессию по отношению к коллеге, постарайтесь увидеть в нем хорошие стороны. Не стоит таить злобу или обиду.

    9. Размытые поведенческие границы

    Независимо от того, что делают или говорят другие, каждый в итоге отвечает за себя, поэтому лучше придерживаться умеренно-официального формата общения.

    На работе не стоит говорить и делать все, что хочется, и в то же время не надо позволять другим людям устанавливать для вас моральные и этические границы. То, что для одного нормально, для другого может быть совершенно неприемлемо.

    Эффективный инструмент по борьбе с фамильярностью на работе - дать коллегам прямую и мгновенную обратную связь, но без перехода на личности. То есть, не унижая и не нападая, вежливо сообщить, чего вы хотите, а чего - нет. Формулировка может быть такой: «Могу ли я попросить вас не делать этого в отношении меня / не говорить этого в моем присутствии?»

    Случались ли у вас конфликтные ситуации на рабочем месте? Как вы их решали? Расскажите о своем опыте в комментариях.

    Приветствую вас, мои дорогие читатели! Сегодня мы будем говорить о том, как избежать конфликта на работе с коллегами. Несколько простых советов о том, как выбрать тактику общения, как научиться не работать за других, что делать, если в офисе постоянно плетут интриги и заговоры, как получать удовольствие от рабочего процесса.

    Офисные интриги и заговоры

    Все мы прекрасно понимаем, что в офисе, кроме работы, существует простое общение между коллегами. Иногда складывается так, что атмосфера в коллективе накаляется и становится невозможным нормально сосуществовать рядом.

    Бывает и по-другому, коллектив настолько сплоченный и дружный, что это больше напоминает дружеские посиделки, нежели рабочий процесс.

    В обоих случаях есть свои плюсы и минусы. В напряженной обстановке чаще проявляется конкуренция, которая способствует повышению навыков работников, так как никто не хочет потерять свое место. Минусом, безусловно, является напряженная атмосфера и интриги, которые могут незаслуженно задеть любого сотрудника.

    В дружеском общении на работе несомненным положительным моментом является приятная и миролюбивая обстановка в офисе. Никто не ругается, все стараются разрешить проблему мирный путем и так далее.

    Но вот беда, в такой ситуации часто коллега просит выполнить работу за него по дружбе. А отказать сложно, ведь у него ребенок и надо успеть на представление классов. И вы, по доброте душевной и из дружеских побуждений, берете его работу на себя. А потом еще раз и еще.

    В статье « » вы можете более подробно узнать про возможные стратегии поведения на работе.

    Что нужно взять себе за привычку

    Итак, давайте перейдем к советам, которые помогут вам избежать конфликтов, научат вас правильно реагировать в момент ссоры с коллегой и подскажут как выходить из сложных ситуаций.

    Не быть инициатором

    Первое и главное правило - не становитесь во главе заговора. Когда вы сами плетете интриги на рабочем месте, то вам не избежать конфликтов. Мало того что вы тратите время на закулисные разборки, вы не развиваетесь как профессионал, так еще и портите отношения с коллегами.

    Не ввязываться в авантюры

    Второе - не вступайте в заговоры против коллег. Даже не будучи инициатором, ввязываясь в интригу против кого-то, тем самым вы становитесь соучастником конфликта.

    Работа - это не то место, где надо заниматься подобными вещами.

    Если вам не нравится человек, его работа, то есть более продуктивные способы справится с этим. Не поддавайтесь на уговоры заговорщиков. Помните о том, что и вами могут манипулировать в своих корыстных целях. Чем дальше вы будете держаться от подобных компаний, тем меньше шансов стать участником конфликтной ситуации.

    Занимайтесь своей работой

    Не филоньте и не отвлекайтесь. У вас есть определенные обязанности, которые должны быть выполнены в срок. Постарайтесь создать себе нормированные график, по которому будете осуществлять работу.

    Например, если вам надо прочесть почту, отведите на это час своего времени с утра. Не отвлекайтесь на другие задания, выключите телефон, попросите не беспокоить вас. Таким образом, вы больше сосредоточитесь, успеете сделать гораздо больше и сможете в итоге распланировать весь свой рабочий день.

    Умейте говорить нет

    Если в коллективе есть барышня, которая по дружбе просит вас выполнить какую-то работу за нее, то научитесь говорить ей «НЕТ».

    Во-первых, вам недоплачивают за лишнюю работу.

    Во-вторых, если она не справляется со своими объемами, то ей необходимо пересмотреть свою работоспособность.
    У вас есть свои обязанности. Лучше сосредоточиться на них и выполнять свою работу качественно, не распыляясь на просьбы коллег.

    Отказывать лучше в вежливой и учтивой форме. Сошлитесь на то, что у вас в данный момент много работы и вы не сможете разорваться, а ваши дела очень важны.

    Существуют различные техники отказов, выберете ту, которая подойдет вам больше всего. Но помните, отказ должен быть вежливым и беспрекословным. Не оставляйте человеку надежды, что когда вы освободитесь, то поможете. Не говорите фраз «позже, я посмотрю потом, сделаю, когда освобожусь, и прочее». Дайте человеку четко понять, что вы не сможете выполнить его работу.

    Будьте приветливы и вежливы

    Открытость и улыбка прямой путь к доброжелательным отношениям с коллегами. Но помните, что это не должно быть ханжеством, лицемерием и притворством. Вы сами выбираете стратегию поведения на работе. И в ваших силах быть дружелюбным.

    Это совершенно не значит, что необходимо ко всем набиваться в друзья. Но быть приветливым можно запросто. Здороваться, не забывать поздравлять с праздниками, интересоваться делами людей, которые вам интересны.

    Если вы не хамите, не задираетесь и не зачинаете ссоры, то вы с большей вероятностью избежите конфликта.

    В статье « » я даю практические и полезные советы. Если у вас в коллективе есть склочная особа, то очень рекомендую вам ознакомиться со статьей.

    Перенимайте опыт

    Не бойтесь просить совета. Если в компании есть человек, который может вас чему-то обучить, что повысит вашу эффективность - воспользуйтесь этим. Таким образом, вы можете обзавестись наставником и будете профессионально развиваться.

    Помните, что за спрос не бьют. Поинтересоваться вы можете всегда. Если откажут, то не беда. Вы попробовали. Но не стоит задумывать пакость против человека, который умеет больше вас. Это контрпродуктивно. И может закончится плохо именно для вас.

    Надеюсь, мои советы принесут вам пользу и вы будете получать истинное удовольствие от работы!