Как справиться с эмоциональным выгоранием. Как спастись от выгорания на работе

Утро 11 июля две тысячи энго года было для меня запоминающимся: когда прозвенел будильник, я привычно попытался встать с кровати: скинул одну ногу, за ней другую, приняв сидячее положение. Затем попытался встать, но потерпел неудачу – мое тело, словно мешок с песком, упало на ковер. Помню первую мысль, которая пришла мне тогда в голову: «на стендап же опоздаю». Страха, что тело может вот так просто ни с того ни с сего упасть, не было. Отжавшись на руках, я вновь взобрался на постель и вновь попытался встать – тело плохо слушалось и сделав два шага, я вновь рухнул на пол. В голове было туманно и мысли путались, но все-таки я додумался написать своему менеджеру, что на работу опоздаю, а может даже и не приду, а приду завтра. Вместо одного дня, на работу я вернулся через три недели: две недели я тупо лежал на диване, было сложно ходить, даже опираясь о стену, мысли меня не слушались (насколько это применимо к мыслям), есть и вовсе не хотелось, но я заставлял себя это делать, потому что знал, что так надо.
Уверен, что вы догадались, почему так произошло – я «сгорел» на работе. За те «первые» две недели, что я валялся в кровати мне пришлось кое-что переосмыслить и придумать алгоритм, решающий задачу полного восстановления (в кратчайшие сроки) после «выгорания» на работе.

Идея к написанию статьи навеяна этим постом .
Заранее извиняюсь за англицизмы, встречающиеся в статье.

Весь нижеследующий список состоит из тех ошибок, которые я совершал и после исправления которых, 95% моих проблем ушло. Так же весь текст с советами можно свести к одной единственной фразе: «прекратите париться» (сначала хотелось написать слово «переживать» но оно не является точно характеристикой того, что я попытаюсь донести до вас). А теперь по пунктам.

Начните планировать

Всех нас очень страшит неизвестность, когда мы не знаем, что делать, и что будет дальше, мы тем самым «накручиваем» себя и свой организм на волнение. Когда же у нас есть план – мы не боимся: мы точно знаем, что и за чем нужно делать, чтобы добиться поставленной цели.
Знаешь, что я заметил? Никто не паникует, когда все идет согласно плану. Даже если план чудовищен. Если завтра, я заявлю прессе, что один из бандитов умрет, или грузовик с солдатами взлетит на воздух, никто не будет паниковать, потому что все это - часть плана. Но когда я говорю, что какой-то жалкий мэр умрет, все вокруг теряют голову. Совсем немного анархии. Нарушение установленного порядка, и все вокруг повергается в хаос. Я - носитель хаоса. Знаешь, что является основой хаоса? Это страх.
«Джокер» из фильма «Темный Рыцарь»

Пример: никто не волнуется, когда он заваривает себе чай – он всегда «держит» в голове план, что за чем нужно сделать, чтобы получить желаемый напиток. Но посадите человека с опытом вождения за руль и попросите сделать диагональную парковку (при этом пригрозите, что если он этого не сделает, его накажут) – можете не сомневаться, он начнет волноваться и наделает кучу ошибок – потому у него нет плана (скорее алгоритма) какие действия нужно делать, чтобы противостоять неизвестному наказанию. Пример утрированный, но думаю, вы поняли, о чем идет речь. Отсюда следует вывод: научитесь планировать.
Как это решить: Конечно, всех вещей не спланировать, как бы не хотелось. Но 90% времени своей жизни спланировать можно и это вовсе не так сложно, как кажется. Тоже самое касается работы: приучите себя, приходя на рабочее место, первое, что делать – это планировать свой день. Прийти, сесть за стол и уделив двадцать минут времени, расписать по часам (учитывая погрешность) чем вы планируете заниматься. Таким образом на каждый день у вас будет план, отражающий что вам необходимо делать, и, как следствие, у вас никогда не будет какого-то беспокойства что-то не сделано или не учтено.
Конечно, есть вещи, которые не поддаются нашему контролю. Например, вы сделали неявную ошибку в коде, закомитали это на продакшн и он лег. К вам приходит ваш тим лид и говорит «ты положил прод, давай чини и чини быстрее это очень важно!». Наиболее частая реакция – это паника. Не стоит так делать. Более разумно будет это рассматривать в разрезе: «упал продакшн, это просто случай, который сам по себе является очередной задачей, которую необходимо решить правильно». Но волнение одолевает вас и мысли путаются, руки дрожат, и вы не знаете, как это все править это ведь продашн, ааааа!!! Отсюда вытекает следующий пункт.

Прекратите волноваться

Человек так устроен, что многое из того, что у него есть – это привычки. Хорошие или плохие, но привычки. А привычки, как известно, организм приобретает с течением времени, пока они не станут неосознанной реакций на тот или иной внешний раздражитель. Бегать по утрам\курить\чесать затылок – это все привычки. Волнение – это тоже привычка. Особенно волнение, когда что-то не работает.
Как это решить: каждый раз, когда вы понимаете, что начинаете волноваться, и у вас задрожали руки – замрите; если идете – замедлите шаг или остановитесь; если часто дышите – возьмите под контроль дыхание; если ваши мысли мечутся без контроля – прекратите думать обо всем и подумайте о котиках (или о том, что вам нравится). Главное – вывести организм из состояния «хаоса», когда вы не контролируете каждое свое чувство. Далее необходимо сосредоточиться на мысли, которая вызвала ваше волнение. Когда вы будете сосредоточены, вам станет ясно, что ситуация уже случилась, и ничего не изменить. Примирившись с этим, вы должны понять, что дальше существует всего три варианта развития событий:
1. Вы делаете все, чтобы ситуация улучшилась
2. Вы делаете все, чтобы ситуация ухудшилась
3. Вы ничего не делаете, и ждете что будет (самый плохой вариант)

То есть саму ситуацию вы уже не в силах изменить, но последствия – вполне.
Человека очень страшит неизвестность, когда он не знает, что делать и что будет дальше, чем самым «накручивая» себя и свой организм на еще большее волнение. В нашем же случае мы знаем, что делать – мы должны сделать все, чтобы ситуация улучшилась. При этом, стоит помнить, что прежде чем что-то делать, необходимо это спланировать. Поэтому надо: успокоится, принять факт того что-то произошло и в полном спокойствии сесть планировать, как вы будете решать сложившуюся ситуацию.
Как уже говорилось выше, мы не можем предусмотреть все, но мы можем обобщить все, что невозможно предусмотреть в отдельную категорию «непредвиденных дел». 10% дел, которые произойдут хотите вы этого или нет. Нужно просто относиться к этому спокойно. Главное во всем этом – это перестать принимать эмоциональное участие в проблеме. Если вы не знаете, что делать и начинаете думать «да что же обо мне подумают» - прекратите этим заниматься прямо сейчас. Особенно гоните мысль: а если я не успею, о боже что же тогда будет, аааа страшно то как. В результате: трясущиеся руки, головная боль и плохой сон, и, как следствие, торможение со сроками выполнения задачи. Решение этой проблемы заключается в следующем пункте.

Замените беспокойство анализом

Когда возникает проблема (задача), частая реакция – это страх\испуг\паника, что у вас нет никаких идей как решать поставленную задачу. Я уже писал это в предыдущей статье, но повторю это историю еще раз, как очень показательную:
Гарри Каспарова, чемпиона мира по шахматам, как-то спросили на сколько ходов вперед он в партии думает, планируя следующий ход. Спрашивающие считали, что тот сообщит некую внушительную цифру, и тогда они поймут, что же делает его победителем. Но сказанное им показало людям, что они неверно воспринимают даже саму суть игры: “Главное в шахматах не то, на сколько ходов вперед ты думаешь, а насколько хорошо ты анализируешь текущую ситуацию”.
Суть этого метода в том, что, не зная объективно всей своей ситуации, люди начинают просчитывать варианты, которые изначально оказываются ошибочными. И поскольку просчитать все не представляется возможным, очередь до правильных ходов так никогда и не доходит. В результате, мы выбираем лучший вариант из худших. Лучший из тех, которые мы пытались так внимательно рассмотреть.
Применяя ту же самую стратегию к жизни, можно понять, как часто мы, вместо того, чтобы объективно оценить происходящее, пытаемся просчитать ходы наперед, и как часто позднее эти ходы оказываются направленными не вперед, а куда-то в сторону.
Ясно осознать настоящую ситуацию, - это значит сделать так, чтобы варианты открыли себя сами. Тот, кто говорит, что не знает, что ему делать дальше, всего-навсего не знает, что происходит с ним сейчас.
Другими словами, мы не можем понять текущую ситуацию.
Как это решить: начните анализировать поставленную задачу. Напишите на листике все мысли, которые у вас вызывают недоумение, когда у вас спрашивают, как возможно решить эту задачу. Когда все вопросы написаны, еще раз остановите себя и подумайте, как вы бы могли ответить на них. Допустим, на каждый вопрос у вас будет от нуля до трех ответов.
Прочитайте каждый свой ответ еще раз и подумайте, какой из этих ответов точно неправильный. Вычеркните их из списка. Вполне может случится так, что больше чем на половину вопросов вы сможете ответить сами себе и все станет намного проще. Оставшиеся вопросы вынесите на обсуждение с более мудрыми коллегами.
И вот здесь происходит чудо – вы перестали волноваться, мозг не может волноваться, пока он анализирует. Это просто биология – пока вы занимаете мозг чем-то одним, он не может заниматься другим. Логично, чем меньше времени мы будем думать о работе, тем меньше нам придется планировать, отсюда следует следующий пункт.

Разделяйте время

Начните с простого: разделите время на рабочее и свое собственное. Рабочее время – это те восемь часов, которые вы проводите за работой. Как только восемь часов истекли, вы больше не принадлежите ни проекту, ни начальнику, ни тому, что «продакшн в огне». Для тех, кто уже в душе гневно возмущается: «как это не обращать внимание на лежащий продкашн», напомню про предыдущие пункты: необходимо понимать, что это случилось потому что случилось. В данной ситуации мы должны действовать так, как и всегда: у нас есть задача, нам необходимо ее решить. Если будем волноваться и нервничать это ни к чему хорошему не приведет (Нервы добавляют ошибки).
Как это решить: сегодня, когда придете домой, прекратите думать о работе. Как только вы вышли за порог офиса, работа перестала существовать. Вы думаете только о себе и о своих делах. Очень хорошая практика – удалить со своего телефона рабочую почту, а в идеале вообще избавиться от всего что вас связывает с работой. Работа на работе, дом – дома.
Мозг так устроен, что подсознание все равно будет «в фоне» решать подобные проблемы. И если проблема решаема, подсознание найдет ответ. Не стоит намеренно загружать голову посторонними мыслями, когда их время не настало. Позвольте пояснить свои слова: когда на выходных вы идете, допустим, в кино, вы идете в кино – в голове не должна стучать мысль, вида: «Надо позвонить электрику, чтобы перенести розетки»; когда вы в машине, ваше внимание только на дороге, а не о том, как избавиться от легаси-кода, который уже год мозолит всю душу.
Даже если вы глава проекта, и прод лег, отнеситесь к этому спокойно (но, думаю, если вы дослужились до главного – сами прекрасно осознаете, что нужно делать)

Прекратить быть человечным ко всем

Например, у вас есть человек, который постоянно просит помощи. В любой мелочи. Вы помогаете человеку один, другой, десятый раз. Тем самым поощряя его поведение. И как следствие он спрашивает все больше и больше, а вы не можете ему отказать, потому что вам его жалко и хочется помочь. В результате, вы не успеваете со своими задачами и тратите свои нервы на чужие проблемы.
Как это решить: приучите себя относится к некоторым вещам, происходящим на работе, цинично. Нельзя поощрять такое поведение, человек начинает быстро наглеть и любую проблему вновь спрашивать у вас. Станьте циником к таким коллегам – не получается, разбирайся сам. Прошло три месяца, а ты все еще факапишь, даже не думая делать какие-то усилия, чтобы разораться самому? думаю нам пора прекратить сотрудничество. Не взваливайте на себя заботы других – у каждого есть свои обязанности, которые необходимо соблюдать, постоянные чужие проблемы вам не нужны.

Краткие выводы

Подводя итоги, еще раз пройдемся по всем пунктам:
1. Начните планировать – когда все идет по плану, вы спокойны так как впереди нет пугающей неизвестности
2. Прекратите волноваться – волнение добавляет ошибки
3. Замените беспокойство анализом – научитесь не бояться проблемы, а анализировать ее. Когда мозг занят анализом, ему нет времени волноваться.
4. Разделяйте время – научисьтесь думать в каждый отдельный промежуток времени только об одном
5. Прекратить быть человечным ко всем – не взваливайте на себя чужие проблемы, вы не Мать Тереза

Способы, описанные в статье, неподготовленному человеку будут сложны в восприятии и реализации. Но когда у вас получится полностью соблюдать эти пять пунктов, вы поймете, что выгореть на работе у вас больше никогда не получится.

Если работа перестала приносить удовлетворение, а профессиональные обязанности стали безразличны, если коллеги по работе начали вызывать раздражение, а перспективы карьерного роста перестали вдохновлять на трудовые подвиги, то такие симптомы могут быть признаками профессионального выгорания.

О том, как решить проблему профессионального выгорания, рассказывает профессиональный коуч и бизнес-психолог, сертифицированный специалист по управлению карьерой, автор и ведущая тренингов по повышению командной и личной эффективности, основатель проекта «Consulting Boutique Personal Partner» Дарья Пантюх .

Профессиональное выгорание является настоящим бичом нашего времени. Это очень неприятный синдром, который сопровождается состоянием истощения — эмоционального, умственного или физического. Профессиональное выгорание может быть обусловлено различными причинами.

Первая причина: возраст

Синдром профессионального выгорания может проявиться в любом возрасте, но чаще всего он возникает у людей в возрасте от 27 до 40 лет. Это период времени, когда у человека происходит переоценка ценностей, смена жизненных приоритетов и ориентиров. Как правило, к этому возрасту люди уже успевают решить все основные проблемы, которые требуют существенных финансовых затрат (покупка квартиры, машины и дачи, рождение детей и т. п.) Наступает момент, когда профессиональные интересы уходят на второй план и появляется желание заниматься чем-то более интересным, для души. Человек начинает ценить своё личное время, ему хочется иметь более счастливую, полноценную и интересную жизнь, а не только зарабатывать деньги. Оценивая своё сегодняшнее место работы, он начинает понимать, что оно даёт ему только доход, но не даёт ни удовлетворения, ни возможности профессионального роста.

Вторая причина: неблагоприятная экономическая ситуация в стране

Экономический кризис, который переживает наша страна, неблагоприятно отражается на рабочей атмосфере российских предприятий. Многие компании начали снижать свои издержки и сокращать штат сотрудников, а функции уволенных работников распределять между оставшимися специалистами в качестве дополнительной нагрузки. Такое решение руководства вызывает у сотрудников внутреннее неудовлетворение, несогласие или даже протест. В результате человеку не нравится сложившаяся ситуация и он начинает задумываться о том, там ли он работает, своим ли делом он занимается и не пора ли ему что-то менять в своей жизни.

Третья причина: бездействие при появлении первых тревожных симптомов

На самой первой, начальной стадии профессионального выгорания люди зачастую не видят в тревожных симптомах признаков надвигающейся проблемы. Они продолжают ходить на работу, которая перестала быть интересной, и ничего не делают для того, чтобы исправить ситуацию. Основными причинами такого бездействия являются следующие:

Страх остаться без заработка: ситуация в стране тяжёлая, вдруг не получится найти более подходящую работу?

Человек не знает, чего он на самом деле хочет от жизни, что ему нравится и что доставляет ему удовольствие.

Боязнь перемен: подавляющее большинство людей не любят перемен в жизни и очень боятся любых изменений, в том числе и в работе.

Такое бездействие объясняется инстинктом самосохранения: люди боятся лишиться стабильности. В результате они остаются в рутине и тем самым калечат себе жизнь. Своевременная диагностика проблемы и активная жизненная позиция помогут благополучно справиться с профессиональным выгоранием и существенно повысить качество жизни.

Признаки профессионального выгорания

1. Возникновение ощущения бессмысленности жизни.

Если у человека появляются мысли о том, что в его жизни что-то идёт не так, или жизнь кажется ему бессмысленной, это очень тревожный признак. Каждому человеку для счастья необходимы две составляющие: удовлетворение в личной жизни и реализация в профессиональной сфере. Но если профессиональная деятельность не приносит радости или удовлетворения, человек неизбежно начинает думать о том, что он занимается не своим делом.

2. Полная потеря интереса к работе.

Если работа перестала приносить удовлетворение, человек начинает относиться к ней формально. Он продолжает машинально выполнять свои профессиональные обязанности. С нетерпением ждёт окончания рабочего дня, выходных, отпуска или пенсии. Его единственное желание — доработать «до конца».

3. Возникновение психосоматических заболеваний.

Самым ярким признаком профессионального выгорания является беспричинное появление заболеваний, которых никогда раньше не было. Кроме болезненных ощущений такие симптомы приносят ещё и чувство вины: пошатнувшееся здоровье мешает выполнять рабочие обязанности в привычном режиме и добавляет негатива в размышления о бессмысленности жизни.

4. Внутренний саботаж.

Когда человек начинает понимать, что ему пора что-то изменить в своей профессиональной жизни, но на такие перемены у него не хватает ни решимости, ни сил, он начинает саботировать. Это происходит неосознанно: человек вдруг начинает без всяких причин ссориться с коллегами или руководством, опаздывать на важные встречи, несвоевременно сдавать отчёты и т. п. В результате его увольняют, и это ещё больше усугубляет ситуацию: у человека снижается самооценка, он не знает, что ему делать дальше, не знает, чего он хочет и какую работу ему нужно искать.

Как преодолеть профессиональное выгорание: пошаговая инструкция

При первых же признаках профессионального выгорания необходимо принимать меры для исправления ситуации

Шаг первый

Необходимо осознать, что с вами происходит. Профессионального выгорания не следует пугаться, это нормально: в определённом возрасте оно бывает практически у всех. Нужно принять его как данность и подумать, что делать дальше. Работа должна приносить удовольствие и возможность самореализации, поэтому важно понять, что вам нравится больше всего, что значит для вас работа и карьера и чем бы вы на самом деле хотели заниматься.

Шаг второй

Вспомните, чем вам нравилось заниматься в детстве и кем вы мечтали стать. Выясните, что вы можете делать с интересом сейчас, даже если вам за это не будут платить, — это поможет вам выявить свои таланты и сильные стороны личности, а это и есть главный функционал человека.

Шаг третий

Спросите себя: что для вас важно в работе, в коллективе? Что вы хотите получать от работы? Нужен ли вам коллектив или вы склонны работать в одиночестве? Если вы получаете удовольствие от общения с людьми, возьмите это на заметку, а если вы предпочитаете работать самостоятельно, то вам стоит подумать об удалённой работе или самозанятости.

Шаг четвёртый

Когда вы поймёте, что именно с вами происходит, определите свои сильные стороны и таланты и сформулируете, что именно вы хотите получать от работы, начинайте строить некий план. Тут возможны два варианта: первый — вы осознали и решили, что вам пора менять работу; а второй — вы всё обдумали и поняли, что в данный момент вы пока ещё не готовы менять работу. Для каждого из этих вариантов есть свой путь решения проблемы.

Если вы поняли, что поменять работу вы пока ещё не готовы, если вас ещё что-то держит на вашей работе (зарплата, страх увольнения или банальное нежелание что-либо менять), то для преодоления профессионального выгорания нужно сделать промежуточный шаг. Чтобы не саботировать свои профессиональные обязанности и не нарываться на увольнение по инициативе руководства, постарайтесь найти реализацию своих талантов и интересов вне работы. Можно пойти на тренинги или курсы повышения квалификации, начать что-то изучать (иностранный язык, рукоделие, цветоводство, ландшафтный дизайн, парикмахерское дело и т. п.) или найти для себя хобби: заняться рисованием, фитнесом или танцами, начать бегать марафон и т. п. На работе тоже нужно постараться расширить круг своих обязанностей, пусть даже без увеличения зарплаты. Такие меры помогут вам в какой-то степени реализовать свои таланты и сильные стороны. Но нужно понимать, что меры эти временные, и рано или поздно вам всё равно придётся менять работу, должность или профессиональную область, а может быть, придётся уйти с наёмной работы в самостоятельное плавание.

Если вы решили поменять работу, сменить профессию или начать собственное дело, составьте чёткий план, что вы будете делать и в какой последовательности: какие консультации, дополнительные навыки и знания вам нужно получить, какой рынок изучить, какие тренинги пройти, куда отправить резюме и т. д. Когда план будет составлен, приступайте к его выполнению и действуйте чётко в соответствии с этим планом.

Таким образом, преодолеть профессиональное выгорание помогает тщательный анализ собственных возможностей, изучение рынка и активная жизненная позиция.

Безумны люди, что всю жизнь от дел без сил и не имеют цели
Марк Аврелий

Новая работа - это всегда источник новых надежд, взгляд, полный уверенности, в прекрасное будущее, полное карьерных достижений. Но проходит какое-то время, и что-то внутри вдруг меняется. Вместо удовольствия, которое мы получали в первые месяцы работы, приходит какая-то странная апатия. Каждое утро даётся всё тяжелее подъём из такой мягкой и уютной постели, а будильник из помощника превращается в палача.

Что произошло? Вроде бы и карьерный рост всё ещё обещается, и зарплата хорошая и коллектив тот же самый. Но навязчивая мысль о том, что из этой компании надо бежать, куда глаза глядят, не покидает голову. Что это такое? Действительно ли пора увольняться, или эту навязчивую идею стоит приструнить и не мешать своему профессиональному развитию?

Что ж, прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сесть за стол, выкроив минутку в полной тишине и обстоятельно ответить в письменном виде самому себе на вопросы:

1. Такая ли это работа, которой я ожидал, когда приходил в компанию?
2. Что именно не так?
3. Насколько существенны различия? Стоит ли уходить из-за них?

Первый вопрос - самый простой, на него большинство людей, с описанной проблемой ответит отрицательно. Нет! Это не то, чего мы ожидали. Где-то нас обманули, причём крупно. Зато второй вопрос гораздо более каверзный и сложный. Если вы вдруг обнаружили, что никаких фактических изменений между ожидаемым и полученным нет, то это повод предположить, что вы "выгорели". Третий вопрос носит уточняющий характер. Сами понимаете, если вам обещали двадцать два дня отдыха в год, а дали только двадцать, но два обещали добавить в будущем году, это сомнительный повод для того, чтобы уходить.

Но что значит - "выгореть "? Это научный термин, введённый в Гербертом Фрейденбергом ещё в восьмидесятых годах. Изначально он описывал синдром, который возникает у людей, чья профессия заключается в профессиональной помощи другим людям. Например, у медсестёр, психиатров (и вообще любых врачей), у социальных работников. Со временем их работа начинает истощать их эмоционально, из-за чего начинаются проблемы со сном. А психика защищается цинизмом, что выливается в ненависть ко всем окружающим, в первую очередь к самим клиентам.

Но со временем синдром выгорания стал характерен и для многих других профессий. Связывается это с всевозрастающей нагрузкой на любого среднего офисного работника. Происходит психологический надлом, когда без каких-либо серьёзных объективных причин человек начинает получать от некогда любимой работы одно только раздражение, разочарование и депрессию.

Что же делать? Для начала, нужно свести к минимуму и устранить все причины, которые приводят к этому самому выгоранию. Например, расправиться с чрезмерной нагрузкой. Объяснить начальству и коллегам, что если вас дальше будут так загружать, то вы попросту сломаетесь, и вам придётся уволиться. Прекратите постоянно брать работу на дом, хватит думать о ней в своё свободное время. Гигиена труда - это очень важно, так что не стоит ею пренебрегать. Строго-настрого запретите себе сидеть вечером перед телевизором, одновременно проверяя последний отчёт, переписываясь с таким же коллегой-трудоголиком относительно завтрашних планов и тому подобное. Нужно выкинуть из своей спальни всё, что так или иначе связано с работой. Попросту выключайте телефон, когда приходите домой, пусть это станет вашим принципом.


Как уже писалось выше, выгорание приводит к лавинообразному скачку цинизма в человеке и он начинает вести себя как озлобленный на свою жизнь вахтёр подъезда. Если вы никогда не видели такого вахтёра, то попробуйте обратиться в ближайшую городскую поликлинику. Там вы без труда найдёте какого-нибудь врача, в глазах которого ясно прочтёте, как он ненавидит вас и всех остальных, сидящих в очереди, тупых ослов и идиотов. Поэтому, следует принимать цинизм дозированно. Не стесняйтесь время от времени говорить себе "это не моё дело" и прекратите помогать клиенту "сверх нормы". Вы не титан и своё доброе телячье сердце нужно оберегать, чтобы оно не сгорело дотла, превратившись в гадкий огарок, ненавидящий всё живое.

Слышали о нейробике? Пока познакомиться с этим разделом психогигиены. И с психогигиеной в целом. Однообразие и рутина очень вредны для нашего мозга, они буквально убивают в нас саму тягу к жизни. Именно из-за рутины спиваются многие работники заводов, именно из-за рутины так несчастны те, кому приходится работать на конвейере. Внесите что-то новое в свой день, перестаньте ходить одними и теми же маршрутами на работу, пить один и тот же кофе в одно и то же время. Начните заниматься какой-нибудь ерундой, например, почему бы не начать писать левой рукой? Развитие амбидекстрии (равным владением обоими руками) является отличным, рекомендованным профессионалами, средством от повседневной рутины и гармоничного развития обоих полушарий мозга.

Больше времени уделяйте отдыху . В него тоже нужно внести разнообразие. Каждый вечер проводить за сериалами - да это не отдых, а просто ещё одна дополнительная работа. В свободное время думайте о том, чем бы вам хотелось заняться. Читайте материалы о различных видах активного отдыха, познавательные статьи на эту тему. Даже если ничего не приходит в голову сразу, со временем вы загоритесь желанием заняться чем-нибудь "эдаким".

Неплохо будет и увеличить общее количество отдыха , если это возможно. Стоит ли эта суббота тех , что вы получаете за свою переработку? Может, попробовать обойтись без неё, хотя бы пару месяцев? Если не понравится, вернётесь на шестидневку, а пока попробуйте отдыхать по два дня в неделю, ведь ваша психика очень нуждается в этом.

И только если пара-тройка месяцев всей этой терапии никак не помогла, можно начинать искать причины в каких-то объективных факторах. Быть может, уйти с этой работы на новую, действительно окажется удачным решением для вас. Уж точно не стоит загонять себя, в ущерб собственному здоровью. Этого не стоят ни деньги, ни карьера.

«Я эмоционально выгорела на работе» — такой приговор все чаще себе выносят люди. Это становится даже хорошим оправданием частого ухода на больничные или причиной увольнения. Большинство по большому счету не понимает, что такое «эмоциональное выгорание». Раздражение, боль в теле, плохое настроение на работе многие отождествляют с ним.

А на самом деле это тяжелое функциональное состояние, у которого множество побочных эффектов, и чтобы избавиться от них, нужен длительный период восстановления.

Что такое «синдром эмоционального выгорания»?

Синдром эмоционального выгорания — это регресс профессионального развития. Человек испытывает отрицательные эмоции, напряжение, внутренние психологические конфликты, психосоматические реакции от длительного напряжения в работе. Этот синдром испытывают здоровые люди, чья работа связана с интенсивным и постоянным профессиональным общением. Это профессии типа «человек — человек»: работники системы образования, медицинские работники, социальной сферы, сферы обслуживания.

«Эмоциональное выгорание» включает в себя три обязательных симптома:

  • эмоциональное истощение;
  • равнодушное отношение к работе;
  • обесценивание профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение характеризуется чувством усталости от работы. Человек безразличен к обязанностям. Глядя на таких людей, создается впечатление, что у них не осталось сил, чтобы испытывать «настоящие» эмоции.

Равнодушное отношение к работе. Человек общается формально, даже пренебрежительно — и с клиентами, и с партнерами, и с коллективом. В медицинской сфере, сфере образования и услуг, человек лишь поверхностно интересуется запросами и проблемами тех, с кем он работает.

В продажах, например, «выяснение потребностей клиентов» и «послепродажное обслуживание» игнорируются. Это слишком энергозатратно. Все сводится к формальной процедуре: «Хочешь — покупай и плати. Не хочешь — тогда до свидания». Раздражение склонно накапливаться, поэтому неудивительно, что конфликты с клиентами становятся частым явлением.

Обесценивание профессиональных достижений. У человека возникает чувство профессиональной некомпетентности и профнепригодности. Все достижения и успехи в работе обесцениваются. А личные умения и навыки кажутся настолько примитивными, что овладеть ими может и школьник.

Ошибочно принимать раздражение и отсутствие желания ходить на работу за эмоциональное выгорание.

Если работник ощущает отсутствие сил, снижение настроения, нежелание выполнять обязанности, но ему достаточно выходных или отпуска, чтобы прийти в форму, то это обычная усталость. При эмоциональном выгорании человеку требуется длительный период, чтобы восстановиться. Однако после возвращения к работе состояние выгорания обязательно возвращается. Смена рода профессиональной деятельности — часто единственный выход из этого состояния.

Помните, что чувство усталости не сопровождается обесцениваем себя как профессионала, циничным отношением к работе и клиентам, в отличие от эмоционального выгорания. Работник любит свою профессию, ценит себя как специалиста, уважает клиентов, но в конкретный период ему нужен отдых.

Причины синдрома эмоционального выгорания

Индивидуальные особенности личности

Перфекционисты и люди с высоким уровнем притязаний в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию. Эта категория людей, которые стремятся выполнять обязанности идеально и точно в срок, не допуская ошибок. Цели всегда ставят сложные, не ищут легких путей. Если отмечается несоответствие между требованиями к себе и реальным результатом, то самооценка падает, наступает разочарование в себе как в профессионале.

В зоне риска находятся высокотревожные люди и люди, ориентированные на внешнюю оценку.

Люди с высоким уровнем тревожности беспокоятся буквально за каждую мелочь, чрезмерно обеспокоены будущим результатом, строят негативные прогнозы. Жизнь превращается в сплошные волнения.

Люди, ориентированные на внешнюю оценку, считают, что выполняют полезную работу для общества и оценить результаты могут только окружающие. У них нет личных стандартов, по которым можно определить, насколько хорошо или плохо выполнены обязанности. Недобрые отзывы, оценка или взгляд клиентов заставляют их всякий раз сомневаться в своей профессиональной пригодности.

Это специалисты, чья работа связана с ежедневным и интенсивным общением с людьми. Многие компании ставят клиентоориентированность на первое место, требуя от сотрудников индивидуального подхода к каждому, гипервежливости, гиперкоммуникабельности, гиперуслужливости. Все это отнимает много энергии и сил. Более того, клиенты все разные, и угодить каждому не всегда получается.

Рабочие факторы

Отсутствие самостоятельности, морального и материального поощрения, гиперконтроль со стороны руководства, подавление инициативности, вызывают отрицательные эмоциональные реакции у сотрудников. Ведь таким образом руководители тормозят их профессиональное и карьерное развитие.

Такие факторы, как отсутствие хорошо оборудованного рабочего места, комфортных перерывов на обед и отпуска, возможности общения с коллегами, формируют дискомфорт, что в итоге приводит к выгоранию.

Как справиться с «эмоциональным выгоранием»

Шаг 1. Профессиональная саморефлексия

Любое решение проблемы начинается с ее осознания. Человеку важно принять, что работа вызывает отвращение. А далее выяснить причины: что же привело к подобному состоянию? Само содержание работы, компания, руководитель, условия? Когда причина будет понятна, у человека будет четкое представление: решаема ли проблема, как много времени это займет и насколько радикальные меры надо предпринимать.

Шаг 2. Уйти в отпуск/ перейти в другой отдел/ уйти из компании

На мой взгляд, что-то из этого обязательно должно случиться. Важно дистанцироваться от проблемы или на некоторое время, или вовсе. Отпуск, например, это хороший диагностический инструмент, чтобы понять, действительно ли у вас выгорание или просто усталость.

Некоторые компании предлагают возможность перевода сотрудников в аналогичный/ смежный отдел. Обязанности остаются теми же, меняется только окружение. Работа закипела по-новому, есть удовлетворенность и сдвиги к лучшему — значит, проблема была во внешних условиях. Если и на новом месте работа истощает, не приносит удовлетворения и наблюдается вышеописанная триада симптомов — значит выгорание.

Допустим, сходили вы и в отпуск, поработали в другом отделе, а работа по-прежнему истощает и раздражает — меняйте сферу профессиональной деятельности. Возможно, вы состоялись как специалист и нужен карьерный рост.

Или, наоборот, нужен рост профессиональный. Когда набор обязанностей постоянен и предсказуем, вы начинаете их выполнять на автомате. Их периодически нужно расширять и усложнять, чтобы не наступил профессиональный регресс.

Вполне возможно, что вы и не соответствуете по психологическим качествам своей профессии (например, интроверты работают менеджерами по активным продажам, а экстраверты специалисты по выписке первичных документов), то есть профнепригодны. И в этом нет ничего страшного, просто пора заняться действительно своим делом.

Можно предлагать стандартные советы типа: делегируйте обязанности, разделяйте личную и профессиональную жизнь, больше отдыхайте. Но я убеждена, что все это не избавит вас от проблемы выгорания, а лишь создаст временную и иллюзорную попытку ее решения.

Статья подготовлена психологом, специалистом по подбору и развитию персонала Анастасией Тетерук:

«Если вы не можете справиться с проблемными ситуациями на работе, не знаете, как вести себя с начальством или коллективом, не умеете эффективно организовать свой рабочий день, пишите по адресу [email protected]. Я обязательно поделюсь своими рекомендациями и как психолог, и как специалист по персоналу».

Плохое настроение с самого утра, отвращение от одной мысли о работе, равнодушие к новым предложениям и идеям, прокрастинация, ощущение усталости и головные боли стали вашими постоянными спутниками? А ведь еще не так давно вас радовали и профессия, и офис, и коллеги, и даже трудные задачи. Что же произошло? Скорее всего, вы, как и многие другие, стали жертвой недуга, в психологии известного как синдром эмоционального выгорания на работе. Эта беда в последнее время получила весьма широкое распространение.

Признаки синдрома эмоционального выгорания

Главный признак наличия синдрома эмоционального выгорания - постоянная усталость , которая не проходит даже после хорошего сна, выходных или отпуска. Именно она приводит к потере интереса к работе, невозможности выполнять даже самые простые задачи. За чувством усталости следуют другие проблемы: приступы тоски, недовольство собой, бессонница, проблемы со здоровьем.

Нужно быть готовым к тому, что симптомы будут только усиливаться . Вначале постепенно снижается уровень энергии, выходить на работу становится все труднее. Пропадает не только желание сделать что-нибудь значительное, но и выполнять рутинные задачи. Портится самочувствие, учащаются головные боли. Становится труднее засыпать по вечерам и вставать по утрам.

Человек все время чувствует себя уставшим, даже если не выполнял никакой тяжелой работы. Все это сочетается с приступами дурного настроения, недовольством собой и ухудшением отношений с другими людьми. Постепенно снижается иммунитет, обостряются хронические заболевания. В психологии это называют крайней степенью рабочего истощения . У человека развивается депрессия и даже появляются мысли о самоубийстве.

Причины и ситуации, способствующие возникновению эмоционального истощения

Эмоциональное выгорание на работе может быть вызвано одной или несколькими причинами , и список этих причин достаточно обширный. Отчасти именно поэтому синдром эмоционального выгорания встречается так часто. Что же может стимулировать развитие неприятных симптомов?

Монотонность, рутинный характер работы

Это самый распространенный и самый очевидный источник бедствия . Повторяя одни и те же действия изо дня в день, человек чувствует себя героем фильма «День сурка», переставая видеть смысл происходящего.

Напряженный ритм, много трудных или нестандартных задач

Однообразием и скукой здесь не пахнет, но от постоянного использования интеллектуальных и психических ресурсов организма на полную мощность человек способен «сгореть» быстрее, чем от монотонного труда. Месяцы и годы работы по 12−14 часов в сутки без выходных с капризными клиентами и сложными запросами рано или поздно приведут специалиста на больничный по причине физического истощения или на прием к психиатру.

Отсутствие осязаемого результата

С этой трудностью не сталкиваются архитекторы, строящие дома, или модельеры, создающие коллекции одежды, но тем, кто занят в сфере обслуживания, проблема знакома. Нет больших достижений - нет и чувства удовлетворенности от выполненной работы, особенно если руководство и клиенты скупы на похвалу.

Недостаток похвалы

Отсутствие обратной связи может стать причиной большого разочарования. Если не хвалят - работа выполнена плохо? Но и не ругают - значит, хорошо? Но тогда бы похвалили? Или всем безразлично? Люди, оказавшиеся в этой ситуации, не уверены, что им вообще стоит продолжать что-то делать.

Нечеткое распределение ролей и функций

Не все задачи можно прописать в должностной инструкции, поэтому зачастую многие люди вынуждены делать то, что не входит в их обязанности . Бывает и хуже - когда сегодня в твои обязанности это не входит, а завтра - уже входит. А потом наоборот. Попытки угадать, что нужно, а что не нужно делать, держат сотрудников в постоянном напряжении.

Нестабильность и неопределенность

Зная, что завтра ваш завод могут закрыть, а долги по зарплате могут и не выплатить, мало кто захочет работать в полную силу. Но даже если речь идет только о том, дадут ли новую должность, поднимут ли зарплату, заменят ли начальника и не переедет ли компания в новый офис - становится труднее строить планы на будущее, что подрывает рабочий энтузиазм .

Жизнь в мегаполисе

Интенсивный ритм жизни в крупных городах предъявляет большие требования к количеству выполненных за день задач и заставляет расходовать много времени и сил. Переполненный транспорт, очереди в магазинах, высокие цены, шум, недостаток места, маленькие квартиры, высокие цены - все это не способствует душевному спокойствию .

Офис Open Space

Это разновидность мегаполиса, ограниченная рамками офиса. Люди сталкиваются с теми же трудностями: шум, теснота, телефонные звонки, много людей, отсутствие личного пространства и возможности сосредоточиться. Если при этом у сотрудника нет постоянного рабочего места, офис типа Open Space может стать настоящим кошмаром .

Группа риска: кто больше других подвержен выгоранию?

Основные причины синдрома выгорания не зависят от рода занятий. Но люди определенных профессий сталкиваются с этой проблемой чаще остальных.

Некоторые особенности личности располагают к развитию эмоционального выгорания

Это может быть обусловлено неподходящим рабочим ритмом. Кто-то более склонен к выполнению монотонной работы, но плохо переносит режим аврала. Другие успешно работают под давлением, но теряют энтузиазм, когда темп замедляется.

Больше других страдают люди, склонные брать на себя чрезмерную нагрузку, перфекционисты, трудоголики, а также те, кому трудно говорить «нет».

В эту категорию также попадают люди, злоупотребляющие алкоголем или психотропными веществами в ситуациях, когда им необходима поддержка. Со временем они начинают чаще полагаться на эти средства. При отказе от медикаментов они могут испытывать те самые симптомы потери интереса, усталости и равнодушия.

Считается, что в силу своей чувствительности, риску эмоционального выгорания больше подвержены женщины. Действительно, эмоциональное истощение чаще диагностируют у женщин, но причина не в недостатке выносливости.

Во-первых, женщины готовы обращаться за помощью, в то время как для мужчин это социально неприемлемо. Даже если мужчина страдает от синдрома выгорания, учесть это в статистике трудно.

Во-вторых, повседневная женская нагрузка зачастую превосходит мужскую, особенно в том случае, если женщина и работает, и воспитывает детей, и ведет домашнее хозяйство, и ухаживает за пожилыми родственниками.

Подходы к решению проблемы

Обычно людям, страдающим от симптомов эмоционального выгорания, советуют внести в повседневную жизнь радикальные изменения : взять продолжительный отпуск, сменить работу, освоить новую профессию, записаться на консультацию к психотерапевту или психологу.

Все эти способы очевидны, но воспользоваться ими редко получается. В самом деле, если бы вы имели возможность взять длительный внеочередной отпуск, дошли бы вы до такой жизни?

То же самое со сменой профессии и образования. Если нет сил на то, чтобы выйти из дома, сможете ли вы посещать курсы и сдавать экзамены? Те, у кого двое маленьких детей, пожилые родители и ипотечный кредит, вряд ли смогут отказаться от надоевшей, но хорошо оплачиваемой работы, чтобы начать новую карьеру с нуля.

Но это не значит, что не следует брать отпуск, если вы можете его взять. Однако не стоит отчаиваться, если такой возможности у вас нет. Психологи советуют начать с простых изменений, которые тоже могут существенно облегчить жизнь.

Эмоциональное выгорание у матерей

Все вышеперечисленные факторы развития синдрома выгорания характерны не только для рабочих ситуаций. Зачастую те же признаки испытывают молодые родители, особенно матери, которые проводят декретный отпуск дома с ребенком. Почему так происходит?

Проводя большую часть времени дома с малышом, женщины сталкиваются с недостатком общения во внешнем мире, а также с недостатком разнообразия досуга. Если ребенок к тому же постоянно требует внимания, на что-то другое просто не остается времени. Бытовые заботы поглощают человека целиком. Но если сотрудник предприятия может взять отпуск или уволиться, то родитель так поступить не может. Поэтому он или она начинает относиться к ребенку равнодушно, переставая испытывать радость от заботы о нем, прогулок, кормления и купания. Но равнодушие - это еще полбеды, дело может дойти до психологического или физического насилия.

Сам факт эмоционального выгорания у женщины в декрете часто замалчивается, ведь говорить о своем недовольстве жизнью из-за появления ребенка не принято - что бы ни случилось, нужно быть спокойным, собранным, не жаловаться и не раскисать. Многие матери не находят поддержки ни у супруга, ни у подруг. Женщина может и сама огорчаться, считая себя плохой матерью , не любящей своего ребенка.

Чтобы предотвратить эмоциональное выгорание, рекомендуется равномерно распределять обязанности по уходу за ребенком между обоими родителями. Если первый год жизни с ребенком обычно проводит мама, отец может взять отпуск по уходу за малышом на второй год, а мама выйдет на работу. Но и тот из родителей, кто в данный момент работает, должен брать на себя часть обязанностей по воспитанию, освобождая для второго супруга личное время.

Эмоциональное выгорание